Не могу оставаться равнодушной, слушая рассказы дедушки о своем крае.
Это и воспитывает во мне понятие «тоонто нютаг». Тугнуйская долина …
Вложение | Размер |
---|---|
moy_ded_-nastoyashchiy_patriot_tugnuyskoy_doliny.docx | 33.26 КБ |
Министерство образования Республики Бурятия
Комитет по образованию города Улан- Удэ
МАОУ Лингвистическая гимназия №3
XI Республиканская научно-практическая конференция
Учащихся 5-6 классов
«Серебряная альфа»
Номинация :»История родного края»
Тема:
“ Мой дед- Дабажалсанов Дмитрий
Чимитович - настоящий патриот Тугнуйской долины ”
Работа ученицы 6 г класса
Дабажалсановой Ира
Руководитель Пурбуева Х.Б.
Учитель бурятского языка
Тел
2017 год
Оглавление
Введение
Глава I. Моя родная Бурятия
Глава II. Практическая часть.
1.История маленького села Зандин
2 Мой дед –настоящий патриот Тугнуйской долины
Заключение
III Буду продолжать дело деда Дабажалсанова Дмитрия Чимитовича.
I Введение.
Мой родной край – Бурятия… Люблю ли я его? Знаю ли? Говорить голословно о любви – неблагодарное дело… Наверно, подтверждением моей искренней, настоящей любви к родному краю будет рассказ о нем.
Бурятия… Неповторимый, уникальный, не похожий на другие край. Здесь все свое, особенное… И если Россия в моем сознании связывается с терпением, то Бурятия – это прежде всего ВЕРА. Вера в Сокровенное Учение. Вера, которую не сломили ни известные всем годы, ни новомодные евро-американские веяния. Великое мое уважение вызывают люди, которые в наш XXI-й, век расхристанности и безверия, живут, придерживаясь канонов Будды: верить, почитать, не грешить. Она, вера, определила и многовековые духовные традиции и ценности. Это и уважение, если не сказать почитание, старших по возрасту. Это и трепетное отношение к Огню – символу вечности. Это и преданность семейному очагу. Это и достойная подражания тяга к учению, образованию, культуре. Это и сохранение истории своего народа. Это и толерантность по отношению к людям других национальностей. Бурятия – это культура. Этническая, колоритная, самобытная .Знание культуры ,обычаи способствует преумножению социального и культурного наследия, нацеливает людей на добрые дела и поступки. Нет, не фанатичная, а искренняя, открытая, от души, делающая человека лучше, добрее.
…..Мелодичные, протяжные, раздольные, как бурятские степи.
Не могу оставаться равнодушной, слушая рассказы дедушки о своем крае.
Это и воспитывает во мне понятие «тоонто нютаг». Тугнуйская долина …
Бурятия – это люди. Тоже разные. Талантливые, как поэт Дондок Улзытуев, писатель Хоца Намсараев, певец Ким Базарсадаев, композитор Юрий Эрдынеев, балерина Лариса Линховоин, как Человек Года кардиохирург Еши Цыбиков и многие-многие другие. Трудолюбивые, как тысячи моих земляков - передовиков производства, животноводов, растениеводов, предпринимателей, педагогов… Смелые и отважные, как Герои России Михаил Паньков и Алдар Цыденжапов. А еще отзывчивые и гостеприимные. О радушии моих земляков ходят легенды. Уверена: ни один человек, большой или малый, посетив наш край, не уехал обделенным бурятским радушием и гостеприимством. Восхищаюсь этими людьми, горда своей причастностью к ним. Остается только держать марку: быть хотя бы в чем-то похожей на них… Я хочу рассказать о своем дорогом человеке –дедушке ,который во мне воспитывает любовь к родной земле .
Цель моего исследования : Повысить интерес к изучению истории родного края.
Задачи: 1)Воспитать любовь и уважение к малой родине, ее историческому прошлому, предкам;2)Вызвать чувство гордости за своих предков;3)Развивать чувство национального самосознания, веры и гуманизма;4)Воспитание духовной нравственности.
И мое исследование посвящено моему родному человеку-дедушке –Дабажалсанову Дмитрию Чимтовичу.Дела и мысли дорогого человека неразрвыно связаны с историей родного края – Тугнуйской долиной.
История Тугнуйской долины –это трудолюбивые труженики,ветераны Великой отечественной войны,исторические достопримечательности (дацаны,храмы) ,история каждой семьи.
II История маленького улуса Зандин.
Тугнуйская долина (Мухоршибирский район ,село Зандин ) – это Родина моего дедушки Дмитрия Чимитовича.Я с дедом много раз была в Зандине. Тугнуйская долина……Эти бескрайние степи,эта деревня моих родных. Я в космосе не была, но закрываю глаза и вижу кустики почти что легендарной ая-ганги, простенькие в своей красоте склоны, лиловые от цветущего рододендрона, чувствую уморительный запах расцвеченных черемуховых зарослей, испытываю горечь мангира… А еще - мечтаю оказаться на лугу летом… Чтоб пахнул в лицо пряный аромат лугового разнотравья: горькой полыни, по-девичьи невинно закрасневшейся сараны, душистого клевера… Чтоб услышать стрекот кузнечиков, другой покосной живности и увидеть трепет былинки на ветру. Чтоб раскинув руки, упасть в мягкую траву и увидеть небо моей Родины, моей Бурятии…Тугнуйской долины..Все это во мне воспитали мои родные :дедушка и бабушка,родившиеся в Зандине. А я сама родилась в городе ,посещала детский сад ,сейчас учусь в лингвистической гимназии №3.
В широкой Тугнуйской долине расположился маленький улус Зандин, в котором осталось 13 дворов…А история улуса уходит корнями в глубокую древность. В конце 13 века хори-буряты оказались в Китае по воле внука Чингис-хана Хубилая. Он, завоевывая огромный Китай, в целях колонизации страны призвал туда многие монгольские племена, в том числе и хори-бурят.
В 2015 году мой дед, Дабажалсанов Дмитрий Чимитович - настоящий патриот Тугнуйской долины, вместе со своими земляками, решил воздвигнуть Мемориал посвященный солдатам Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг..
На благородных мраморных плитах высечены имена и фамилии 84 земляков не уронивших честь родного улуса в тяжкие годы сражения с врагом. В годы войны в улусе Зандин колхоз под названием «Комсомол» гремел породистыми конями, сотни лошадей зандинцы отправили на фронт.
В 2015 году мой дед, Дабажалсанов Дмитрий Чимитович - настоящий патриот Тугнуйской долины, вместе со своими земляками, решил воздвигнуть Мемориал посвященный солдатам Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.. На благородных мраморных плитах высечены имена и фамилии 84 земляков не уронивших честь родного улуса в тяжкие годы сражения с врагом. В годы войны в улусе Зандин колхоз под названием «Комсомол» гремел породистыми конями, сотни лошадей зандинцы отправили на фронт.
Б)история села Зандина в истории родного края.
В 1613 году хори-буряты покинули территорию Китая, они расселились на землях своей прежней родины-по Забайкалью.
В моем родном Мухоршибирском районе на конечном уступе хребта Шэлэ первый улус основал человек с воинским званием «Занги»(командир сотни). К сожалению имя его не сохранилось в памяти сторожилов улуса. Со временем улус стали называть Зандином и речка-приток Тугнуя-также стала носить это название-рассказывает деятель науки Республики Бурятия известный краевед Вдадимир Будаевич Цыбикдоржиев. Самое примечательное событие в истории улуса-это возникновение здесь первого дацана хори-бурят. В исторических летописях об этом описано очень достоверно. Согласно данным известных бурятских летописцев в начале 18 века в Бурятию прибыли 150 тибетских и монгольских лам. Так, Вандам Юмсунов в 1875 году в своей книге «История происхождения 11 хоринских родов» пишет, что «в 1712 году прибыли из Тибета 150 лам, они соединились с селенгинским и хоринским народом и были приписаны к каждому в отдельности роду. Они были весьма учены, помощь с их стороны учением и врачеванием была признана исключительно плодотворной, и был подан доклад с приложением их именных списков на величайшее правительственное усмотрение относительно возможности утверждения их в число лам. В следствие этого, милосердием её величества императрицы Елизаветы Петровны все 150 лам были утверждены в штат. Они были освобождены от всех податей и повинностей. С этого времени поднялся авторитет лам, и они стали пользоваться большими привилегиями и льготами. »(бурятские летописи Улан-Удэ, 1995г. В. Юмсунов стр. 43).
При распределении прибывших лам по бурятским землям в старинный тугнуйский улус Зандин, были направленны двое лам-тибетцев: Эмчи Гэсэл лама и Урумчи Гэсэл лама. Об этом пишут и летописцы. Так, в летописи Тугултура Тобоева написано: « На притоке Тугнуя в улусе Зандин построили два деревянных дацана и исполняли религиозные учения, но позже в 1750 годах те два дацана соединили, перенесли на приток Тугнуя - Сулхару». Новому дацану дали название Сураблин, утвержденный 12 марта 1773 года за №606 Иркутским и Колыванским губернатором Брилем. Его первым ширетуем был Лубсан Сампил. Местные старожилы склонялись к тому, что он был одним из первых двух тибетцев .
в) история Тугнуй-Галтайского дацана.В связи с распространением буддизма число его приверженцев среди хори-бурят росло. Месторасположение единственного хоринского дацана не соответствовало своему первому назначению, он находился в стороне от большинства хоринцев на самом правом краю их обитания. Поэтому хоринское руководство приняло решение перенести его в центральную часть проживания хоринцев, чтобы привлечь более широкий круг людей к новой вере. Существует легенда, что место было выбрано где-то за нынешней Петровск-Забайкальский. Но при переезде на новое место в устье притока Тугнуя - Галгатай у первого груженного воза сломалась тележная ось и суеверные тугнуйские буряты решили, что это повеление свыше и в 1786 году воздвигли дацан на этом месте, под названием ДашиЧойнхорлинг. Из Зандинского дацана вышли Тугно-Галтайский, Цолгинский и Шибертуйский дацаны, назначались ширетуи во вновь открывающиеся дацаны.
Когда в 30-е годы ушедшего столетия, гонениям подверглась вся религия, стали закрываться церкви и храмы, печальной участи не избежал и Тугно-Галтайский дацан, его богатейший фонд был разграблен. Часть имущества попала в Антирелигиозный музей Бурятии, другая – увезена в Центральный Антирелигиозный музей Москвы и Музей истории религии и атеизма АН СССР. Так, в отчете экспедиции написано, что « по Галтайскому дацану отобраны большие статуи бурханов, деревянный макет дацана, фигура льва на постаменте и т.д.». Само здание дацана, сумэ и дуганы были разрушены, использованы в качестве школ, больниц и изб-читален в русских селениях и бурятских улусах. Так исчез шедевр буддийской архитектуры в Тугнуйской степи, разграблено и растащено всё богатство, собранное по крупицам тугнуйскими бурятами в течении двух веков. Многие тугнуйцы помнят, как на территории дацана долгие годы валялись предметы культа, остатки священных книг и разные буддийские атрибуты. От Цолгинского дацана осталась одна стена, в настоящее время идет строительство дацана.
Еще одним местом притяжения в улусе, является старинная ступа, на месте первого дацана хори-бурят, которая сохранилась в первозданном виде Спустя 285 лет в Зандине снова заработали мастера-строители. В 2017 году в апреле месяце с благословения Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева был заложен фундамент для будущего дугана.
В ходе строительства дугана большую финансовую и информационную поддержку оказывала генеральный директор издательского дома Информ Полис, уроженка улуса Зандин - Дагаева Соелма Баяртуевна.
Дуган построен ровно за один год.19 августа Зандинский дуган распахнул свои двери перед верующими. Инициатором строительства дугана является Дмитрий Чимитович Дабажалсанов-ветеран МВД-мой дед.
Освещение дугана стал большим народным праздником. На открытии собралось около 2,5 тясяч людей со всей этнической Бурятии, где прошел большой молебен (Равнай Дугана). Культурная и спортивная программа была очень насыщенной. Специально к открытию дугана были построены: концертный зал под открытым небом на 1000 мест, ипподром, лукодром и площадка для борцов. Во всех начинаях дедушки были мы все :семья ,внуки.И у меня вовзникли вопросы .Как это сохранить ,как это рассказать моим друзьям.С этой целью провела анкетирование среди своих друзей.
Я провела исследование и провела анкетирование среди своих друзей.:1.В каких селах вы были ?
Из 34 учеников : 16 были ,10 ездили только на аршаны сродителями
8 учеников не были в районах
2) Какие дела своих родителей знаете ?
Из 34 учеников : 18 знают ,10 слышали ,но не вникали ,6 учеников не знают
3) какие достопримечательности Республики вы посещали :
Из 34 учеников : 19 уч посещали Иволгинский дацан,музеи ,10 уч были вмузеях республики,5 учеников не были и не знают .
4) какую помощь мы можем оказать Республике :
А)рекламировать – 15 уч
Б)защищать природу -18 уч
В) знать и беречь- 28уч
5) Какой представляешь Бурятию через 20 лет?
А) богатой -20 уч
Б) развитой- 25
В) не знаю-4 ученика,не думал
6) Что ты расскажешь ровесникам –иностранцам
А) Байкал – 27 учен.
Б) Иволгинский дацан- 18 учен
В) Увезу в районы Бурятии -16 учеников
Итоги анкетирования будем использовать при проведений мероприятий,экскурсии .Все со мной согласились и решили изучать историю своих родственников ,своей семьи и историю Бурятии. Будем все вместе делать все для процветания нашей любимой Бурятии
III Заключение
Вывод :Мой дедушка Дмитрий Чимитович- настоящий патриот своего края.
Он построил не только дацан, но и обустроил исторически-значимый старинный субурган, отремонтировал клуб, очистил и облагородил родник. О моем дедушке очень точно сказал журналист Владимир Ширапов: «Это человек на лице которого лучами еле заметных морщин отразилась вся история седого Тугнуя. Порывистый, как степной ветер. Неутомимый, как хара хулhэ адхаhан хулэг. Яростный, как рев медведя в окрестных сопках. Добрый, как могут быть добрыми истинно сильные люди. Этот внутренний стальной стержень чувствуется абсолютно во всем. Как весной сквозь усыхающий снежный наст робко, но неумолимо тянется к солнцу ургы-сэсэг(подснежник), так и в душе ушедшего в отставку зандинца начала зреть боль за угасающий, как фитилёк Зула(буддийская лампада) родной улус. Он молился у самого старинного субургана Бурятии, чудом уцелевшего на месте первого дацана хори-бурят.
Молитва подняла в нем дух. Дмитрий Дабажалсанов решил возродить субурган и со свойственной ему решимостью напрочь перекопал хаотичные проселочные дороги, топтавшие святое место и проложил одну столбовую дорогу к своему улусу. Дорогу, ведущую к сердцу его жизни отметил сэргэ(коновязи). Они заметны в любое время года. Тогда уже в пылающем сердце и холодном разуме Дмитрия Дабажалсанова был построен Дуган. Святыня, родившаяся в сердце обрела материальное и величественное воплощение ровно через год. Об освещении и торжественной церемонии открытия Зандинай Дуган 19 августа 2017 года рассказали все средства массовой информации. Потому что событие получилось не только торжеством внутрихоринского масштаба. Приехали представители всех племенных групп со всей этнической Бурятии, казаки и семейские со всех окрестных сел. Порыв духа Дмитрия Дабажалсанова вселил уверенность, что малые села имеют право на будущее.»
Такие люди ,как мой дед ,поднимают малые села,бескорыстно помогают всем кто нуждается,показывает пример молодежи ,как любить и помогать нуждающим.Для меня поступки ,дела дедушки яркие примеры для подражания и воспитывают любовь к Родине.Я дальше буду продолжать дела деда Дмитрия Чимитовича.
Люблю свой край родной, свою малую Родину,люблю дорогого дедушку Дмитрия Чимитовича.Горжусь его делами ,его добросердечностью ,бескорыстием.Это не громкие слова. В них – мое взросление. В них – гордость от осознания причастности к великой Родине.
Список использованной литературы:
1Бабуева В.Д. В ремесле поет душа народа. 1990,
3Батуева И. Б.Этническая история и культурно-бытовые традиции бурят. 1994,
4Будаев Ц.Б. Адекватные пословицы и поговорки разных народов Улан-Удэ 1962 г
5 Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии –М. 1991
6 Викторова Л.Л. Быт бурят в прошлом и настоящем 1980,
7ВасильеваМ.С.Этническая педагогика бурят Улан-Удэ 1998,
8ВяткинаК.В Культ коня у монгольских народов1968
9ГерасимоваК.М.Традиционная культура бурят Улан-Удэ 2000,
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Рисуем кактусы акварелью
Н. Гумилёв. Жираф
Никто меня не любит
Рисуем ананас акварелью