Проект «Осторожно, слова-паразиты!» рассматривает важную проблему русского языка. Судьба русского языка не может оставить равнодушным ни одного современного человека. Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи речевых паразитов нарушает чёткое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.
Практическая значимость проекта состоит в том, что он привлекает внимание к проблемам русского языка, даёт рекомендации для снижения риска появления слов-паразитов в речи окружающих. Также работа может быть использована на уроках русского языка, во внеклассных мероприятиях, библиотечных уроках, на занятиях кружка.
Результаты подтвердили, что чаще всего слова-паразиты используются людьми из-за небольшого словарного запаса, неподготовленности речи. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать люди, не имеющие проблем с речью. Слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания.
Если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С. Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Сделать свою речь красивой может только тот, кто этого хочет, кто думает и о своём будущем, и о будущем русского языка.
Вложение | Размер |
---|---|
project_s11_vinyavskaya_arina.docx | 840.46 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя школа № 11»
Номинация «Лучший речевой проект первоклассника – 2018»
Тема проекта: «Осторожно, слова-паразиты!»
Автор: Винявская Арина Александровна,
класс 1 Б
Руководитель: Филиппова Людмила Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Нижневартовск, 2018
Аннотация
Проект «Осторожно, слова-паразиты!» рассматривает важную проблему русского языка. Судьба русского языка не может оставить равнодушным ни одного современного человека. Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи речевых паразитов нарушает чёткое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.
Практическая значимость проекта состоит в том, что он привлекает внимание к проблемам русского языка, даёт рекомендации для снижения риска появления слов-паразитов в речи окружающих. Также работа может быть использована на уроках русского языка, во внеклассных мероприятиях, библиотечных уроках, на занятиях кружка.
Результаты подтвердили, что чаще всего слова-паразиты используются людьми из-за небольшого словарного запаса, неподготовленности речи. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать люди, не имеющие проблем с речью. Слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания.
Если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С. Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Сделать свою речь красивой может только тот, кто этого хочет, кто думает и о своём будущем, и о будущем русского языка.
Паспорт проекта
Тема проекта: «Осторожно, слова-паразиты!»
Образовательная область: речевое развитие.
Цель исследования: выявление наличия слов-паразитов в речи окружающих людей и привлечение их внимания к своей речи.
Задачи исследования:
1. Определить значение термина «слова-паразиты».
2. Выяснить причины употребления слов-паразитов в речи.
3. Определить характеристику человека, употребляющего речевые паразиты.
4. Исследовать речь обучающихся на наличие слов-паразитов.
5. Исследовать речь учителей.
6. Исследовать речь телеведущих.
7. Охарактеризовать наиболее употребляемые речевые паразиты и разбить их на группы.
8. Выработать рекомендации и советы по борьбе с языковыми вирусами и выпустить буклет-памятку «Избавимся от слов-паразитов!»
Сроки реализации: октябрь 2017 г. – февраль 2018 г.
Конечный результат.
1) Выводы по исследованию: гипотеза исследования подтвердилась. Было сделано многое, чтобы привлечь внимание окружающих к вредной привычке употребления слов-паразитов в своей речи. В результате, после нашего выступления на школьной конференции замечено, что ученики стали более внимательны к своей речи. Они стали по-доброму делать замечания друг другу и следить за своими высказываниями. Многие ребята предлагали интересные советы по борьбе с языковыми вирусами. Надеемся, что и в дальнейшем они будут более внимательны к своей речи и их речь станет чище.
2) Продукт: проведя исследование и доказав, что слова-паразиты засоряют нашу речь, вашему вниманию предлагаются рекомендации и советы по борьбе с речевыми паразитами, а также буклет-памятка «Избавимся от слов-паразитов!»
План работы
1 этап (октябрь 2017 года): осуществление анализа литературы по проблеме; определение цели, задач, объекта, предмета исследования, гипотезы, составление плана работы.
2 этап (ноябрь – декабрь 2017 года): систематизация материала, исследование проблемы.
3 этап (январь – февраль 2018 года): оформление результатов исследования, выступление на научной конференции в школе.
Описание работы
Вы... это самое... того...
Когда вы говорите,
То значит, это... как его...
Ну, в общем, не тяните...
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
А. Шибаев
Свою работу над проектом я начала именно с этого стихотворения. Не правда ли, трудно понять человека, который так говорит?
Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но, оказывается, и нормальные слова могут «загрязнять» язык. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. И называются они слова-паразиты.
1 этап работы над проектом– теоретический.
Я проанализировала литературу по теме; определила цель, задачи, объект, предмет исследования, выдвинула гипотезу.
Цель исследования: выявление наличия слов-паразитов в речи окружающих людей и привлечение их внимания к своей речи.
Задачи исследования:
Объект исследования: речь окружающих людей.
Предмет исследования: употребление в речи окружающих слов-паразитов.
Гипотеза: предположим, если привлечь внимание окружающих людей к вредной привычке употребления слов-паразитов, то, возможно, они будут более внимательны к своей речи и их речь станет чище.
В литературе встречаются разные термины: «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова».
Если задуматься, что же такое слова-паразиты… Для определения этого понятия я обратилась к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и вот, что выяснила: паразит – это организм (растение, животное), питающийся за счет другого организма и вредящий ему (например, грибы-паразиты, насекомые-паразиты).
Итак, познакомившись с этим определением, пришла к такому выводу, что слова-паразиты питаются нашей речью и вредят ей. Как говорится, врага надо знать в лицо. То, что слова-паразиты — это враги современного человека, всем понятно.
Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!
Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.
«Кстати» говорит, как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Они склонны многие свои дела и обязанности перекладывать на других.
«Вообще-то» – словечко людей неуверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
В результате, все используемые в речи слова-паразиты характеризуют человека не с лучшей стороны.
Проводя исследование, я решила выяснить, употребляют ли в своей речи слова-паразиты, ученики нашей школы и какие слова-паразиты присутствуют в их речи.
Для этого я наблюдала за речью исследуемых и вела дневник наблюдений. Очень часто на уроках я замечала: каждый раз, вставая из-за парты для ответа или выходя к доске ребятам приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Ученикам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. Вот я и решили выяснить, что знают сами дети об употреблении таких слов? Для проведения исследования была составлена анкета «Слова-паразиты в нашей речи» (Приложение I), проведен эксперимент «Частота употребления слов–паразитов». В анкетировании принимали участие ученики 4 А класса МБОУ «СШ № 11» (25 человек). Результаты анкетирования «Слова – паразиты в нашей речи» (Приложение II).
В итоге пришла к следующим выводам. Школьники очень много используют в своей речи слов-паразитов. В качестве слов-паразитов чаще всего выступают частицы: вот, ну, так, да, как бы. Различные части речи: конечно, наверное, вероятно, кажется, вообще-то, в общем-то, в принципе, допустим, типа, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать, кстати, это, это самое, как его.
Итак, использование слов-паразитов характерно для речи людей, которые недостаточно владеют языком, с бедным словарным запасом.
Как я уже выяснила, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом, поэтому решила проверить истинность этого утверждения, наблюдая за речью наших учителей. И вот к каким результатам пришла. Сами учителя признались, что слова-паразиты присутствуют в их речи. В речи других они их тоже замечают. Чтобы их речь была чище, педагоги стараются бороться со своим недостатком: следят за своей речью, избегая употребления лишних слов. Это характеризует наших учителей как высокообразованных, культурных людей. Наблюдения за речью отдельных учителей оказались очень интересными для меня, так как в их речи я на самом деле заметила присутствие некоторых слов-паразитов. В основном это звуки-паразиты. Чаще всего эти звуки, такие как «э-э-э», «а-а-а», «м-м-м», мы слышим их во время объяснения нового материала на уроке. Смею предположить, что это определённая хитрость со стороны учителей. Понимая, что учеников эта заминка в речи заставляет следить за ходом мысли и подсказывать в нужный момент подходящее слово, они специально пользуются такими звуками. Возможно, наши педагоги в свободном общении друг с другом и страдают речевым паразитизмом, но перед нами они стараются следить за своей речью. Этому обязывает их профессия.
В результате пришла к выводу: нельзя упрекнуть учителей в ограниченности кругозора и бедности языка. Хотя и в небольшом количестве, но слова-паразиты в их речи обнаружены.
Речевые паразиты в речи телеведущих.
Сейчас я решила выяснить, злоупотребляют ли словами-паразитами знаменитые ведущие российского телевидения. В течение двух месяцев моя семья просматривала популярные передачи на центральных каналах телевидения и отслеживала употребление этих сорняков в речи известных телеведущих, популярных артистов, певцов и других известных людей. Бесспорным лидером в употреблении слов-паразитов оказался ведущий передачи «Прямой эфир» Андрей Малахов и его гости. Проанализировав десять программ, установлено, что наиболее часто в них было употреблено слово-паразит «ну» (145 раз) и «вот» (171 раз). В разы реже слышатся следующие за ними – «как бы» (37 раз), «значит» (35 раз), «там» и «понимаете» (по 18 раз).
Представляете, что интересно! Эталон культурной речи без слов-паразитов у телеведущих Первого канала программы «Время» и «Новости»: Екатерины Андреевой, Виталия Елисеева, Анны Павловой, Ларисы Медведской и др. Речь телеведущих канала «Россия 1» также является эталоном. Их речь может служить образцом культурной речи, на которую можно ориентироваться в стремлении говорить правильно, т. к. культура – это неотъемлемая часть современного общества, и, чтобы быть его полноценным членом, нужно быть культурным человеком.
Итак, не все телеведущие имеют речь без сорняков. Наша молодёжь, как губка, впитывает словечки известных телеведущих, считая их современными. Поэтому речь телеведущих программ «Время» и «Новости», служит образцом не только для подрастающего поколения, но и для всех окружающих людей.
Характеристика наиболее употребляемых речевых паразитов и их классификация.
Наблюдая за речью окружающих, я решила классифицировать слова-паразиты по разным признакам. В качестве слов-паразитов чаще всего выступают различные части речи. А какие бывают части речи, я узнала от учительницы.
Частицы: вот, ну, пожалуй, так, да, просто и прямо, как бы. Вводные слова: конечно, наверное, вероятно, стало быть, так сказать, допустим, значит, короче. Местоимения: это, это самое, как его. Звуки: «э-э-э», «а-а-а», «м-м-м». Обращения – паразиты: «Киса», «Зайка», «Малыш». Слова – паразиты на букву «Ё»: «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё». Далее мы классифицировали слова-паразиты с точки зрения их функционального значения (Приложение III).
Таким образом, используемые в речи слова-паразиты можно охарактеризовать и разделить на группы по разным признакам.
3 этап работы над проектом – оформление результатов исследования, составление рекомендаций по борьбе с речевыми паразитами, разработка буклета-памятки «Избавимся от слов-паразитов!», выступление на научной конференции в школе.
Конечный результат
Наконец-то пришло время сделать заключение по проведённому исследованию. Результаты подтвердили, что чаще всего слова-паразиты используются людьми из-за небольшого словарного запаса, неподготовленности речи. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать люди, не имеющие проблем с речью. Слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Было сделано многое, чтобы привлечь внимание окружающих к вредной привычке употреблять слова-паразиты в своей речи. В результате, после моего выступления на школьной конференции я заметила, что ученики стали более внимательны к своей речи. Они стали по-доброму делать замечания друг другу и следить за своими высказываниями. Многие ребята предлагают интересные советы по борьбе с речевыми паразитами. Надеюсь, что и в дальнейшем они будут более внимательны к своей речи и их речь станет чище.
Русский язык является родным миллионам жителей России, на нём говорят люди различных национальностей, населяющих её территорию. Мы стараемся в совершенстве овладеть иностранными языками, а к своим корням равнодушны! Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Поэтому можно с уверенностью сказать: «Осторожно, слова-паразиты!» Необходимо объединить наши усилия для борьбы с ними.
В перспективе, решила написать заметку в газеты «Местное время» и «Варта», чтобы привлечь внимание к этой важной проблеме всех, кто ценит и любит русский язык.
Я уверена, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С. Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Сделать свою речь красивой может только тот, кто этого хочет, кто думает и о своём будущем, и о будущем русского языка.
Продукт проекта: проведя исследование и доказав, что слова-паразиты засоряют нашу речь, вашему вниманию предлагаются рекомендации и советы по борьбе с речевыми паразитами (Приложение IV) и буклет-памятка «Избавимся от слов-паразитов!» (Приложение V).
Список используемых ресурсов
1. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 2001.
2. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке) – М., 2005.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Д. Шведовой – 24-е изд. перераб. и доп. – М., 2000.
4. Сиротинина О.Б. Современная русская разговорная речь и ее особенности. – М., 2004.
5. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. М.: Просвещение, 2005.
Интернет – ресурсы
Приложение I
Анкета «Слова-паразиты в нашей речи»
1. Какие слова-паразиты вы употребляете в своей речи?
2. В каких случаях ты произносишь или слышишь эти слова?
3. Как Вы думаете, почему люди употребляют в речи слова-паразиты?
4. Считаете ли вы, что слова - «паразиты» нужно искоренять из русской речи?
5. Каковы способы борьбы со словами – паразитами?
Приложение II
Результаты анкетирования «Слова – паразиты в нашей речи»
Приложение III
Классификация слов-паразитов
Слова-паразиты мы разделили на пять групп. Первая группа слов отражает наши эмоции. Главная их особенность заключается в том, что они позволяют одним словом выразить несколько эмоций. Например, удивление и радость, возмущение и огорчение, что очень популярно в подростковой среде. Это слова реально, собственно говоря, ёклмн, обалдеть и другие.
Вторая группа – это матерные слова. Некоторые сегодня пытаются узаконить мысль, что сквернословие – глубоко русская традиция, национальная особенность и даже гордость народа. Многие дети, стараясь выглядит взрослыми, сквернословят. Им необходимо понять, что сквернословие – свидетельство деградации человека: умственной, чувственной и моральной.
Третья группа – это слова-обзывательства. Такие обидные слова, с помощью которых можно обидеть или оскорбить собеседника (гад, тормоз, ёшкин кот).
Четвёртая группа - вопросительные слова служат для уточнения информации. Например, чё, чево, реально и др.
И наконец, пятая группа слов, слова, связанные с припоминанием. Они служат для сокращения и ускорения речи. Это действительно паразиты. Они засоряют нашу речь, зачастую препятствуют взаимопониманию собеседников. Это слова типа, значит, короче, да, э-э, это самое, это, м-м-м, а-а-а, как бы, это самое, стало быть, так, ну-у-у, прикинь и др.
Приложение IV
Рекомендации и советы по борьбе со языковыми вирусами
1. Для начала запишите любой ваш диалог или монолог на диктофон. Десяти-пятнадцати минут будет достаточно. Затем прослушайте – все ли ваши слова несут информацию или хотя бы эмоцию? Интересно ли вас слушать? Наверняка, что-нибудь из «горячей десятки» слов-паразитов вы у себя точно подметите.
2. Ведите разъяснительную работу среди детей и взрослых.
3. Начните возвращать словам их смысл и не произносите их бездумно, а каждый раз вспоминайте, что каждое из них означает.
4. Попробуйте заменить слова-паразиты каким-нибудь звуком, как это делается с нецензурными словами на ТВ.
5. Наказывайте себя штрафом за каждое сказанное слово-паразит в виде приседаний или ограничений в сладком.
6. Устройте «День паразита». Целый день (предпочтительно выходной) объясняйтесь только с помощью слов-паразитов, что в конце концов приведёт к пониманию их бесполезности.
7. Читайте больше – это обогатит ваш словарный запас!
8. Употребляйте в своей речи чаще русские пословицы, поговорки и фразеологизмы!
Вывод: сделать свою речь красивой может только тот, кто этого хочет, кто думает и о своём будущем, и о будущем русского языка.
Приложение V
Буклет «Избавимся от слов-паразитов!»
Зимняя сказка
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Лиса и волк
Швейня
Всему свой срок