Более 100 лет Никольский храм украшает наш город, но к сожалению, никто не знает полной истории его существования. Мы предположили, что самостоятельное исследование этого вопроса поможет задуматься над проблемой сохранения памяти исторического прошлого Льговского края не только нас, но и наших сверстников.
Вложение | Размер |
---|---|
ot_hrama_do_sobora._svyato-nikolskiy_sobor.2017.docx | 585.16 КБ |
Курская область, город Льгов
«История Николаевской церкви:
от храма до собора»
Автор(ы): Букреева Дарья
Поветкина Дарья
Духовно-просветительский центр Никольского собора г. Льгова
Руководитель: Остроухова Марина Георгиевна,
педагог дополнительного образования
Курск - 2017
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. История строительства Никольского храма…………………………....7
Глава 2. Борьба за выживание………………….………………………………….11
Глава 3. В годину лихолетья………………………………………..……………. 16
Глава 4. Святитель Отче Николае, моли Бога о нас!.............................................17
Заключение………………………………………………………...………………..19
Примечания ……………………………………………………………………….. 19
Библиография ……………………………………………………………………. 20
Введение
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Храм - это святое место, без которого русский человек не может существовать. «В течение всей нашей истории храмы строились в самых красивых местах. И что было бы, если бы наши благочестивые предки поступали иначе? У нас бы вообще страна была бы безликая». Эти слова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл произнёс в октябре 2016 года, выступая перед участниками фестиваля «Вера и Слово». «Это действительно красота, это лицо страны, это лицо народа, оно отражает культурную традицию и, кроме того, украшает пейзаж» - сказал Патриарх.
Каждое воскресенье, спеша на занятия в воскресную школу мы оказываемся рядом с «сердцем» нашего родного города – Свято – Никольским собором. Наш храм отличается особой красотой и величественностью. Честно признаться, до недавнего времени мы не знали о нём практически ничего. А ведь, сколько разных событий и испытаний он повидал за годы своего существования?
Сколько лет нашему храму? Мы задали этот вопрос руководителю Молодёжного клуба Никольского собора клирику иерею Александру Селихову. Батюшка ответил: - «Чуть больше 100». Точного ответа он не знал, так как не сохранились метрические книги нашего храма.
Мы решили попытаться ответить на этот вопрос самостоятельно. Так родилась идея нашей исследовательской работы.
Актуальность проекта:
В наше время очень актуальна тема изучения истории своей малой родины. Мы, нынешнее поколение, не знаем, да и порою не хотим знать её. Мы равнодушно смотрим, как разрушаются культурные ценности, которые находятся перед нашими глазами. Просто думаем, что так как сейчас будет всегда.
Более 100 лет Никольский храм украшает наш город, но к сожалению, никто не знает полной истории его существования. Мы предположили, что самостоятельное исследование этого вопроса поможет задуматься над проблемой сохранения памяти исторического прошлого Льговского края не только нас, но и наших сверстников.
Мы, обучающиеся воскресной школы, хотим узнать об истории нашего храма, о жизни общины нашего прихода не только за последнее время, свидетелями, которого мы являемся, но и о событиях, происходивших много лет назад. Нам необходима достоверная информация, полученная из архивных источников. Так как не сохранились метрические книги нашего собора, сведения о дате его постройки в материалах БТИ (бюро технической инвентаризации), то восстановление информационной базы по Никольскому храму приходится искать в других документах.
Цель работы: поиск и извлечение сведений по истории Свято-Никольского храма города Льгова.
Новизна данной работы заключается в том, что предметом исследования избрана тема, являющаяся актуальной для любого жителя нашего города.
Задачи:
- найти из различных источников сведения об истории Никольского храма г. Льгова, изучить информацию по данной теме;
- проанализировать собранную информацию;
- сделать выводы;
- оформить работу;
- выступить перед обучающимися не только воскресной школы, но и школ города по данной теме, познакомить с результатами работы духовенство и прихожан нашего храма.
Объект исследования:
События, связанные с Никольским храмом г. Льгова со дня его строительства и по настоящее время.
Предмет исследования: Свято - Никольский храм г. Льгова
Методы исследования:
- работа с архивными материалами;
- анализ, сопоставления;
- работа с краеведческой литературой;
- работа с интернет - ресурсами;
- опрос;
- интервью;
- изучение публикаций местной прессы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов и выводов в образовательной деятельности духовно – просветительского центра Никольского собора и других образовательных учреждениях города Льгова для углубленного изучения истории своего города и района.
По данной теме мы просмотрели ряд статей, книг, фотоматериалов, прослушали рассказы местных жителей, поработали с архивными источниками в Государственном архиве Курской области.
Большим подспорьем в исследовательской работе для нас стала статья «Никольский храм г. Льгов» из серийного справочно-информационного издания «Из истории храмов Курской епархии», выпуск 2014 года, часть I. Издание подготовлено к публикации специалистами ГАКО и является ценнейшим источником информации. В сборнике опубликованы материалы о храмах, деятельность которых получила юридическое оформление в 1990-х годах, то есть в новый период развития православной церкви в России, а из них только о тех, которые ведут свою историю с XVII-XIX веков. Наш Никольский собор относится именно к таким.
Фонды, указанные в данной публикации стало интересно проверить самим, что мы и сделали, благодаря вниманию и поддержке заведующему читальным залом ГАКО – Тимофеенко Ольге Викторовне и ведущему архивисту Резниковой Светлане Владимировне. Отдельная благодарность главному архивисту отдела использования и публикации документов – Виноградовой Валентине Константиновне.
Нам удалось просмотреть и сделать извлечения из следующих источников:
- фонд 1 «Канцелярия Курского губернатора». Оп.1.Д.10548.
- фонд 483 «Благочиннические округа Курской Епархии», опись 1. дело 16 «Клировые ведомости»;
- фонд 3322 «Исполком Курского облсовета трудящихся», опись 4, дело 43 «Материалы о закрытии церквей города Льгова и Льговского района»;
- фонд Р-1758 «Льговский окружной исполком РК и КД», опись 1, дело 264 «Материалы по контролю за деятельностью религиозных обществ»;
- фонд Р-1813 «Льговский уездный отдел управления», опись 2, дело 29 «Договоры граждан г. Льгова с уисполкомом о передаче им в бессрочное пользование церковных зданий и имущества, описи имущества».
Архивные источники представляют собой дореволюционные документы (1912,1913, 1917 годы), первых лет революции (1920 год) и предвоенные (1929 -1940 годы). Они разной степени сохранности. Некоторые из них плохо читаются, а сохранность других очень радует.
Работа в ГАКО представляла собой поиск и извлечение важных документов. Мы узнали много новой информации о нашем храме, тем не менее остались и вопросы.
Работать с рукописными источниками было не просто, так как некоторую проблему представлял собой разбор почерка авторов документов и специальное написание некоторых букв, например, буквы «е», «ъ», «х», «и».
Документы имеют разный формат от А4 до записок 6х18 см. Есть печатные книги с рукописными вкладышами, а также документы, отпечатанные на машинке. Это в основном документы середины и конца 30-х годов. Например: «Клировые ведомости» (1917 г.) представляют собой книгу, заголовки и таблицы которой отпечатаны типографским способом на гербовой бумаге с водяными знаками. Заполнялась эта книга рукописно, отдельно на каждую церковь Льговского уезда чаще всего псаломщиком, если анализировать почерк автора записей.
Мы с осторожностью пользовались информацией из свободных источников в интернете, так как она не всегда достоверна: в основном это эмоциональные рассказы местных жителей, воспоминания их родных.
Достаточное количество времени ушло на просмотр и отбор фотодокументов, которые нам были любезно предоставлены из архива Льговского историка и краеведа Остроухова С.А.
Глава 1
Строительство Никольского храма
На сайте Никольского храма мы узнали о том, что «храм возводился в течение многих лет с 1888 по 1911 г. Строительство велось на пожертвования жителей города. Активное участие в строительстве храма принимали известные льговские купцы Пафнутьевы, Коншины, Крыгины, Гадицкие, Жбанковы. Кирпич для строительства храма поставлялся из расположенного неподалеку кирпичного завода. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Иконостас был изготовлен по эскизам Н.Д. Бартрама в Семеновской мастерской.
За те немногие годы, что храм Святителя Николая действовал до революции, многие жители города стали его прихожанами. Около храма 4 раза в год проводились ярмарки: Васильевская (1 января), Пятницкая (в десятую пятницу по Пасхе), Семёновская (1 сентября) и Знаменская (27 ноября). Ярмарки проводились, вплоть до 50-х годов ХХ века».[1]
Клировые ведомости 1-го Льговского благочинного округа Курской епархии за 1917 год уточняют дату окончания строительства: «Церковь построена тщанием благотворителей города Льгова и уезда в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 г. Здание каменное прочное, с такою же колокольнею в одной связи. И железною оградою на каменном фундаменте с западной стороны и деревянною с остальных сторон. Престол один во имя Святителя Николая Чудотворца».[2]
Подтверждение этому мы нашли и в Курских епархиальных ведомостях за 1910 год в разделе «Вести из уездов».[3]
В небольшой заметке говорится, что «15 августа с благословения Его Высокопреосвященства освящён новоустроенный в городе Льгов храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Освящение совершал градской священник протоиерей Андрей Положинцев. Ему сослужили священники города Льгова. После освящения храма была отслужена Божественная Литургия, во время которой местным благочинным священником Никитиным (Павел Иосифович) было произнесено слово о великом значении в жизни христианина храма Божия. После Литургии был отслужен молебен Святителю и Чудотворцу Николаю». В этой же публикации говорится, что «на торжествах освящения присутствовало такое обилие молящихся, что ими был переполнен не только обширный храм, но и церковная ограда».[4]
Отрадно заметить, что Высокопреосвященнийший Владыка Питирим посетил новоустроенную Николаевскую церковь ранним утром 21 сентября, в ходе своего приезда в город Льгов 20 и 21 сентября1910 года. Об этом писали в Курских епархиальных ведомостях в 1910 году.[5]
В газете «Льговские новости» от 27.04.2001 г. в статье Копырина Н.И. «Никольский храм»[6] подробно рассказывается о том, что «на строительство храма было израсходовано 21,6 тыс. руб. Хорошая дойная корова в то время, например, стоила 5 руб». Строился храм на частные пожертвования и отчасти на городские средства. Затем работы были приостановлены за недостатком капитала.
В 1912 году Льговским уездным исправником коллежским советником Петром Григорьевичем Шугуровым храму был пожертвован колокол. А 8 июня 1913 года, согласно ходатайству городской думы П.Г. Шугурову высочайше было присвоено звание почётного гражданина города Льгова «за заботы о благолепии местного в городе Льгове храма во имя Святителя Николая…»[7]
С 16 октября 1914 года в храме по штату были приписаны священник Иоанн Васильевич Попов и псаломщик Николай Иванович Романов. В том же году церковным старостой стал купец Михаил Михайлович Крыгин. Жалование от казны было положено 392 рубля. Кружечные доходы за 1917 год составляли 708 рублей. Интересна и такая информация: собственностью храма было «крытое железом здание, в котором помещалась школа и церковная сторожка». А также «каменное, крытое железом здание, в котором помещается три торговых лавки, приносящие церкви 600 руб.» Метрические книги хранились с 1915 года, церковная опись имущества была заведена с 1911 года, исповедальные росписи с 1915, но, к сожалению в настоящий момент, как мы знаем все эти документы отсутствуют. Также известно, что в приходе действовала одноклассная женская школа, которая помещалась в доме при церкви. Законоучителем в школе был Попов Иоанн Васильевич. «Преосвященный в последний раз посетил приход 15 декабря 1915 года». [8]
Изучая информацию по данной теме в интернет источниках, мы наткнулись на статью Виктора Матвеевича Капырина «Свято-Николаевский храм г. Льгова» [9], которая практически дублирует публикацию газеты «Льговские новости» от 27.04.2001 г.
Вместе с автором статьи Николаем Ивановичем Копыриным давайте приглядимся к Никольской церкви. Это архитектурная доминанта города. Её высота по куполу - до 45 метров, по колокольне - 73. Площадь - более 370 м², что позволяет разместить во время службы около тысячи верующих. Иконостас - 64 м². Масса храма превышает сотни тысяч тонн. Он стоит на широком бутовом ленточном фундаменте. Подвальные помещения глубоко залегают в белом глиняном грунте, их высота превышает четыре метра.
Наверное, не все льговчане знают, что Никольская церковь, если посмотреть на неё сверху, имеет крестово-купольную форму, проще говоря, крестообразную, которую Древняя Русь унаследовала от Византии, но по-своему переработала и осмыслила. Здание кажется лёгким, стремительно взметнувшимся к небу. В восточной части вытянутый алтарь, отделённый от трапезной-основного зала, в котором проходят службы, иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и напоминающим собой триумфальную арку. С западной стороны сооружение завершает вертикаль колокольни свободно развёрнутой в пространстве. Она придаёт объёмному решению храма подобие корабля. На звоннице подвешены пять колоколов, разных по весу. Самый тяжёлый – больше пуда. Для того, чтобы звон усиливался и доходил до окраин города, колокольня прорезана четырьмя рядами проёмов, называемых слухами.
Русские зодчие нередко возводили восьмиугольные в плане сооружения, которые имели четырёхугольные основания «восьмерик на четверике». Такой тип строительства использован и при создании Никольского храма.
Его колокольня многоступенчатая, трёхъярусная. Выше трапезной располагается световой «четверик», на углах которого на тонких цилиндрических шейках были установлены четыре купола-луковки. Один из них на положенном месте сейчас отсутствует. Предполагается, что его задели и разрушили при спуске с верха колокольни повреждённого пожаром креста.
На четверике поднимается ввысь восьмерик, в котором расположена звонница. Его украшают кокошники - полукруглые завершения стены здания.
Венцом колокольни является конусообразное шатровое окончание. Величает его так называемая главка. Величественно и купольное сооружение храма. Его создаёт световой восьмерик с шестнадцатью высокими арочными окнами, которые вместе с нижними окнами трапезной вполне обеспечивают церковь дневным светом. Окончание восьмерика по периметру членится кокошниками. Вокруг него, как и на колокольне, на тонких цилиндрических шейках расположены четыре купола-луковицы с крестами на "дыньках". На восьмерике находится конусное, усечённое восьмигранное шатровое сооружение.
Внутри храма основанием для купола служит барабан, опирающийся на пространственные криволинейные конструкции, предназначенные для перекрытия. Купольный свод представляет собой полушарие.
Прихожанами Никольского храма были жители города Льгова. В 1917 году, по данным клировых ведомостей насчитывается:
«Число домов и хозяйств
В приходе – 118домов или хозяйств, мужчин 316, женщин -331
Из духовных 2 3 2
Дворян 4 5 9
Мещан 65 181 184
Крестьян 47 127 136
В приходе
Безпоповцев 30 43 53
Итого: 148 359 384»[10 л.32]
Земельными угодьями церковь не располагала, ближайшими к храму были соборная Знаменская церковь города Льгова и Успенская церковь села Нижние Деревеньки.
Итак, сопоставляя все данные из различных источников, можно смело утверждать, что Никольский храм города Льгова был освящен в 1910 году, имел приличный приход и только-только начал своё развитие на рубеже веков. Теперь мы знаем точную дату постройки, подтверждённую архивными источниками.
Глава 2
Борьба за выживание
После Октябрьской революции1917 года резко изменилось положение Русской Православной церкви, приходских храмов. Вкусили все прелести новой жизни и прихожане нашего храма. 23января 1918 года был издан декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который провозгласил свободу вероисповеданий и право гражданина не исповедовать никакой религии. В это тяжелое время Николаевский храм продолжал действовать в соответствии с договором, заключенным религиозным обществом с Льговским Советом РК и КД 18 июля 1920 года.
«Мы нижеподписавшиеся граждане Курской губернии города Льгова имеющие в нём своё местожительство и граждане деревни Ворониной заключили настоящий договор с Льговским Совдепом в лице уполномоченного представителя заведующего Льговским Коммунальным Отделом Мухина в том, что сего 18 числа месяца июля 1920 года, приняли от Совдепа в бессрочное, бесплатное пользование находящийся в городе Льгове Николаевский храм с богослужебными предметами по особой нами заверенной своими подписями описи на нижеследующих условиях:
1.Мы нижеподписавшиеся граждане обязуемся беречь переданное нам народное достояние и пользоваться им исключительно соответственно его назначению, принимаем на себя всю ответственность за целость и сохранность врученного нам имущества, а также за соблюдение лежащих на нас по этому договору и других обязанностей.
2.Здание храма и находящимися в нём богослужебными предметами мы обязуемся пользоваться и представлять их в пользование всем нашим единоверцам исключительно для удовлетворения религиозных потребностей.
3.Мы обязуемся принять на себя все меры к тому, чтобы врученное нам имущество не было использовано для целей, не соответствующих ст.1 и 2 настоящего договора.
4.Мы обязуемся из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию храма и находящихся в нём предметов как то по ремонту, отоплению, страхованию, охранению, по оплате долгов, местных обложений и т.п.
…13.Подлинник сего договора хранится в делах Льговского Совдепа, а засвидетельствованное надлежащим образом копия с него выдаётся группе лиц подписавшихся под ним и получившим по описи в пользовании Николаевский храм и находящиеся в нём предметы предназначенные для религиозных целей». [11]
Договор был подписан на нескольких листах членами общины верующих. В читальном зале ГАКО нам разрешили сделать копии этих подписей. В них прочитываются конкретные люди, городские жители, которые хотели ценой неимоверных усилий сохранить свой храм, свой приход. К сожалению новой власти не нужны были ни церкви, ни Православная вера, и шаг за шагом проводилась в жизнь политика репрессий по отношению к священнослужителям, им сочувствующим и самим храмам.
«Согласно декрету ВЦИК от 23.02.1922 года из Никольского храма были изъяты церковные ценности общим весом 9 ф.36 зол. Среди изъятых вещей было 7 серебряных риз с икон».[12]
И далее Николаевский храм повторяет путь сотен тысяч церквей России предвоенного времени. В 30-е годы, по воспоминаниям старожил службы почти не велись. Большинство церковно-священнослужителей в Льговском районе было репрессировано или скрывались. Во всяком случае в таблице, которую мы обнаружили в фонде Льговского окружного исполкома Совета РК и КД, не вызывает сомнений в данном предположении.
«Сведения о церквах Льговского округа Центрально-черноземной Области
1, Льговский район и г. Льгов
Всего церквей: 30
Действующих: 2
Закрытых: 28
Закрыто до 1 января 1930 г. – сведений нет
После 1 января 1930 г. – сведений нет
Закрыто в административном порядке: 27
Имеется постановление о закрытии ОблИК (Областной исполнительный комитет) и ВЦИК (Всесоюзный центральный исполнительный комитет)а: 1
Имеется постановление о закрытии ОкрИК (Окружной исполнительный комитет) и материалы направлены в ОблИк: 3
Не рассмотрено материалов ОкрИКе: 7
Количество колоколов сдано в госфонд (государственный фонд) в килограммах: 15057
Наличие церковных служителей оставшихся на месте: - сведений нет».[13]
В тридцатые годы положение Николаевского храма города Льгова ещё более ухудшилось. Хотя на 1937 год юридически он считался действующим, на самом деле, уже с середины 30-х годов здание использовалось Льговской конторой Заготзерно. Тем не менее, Община верующих должна была исправно платить государству налоги и содержать храм.
В постановлении президиума Льговского Районного Исполнительного Комитета от 24 июля 1939 года говорится о том, что было заслушано решение Пленума Льговского Горсовета от 17 мая 1939 г. О закрытии не функционирующих старообрядческой, Никольской и кладбищенской Покровской церкви и передаче этих молитвенных зданий в распоряжение Горсовета для использования под культурно-просветительные учреждения. В пункте 3 говорится, что здание Никольской церкви более 5 лет использовалось исключительно как складские помещения.
Отсюда можно сделать вывод, что наш храм был фактически закрыт для богослужений уже 1934-35 году, а юридическое закрытие произошло в 1940 году.
Президиум утвердил решение пленума Льговского горсовета о закрытии храма и передаче его «под пионерские физкультурные клубы и дом соцкультуры (социалистической культуры)»[14]
Мы ясно видим, что в деле присутствуют документы, либо отдельные положения, которые не соответствовали действительности.
«Принимая во внимание, что здания церквей, в течение ряда лет, т.е. с 1917 года не ремонтировались и пришли в негодность…»[15].
Большой вопрос вызывает эта фраза. Как могут прийти в негодность каменные здания, год постройки которых 1910 (Никольский храм), 1905 (старообрядческий), и 1900 (Покровский) – и это на 1939 год.
«…Госналоги-земрента (земельная рента) и налог со строений - общиной не платится в течение 2-х лет и платить их некому, а представитель общины платить отказывается, в силу чего имеется задолженность в сумме 1857 р.68 коп. Помещений же для культурных целей, Горсовет не имеет, как например – помещения для физкультуры и помещения для культурного обслуживания детей школьников в летний период и т.д., учитывая вышеизложенное, Пленум
ПОСТАНОВЛЯЕТ: Просить Президиум Льговского Райисполкома, возбудить ходатайство перед Облисполкомом о закрытии церквей по городу Льгову бывшей Никольской, бывшей Покровской и бывшей Старообрядческой и передачи этих церквей Горсовету для использования под культурно-просветительные цели». [16]
Вот так одним махом Льговский Городской Совет хотел решить все свои проблемы и идеологические и хозяйственные, связанные с нехваткой помещений.Таким образом, 4 марта 1940 года Курский облисполком принял решение «О закрытии Никольской церкви г. Льгова» «как бездействующей, передав молитвенное здание для использования на общественные и культурные цели» [17].
Эти документы интересны нам, прежде всего тем, что за ними стоят конкретные люди, мы знаем их фамилии, тех кто принимал такие страшные решения, и тех, кто как мог, сопротивлялся, пытаясь сохранить свой храм, свою православную веру. В числе последних Алешкин Платон Григорьевич, председатель церковного совета верующих Никольского храма. К сожалению, нам не удалось проследить его дальнейшую судьбу, но надеемся, что история нашего храма будет пополняться документальными источниками и дальше, вероятно мы сможем найти родственников этого человека.
Глава 3
В годину лихолетья
В публикации Н.Н. Копырина очень тепло рассказывается о военном периоде, который пережила вместе с льговчанами наша Николаевская церковь.
«Глубокой осенью 1941 года храм освятили, зажгли первую лампадку, затеплили угасшую было жизнь. Старушки достали из сундуков церковные книги, сняли со стен самые дорогие иконы и отнесли их в церковь. Она постепенно обряжалась. В неё тянулись люди, жертвовали на ремонт по рублику. Первая настоящая служба состоялась на Рождество Христово в январе 1942 года. Верующие ступили на крыльцо храма и вновь почувствовали, что успокоилось дыхание, пропала суетность, ушло ощущение повседневности. С каждым шагом усиливался запах свечей. Торжественность и умиротворение наполнили душу. Эти ощущения, переживания дорого стоили.
Но прихожане, конечно, особо не обольщались тем, что церковь начала действовать при немцах. Русские люди сразу поняли, что им несёт нацистский порядок. Рабство. Фашисты даже собирались заменить христианские кресты Никольской церкви на свастику. Есть сведения, что, не выполнив свой план, захватчики хотели взорвать храм - он был заминирован, но благодаря бдительности и решительным действиям верующих чудовищный акт удалось предотвратить» [18].
Меньше всего документальных подтверждений этого периода жизни храма. Только воспоминания очевидцев, и фото 1942 года, периода оккупации, автор которых венгерский военный фотокорреспондент, служивший на стороне фашистской Германии – Конок Томаш Старший. Удивительно, но фотография того периода уже исполнена в цвете. И сразу узнаём за разрушенным мостом через реку Сейм, наш Никольский храм.
Осталось только добавить, что 3 марта 1943 года, город Льгов был освобождён 60 Армией генерала Черняховского Ивана Даниловича. По данным Льговского краеведческого музея, фашистами при отходе было взорвано много красивейших зданий Льгова, но, как мы уже знаем, Никольский храм остался невредим.
Глава 4
Святитель Отче Николае, моли Бога о нас!
«Над Никольской церковью тучи сгущались часто. И в прямом, и в переносном смысле. Однажды из них ударила молния... Это случилось в мае 1948 года. Не стану утверждать, что по иронии судьбы именно на летнего Николу. Возможно, незадолго до святого праздника или на второй его день».[19] Так описывает эти события Н.Н. Копырин. Многие жители города были свидетелями и очевидцами произошедшего и передавали эту историю своим родным из уст в уста.
В 40-х годах 20 века, как и многие другие приходы, наш Никольский храм выглядел достаточно скромно. Не хватало средств на ремонт, тем не менее церковь не закрыли, как многие другие на волне «хрущевской» борьбы с попами. Достаточно вдуматься в тот факт, что с 1948 года, «вплоть до 1990-х в Курской области не был открыт ни один храм, тем более не было строительства культовых зданий. Закрывались они ежегодно по несколько, причём, бывало даже в обход законов, без разрешения Совета по делам РПЦ при СМ СССР».[20]
Свято-Никольский храм и тогда оставался исторической и культурной доминантой города.
Начало нового тысячелетия это начало осмысления ошибок, которые совершили наши предки. В 1996 году настоятелем нашего храма был назначен протоиерей Максим Потапов, который начал масштабные работы по возвращению нашему храму былой красоты. Во-первых, был восстановлен один из куполов храма, разрушенных в послевоенное время. Хочется отметить, что на наших глазах вершится новая страница в истории нашего храма. В декабре 2013 года в Никольском храме поставили новый иконостас. В 2016 началась замена старых киотов на новые. Продолжается благоустройство территории храма. Большим событием в жизни нашего города стало открытие духовно – просветительского центра при Никольском соборе 22 мая 2014 года. Освятил центр Владыка Вениамин, епископ Железногорский и Льговский. С 2014 года Свято-Никольскому храму был присвоен статус собора.
В 2014 году на Светлую Пасхальную седмицу, участники молодёжного клуба вместе с руководителем взобрались на колокольню, следуя старинной традиции пасхальных колокольных звонов. На самом верху, мы стали свидетелями необыкновенного зрелища. На листе жести, неведомо откуда там оказавшимся проявился лик Святителя Николая Чудотворца. Во истину, Святитель Отче Николае, моли Бога о нас!
А в сентябре прошлого года мы стали свидетелями ещё одного чуда, которое произошло в нашем храме. Для покраски стен были сняты иконы, и каково же было изумление прихожан, которые увидели на стене, на месте Казанской иконы Божией Матери и иконы Семистрельная очертание облика Богородицы. Это произошло в канун праздника Воздвижения Креста Господня.
В третье тысячелетие Никольская церковь вошла отремонтированной. Работы продолжались несколько лет. Свою лепту в них внёс одарённый художник-иконописец Павел Венедиктов. Благодаря его стараниям ожила былая красота храма, засияла новыми оттенками. Теперь более нарядная церковь, как и раньше, служит своим прихожанам и словно любящая мать приучает чад к мысли о том, что в душе человека должно быть место вере и смирению, просветлению, покаянию, исцелению и прощению.
Заключение
Жители нашего города очень бережно и уважительно относятся к своей истории, постигать которую можно бесконечно. Очень важно, чтобы мы, ныне живущие, и те, кто придет нам на смену, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времен; чтобы честное прочтение прошлого облагораживало, при соприкосновении с былым не покидала гордость за свою малую родину. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные нами от предков, прорастали крепкими и надежными побегами в душах и характерах современников.
Мы считаем, что цели, поставленные нами в данном проекте, достигнуты.
Мы узнали о судьбе храма и тех подробностях в его истории, о которых знают лишь единицы из жителей города. Сумели наглядно показать, что зачастую люди совершают такие поступки, которые невозможно оправдать с точки зрения человеческой морали. Но всегда есть надежда, через искреннее покаяние и любовь к ближним, родителям, друзьям, к храму - придти к Богу.
Примечания
Библиография
Филимоновская игрушка
Вода может клеить?
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Солнечная система. Взгляд со стороны
Четыре художника. Осень