Физическая активность является одним из мощных средств укрепления защитных сил организма, предупреждения заболеваний, повышения работоспособности человека.
Известно, что катание на коньках является не только эффективным средством улучшения здоровья, но и универсальным физическим упражнением, способствующим всестороннему физическому развитию человека, его физическому совершенствованию. Величины нагрузок при занятиях катанием на коньках, фигурным катанием легко дозируются. Более того, фигурное катание на коньках имеет ряд преимуществ перед другими видами спорта. Основные из них заключаются в том, что вместо довольно однообразных движений рук и ног (например, в лыжном спорте) в фигурном катании тело спортсмена участвует в разнообразных движениях, заставляющих активно работать практически все группы мышц, не вызывая быстрого утомления нервной системы и потери интереса к выполняемым упражнениям.
Практика фигурного катания на коньках показывает, что большинство фигуристов испытывают некоторые трудности в овладении основами катания на коньках (например, отсутствие устойчивого равновесия в двухопорном и одноопорном скольжении, подвёртывание стоп, отсутствие умений осуществлять перемену фронта скольжения (менять скольжение вперёд на ход назад и наоборот), делать быстрые остановки). Поэтому, актуальность исследования обусловлена рассмотрением процесса обучения элементам фигурного катания с точки зрения геометрии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что знания основ геометрии будут способствовать повышению уровня технической подготовленности фигуристов.
Цель исследования – найти взаимосвязь геометрии с фигурным катанием.
Для достижения поставленной цели и подтверждения правомерности выдвинутой гипотезы в ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание геометрических элементов фигурного катания.
2. Разработать модели геометрических элементов фигурного катания.
3. Предложить методику обучения геометрическим элементам фигурного катания на коньках.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа учащихся | 454.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 32»
Автор работы:
Бабушкина Дарья, ученица 8А класса
Руководитель: Курлаева Н. А., учитель математики;
Научный руководитель: Бабушкина Л. Е., кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева»;
Тренер: Яковлева Л. Н., заслуженный тренер России,
старший тренер Спортивной школы олимпийского резерва
по фигурному катанию на коньках Республики Мордовия
г. Саранск
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………... | 3 |
1. Сущность и содержание геометрических элементов фигурного катания ……………………………………………………………………... | 7 |
2. Модели геометрических элементов фигурного катания ……… | 12 |
3. Особенности методики обучения геометрическим элементам фигурного катания…………………………………………………………. | 16 |
4. Описание экспериментальной работы…………………………... | 24 |
Заключение…………………………………………………………... | 26 |
Список использованных источников………………………………. | 27 |
Приложение ………………………………………………………… | 29 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из чрезвычайно важных проблем развития физической культуры и спорта в России в последние годы является повышение массовости и систематичности занятий физическими упражнениями. Физическая активность является одним из мощных средств укрепления защитных сил организма, предупреждения заболеваний, повышения работоспособности человека.
Известно, что катание на коньках является не только эффективным средством улучшения здоровья, но и универсальным физическим упражнением, способствующим всестороннему физическому развитию человека, его физическому совершенствованию. Величины нагрузок при занятиях катанием на коньках, фигурным катанием легко дозируются. Более того, фигурное катание на коньках имеет ряд преимуществ перед другими видами спорта. Основные из них заключаются в том, что вместо довольно однообразных движений рук и ног (например, в лыжном спорте) в фигурном катании тело спортсмена участвует в разнообразных движениях, заставляющих активно работать практически все группы мышц, не вызывая быстрого утомления нервной системы и потери интереса к выполняемым упражнениям (Мишин А. Н. Фигурное катание для всех. Л.: Лениздат, 1976. 117 с.).
Заслуживает внимание высказывание первого российского олимпийского чемпиона H.A. Панина о пользе и преимуществе «конькового спорта»: «Преимущество конькового спорта заключается не только в его древнем и, следовательно, благородном происхождении. Прежде всего, обратим внимание на пользу катания на коньках. Никакая гимнастика, ни атлетика, ни подвижные игры (всё это зимой в комнате и манеже) не могут в этом отношении сравниться с нашим спортом, не слишком утомительным, дающим движение на свежем воздухе и всесторонне развивающим тело» (Панин H. A. Фигурное катание на коньках. СПб, 1910).
Практика фигурного катания на коньках при разной форме организации занятий (ДЮСШ, абонементные группы, платные школы фигурного катания, группы спортивной направленности при дворцах спорта и в условиях естественного льда и т.д.) показывает, что большинство юных фигуристов, занимающихся в условиях массовых форм занятий, испытывают значительные трудности в овладении основами катания на коньках (отсутствие устойчивого равновесия в двухопорном и одноопорном скольжении, подвёртывание стоп, отсутствие умений осуществлять перемену фронта скольжения (менять скольжение вперёд на ход назад и наоборот), делать быстрые остановки). Характерным недостатком являются многочисленные падения и неумение группироваться при них, а также ярко выраженная скованность движений при скольжении. Эти факторы не только тормозят процесс обучения, но и зачастую являются главным препятствием в желании заниматься фигурным катанием дальше.
В настоящее время накоплен достаточный опыт в вопросе обучения фигуристов в ДЮСШ, СДЮШОР. Однако, этот опыт практически не используется в работе с юными фигуристами в условиях массовых форм занятий.
Более того, в ряде случаев обучение проводится методом «проб и ошибок», при котором ни тренер, ни ученик не имеют ясного представления о рациональных путях овладения основами и элементами фигурного катания, о механической сущности отдельных движений фигуриста. Несовершенная техника, низкая стабильность выполнения элементов, случаи травматизма, непроизводительная трата времени и материальных ресурсов - вот закономерный итог такого пути обучения.
Поэтому, процесс обучения в этих условиях носит стихийный характер, т.е. отсутствует рациональная последовательность обучения основным движениям и элементам фигурного катания, практически не уделяется внимание развитию физических способностей, повышению интереса к занятиям фигурным катанием на коньках. По существу, тренеры -преподаватели, работающие в условиях массовых форм занятий в основном, опираются на свой практический опыт работы, т.е. работают по принципу «делай, как я».
А если учитывать, что, именно, массовое фигурное катание является одним из главных поставщиков одаренных фигуристов в ДЮСШ, то становится очевидным, что процесс обучения элементам фигурного катания в этих условиях должен быть также профессиональным (качественным), чтобы в дальнейшем свести к минимуму число мест слабой подготовки фигуристов (Апарин В.А. Массовые формы работы по фигурному катанию // Фигурное катание на коньках: учебник для институтов физич. культ./ под ред. А. Н. Мишина. М.: ФиС. 1985. гл. XVII. С. 233-239).
Решение этой проблемы возможно только при проведении исследований, направленных на разработку научно-обоснованных методических основ обучения фигурному катанию на коньках детей на основе знаний геометрии. Однако, до сих пор вопросы начального обучения элементам фигурного катания детей, основанных на знании геометрии изучены недостаточно. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена следующими противоречиями: между потребностью фигуристов в повышении уровня технической подготовленности и отсутствием научно-обоснованных разработок обучения основным техническим элементам фигурного катания на основе знаний геометрии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что знания основ геометрии будут способствовать повышению уровня технической подготовленности фигуристов.
Цель исследования – найти взаимосвязь геометрии с фигурным катанием.
Исходя из выявленного противоречия, определена проблема исследования: как повлияют знания геометрии на процесс обучения элементам фигурного катания на коньках?
Выявленное противоречие, актуальность проблемы подготовки фигуриста, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: «Элементы фигурного катания и геометрия».
Объект исследования – процесс обучения элементам фигурного катания на коньках.
Предмет исследования – содержание и методика обучения элементам фигурного катания детей.
Для достижения поставленной цели и подтверждения правомерности выдвинутой гипотезы в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание геометрических элементов фигурного катания.
2. Разработать модели геометрических элементов фигурного катания.
3. Предложить методику обучения геометрическим элементам фигурного катания на коньках.
4. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики обучения геометрическим элементам фигурного катания на коньках.
Теоретическую основу исследования составляют теория петли (Н. Панин); биомеханика движений фигуриста (А. Н. Мишин); искусство фигурного катания на коньках (Я. А. Смушкин); узоры русского танца (Е. А. Чайковская); трактат о катании на коньках – A Treatise on Skating (Robert Jones, 1772).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение отечественной и зарубежной литературы, нормативных документов по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта, анализ, синтез, моделирование); эмпирические (наблюдение, опрос, эксперимент, изучение результатов деятельности фигуристов).
Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе СШОР по фигурному катанию на коньках РМ. В экспериментальной работе приняли участие 20 спортсменов-фигуристов групп спортивного совершенствования (ГСС) и учебно-тренировочных групп (УТГ).
Исследование проводилось в три этапа:
I этап – (сентябрь-декабрь 2015 года) изучение литературы по теме исследования; определение цели, задач, объекта, предмета, рабочей гипотезы и методов исследования; выявление условий организации процесса подготовки фигуриста на основе применения разработанных моделей геометрических элементов фигурного катания.
II этап – (январь-февраль 2016 года) проведение экспериментальной работы по организации обучения на основе применения разработанных моделей геометрических элементов фигурного катания.
III этап – (март 2016 года) анализ, систематизация, интерпретация и обобщение результатов экспериментальной работы, описание хода экспериментальной работы, оформление текста исследования.
Научная новизна состоит в том, что:
1. Раскрыты сущность и содержание геометрических элементов фигурного катания;
2. Разработаны модели геометрических элементов фигурного катания на коньках для фигуристов;
3. Выявлены особенности методики обучения геометрическим элементам фигурного катания;
Теоретическая значимость работы заключается в том, что теоретически и экспериментально обоснованы сущность и содержание геометрических элементов фигурного катания, разработаны модели геометрических элементов фигурного катания, что является вкладом в теорию и методику фигурного катания на коньках.
Практическая значимость. Предложенная методика имеет важное практическое значение, так как позволяет в доступной форме, основанной на знаниях геометрии, учить движениям и элементам фигурного катания на коньках детей различного возраста. Результаты исследования могут быть использованы в системе подготовки фигуристов и служить теоретической основой для дальнейшей разработки проблемы.
Личный вклад исследователя состоит во включенном участии на всех этапах исследования: получении исходных данных, обобщении передового опыта подготовки фигуристов, непосредственном осуществлении экспериментальной работы, оформлении результатов исследования в виде научно-исследовательской работы.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются комплексным анализом проблемы исследования; использованием методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования; опытно-экспериментальной базой проведенного исследования; применением разнообразных методик сбора данных и анализа исследуемого материала; внедрением результатов проведенного исследования в образовательный процесс «СШОР по фигурному катанию на коньках РМ»; личным опытом работы автора в качестве спортсмена группы спортивного совершенствования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы в «СШОР по фигурному катанию на коньках РМ». Основные положения исследования докладывались на международном семинаре-практикуме «Иностранные языки в школе и вузе» в рамках XI Международной научно-практической конференции «Оссовские педагогические чтения», 26 ноября 2015 года.
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ
Главная задача фигуриста при выполнении обязательных упражнений состоит в начертании на льду геометрических фигур заданной формы: кругов, параграфа и восьмерки (рис. 1).
Рис. 1. Форма обязательных фигур (круги, восьмерки, параграфы)
Каждую обязательную фигуру можно условно разделить на части, или элементы, которых в современном фигурном катании семь: дуга, перетяжка, тройка, скобка, петля, крюк и выкрюк (рис. 2).
Рис. 2. Элементы обязательных фигур: 1-Дуга, 2-Перетяжка, 3-Тройка, 4-Скобка, 5-Петля, 6-Крюк, 7-Выкрюк
Чтобы начать движение и поддерживать его, применяют толчки. В начале фигуры толчок называют стартовым, а в процессе ее выполнения – переходным.
Качественное начертание обязательных фигур обеспечивают:
Геометрическая правильность рисунка. Для ее оценки принята система воображаемых линий: продольная ось, поперечные оси и линии коридоров (рис. 3). Точность начертания дуг и окружностей определяют путем сравнения их с воображаемой (или начерченной циркулем) эталонной окружностью или ее частью.
Рис. 3. Разметка фигур
Геометрическая правильность рисунка, проще – геометрия рисунка, соблюдена, если все круги фигуры выполнены одинаковыми по величине, а их центры расположены на одной прямой – продольной оси фигуры. Перетяжки, петли, скобки, крюки и выкрюки также должны быть расположены на продольной оси. Тройки могут лежать как на этой оси, так и в точках, делящих круг на три равные части (в фигурах с двукратными тройками). Все элементы также должны быть геометрически правильными: одинаковыми по величине и симметричными. Детали фигуры, включая рисунки толчков, должны полностью соответствовать утвержденному правилами образцовому рисунку. В фигурах с петлей ее длина составляет треть диаметра круга. Длина петли относится к ширине как 3:2.
Реберность выполнения. Под этим термином подразумевается соблюдение правил скольжения на ребрах конька при выполнении того или иного элемента. Так, дугу, крюк, выкрюк и петлю выполняют постоянно на одном ребре конька. В тройках и скобках происходит смена ребра, осуществляемая в одной точке — вершине поворота. Следы не должны содержать утолщений, скребков, углублений. Эти дефекты влекут за собой нарушение реберности. Важно, чтобы следы были тонкими, но уверенно начерченными, без искривлений и волнистости.
Покрытие следа. Выполняя фигуру, спортсмен стремится к полному подобию движений: каждый новый след должен повторять предыдущий. Чем меньше расстояние между отдельными следами, тем лучшим считается покрытие.
Осанка. Выполняя обязательные фигуры, спортсмену необходимо следить за своей осанкой. От правильной осанки зависят не только внешний вид спортсмена и впечатление, которое он производит своим катанием, но и четкость кругов, следа и поворотов, что в итоге является самым главным.
Размер фигуры. Диаметр кругов в больших фигурах составляет три-четыре роста фигуриста, а в фигурах с петлями приблизительно равен длине пяти коньков.
Для упрощения описания движений фигуриста при выполнении обязательных фигур используют традиционные условные выражения и термины:
- опорная нога – нога, на которой скользит фигурист;
- свободная нога – нога, которая не касается льда;
- смена направления – переход от скольжения вправо к скольжению влево или наоборот;
- смена фронта – переход от скольжения вперед к скольжению назад или наоборот;
- положение головы, свободной ноги и рук впереди или сзади рассматривается по отношению к туловищу фигуриста, а не к направлению движения по льду (если это не оговаривается в тексте особо);
- скручивание туловища – поворот верхней части туловища по отношению к нижней по продольной оси. Положительным направлением скручивания туловища считается направление в сторону закругления дуги. Отрицательным направлением скручивания туловища считается направление, противоположное закруглению дуги;
- перевод – поворот плечевого пояса или головы вокруг продольной оси, а также связанное с этим изменение положения свободной ноги и рук;
- узел фигуры – часть рисунка, включающая толчки, начальные и конечные участки следов. Фигуры в форме кругов и восьмерок имеют один узел, в форме параграфа – два.
При выполнении обязательных фигур спортсмен принимает бесчисленное множество положений, которые все же можно систематизировать по отдельным признакам. Наибольшее распространение получила система положений, предложенная и обоснованная Н. А. Паниным (1928 г.) и опубликованная в 1933 г. в книге «Фигурное катание на коньках».
По этой системе все положения можно свести к двум группам, взяв за основной признак взаимное расположение фронтальных (поперечных) осей плечевого пояса и таза (рис. 4). В первом случае оси плечевого пояса и таза лежат приблизительно в одной вертикальной плоскости, туловище фигуриста не скручено; во втором случае оси плечевого пояса и таза перекрещиваются, туловище скручено.
Рис. 4. Нескрученное и скрученное положения тела
При рассмотрении положений тела фигуриста в условиях опоры возникает необходимость различать опорную и свободную ногу. Признак взаимного расположения фронтальных осей плечевого пояса и таза дополняется признаком расположения свободной ноги относительно опорной. При выполнении обязательных фигур спортсмен приближенно может принимать одну из 4 позиций (рис. 5):
Рис. 5. Четыре позиции фигуриста
I позиция – туловище не скручено, свободная нога сзади опорной; II позиция – туловище скручено, свободная нога сзади опорной; III позиция – туловище не скручено, свободная нога впереди опорной; IV позиция – туловище скручено, свободная нога впереди опорной.
Приведенные позиции существуют независимо от фронта скольжения. На рис. 6 приведены 4 основные позиции в случаях движений вперед и назад на наружном и внутреннем ребрах конька.
Рис. 6. Четыре основные позиции в случаях движений вперед и назад на наружном и внутреннем ребрах конька
При описании фигур может быть принята следующая схема разделения движений на периоды и фазы (рис. 7):
Рис. 7. Разделение движений в фигуре на периоды и фазы:
1–3 – период толчка, 1–2 – фаза подготовки к толчку, 2–3 – фаза отталкивания, 3–4 – период подготовки к повороту, 4–6 – период поворота, 4–5 — фаза въезда, 5–6 – фаза выезда, 6–8 – период завершения поворота, 6–7 – фаза фиксации позы, 7 – фаза перемены позиции, 8–10 – период толчка, 8–9 – фаза подготовки к толчку, 9–10 – фаза отталкивания
1–3 – период толчка: 1–2 – фаза подготовки к толчку, 2–3 – фаза отталкивания;
3–4 – период подготовки к повороту;
4–6 – период поворота: 4–5 – фаза въезда; 5–6 – фаза выезда;
6–8 – период завершения поворота: 6–7 – фаза фиксации позы, 7–8 – фаза перемены позиций;
8–10 – период толчка: 8–9 – фаза подготовки к толчку, 9–10 – фаза отталкивания.
2. МОДЕЛИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ
Толчки
Толчок – начало фигуры, и от его выполнения зависит правильность начертания всего рисунка. При выполнении толчков в обязательных фигурах крайне важно сохранять стабильное положение верхней части туловища, свободной ноги после толчка, а также участие полоза конька, на котором происходит скольжение.
Толчки вперед. Стартовый толчок вперед выполняют из исходного положения, в котором опорная и толчковая ноги согнуты, туловище находится над коньками, спина прямая, плечи расправлены, ладони обращены ко льду (рис. 8). При правильном толчке колебательные движения толчковой ноги исключены. Став свободной, она должна остаться в том же положении, в котором покинула лед. При этом зубец конька должен находиться точно над следом. Продольная ось туловища во время толчка и после него не должна искривляться, голова и руки почти неподвижны.
Рис. 8. Толчки вперед: а — наружу; б — внутрь
Тройки (рис. 9)
Тройки – группа поворотов на одной ноге. Поворот выполняется внутрь круга во время скольжения по дуге. При повороте происходит смена ребра. Получил своё название за счет следа на льду похожего на цифру три. Тройки являются базовыми элементами фигур.
Качество выполнения тройки определяют смена ребра в вершине поворота и симметрия его формы. В вершине идеально выполненной тройки можно увидеть разрыв следа, равный толщине лезвия конька, что свидетельствует о смене ребра непосредственно в вершине поворота. Сложность выполнения троек резко возрастает при недостаточной скорости скольжения. В этом случае первостепенное значение приобретает соблюдение правильных позиций, движений плечевого пояса, свободной и опорной ноги.
Рекомендации для изучения троек:
- во время скольжения по дуге опорная нога немного согнута в колене, в момент поворота колено распрямляется, что уменьшает давление веса тела на лёд и упрощает поворот лезвия;
- поворот начинается с изменения положения плеч и верхней части корпуса, руки в этот момент закреплены относительно плеч, когда верхняя часть корпуса повернулась начинается поворот опорной ноги, если всё сделано правильно, то нога повернётся очень легко.
Рис. 9. Тройки: а – вперед-наружу, б – вперед-внутрь, в – назад-наружу, г – назад-внутрь
На рисунке 10 изображен след, который остается на льду после выполнения тройки.
Рис. 10. След от выполнения тройки
Скобки (рис. 11)
Так же как в тройках, признаком качественного выполнения скобки являются смена ребра точно в вершине поворота и симметрия формы. В идеальной скобке ребра конька оставляют след в виде так называемых усиков. Одно из главных требований к технике выполнения скобок — сильно скрученное туловище до и после поворота.
Рис. 10. Скобки: а – вперед-наружу, б – вперед-внутрь, в – назад-наружу, г – назад-внутрь
Крюки и выкрюки
Крюк – группа поворотов на одной ноге. Поворот выполняется внутрь круга (как у тройки) во время скольжения по дуге. При повороте не происходит смена ребра но происходит смена дуги (окружности) по которой выполняется скольжение.
Выкрюк – группа поворотов на одной ноге. Поворот выполняется наружу круга (как у скобки) во время скольжения по дуге. При повороте не происходит смена ребра но происходит смена дуги (окружности) по которой выполняется скольжение.
Рекомендации для изучения крюков и выкрюков:
- во время скольжения по дуге опорная нога немного согнута в колене, в момент поворота колено распрямляется, что уменьшает давление веса тела на лёд и упрощает поворот лезвия;
- поворот начинается с изменения положения плеч и верхней части корпуса;
- перед выполнением поворота нужно заранее привести тело в такое положение из которого будет удобно сделать такой поворот.
На рисунке 11 изображен след, который остается на льду после выполнения крюка (в верху) и выкрюка (внизу).
Рис. 11. Следы от выполнения крюка (в верху) и выкрюка (внизу)
Петли (рис. 12). Основными требованиями, предъявляемыми к исполнению петель, являются соблюдение предписанной каплеобразной формы петли, правильные соотношения размеров петли и круга, а также отсутствие скоблений коньком льда.
Рис. 12. Петли: а – вперед-наружу, б – вперед-внутрь, в – назад-наружу, г – назад-внутрь
3. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ
Выполнение обязательных фигур связано с начертанием на льду геометрического рисунка. В силу этого главным в методике обучения должно стать не только воспитание у спортсмена аккуратности, внимательности и точности, но и применение знаний геометрии.
Другая особенность обучения обязательным геометрическим фигурам связана с тем, что выполнение основных элементов базируется на более простых элементах. Простые элементы – толчки, дуги, тройки, перетяжки и т. д. – в различных сочетаниях образуют другие, более сложные фигуры.
Любой разучиваемый элемент нужно рассматривать не как законченный, самостоятельный, а как составную часть сложной геометрической фигуры. Например, разучивая тройку вперед, нужно учитывать, что эта тройка встречается как составная часть еще в семи обязательных фигурах. В каждой из них выполнение тройки имеет некоторые различия в скорости скольжения, степени наклона конька, положении подготовки и завершения и т. д.
Разнообразны и технические приемы выполнения отдельных элементов обязательных геометрических фигур. Объединенные вместе, они составляют единую, цельную систему обучения. Единство различных технических приемов – обязательное условие высокой эффективности их выполнения. Если каждый элемент обязательных фигур преподносят обучающемуся изолированно, без связи с более простыми и сложными элементами, если выполнение всех деталей-фигур не объединено общими принципами и положениями, эффективность обучения падает, а сроки обучения возрастают.
Последовательность обучения новым фигурам. При ознакомлении спортсменов с новой фигурой необходимо обращать особое внимание на те движения, позиции, отталкивания и т. п., которые встречались в более простых, уже знакомых фигурах. Они должны стать фундаментом, своего рода опорными пунктами при изучении каждой фигуры.
Спортсмены, приступающие к освоению новой фигуры, должны уверенно выполнять весь комплекс движений вне льда. Овладевать позициями эффективнее в зале, перед зеркалом. Занятие проводится по следующей схеме:
1. Словесное объяснение сути фигуры, принципа выполнения.
2. Выполнение рисунка фигуры на листе бумаги.
3. Показ кинограммы образцового выполнения.
4. Разучивание позиций и движений: а) стартовое положение; б) подготовка к элементу; в) положение линии плеч, рук, таза и свободной ноги перед выполнением элемента; г) движение плечевого пояса относительно таза при выполнении элемента; д) движение свободной ноги при выполнении элемента; е) движение опорной ноги при выполнении элемента; ж) положение линии плеч, рук, таза и свободной ноги после элемента; з) подготовка к следующему элементу и далее по приведенной схеме.
При разучивании нового элемента на льду, например поворота, вначале отрабатывают позиции перед поворотом и после него. Затем переходят к овладению встречным движением плечевого пояса относительно таза. Разучивают его при скольжении на обеих ногах, добиваясь точных движений туловища, правильного положения плеч и рук.
Движение свободной ноги отрабатывают у борта катка, держась за него руками. При этом обращают особое внимание на то, чтобы движение свободной ноги точно согласовывалось с движением опорной, выполняющей въезд и выезд из поворота, и тщательно контролировалась координация движений опорной и свободной ног с работой плечевого пояса.
После того, как фигурист освоит все движения поворота с опорой о борт катка, приступают к выполнению элемента в условиях скольжения, опираясь сначала на руки преподавателя обеими руками, а затем одной рукой. Подобным образом легче разучивать как повороты и перетяжки, так и переводы.
Самостоятельное выполнение элемента без контроля рисунка фигуры – следующий этап разучивания. На начальном этапе первостепенное значение приобретает точность соблюдения позиций и реберность выполнения. Излишне ранний переход к выполнению элемента по рисунку кругов может исказить точность позиций, вызвать, например, наклон головы, перекос линии плеч, неправильное положение бедер и другие ошибки. Однако после того, как фигурист усвоил основную схему (обычно после 2–5 тренировочных занятий), нужно приступать к выполнению разучиваемого элемента по начерченным кругам.
Обучение точности скольжения. Важным качеством, необходимым для успешного выполнения обязательных фигур, является точность скольжения.
В основе точного скольжения лежит умение воспроизвести заданное движение во времени и пространстве. В основе точности покрытия (стабильности движений) лежит гибкость двигательного навыка, вариативность структуры управления.
Точность при простом скольжении может быть улучшена благодаря правильному выбору места следа, в которое должен быть направлен взгляд фигуриста. Выполняя второй след, необходимо стремиться, чтобы он был расположен несколько внутри первого. Это, как правило, уменьшает разброс следов. Последующие следы прокладываются в своего рода коридоре, образованном первым и вторым следами. Если один из следов или его участок нарисованы неправильно, то в дальнейшем исправляют рисунок и выполняют фигуры по правильному следу.
Качество покрытия, а также гладкость следа улучшаются, если при скольжении акцентировать внимание на том, чтобы расположить конек по касательной к следу в точке скольжения. Наиболее сложна точность покрытия поворотов. Работу необходимо начинать с выявления характера, системы разброса. Можно установить, например, что фигурист располагает след каждого последующего поворота позже предыдущего. В этом случае спортсмен получает задание располагать каждый последующий элемент перед предыдущим.
Точность покрытия помогают совершенствовать и специальные упражнения. Например, фигурист должен расположить элементы по заранее заданной преподавателем схеме. Допустим, первый – на оси, второй – до первого элемента, третий – после него и т. п. Разновидность этого упражнения: заранее определить чередование расположения элементов в направлении «выше-ниже». Например, первый элемент выше, второй ниже, третий опять выше.
Важно обучить спортсмена выполнять покрытие следа непрерывно, не фиксируя взгляда и внимания на одной точке. Наблюдать за следом нужно по правилу непрерывного переключения внимания на предстоящие участки. Это особенно трудно выполнить при покрытии поворотов. В момент выполнения въезда в поворот фигурист уже должен думать о том, как он преодолеет вершину элемента; в момент прохождения вершины он концентрирует внимание на выезде из поворота и т. д. Так внедряется в практику принцип слежения с опережением.
Путь к совершенствованию точности покрытия следа лежит через поиск вариантов выполнения, способов отталкивания и таких смен позиций, которые обеспечивают возможно более полный зрительный контроль следа. Эти варианты обычно отличаются сложностью с точки зрения техники выполнения.
Для уменьшения разбросов следов и устранения хронических искажений рисунка целесообразно использовать ориентиры, положенные на лед (например, кусочки бумаги), создающие своего рода коридор, в котором только и могут пролегать следы. Мастерство скольжения, его точность, как мы уже говорили, можно значительно улучшить в процессе совершенствования двигательных возможностей фигуриста. Хорошим средством для этого являются специальные фигуры, выполняемые в заключительной части занятия в форме игры, соревнования на качество покрытия, точность и красоту рисунка (рис. 12). Совершенствование исполнения фигур. После того как освоен основной учебный материал, начинается непрерывный процесс совершенствования. Этап совершенствования мастерства исполнения обязательных фигур включает еще две основные задачи: шлифовка техники и создание функциональной избыточности. Шлифовка техники проводится для совершенствования следующих деталей: 1. Точности позиций, и в первую очередь положения линий плеч и бедер, положения рук, ног, головы и свободной ноги. 2. Начертания кругов, коридоров, формы толчков, начальных участков следа, подъезда к толчкам. 3. Реберности элементов. 4. Симметрии рисунка поворотов. 5. Покрытия дуг, толчков, перетяжек и поворотов.
Рис. 12. Специальные фигуры для совершенствования двигательных возможностей фигуриста
Создание функциональной избыточности тесно связано с совершенствованием техники выполнения. В обязательных фигурах функциональная избыточность достигается в процессе работы над вариативностью выполнения, путем использования в тренировке различных вариантов техники. В первую очередь это касается формы и амплитуды движения свободной ноги в поворотах, способов отталкивания в крюках и выкрюках, вариантов перевода плечевого пояса и головы, а также подготовки к поворотам.
Другим средством повышения функциональной избыточности являются специальные упражнения, модифицированные и усложненные варианты обязательных фигур. Среди них двойное выполнение круга, поворота, петли, многократное повторение различных поворотов и т. п.
В переходном периоде подготовки можно проводить испытания различных по конфигурации лезвий коньков, способов заточки, высоты каблука, расположения конька на ботинке. Такие поиски, с одной стороны, позволяют определить оптимальный для данного фигуриста комплект инвентаря, с другой – повышают функциональную избыточность. Следует учитывать, что эксперименты с инвентарем крайне нежелательны в подготовительном периоде и недопустимы в соревновательном.
Структура и содержание учебно-тренировочных занятий. Построение занятия по изучению обязательных геометричеких фигур должно учитывать в первую очередь специфику двигательной деятельности спортсмена. В ее основе лежат четыре последовательные зоны состояний: предстартовое состояние и состояния врабатываемости, устойчивости и сниженной работоспособности.
В соответствии с этим устанавливается следующая последовательность в решении задач: организация фигуристов; специальная предварительная подготовка; решение задач определенного учебно-тренировочного занятия; окончание занятия. Такие задачи решаются в подготовительной, основной и заключительной части занятий.
Подготовительная часть занятия включает разъяснение схемы выполнения фигур и количества повторений каждой фигуры. Спортсмены готовят коньки, одежду, раскладывают циркули. Разминка состоит из общей части, проводимой в зале. В нее входят общеразвивающие упражнения. В общей части разминки очень важно проверить кинестезические ощущения и проконтролировать чувство равновесия. Для этого используют упражнения, связанные с поворотом плечевого пояса относительно таза, имитирующие повороты и перетяжки. В общей части разминки основное внимание уделяют приведению в готовность анализаторных систем: двигательной, вестибулярной, тактильной.
Специальную часть разминки проводят на льду. Она состоит из выполнения простых фигур и их частей, являющихся подготовительными для тех, что будут выполняться в основной части урока. Специальная часть разминки не должна занимать много времени, иначе не будет возможности выполнить основную программу урока и заключительную часть, сократится время на отработку фигур с петлями – одного из наиболее сложных и ответственных разделов обязательных упражнений. Если фигуристу в специальной части разминки не удается достичь требуемого уровня выполнения подготовительной фигуры, то ее изучение целесообразно включить в основную часть занятия. Вообще же в разминке следует использовать только те движения и фигуры, которые спортсмен выполняет уверенно. Основная часть занятия, как правило, включает выполнение фигур из соревновательной программы для фигуриста данного разряда.
Содержание занятий и характер их проведения меняются в зависимости от этапа подготовки. В первой половине общеподготовительного этапа (июль–август) содержание основной части занятия составляют упрощенные варианты выполнения фигур, подводящие и имитационные упражнения. Кроме того, спортсмены отрабатывают наиболее трудные для себя элементы. Для занятий характерно малое число фигур и большое количество повторений. Значительную часть тренировки (70–80%) составляет выполнение фигур по циркулю. Большое внимание уделяется имитационным движениям у борта катка и с помощью преподавателя. Проводятся контрольные соревнования по выполнению простых фигур, отдельных толчков, поворотов и т. п., а во второй половине этого периода – по выполнению сложных фигур.
На этапе специальной подготовки (сентябрь–октябрь) переходят к отработке соревновательного варианта фигур. Для предварительного начертания рисунка меньше используют циркуль (40–50%), с его помощью в основном контролируют точность начертания фигур. Увеличивают число фигур, выполняемых в течение одного занятия, проводят контрольные соревнования по отдельным фигурам, группам фигур и подробно разбирают допущенные ошибки.
На этапе контрольных соревнований в соревновательном периоде (ноябрь–декабрь) фигурист должен быть полностью готов к выполнению всех фигур программы. Тренировку фигур теперь проводят по группам классификации, утвержденной на данный сезон. В этот период сокращают время, отводимое для работы над отдельной фигурой. Серия контрольных стартов должна полностью воссоздавать соревновательную обстановку (разминка, выбор льда, бригада судей, оценка и т. п.).
На этапе основных соревнований (январь – март) ведется целенаправленная работа по исправлению ошибок и недочетов, выявленных в ходе контрольных стартов. Учебно-тренировочные занятия в это время посвящены контрольному выполнению фигур, отработке деталей, исправлению ошибок.
В переходный период (апрель–май) постепенно отказываются от контрольных выполнений фигур. Главная задача этого периода – расширение двигательных возможностей спортсмена, поиск и разучивание новых способов выполнения элементов, определение путей совершенствования отстающих звеньев в подготовке фигуриста.
В основной части занятий в различные периоды подготовки недопустимы монотонность и однообразие в выборе средств и формы тренировки в годовом цикле. Занятия подготовительного, соревновательного и переходного периодов должны существенно отличаться друг от друга по содержанию и форме проведения. В этом залог эффективности обучения и поддержания интереса фигуристов к овладению обязательными фигурами.
В заключительную часть занятия входят упражнения, не требующие максимальной концентрации внимания. Целесообразно имитировать повороты, выполняемые многократно по прямой, специальные фигуры (тюльпанчики, звездочки и т. п.) и другие упражнения.
Создание функциональной избыточности тесно связано с совершенствованием техники выполнения. В обязательных фигурах функциональная избыточность достигается в процессе работы над вариативностью выполнения, путем использования в тренировке различных вариантов техники. В первую очередь это касается формы и амплитуды движения свободной ноги в поворотах, способов отталкивания в крюках и выкрюках, вариантов перевода плечевого пояса и головы, а также подготовки к поворотам.
Другим средством повышения функциональной избыточности являются специальные упражнения, модифицированные и усложненные варианты обязательных фигур. Среди них двойное выполнение круга, поворота, петли, многократное повторение различных поворотов и т. п.
В переходном периоде подготовки можно проводить испытания различных по конфигурации лезвий коньков, способов заточки, высоты каблука, расположения конька на ботинке. Такие поиски, с одной стороны, позволяют определить оптимальный для данного фигуриста комплект инвентаря, с другой – повышают функциональную избыточность. Следует учитывать, что эксперименты с инвентарем крайне нежелательны в подготовительном периоде и недопустимы в соревновательном.
Структура и содержание учебно-тренировочных занятий. Построение занятия по изучению обязательных фигур должно учитывать в первую очередь специфику двигательной деятельности спортсмена. В ее основе лежат четыре последовательные зоны состояний: предстартовое состояние и состояния врабатываемости, устойчивости и сниженной работоспособности.
В соответствии с этим устанавливается следующая последовательность в решении задач: организация фигуристов; специальная предварительная подготовка; решение задач определенного учебно-тренировочного занятия; окончание занятия. Такие задачи решаются в подготовительной, основной и заключительной части занятий.
Подготовительная часть занятия включает разъяснение схемы выполнения фигур и количества повторений каждой фигуры. Спортсмены готовят коньки, одежду, раскладывают циркули. Разминка состоит из общей части, проводимой в зале. В нее входят общеразвивающие упражнения. В общей части разминки очень важно проверить кинестезические ощущения и проконтролировать чувство равновесия. Для этого используют упражнения, связанные с поворотом плечевого пояса относительно таза, имитирующие повороты и перетяжки. В общей части разминки основное внимание уделяют приведению в готовность анализаторных систем: двигательной, вестибулярной, тактильной.
Специальную часть разминки проводят на льду. Она состоит из выполнения простых фигур и их частей, являющихся подготовительными для тех, что будут выполняться в основной части урока. Специальная часть разминки не должна занимать много времени, иначе не будет возможности выполнить основную программу урока и заключительную часть, сократится время на отработку фигур с петлями – одного из наиболее сложных и ответственных разделов обязательных упражнений. Если фигуристу в специальной части разминки не удается достичь требуемого уровня выполнения подготовительной фигуры, то ее изучение целесообразно включить в основную часть занятия. Вообще же в разминке следует использовать только те движения и фигуры, которые спортсмен выполняет уверенно. Основная часть занятия, как правило, включает выполнение фигур из соревновательной программы для фигуриста данного разряда.
Содержание занятий и характер их проведения меняются в зависимости от этапа подготовки. В первой половине общеподготовительного этапа (июль–август) содержание основной части занятия составляют упрощенные варианты выполнения фигур, подводящие и имитационные упражнения. Кроме того, спортсмены отрабатывают наиболее трудные для себя элементы. Для занятий характерно малое число фигур и большое количество повторений. Значительную часть тренировки (70–80%) составляет выполнение фигур по циркулю. Большое внимание уделяется имитационным движениям у борта катка и с помощью преподавателя. Проводятся контрольные соревнования по выполнению простых фигур, отдельных толчков, поворотов и т. п., а во второй половине этого периода – по выполнению сложных фигур.
На этапе специальной подготовки (сентябрь–октябрь) переходят к отработке соревновательного варианта фигур. Для предварительного начертания рисунка меньше используют циркуль (40–50%), с его помощью в основном контролируют точность начертания фигур. Увеличивают число фигур, выполняемых в течение одного занятия, проводят контрольные соревнования по отдельным фигурам, группам фигур и подробно разбирают допущенные ошибки.
На этапе контрольных соревнований в соревновательном периоде (ноябрь–декабрь) фигурист должен быть полностью готов к выполнению всех фигур программы. Тренировку фигур теперь проводят по группам классификации, утвержденной на данный сезон. В этот период сокращают время, отводимое для работы над отдельной фигурой. Серия контрольных стартов должна полностью воссоздавать соревновательную обстановку (разминка, выбор льда, бригада судей, оценка и т. п.).
На этапе основных соревнований (январь – март) ведется целенаправленная работа по исправлению ошибок и недочетов, выявленных в ходе контрольных стартов. Учебно-тренировочные занятия в это время посвящены контрольному выполнению фигур, отработке деталей, исправлению ошибок.
4. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Целью экспериментальной работы стала проверка выдвинутой гипотезы, которая определила, решаемые в ходе эксперимента, основные задачи:
- анализ состояния процесса изучения геометрических элементов фигурного катания;
- выявление исходных знаний фигуристов о взаимосвязи геометрии с фигурным катанием;
- изучение и анализ динамики знаний фигуристов о взаимосвязи геометрии с фигурным катанием.
Экспериментальная работа по доказательству выдвинутой нами гипотезы осуществлялась на базе СШОР по фигурному катанию на коньках РМ. В экспериментальной работе приняли участие 20 спортсменов-фигуристов групп спортивного совершенствования (ГСС) и учебно-тренировочных групп (УТГ).
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
I этап – (сентябрь-декабрь 2015 года) изучение литературы по теме исследования; выявление условий организации процесса подготовки фигуриста на основе применения разработанных моделей геометрических элементов фигурного катания.
II этап – (январь-февраль 2016 года) проведение экспериментальной работы по организации обучения на основе применения разработанных моделей геометрических элементов фигурного катания.
III этап – (март 2016 года) анализ, систематизация, интерпретация и обобщение результатов экспериментальной работы, описание хода экспериментальной работы, оформление текста исследования.
На первом этапе экспериментальной работы был осуществлен анализ опыта по изучению элементов фигурного катания; определены цели и задачи; сформулирована гипотеза исследования; разработаны материалы для проведения экспериментальной работы (анкета для участников эксперимента).
В результате первого опроса, исследование показало, что только 8 из 20 опрошенных воспитанников СШОР считают, что знания основ геометрии направлены на совершенствование спортивной подготовки фигуриста. Полученные результаты свидетельствуют о том, что далеко не все фигуристы могут пользоваться основами геометрии в изучении элементов фигурного катания. Это доказывает необходимость разработки моделей геометрических элементов фигурного катания.
Второй этап экспериментальной работы был направлен на апробацию разработанных моделей геометрических элементов фигурного катания. Было предложено всем фигуристам нарисовать модели геометрических элементов фигурного катания на бумаге и затем по своим разработкам рисовать фигуры на льду.
Анализ результатов, полученных после экспериментальной работы, позволил выявить 19 из 20 опрошенных воспитанников СШОР, согласившихся с тем, что знания основ геометрии действительно направлены на совершенствование спортивной подготовки фигуриста, разработанные модели геометрических элементов фигурного катания необходимы для дальнейшего развития фигуриста.
Экспериментальная работа позволила сравнить результаты, полученные до и после проведения эксперимента и показать эффективность использования основ геометрии в изучении элементов фигурного катания и доказать правомерность выдвинутой нами гипотезы (знания основ геометрии будут способствовать повышению уровня технической подготовленности фигуристов) (см. рис. 13).
Рис. 13 Результаты, полученные до и после проведения эксперимента
Анкета для участников эксперимента:
Отвeтьтe, пожалуйста, на прeдложeнныe вопросы. Ваши отвeты помогут получить ориeнтиры для проводимого исследования.
1. Изучаете ли Вы геометрию?
2. Считаeтe ли Вы, что знания основ геометрии способствуют повышению уровня технической подготовленности фигуристов?
3. Помогаeт ли Вам использованиe знаний геометрии в изучении элементов фигурного катания? Назовитe причину, eсли нeт.
4. Вы используeтe знания геометрии в изучении элементов фигурного катания?
5. Выскажитe, пожалуйста, свои пожeлания по улучшeнию изучения элементов фигурного катания с помощью геометрии.
Благодарим Вас!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было установлено, что знания основ геометрии способствуют повышению уровня технической подготовленности фигуристов.
Одним из условий качественного начертания обязательных фигур является геометрическая правильность рисунка. Для ее оценки принята система воображаемых линий: продольная ось, поперечные оси и линии коридоров. Точность начертания дуг и окружностей определяют путем сравнения их с воображаемой (или начерченной циркулем) эталонной окружностью или ее частью.
Геометрическая правильность рисунка соблюдена, если все круги фигуры выполнены одинаковыми по величине, а их центры расположены на одной прямой – продольной оси фигуры. Перетяжки, петли, скобки, крюки и выкрюки также должны быть расположены на продольной оси. Тройки могут лежать как на этой оси, так и в точках, делящих круг на три равные части (в фигурах с двукратными тройками). Все элементы также должны быть геометрически правильными: одинаковыми по величине и симметричными. Детали фигуры, включая рисунки толчков, должны полностью соответствовать утвержденному правилами образцовому рисунку. В фигурах с петлей ее длина составляет треть диаметра круга. Длина петли относится к ширине как 3:2.
Разработанные модели геометрических элементов фигурного катания позволили достигнуть цели исследования (найти взаимосвязь геометрии с фигурным катанием).
Проведенное исследование показало, что современные методические основы обучения фигурному катанию на коньках детей разработаны на основе знаний геометрии.
Полученные результаты исследования способствуют расширению двигательных возможностей спортсмена, поиску и разучиванию новых способов выполнения элементов, определению путей совершенствования отстающих звеньев в подготовке фигуриста.
Проведенное нами исследование не исчерпывает всего круга проблем, связанных с рассмотрением взаимосвязи основ геометрии с изучением элементов фигурного катания. Перспективы дальнейшей работы видятся в разработке вопроса о систематическом применении основ геометрии в изучении элементов фигурного катания. Вместе с тем выполненное исследование вносит определенный вклад в совершенствование подготовки фигуриста.
Список использованных источников:
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Два плуга
Позвольте, я вам помогу
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Отчего синичка развеселилась