Актуальность данной темы для современного общества неоспорима. Бал как явление культуры вызывает огромный интерес, поэтому изучение истории развития представляется важным в культурологическом плане. Мы предлагаем наш взгляд на историю, культуру русских балов XVIII - XX, 21 в.
Вложение | Размер |
---|---|
bal_kak_fenomen_kultury.doc | 255.5 КБ |
Бал как феномен культуры(тезисы к исследовательской работе)
Автор: ученица ГБОУ
«Республиканская Мариинская школа-интернат»
Смолянинова Маргарита;
Руководитель: Доржиева Дулгар Лосоловна,
Актуальность данной темы для современного общества неоспорима. Бал как явление культуры вызывает огромный интерес, поэтому изучение истории развития представляется важным в культурологическом плане.
Мы предлагаем наш взгляд на историю, культуру русских балов XVIII - XX, 21 в.
Объектом исследования является бал как феномен культуры, предметом - бальная культура России.
Целью работы является исследование русского бала XVIII- начала XX, выявление основных функций, оценка значения, определение степени влияния на формирование культуры общества.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Хронология исследования охватывает период XVIII - начала XX вв, современный период истории.
Методы работы соответствуют целям и задачам.
Новизна работы в том, что нами сделана попытка исследовать традиции развития бальной культуры, обобщены материалы художественной литературы, отображающей русский бал. Это позволяет представить бал как уникальный культурно-исторический комплекс.
Основные положения работы могут быть использованы в историко-культурных исследованиях, представлять интерес для организаторов, участников бала.
Первый бал дан в 1385 г. в Аменье, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской, получили развитее в Европе.
В России балы впервые появились в начале XVII века при Лжедмитрии I, но не получили распространения.
В 1719 г. Петром I был издан указ об ассамблеях- балах, увеселительных вечерах. На ассамблеях танцевали, играли в шахматы, шашки. Балы петровского времени несли просветительскую функцию.
На ассамблеях могли присутствовать все сословия, кроме слуг и крестьян. Таким образом, бал был ориентирован на сословно объединяющие, консолидирующие, самоидентификационную функции.
Во второй четверти XVIII ассамблеи отменили, на смену пришли балы. Балы сняли запрет на появление женщины в публичных местах. Постепенно женщина становилась «хозяйкой бала».
В эпоху Елизаветы Петровны балы превратились в норму светской жизни. Таким образом, бал на протяжении всего XVIII века имел все же двусмысленный статус. С одной стороны, все интенсивно эксплуатировались властью. С другой же стороны, их церемониальность, правила, ограничивали свободу участников.
В XIX веке бал нести развлекательную функцию, а затем – коммуникативную.
С середины столетия дворянство беднеет начинаются войны, революции. В начале XX века балы теряют свою популярность.
Бал не мог остаться незамеченным русскими писателями. К данной теме обращались А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и др. Каждый из них понимает и раскрывает тему бала по-своему. Бал нередко является ключевым моментом в судьбе героев, поскольку ярко отражает быт и нравы дворянского сословия.
С начала 2000х годов наблюдается тенденция возрождения балов.
Широкую известность получили «Венский бал», Сретенский, Суворовские балы и другие.
Традиционный Зимний бал воспитанников Республиканской Мариинской и кадетской школ-интернатов за годы проведения стал одним из самых ожидаемых событий в жизни не только двух школ, но и широкой общественности.
Он несет традиционные функции русского бала, структура приближена к исторической. А также мы считаем, что бал нужно рассматривать и как реальную ролевую игру на тему исторической реконструкции в молодежной субкультуре. Подготовка к балу, переодевание, участие в упорядоченном, совершенном по форме явлении, послебальное обсуждение – идут параллельно с реальной жизнью, переплетаясь с ней. На балу мы включаемся в ролевые сообщества, предоставляется случай показать свои потребности в «личностной ролевой реализации». Отсюда и положительное восприятие балов.
Нас заинтересовало, как наши ровесники и старшее поколение города Улан-Удэ относятся к проблеме возрождения бальной культуры, и нами было проведено социологическое исследование среди 4 групп респондентов: Было опрошено 291 респондентов. Для каждой группы были составлены анкеты.
Мы выяснили, что большинство респондентов - 91% учащихся РМШИ и РКШИ, 49% учащихся других ОУ, 95% педагогов и родителей учащихся РМШИ, 87% взрослого населения г. Улан-Удэ считают, что надо возрождать бальную культуру. Таким образом, современное общество, как взрослое, так и юношеское, действительно проявляет интерес к возрождению бальной культуры.
Приложение 1
1 группа респондентов: учащиеся 7-11 классов ГБОУ «РМШИ», ГБОУ «РКШИ» | ||
1.«Нравится ли Вам, что в наших школах проводится классический бал?» 87% (122ч) - «Да» 2% (3ч) - «Нет» 11% (15ч) - «Не знаю» | ||
2. Ваш любимый бальный танец: | ||
|
|
|
3. Какие чувства испытывали при подготовке к балу? положительные эмоции: радость, счастье, нежность, гордость, уверенность и т.д.- 70,91% , волнение - 22,7%, страх - 6,3%. | ||
4. Какие чувства испытывали на балу?
| ||
5. Оказали ли на восприятие бала литературные произведения? Да, нет, не знаю. Если «да», то какие произведения? Какое влияние?
| ||
| ||
6. Нужно ли возрождать бальную культуру? Да - 91% Нет - 0% Не знаю – 9% |
Приложение 2
2 группа респондентов - учащиеся других ОУ |
1.Нужно ли возрождать бальную культуру? Да – 49% Нет – 20% Не знаю – 31% |
2.Хотелось бы Вам примерить исторический бальный костюм? Да – 64% Нет – 31% Не знаю – 5% |
3. Умеете ли Вы танцевать вальс? Да – 49% Нет – 51% |
4. Хотели бы Вы научиться танцевать какой-нибудь исторический бальный танец? Да – 60% Нет – 12% Не знаю – 28% |
5. Хотели бы вы, чтобы в вашей школе был проведён исторический бал? Да - 51% Нет – 0% Не знаю – 49% |
Приложение 3
3 группа респондентов - педагоги и родители учащихся РМШИ. |
1. Нужно ли возрождать бальную культуру? Да -95% Нет - 3,5% Не знаю - 1,5 % . |
2. Умеете ли Вы танцевать вальс? Да – 67% Нет – 33% |
3. Хотели бы Вы научиться танцевать какой-нибудь исторический бальный танец? Да – 77% Нет – 5% Не знаю – 18% |
4. Интересно ли вам было бы оказаться на балу? Да – 90% Нет – 0% Не знаю – 10% |
5. «Нравится ли Вам, что в нашей школе проводится классический бал?» Да – 95% Нет – 0% Не знаю – 5% |
Приложение 4
4 группа респондентов - взрослое население города Улан-Удэ (родители учащихся других ОУ) |
1. Нужно ли возрождать бальную культуру? Да – 87% Нет – 3% Не знаю – 3% |
2. Умеете ли Вы танцевать вальс? Да – 45% Нет – 55% |
3. Хотели бы Вы научиться танцевать какой-нибудь бальный танец? Да – 62% Нет – 1% Не знаю – 37% |
4. Интересно ли вам было бы оказаться на балу? Да – 82% Нет – 8% Не знаю – 10% |
5. Хотели бы Вы, чтобы ваши дети приняли участие в классическом балу? Да – 82% Нет – 8% Не знаю – 10% |
Приложение 5
Приложение 6
10 советов от участницы
Кадетско-мариинского благотворительного зимнего бала– 2016
1)Собираясь на бал, не забудьте захватить с собой хорошее настроение и улыбайтесь, даже если Вам грустно.
2)Помните, что на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.
3)Ведите себя скромно, приятно, мило и доброжелательно.
4)Помните, что на балу приветствуется вежливость и учтивость, коммуникабельность и жизнерадостность.
5)Помните, что обсуждать других гостей - дурной тон.
6)Следите за осанкой и положением рук.
7)Если даже запутались в платье, не теряйте самообладания, продолжайте мило улыбаться.
8)Доверьтесь крепкой руке своего партнера и не переживайте, весь страх и неуверенность пройдут с первыми звуками музыки.
9)Наслаждайтесь атмосферой красоты, гармонии, изящества, дарите всем частичку своей радости, и светлое чувство умиротворения и бесконечного счастья обязательно наполнит Вас!
10)Узнайте из этой книги все про историю балов и будьте готовы к Вашему балу!
В заключении пришли к следующим выводам:
• Появившись в России в начале XVIII века, до сих пор бал представляет собой целостный, органичный феномен русской культуры.
Проведенный социологический опрос показал, что современное общество испытывает потребность в эстетической гармонизации окружающего и проявляет интерес к возрождению бальной культуры.
Работа над этой темой позволила нам предложить некоторые пути решения данной проблемы, в том числе Традиционный кадетско-мариинский бал, который, как мы считаем, занимает важное место в возрождении отечественного культурного наследия.
Но также в ходе анкетирования было выяснено, что некоторые участники испытывают страх, волнение. В связи с этим нами написана и издана книга «Бал как феномен культуры», в котором раскрывается историческое значение балов, их положительное влияние на общество, даются полезные советы от дебютантки Традиционного зимнего кадетско-мариинского бала – 2016. Книга, мы считаем, будет полезна и организаторам, и участникам бала, а также широкой публике.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что танцевальный вечер на протяжении более чем двух веков представлял собой одну из главных составляющих культурной жизни России, неотъемлемую часть отечественной культурно-исторической реальности, в современное время возвращает свои утраченные позиции. Ощутимо влияние бала на различные стороны отечественной культуры, ее исторической жизни и духовного содержания. Поэтому, мы вправе утверждать, что бал - это не просто феномен культуры, это символ определенной эпохи в истории России.
Список литературы:
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Рисуем ананас акварелью
Хрюк на ёлке
Воздух - музыкант
Хитрый коврик