Статья на тему: "Имя Н.А. Некрасова в педагогике"
Вложение | Размер |
---|---|
imya_nekrasova_v_pedagogike.doc | 41 КБ |
Имя Н.А. Некрасова в педагогике
Автор: Бузин Павел
Руководитель: Ряховская А.А.,
преподаватель иностранного языка,
ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1
Уже на протяжении 90 лет педагогический колледж имени Некрасова является отправной точкой для многих выдающихся педагогов. Почему же наш колледж носит имя Н.А. Некрасова? Возьмем, к примеру, Российский Государственный Педагогический Университет, названный именем Александра Ивановича Герцена, автора многих трудов о проблемах воспитания и образования, или же Ярославский Государственный Университет, который носит имя великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского – основоположника научной педагогики в России.
Быть может, Некрасов был выдающимся студентом в своё время? Отнюдь. Неудача постигла его на вступительных экзаменах, и он стал лишь вольнослушателем при Петербургском университете. Тогда, возможно, Николай Алексеевич был известным педагогом того времени? Нет, он не давал уроков. А что, если Некрасов был автором многих педагогических трудов? И снова нет. Какое же тогда отношение имеет поэт и просветитель XIX века – Николай Алексеевич Некрасов к педагогике? Ключом к разгадке, на мой взгляд, могут послужить два имени: Виссариона Григорьевича Белинского и Николая Александровича Добролюбова.
Судьба свела Некрасова с замечательным человеком – Николаем Александровичем Добролюбовым (1836-1861). Он был молод, полон энергии, выступал против монархии, крепостного права. Однако жизнь Добролюбова была недолгой, его не стало в 25 лет. Некрасов, спустя три года, написал стихотворение «Памяти Добролюбова». В этом стихотворении он показал яркий образ революционера, отметив в Добролюбове уменье подчинить личную жизнь высоким общественным целям, редкую способность к самопожертвованию. Первые строки звучат, как гимн, человеку молодому, страстному, умеющему сплотить вокруг себя народ: «Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать…».
Некрасов опечален потерей друга. Добролюбов был для поэта идеалом, рвущимся в жизненный полет, человеком с большим сердцем и талантом организатора, сколько бы пользы принес для родины: «…Но слишком рано твой ударил час, И вещее перо из рук упало…» Некрасов видел в Добролюбове революционера, готового сгореть в пламени борьбы, он был морально чист, его подвиг – служение народу, сочетался с разумом и могучей мыслью революционного деятеля: «Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! Что же будет, если на земле перестанут рождаться такие замечательные люди, борцы и организаторы, чистые душой и пылкие сердцами? Автор оставляет вопрос для раздумья потомкам, а сам прерывает, не закончив четверостишье.
Добролюбов прожил очень мало, но его звезда на небосводе зажглась и продолжает дарить нам свой свет, а благодаря Некрасову человечество помнит его и чтит!
В середине 1842 года произошло знакомство В.Г. Белинского и Н.А. Некрасова, которое вскоре перешло в дружбу. В кружке, который собирался вокруг критика, было немало талантливых людей, их связывали вполне дружеские отношения, но только в Некрасове Белинский увидел представителя новой разночинной интеллигенции, к которой принадлежал и сам. «Моя встреча с Белинским была для меня спасением, – рассказывал позднее Некрасов. – ...Ясно припоминаю, как мы с ним вдвоем часов до двух ночи беседовали о литературе и о разных других предметах. После этого я всегда долго бродил по опустелым улицам в каком-то возбужденном настроении, столько для меня нового было в высказанных им мыслях».
О чем они говорили? Обо всем, что тревожило в те годы всех лучших русских людей. Белинский говорил, что литература должна служить народу, «на простом языке говорить высокие истины»; что русский писатель должен раскрыть перед читателем позорные страницы рабства народного, звал его на борьбу. Беспокойному, горячему сердцу Некрасова были близки эти мысли и слова Белинского. Все, что видел и слышал он в детстве: слезы матери, трудная жизнь крепостных крестьян, стоны бурлаков на Волге и звон цепей на ссыльных, которых по большой Владимирской дороге гнали в Сибирь, — все это теперь по-новому увидел, прочувствовал и осмыслил Некрасов.
В 1845 году он написал стихотворение «В дороге».
- Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или что ты видал, расскажи -
Буду, братец, за все благодарен... -
так начинается это замечательное стихотворение, и дальше ямщик рассказывает седоку обыкновенную и грустную историю крепостной девушки, которую насильно выдали за него замуж. Когда Белинский услышал это стихотворение, у него засверкали глаза, он бросился к Некрасову, обнял его и сказал: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный!»
Белинский, по сути, ввел Некрасова в литературу и «дал» ему мировоззрение. Поэт всегда хранил светлую память о своем учителе – об этом говорит бюст великого критика, который находился в глубине комнаты Некрасова.
Некрасов был не только поэтом, чьи стихи в кругу «шестидесятников» читались как молитвы, но и редактором журнала «Современник», объединившего вокруг себя лучших русских писателей.
В своем творчестве Некрасов высоко оценил нравственный подвиг Белинского и Добролюбова, в котором «сокровища» душевной красоты совмещены «благодатно». Поэтому «свои труды, надежды, помышления» они отдали родине, которую «как женщину» любили. Такие люди – кладезь и источник духовного богатства и нравственной чистоты любого народа. Духовные и нравственные поиски поэта приводят его к выводу:
Природа-мать, когда б таких людей
Ты иногда не посылала б миру,
Заглохла б нива жизни...
Эти слова в полной мере подтвердил своей жизнью и творчеством сам великий поэт. В своем знаменитом стихотворении «Сеятелям» (1877) Н. А. Некрасова обращается к «сеятелям знанья на ниву народную»:
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ...
Выражение «сеятель» - устойчивый образ в поэтике Некрасова: «честным сеятелем добра» он называет критика В. Г. Белинского (стихотворение «Белинский»), «сеятелем правды» — писателя Н. Г. Чернышевского (стихотворение «Притча»), а также говорит о «сеятеле» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
Такая почва добрая -
Душа народа русского...
О сеятель, приди!
Эти слова имеют непосредственное отношение к педагогическому труду, так как основная миссия учителя – нравственное воспитание подрастающего поколения. В наше сложное время проблемы нравственности, по-моему, обретают особую остроту и актуальность. Мне больно смотреть, как люди не только теряют, но и перестают ценить такие качества, как доброта, верность, порядочность, искренность и особенно любовь к своей родине, ее нравам, обычаям, традициям. Как легко и просто мы перенимаем все чужое! А как бы мне хотелось посоветовать моему поколению: «Возьмите в руки томик Некрасова! Останьтесь с ним наедине! Вчитайтесь, вдумайтесь в его строки и загляните в свою душу!». И каждый найдет для себя в его строках отклик на то, что нас волнует, поможет понять смысл и ценность высоких нравственных идеалов в жизни человека.
Литература:
1. Лазурин В. С. Некрасов // Русские писатели. 1800—1917: Биографический словарь. Т. 4: М.: Большая российская энциклопедия. – С. 269 – 280.
2. http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/279.htm
3. http://николай-некрасов.рф/kritika/008.html
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Сочинение
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Швейня