За последние 15 лет персональный компьютер становится одной из главных составляющих повседневной жизни современного подростка. При помощи компьютера школьники готовятся к занятиям, читают книги, получать море полезной и новой информации, общаются друг с другом, расширяют свой кругозор.
Однако наряду с этим, как и всякое иное явление, использование компьютера в повседневной жизни оказывает так же негативное воздействие на человека. Изучение воздействия персонального компьютера на нашу жизнь становится очень актуальным в нынешнее время.
Целью данной работы является изучение всевозможных методик, которые помогут подростку поддерживать психологический баланс и своё физиологическое состояние в норме, без причинения вреда себе, в первую очередь, а также – окружающим.
К основным задачам данной работы можно отнести рассмотрение воздействия компьютерных технологий на психологическое и физиологического состояние подростка, а так же обозначение основных способов предотвращения нарушений психофизического состояния подростка.
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_bylo.docx | 41.52 КБ |
Было София
Громова Ольга
1 курс, гр.9-13, Сестринское дело
СГБОУ ПО «СМК им.Ж.Дерюгиной»
научный руководитель:
преподаватель Мельник Г. Ю.
«Влияние компьютерной техники на психико-физическое состояние подростка»
г. Севастополь
2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Заключение | |
Список литературы |
ВВЕДЕНИЕ
За последние 15 лет персональный компьютер становится одной из главных составляющих повседневной жизни современного подростка. При помощи компьютера школьники готовятся к занятиям, читают книги, получать море полезной и новой информации, общаются друг с другом, расширяют свой кругозор.
Однако наряду с этим, как и всякое иное явление, использование компьютера в повседневной жизни оказывает так же негативное воздействие на человека. Изучение воздействия персонального компьютера на нашу жизнь становится очень актуальным в нынешнее время.
Целью данной работы является изучение всевозможных методик, которые помогут подростку поддерживать психологический баланс и своё физиологическое состояние в норме, без причинения вреда себе, в первую очередь, а также – окружающим.
К основным задачам данной работы можно отнести рассмотрение воздействия компьютерных технологий на психологическое и физиологического состояние подростка, а так же обозначение основных способов предотвращения нарушений психофизического состояния подростка.
1. Признаки и причины компьютерной зависимости
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. [5]
Тем не менее, отмечено и позитивное влияние Интернета на психическое здоровье. Американские исследователи обнаружили, что пользование Интернетом улучшает деятельность мозга у людей среднего и пожилого возраста благодаря стимуляции мозговых центров, ответственных за принятие решений и сложные рассуждения. Согласно результатам исследования, отчёт о котором был опубликован в American Journal of Geriatric Psychiatry, посещение Интернета вызывает активацию областей мозга, контролирующих память, язык, чтение и зрение. Кроме того, при поиске в Интернете активируются мозговые центры, ответственные за сложные рассуждения и принятие решений, благодаря необходимости решать, какую из предложенных ссылок выбрать для получения необходимых данных (при чтении книг подобной активации соответствующих областей мозга не происходит). [7]
Но поговорим о негативном влиянии Интернета на психофизическое состояние подростков. Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день возраст активного пользования компьютером снижается до 5-6-летних детей, умеющих обращаться с техникой намного лучше, чем многие взрослые. Чрезмерное время, проведенное за компьютером, рано или поздно станет причиной расстройства нервной системы, снижения уровня иммунитета. И недопустимо, чтобы за получение знаний дети расплачивались своим здоровьем.
Происходит процесс, во время которого ребенок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии. Увлекаясь компьютером, подросток меньше уделяет времени своим реальным увлечениям и постоянно стремится вернуться в виртуальный мир. [1] И что самое главное – именно в подростковом возрасте формируются ценностные ориентации: понятия добра и зла, милосердия и жестокости, дружбы и предательства, любви и ненависти. Все то, с чем человек будет идти по жизни дальше. Но под влиянием компьютерных игр реальность искажается как в кривом зеркале, стираются грани реального мира и виртуального.
К психологическим признакам компьютерной зависимости можно отнести следующее:
Помимо психологических признаков, можно отметить изменение в физическом состоянии подростка. К физическим признакам компьютерной зависимости можно отнести:
Но для решения любой ситуации следует искать первопричины ее появления. К причинам компьютерной зависимости можно отнести следующие пункты:
2. Физиологические заболевания, вызванные воздействием компьютерных технологий
2.1 Заболевания глаз
Компьютерный зрительный синдром - именно так офтальмологи формулируют весь спектр жалоб подобного рода. Если рассматривать эту проблему с медицинской точки зрения, то глаза утомляются из-за однообразного буквенно-цифрового изображения, мерцания дисплея и пульсации светящихся знаков.
Вот основные признаки: синдром хронической усталости, нарушенная (замедленная) фокусировка на дальних объектах, в тяжёлых случаях – двоение объектов, нередко возникает жжение. Со временем возникают хроническая боль при движении глаз. Глаза могут краснеть, может нарушаться цветоощущение. Кроме монитора – есть ещё ряд факторов, провоцирующих усталось глаз: дефекты освещения, блики, нарушение осанки, неправильно подобранное рабочее место. [4]
2.2 Рекомендации для предотвращения заболеваний глаз
Для предотвращения заболевания органов зрения необходимо соблюдать следующие правила:
2.3 Заболевания позвоночника
Поясничный отдел позвоночника - самая нагруженная часть позвоночника человека. На него падает вес буквально всего тела, даже, как это ни покажется странным, тех частей, что ниже пояса - но только в положении сидя. Поэтому при заболеваниях позвоночника и после травм рекомендуют либо стоять (если можно), либо лежать.
2.4 Рекомендации для предотвращения заболеваний позвоночника
3. Психологическое воздействие компьютерных технологий на подростка
3.1 Причины воздействия компьютерных технологий на психику подростка
Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Большую часть времени подросток проводит в социальных сетях, где он общается, просматривает видео из различных источников, а так же наблюдает за жизнью «друзей» на их социальных страницах. Всё это в сознании ребёнка образует некоторый иллюзионный мир в социуме. Скромные и застенчивые получают здесь общение, которого им порой так не хватает в реальности. Желание проводить больше времени в социальных сетях, чатах обусловлено недосказанностью в реальном мире.
Большая часть игр рассчитана на подростковый возраст. Они созданы людьми старше, без учёта психологических особенностей подростка. Данные игры очень влияют на подростка и на формирование его как личности. По его мнению, компьютерный мир более впечатляющий и привлекательный.
Самое опасное – игра в глобальной сети, где подросток играет уже с живыми людьми, которых он не считает за игровых персонажей. В сети игрок придумывает персонажа, который был бы максимального похож на него в реальном мире, продумывая при этом всё до мельчайших деталей.
Игрок руководствуется правилами, придуманными им самим. Создавая собственные правила в сетевых играх способствует подростку трактовать те же правила и в реальной жизни, что значительно ухудшает отношения с родителями, ровесниками и людьми в целом.
В большей степени к компьютерной зависимости склонны дети, имеющие конфликтные семейные или школьные отношения, не занятые саморазвитием. Они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре самоутверждением.
Однако, так называемое спокойствие, длится не долго. Только во время пребывания в виртуальном пространстве. Для такого ребенка реальный мир неинтересен и полон опасностей. И прикрытием от реального мира является виртуальный. Как следствие этого многие подростки элементарно не могут выполнять простейших алгебраических действий и логически рассуждать.
3.2 Последствия воздействия компьютерных технологий на психику подростка
Компьютерная наркомания ничем не отличается от простой наркомании. Компьютерная наркомания – это болезнь, развивающаяся постепенно. Существует три стадии этой болезни:
1 стадия – заражение: желание отвлечься от проблем, окунуться в сладкий дурман глобальной сети.
2 стадия – втягивание: как известно, очень трудно оторваться от Интернета, где множество соблазнов. Под предлогом посмотреть обычный видеоролик или сыграть, как казалось бы, в безобидную игрушку, прочитать «познавательную» статью или пройти элементарный тест – ребёнка переводят на различные сайты порнографического характера, в том числе и игры, либо же, на сайты имеющие политическую направленность со сценами насилия над личность. Это способствует полному растлению не только молодёжи, но так же откладывает неприятные картинки в памяти детей.
3 стадия – полная зависимость: если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернете, то эффект заметно снижается.
Можно выделить следующие ключевые моменты:
3.3 Рекомендации для предотвращения разрушения психологического состояния подростка
Втянувшемуся подростку резко перекрывать доступ к компьютеру нельзя. Прибегать к строгим мерам не следует – это вызывает агрессию подростка и отторжения понимания совей проблемы. Делать это нужно постепенно, подготавливая ребенка вместе с психологом. Следует быть честным со своим ребёнком. Любую ложь они чувствуют и воспринимают очень близко к сердцу. Следует понимать, что потом, он вспомнит эту ложь и есть вероятность того, что в последствии поставит вам в упрёк. Необходимо больше времени проводить с подростком, общаться с ним, и главное – слушать. Длительное общение будет больше похоже на нотации, что может оттолкнуть ребёнка и он больше не захочет вникать в проблему. Главное – это обратная связь от родителя к ребёнку и наоборот.
Уважайте индивидуальность ребенка. Поддержите его хобби и увлечения, если же он затрудняется – помогите с выбором.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы не хотим сказать, что новые инновационные технологии – это плохо и пагубно влияет на всех людей без исключения. Безусловно, развитие человечества не стоит на месте, но не стоит забывать о той тонкой грани, которая может стоить человеку здоровья.
Благодаря новым компьютерным технологиям мы должны развивать себя, а не деградировать.
Покупая компьютер ребёнку, следует дать ему понять, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. И как известно, болезнь лучше предупредить, чем лечить.
Будьте внимательны к себе, к родным и близким, к друзьям, к любым изменениям в их поведении и тогда вовремя сможете заметить проблему и решить ее на начальной стадии. Предупредить воздействие негативных факторов - значит сохранить здоровье будущему поколению.
Список литературы
Как нарисовать небо акварелью
"Разделите так, как делили работу..."
Валентин Берестов. Аист и соловей
Горка
Знакомые следы