Современный весь пронизан компьютерными технологиями. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.89 КБ |
Тема моей исследовательской работы «Влияние компьютера на зрение младшего школьника»
СОДЕРЖАНИЕ
I Введение
II Теоретическая часть
2.1. Вредные факторы, действующие на человека за
компьютером
2.2. Компьютерная зависимость
2.3. Зрение школьника находится под угрозой
III Практическая часть
3.1. Методы и объект исследования
3.2. Результаты исследования
IV Заключение
V Список источников информации
VI Приложение
I ВВЕДЕНИЕ
Современный мир весь пронизан компьютерными технологиями. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера. Компьютер помимо серьёзных дел, помогает развлечь нас и расширить свой кругозор в часы досуга. При неправильной эксплуатации и злоупотреблении компьютером, последствия для здоровья могут быть серьёзными. Особую угрозу компьютер представляет для зрения.
Во время работы на компьютере глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к тому, что теряется острота зрения. Плохо сказывается на зрение неудачный подбор цвета, шрифта, неправильное расположение экрана. Вследствие этого человек может страдать от бессонницы, тревоги, раздражительности, усиленного сердцебиения, ослабляет иммунитет.
Актуальность: компьютерный мир заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, поэтому я решил исследовать влияние компьютера на зрение школьника, личность которых ещё только формируется, а значит более подвержена пагубному воздействию.
Цель: изучить влияние компьютера на зрение школьников при длительном и неправильном использовании компьютера, дать рекомендации для защиты глаз от влияния компьютера.
Задачи:
Объект исследования: обучающиеся 3 «А» класса – 25 человек.
Гипотеза: если соблюдать все правила, время работы, то можно избежать неблагоприятных последствий влияния компьютера на зрение и на здоровье в целом.
Методы исследования:
Наблюдение: после нескольких часов подряд игры на компьютере начинают болеть глаза, в глазных яблоках лопаются капилляры.
II ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
Сидячее положение
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда у детей – сколиоз. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Воздействие электромагнитного излучения монитора
Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации). В зависимости от воздействия на объект, эти излучения, бывают ионизирующими и неионизирующими. К ионизирующим относятся рентгеновское излучение, которое широко используется в медицине, к неионизирующим – электромагнитное поле (излучение) сверхнизкой и низкой частоты.
Ионизирующие излучения, такие. Как рентгеновское, при определённой дозе облучения могут вызывать возникновение злокачественных опухолей. Электромагнитные поля сверхнизкой частоты не представляют угрозы для здоровья человека, однако, в силу того, что их действие мало изучено, рекомендуется уменьшить или свести к минимуму с ними встречу.
Рентгеновское излучение, исходящее от монитора, ничтожно мало и сравнимо с естественным радиационным фоном. Это означает то, что сидите ли вы рядом с дисплеем или гуляете по улице - дозу вы получите одну и те же. Исключения составляют бракованные мониторы, уберечься от которых можно, выбирая известную марку, у известного поставщика и в известном магазине.
Воздействие на зрение
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения.
Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере - ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.
В результате работы на компьютере серьёзно перегружаются наши глаза. Если к томе же монитор невысокого качества, у пользователя ухудшается зрение. Глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения… Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром».
Перегрузка суставов кистей рук
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Главная причина возникновения туннельного синдрома запястья – длительная, однообразная и неправильная работа кистями и пальцами рук. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять несколько упражнений для кистей рук.
2.2. Компьютерная зависимость
Что же такое компьютерная зависимость? Пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению с другими людьми. Компьютерная зависимость очень часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. Компьютерная зависимость часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Её возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер представляет возможность для виртуального общения (в частности, через интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный «взлом»компьютерных программ). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.
Признаки зависимости
Первая стадия – интерес.
Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.
Вторая стадия – втягивание.
Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.
Третья стадия – полная зависимость.
Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени – нарушение психики.
Симптомы зависимости
Установленные симптомы зависимости можно условно разделить на три группы:
Психические признаки: проявление чувства радости при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля времени воздействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером; появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; эмоциональная неустойчивость.
Социальные признаки: возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.
Духовные признаки: потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишённой всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.
III ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Методы и объект исследования
Так как компьютер занимает огромное значение в жизни человека, что было выявлено методом опроса учащихся начальной школы, то можно говорить о некоторой зависимости от компьютера, т.е. пристрастия к занятиям, связанным с компьютером, что ведёт к ограничению остальных видов деятельности, а это напрямую связано с отрицательным влиянием на зрение подрастающей и формирующей личности школьников младших классов.
Исходя из цели и задач, объектом исследования являются обучающиеся начальных классов – 25 человек.
Для решения поставленных задач в работе была исследована литература по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника и проведено анкетирование учащихся 3 «А» класс.
Методы исследования: анкетирование.
Было проведено анкетирование учащихся по вопросам:
а) смотрю телевизор б) играю в компьютер
в) посещаю кружки г) читаю книги
а) 2 часа б) 1 час в) 10 часов
3. Устают ли глаза при работе за компьютером?
а) да б) нет в) не придаю значение
4.Делаете ли гимнастику для глаз?
а) да б) нет в) как получится
5. Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер для
Здоровья? а) да б) нет в) мне всё равно
3.2. Результаты исследования
В результате исследования, (приложение) отмечается рост числа персональных компьютеров у учеников дома. И на вопрос, чем ты занимаешься в свободное время, 35 % ребят ответили, что играют в компьютер и лишь 7 % - читают книги.
В ходе анкетирования, я постарался выяснить, знают ли ребята, сколько часов рекомендуется проводить за компьютером? 75 % ответили, что за компьютером можно проводить 2 часа, 20 % ответили – 1 час и 5% думают, что можно проводить за компьютером – 10 часов.
На вопрос, вы знаете, какую угрозу представляет компьютер для здоровья? 76 % ответили, что знают, 21 % не знают и лишь 3 % ответили, что им всё равно.
Устают глаза при работе за компьютером у 74 % опрошенных устают, у 24 % не устают, а 2 % не придают значения этому.
Также мною было проведено анкетирование учащихся о знании и выполнении правил работы за компьютером, с целью сохранения зрения. Результаты показали, что преобладающее количество учащихся достаточно осведомлены о правилах работы и сохранении зрения, но не все выполняют гимнастику для глаз – 85 % и 10 % выполняют гимнастику для глаз. В связи с этим мною была составлена памятка «Гимнастика для глаз» и отдана учащимся, а также памятка «Основные правила гигиены зрения»
IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследовательской работы мною были составлены памятки:
Основные правила гигиены зрения
Гимнастика для глаз
Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника я сделал вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьёзную зависимость и угрожать здоровью. Погружаясь в виртуальный мир, человек отгораживается от реальности, перестаёт интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки. В связи с этим, я хотел донести до ребят то, что если мы будем соблюдать все правила, время работы на компьютере, то можно избежать неблагоприятных последствий влияния компьютера на зрение и на здоровье в целом.
V СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Осенняя паутина
Рисуем "Осенний дождь"
А теперь — мультфильм
Как Дед Мороз сделал себе помощников