Выступление кадета 5"Б" класса ГОБОУ МО КК "Североморского кадетского корпуса" Д.Дресвянина, посвященное малоизвестной странице истории Великой Отечественной войны - подвигу курсантов Валаамской школы юнг
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 24.34 КБ |
valaamskaya_shkola_yung.pptx | 2.52 МБ |
«Им в 43-м выдали медали, а в 45-м дали паспорта».
СЛАЙД 1
Недавнее празднование 70-летия Победы поражало своим размахом. Вспоминались великие сражения, деяния солдат и полководцев Великой Отечественной. До глубины души потрясла акция «Бессмертный полк». Однако в истории войны осталось много незаметных, но героических событий. Одним из таких эпизодов являлся подвиг валаамских юнг – военных сверстников сегодняшних североморских морских кадет.
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
В церковно-исторической науке не существовало и не существует однозначного ответа на вопрос о времени возникновения Валаамского монастыря. Отсутствует важнейший источник датировки – древнее житие преподобных Сергия и Германа. Архивные изыскания XIX-XX вв. опирались на косвенные данные, упоминания тех или иных событий из жизни монастыря в различных памятниках русской письменности.
В ряде современных изданий (путеводители, энциклопедии и т.п.) указаны зачастую противоречивые сведения о времени основания Валаамского монастыря. Возникновение обители относят то к XIV веку, то к первым векам распространения христианства на Руси – X-XI вв. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь монашеское служение. При неприятельских набегах уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей – так было утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских.
СЛАЙД 4
В 1931 году, при монастыре открылся приют для мальчиков. Здесь они жили и учились иконописи и церковному чтению. 1920-30-е годы, русские паломники-эмигранты из Финляндии и Эстонии особенно стремились попасть на остров. Летом на острове постоянно гостили огромные группы туристов. Еще шесть лет прошли в относительном спокойствии, пока в 1939 году не обострились отношения между Россией и Финляндией.
Войска, базировавшиеся на острове, были приведены в боевую готовность, в октябре в монастыре перестали звонить колокола, а 20 декабря 1939 года монахов начали постепенно эвакуировать. В начале 1940 года Валаам неоднократно подвергался бомбежкам советских войск.
Однако, несмотря на военные действия, монастырь уцелел, не погибла в огне даже уникальная библиотека. После этого разрушительного налета, монастырскую братию отправили в эвакуацию. Всего через месяц, 13 марта 1940 года, монахи, ожидавшие исхода войны на материке, в Финляндии, узнали, что мирный договор, наконец, подписан. Но облегчения это им не принесло. Согласно этому договору, был произведен раздел территорий, и Карелия вошла в состав СССР. В результате, Коневский, Линтульский и Валаамский монастыри стали принадлежностью России. Все жители Карелии, желавшие остаться в Финляндии, должны были покинуть свои дома в течение нескольких дней. Монахи покинули остров и ушли в Финляндию, увозя с собой самое ценное из церковных реликвий. Так появился на берегу чистого озера Яоярви Новый Валаам - православный монастырь в финской Карелии.
СЛАЙД 5
Буквально через несколько дней после того, как Валаам вошел в состав СССР, на него прибыли новые "первые поселенцы". Это были курсанты единой школы боцманов ВМФ, которым предстояло жить и учиться на острове.
Под казармы были приспособлены монастырские гостиницы, остальные постройки обители отошли под учебные корпуса.
Курсанты прожили на острове вплоть до сентября 1941 года, когда были эвакуированы из-за новой войны с Финляндией.
19 сентября весь состав курсантской школы отплыли с Валаама, а уже 20 сентября на остров прибыли финские войска. Финны немедленно начали работы по укреплению обороны острова. Правда, военные действия на территории острова не велись.
Все было тихо и достаточно спокойно, ни разу за всю войну остров не подвергался бомбардировкам. Финские войска, в количестве двух тысяч человек, покинули остров ровно через три года, 19 сентября 1944 года.
С тех пор на Валааме остались еще фортификационные сооружения, которые до сих пор напоминают о тех событиях.
СЛАЙД 6
В 1940 году нарком ВМФ СССР Николай Герасимович Кузнецов подписал приказ о создании единой школы боцманов с дислокацией на Валааме, только что ставшим советским. В июле 1940 г. в ленинградской газете «Смена» прозвучал лозунг: «Молодежь – на флот!». Начальником школы был назначен старший лейтенант Александр Иванович Востриков, комиссаром – участник гражданской войны Зеленков. В августе на архипелаг прибыли курсанты двух школ боцманов, до того размещавшихся на учебных кораблях Черноморского и Балтийского флотов. На Валааме им предстояло завершить обучение. Одновременно с боевых кораблей всех флотов и флотилий происходил отбор моряков срочной службы для обучения во вновь созданной школе. В августе же по наркомату Военно-Морского флота издается приказ о создании первой в СССР роты юнг, которая предполагалась как особое подразделение, но затем было принято решение придать ее к этой школе. Приемная комиссия работала при Военно-морском училище им. Фрунзе – возглавлял Зеленков. И после тщательной проверки в конце сентября 123 будущих юнги были посажены на колесный пароход «Володарский» и доставлены на Валаам.
СЛАЙД 7
Итак, было создано три роты.
1. собранные из корабельных школ боцмана.
2. боцмана, пришедшие с гражданки по срочному набору
3. рота юнг – из числа добровольцев до 18 лет.
Распорядок для курсантов регламентировался флотским уставом для учебных заведений. Программа обучения: кораблеустройство, кораблевождение, такелажное, шлюпочное, химическое, стрелковое дело, организация ВМФ, сигнальная связь, строевая подготовка. Учились в основном по конспектам, т.к. учебников почти не имелось. Наглядные пособия делали сами. Особо любимыми у юнг и курсантов было такелажное дело – вязали узлы, сращивали стальные и пеньковые тросы, плели кранцы и маты.
По каждому предмету естественно сдавали зачеты и экзамены. А в период навигации юнги проходили практику на шлюпках и парусно-мотрных шхунах «Учеба» и «Практика. Кроме учебных предметов – кружки самодеятельности, фотодело, выпуск стенгазеты «Юнга», «Якорь», «Полундра», физкультура и спорт.
Нагрузка была серьезная. Не все выдерживали, некоторых списывали на материк.
СЛАЙД 8
23 февраля 1941 года вторая рота курсантов и рота юнг приняли военную присягу, и мальчишки наконец-то прикрепили к бескозыркам ленточки «Школа боцманов ВМФ». С 1 мая в школе начались шлюпочные занятия, а 22 июня почти весь личный состав встретил, находясь на шлюпках и кораблях. «Учеба» и «Практика» с курсантами на борту узнали о Великой Отечественной Войне на рейде г. Сортавала. Все срочно вернулись в школу – был объявлен срочный сбор. В тот же день прошло и объединенное комсомольское собрание, принявшее одну резолюцию: «Проситься в бой». И сразу же на имя начальника школы посыпались рапорты об отправке на действующий фронт.
СЛАЙД 9
Вот как описывал первый бой валаамских юнг очевидец: « Вторая группа юнг-десантников подверглась минометному, пулеметному, орудийному обстрелу… но все-таки зацепились, с ходу пошли в атаку. Бой продолжался несколько часов непрерывно. Юнги заняли карьер и –стоп! Дальше противотанковый ров, превращенный немцами в линию обороны с огневыми точками. Еще одна стремительная атака и не одна потеря – взят ров, захвачены огневые точки, пулеметы, карты…». В результате упорных боев на левом берегу Невы наши войска захватили участок до 1000 метров по фронту и 900 метров в глубину. За 2 года существования Невского пятачка из воспоминаний современника « самые страшные первые дни существования «пятачка» выпали на «комсомольскую роту юнгов», как называли ее в частях. За героизм в этих боях всему личному составу была объявлена благодарность, а многие получили свои первые награды».
Юнги и курсанты на своих шхунах под огнем противника помогали буксировать баржи с ранеными бойцами 168-й стрелковой дивизии, защищавшими северное Приладожье. Обучались штыковому бою, несли дозорную службу по охране архипелага, ухаживали за привезенными с материка ранеными в палатках, что были раскинуты на острове.
В июле 1941 г. курсантам-второкурсникам первой роты присвоили звания старшин и распределили во флоты и флотилии ВМФ СССР. Остальные после возвращения на архипелаг продолжили здесь дозорную службу, но уже в составе 4-й бригады морской пехоты, которая формировалась на Валааме. 16 сентября согласно приказу часть курсантов и юнг вошла в состав 1-й отдельной стрелковой роты морской пехоты. Курсанты и юнги участвовали в боях по обороне Волхова и ладожского побережья, прикрытии «Дороги жизни». Участвовали в десантах на оставленные советскими войсками острова.
СЛАЙД 10
…. Общешкольная валаамская строевая песня имела слова: « Если враг войну навяжет, мы красный флот поднимем весь. Победить страна прикажет, мы как один ответим: «Есть!» И сказали, и победили. Многие юнги не дожили до Победы.
Живых после войны разметало по стране. Среди них были и капитаны научно-исследовательских судов, конструкторы атомных ледоколов, преподаватели морских училищ, прокуроры, художники. После войны стало формироваться «валаамское братство» из преподавателей, курсантов и юнг Валаамской школы боцманов. Крепкая дружба завязавшаяся в 1940 году стала путеводной звездой всей жизни. Очень мало написано о подвиге этих мальчишек, сложивших головы на подступах к Ленинграду, у многих не осталось фотографий, нет данных местах их гибели. Но их жертвенный патриотизм должен служить примером сегодняшним североморским морским кадетам.
Слайд 1
Валаамская школа юнг Выполнил кадет Соловьев Д. и кадет Дресвянин Д. 5 Б морской кадетский класс « Им в 43-м выдали медали, а в 45-м дали паспорта » .Слайд 2
Цели и задачи исс ледования Задачи нашего исследования: Изучить историю формирования учебного заведения для воспитания юнг; Изучить программу обучения валаамских юнг; Изучить режим быта и воспитания валаамских юнг; В соответствии с задачами нами выделены следующие цели: а)изучить историческую документальную литературу; б)сделать анализ художественной литературы; в)подготовить презентацию о школе валаамских юнг;
Слайд 3
Остров валаам В церковно-исторической науке не существовало и не существует однозначного ответа на вопрос о времени возникновения Валаамского монастыря. Отсутствует важнейший источник датировки – древнее житие преподобных Сергия и Германа. Архивные изыскания XIX-XX вв. опирались на косвенные данные, упоминания тех или иных событий из жизни монастыря в различных памятниках русской письменности. В ряде современных изданий (путеводители, энциклопедии и т.п.) указаны зачастую противоречивые сведения о времени основания Валаамского монастыря. Возникновение обители относят то к XIV веку, то к первым векам распространения христианства на Руси – X-XI вв. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. При неприятельских набегах уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей – так было утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Слайд 4
Две войны на вааламе В 1931 году, при монастыре открылся приют для мальчиков. Здесь они жили и учились иконописи и церковному чтению. 1920-30-е годы, паломники-эмигранты из Финляндии и Эстонии особенно стремились попасть на остров. Летом на острове постоянно гостили огромные группы туристов. Еще шесть лет прошли в относительном спокойствии, пока в 1939 году не обострились отношения между Россией и Финляндией. Войска, базировавшиеся на острове, были приведены в боевую готовность, в октябре в монастыре перестали звонить колокола, а 20 декабря 1939 года, братию начали постепенно эвакуировать. В начале 1940 года Валаам неоднократно подвергался бомбежкам советских войск. В первых числах февраля, казалось, монастырь было решено стереть с лица земли. Однако, несмотря на все старания советских бомбардировщиков, он уцелел, не погибла в огне даже уникальная библиотека. После этого разрушительного налета, монастырскую братию отправили в эвакуацию. Всего через месяц, 13 марта 1940 года, монахи, ожидавшие исхода войны на материке, в Финляндии, узнали, что мирный договор, наконец, подписан. Но облегчения это им не принесло. Согласно этому договору, был произведен раздел территорий, и Карелия вошла в состав СССР. В результате, Коневский , Линтульский и Валаамский монастыри стали принадлежностью России. Все жители Карелии, желавшие остаться в Финляндии, должны были покинуть свои дома в течение нескольких дней. Монахи покинули остров и ушли в Финляндию, увозя с собой самое ценное из церковных реликвий. Так появился на берегу чистого озера Яоярви Новый Валаам - православный монастырь в финской Карелии.
Слайд 5
Буквально через несколько дней после того, как Валаам вошел в состав СССР, на него прибыли новые "первые поселенцы". Это были курсанты единой школы боцманов ВМФ, которым предстояло жить и учиться на острове. Под казармы были приспособлены монастырские гостиницы, остальные постройки обители отошли под учебные корпуса. Курсанты прожили на острове вплоть до сентября 1941 года, когда были эвакуированы из-за новой войны с Финляндией. 19 сентября весь состав курсантской школы отплыли с Валаама, а уже 20 сентября на остров прибыли финские войска. Финны немедленно начали работы по укреплению обороны острова. Правда, военные действия на территории острова не велись. Все было тихо и достаточно спокойно, ни разу за всю войну остров не подвергался бомбардировкам. Финские войска, в количестве двух тысяч человек, покинули остров ровно через три года, 19 сентября 1941 года. С тех пор на Валааме остались еще фортификационные сооружения, которые до сих пор напоминают о тех событиях.
Слайд 6
Юнги на флот! В 1940 году нарком ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов подписал приказ о создании единой школы боцманов с дислокацией на Валааме, только что ставшим советским. Начальником школы был назначен капитан-лейтенант А.И.Востриков , комиссаром – участник гражданской войны К.Ф.Зеленков . В августе на архипелаг прибыли курсанты двух школ боцманов, до того размещавшихся на учебных кораблях Черноморского и Балтийского флотов. На Валааме им предстояло завершить обучение. Одновременно с боевых кораблей всех флотов и флотилий происходил отбор моряков срочной службы для обучения во вновь созданной школе. В августе же по наркомату издается приказ о создании первой в СССР роты юнг, которая предполагалась как особое подразделение, но затем было принято решение придать ее к этой школе. Приемная комиссия работала при Военно-морском училище им. Фрунзе – возглавлял К.Ф.Зеленков . И после тщательной проверки в конце сентября 123 будущих юнги были посажены на колесный пароход «Володарский» и доставлены на Валаам.
Слайд 7
обучение Итак, было создано три роты. 1. собранные из корабельных школ боцмана. 2. боцмана, пришедшие с гражданки по срочному набору 3. рота юнг – из числа добровольцев до 18 лет. Распорядок для курсантов регламентировался флотским уставом для учебных заведений. Программа обучения: кораблеустройство , кораблевождение, такелажное , шлюпочное, химическое, стрелковое дело, организация ВМФ, сигнальная связь, строевая подготовка. Учились в основном по конспектам, т.к. учебников почти не имелось. Наглядные пособия делали сами. Особо любимыми у юнг и курсантов было такелажное дело – вязали узлы, сращивали стальные и пеньковые тросы, плели кранцы и маты. По каждому предмету естественно сдавали зачеты и экзамены. А в период навигации юнги проходили практику на шлюпках и парусно- мотрных шхунах «Учеба» ( командир П.Ф.Ваганов ) и практика ( А.А.Мотавкин ). Кроме учебных предметов – кружки самодеятельности, фотодело, выпуск стенгазеты «Юнга», «Якорь», «Полундра», физкультура и спорт. Нагрузка была серьезная. Не все выдерживали, некоторых списывали на материк.
Слайд 8
23 февраля 1941 года вторая рота курсантов и рота юнг приняли военную присягу, и мальчишки наконец-то прикрепили к бескозыркам ленточки «Школа боцманов ВМФ». С 1 мая в школе начались шлюпочные занятия, а 22 июня почти весь личный состав встретил, находясь на шлюпках и кораблях. «Учеба» и «Практика» с курсантами на борту узнали о Великой Отечественной Войне на рейде г. Сортавала. Все срочно вернулись в школу – был объявлен срочный сбор. В тот же день прошло и объединенное комсомольское собрание, принявшее одну резолюцию: «Проситься в бой». И сразу же на имя начальника школы посыпались рапорты об отправке на действующий фронт.
Слайд 9
Родину надо было оборонять на всех ее рубежах. Юнги и курсанты на своих шхунах под огнем противника помогали буксировать баржи с ранеными бойцами 168-й стрелковой дивизии, защищавшими северное Приладожье . Обучались штыковому бою, несли дозорную службу по охране архипелага, ухаживали за привезенными с материка ранеными в палатках, что были раскинуты на острове. В июле курсантам-второкурсникам первой роты присвоили звания старшин и распределили во флоты и флотилии ВМФ СССР. Остальные после возвращения на архипелаг продолжили здесь дозорную службу, но уже в составе 4-й бригады морской пехоты, которая формировалась на Валааме. 16 сентября согласно приказу часть курсантов и юнг вошла в состав 1-й отдельной стрелковой роты морской пехоты. Курсанты и юнги участвовали в боях по обороне Волхова и ладожского побережья, прикрытии «Дороги жизни». Участвовали в десантах на острова, когда их уже покинули войска СССР.
Слайд 10
Невский пятачок валаамцев Ф.Трибуц « В ночь с 19 на 20 сентября части 115-й стрелковой дивизии и батальон моряков под общим командованием полковника А.Е Калашникова с боем форсировали реку. Смелые и стремительные действия воинов оказались исключительно удачными . Начался тяжелый бой за удержание плацдарма». П.Лукницкий « нам нужно было на левом берегу отбить у немцев хотя бы клочок земли, который стал бы плацдармом для намеченного наступления с целью прорыва блокады. Переправа первой большой группы десантников производилась в полночь без артиллерийской подготовки, чтобы не спугнуть врага. Десятки лодок были перенесены на руках и поставлены в воду в полной темноте. Несколько сотен бойцов со своими командирами двинулись наперерез течению. Они уже приближались к берегу, когда свет нескольких вражеских ракет их обнаружил. Начался артиллерийский обстрел, но через 2-3 минуты лодки причалили к берегу и штурм удался…» А.П.Штейн : « Вторая группа юнг-десантников подверглась минометному, пулеметному, орудийному обстрелу… но все-таки зацепились, с ходу пошли в атаку. Бой продолжался несколько часов непрерывно. Юнги заняли карьер и –стоп! Дальше противотанковый ров, превращенный немцами в линию обороны с огневыми точками. Еще одна стремительная атака и не одна потеря – взят ров, захвачены огневые точки, пулеметы, карты…». В результате упорных боев на левом берегу Невы наши войска захватили участок до 1000 метров по фронту и 900 метров в глубину. За 2 года существования Невского пятачка из воспоминаний Л.М.Гусева « самые страшные первые дни существования «пятачка» выпали на «комсомольскую роту юнгов », как называли ее в частях. За героизм в этих боях всему личному составу была объявлена благодарность, а многие получили свои первые награды».
Слайд 11
…. Общешкольная ( на Валааме) строевая песня имела слова: « Если враг войну навяжет, мы красный флот поднимем весь. Победить страна прикажет, мы как один ответим: «Есть!» И сказали и победили. Многие юнги не дожили до Победы: М. Артамонов, Ю. Иванов, П. Мухин, А. Коровн … Живых после войны поразметало по стране. А.Т. Блохин служил капитаном научно-исследовательского судна на севере, В.П. Михайлов работал в ЦКБ «Айсберг» ( он сконструровал рулевое устройство атомохода Россия), учили курсантов Ленинградского морского училища И.В. Владимиров, М.И. Ксенофонтов и первый начальник школы А.И. Востриков. С.Н. Немцев – директором школы, Н.И. Милосердов – прокурором, А.Г. Белоконь – художником-оформителем, М.А. Антоневич капитаном туристических теплоходов. Именно после войны благодаря Л.К.Волынцову стало формироваться « валаамское братство» из преподавателей, курсантов и юнг Валаамской школы боцманов. Крепкая дружба завязавшаяся в 1940 году стала путеводной звездой всей жизни. Все вместе выжившие «братства» встречались на Валааме в 1983,1985, 1987 годах. В архивах музея архипелага храниться 101 личное дело обучающихся.
Слайд 12
Использованная литература: В. Судаков «Ленточки на мальчишеских бескозырках» 2007 год. А.П.Штейн «Юнги с Валаама»/ Ленинград, 1947г. П.Лукницкий «Ленинград действует»/ Москва, «Советский писатель», 1950г. Глобальная сеть интернет: - http://obshestvomt.ru - http://www.nvmu.ru/
Рисуем белые грибы пастелью
Новогодние гирлянды
Лупленый бочок
Растрёпанный воробей
Земля на ладонях. Фантастический рассказ