Данная исследовательская работа посвящается Святой преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне. Она основала Марфо–Мариинскую святую обитель милосердия. Вся жизнь Елизаветы Феодоровны огромное испытание и величайший духовный подвиг. Великая княгиня добровольно отказалась от роскошной, блестящей жизни и посвятила свою оставшуюся жизнь бескорыстной помощи всем нуждающимся. Она сознательно перешла в православную веру и выбрала путь жертвенного служения Богу, бедным, больным и сиротам. Она вела подвижнический образ жизни. Её часто называли «Великая матушка», или более трогательно «Белый ангел Москвы».
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа по теме: "Святая Преподобномученица Великая княгиня Елизавета» | 85.8 КБ |
Номинация: исследовательская работа
«20 век - век трагических судеб.
Подвиг в жизни человека».
Название работы:
«Духовный подвиг. Жизнь и подвиг православных христиан в России в 20 веке.
Святая Преподобномученица
Великая княгиня Елизавета»
Автор:Кочетова Наталья Валерьевна,
ученица 9 класса,15 лет.
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Красноярский центр образования»
муниципального образования
Киреевский район
Руководитель: Игнатова Ирина Геннадьевна
- учитель истории и обществознания.
Тел.: 8-950-909-73-78
Аннотация.
Данная исследовательская работа посвящается Святой преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне. Она основала Марфо–Мариинскую святую обитель милосердия. Вся жизнь Елизаветы Феодоровны огромное испытание и величайший духовный подвиг. Великая княгиня добровольно отказалась от роскошной, блестящей жизни и посвятила свою оставшуюся жизнь бескорыстной помощи всем нуждающимся. Она сознательно перешла в православную веру и выбрала путь жертвенного служения Богу, бедным, больным и сиротам. Она вела подвижнический образ жизни. Её часто называли «Великая матушка», или более трогательно «Белый ангел Москвы». Трудно найти сферу социального служения, которая не была бы охвачена покровительством Великой матушки. «Преподобномученица Елисавета в своей жизни смогла соединить воедино святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа и оставила нам пример жизни по Евангелию, – отметил Святейший Патриарх Алексий II в своем послании. Благоговейное почитание Бога и любовь ко всему Божиему - вот главные качества Великой Княгини, помогавшие ей при всех переменах жизни. Покрывать все любовью - это ее завет нам. Елизавета Феодоровна со смирением и мужеством приняла мученическую смерть. В 1992 г преподобномученица Великая княгиня Елизавета была канонизирована Русской православной церковью.
Исследовательская работа состоит из 30 страниц. Приложение включает в себя 2 страницы. Презентация прилагается.
Оглавление.
Введение.
Список используемых информационных ресурсов.
Приложения.
Она блистала на великосветских балах и… собственноручно перевязывала гнойные раны бедняков, не способных заплатить за лечение. Она была тонким ценителем поэзии, живописи, музыки и… не боялась площадной брани обитателей Хитрова рынка – одного из самых злачных и криминальных мест Москвы. У нее было все – красота, любимый муж, положение в обществе, почет, деньги, дорогие украшения, наряды, но после трагической гибели супруга она спрятала свою красоту под скромное одеяние настоятельницы обители труда и милосердия. (О Елизавете Федоровне).
Введение.
Данная исследовательская работа посвящается Святой преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне.Еёчасто называли «Великая матушка» или более трогательно «Белый ангел Москвы».
С давних времен в человеческом обществе существует традиция помощи слабым и обездоленным людям. В любую эпоху, в любой стране всегда находились люди, готовые бескорыстно помогать другим людям, попавшим в трудную ситуацию.Благотворительная деятельность таких людей со временем привела к появлению понятия «милосердие».
Что же такое милосердие? Это слово в русском языке буквально можно понять, как «милость сердца», то есть, говоря о милосердии, мы говорим о любви, любви ко всем окружающим нас людям, как знакомым, так и незнакомым.Сердце милующее – это сердце, которое умеет принять чужую боль как свою собственную. Такой человек всюду видит людей, а не врагов.Что же является причиной, порождающей в сердцах людей чувство милосердия? Любовь к людям, приносящая радость душе.
Что необходимо , чтобы проявить милосердие? Надо освободить свою душу от обид, зависти, злобы, жестокости. Надо встать на новую ступень в своём духовном развитии. Милосерден тот, кто с пониманием относится к несовершенству других, кто умеет прощать, помогать, делать добро.
Сострадание и милосердие – это две составляющие одного целого. Одно не может существовать без другого.
Во все времена люди, желали приносить в мир добро и стремились сделать как можно больше милосердных поступков.Многие представители высшего слоя общества отказывались от своего статуса, своих титулов и достижения высоких наград ради помощи страдающим. Они помогали нищим, бездомным, беспризорным, бедным. Такой была Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Всей своей жизнью она показывала любовь к Богу, жертвенное служение бедным, больным и сиротам.
Нужно ли милосердие в наше время? Да, однозначно нужно. Наш современный мир наполнен множеством забот, проблем, эгоизмом и равнодушием. Современный человек старается из всего извлечь собственную выгоду; стремясь к личному комфорту, забывает о тех, кто рядом с ним,отгораживается от чужих проблем и бед.
Таким образом, в современном обществе вопрос о проявлении милосердия и сострадания является наиболее актуальным.
Цели моей работы:
1.Изучить различные исторические источники: житие преподобномученицы Елизаветы Феодоровны, воспоминания современников, научно-публицистические статьи, ресурсы Интернет, документальные фильмы и т.д.
2. Найти информацию, факты, характеризующие жизненный путь Елизаветы Федоровны с рождения и до последних дней ее жизни.
3. Выяснить в чем состоял духовный подвиг Великой матушки Елизаветы?
Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна родилась 20 октября 1864 г. в Германии в городе Дармштадт. Она была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-ДармштадскогоЛюдвигаIV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Дети воспитывались в традиции старой Англии. Их жизнь проходила по строгому порядку, установленному матерью. Детская одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли свою домашнюю работу: убирали комнаты, постель, топили камин. Мать внимательно следила за талантами и наклонностями каждого из семерых детей и старалась воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к страждущим. Родители Елизаветы раздали большую часть своего состояния на благотворительные нужды, а дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов, принося с собой большие букеты цветов, ставя их в вазы, и разносили по палатам больных.Мудрая и нежная мать вложила в сознание Эллы (Елизаветы) главный принцип христианства – любовь к ближнему. Именно образ матери стал примером для Эллы.Елизавета с детства любила природу и особенно цветы, которые увлеченно рисовала. Любила классическую музыку. Все, знавшие Елизавету с детства, отмечали ее религиозность и любовь к ближним. Как говорила впоследствии сама Елизавета Феодоровна, на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги святой её дальней родственницы Елизаветы Тюрингенской, в честь которой она носила свое имя. Современница Крестовых походов эта замечательная женщина соединяла в себе глубокое благочестие с самоотверженную любовью к ближним. Ее супруг считал ее щедрость расточительностью и иногда преследовал ее за это. Постигшее затем Елизавету раннее вдовство обрекло ее на скитальческую, полную лишений жизнь. После она снова получила возможность посвятить себя делам милосердия, а в XIII в. была причислена ее к лику святых.
1873 году разбился насмерть на глазах у матери трехлетний брат Елизаветы Фридрих. В 1876 г. в Дармштадте началась эпидемия дифтерита, заболели все дети, кроме Елизаветы. Вскоре умерла четырехлетняя Мария, а вслед за ней заболела и умерла сама великая герцогиня Алиса в возрасте 35 лет.В тот год закончилась для Елизаветы пора детства. Вся ответственность за семью легла на плечи старших сестер Виктории и Елизаветы. Они заботились не только о своих младших сестрах и брате, но они также старались утешить в горе своего отца.
Я считаю, что все благородные качества, которые Елизавета Феодоровна проявляла в течении всей своей жизни были заложены именно в детстве. Родители смогли воспитать девочку с ангельской и благочестивой душой. Елизавета еще в детстве старалась уменьшить страдания близких людей, согревая их своим теплом и добротой.
Великая княгиня Елизавета была ослепительно красива. В те времена говорили, что в Европе есть только две красавицы, и обе — Елизаветы: Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елизавета Феодоровна.
Она познакомилась с будущим супругом в детстве, когда он приезжал в Германию со своей матерью, императрицей Марией Александровной. До этого все претенденты на ее руку получали отказ: принцесса Елизавета в юности дала обет хранить девственность всю жизнь. На двадцатом году жизни принцесса Елизавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, брата императора Александра III. После откровенной беседы ее с Сергеем Александровичем выяснилось, что он тайно дал такой же обет. По взаимному согласию брак их был духовным, они жили как брат с сестрой.
Вся семья сопровождала принцессу Елизавету на свадьбу в Россию.
Венчание состоялось в церкви Большого дворца Санкт-Петербурга по православному обряду, а после него и по протестантскому в одной из гостиных дворца. Великая княгиня напряженно занималась русским языком, желая глубже изучить культуру и особенно веру новой своей родины.Она полюбила Сергея Александровича и старалась всей душой полюбить Россию и ее народ .Я уверенна, что чувства между Елизаветой и Сергеем Александровичем были самые светлые, нежные и непорочные. Как люди только не пытались оклеветать их чистую любовь. Но вопреки всему их узы были неразрывно связаны.
3. В Ильинском.
После вступления в брак супруги могли бы путешествовать по Европе, блистать на балах в высшем обществе, но они сделали другой выбор. Большую часть года великая княгиня жила с супругом великим князем Сергеем Александровичем в их имении Ильинское, в 60 км от Москвы на берегу Москвы-реки.Там они вели простую деревенскую жизнь и старались строгие правила двора свести до минимума. Они катались на лодке по реке, гуляли по полям и лесу, собирали цветы и ягоды. Одним из занятий великокняжеской четы было чтение. Сергей Александрович читал вслух, а Елизавета Феодоровна в это время или вышивала, или делала зарисовки для пейзажей. Им очень нравилась тихая, уединенная жизнь. Великая княгиня стала обходить жилища окрестных крестьян и знакомиться с их жизнью. Деревянные хаты крестьян говорили ей о такой бедности, о которой она не имела и представления. Медицинский пункт обслуживал неквалифицированный фельдшер, в целом районе не было акушерки, и родившиеся младенцы часто умирали. Сердце Елизаветы наполнилось состраданием к этим людям, жалостью. Она попросила мужа немедленно выписать для крестьян опытную акушерку.А в дальнейшем в Ильинском была устроена больница, периодически проходили ярмарки в пользу крестьян (гости Сергея и Эллы покупали всевозможные изделия местных умельцев).
Все это еще раз подтверждает, что их брак был по взаимной любви. Они вместе занимались хозяйственными делами,благотворительностью и проводили много времени вместе, как самая настоящая любящая семейная пара.
4. Духовные искания Великой княгини Елизаветы Феодоровны. Переход в православие.
По рождению лютеранка, Елизавета Феодоровна, при желании, могла всю жизнь ею и оставаться: каноны того времени предписывали обязательный переход в Православие только тем членам августейшей фамилии, которые имели отношение к престолонаследию, а муж Елизаветы, великий князь Сергей Александрович, наследником престола не являлся. Однако на седьмом году брака Елизавета принимает решение стать православной. И делает она это осознанно, по собственному изволению, пройдя духовные испытания и сомнения.
Великая княгиня с первых же дней своего замужества заинтересовалась Православием. Эта религия притягивала ее к себе. Протестантство больше не могло удовлетворить духовные потребности Елизаветы Феодоровны. В православных же церквах, куда она ходила, сопровождая всегда своего мужа, она испытывала сладостные и умилительные чувства в своей душе, и ей так хотелось молиться. Большое влияние на духовный мир Елизаветы оказал ее муж – Сергей Александрович, глубоко верующий человек.Она не могла не видеть его радостное состояние Сергея Александровича после принятия им Святых Тайн Христовых, и ей так хотелось самой тоже подойти к святой чаще, причаститься и разделить с любимым человеком его радость. Но это было недоступно ей.Сергей Александрович был очень набожным человеком и строго соблюдал все церковные каноны и порядки. Он много молился, говел и всегда ходил в церковь.
Великую княгиню Елизавету мучили сомнения. Она хотела доискаться истины, хотела своим умом и сердцам постичь, какая же религия правильная. Елизавета Феодоровна стала просить своего мужа достать ей книги духовного содержания, толкователи, православно-христианский катехизис и сама читала их и просила Сергея Александровича читать ей вслух. Елизавета Феодоровна беседовала со священниками, искала для себя истины, определяла сходство и различие двух вер. Она боялась ошибиться и сделать неправильный выбор.Когда же ей представилась возможность поехать на Святую Землю, она с радостью приняла это как Промысел Божий и решила, что там, в Иерусалиме, у Гроба Господня Спаситель Сам откроет ей свою волю. Сергей Александрович уже был на Святой Земле в 1881 году, и при его участии было основано Православное палестинское общество, председателем которого он и стал. Супруги прибыли в Палестину в октябре 1888 года. Паломничество началось с Назарета, места Благовещения Преблагословенной Девы Марии,затем они посетили гору Фавор, гдеГосподь Иисус Христос преобразился перед Своими учениками и показал им Свою славу.Осматривая храм Святой равноапостольной Марии Магдалины на Елеонской горе, великая княгиня произнесла: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Тогда она не знала, что произнесла пророчество, которому суждено было исполниться.
Только после поездки в Иерусалим Елизавета Феодоровна сказала о своем намерении перейти в Православие родным. Об этом она написала в письме
своему отцу, Людвигу IV: «Я решилась на этот шаг [ – переход Православие –] только по глубокой вере и я чувствую, что пред Богом я должна предстать с чистым и верующим сердцем. Как было бы просто — оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это бы было, и как я могу лгать всем — притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии здесь. Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более 6 лет, и зная, что религия «найдена». Почему великий герцог дармштадский Людвиг, отец Елизаветы, не одобрил ее решение о смене веры? Скорее всего, ему было тяжело понять и принять ту причину, по которой Елизавета решилась перейти в православие.
Когда она сообщила о своем решении мужу, он был так растроган, что на его глазах появились слезы. Император Александр III с императрицей Марией Феодоровной были также преисполнены радости. Радовались и все православные родственники дома Романовых.13 апреля 1891 г., в Лазареву субботу было совершенно таинство миропомазания великой княгини Елизаветы Феодоровны составлением ей прежнего имени. «Елисавета» в переводе с древнееврейского означает «почитающая Бога». После миропомазания император Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Спаса Нерукотворного, которую Елизавета Феодоровна свято чтила всю жизнь.
5. Московская жизнь великокняжеской четы.
26 февраля 1891 г. император Александр III назначил великого князя Сергея Александровича Московским генерал–губернатором. Супруга генерал-губернатора великого князя Елизавета Феодоровна должна была исполнять множество обязанностей: шли постоянные приемы, концерты, балы. Необходимо было улыбаться и кланяться гостям, танцевать и вести беседы независимо от настроения, состояния здоровья и желания.
С первых дней замужества Елизавета стала творить дела милосердия. Она помнила завет матери: самый близкий путь к Богу—самоотречение и служение ближним. Она ходила по больницам для бедных в богадельни, в приюты для беспризорных детей. И везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных.В1892 году Елизавета Феодоровна создает Елизаветинское благотворительное общество в Москве, целью которого была помощь детям и обездоленным.Кроме того, она возглавила Дамский комитет Красного Креста, организовала сбор средств для помощи женщинам, освободившимся из тюрем. Долгое время Великая княгиня была попечительницей Филармонического общества.Ее помощь также ощущало на себе и Строгановское училище.
Когда началась русско-японская война, Елизавета Феодоровна немедленно занялась организацией помощи фронта. Одним из ее замечательных начинаний было устройство мастерских для помощи солдатам- под них были заняты все залы Кремлевского дворца, кромеТронного. Огромные пожертвования поступали со всей Москвы и из провинции. Отсюда шли на фронт тюки с продовольствие, обмундирование, медикаментами и подарками для солдат. Великая Княгиня отправляла на фронт походные церкви с иконами и всем необходимым для совершения богослужения. Лично от себя посылала Евангелие, иконки и молитвенники. На свои средства великая княгиня сформировала несколько санитарных поездов. В Москве она устроила госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте.
Но русские войска терпели одно поражение за другим, надвигалась революция. Сергей Александрович считал, что нужно принять более жесткие меры по отношению к революционерам, и доложил об этом императору, сказав, что в сложившейся ситуации не может больше занимать должность генерал-губернатора Москвы. Государь принял его отставку, и супруги покинули губернаторский дом, временно переехав в Нескучное.
Тем временем боевая организация эсеров приговорила великого князя Сергея Александровича к смерти. Ее агенты следили за ним, выжидая удобного случая, чтобы совершить казнь. Елизавета Феодоровна знала, что супругу угрожает смертельнаяопасность. В анонимных письмах ее предупреждали, чтобы она не сопровождала своего мужа, если не хочет разделить его участь. Великая княгиня тем более старалась не оставлять его одного и, по возможности, повсюду сопровождала супруга.
Я не сомневаюсь, что у Елизаветы Федоровны была большая и благородная душа. Всем нуждающимся она дарила по кусочку от нее, всеми силами стараясь облегчить страдания близких. И когда угроза смерти нависла над ее мужем, она не боялась умереть вместе с ним.
6. Смерть Сергея Александровича.
Счастье семейной жизни длилось недолго. 5 (18) февраля 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Великая княгиня находилась в Кремлевском дворце Красного Креста. Когда прогремел страшной силы взрыв, она вскрикнула: «Сергея убили!» — и в одном платье бросилась на площадь. На окровавленном снегу были разбросаны останки ее супруга… Она не рыдала, не кричала, с мертвенно-бледным лицом Елизавета упала на колени и стала собирать и укладывать на носилки части тела горячо любимого мужа. Целыми были только голова и лицо. Да еще подобрала она на снегу иконки, которые носил на шее муж.
Потеря любимого человека, еще один удар судьбы. Как можно пережить это?Внешне она была хрупкой, нежной, женственной, а внутри у нее таилась необычайная сила воли, терпение, мужество. Именно это помогало ей жить дальше. В последующие дни она находилась в каком-то оцепенении, ничего не ела, ночи проводила в молитве. Испытывая сама великое горе, Елизавета Феодоровна нашла силы поехать и проведать умирающего кучера.Чтобы не огорчать его, она сняла с себя траурное платье, надела то же самое голубое, в котором была до этого, и поехала в госпиталь.
На третий день после смерти мужа Елизавета Феодоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца. Каляев сказал: «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть».- «И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» — ответила она. Она не испытывала ненависти к преступнику, желала только чтобы он раскаялся в содеянном перед Богом.Но он отказался. Все же Елизавета Феодоровна оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, надеясь на чудо. Выходя из тюрьмы, она сказала: «Моя попытка оказалась безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в последнюю минуту он осознает свой грех и раскается в нем». Великая княгиня даже просила императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено.Прощение убийцы, преступника– что может быть сложнее для человека.«Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас»-это одна из заповедей, которую дал нам Господь. Легко любить тех людей, которые богаты, сильны, остроумны и хорошо к нам расположены. Но такая любовь ненастоящая, неискренняя. Господь нас любит не за какие-то великие добродетели и достоинства и не за выгоды, которые мы Ему доставляем, он любит нас такими, какие мы есть, грешных. Такая любовь и есть любовь совершенная. Поступок Елизаветы показывает нам истинную любовь к человеку, а следовательно к Богу. Она умела любить и прощать.На месте убийства мужа Елизавета Феодоровна воздвигла памятник - крест, сделанный по проекту художника Васнецова. На памятнике были написаны слова Спасителя, сказанные Им на Кресте: "Отче,отпусти им, не ведают бо что творят" .
Мученическая смерть супруга произвела переворот в душе Елизаветы Сергеевны и заставила навсегда уйти от ее прежней жизни. Она решила посвятить свою жизнь служению Богу и людям. Для многих решение Великой княгини покинуть сей мир с его искушениями, и посвятить себя Богу казалось безумием. Несмотря ни на что она мужественно пошла по одному ей ведомому пути.
С момента кончины супруга великая княжна Елизавета Феодоровна не снимала траур, держала строгий пост, много молилась. Ее спальня в Николаевском дворце стала напоминать монашескую келью. Вся роскошная мебель была вынесена, стены перекрашены в белый цвет, на них находились только иконы и картины духовного содержания. На светских приемах она не появлялась. Бывала только в храме на бракосочетаниях и крестинах родственников и друзей и сразу уходила домой или по делам. Теперь ее ничего не связывало со светской жизнью.
«Через две недели начинается моя новая жизнь, благословленная в церкви. Я как бы прощаюсь с прошлым, с его ошибками и грехами, надеясь на более высокую цель и более чистое существование. <…> Для меня принятие обетов — это нечто еще более серьезное, чем для юной девушки замужество. Я обручаюсь Христу и Его делу, я все, что могу, отдаю Ему и ближним»,- эти строки написала Елизавета в апреле 1909 года Николаю II.
7. Основание Марфо-Мариинской обители милосердия.
«Помогать больным и бедным, утешать находящихся в горе и скорби» - этими строками начинается Устав, разработанный учредительницей обители.
Когда мы говорим о милосердии, в нашей голове сразу возникает образ сестер милосердия. Сестры милосердия – это женщины, девушки, которые добровольно посвятили себя уходу за больными и ранеными, ничего не требуя взамен. Именно женские руки помогают больным быстрее поправиться. Их тепло и забота успокаивают. Во время войны без них не обойтись. Сестрами становились женщины всех сословий. Великая княгиня Елизавета Феодоровна, создала Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия.
«… Не верят, что я сама, без какого-либо влияния извне, решилась на этот шаг; многим кажется, что я взяла неподъемный крест и либо когда-нибудь пожалею об этом и сброшу его, либо рухну под его тяжестью. Я же приняла это не как крест, а как дорогу, полную света, которую указал мне Господь после смерти Сержа и которая много-много лет назад забрезжила в моей душе. Не знаю когда – кажется, мне с самого детства очень хотелось помогать страждущим, прежде всего тем, кто страдает душой».
Она собрала все свои драгоценности, часть отдала казне, часть – родственникам, а остальное решила употребить на постройку обители милосердия. Прообраз деятельности будущей обители великая княгиня увидела в служении труженицы Марфы и молитвенницы Марии- праведных сестер воскрешенного Иисусом Христом Лазаря.
На Большой Ордынке в Москве Елизавета Феодоровна приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом. В самом большом двухэтажном доме расположились столовая для сестер, кухня и другие хозяйственные помещения, во втором - церковь и больница, рядом – аптека и амбулатория для приходящих больных. В четвертом доме находилась квартира для священника – духовника обители, классы школы для девочек приюта и библиотека.
Десятого февраля 1909 г. великая княгиня собрала 17 сестер основанной ею обители, сняла траурное платье, облачилась в монашеское одеяние и сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».
Обитель быстро расцвела и привлекла много сестер, как из аристократического общества, так и из народа.День в Марфо-Мариинской обители начинался в 6 часов утра. После общего утреннего молитвенного правила в больничном храме великая княгинядавала послушания сестрам на предстоящий день. Свободные от послушания сестры оставались в храме, где начиналась божественная литургия. Дневная трапеза проходила с чтением жития святых. В 5 часов вечера в церкви служили вечерню с утреней, где присутствовалисвободные от послушаниясестры. Под праздники и воскресенье совершалось всенощное бдение. В 9 часов вечера в больничном храме читалось вечернее правило, после него все сестры, получив благословение настоятельницы расходились по кельям. 4 раза в неделю за вечерней читались акафисты. В часовне, сооруженной в конце сада, читалась Псалтырь по усопшим. Часто ночами там молилась сама настоятельница.
Внутренней жизнью сестер руководил замечательный священник и пастырь духовник обители, протоиерей Митрофан Серебрянский. Дважды в неделю он проводил беседу с сестрами. Крометого, сестры могли ежедневно в определенные часы приходить за советом к духовнику или настоятельнице. Великая княгиня вместе с о. Митрофаном обучала сестер оказывать не только медицинскую помощь, но и духовную, наставляя опустившихся, заблудших и отчаявшихся людей. Каждое воскресенье после вечерней службы в соборе Покрова Божией Матери устраивались беседы для народа с общим пением молитв.
Сюда приезжали для совершения богослужений и преподавание лучшие пастыри и проповедники не только Москвы, но и многих отдаленных мест России. Как пчела, собирала настоятельница нектар со всех цветов, чтобы люди ощутили особый аромат духовности.
Великая матушка смогла создать великую обитель – дом молитвы необычайной красоты. Сюда теперь может приходить каждый, кому нужна помощь. И, по моему мнению, это заслуживает огромного восхищения. Ведь ее труд для людей, для Бога.
8. Подвижничество Великой матушки.
Подвижничество есть особая аскетическая деятельность христианина, направленная на обретение Царства Божия. Содержание этой деятельности заключено в подвиге (аскезе). Цель этой деятельности - постичь Царство Божье через стяжание благодати Святого Духа. Суть подвижничества заключается в том, что человек поступает не ради себя, а ради любви к Богу. Само слово подвижничество созвучно со словом движение. Можно сделать вывод, что подвижник - это человек, который неуклонно и радостно движется ко Христу.
В Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Феодоровна вела жизнь подвижницы:спала на деревянной кровати без матраса, строго постилась. Она тайно носила власяницу и вериги, постоянно пребывала в молитвенном состоянии, творя «Иисусову молитву». О ней она писала брату: «Эту молитву каждый христианин повторяет, и хорошо с ней засыпать, и хорошо с ней жить. Говори её иногда, дорогой, в память твоей старшей любящей сестры».Утром она вставала на молитву, после чего распределяла послушания сестрам, работала в клинике, принимала посетителей, разбиралапрошения и письма. Вечером совершала обход больных, заканчивающийся за полночь. Когда больной метался и нуждался в помощи, она просиживала в постели до рассвета. В больнице Елизавета Феодоровна брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки. Она всегда находила слова утешения, стремясь облегчить страдания больных, и те говорили, что от великой княгини исходила целебная сила, котораяпомогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции.
Великая княгиня Елизавета Феодоровна говорила: «Разве трудно оказать участие человеку в скорби: сказать доброе слово — тому, кому больно; улыбнуться огорченному, заступиться за обиженного, умиротворить находящихся в ссоре; подать милостыню нуждающемуся… И все такие легкие дела — если делать их с молитвой и любовью, сближают нас с Небом и Самим Богом».В качестве главного средства от недугов настоятельница всегда предлагала исповедь и причастие. Если случалось, что, не смотря на все ее усилия, больной все же не выживал, то он умирал на ее руках.
Сестры обители проходили курс обучения медицинским знаниям. Главной их задачей было посещение больных, бедных, брошенных детей, оказание медицинской, материальной и духовной помощи.В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы, все операции проводились бесплатно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались врачи.Исцеленные пациенты плакали, уходя из Марфо-Мариинской больницы, расставаясь с «великой матушкой», как они называли настоятельницу.
Глазные больницы Москвы быстро обнаружили благотворные результаты лечения в госпитале Великой Княгини, вмещавшем в себе не более 15 пациентов, и самые безнадежные случаи всегда направляли сюда. Однажды кухарка бедного домохозяйства пострадала ожогами от опрокинутой ею керосиновой печки; ожоги покрывали все ее тело, за исключением ладоней и ступней. Привезена она была к Великой Княгине из одного городского госпиталя, уже захваченная гангреной. Великая Княгиня собственноручно перевязала ей раны. Это причиняло такую острую боль пациентке, что Великой Княгине приходилось все время останавливаться для успокоения и подбодрения пациентки. Перевязывание занимало по два с половиною часа два раза в день. Платье Великой Княгини проветривалось вслед за тем, т. к. оно было пропитано противным запахом гангрены, но перевязывание ран из-за этого не останавливалось.Женщина, в конце концов вылечилась, к изумлению докторов, которые давно уже поставили на ней крест. Все известные хирурги преклонялись перед лечением Великой Княгини и обращались к ней за помощью, когда им надлежало произвести особенно серьезную операцию.
При обители работала воскресная школа для работниц фабрики. Любой желающий мог пользоваться фондами прекрасной библиотеки. Действовала бесплатная столовая для бедных. В обители был создан приют для девочек-сирот. К Рождеству устраивали большую елку для бедных детей, дарили им игрушки, сладости, теплую одежду, которую шили сами сестры.
В числе учреждений всякого рода она основала ещё одно - для неизлечимых чахоточных женщин наибеднейшего класса, и навещала этот «Мертвый Дом» два раза в неделю. Зачастую, пациентки выражали ей свою признательность обнимая ее, не задумываясь над опасностью заразы, но она ни разу не увернулась от их объятий. Этому учреждению она была особенно предана.
Особенно внимание Великая Княгиня обратила на несчастных Детей Хитрова рынка, сирот и бесприютных, несших на себе печать проклятия за грехи своих отцов, детей рождавшихся на этом мутном «дне» Москвы, чтобы поблекнуть прежде, чем они успели расцвести. Многие из них были взяты в устроенное для них общежитие для мальчиков, где они быстро возрождались физически и духовно; за другими было установлено постоянное наблюдение на местах их жительства. Силою любви и христианского воспитания недавние бродяги улицы превратились в честных и исполнительных юношей, составивших всем известную в Москве артель посыльных.Все население Хитрова уважало ее, называя «сестрой Елизаветой» или «Матушкой». Полиция постоянно предупреждала ее, что не в состоянии гарантировать ей безопасность. В ответ на это Великая Княгиня всегда благодарила полицию за заботу и говорила, что ее жизнь не в их руках, а в руках Божиих. Она старалась спасать детей Хитровки. Ее не пугали нечистота, брань, вид людей, потерявших человеческий облик.
Еще об одном из бесчисленных свидетельств ее любви к страждущим вспоминают современники. Одна из сестер пришла из бедного квартала и рассказала о безнадежно больной чахоткой женщине с двумя маленькими детьми, живущей в холодном подвале. Матушка сразу заволновалась, немедленно позвала старшую сестру и приказала устроить мать в больницу для чахоточных, а детей взять в приют; если не найдется кровати, устроить больную на раскладушке. После этого сама взяла для детей одежду, одеяльца и пошла за ними. Великая Княгиня постоянно посещала больную мать до самой ее кончины, успокаивала, обещая, что позаботится о детях.
Однажды в приюте Серафимо-Дивеевского монастыря вспыхнула эпидемия тифа. Десятки детей лежали в кроватках, и смерть склонялась над ними. Проведать больных приехала Елизавета Фёдоровна. Одна из воспитанниц вспоминала: «И вдруг открылась дверь – и вошла Она. Это было как солнце. Все Её руки были заняты кульками и подарками. Не было кровати, на край которой Она не присела. Её рука легла на каждую лысую головку. Сколько было раздарено конфет и игрушек! Ожили, засияли все грустные глазки. Кажется, после Её прихода – среди нас уже больше никто не умирал».«Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым, – писала Елизавета Феодоровна своим воспитанникам – детям великого князя Павла Александровича (младшего брата Сергея Александровича) Марии и Дмитрию. – Всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдешь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив».
Великая матушка надеялась, что созданная ею Марфо-Мариинская обитель милосердия расцветет и станет большим плодоносным древом. Со временем она собиралась устроить отделения обители и в других городах.
Великой Княгине была присуща исконно русская любовь к паломничеству. Не раз ездила она вСаров и там с радостью спешила в храм, чтобы помолиться у раки преподобного Серафима. Ездила во Псков, в Киев, в Оптину пустынь, в Зосимову пустынь, была в Соловецком монастыре. Посещала и самые маленькие монастыри в захолустных и отдаленных местах России. Присутствовала на всех духовных торжествах, связанных с открытием или перенесением мощей угодников Божиих. Больным паломникам, ожидавшим исцеления от новопрославляемых святых, Великая Княгиня тайно помогала, ухаживала за ними. В 1914 году Великая Княгиня посетила монастырь в Алапаевске - городе, которому суждено было стать местом ее заточения и мученической смерти.Великая Княгиня находила возможности помочь духовенству, давала средства на нужды бедных сельских приходов, которые не могли отремонтировать храм или построить новый. Она помогала материально священникам-миссионерам, трудившимся среди язычников Крайнего Севера или инородцев окраин России, ободряла и укрепляла их.Она помогала русским паломникам, отправлявшимся в Иерусалим. Через общества, организованные ею, покрывалась стоимость билетов паломников, плывущих из Одессы в Яффу. Она построила также большую гостиницу в Иерусалиме. Еще одно славное деяние Великой Княгини - постройка русского православного храма в Италии, в городе Бари, где покоятся мощи святителя Николая Мирликийского. В 1914 году был освящен нижний храм в честь святителя Николая и странноприимный дом.
С самого начала своей жизни в Православии и до последних дней Великая Княгиня находилась в полном послушании у своих духовных отцов. Без благословения священника Марфо-Мариинской обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной пустыни, Зосимовой пустыни и других монастырей, она сама ничего не предпринимала. Ее смирение и послушание было удивительным.
Трудно найти сферу социального служения, которая не была бы охвачена покровительством Великой матушки.Как могла такая хрупкая женщина нести такой груз ответственности, забот, отдавая всю себя целиком работе и милосердию? Она находила всегда достаточно времени для деятельности. А ночи она отдавала молитве. По ее мнению, молитвы – это праздник для души, которые нужно читать после работы души и тела. «Время летит так незаметно, что уже не различаешь ни дней, ни лет, все сливается в один миг молитвы и милосердия» -писала Елизавета.
В годы Первой мировой войны трудов у Великой Княгини прибавилось: необходимо было ухаживать за ранеными в лазаретах. Часть сестер обители были отпущены для работы в полевом госпитале. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. Первое время Елизавета Феодоровна, побуждаемая христианским чувством, навещала и пленных немцев, но клевета о тайной поддержке противника заставила ее отказаться от этого.Елизавета не была русской по происхождению, но она так полюбила Россию и весь российский народ, что душой и сердцем стала чисто русской.
«Не всякому поколению суждено встретить на своём пути такой благословенный дар Неба, каким явилась Великая Княгиня ЕлисаветаФеодоровна», - писал митрополит Анастасий. Все, кто имел счастье встречаться с Матушкой Великой, вспоминали её с благоговением. Никто не замечал усталости и озабоченности на её просветлённом, всегда ласковом лице. И лишь немногие близкие, оставаясь наедине с ней, видели задумчивость и печаль в её глазах.
Я могу точно сказать, что великая матушка вела настоящую подвижническую жизнь. Она жила и отдавала свою любовь всем нуждающимся без исключения и делала это не для своей славы, а во славу Божию. Недаром ее называли «Белым Ангелом Москвы».
9.Марфо-Мариинская обитель в период революционной смуты.
События революции 1917 года Елизавета Феодоровна охарактеризовала такими словами: «Народ - дитя, - сказала она однажды. - Он не повинен в происходящем… он введен в заблуждение врагами России».
Революционную бурю Елизавета Феодоровна встретила спокойно, словно она уже была готова ко всему, что случится, словно ей был ведом дальнейший ее путь. В первый день революции 1 марта 1917 года взбунтовавшаяся толпа окружила ее дом, к которому подъехал экипаж полный людей. В нем были выпущенные из тюрьмы арестанты. Они приехали для того, чтобы доставить ее в зал Городской Думы в качестве немецкой шпионки. Ей было предъявлено обвинение в хранении оружия. Елизавета Феодоровна разрешила им войти в обитель и самим заняться поисками оружия, но с одним условием, они должны были оставить свое оружие. Ее обаяние, кротость, смирение покорили даже революционеров. Вскоре они покинули обитель, а настоятельница Елизавета Феодоровна произнесла: «Очевидно, мы недостойны еще мученического венца». Но этот венец был уже близок. Весной 1917 г. к ней приехал шведский министр по поручению Кайзера Вильгельма и предложил ей помощь в выезде за границу. Елизавета Феодоровна ответила, что решила разделить судьбу страны, которую считает своей новой родиной и не может оставить сестер обители в это трудное время.
Верующий народ России в это непростое время воспринимал Марфо-Мариинскую обитель как духовный центр и шел туда не столько за тем, чтобы подлечить свое здоровье и съесть тарелку супа, сколько за живым врачующим словом, за деятельной христианской любовью, за утешением от горести и невзгод у ног святой подвижницы, которую простые люди от всей души уважали и ценили. Елизавета Феодоровна многих лично принимала, выслушивала, разъясняла им Священное Писание и, как могла, духовно укрепляла их. Люди выходили от нее умиротворенные и ободренные.
Первое время после октябрьского переворота Марфа-Мариинскую обитель не трогали. Напротив, сестрам оказывали уважение, два раза в неделю к обители подъезжал грузовик с продовольствием и привозил черный хлеб, вяленую рыбу, овощи, немного жиров и сахара. Из медикаментов передавали в ограниченном количестве перевязочный материал и лекарства первой необходимости.Но все вокруг были напуганы, покровители и состоятельные дарители теперь боялись оказывать помощь обители. Великая княгиняво избежание провокаций не выходила за ворота, сестрам так же было запрещено выходить на улицу. Однако установленный распорядок дня обители не менялся, только длиннее стали службы, горячее молитвы сестер. Отец Митрофан каждый день служил в переполненной церкви божественную литургию, было много причастников. Некоторое время в обители находилась чудотворная икона Божией Матери Державная, обретенная в подмосковном селе Коломенском в день отречение императора Николая II от престола. Перед иконой совершались сборные моления.
Конечно, в этот период времени все догадывались, но до конца точно не знали, что будет дальше. В каждом заселился страх от приближающего будущего. Елизавета Феодоровна знала, какая ее ждет судьба. Но ей не было не страшно. Она ждала того момента, когда станет достойна мученического венца.
10. Арест Великой княгини.
После заключенияБрест-литовского мира германское правительство добилось согласия советской власти на выезд великой княгини Елизаветы Феодоровны за границу. Посол германии граф Мирбах дважды пытался увидеться с великой княгиней, но она не приняла его, как представителя Германии – вражеской стороны и категорически отказалась уехать из России. Она говорила : « Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!».
Спокойствие в обители было затишье перед бурей. В апреле 1918г; во вторник светлой седмицы, когда Церковь празднует память Иверской иконы Божией Матери, Елизавету Феодоровну арестовали и немедленно вывезли из Москвы. В этот день святейший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель, где служил Божественную литургию и молебен. После службы патриарх до 4 часов дня находился в обители, беседовал с настоятельницей и сестрами. Это было последнее благословение и напутствие главы Русской Православной Церкви перед крестным путем великой княгини на Голгофу.Почти сразу после отъезда патриарха Тихона к обители подъехала машина с комиссаром и красноармейцами-латышами. Елизавете Феодоровне приказали ехать с ними. На сборы дали полчаса. Настоятельница лишь успела собрать сестер в церкви свв. Марфы и Марии и дать им последнее благословение. Плакали все присутствующие, зная, что видят свою мать и настоятельницу в последний раз. Елизавета Феодоровна благодарила сестер за самоотверженность и верности и просила о. Митрофана не оставлять обители и служить в ней до тех пор, пока это будет возможно.С великой княгиней поехали две сестры – Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Перед тем как сесть в машину, настоятельница осенила всех крестным знаменем.Узнав о случившемся, патриарх Тихон пытался через различные организации, с которыми считалась новая власть, добиться освобождения великой княгини. Но старания его оказались тщетными. Все члены императорского дома были обречены. Елизавету Феодоровну и ее спутниц направили по железной дороге в Пермь.
Таким образом, Великая матушка передала свою судьбу в руки Бога, она не стала сопротивляться аресту, спокойно, со смирением приняла все происходящее с ней. Ее ожидало тяжелое мучение, как и весь оставшийся род Романовых.
11. Жизнь узников в Алапаевске.
Последние месяцы своей жизни великая княгиня Елизавета Феодоровна провела в заключении, в Напольной школе на окраине города Алапаевска. Она была привезена в Алапаевск 20 мая 1918г. вместе сестрами Варварой и Екатериной, с великим князем Сергеем Михайловичем (младшим сыном великого князя Михаила Николаевича, брата императора Александра II) , его секретарем, Федором Михайловичем Ремезом, тремя братьями – Иоанном, Константином и Игорем (сыновьями великого князя Константина Константиновича) и князем Владимиром Палеем (сыном великого князя Павла Александровича). Школа на краю города, в которую привезли узников, представляла собой каменное здание коридорной системы. В угловой комнате жила великая княгиня с сестрами. В комнатах школы стояли простые железные кровати с жесткими матрасами, несколько столов и стульев. Караул состоял из 6 лиц. Князья и великая княгиня работали в огороде, сажали овощи и цветы. С разрешения разводящего караула заключенные ходили в церковь и гуляли в поле, которое прилегало к школе.
Жизнь узников в Алапаевске протекала в большой дружбе и взаимной любви. Они хорошо узнали друг друга, а их общее положение сроднило их всех. Для вечерней молитвы все собирались в комнате Елизаветы Феодоровны, и молитвы читал или князь Иоанн Константинович или великая княгиня.21 июня жизнь заключенных резко изменилась к худшему. У них отобрали личные вещи и деньги, оставив только носительные платья, пару обуви и две смены белья. Всякие прогулки вне школьной ограды были запрещены, в том числе посещение церкви. Это перемена произошла по приказу из Екатеринбурга.В это время от великой княгине были взяты ее келейницы Варвара и Екатерина и отправлены в Екатеринбург. Сестер привезли в областной совет и предложили им идти на свободу. Обе умоляли вернуть их к великой княгине. Тогда чекисты стали пугать их предстоящими пытками и мучениями. Варвара Яковлева выразила готовность дать подписку даже своей кровью, что желает разделить судьбу с великой княгиней. Так крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева сделала свой выбор и присоединилась к узникам, ожидавшим решение своей участи. Алапаевские узники знали, что их ждет в недалеком будущем. Они всесознательно готовились к смерти и просили Господа укрепить их.
12.Алапаевские мученики.
В ночь на 5(18) июля алапаевских узников – великую княгиню Елизавету Феодоровну вместе с другими членами императорского дома вывезли за 18 км от города и живыми сбросили в заброшенную шахту железного рудника Нижняя Селимская. Первой столкнули Великую княгиню Елизавету.Падая, она крестилась и громко молилась Богу: "Господи, прости им, не знают, что делают!".Всех столкнули живыми. Затем палачи стали бросать в шахту ручные бомбы, чтобы засыпать ее и скрыть следы преступления. От бомб погиб лишь Федор Ремез, а остальные умирали в страшных мучениях.
Но даже в такой ситуации Елизавета Феодоровна проявила милосердие. В кромешной темноте шахты, изнемогая от собственной боли, святая Великая княгиня Елизавета исполняла свой последний долг на земле – облегчить страдания других. Она оторвала от своего апостольника часть ткани и ощупью сделала перевязку раненой головы князя Иоанна. Один из свидетелей зверского убийства слышал из глубины шахты пение. Своим пением она подбадривала других и помогала им превозмогать боль и ужас надвигающейся смерти и устремляться в молитвах к Богу.Херувимская песня-ее пели новомученики российские перед вратами вечности. Скончались они в страшных страданиях, от жажды, голода и ран.
В октябре 1918г. в Алапаевск вошла армия А.В. Колчака. Тела извлекали в течении нескольких дней. В шахте глубиной 60 м они оказались на разных уровнях. Великая Княгиня упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 м.,пальцы правой руки Елизаветы Феодоровныбыли сложены для крестного знамения. На груди лежал завернутый в несколько слоев образ Спасителя. На обратной стороне иконы находилась золотая пластинка с надписью: «Вербная суббота 13 апреля 1891г.». В этот день великая княгиня приняла Православие. Тело Елизаветы Феодоровны было найдено совершенно нетленным, на лице сохранилось выражение улыбки. Рядом с ней нашли тело Иоанна Константиновича с перевязанной головой. Вся переломанная с сильнейшими ушибами, она и здесь стремилась уменьшить страдания ближнего.
13. Путь из Алапаевска в Гефсиманию: Чита-Китай-Иерусалим.
«От Алапаевска до Тюмени, - пишет игумен Серафим, - Ехал один в вагоне с гробами 10 дней, сохраняя свое инкогнито и никто не знал в эшелоне, что я везу 8 гробов. Это было самое трудное, ибо я ехал без всяких документов на право проезда, а предъявлять полномочия было нельзя, ибо тогда бы меня задержали местные большевики». В Чите гробы тайно перевезли в Покровский женский монастырь. Монахини обмыли тела, облачили Елизаветы Феодоровну в монашеское одеяние. На грудь великой княгини положили параман – нашли свидетельство того, что она была тайно подстрижена в схиму с именем Алексея. Сняв доски пола предоставленной ему кельи, игумен Серафим вырыл неглубокую могилу, составил вряд 8 гробов и присыпал их сверху небольшим слоем земли.Зимой 1920 г. гробы с останками алапаевских мучеников были отправлены из Читы в Китай. Приходилось соблюдать строжайшуюконспирацию. В Пекине тела были преданы земле на русском кладбище на окраине города. А спустя 8 месяцев по желанию сестры и брата великой княгини останки Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары перевезли на святую землю. Отец Серафим оставался при них неотлучно.
В Иерусалиме их встретил патриарх Домеан. «Великую матушку» и инокиню Варвару с почестями погребли в усыпальнице, которую устроили в нижней части храма святой Марии Магдалины. Игумену Серафиму выделили участок земли, где он построил себе келью, в которой и прожил оставшуюся жизнь, каждый день совершая богослужения по алапаевским мученикам. В 1981 г. Русская Православная Церковь Заграницей прославила мучениц, и первого мая 1982 г.; в Неделю женмироносиц, состоялась торжественное перенесение их святых мощей из усыпальницы в храм святой Марии Магдалины.
Марфо-Мариинская обитель пережила Матушку Великую на семь лет, в которые, впрочем, практически прекратила свою прежнюю деятельность. В 1926 году большинство сестёр были высланы в Среднюю Азию, помещения заняли различные учреждения, а в Покровском храме устроили клуб. Позднее в нём, в алтаре, где раньше был престол, установили огромную статую Сталина…Последняя монахиня обители, матушка Надежда (Зинаида Александровна Бреннер), скончалась в 1983 году.
В 1992 г свв. мцц. Великая княгиняЕлизавета и инокиня Варвара были канонизированы Русской православной церковью. Мощи святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы находятся в Израиле в монастыре Святой Марии Магдалины. В России есть храмы, в которых хранятся иконы с частицами мощей святой преподобномученицы Елисаветы. Они были привезены из иерусалимского монастыря Святой Марии Магдалины. С именем преподобномученицы Елисаветы непосредственно связана Марфо-Мариинская обитель, которую она основала. Кроме икон, имеющихся в храмах, в обители действует музей. Возле храма Марфы и Марии стоит белая статуя прекрасной молодой женщины в монашеском облачении. Рядом с ней всегда цветут фиалки... В России много храмов, названых в честь святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы: в городах Хабаровске, Клину, Владимире, в поселке Опалиха Московской области, несколько храмов в Москве. В честь святой Елизаветы назван женский монастырь в Калининграде.
4 сентября 2003 года Владимир Путин во время визита в США встретился с Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Лавром, который подарил российскому президенту большую икону Елисаветы Феодоровны с частицей ее мощей, пожелав, чтобы икона хранила его.
21 февраля 2005г. мощи великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары, были доставлены в храм Христа Спасителя. Около 3 тысяч православных москвичей встречали мощи великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. Торжественную церемонию встречи святыни возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
«Преподобномученица Елисавета в своей жизни смогла соединить воедино святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа и оставила нам пример жизни по Евангелию, – отметил Святейший Патриарх Алексий II в своем послании по случаю принесения десницы великой княгини Елизаветы Феодоровны. – Ее жертвенное служение бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к Православной Церкви способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от греховного забытья, напомнить богатым о необходимости служения бедным и обездоленным, а наделенным властьюоб особой ответственности перед Богом и своим народом. Верующее сердце не может быть безразличным к славе Церкви Христовой, поэтому и страдания за нее не могут быть забыты… Будем молиться и надеяться, что принесение в Россию святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары явится духовным знамением и Божиим благословением начавшемуся процессуобъединения Русской Православной Церкви, дабы всем нам едиными устами и единым сердцем свидетельствовать миру истину святого Православия».
Мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары побывали и Туле воВсесвятском кафедральном соборе.
В 2008году был создан документальный фильм «Белый Ангел Москвы».
В нем рассказана история жизненного пути великой княгини Елизаветы Феодоровны, о ее самоотверженной и жертвенной любви ко Христу, к близким и ко всему ее окружению. Фильм рассказывает о создании и восстановлении святой Марфо-Мариинской обители. Благодаря этому фильму я смогла понять, как важно искренне и самоотверженно любить тех, кто рядом с тобой, оберегать их и помогать в любой ситуацию, не ожидая ничего в ответ. Будь это твои родители, братья, сестры или просто окружающие люди.
Исследовав историю жизни великой княгини Елизаветы Федоровны, я поняла, что нет выше подвига, чем подвиг духовный.
Духовный подвиг – это тяжелейшая борьба с самим собой. Она ведется для того, чтобы очистить свой внутренний мир и сердце. Только в чистом и светлом сердце будет жить гармония, счастье, добро, сострадание и любовь. Я поняла, что в мире нет выше истин, чем любовь к Богу и ближним, что нет ценнее качеств, чем милосердие и самоотверженность.
Вся жизнь Елизаветы Феодоровны огромное испытание и величайший духовный подвиг. Великая княгиня добровольно отказалась от роскошной, блестящей жизни и посвятила всю свою оставшуюся жизнь бескорыстной помощи всем нуждающимся. Елизавета Феодоровна стала белым ангелом не только Москвы, но и всей православной России.
Очень радостно, что в наши дни милосердие становится неотъемлемой частью современной общественной жизни. Благотворительностью сегодня занимаются многочисленные фонды, частные лица и организации. Каждый из нас может проявить милосердие и сострадание. Нужно только оглянуться вокруг, захотеть сделать добро и проявить активность.Сегодня все знают, кто такая «доктор Лиза». Елизавета Глинка - врач, общественный деятель, правозащитник и филантроп. Огромное множество людей воспринимали ее не иначе как ангела милосердия. Главной ее жизненной целью была забота о тех, у кого уже не было надежды на спасение. Она работала в различных хосписах. А так же создала свой благотворительный фонд для помощи безнадежно больным.Доктор Лиза трагически погибла при крушении самолета Ту-154, летевшего в Сирию. Она везла туда партию лекарств.Необходимо стремиться к тому, чтобы бескорыстная помощь окружающим людям стала нормой поведения в современном обществе. При этоммилосердие в нашей жизни обязательно должно подкрепляться духовно. Духовный поступок всегда будет побеждать злой. У всех нас есть пример для подражания: научиться так жить, любить, сострадать и молиться, как это делала Великая княгиня Елизавета Феодоровна.
Список используемых информационных ресурсов:
Интернет - ресурсы:
Православие.ру
Покаяние.ру
Детский час.ру
Милосердие.ру
http://gazeta-bam. ru
http://www.pravmir.ru
http://ru.wikipedia.org
Кто должен измениться?
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Самодельный телефон
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Денис-изобретатель (отрывок)