Данная работа будет полезна тем, кто интересуется творчеством сибирского писателя В.П. Астафьева. В ходе исследования был рассмотрен излюбленный писателем образ Сибири, который у Виктора Петровича в разных произведениях представлен по-разному... Результаты прилагаемой таблицы "Сибирские тропы Астафьева" можно использовать педагогам основной школы при изучении тем: «Употребление слов в переносном значении», «Эпитеты, метафоры, олицетворения – художественные средства, преображающие мир вокруг нас», также данную работу можно использовать и в краеведении.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_tvorchestvu_astafeva.doc | 70.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗЛАТОРУНОВСКАЯ ШКОЛА»
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ УЖУРСКОГО РАЙОНА
Исследовательская работа
Сибирский колорит в творчестве В.П.Астафьева
Выполнила: Шикирова Екатерина,
ученица 7 класса.
Руководитель: Купчишина Алёна
Григорьевна, учитель
русского языка и литературы.
2018 год
Введение
Цель проекта: знакомство с художественным своеобразием творчества В.П.Астафьева, разработка буклета, который в дальнейшем можно использовать учащимся основной школы как учебное пособие при изучении тем «Употребление слов в переносном значении», «Эпитеты, метафоры, олицетворение – средства, преображающие мир вокруг нас», создание сборника детских рассказов о родной природе, посвященного памяти В.П.Астафьева.
Задачи:
Гипотеза
1. Можно предположить, что в творчестве писателя В.П. Астафьева Сибирь является лишь безликим фоном, на котором разворачивается сюжет повести «Последний поклон» и рассказов из цикла «Царь –рыба».
2. Возможно, при описании сибирской природы В.П. Астафьев использовал самые разнообразные художественные средства, пытаясь выразить всю свою любовь к родному краю, показать читателю все величие и богатство сибирской тайги.
Методы
Актуальность. Мы провели анкетирование с целью выяснить насколько хорошо учащиеся нашей школы ( с 5 по 11 класс) знакомы с жизнью и творчеством В.П. Астафьева. В опросе принимали участие 50 человек (по 5 учеников из каждого класса). Выяснилось, что 25 ребят слышали о писателе, но о его биографии мало что знают. 10 школьников смогли назвать произведения, но лишь те, которые включены в курс школьной программы: рассказы «Васюткино озеро», «Фотография, на корой меня нет», «Конь с розовой гривой». И лишь три ученика назвали произведения не из школьной программы: «Гуси в полынье», «Бабушкин праздник», роман «Прокляты и убиты».
Результаты проведенного опроса обозначили проблему: далеко не все учащиеся знакомы с творчеством В.П.Астафьева, а ведь это писатель, который родился в нашем Красноярском крае, который много писал о сибирской жизни, сибирской природе. Это яркая личность, знать которую должен каждый, проживающий в Сибирском регионе.
Мы решили проанализировать рассказы писателя, выявить тропы, посредством которых он создает яркий образ Сибири. Систематизировать собранный материал и создать буклет, который в дальнейшем можно будет использовать учащимся нашей школы при изучении тем «Художественные средства» (4-11 классы), «Употребление слов в переносном значении» (5 класс). Далее предложить учащимся нашей школе поучаствовать в создании сборника детских рассказов, посвященного памяти В.П.Астафьева.
Мы предполагаем, что в процессе реализации нашего проекта у учащихся МБОУ «Златоруновская школа» появится интерес к творчеству В.П. Астафьева, они научатся по-особому видеть красоту природы, окружающую их каждый день, у них сформируется бережное отношение к ней, сформируется в целом любовь и уважение к своей малой родине.
План работы
Основная часть. Глава1
Сибирь – одна из главных тем в творчестве Виктора Петровича Астафьева. Возможно, это вызвано тем фактом, что он сибиряк – и по рождению, и по устойчивому интересу к родному краю. Своеобразие своего художественного языка он связывал с родным краем: «Речь моя – сибирская».
Эта тема очень волновала писателя, и не случайно рассказ, которым открывается собрание его сочинений, называется «Сибиряк». Уже с первой страницы автор настраивает внимание читателя на особое восприятие сибирской природы.
Символы первозданной природы придают повествованию особый колорит, каждый лист, каждое дерево у Астафьева как будто оживает. «Дерево - это целый мир! В стволе его дырки, продолбленные дятлами, в каждой дырке кто-нибудь живет, трекает: то жук какой, то птичка, то ящерка, а выше - и летучие мыши. В травке, в сплетении корней позапрятаны гнезда. Мышиные, сусликовые норки уходят под дерево. Муравейник привален к стволу. Есть тут шипица колючая, заморенная елочка, круглая зеленая полянка возле лиственницы есть. Видно по обнаженным, соскобленным корням, как полянку хотели свести, запластать, но корни дерева сопротивлялись плугу, не отдали полянку на растерзание. Сама лиственница внутри полая. Кто-то давным-давно развел под небо огонь, и ствол выгорел. Не будь дерево такое большое, оно давно б уже умерло, а это еще жило, трудно, с маетою, но жило, добывая опаханными корнями пропитание из земли и при этом еще давало приют муравьям, мышкам, птицам, жукам, метлякам и всякой другой живности. Жалуется оно мне, дерево тоже умеет стонать и плакать нутряным, безутешным голосом…» ( Из рассказа «Монах в новых штанах»)
Заповедная, нетронутая цивилизацией Сибирь представлена в повести «Стародуб». Это «сибирская повесть», т.к. в ней есть нехоженая тайга, затеренное селение старообрядцев, замкнутый мир, суровость неписанных законов. Герой Астафьева Култыш – пришелец и чужак в селении, становится олицетворением естейственных законов тайги. Здесь все праведно и гармонично – от потребности в пище до поэтического символа любви, воплотившегося в цветке стародубе. К этому цветку Виктор Петрович питал особое пристрастие. Он даже стал его личной эмблемой на визитной карточке. В заключительной главе «Последнего поклона» писатель вновь вспомнил о нем – теперь уже в прямом обращении к этому символу сибирской земли: «Я склонился над пышной зеленью стародубов, надеясь уловить тот таинственный запах дремучей тайги, который в детстве вбивал меня в пугливое чувство, что бывает от соприкосновения с тайной. От цветка все еще веяло древностью. Из древности той вышли все мы, ведь получились мы все из того, что было до нас. И не весточка ли из прошлого встревожила сердце тем горьким вздохом древности? Не в онемелом ли цветке озарилось тысячелетие, не ему ли дано нежным рупором сообщиться с нами, поведать о вечности? Не остановившийся ли звук прошлой, неведомой нам и все же близкой сердцу жизни тревожит нас, донося щемящую тоску о чем-то безвозвратно утраченном нашей ленивой, полусонной памятью?» Этими словами Астафьев говорит, что Сибирь является прародительницей всего живого, один маленький цветок способен сохранить великую тайну мироздания, способен поделиться этой тайной с человеком, если тот будет бережно относиться к родной природе.
С законами тайги мы встречаемся и в «Васюткином озере»: «Тайга –кормилица – хлюпких не любит!».
В этом же рассказе можно увидеть сравнение тайги с бескрайнем морем: «Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец, голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них».
Сибирский мотив приобретает у Астафьева общезначимый человеческий смысл. Он в чем-то заново открыл Сибирь, придав ее природной красоте человеческий смысл. В его произведениях она взывает к человеку, помогает ему преодолеть собственное несовершенство – если человек сумеет услышать голос тайги или цветка.
Глава 2. Сибирская река
Говоря о Сибири как о центральном образе в творчестве Астафьева, нельзя не рассмотреть образ реки, которому в рассказах писателя отводится особое место. Енисей становится не только географическим, но и нравственным стержнем художественного мира Виктора Петровича. Не случайно герою Акиму из рассказа «Царь-рыба» кажется, что «там, за Енисеем, совсем другая планета, и люди там другие, и ходят они по-другому, и едят другую пищу, и говорят на другом языке»
У Астафьева река может олицетворять как женское, так и мужское начало, в зависимости от того, о какой из рек идет речь в каждом конкретном случае: «Впервые видел я слияние двух больших рек – Маны и Енисея. Енисей поплескивает, подталкивает Ману в бок, заигрывает и незаметно прижимает ее в угол Манского быка, так наши деревенские парни прижимают девок к забору, когда балуются». (Из рассказа «Монах в новых штанах»)
Однако чаще всего она олицетворяет собой женское начало, наделена писателем правом на суд и отмщение.
Заметим, что отрицательные персонажи не без основания испытывают суеверный страх перед рекой: «Наступил поздний час. Верхний слой реки, согретой слабым солнцем осени, остудило, сняло, как блин, и бельмастый зрак глубин со дна реки проник наверх. Не надо смотреть на реку. Зябко, паскудно на ней ночью. Лучше наверх, на небо смотреть».
Для других же река – это точно капля меда, радость воспоминаний о зеленом чуде. Они не испытывают чувства отчужденности от реки, отторжения ею, ее равнодушия к человеку. Именно река помогает маленькому Акиму и его братьям и сестрам пробудиться от зимнего оцепенения, вернуться к жизни: «Дети ковыляли на ослабелых ногах к высокому еще, первой, вольной водой вздутому Енисею и не умывались, а щупали его ладошками, и от живой, целительной воды начинало трепыхаться в них сердчишко, они, повизгивая, брызгались и пробовали смеяться».
Река перерастает в образ «кормилицы-поилицы» и становится местом, «дающим не только приют, но и смысл существования, и любовь, из которой затем прорастает тоска по земле, по такому вот, пусть дикому, но родному ее уголку».
Вывод
Таким образом, проанализировав произведения В.П. Астафьева «Сибирь», "Васюткино озеро», главы из повести «Последний поклон» («Монах в новых штанах», «Стародуб», «Капля»), рассказа «Царь-рыба», мы пришли к выводу, что описывая Сибирь, Астафьеву удалось не только показать величественную красоту родной природы, но и удалось донести до внимательного читателя мысль о том, что каждая травинка, цветок, каждый ручеек, окружающие сибиряков, живые, они способны чувствовать и жить особой таинственной жизнью, и эта тайна может открыться внимательному глазу, чуткому сердцу. Именно к такому неравнодушному созерцанию природы призывал В.П. Астафьев.
По прочитанным произведениям мы составили таблицу «Сибирские «тропы» Астафьева». На основе этой таблицы был создан буклет.
Художественное средство | Примеры | Произведение |
Эпитеты | «Небесно-чистые горы», «желтый денек»; «природа милостивая»; «неприглядная снежная муть»;
| «Сон о белых горах» |
«Обнаженные, соскобленные корни», «безутешный голос»; «заморенная елочка», «круглая поляна» | «Монах в новых штанах» | |
«Величественная, торжественная невозмутимая тайга»; «седоволосые горы». | «Капля» | |
«Густая, мелкая пыль»; «молчаливая и равнодушная тайга»; «тёмное море тайги».
| «Васюткино озеро» | |
«Пышная зелень», «Таинственный запах дремучей тайги», «онемелый цветок» | «Стародуб» | |
«тихий, неслышный дождь» | ||
«Ошалевая, усталая стайка гусей» | «Гуси в полынье» | |
Метафора
| «Рыба тучами ходила»;
| «Васюткино озеро» |
«В груди накапливался холод и не таял; | «Сон о белых горах» | |
«Поганки с тонкими шеями» | «Деревья растут для всех» | |
«Шипица – дерево ханское, платье на нем шаманское, цветы ангельски, когти дьявольски» | «Деревья растут для всех» | |
«Тайга-зеленое чудо» | «Царь-рыба» | |
Олицетворение | «Раздвинулась глубь реки»; «тайга дышала, просыпалась росла»; «река погружалась в самое себя»;
| «Капля» |
«Костер … зашипел, защелкал, принялся чихать, сердиться»; «туман пал; ложился, растворялся» | «Васюткино озеро» | |
«Корни сопротивляются»; «жалуется дерево»; | «Монах в новых штанах» |
Далее мы предложили учащимся нашей школе поучаствовать в создании сборника детских рассказов, посвященного памяти В.П.Астафьева. Ребята писали о природе, окружающей их, но при этом использовали тропы, взятые из буклета. В Приложении 2. Приведены примеры собранных рассказов.
Список литературы:
Смекалка против Змея-Горыныча
Сорняки
За еду птицы готовы собирать мусор
Знакомимся с плотностью жидкостей
Мальчик и колокольчики ландышей