Изучая на уроках истории темы о присоединении новых земель к России особенно «освоение первопроходцами Сибири и Дальнего Востока», я заинтересовалась историей присоединения к России моего родного края, моей малой Родины. И решила принять участие в изучении летописи родного края, новых неизвестных страниц истории знакомых мне сел, узнать, откуда произошли их истоки.
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Хозяйственное освоение русскими поселенцами Забайкалья" | 34.91 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Каменский филиал ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»
Доклад
На тему: «Хозяйственное освоение русскими
поселенцами Забайкалья»
Выполнила:
Елизова Анна
Руководитель:
Малыгина Л.В.
Оглавление:
I. Введение
II. Основная часть
III. Заключение
Введение
Изучая на уроках истории темы о присоединении новых земель к России особенно «освоение первопроходцами Сибири и Дальнего Востока», я заинтересовалась историей присоединения к России моего родного края, моей малой Родины. И решила принять участие в изучении летописи родного края, новых неизвестных страниц истории знакомых мне сел, узнать, откуда произошли их истоки.
Тему своего исследования я назвала «Хозяйственное освоение русскими поселенцами Забайкалья», где напримере истории двух сел Ильинки и Кабанска и Троицка – Селенгинского монастыря в с. Троицк я узнала историю присоединения к России моего родного края.
Хозяйственное освоение русскими поселенцами Забайкалья.
Освоение Забайкалья начинается в 40-х гг. XVII в. Впервые в Забайкалье русские появились в 1638г. Под руководством атамана Михаила Перфильева. Всем первым экспедициям давались наказы «на новых народов ясак наложить, места около Байкала точно описать и золотых и серебряных жил искать». И хотя русские к этому времени были уже наслышаны о Забайкалье, первые землепроходцы Баргузинского острога, доносили правительству, что «серебряных и золотых жил» там нет. Это обусловило дальнейшее продвижение русских на восток с той же целью. Таким образом, поиски «новых землиц» закончилось тем, что ко II-й половине XVII в. «русские становились твердою ногою» в Байкальском регионе. Стремясь укрепить захваченные земли и в то же время, не располагая достаточными военными силами, правительство неизменно рекомендовало действовать в отношении ясачного населения без насилия и грубого нажима.
К числу особенностей процесса освоения байкальского края необходимо отнести ведущую роль острогов, из которых осуществлялась колонизация местного края. Обращает на себя внимание и то, что с самого начала эта колонизация проводилась под девизом, высказанным в многочисленных царских наказах – «во всем искать государственные прибыли».
И так, главной причиной, побудившей русских людей искать «новые землицы» для своего царя, было сначала желание найти новых плательщиков ясака. Кроме этого побуждения вскоре появились и другие желания приобрести земли, богатые полезными ископаемыми, удобные для занятий землепашеством. Предания старожилов Прибайкалья, записанные известным бурятским фольклористом Элиасовым Л.Е., гласят, что первым русским человеком, оповестившим Россию о Байкале, был Енисейский казачий сотник П.Бекетов. В народных преданиях он выглядит как сказочный богатырь, (170,1г.), в документах 1688г., когда Ильинский острог упоминается как место дислокации войск для защиты забайкальских городов от монгольских и маньчжурских князей.
Присоединение Забайкальских Земель не проходило гладко, т.к. вся территория Забайкалья к XVII в. Исторически входила в состав монгольского государства. Монгольские и Маньчжурские феодалы стремились воспрепятствовать продвижению русских на восток. В 1687 г. их крупные силы оккупируют Селенгинск, а затем и Удинский острог (ныне г. Улан-Удэ) В 1688 г. в Ильинском остроге стоял 2-х тысячный полк казаков под командованием Ф.И. Скрипцына. Боевые действия данного полка были завершены удачно: подписаны мирные договора с бурятскими и монгольскими тайшами о приеме русского подданства.
В 1689 г. Был подписан Нерченский договор России с Китаем. С установлениями между ними границ активнее стала развиваться торговля между странами. Старомостовский трат («Большой») был единственный артерией, связывающей Россию, Китай и Монголию. Он проходил через Ильинский острог, и поэтому многие его жители занимались извозом, т.е. «сидели на биче». В XVII-XXI вв. острог состоял из нескольких домов, которые образовали небольшую единственную улицу – Трактовую. История села сохранила предания о том, что по этой улице проходили каторжане, ссыльные, в том числе декабристы, которых гнали в Нерченский острогю Проезжал мимо села и А.П. Чехов. Свое название эта улица сохранила и в наши дни.
По многим документам к середине XVIII в. Ильинская слобода превращается в одну из самых населенных пунктов в Забайкалье с населением 1200 человек, тогда как в Удинске было 600 человек, а в Селенгинске не более 900 человек. Свое значение и развитие Ильинка приобретает благодаря тому, что находится на перекрестке важных путей: торговом, ведущем в Китай, и каторжном, ведущем на Нерчинские рудники.
Преодолевший стихию Байкала с огромным мужеством. После всех походов за Байкал П. Бекетов вернулся в Россию и оттуда посылал людей, чтобы они около «моря поселялись». Не менее прославленным землепроходцем, нашедшим отражение в местных народных преданиях, является Енисейский воевода Афанасий Пашков: «…долго не раздумывая, набрал каких ему надо казаков с тысячу и пошел за Байкал, много своих людей по всем местам, где проходил на жительство оставлял». Собирая сведения о новых землях, он передает их московскому правительству.
Первый опорный пункт русских казаков в Забайкалье – Баргузинский острог. Баргузинский острог был построен в 1648г. В 40 верстах от устья Баргузина, он был одним из самых отдаленных. На какое-то время этот острог становится важными и единственным административным центром Забайкалья, местом сбора дани ясачного населения, дальнейшего освоения края. Из баргузинского острога служилые люди ходили собирать ясак, здесь хранили собираемый с местного населения ясак – «соболиную казну», припасы, отсюда совершались разведки в близлежащие земли. Баргузин скоро стал местом, от коего «довольное время все завоевания по ту сторону Байкала зависели».
После неудачных попыток завести земледелие в Баргузине, основным районом, где выращивается хлеб, стал бассейн реки Селенги. Здесь было теплее, чем в Баргузине, места удобные для освоения под пашню. На правом берегу Селенги – Кударинская степь, на левом – мелколесье, елани, степи. Места оказались настолько удачным для развития земледелия, что уже в XVIII веке, как отмечает В.И. Шунков. «…главным земледельческим районом Забайкалья … становится Кударинская степь и район Ильинской слободы на Селенге. Ильинская слобода стала наиболее значительным пунктом в полосе земледельческим районом Забайкалья…становится Кударинская степь и район Ильинской слободы на Селенге. Ильинская слобода стала наиболее значительным пунктом в полосе земледельческой колонизации. В первые годы было всего 20 пунктов в полосе земледельческой колонизации. В первые годы было всего 20 дворов служилых и пашенных людей. Занимаясь пашенным земледелием, они получали достаточно высокий урожай зерновых «сам – 20-30 и более». Первые документальные подтверждения об Ильинском остроге находятся в дневнике русского посла Спафария (1675 г.), «Чертежской книге Сибири».
В 1812 г. Иркутским губернатором подписан Указ об учреждении в бурятских ведомствах и на трактовых дорогах ярмарок. В Ильинке ярмарки проводились 7 июня, в Иванов день. На ярмарке преобладала меновая торговля, но постепенно она переходила в денежную. Ильинцы предлагали пшеницу, скот, изделия из кожи, которые меняли у купцов на чай, ткани, домашнюю утварь и другое.
В конце XVII в. В Ильинке была построена Ильинско – Богоявленская церковь. В начале своего существования она была деревянной, кяхтинский купец Я.А.Немчинов в 1860 г. на свои средства перестраивает церковь в каменную. В 1930 г. её разрушили. Жители села в конце 80-х годов восстановили церковь, сейчас это действующий храм, где регулярно проходят церковь, сейчас это действующий храм, где регулярно проходят церковные службы.
Раньше Ильинского острога был основан Кабанский острог. Местные жители Кабанска считают, что русские из Баргузина по берегу Байкала пришли в Кударинскую степь. Места им понравились, чтобы себя обезопасить, было решено на левом берегу р. Селенги организовать сторожевой пост. Так появился казачий кордон, названный Кабаньим. Первое поселение русских в этих местах на высоком берегу Селенги, при впадении в нее реки Кабанья и реки исток, окруженном с трех сторон водной преградой, за короткий срок, всего за 1 год. Воевода Степан Казанец по приказу окольничего Федора Головина в 1692-1693 годах заложил Кабанский острог с восемью башнями и бойницами, с церковью посредине, окруженный высоким частоколом. Располагался острог в районе нынешних улиц Партизанской и Красноармейской.
Высокие стены острога – крепости стали надежной защитой, придавали силу и уверенность земледельцам – крестьянам Кабанских заимок и кочевникам – бурятам. Неудивительно, что в посаде за последующие 50 лет поселилось более 700 человек. Кабанск стал не только самым первым, но и самым крупным поселением Даурской провинции. Однако как военный казачий сторожевой пост Кабанск просуществовал недолго. С возведением Посольского и Троицкого монастырей он утратил окончательно характер военной крепости, и в переписи 1725 года Казаки как токовые уже не значились.
Жизнь острога строго регламентировалась Сибирским приказом. Крестьяне Кабанского острога пахали «государеву десятинную пашню», несли хлебную и денежную повинность, исполняли различные натуральные отработки: дорожные работы, почтовая гоньба, перевозки каторжных. Только в почтовой гоньбе каждый крестьянин проводил по 8-9 недель в году. Если натуральную дорожную повинность перевести в денежную, она составляла для верхнеудинского округа, куда входил Кабанск, 5 рублей 50 копеек «на каждого обязанного работою», т.е. впятеро превышала главную денежную подать – «подушную».
В середине XVIII в. В Кабанске насчитывалось 67 дворов, количество хозяйств, обрабатывающих землю, выросло вдвое. Царская администрация списала с «государева хлебного жалованья» служилых людей, заменив его земельным наделом, но не освободила их от несения караульной службы.
Замена натуральных платежей подушной податью способствовала росту запашки земель. К концу XIX в. Все старопахотные земли здесь были переделены. На каждое хозяйство приходилось от 6 до 9 десятин пашни. Земли явно не хватало.
К концу XIXв. земледелие сделало серьезные успехи. Комиссия Куломзина в Забайкалье отмечала господство залежнопаровой системы земледелия. В Кабанской, Кударинской, Троицкой волостях система земледелия была почти паровой. Население этих волостей придерживалось почти правильного трёх или четырёхпольного севооборота. Высевали озимую рожь, ярицу ЯРОВУЮ пшеницу, ячмень, выращивали картофель. Появились усовершенствованные сельскохозяйственные орудия: к деревенской сохе прибавилась колесуха, сабан (соха), молотилки, веялки. Но большая часть населения не могла прикормиться собственным хлебом. И поэтому 68% населения в Кабанске занималось местным промыслом – рыболовством, извозом.
Кабанск имел выгодное географическое положение, находясь на торговом пути из Китая, Монголии, Кяхты на Иркутск. Поселение разрасталось, строились жилые дома, постоялые дворы, лавки, конюшни, склады. Основные занятия жителей были связаны с земледелием, торговлей, извозом, мелкой промышленностью и рыбным промыслом.
Над главной площадью городка возвышались главы Христорождественской церкви. Это яркий пример каменного церковного зодчества, одного из красивейших зданий края.
Храм отличался своеобразием декоративно – архитектурных форм, мотивы « Петербургского барокко» были по-своему переработаны и поняты местными народными мастерами. Слюдяные окна обрамлены в кованые железные решетки, колокольня и шпиль увенчаны золоченым крестом.
Храм возводился 23 года. В 1831 году был освещён во имя иконы « Рождества Христова». В середине XIX века приход Христорождественской церкви составлял 162 двора. Храм был богатым и процветающим. Здесь 1840 году открылось первая церковно-приходская школа для обучения наиболее способных мальчиков 7-12 лет чтению и письму.
Кабанской Христорождественской церкви пришлось разделить горькую судьбу многих храмов России. После революции 1917 года она была разорена, а в 1954 году взорвана. На месте православного храма было построено здание райкома партии. Только одинокая могучая лиственница осталась свидетелем того былого величия.
Рядом с церковью базарная площадь – место проведения ярмарок, куда съезжались крестьяне и рыбаки окрестных деревень. Здесь можно было увидеть повозки с сеном, дровами, рыбой, мясом. Продавались лошади, коровы, овцы и диковинные заморские товары. Окружали площадь государевы магазины, китайские и еврейские лавки, чайная и кабак.
Улица Горелая или Европейская, ныне Кооперативная. Здесь проживали состоятельные европейские семьи, и располагались частные магазины и лавки. Её перегораживала аптечная лавка Пурве, иркутского купца.
Обозы с товарами двигались по Караванной улице ( ныне Партизанская), затем по берегу реки Исток на деревне Чертовкино, Творогово к Байкалу. История этой улицы тесно связан с именем Прокопия Федоровича Фролова, одного из состоятельных, деловых людей Кабанска. Ему принадлежали двухэтажные жилые дома и склады. Основные доходы хозяйство Фролова получало от извоза. Купец имел более 100 лошадей, его возчики, местные крестьяне, перевозили товары в Кяхту, Читу, Баргузин. В конце 1853 года П.Ф.Фролов пожертвовал для строительства школы два дома по улице Тунгусовской ( ныне Красноармейская) и на обстановку 200 рублей. За что в 1860 году и получил высокую награду – серебряную медаль на Анненской ленте.
Средство на алтар образования жертвовал не только купец Фролов. На пожертвование богатых людей и простолюдинов всего за один год было построено здание городского 2-х классного училища. 19 ноября 1890 года двухклассное училище справило новоселье в прекрасном здании первой типовой школы на Кабанской земле. В школе были две классные комнаты, зал-сборная, библиотека, квартиры для учителей. Это школа получила в народе почетное звание «Красильниковская школа»,по имени её заведующего, Николая Александровича Красильникова, более 30 лет обучавшего крестьянских детей. Школа имела добрую славу во всей Иркутской губернии.
21 июня 1891 года в жизни Кабанска и училища произошло значительное событие. Совершая путешествие, Кабанск посетил Великий князь, наследник престола Николай Александрович Романов, будущий император России. При въезде в село со стороны деревни Нюки была устроена Триумфальная арка, богатое село украсилось, иллюминировалось. В церкви цесаревич был встречен духовенством. Затем гости направились в училище, обширный дом которого был назначен для встречи Его Императорского Величества и лиц свиты. Во время обеда ученики, расположившись перед окнами, пели хоровые песни. Цесаревич пожертвовал училищу 200 рублей, а для учительской – свой портрет.
В 1909 году в знак уважения к учителям «Красильнековской школы» купец Евлампий Петрович Красиков подарил свой большой 2-х этажный каменный дом в торговые лавки, где было открыто Высшее городское 4-х классное училище, одновременно в 1912-1914 гг. оно являлась городской учительской семинарией. И учительствовала здесь его дочь.
В конце XIX века в руках состоятельных купеческий семей были сосредоточены все промышленные предприятия городках и его окрестностей. Пимокатный завод принадлежал Наточинскому, кожевенные заводы – Эйдельману и Варфоломееву, мыловаренный – Матусу, войлочный – Ольфую. Владельцами магазинов, лавок, заводов являлись Вассерман, Макальский, Давидович владел бойней – в конце улицы Старая Трактовая (Октябрьская). Частной торговлей занимались братья Файнберги Илья Матвеевич и Евсей Матвеевич. Им принадлежал также свечной завод и большой дом по Старой Трактовой улице, где сейчас находится РОВД. Архитектура дома является типичной для усадеб мещан середины XIX века: оригинальная планировка, два уровня комнат, высокий фундамент, глубокие подвалы, каменная ограда.
Основные производства в Кабанске являлись собственностью семьи Эйдельман. На них работало 200 человек. Одним из примечательных зданий села прошлого века и сегодняшнего является дом семьи Эйдельман. Это редкий образец сельской деревянной архитектуры XIX века со сложным объемно-пространственным решением: мезонин, три входа, многочисленные капитальные стены, интересное декоративное оформление фасадов. Дом с мезонином строился на века, поэтому, несмотря на свой возраст – 150 лет, прекрасно выглядит внутренне и внешне. В 1997 году дом семьи Эйдельман пережил второе рождение. Здесь был открыт районный краеведческий музей. И экспонатом №1 стало здание – памятник архитектуры Бурятии XIX века.
Кроме земледелия, в Кабанске были развиты ремесла и промыслы.
Бойни давали сырье для мыловарен и свечных заводов. На кожевенных заводах выделывали кожи. Отходы кожевенного производства использовались на пимокатных и войлочных заводах. Жгли известь, добывали глину, обжигали кирпич, делали краску, заготавливали дрова, сено, лес, смолу, деготь. Женщины вязали рыболовные сети, выделывали сукно из шерсти овец, ткали холсты и половики, которые раскрашивали в разные цвета красками из подмаренника и коры сибирской ольхи. Кабанск славился своими курительными трубками, которые вырезались из березового корня, украшались мозаикой и обладали необычной прочностью. Поэтому и продавались по дорогой цене, от 3 до 5 рублей за штуку ( в ценах 1913г.).
Выделялся и рыбный промысел. Кабанцы организовали и снаряжали до 10 артелей. Добывали омуля и осетра. Большую часть богатого улова продавала перекупщикам, сбывали на Чертовкинской ярмарке или увозили в Иркутск, а сами питались рыбой, добытой в руках и озерах – щукой, окунем, сорогой…
В семейной летописи старожилов Кабанска Астраханцевых есть любопытная запись: « 6 сентября 1864 года по реке Исток прошел жеез7ый пароход с баржей. Дворе суток сидели на мели». Река была полноводной, если по ней прошел пароход да ещё с баржей, даже если он застрял. Сегодня в это трудно поверить, так как русло реки Исток полностью обмелело. На берегу реки Исток в большом деревянном доме располагалась почтовая станция. С 1877 года в нем работала переведенная из Посольска телеграфная контора. Во дворе почты располагались сараи для почтовых подводов, конюшни. Отдохнувшие обозы продолжали свой путь по Караванной улице, в центральную Россию, или на восток, в сторону Китая. Наверняка А.П.Чехов и многие именитые люди России останавливались на Кабанской почтовой станции. В 1989 году Иркутской обсерваторией в Кабанске была открыта первая в Восточной Сибири метеорологическая станция. Первым заведующим станцией стал учитель Н.А. Красильников. На станции регулярно производились наблюдения за атмосферным давлением, температурой, влажностью воздуха, ветром, облачностью, осадками. С именем Красильникова связано открытие в 1913 году первой в Кабанске земской больницы на 15 коек.
В 1836 году Кабанск становится местом поселения декабриста Михаила Николаевича Глебова. Михаил Глебов – коллежский секретарь, член Северного общества. Участник восстания на Сенатской площади. После 6- летней каторги прожил 15 лет на поселении Кабанске. Занимался торговлей, хлебопашеством . Его жизнь оборвалась трагически в 1851 году.
Природой было суждено и так предначертано, что у слияния трех рек: Селенги, Кабаньей и Исток- было положено начало поселения, ставшего столицей волости, провинциальным уездным городком Кабанском, а ныне-районным центром.
Вернемся к середине XVII века Крестьяне уходили в Сибирь с надеждой найти облегчение от тягостей крепостничества и податного бремени, бежали от помещиков. Сибирь привлекла их слухами об обилии свободных земель, скота, зверей, рыбы.
В окрестностях острогов и вдали от них возникали заимки и деревни. Разросшиеся деревни становились слободами, которые превращались в экономические центры прилегающих к ним районов.
Увеличиваясь, русское население быстро рассеялось по территории края, оттесняя бурят и тунгусов в сторону от более значительных речных долин, которые сделались главными очагами земледелия.
На протяжении сравнительного небольшого срока русские освоили обширные пространства прибайкальских земель. Сельскохозяйственное освоение края стало основой его экономического развития. Увеличение населения способствовало в крае развитию земледельческой культуры, создавая благоприятные условия для возникновения и развития промыслов и торговли. Остроги – Селенгинский, Кабанский, Удинский, Ильинский – становились поселениями городского типа. Население в XVII в. Составляли люди посадские, купцы, ремесленники, число которых пополнялось выходцами из европейской России.
В середине XVII в. Численность населения значительно увеличилась благодаря переселению в Прибайкалье старообрядцев.
Монастыри в Забайкалье превращались в крупные земельные вотчины. С приходом русских и в Забайкалье распространялось и православие. Это сопровождалось строительством церквей, монастырей. Бурятия – один из районов Сибири, где сохранились памятники истории и культуры, начиная с древнейших времён. Таким памятникам культурного наследия, свидетельствующим о русских землепроходцах XVII в. Является Троицко – Селенгинский монастырь, расположенный в окрестностях Ильинки.
В 1681 г. Царское правительство приняло решение о строительстве монастыря на р. Селенге, в окрестностях Ильинской слободы. Миссионерской целью строительства было прославление « Живоначальной Троицы». Поэтому монастырь получил название Троицко – Селенгинского. К концу XVII в. Это был самый крупный православный монастырь Забайкалье, один из самых значительных в Сибири. Забайкальские монастыри сыграли большую роль не только в распространении православия, но и хозяйственной освоении далекого сурового края. Монастыри способствовали распространению традиционной земледельческой культуры русских крестьян, которые передали свои трудовые навыки бурятам и эвенкам. Эту же роль – совмещение духовных задач с хозяйственными – выполнял и Троицко – Селенгинский монастырь. Монастырь представлял собой целый архитектурный комплекс – своеобразный тип сибирского «Стоячего» острога – крепости. Есть сведения, что в конце XVII в. Монастырь находился на военном положении, этим обусловлено наличие мощной крепостной стене со всеми боевыми укреплениями. Длина стен монастыря достигала почти 900 метров, ни один из 14 главных острогов Сибири не имел такой площади.
Монастырь включал в себя три церкви, жилые помещения, библиотеку, школу, хозяйственные постройки огороды и прочее. Как крупный центр православия в Бурятии монастырь монастырь просуществовал до начала XX в.В конце XVII – начале XVIII вв. около монастыря возникло небольшое село Троицк, основанное выходцами из России. « Жители сих мест занимаются хлебопашеством и рыболовством в реке Селенге, Байкал – море. Некоторые их них осенью производят в хребтах звериные промыслы. Многие же занимаются перевозкою в разные времена и места».
Так, самый ранний и самый крупный Троицко-Селенгинский монастырь, основанный в 1681 году имел уже к 30-м годам XVIII в. Около 1500 десятин земли. В 1723 году монастырь владел пятью деревнями ( Тимлюй, Хилоцкая слобода, Буй, Куналей, Елань.) Монастырю принадлежали большие земельные пространства на берегу Байкала, в низовьях реки Селенги и по её притокам.
В кабалу попадали переселенцы и новокрещенные из аборигенов. Особенно кабальные условия усилились в XVIII в., когда была разрешено поселять на монастырских землях для монастырской экономии и в интересах крестьян «гулящих и иных людей», которым миссионеры с целью избавления от бессемейной жизни покупали « мунгальских девок», обращали их православие, этих девок и баб давали в придачу « к денежной скотиной и хлебной ссуде». В результате такой колонизации на монастырских землях возник целый ряд селений: Троицкое, Тимлюйское, Твороговское, Телешево, Сидорове, Дворец, Буя, Елань, Кукуй.
Приход русских в Забайкалье и Прибайкалье явился поворотным моментом в истории коренного населения края. Появление русских не могло не вызвать значительные перемены в карте расселения коренного населения.
В процессе межэтнического общения между бурятами, тунгусами и русскими культурное влияние не было односторонним.
Заключение
Работая над данной темой, узнала много нового и интересного из истории своей малой Родины.
Поисковая работа позволила мне окунуться в замечательное прошлое моего родного края, ощутить в действительности связь времен и поколений при этом я испытываю гордость за своих предков, внесших неоценимый вклад в историю не только моей малой Родины, но и Бурятии и всей России.
Главный же вывод, к которому я пришла: даже маленькое село хранит в себе память: культурного и духовного наследия наших предков, более трёх веков, назад пришедших в далекое Забайкалье.
Два плуга
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Проказы старухи-зимы
Сказка "Морозко"