Проожить экологический маршрут - дело очень сложное, но интересное.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_abdullina_ekologicheskiy_marshrut.docx | 918.7 КБ |
Раздел 1 . Введение
Началось все с того, что выходя из школы или гуляя по парку, я замечал оставленные кем- то на снегу точки, черточки, запятые.
Интересные следы
На снегу я вижу.
Чтобы лучше рассмотреть,
Наклоняюсь ниже.
На снегу зверей письмо,
Прочитать не так легко,
Нужно постараться,
Чтобы разобраться.
Я поинтересовался у своих одноклассников и их родителей : знают ли они, как выглядят следы зверей и умеют ли их определять.(см. Приложение 1). Анализируя полученные ответы, можно сделать вывод: 70 % родителей и 80 % детей не знают, как выглядят следы животных и не умеют их определять.
Актуальность Проживая в больших промышленных городах, люди все меньше и меньше времени проводят на природе, порой не замечают уникальности окружающих их объектов.( см Приложение).
Гипотеза: если я научусь распознавать следы диких зверей, то смогу лучше понять экологию лесных животных.
Цель работы: разработать экологический маршрут « По следам зверей» и предложить его для посещения организованным группам.
Задачи:
1.Посетить музей ДЭБЦ и расспросить экскурсовода о животных , обитающих в нашей местности.
2. Научиться распознавать следы зверей и птиц, обитающих в окраинах нашего города. Познакомить с данной информацией одноклассников.
3.. Проложить маршрут по тем местам, где сосредоточено наибольшее количество следов различных животных.
4. Разместить данные об экологическом маршруте на сайте «Экологическая страна»https://eco.drofa-ventana.ru/
Объект исследования: лесной массив, следы зверей и птиц.
Предмет исследования: справочники.
Методы исследования:
анкетирование;
наблюдение;
метод опроса;
исследование;
фотографии, съемка.
поисковый метод.
Этапы реализации проекта:
№ | Этапы | Цель |
1 | Вводный | Постановка проблемы Формирование цели и задачей проекта Планирование деятельности по реализации проекта |
2 | Основной | Изучение информации Посещение музея Проведение занятия для одноклассников Разработка экологического маршрута Популяризация маршрута через Интернет |
3 | Итоговый | Оформление проекта, подготовка презентации |
Раздел 2. Основная часть.
2.1.Экскурсия в музей.
Работу над своим проектом я начал с посещения «Музея природы» в ДЭБЦ. Оказалось, в музее более 300 экспонатов. Это чучела птиц и зверей, живущих в Челябинской области. Так же я заглянул и в живой уголок. В результате экскурсии я подтвердил свои знания: в наших лесах водятся полевая мышь, куница, колонок, лиса, кабан, лось, косуля,, заяц, белка, норка, горностай и большое количество разных птиц.
2.2. Зимняя книга леса.
Зима – самый важный период для наблюдений за животными. Разработка экологического маршрута начинается с ознакомления с особенностями следов обитателей леса. Тот, кто не умеет читать следы, зимой ходит в лесу, как слепой. Для него полностью закрыта «белая книга» природы. Поэтому, мне пришлось изучить большое количество теоретического материала.
1. Заяц
Нередок в нашем лесу заяц. Ему принадлежат столь характерные следы, что их невозможно перепутать со следами других четвероногих лесных обитателей. У скачущего зайца - беляка отпечатываются лишь пальцы и передняя часть задней подошвы. У присевшего зверька подошва задних лап отпечатывается целиком, а между отпечатками подошв задних лап видны следы передних. Еще более короткие прыжки иногда делает тихо сошедший с лежки заяц. Он, как бы крадучись и прижимаясь к земле, почти ползком удаляется от лежки на несколько метров и уж затем срывается на длинные прыжки. При спокойном движении беляк средних размеров делает прыжки длиной 120–170 см (от переднего края одной группы следов до переднего края следующей группы отпечатков всех 4 лап), при этом длина каждой группы отпечатков 38–66 см.
Чуть более длинными прыжками заяц скачет, преодолевая большие расстояния. Испугавшись или уходя от преследования, он делает прыжки, превышающие таковые при спокойном передвижении почти вдвое. В таких случаях длина прыжков бывает около 220 см, а длина группы следов — 130–150 см
2. Лось.
Отличить следы лося от следов крупного рогатого скота и от следов оленей нетрудно по их большей величине, форме копыт. Копыта средних пальцев лося узкие, заостренные. Длина шага спокойно идущего лося, по данным различных авторов, от 50 до 120 см. Чаще всего он делает шаги 70–90 см. При движении рысью они удлиняются до 150–180 см. При галопе зверь совершает прыжки по 3 м и более. На медленном ходу ставит заднюю ногу почти точно в отпечаток передней, поэтому на следовой дорожке идущего лося большинство отпечатков сдвоенные, в той или иной мере крытые. Иногда задняя нога так точно попадает в передний отпечаток, что полностью крытый сдвоенный след легко принять за отпечаток одной ноги. Боковые (2-й и 5-й) пальцы-поноготки у лося хорошо развиты.
3. Белка
Беличий след легко узнать: четыре отпечатка - два впереди, два сзади, потом опять четыре отпечатка. Они неодинаковы: передние длинные, в виде полосок. Это отпечатки задних лап белки, они гораздо короче, но тоже некруглые. Белка, как и заяц, прыгая, выносит задние лапки вперёд. Но её прыжки короткие, поэтому отпечатки более крупных задних лап оказываются лишь немного впереди мелких передних. Обе передние лапки опускаются на одном уровне, носками чуть в стороны. Передняя лапка белки заметно мельче задней и имеет 4 довольно тонких пальца с недлинными (до 5 мм) когтями. На нижней поверхности лапки хорошо заметны выпуклые мозоли. Их можно увидеть на более четких отпечатках в виде 5 углублений. Задняя лапка крупнее и пятипалая, 1 -й (внутренний) палец заметно короче остальных. Зимой подошвы лапок сильнее обрастают шерстью. Размер отпечатка передней лапки около 4×2задней 6×3,5 см. По земле или по мелкому снегу белка передвигается легкими скачками, будто играет в чехарду.
При нормальном, неторопливом, ходе по земле или неглубокому снегу длина прыжков 66— 86 см. Длина группы отпечатков примерно 12 см, ширина следовой дорожки 11 см. По глубокому снегу белка скачет более короткими прыжками, длиной около 43 см. При этом все 4 отпечатка расположены значительно ближе друг к другу, и нередко отпечатки задних и передних ног сливаются. Ширина следовой дорожки в этом случае уменьшается до 8 см. И только на самых коротких прыжках, когда зверек что-то ищет в лесной подстилке или осторожно подскакивает к луже, чтобы напиться, отпечатки передних лап на следах могут оказаться чуть выше отпечатков задних.
4. Лиса
У лисиц на передней лапе 5 пальцев, но 1-й палец (он находится с внутренней стороны лапы) расположен высоко, и на следах его не видно. Отпечаток передней лапы лисицы выглядит несколько крупнее отпечатка задней за счет большей ширины. Размер отпечатков передних лап лисиц (6,5–7,5) х (4,6–5,7), а задних — (6,5–7,0) х (4,0–4,8) см. Расположенный сзади пальцев пястный мякиш («пятка») имеет вид перевернутого сердца. Спереди он сужен, книзу расширен. Причем его внешний нижний край как бы больше оттянут назад, что нередко помогает отличить правые отпечатки от левых. Задний край этого мякиша заметно вогнут. Задняя лапа тоже оставляет четырехпалый отпечаток. По сравнению с передним он выглядит более узким и стройным. Плюсневой мякиш задней лапы сзади более округл и не имеет серповидной выемки. Боковые пальцы обычно чуть более сдвинуты назад, чем на передних лапах. Когти обычно чуть короче, чем на передних лапах.
Мелкий шаг. Часто применяется в поисковом движении. При этом аллюре задняя лапа, попадая в отпечаток передней, закрывает его не полностью. Нижний след оказывается недокрыт примерно на треть. Длина шага около 31 см и меньше.
Мелкая рысь — наиболее обычный ход лисицы, при этом задние лапы точно попадают в следы передних и получается крытый след — зверь будто идет по ниточке. Отпечатки тянутся ровной цепочкой, лишь едва смещая центры правых отпечатков вправо от средней линии, а левых влево. Длина шагов 20–40 см, чаще около 30 см.
Двигаясь крупной рысью, лисица оставляет через длинные интервалы парные отпечатки: отпечатки задних лап чуть спереди, отпечатки передних чуть сбоку и сзади. При этом у разных животных или в разное время следы задних лап могут располагаться либо с одной, либо с другой стороны. Длина шагов 42–53 см.
5. Полевки
Серые полевки - обычнейшие грызуны полей и лугов - тяжелее и менее подвижны, чем мыши. Их след при кормежке редко уходит от норки дальше 8- 10 м. Часто они бегают, а не скачут и оставляют два сплошных ряда отпечатков. Если же скачут, то следы лапок ложатся попарно, и весь путь напоминает ход небольшой ласки. Никогда группа отпечатков их лап не имеет формы трапеции - лучший признак отличия следов серых полевок от следов мышей. Другое дело - рыжие лесные полевки. Они очень подвижны, нередко уходят на кормежку за несколько сотен метров от норы. След их напоминает мышиный. Но прыжки у них короче, чем у мышей (обычно 10 - 20 см).
6. Кабаны
Кабан — крупное тяжелое животное, и отпечатки его ног бывают хорошо заметны не только на снегу, но и на более-менее рыхлой почве. От следов других копытных отпечатки ног кабана обычно отличаются довольно легко. Даже на медленном ходу зверя на грунте остаются не только следы копыт 2 средних пальцев (3-го и 4-го), но и боковых пальцев-пасынков. Размеры копыт для кабанов разных возрастов: у 10-дневных поросят переднее копыто 2,2×2,1, заднее — 1,8 х1,6 см, у годовалого подсвинка — соответственно 5,5×4 и 5,2×4 см, а у 3,5-летнего кабана— 9×7 и 8хб,2 см.
У самца след более широк и значительно притуплён спереди. Кабан довольно коротконог, поэтому его шаги заметно короче. Шаг взрослого зверя от 45 до 62 см. На галопе зверь движется скачками, делая прыжки по 1,5–2 м. Помимо отпечатков ног, он оставляет немало и других следов своей деятельности
.
7. Куница
След куницы на снегу узнается легко. Сам зверь не больше мелкой кошки, всего-то до 1,5 кг, но его широкие пятипалые лапы оставляют крупные отпечатки. Длина каждого отпечатка от 6 до 8, ширина — 4–6 см, отпечатки задних лап чуть длиннее. Зимой подошвы зверька сильно опушены, поэтому часто детали лапки и очертания пальцев просматриваются на следах плохо. Иногда видишь просто две овальные ямки, поставленные близко друг к другу. Затем через широкий интервал другая пара ямок и т.д. Чаще всего куница ходит двухчеткой, когда отпечатки задней и передней пары сливаются, попадая один в другой.
Несколько реже можно встретить трехчетку, при которой одна из задних лап несколько недоступает или переступает след передней. На четырехчетку куница переходит, когда ей приходится убегать от кого-то или за кем-то гнаться.
Раздел3. Практическая часть.
3.1 Занятие с одноклассниками.
26 января для своих одноклассников я провел занятие, на котором они познакомились со следами зверей. Затем мы вышли на площадку возле школы. Игра «Угадай, кто я?» прошла очень весело. Мои друзья угадывали животное по его следам, искали другие следы. ( см. Приложение 2 )Мы были настоящими следопытами! Всем ребятам очень понравилась эта познавательная прогулка.
3.2 Прокладываем экологический маршрут.
Родители моих одноклассников в анкетах ответили, что с удовольствием бы пошли вместе с детьми на прогулку в лес.( см. Приложение)Только куда идти? Где понаблюдать за жизнью зверей? Никто не знает! Чтобы ответить на эти вопросы, 29 января 2018г нами был проложен экологический маршрут (см Приложение 3 ). Экологическая тропа «По следам зверей» – специально разработанный экскурсионный пешеходный маршрут, созданный для ознакомления с животным миром нашего края, учитывающий задачи экологического образования и природоохранной пропаганды.Она проложена на территориилесного хозяйства «Динамо»(см. Приложение 4).Этот район был выбран не случайно, так как лесничество было создано много лет назад для защиты животных. Тропа представляет интерес в биологическом и экологическом отношении благодаря разнообразию животного мира.
Дата прохождения маршрута | 28.01.2018 |
Начало маршрута | Россия, Челябинская область, Кунашакский район |
Конец маршрута | Россия, Челябинская область, Кунашакский район |
Протяженность маршрута | 3 км |
Время в пути | 1 ч |
Краткое описание маршрута | Начало маршрута 2км от поселка Метлино.С трассы сворачиваем налево. Идем по наезженной машинами дороге. В конце маршрута - место для привала ( скамейки со столиком). |
Состояние маршрута | Хорошее |
Описание растительного мира | Береза, Ива, Сосна, Пихта, Ель европейская, Лиственица , Ольха, Черёмуха |
Описание животного мира | Норка, Горностай, Лось, Лиса, Заяц русак, Белка, Синица, Большой пестрый дятел, Глухарь, Кабан, Рябчик, Куница, Косуля, Тетерев, Свиристель, Мышь полевая, Воробей домовой |
Несмотря на то, что перед походом в лес мы старательно изучали следы зверей, в этот день мы попросили егеря местного лесничества стать нашим консультантом. Нам просто повезло! В этот день он проводил зимний учет зверей. Так что можно сказать, что мы стали участниками научного наблюдения! Егерь вел свои записи в планшете, а мы все следы фотографировали. Мы удивились тому, что весь лес был "исписан" точками, запятыми, строчками...Здесь лесная жизнь просто бурлит! Вот мышиная тропка ровной строчкой идет. А рядом следы лисы- плутовки, мышкует значит. Тут зайка оставил после себя в мягком снегу внушительные ямки. Скорее всего, неторопливо перебегал в поисках сладких веточек. Лосей на этом участке немного, поэтому увидеть след лося - большая удача! Егерь сделал у себя на участке для лосей кормушку с солончаком. Ждет гостей. А вот косулей здесь много. А это что? Знакомый след. Да это же собака преследовала добычу! Это нашего сопровождающего насторожило.В обязанности лесничего входит защита животных от браконьеров. Живут в этих местах несколько кабаньих семейств. Широкой полоской разрыхлили снежное покрывало. А здесь они, видимо, заночевали. Весь снег примят. Как интересно было учиться читать снежную книгу следов! Вот и конечная точка маршрута . На месте остановки - стол со скамеечками. Эту стоянку своими руками сделал наш попутчик -хозяин леса. Хорошо после прогулки попить горячего чая. Наше путешествие закончилось. Обязательно расскажем о нем своим одноклассникам и их родителям. Советуем и вам побывать в этом удивительном месте, которое мы назвали "Зимовье зверей".
3.3 Популяризация экологического маршрута.
Корпорация «Российский учебник» и Русское географическое общество в 2017 году – году экологии организовали совместный образовательный проект для школьников «Страна экологическая». Проект представляет собой энциклопедию растительного и животного мира, созданную силами обучающихся. Мы тоже решили рассказать всем жителям России о природе нашего края. На станицах проекта мы разместили описание нашего маршрута, нанесли точку на интерактивной карте экомаршрутов. Об участии в проекте я получил сертификат ( см. Приложение).
Раздел 4. Заключение
После проделанной работы я понял, что овладеть искусством читать следы может каждый из нас. Но для этого потребуется терпение, настойчивость в достижении поставленной цели. Надо больше читать литературы, больше бывать на природе, всегда и всюду быть наблюдательным . Проложенный нами экологический маршрут позволит расширить элементарные сведения школьников об объектах, процессах и явлениях окружающей природы, научить их культуре поведения в природе и конечно же, хорошо отдохнуть на свежем воздухе. Проделанная мной работа была интересна и плодотворна.
Раздел 5 Литература
2. http://animalkingdom.su
Сладость для сердца
Как я избавился от обидчивости
Муравьиная кухня
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью