Цель проекта: исследовать страницы истории школы, подробнее узнать о детских, юношеских организациях в школе за её 70-летнюю историю.
Задачи:
Проектным продуктом будут оформленный тематический стенд.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2018_goda.doc | 81.5 КБ |
istoriya_detsko-yunosheskih_organizatsiy.ppt | 2.26 МБ |
ВВЕДЕНИЕ
Продолжая заниматься краеведением, изучая историю своей малой родины, этот год я решил посвятить изучению истории детских, юношеских организаций Васьковской школы.
Цель проекта: исследовать страницы истории школы, подробнее узнать о детских, юношеских организациях в школе за её 70-летнюю историю.
Задачи:
Проектным продуктом будут оформленный тематический стенд.
Мой проект информационно-исследовательский, среднесрочный, так как рассчитан на 1 год. Планирование работы над проектом включало следующие этапы:
дата-время | вид деятельности |
октябрь 2017 | определение темы проекта, проблемы, постановка цели, задач проекта |
ноябрь-декабрь | сбор информации, фотографий, исследование Дневников и альбомов с фотографиями |
январь-февраль 2018 | написание отчета по работе, изготовление продукта (стенды) |
март | подготовка к защите |
апрель | защита проекта |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Октябрятская организация.
Самыми младшими были Октябрята.
Октябрята – прилежные ребята, хорошо учатся, любят школу, уважают старших.
А так ли это? – давайте узнаем.
В наши руки попал альбом Октябрятской группы 1973-1974 года. Из этого альбома я узнал много интересного об октябрятах.
Учебный год начинался традиционно с субботника. Будущие пионеры принимали активное участие в субботниках. Вместе с родителями на субботник вышли все ребята. Октябрята принимали участие в посадке деревьев, разрабатывали торф на пришкольном участке.
«Старт путешествия в страну Пионерия» - под таким название прошла школьная линейка. В этот день октябрята нашей школы собирались на линейку. Первоклассникам было дано задание начать подготовку к вступлению в октябрята. Группе 2-го класса было поручено готовиться и путешествовать на поезде «Звёздочка». Третьеклассники получили первый приказ о путешествии по стране пионерии. Ребята должны узнать о первых пионерских отрядах, о торжественном обещании первых пионеров, разучить песню первых пионеров «Баклажечка», прочитать книги о делах первых пионеров, встретиться с пионерами 20-30 годов. На линейке присутствовали вожатые октябрятских звёздочек. Пионеры подарили третьеклассникам альбомы и каждой звёздочке вручили задание. Путешествия по стране Пионерии, октябрята прибыли на Озеро пионерской песни. Вместе с шестиклассниками они рассказывали о создании первых пионерских песен, о том, что эти песни до сих пор являются любимыми у всех поколений пионеров. Это песни «Взвейтесь кострами», «Баклажечка», «Картошка» и другие. После этого октябрятская группа и пионерский отряд собрались на свой сбор. Лучшим октябрятам была дана рекомендация вступления в пионеры и звезда Тимура – верный признак знания истории пионерской организации. Затем, в день Рождения Ленина октябрятам третьего класса были повязаны галстуки, вручен отрядный флаг.
Оказывается, этот учебный год был юбилейным для А. П. Гайдара. Ему исполнялось 70 лет. Октябрята любили читать его произведения. Именно поэтому, в школе был проведён парад октябрятских войск, ребятам поручили выучить песню, речёвку. В заключение парада всем октябрятам за активность и хорошую подготовку были вручены медали-сувениры.
К дню Красной Армии октябрята приветствовали воинов Советской Армии. В этот день председатель дружины докладывал начальнику штаба игры «Зарницы» о готовности отрядов к параду октябрятских войск и строевому смотру. После, была проведена игра «Зарница». Октябрята были выброшены в качестве «десанта». С поставленной задачей все справились хорошо.
С 16 по 22 апреля была проведена неделя октябрят. Сначала во всех октябрятских группах проводили беседы о В. И. Ленине. Все ребята внимательно слушали вожатых, а затем рассказывали всё, что они знают о детских годах Владимира Ильича. Второй день был посвящён играм. Ребята активно играли, писали. Все остались довольны.
В День труда юные труженики приняли активное участие в сборе макулатуры и были награждены почётной грамотой за 1 место. А также был вымыт класс. Вместе с родителями октябрята собрали много макулатуры и тем самым принесли огромную пользу государству.
Ну и конечно октябрята любили художественную самодеятельность. Они провели концерт для родителей. Приняли участие в районном смотре художественной самодеятельности.
Об октябрятах писала газета Ленинский завет, юнкором которой была Вера Конырева.
Теперь мы знаем – октябрята – прилежные ребята.
2. Пионерская организация.
Следующий ступенькой в жизни Октябрят была Пионерия. В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Приём осуществлялся на добровольной основе.
Учебный год начинался с организационной работы. Первым делом пионеры оформляли пионерскую комнату: горн, барабан, знамя, газета. Подшивали газету «Пионерская правда» и вывешивали её. Каждая дружина вела свой дневник. И поэтому, в начале года, пионеры занимались его оформлением. На первом сборе было принято пионерское слово и пионерское дело. На нём было интересно, пионеры сравнивали что было раньше в пионерии, а что появилось сейчас. После пионеры сделали генеральную уборку кабинета. Оббили ватой и заклеили окна, помыли парты, доску, полили все цветы, а потом чисто вымыли пол.
Первым мероприятием стала Всесоюзная радиолинейка. В этот день много лет назад В. И. Ленин обратился к молодёжи и поставил перед ней главные задачи: ка жить, как работать, как учиться коммунизму. Вся дружина замерла в строю. Вносится знамя пионерской дружины. Пионеры слушают Москву, выступление председателя Центрального совета Всесоюзной пионерской организации. На линейке идёт разговор о том, что 23 января 1974 года мы будем отмечать 50-летие со дня присвоения имени Ленина пионерской организации. Председатели советов выдали отрядам трудовые листы, где указан объект работы.
После уроков все пионеры и октябрята вышли на традиционный субботник. Хочу заметить, что пионеры выполняли очень много общественно-полезной работы. Например, на субботнике с девизом: «радость людям» пионеры вместе с родителями вышли на посадку деревьев. Много деревьев появилось у школы. Все работали с огоньком. Также пионеры собирали макулатуру и даже шишки. Мероприятие по сбору шишек получило название «операция шишка». Закипела работа в отрядах. Всего сдали еловых шишек 312 кг! Субботник по сбору макулатуры был назван «Миллион - Родине». Было сдано 1300 кг макулатуры! Интересно то, что пионер Павлова Ира принесла 149 кг макулатуры. Скорее
всего это потому, что раньше выписывали газеты. А на субботнике по сбору металлолома было собрано три с половиной тонны лома! По-моему, это просто не мыслимые цифры.
Ребята несколько раз ездили в колхоз на уборку картофеля. Почти все поработали хорошо, но были и те, которым не лень было кинуть картошку в соседа.
В дружине была объявлена Гайдаровская неделя. Каждый отряд получил задание. Четвёртые и шестые классы получили задание построить горки для малышей. Третий класс привёл в порядок детскую площадку. Пятиклассники отремонтировали игрушки в детском саду, а седьмой класс расчистил каток.
После этого прошёл Всесоюзный пионерский сбор. Вся пионерия отмечала 50-летие со дня присвоения имени Ленина пионерской организации. На сборе шёл разговор о том, как каждый пионер живёт по заветам Ленина, как выполняет торжественное обещание пионера. Пионеры отличились перед партийной и комсомольской организациями своей работой. После, они пели свои любимые песни. В конце все выстроились на линейку и слушали передачу из Москвы.
Далее по плану следовала игра по станциям «Салют, пионерия»! Она была посвящена 50-летию пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина. Игра началась линейкой. Каждый отряд получил маршрутные листы. Отряды побывали на следующих станциях: «мир знаний», где рассказывали о справочной литературе, библиотеках, журналах. На станции «В мир прекрасного» ребята познакомились с выдающимися произведениями искусства. На станции «На политической волне» ребята рассказывали о событиях в мире, о детских организациях зарубежных стран, работали с картой. Станция «У костра», где пионеры пели песни шагали под речёвку, выполняли строевые приёмы. На станции «Летопись пионерской организации было рассказано о важных пионерских события пионерского календаря.
Не забывали и о не так давно завершившейся Великой Отечественной войне. В школе провели День памяти юных героев. В гостях были пионерские работники района, войны нашего соединения. Все говорили о подвигах юных героев. Потом в отряд юнармейцев были приняты пионеры четвёртого класса. Школьному музею было вручено на хранение знамя и грамоты нашего соединения.
23 февраля была проведена «Зарница». По сигналу зелёной ракеты началась наша любимая военно-спортивная игра. В этой игре было несколько этапов: марш-бросок на лыжах; минное поле; разжигание костра; воздушный десант; ловушка. Наиболее активными были и лучше всех справились с задачей юнармейские отряды четвёртых и шестых классов. И даже проводили районный этап «Зарницы». По итогам, честь школы защищал отряд шестого класса. Районная игра была проведена в марте на территории нашего посёлка. Перед игрой войны-шефы проводили занятия по всем специальностям. Был проведён парад войск, где наши ребята были первыми. После парада, по сигналу ракеты началась военно-спортивная игра. Этапов было много: дымовая завеса, стрельба, мышеловка и многое другое. Игра прошла отлично! В игре победил юнармейский отряд из Лявли.
Вот и подошёл конец учебного года. Была проведена линейка, посвящённая Дню рождения пионерской организации. Подвели итоги работы за год. Правофланговым отрядам вручили памятные ленты ЦК ВЛКСМ. Лучших пионеров дружины наградили почётными грамотами.
Завершающим мероприятие стал Районный слёт правофланговых отрядов, посвящённый итогам марша «Всегда готов»! Его провели в Катунино. Нашу дружину представляли два отряда: четвёртого и шестого класса. Хочется заметить, что во всех районных мероприятиях нашу школу представляли именно отряды этих классов. Видимо они были самыми активными пионерами. На знамя дружины была прикреплена лента ЦК ВЛКСМ, Дружине – победителю марша «Всегда готов»! С поздравлением к участникам слёта обратился заведующий РОНО Сухопаров С. П. Он пожелал юным ленинцам успехов в их главном труде – учёбе. Поздравляли ребят все гости слёта, почётные пионеры правофланговых дружин нашего района.
Все ребята вышли на последний субботник. Девочки вымыли классы: чисто помыли парты, подоконники, полили цветы, хорошо вымыли панели и полы. А мальчики приняли участие в уборке территории вокруг школы и сборе металлолома.
О наших ребятах даже писала газета «Ленинский завет». Юнкором нашей школы была Вера Конырева. Вот такой, активной и, временами, общественно-полезной работой жили пионеры.
3. Комсомольская организация.
Следующим этапом был Комсомол. Комсомол – это сокращение от Коммунистический союз молодёжи. Полное наименование – молодёжная организация Коммунистической партии Советского Союза. В наши руки попал дневник комсомольской организации 1980-1981 года.
Хочется заметить, что вступить в Комсомол было не так просто. Комсомольцами становились с 14 лет. Приём проводили индивидуально. Для подачи заявление нужна была рекомендация коммуниста или 2 комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя достойной фигурой.
Учебный год старшие ребята начинали с субботника. Субботник посвящался 60-летию комсомола Севера. Все комсомолия севера своими трудовыми делами отмечала свой юбилей. И наша комсомольская организации провела субботник по сбору веточного корма. Субботник начался с построения около школы. Ответственные за трудовой сектор по классам рапортовали о готовности ребят приступить к выполнению задания. Норма для каждого комсомольца составляла 10 веников. На субботник вышли не только комсомольцы. Это был общешкольный трудовой праздник. Даже погода словно понимала торжественность события. Яркое солнце, нарядный осенний лес, свежий воздух помогали работать, бодрили и снимали усталость. На следующий день комсомольцы с гордостью рапортовали: «Задание выполнено»!
Далее последовал сбор металлолома. Комсомольцы нашей школы приняли активное участие в общешкольной операции. Проводить эту операцию ежегодно в сентябре стало своеобразной традицией. Вот и в этот раз, после построения школа превратилась в муравейник. Росли на глазах горы лома, и уже трудно было определить победителя, а ребята всё ещё носили старое железо. Все потрудились хорошо!
Речи Ленина на третьем съезде комсомола исполнялось 60 лет. Именно в честь этого события была проведена юбилейная Всесоюзная радиолинейка. И хотя линейка была пионерской, это был праздник и для комсомола. Ведь «Задачи союзов молодёжи» — это программа жизни для каждого члена ВЛКСМ. В этот день комсомольцы провели в первых – третьих классах беседы о работе нашей школьной комсомольской организации и о том, как весь советский народ готовится к 26 съезду КПСС.
Пионеры, комсомольцы и октябрята занимались самовоспитанием. Неделя была названа «Неделя культуры». Интересно был организован и проведён конкурс этики. Старшеклассники вспомнили многие правила поведения в общественных местах, в обращении друг с другом. В конце недели была проведена политинформация на тему «Быт молодёжи за рубежом». Политинформаторы рассказали о молодёжных организация, течениях. Были подведены итоги недели, и выпущена газета «Поговори о себе». Политинформацию проводили и сами комсомольцы. Они проводили беседы, лекции в пионерских классах на современные политические темы.
Под звуки песни лучшие комсомольцы, победители соревнований в честь наступающего 26 съезда КПСС вносят комсомольское знамя. Начинается собрание. Славный путь прошёл комсомол за 62 года. Вновь вступившие в комсомол получают конверты с первыми комсомольскими поручениями. Поздравить всех пришли пионеры, коммунисты, родители и шефы. В конце дня взволнованные все разошлись по домам.
В честь этого же события состоялось общешкольное комсомольское собрание. На нём рассказывали о прошедших мероприятиях. Были отмечены как успехи в работе, так и недостатки. Собрание заслушало по одному комсомольцу из класса, которые отчитались за выполнение личных комплексных планов.
Хочу заметить, что комсомольцы часто собирались на собрания, где разговаривали на актуальные темы. Так комсомольцы собрались вновь на собрание, которое было посвящено миру народов.
Борьба за мир – вот главный вопрос этой встречи. Выступали школьные политические обозреватели. Ребята подготовили политические плакаты, звучала музыка. Они пели политические песни.
После собраний была объявлена неделя «Науки и техники». Комсомольцы выпустили газету «Наука сегодня», провели беседу «Физика сегодня». А также, у них прошла защита проектов. Ребята сделали подделки и дерева и меха. После этого состоялась встреча с людьми разных профессий. Думаю, комсомольцы были рады, так как им скоро нужно было делать свой выбор профессии.
Как я уже говорил, комсомольцы часто собирались на собрания. Я думаю они часто любили собираться потому, что это были учащиеся старших классов. У каждого формировалось собственное мнение о жизни, и каждый хотел этим мнением поделиться. Итак, после маленькой передышки состоялись ещё несколько сборов.
Были подведены итоги общественно-политической аттестации. Комсомольцы вели сбор металлического лома и макулатуры, шефствовали над детским садиком, выступали на концертах для жителей посёлка, работали в теплице. И это далеко не весь перечень полезных дел ребят. Комсомольцы изучали работы Ленина, Маркса. По классам прошла общественно-политическая аттестация молодёжи. Все комсомольцы сдали «Ленинский зачёт».
Наконец 26 съезд КПСС состоялся. Весь учебный год комсомольцы ждали этого события. Было проведено собрание, которое получило название «Решения 26 съезда – в жизнь». С докладом выступила секретарь учительской комиссии. Рассказывали о делах комсомола. Много дел у комсомольцев, но партия ставит перед молодёжью новые задачи. Лучшие комсомольцы возглавляли работу.
Уже весной состоялся коммунистический субботник. В нём приняло участие 180 человек. Мальчики отремонтировали 16 стульев, заготовили поленья для оборудования кабинета географии. А девочки работали в детском садике, в теплице и сделали косметический ремонт.
Наступал День Победы. В честь этого события была объявлена неделя памяти. Неделю открыли устным журналом «Край родной мой», который подготовил десятый класс. У малышей в тот же день прошла беседа «Великая Отечественная война в живописи». Комсомольцы приняли участие в конкурсе рисунков о Великой Отечественной войне. Так же был проведён конкурс стихов. Состоялась памятная встреча с героем войны Савченко. Все приветствовали гостя песнями и стихами. Во время беседы ребята много узнали о его жизни.
Большую военно-патриотическую работу вёл Музей Боевой Славы под руководством Батовой М.И. Штаб «Поиск» переписывался с ветеранами Гомельского соединения. Ветераны откликались на просьбы комсомольцев. Также, в этом учебном году комсомольцы отмечали 10 лет со дня присвоения дружине имени соединения. Штаб работал в тесном сотрудничестве с воинами. Все комсомольцы приняли участие в операции «Фронтовое письмо». На их просьбу откликнулась Проскурина М. П. Она прислала письма мужа – ветерана нашего соединения. А комсомольцы в ответ ветеранам послали банки с клюквой. Штаб «Поиск» оформил стенд «Годы фронтовые по фотографиям фронтовых лет». Музей был отмечен грамотами ВСЮТ, обществом охраны памятников, а работа штаба была отмечена ПРК ВЛКСМ.
40-летию Победе посвятили месячник военно-патриотической работы. Была проведена неделя юного героя-антифашиста, которая включала в себя такие мероприятия как: радиопередача, выставка политического плаката, конкурс песни, ярмарку солидарности, митинг, линейку и стрелковые соревнования.
Далее, была объявлена неделя труда. Ребята собрали 1480 кг макулатуры. Посадили 16 саженцев, заложили географическую площадку. Комитет комсомола выпустил газету «Трудовые будни».
Вот так начавшийся трудовыми делами и закончившийся ими прошёл учебный год в комсомольской дружине.
Да, много полезного делали комсомольцы.
Организация «Форвард»
После распада Советского Союза и деидеологизации системы образования, стали уходить в прошлое детские организации советской эпохи. Некоторое время, в 90-е годы, их место ничего не занимало, наблюдались лишь традиционные школьные воспитательные мероприятия.
Теперь мне бы хотелось рассказать об организации нашего времени. Данная организация существует по сей день. И мы являемся её членами.
9-10 октября 2001 года ребята из разных уголков Архангельской области встретились на слёте, чтобы заявить о себе и найти единомышленников в создании молодежной организации. Васьковскую школу на слёте представляли Осердцов Андрей, Чежина Аня, Жмакина Оксана, Нимец Иван, Стаховская Марина, Кулиева Майя, Серебренникова Татьяна Петровна.
Результатом слёта стало образование Областной общественной детско-юношеской организации «Содружество Детей Беломорья».
В 2000 – 2001 учебном году в нашей школе Совет старшеклассников начал решать проблему создания школьной организации, отвечающей интересам детей, новым условиям жизни. Придумали название – ФОРВАРД (федерация очень разных Васьковских активных ребят и девчат). Также придумали девиз и гимн.
«Форвард» - это уже следующий этап истории детских организаций нашей школы. Полный отказ от советской идеологии привел к развалу пионерской, октябрятской, комсомольской организаций в школе. Некоторое время в школе отсутствовала вообще системная воспитательная работа, проводились лишь разовые традиционные мероприятия.
Истории «Форварда» будет посвящена следующая проектно-исследовательская работа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая историю детских, юношеских организаций школы по сохранившимся в школе архивам и остаткам бывшего школьного музея, мы узнали много нового и интересного!
Более 40 лет истории нашей школы приходится на советский период, для которого характерны идеологизация духовной жизни, в том числе системы образования. В школе на протяжении этого периода действовали такие детские и юношеские организации, как октябрята, пионеры, комсомольцы. После развала Советского Союза и отказа от коммунистической идеологии, эти организации повсеместно исчезли.
Оказывается, ученики выполняли очень много общественно – полезной работы. А не просто развлекались и играли. Приучались к труду с самого детства. Об этом свидетельствует большое количество субботников. Но и без развлечений никак. По моему мнению самым интересным развлечением была «Зарница».
На наш взгляд, цель работы выполнена: мы изучили сохранившиеся документы бывшего школьного музея и архива школы, собрали материал для тематического стенда и оформили его.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1) Дневник пионерской дружины им. Ленина (1962-1970 гг.)
2) Дневник пионерской дружины им. Ленина (1973-1974 гг.)
3) Дневник октябрятской группы «Дружная семейка» (1973-1974 гг.)
4) Дневник пионерской дружины им. Краснознамённого Гомельского соединения (1976-1977 гг.)
5) Дневник Комсомольской организации Васьковской средней школы (1980-1981 гг.)
6) Дневник Васьковской средней школы (1984-1985 гг.)
7) Отрядный дневник им. Черткова А.А в 2-х частях (1986 г.)
8) Фотодокументы школьного архива.
Слайд 1
Проект по теме: История Детско-юношеских организаций Васьковской школы Выполнил: Данилов Александр, ученик 9 класса Руководитель: Соколова О.И., учитель истории п. Васьково 2018 годСлайд 2
Цель проекта: Исследовать историю детско-юношеских организаций в школе.
Слайд 3
Задачи проекта: Изучить сохранившееся документы бывшего школьного музея и школьного архива (рукописные альбомы, фотографии) Собрать материал для тематического стенда «История детско-юношеских организаций нашей школы», Оформить тематический стенд
Слайд 4
Октябрята
Слайд 5
Октябрята
Слайд 6
Октябрята
Слайд 7
Октябрята
Слайд 8
Октябрята
Слайд 9
Октябрята
Слайд 10
Пионеры
Слайд 11
Пионеры
Слайд 12
Пионеры
Слайд 13
Пионеры
Слайд 14
Пионеры
Слайд 15
Пионеры
Слайд 16
Пионеры
Слайд 17
Комсомольцы
Слайд 18
Комсомольцы
Слайд 19
Комсомольцы
Слайд 20
Комсомольцы
Слайд 21
Источники информации: 1) Дневник пионерской дружины им. Ленина (1962-1970 гг.) 2) Дневник пионерской дружины им. Ленина (1973-1974 гг.) 3) Дневник октябрятской группы «Дружная семейка» (1973-1974 гг.) 4) Дневник пионерской дружины им. Краснознамённого Гомельского соединения (1976-1977 гг.) 5) Дневник Комсомольской организации Васьковской средней школы (1980-1981 гг.) 7) Отрядный дневник им. Черткова А.А в 2-х частях (1986 г.) 8) Фотодокументы школьного архива.
Иван Васильевич меняет профессию
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Мост Леонардо
Чайковский П.И. "Детский альбом"
"Разделите так, как делили работу..."