Исследовательская работа ученика 1 класса на НПК
Вложение | Размер |
---|---|
takie_raznye_dozhdi.doc | 74 КБ |
ОКРУЖНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЮЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕКЦИЯ “Окружающий мир”
Такие разные дожди
Автор: Семёнов Илья Васильевич
учащийся 1 класса
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа
пос. Шумовский
муниципального района Большечерниговский Самарской области
Научный руководитель: Власова Светлана Юрьевна, высшая категория, учитель начальных классов
2018 г.
Содержание
I. Введение……………………………………………….
II. Основная часть
2.1. Что такое дождь……………………………………..
2.2. Как образуется дождь……………………………….
2.3. Почему идет дождь………………………………….
2.4 Лаборатория Капельки
2.5. Какие бывают дожди………………………………..
2.6. Приметы дождя ………………………………….
2.7. Интересные факты о дожде ……………………………………..
2.8. Дождь полезный и вредный……………….…….…
III. Заключение
IV. Библиографический список ……………………………………
Попробуйте отгадать эти загадки, и вы узнаете, о чём я хочу Вам рассказать.
1. Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает?
2.Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
Многие из вас, наверное, догадались, о чём пойдёт речь.
Верно, о дожде.
Помню, когда я ходил в детский сад, очень любил бегать по лужам во время дождя. Мы с друзьями напевали при этом песенки:
Дождик, дождик, длинноножка!
Погуляй со мной немножко!
или
Дождик, дождик,
Лей сильней!
Никого ты не жалей!
Я часто задумываюсь, почему идёт дождь, как он образуется и зачем нужен. А Вы? Недавно я посмотрел мультфильм «Земляничный дождик».
(Приложение : рисунок 1)
«Земляничный дождик и другие сказки маленького Лисёнка» написал Игорь Фарбаржевич. …Над Сказочным Лесом остановились веселые тучки, а из каждой свисал к земле тонкий серебряный шнур. Лисёнок дёрнул за одну верёвочку, и на землю пролился земляничный дождь. А Ворона дёрнула за другую, и вместе с земляничным пошёл сырный. А когда Заяц дёрнул за третью – застучал морковный. Серебряные нити то и дело натягивались, и на Большую Поляну всё летели и летели вкусные дожди. Пришёл Ёжик. Ему тучка подарила грибной дождик. Тучки звонили, как бубенцы, а друзья прыгали по траве и угощали друг друга…
Мне стало интересно узнать более подробно, откуда берется дождь и какие бывают дожди.
Гипотеза: дожди бывают разные.
Цель исследования: образование дождя ,изучение его пользы и вреда.
Задачи исследования:
- прочитать научно – познавательную и энциклопедическую литературу о дожде и сделать анализ;
- пронаблюдать образование дождя;
- сделать выводы.
Методы исследования:
- анализ литературы; изучение различных источников; работа с фотоматериалами и документами; подбор текстов; работа в сети Интернет.
- наблюдение и сравнение;
- консультация с руководителем.
Значимость проекта:
Этот материал можно использовать на уроках окружающего мира, во внеурочной деятельности младших школьников, а также для выступления на научно-практических конференциях для учащихся начальной школы
II. Основная часть
2.1. Что такое дождь.
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова:
Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель.
Большой Энциклопедический словарь:
Дождь – жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6-7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки называются моросью
2.2. Как образуется дождь
Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже. Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, туда, куда увлекают её за собой тёплые потоки воздуха. Так происходит испарение.
Легкий водяной пар поднимается все выше от нагретой солнцем земли, забирается он высоко, туда, где постоянно, даже в самый жаркий летний день, очень холодно, как зимой.
Пар теплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды. Так происходит конденсация. Капельки легонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе, парят и все время перемещаются, потому что их подталкивают все новые и новые потоки теплого воздуха, поднимающиеся с земли.
Теплый воздух подбрасывает капельки еще выше, холодный тащит их вниз; так они и летают, крохотные «путешественники», то вверх, то вниз; они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее. Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако.
2.3. Почему идёт дождь.
Пока капельки воды маленькие, они лёгкие и парят в воздухе. Но встречаясь, они сливаются, образуя всё более крупные капли, которые уже не могут держаться в воздухе. Вот они и проливаются на землю дождём. Происходит круговорот воды в природе.
(Приложение :рисунок 2)
2.4. Лаборатория Капельки
Опыт 1
Испарение
Испарение – это свойство воды и процесс, когда вода превращается из жидкого состояния в пар.
Цель опыта: узнать, за сколько дней вода испарится.
Возьмём стакан с водой и тарелку. Нальём воду в тарелку и понаблюдаем за процессом испарения воды. Данные занесём в таблицу
День 1 | День2 | День3 | День4 | День5 | День6 | День7 | День8 | День9 |
Вывод: вода испарилась за 6 дней
(Приложение : фото 1,2)
Опыт 2
Делаем облако
Нальём в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положим на противень несколько кубиков льда и поставим его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. (Приложение :рисунок 3)
Вывод: Я наблюдал процесс конденсации
Опыт 3
Мама предложила мне дома понаблюдать за кипящей в кастрюле водой. Поднятая крышка сначала запотела. Затем маленькие капельки стали собираться в большие и скатываться вниз. Мама объяснила:
- Охлаждаясь, водяной пар превращается в капли воды.
(Приложение : фото 3)
Вывод: Я наблюдал процесс конденсации
Опыт 4
Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
Представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.
(Приложение : фото 4,5)
Вывод: Я узнал, почему идёт дождь
2.5. Какие бывают дожди
Я выяснил, дождь - это атмосферные осадки, которые выпадают в виде капель, причём капли бывают разных размеров и зависят от видов дождя.
Дождь бывает:
- простой,
- грибной дождь,
- градный дождь (дождь с градом),
- грозный дождь (дождь с грозой),
- затяжной (обложной) дождь,
- косой дождь,
- купальный (окатный) дождь,
- ливень (проливень),
- моросящий дождь (изморось),
- полосовой дождь (идущий полосами),
- слепой дождь,
- снежный дождь (дождь со снегом),
- кислотный дождь
2.6. Приметы дождя
Я читал, что дождь можно узнавать по приметам. Вот эти приметы подскажут вам, когда будет дождь.
* Большие дождевые пузыри - к дождям.
* Пузыри на воде - к ненастью (к пущему дождю).
* Собака траву ест - к дождю.
* Галки стаями летают - к дождю.
* Собака мало ест, много спит - к дождю
* Птица и воробьи в пыли купаются - к дождю.
* Ласточки шныряют низко - на дождь.
* Рыба не клюёт - перед дождём.
* Лягушки квакают - к дождю.
* Собака катается - к дождю и снегу.
* Солнце за тучку садится - к дождю.
* Когда дым, без ветру, бьет к земле, то это к снегу (летом к дождю).
* Красные тучи до восхода - к дождю.
* Молния после грозы – дождь.
* Месяц в синеве - к дождю.
Вывод: по народным приметам можно определять погоду на ближайшее время.
2.7. Интересные факты о дожде
1. По четвергам в Лондоне идет намного больше дождей, чем в остальные дни. Удивительно, но факт.
2. Тропические дожди не моросят как те, к которым мы все привыкли, а обрушиваются, прямо как из ушата. Говорят, что в Таиланде дожди идут преимущественно ночью
3. В Португалии, если на улице идет сильный дождь, на работу можно не ходить
4. Дождю обязана своим изобретением игра «Дартс». Лучники, которым дождь сорвал соревнование, от скуки отправились в харчевню, где и стали тренироваться в метании коротких дротиков в мишень
5. После ураганов иногда идёт дождь из змей, лягушек и других существ, если ураган поднимет в воздух изрядное их количество. Такое случалось, и случаи эти официально задокументированы
6. Согласно летописям, в 1209 году на западе современной Европы дождь шёл, не прекращаясь, около двух с половиной месяцев — с двадцатого мая по девятое августа
7. Самым сухим местом на планете по праву считаются Сухие долины в Антарктиде — там не было осадков уже миллионы лет.
8. Самый дождливый населённый пункт в мире — город Черапунджи в Индии.
9. В США, штат Огайо, есть городок Уайнсберг. Он примечателен тем, что на его территории уже более сотни лет каждый год 29 июля идёт дождь.
2.8. Дождь полезный и вредный
Древнерусское значение слова дождь – «даждь», в переводе оно означает «дающий жизнь и надежду». Каждая капля несет в себе жизненную силу, которая необходима животным, растениям и, конечно же, человеку.
Уже на протяжении достаточно большого количества времени, люди спорят по поводу пользы и вреда дождевой воды. В настоящее время экологическая обстановка в мире оставляет желать лучшего. Но и этот факт не мешает поиску полезных свойств дождевой воды. Каждая капля несет в себе жизненную силу, которая необходима животным, растениям и, конечно же, человеку. Еще наши бабушки использовали дождевую воду в качестве омолаживающего средства. Ей омывали лицо и волосы. На данный момент косметологи также рекомендуют для ухода за лицом мягкую дождевую воду. Многие утверждают, что дождевая вода способна снять с человека груз накопившихся проблем. Для этого нужно стоя под дождем умывать лицо, руки и поясницу. Таким образом, человек избавляет себя от негатива и стресса.
Все детки любят дождь. Мало того что они получают от такого гуляния массу положительных эмоций, так плюс ко всему, малыши закаливают свой организм.
Для того, чтобы по максимуму извлечь пользу от дождевой воды, ее необходимо собирать только в экологически благоприятных районах.
Многие ученые склоняются к мысли, что в наше время использовать дождевую воду для приготовления пищи и других хозяйственных целей, нежелательно и даже небезопасно. Во многом состав дождевой воды зависит от того, где образовались облака, каков уровень загрязнения атмосферы на этой территории, каково направление ветра и других обстоятельств. Дождевая вода образуется вследствие скопления влаги, испаряющейся с поверхности почвы и водоемов, в атмосфере содержится огромное количество воды, облака, содержащие в себе влагу, постоянно перемещаются. Вследствие регулярного перемещения происходит перераспределение не только самой влаги, но также и многих твердых веществ – солей, пыли, многих химических элементов. Особенно это касается промышленных регионов. Дождевые капли в процессе падения вбирают в себя большое количество вредных веществ, находящихся в атмосфере. Подсчитано, что 100 мг дождевой воды при падении очищает более 30 литров воздуха, поэтому ее состав во многом зависит от того, насколько загрязнена атмосфера в области выпадения осадков. В воздухе содержатся вредные вещества, источниками которых становятся автотранспорт, промышленные предприятия, даже само сельское хозяйство вносит ощутимую лепту, применяя современные ядохимикаты и пестициды. Вместе с дождем эти элементы из атмосферы вновь проникают в почву. Стоит сказать, что на всей территории нашей страны расположено огромное количество предприятий, которые, несомненно, несут вред для окружающей среды. Вместо обычного дождя в таких районах с неба падает кислотный дождь. Он не только загрязняет озера и реки, но также губит рыбу и многих насекомых. Такая вода может вызвать покраснения на коже, ею нельзя умываться и мыть волосы. Конечно же, кислотный дождь ни в коем случае не должен использоваться для приготовления пищи.
Загрязнение природы и промышленные выбросы в атмосферу с каждым днём всё больше ухудшают экологию. В последнее время в природе очень часто наблюдаются так называемые «аномальные дожди». Вот уж пользы от них точно никакой, один только вред и беда! На нашу планету надвигается экологическая катастрофа! Берегите себя и своих близких!
В будущем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. В связи с ростом выброса вредных элементов в атмосферу проблемы экологии ставятся на одно из первых мест. Спрос на профессиональных экологов будет повышаться, но и будут увеличиваться требования к ним. Профессия эколога станет одной из самых востребованных и важных.
Я узнал, что в нашей школе существует экологический отряд волонтёров «Экостражник». Мы с друзьями решили вступить в ряды этой организации и помогать природе нашего посёлка Шумовский
III. Заключение.
В ходе своей работы я выяснил причины образования дождя. Теперь я знаю и могу рассказать о пользе и вреде дождя.
IV. Библиографический список:
Чья проталина?
Несчастный Андрей
Зимняя сказка
Ручей и камень
Лупленый бочок