В данной исследовательской работе автор раскрывает значимость индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности для формирования здорового духа и красивого тела. Девочка описывает способы достижения поставленной цели, а также на практике показывает как призвать собственную мотивацию и начать заниматься спортом и физической культурой.
Вложение | Размер |
---|---|
kochetovaa_2018_1.docx | 134.15 КБ |
Десятая районная научно–практическая конференция обучающихся общеобразовательных школ «Шаги в науку – 2018»
Секция №7
Психолого–педагогические аспекты современной жизни: традиции, тенденции, новые образовательные технологии, проблемы межличностных взаимоотношений, профессионального выбора.
Вид работы: исследовательская.
Тема:«Я смогу! Роль мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом»
Автор работы: Кочетова Наталья, учащаяся 9 класса.
Образовательное учреждение: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красноярский центр образования» администрации муниципального образования Киреевский район.
Адрес ОУ: РФ Тульская область, Киреевский район,
Контактный телефон: (48754)2-43-64
Руководитель работы: Химина Ирина Юрьевна, педагог – психолог МКОУ «Красноярский ЦО»
Контактный телефон: (8) 910–947–51-75
2017-2018 учебный год
Оглавление
Глава 1.Теоретические основы проблемы исследования. 5
1.1 Понятия здоровье человека. 5
1.3.Состояние здоровье современных школьников. 8
1.5.Классификация ценностей. 12
Глава 2. Мотивация на занятия физической культурой и тренировки. 13
2.1.Взгляды отечественных психологов на проблему спортивной мотивации. 13
2.3. Как сломать свою лень и призвать мотивацию. 17
2.4. Восемь главных советов для занятия физической культурой и спортом. 18
3.1. Результаты исследования. 23
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список использованной литературы и источники……………………………32
Здоровье человека во все времена считалось главной ценностью. Здоровье населения, считается основным критерием благополучия общества, в котором мы живем. Во все времена и в настоящее время здоровье подрастающего поколения профилактика заболеваний приобретает особую значимость. Современная политика нашего государства так же твердит о направлениях здоровье сбережения и приобщению современной молодежи к здоровому образу жизни.
К сожалению, факты жизни твердят об обратном. Рассмотрим ситуацию из жизни. Только в моем классе 30 % одноклассников имеют подготовительную группу по физической культуре , 20 % учащихся освобождены от занятий физической культурой, а другие 30 % класса вообще мечтают о том, чтобы иметь освобождение от занятий. Проблема данного вопроса весьма актуальна, так как здоровое тело и организм, спортивное телосложение я считаю важной особенностью нашей жизни, которое прямым способом влияет на наше благополучие.
На мой взгляд, лень и всякое отсутствие желания двигаться и заниматься собой, лежит в основе внутренних стремлений подростка, в искажении его ценностных ориентиров.
И поэтому тема нашего исследования, не случайна «Я смогу! Роль мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом» Цели и задачи исследования отражены в третьей главе. В нашем исследовании мы провели небольшой эксперимент, гипотезой которого стало предположениеО влиянии ценностных ориентиров и особенностей мотивации на здоровье современных школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ценности здоровья и здорового образа жизни не входят в тройку приоритетных ценностей современных подростков, тем самым влияя на низкий уровень мотивации к физкультурно-спортивной деятельности.
Объект исследования: учащиеся подросткового возраста.
Предметом исследования – ценностные ориентиры учащихся, особенности мотивации к физкультурно-спортивной деятельности.
Цель исследования: на основе исследования изучить влияние ценностных ориентиров подростков, особенностей их мотивации к собственным тренировкам и занятиям физической культурой.
Исходя из цели исследования нами были определены и поставлены следующие задачи:
1.поиск и изучение психологической литературы и интернет ресурсов по теме исследования.
2. изучение таких психологических понятий как ценности и ценностные ориентиры, здоровье человека, показатели здоровья, спортивная мотивация.
3.изучение приоритетных ценностей подростков, и их влияния на низкий уровень мотивации к физкультурно-спортивной деятельности.
Исследование проходило на базе МКОУ «Красноярский центр образования» в обычном режиме, с использованием стандартизированных методик и авторской анкеты.
Научные исследования показывают, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в несколько раз. Проблема состояния здоровья учащихся обрела социальное значение.Конечно, на состояние здоровья влияют многие факторы, социальные, экономические, однако я считаю, что не мало важным фактором, участвующим в сохранении и укреплении здоровья человека является его самость, желание не только сохранить и укрепить тот дар, который нам дан от рождения, но и укрепить и приумножить свое здоровье по средству двигательной активности и стремлений самого подростка к совершенствованию своего тела и духа.
Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.[1]
Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос. Плутарх из Херонеи (50-120)
Что же такое здоровье на самом деле и как мы обычные граждане определяем понятие здоровья в целом и для себя конкретно?
Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. Такое определение дает нам свободная электронная энциклопедия Википедия. Устав всемирной организации здравоохранения гласит следующее: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».[2]На индивидуальном уровне здоровье рассматривается как отсутствие каких либо расстройств и заболеваний, в глобальных масштабах здоровье понимается как низкий уровень смертности и инвалидности.
Организм человека - это очень сложная, многофункциональная система, которая дает о себе знать определенными сбоями в каких-либо показателях. К которым относятся, температура, вес, давление. Для того, чтобыоставатьсяздоровым человеком и хорошо себя чувствовать эти основные показатели здоровья должны соответствовать определенной норме и требуют нашего постоянного контроля!Внесем ясность и опишем основные параметры нашего здоровья:
1.Артериальноедавление.Идеальным АД, к которому необходимо стремиться, тренируясь для укрепления здоровья, является 110/70 мм рт. ст.; АД 120/80 также считается хорошим. Эти показатели АД желательно сохранять всю жизнь. Научные исследования показывают, что показатели артериального давления у спортсменов и у людей длительное время занимающихся циклическими физическими упражнениями, лежат, как правило, в пределах 115—125/75—80 мм ртутногостолба.
2.Число дыхательных движений. Должно быть, равно 16 в 1 минуту. При беге 26, в покое - 14, но в среднем - 16. Это ритм поглощения кислорода из воздуха.[3]
3.Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое. Этот показатель позволяет оценить работу сердца и его тренированность. При частом пульсе нетренированное сердце совершает за 1 сутки 14 тыс. «лишних» сокращений и быстрее изнашивается. Чем реже ЧСС в покое, тем мощней сердечная мышца. В этом случае сердце работает в более экономичном режиме: за одно сокращение выбрасывается больший объём крови, а паузы для отдыха увеличиваются. 78 ударов в одну минуту.
Чем медленнее пульс–тем длиннее жизнь !Ели ваш пульс ниже 70 ударов в минуту – быть вам долгожителем !
4.Гемоглобин- 130 мг/л. Это показатель количества кислорода в нашем организме, также является основой хорошего состояния здоровья. Если гемоглобин падает, человек может жить некоторое время, но сразу увеличивается число сердечных сокращений, число дыхательных движений, ухудшается полное состояние здоровья.
5.Билирубин - 21 мкмоль/л. Показатель токсичности крови по переработанному количеству мертвых эритроцитов. Каждый день у нас умирает 300 миллиардов эритроцитов и они должны быть расщеплены, выведены, переработаны и снова синтезированы.
6.Моча. Каждый день должно выделяться полтора литра мочи, определенных качественных свойств: удельный вес 1020 и кислотностью 5.5. Если колеблется количество, качество, значит выделительная система почек работает со сбоями.
7.Росто-весовой индекс. При оценке уровня здоровья очень важно учитывать росто-весовойиндекс. Показатель веса и роста также говорит о жизнеспособности и состоянии здоровья человека. Росто-весовой (РВИ) индекс рассчитывается путем деления веса на рост в метрах возведенного в квадрат. РВИ от 19 до 24,9 соответствует нормальным показателям; РВИ от 25 до 29,9 отражает избыток массы тела; РВИ свыше 30 говорит о том, что вы страдаете ожирением. Мой росто-весовой индекс составляет 21,3. Учитывая возраст, можно сделать вывод, что величины веса, роста и росто-весового индекса имеют оптимальное значение.
8.Сахар крови. — 5.5 млмоль/л. Этот показатель состояния организма определяет запас оперативной энергии на каждый день и безусловно является основой здорового организма. Из этого сахара печень образует гликоген, на котором человек работает.
9.Количество лейкоцитов - 4.5 тыс* 10 в девятой степени. Это показатель поддержания нашей индивидуальности. Этот показатель состояния здоровья- основа сохранения нашей индивидуальности. При таком значении все вирусы, грибы, бактерии будут уничтожены. Если количество лейкоцитов повышается, то нападение уже произошло и мы защищаемся. Если понижается, значит мы уже проигрываем эту войну, организм истощен и не в силах вырабатывать необходимое количество для защиты.
10.Температура тела. Считается, что нормальная температура тела - это 36,60 С.
11.Холестерин. Менее 200мг/дл- нормальный уровень холестерина;200 - 239 мг/дл- максимально допустимое значение,240 мг/дл и выше- слишком высокий уровень холестерина в крови.
Таким образом мы перечислили основные показатели здоровья человека. Данные показатели хорошо знают врачи, однако мы в своей работе говорим о необходимости знаний данных показателей для каждого человека, в целях укрепления и сохранения собственного здоровья и благополучия.
Такие показатели как гемоглобин, сахар, холестерин, мы можем регулировать и контролировать, учитывая особенности нашего питания и ежедневного рациона. Число же дыхательных движений, индекс массы тела, ЧСС, напрямую зависят от образа нашей жизни, а точнее от ее двигательных особенностей. Физическая культура, занятия фитнесом, танцами, увеличивают нашу активность способствуют улучшению данных показателей и укреплению нашего здоровья.
Проблема ухудшения психического и физического здоровья школьников на сегодняшний день является актуальной, но не считается чисто российской, она характерна для многих развитых стран. Преодолевают эту проблему, сокращая учебную нагрузку, упрощая учебную программу.[4]Система советского образования и воспитания первичной проблемой ставило оздоровление населения и укрепление физического состояния детей и молодежи. Так внедрялись комплексы ГТО, физкультурные отряды, спортивные состязания и соревнования, а также бесплатное медицинское обслуживание всех слоев населения.
В настоящее время, учащиеся на уроках по различным дисциплинам знакомятся с навыками здорового образа жизни и успешной социализации, до нас грамотно доводят основы здоровье сбережения, навыки первой медицинской помощи, основы самоконтроля и самоорганизации физической программы соответствующей личным параметрам. Такую информацию мы получаем на уроках физической культуры, ОБЖ, классных часах и валеологически курсах.
Современные подростки все чаще страдают ожирением, увеличивается количество учащихся с хроническими заболеваниями, высок риск и соблазн быть вовлеченными в опасное для здоровья поведение. Неподготовленность современных подростков проявляется в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем и питанием. Вредные привычки, конспирируясь под негативное влияние социальной среды, и укореняясь в сознании подростков, неизбежно приобретают форму опасных заболеваний, например таких, как различные варианты зависимости от психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, токсические вещества и т.п.), ожирение, астма и т.д.[5]
По данным Минздравсоцразвития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:
- из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины – 53 процента – имеют ослабленное здоровье;
- две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;
- лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых;
- общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16 процентов, а юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18 процентов;
- продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий и анемий.
Сохраняются высокие уровни элементарно-зависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет). Отмечается ухудшение показателей физического развития. Около 10 процентов детей школьного возраста имеют сниженные антропометрические характеристики. Низкая масса тела у детей и ее дефицит выявляются в 3 раза чаще, чем десять лет назад. Около 7 процентов школьников страдают ожирением.[6]
Недостаточное место в образе жизни современных школьников отводится двигательной активности школьников: уроки физической культуры систематичны, но недостаточны для восполнения потребности в движении у подростка. Редкими стали в школе спортивные праздники и проводимые для старшеклассников, ведь несомненно, что основной упор школы идет на подготовку к ЕГЭ. Недостаточно и медицинское обслуживание детей в образовательных учреждениях. Ситуация усугубляется, в частности, тем, что средства массовой информации все чаще пропагандирую нездоровый образ жизни, как физический, так и нравственный.
1.4.Ценности и ценностные ориентиры в жизни подростка. Ценностные ориентиры современных подростков.
Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентиры, которыевыполняют определяющую роль.
Именно на основе ценностей каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в жизни человека, оказывают огромное влияние на интересы, поведение, поступки, социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.[7]
Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности. Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и моральные нормы человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.
Единого критерия оценки ценностей не существует, поэтому в своей работе мы остановимся на наиболее простых классификациях, которые будут просты в понимании для наших респондентов, то есть учащихся подростков.
В общепринятой классификации, человеческие ценности делятся на подтипы; витальные, социальные, политические, моральные, религиозные и эстетические.
Витальные: жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда.
Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др.
Политические: свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир.
Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др.
Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др.
Эстетические: красота, идеал, стиль, гармония.[8]
Галина Резапкина в своей работе «Психология и выбор подростка»выделяет следующие ценности, которые простым ненаучным языком отражают сущность основных человеческих ценностей.
К ним отсносят:
К ее анкетам мы и обратимся в третьей части нашего исследования в экспериментальной части.
Мотивация - это невидимый внутренний двигатель человека, который определяет все аспекты нашего поведения.[10]
Мотивация оказывает огромное влияние на наше сознание и образ жизни, поступки и общее взаимодействие с окружающим миром.Мотивация в спорте является особо важным и необходимым условием для раскрытия потенциала физкультурника или спортсмена. Напомню, что физкультурником считает человек, который регулярно тренируется, не менее трех раз в неделю. Мотивация,заставляющая нас двигаться и заниматься физической культурой,несет абстрактный характер, ее очень трудно определить. Притом что мотивация носит сугубо индивидуальный характер.Для некоторых достаточно посмотреть один мотивационный ролик, чтобы понять, что ему нужно, а кому-то же и целой жизни мало для того, чтобы прийти к чему-то толковому и наконец, то заняться здоровьем и своим телом.
Формирующим и направляющим началом любой активности выступает ее мотив, являющийся побудителем к действию, поступку, деятельности или бездействию. В своих трудах великие советские психологи А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и их ученики смогли создать завершенную концепцию мотивации – теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека. По их мнениюпотребностно-мотивационнаясфера не является врожденной, новые потребности, а вслед за ними и новые мотивы возникают у человека на протяжении всей его жизни, мотивационная сфера человека постоянно обновляется и расширяется.Термином мотив обозначается слишком широкий круг понятий. И чтобы все встало на свои места, Р.А. Пилоян выделяет три наиболее четко сформулированные точки зрения на понятие «мотив»[11]. Представители первой - А.В. Петровский [12], К.К. Платонов[13] и другие рассматривают данный феномен как внутренне присущий «миру» субъекта. Они отождествляют мотив с потребностью. Западные исследователи, в большей степени американские, придерживаются второй точке зрения. Ее сущность заключается в том, что побуждать человека могут либо внутренние факторы, например, потребности, либо внешние - поощрения, наказания и тому подобное. Третьей точка зрения исходит из рассмотрения субъективного отнесения потребности к объективно существующим вещам и явлениям, которые выступают в жизни субъекта в качестве предметов его деятельности.
Мотивация учебно-физкультурнойдеятельностивытекает из трех групп потребностей, потребность в движении, потребность выполнения обязанностей учащегося и потребность в спортивной деятельности.
Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человека.У разных подростков эта потребность выражена по-разному,что зависит от различных факторов, индивидуальных и социальных.Так, суточная активность двух учеников одного класса может отличаться в два-три раза. Большая потребность в двигательной активности имеется у лиц с сильной нервной системой и преобладанием возбуждения. С возрастом потребность в двигательной активности снижается.
Абсолютное большинство школьников заявляют, что их интересует физическая культура. Даже в старших классах число таких учащихся достигает 80-90%.Большинство старшеклассников систематически смотрят телепередачи на спортивные темы, многие регулярно посещают спортивные соревнования. Однако интерес этот пассивный, так как большинство этих школьников сами физкультурой не занимаются. Таким образом, «знаемый» мотив, сформировавшийся под влиянием родителей и средств массовой информации, не стал убеждением, не превратился в действенный мотив.[14]
Е.П. Ильин в своей работе указывает, что у большинства учащихся старших классов цели посещения уроков физкультуры не имеют ничего общего с задачами физического воспитания. Часть из них приходит, чтобы пообщаться с товарищами, часть — чтобы не иметь неприятностейиз-запропусков уроков или низких отметок по этому предмету, часть — просто подвигаться. И только около 40% школьников занимаются на уроках физкультуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие. При этом мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, а девочки — как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки и т. п. (Е. Г. Еделева)[15]
У части учащихся внутренний мотив в отношении уроков физической культуры отсутствует, они стараются пропускать их, а многие идут в спортивные секции, сами выбирая вид занятий.Психологическими (субъективными) причинами пропусков занятий по физкультуре по мнению Ильина являются:отсутствие интереса в связи с тем, что на них не удовлетворяются потребности и склонности учащихся;натянутые отношения с учителем физкультуры;стеснительность учащихся, обусловленная слабым физическим развитием и непосильностью даваемых заданий (что может вызывать насмешки товарищей).
Тема физкультурно-спортивной мотивации очень актуальна для меня. Я давно задумалась о совершенстве и о том, каким должен быть идеальный человек. Но все никак не могла себя настроить встать на этот путь самосовершенствования. И тогда я нашла в интернете курс домашних тренировок «Я Могу» и приобрела его. Я прочитала очень много статей на тему здорового образа жизни, занятий спортом, правильного питания. Я поняла, что у меня есть все возможности улучшить себя, стать идеалом. И я твердо решила, что изменюсь, стану заниматься спортом и буду правильно питаться. Уже в первую неделю я почувствовала прилив сил, заряд энергии с утра, мои умственные способности увеличились, я стала выносливее и способнее, как физически, так и морально. Мой совет всем тем, кто тоже хочет изменить себя, но никак не решается. Это только кажется, что заниматься спортом сложно, ведь речь не идет об изматывающих физических нагрузках, мы говорим об упражнениях, которые просто поддерживают тело в тонусе. Правильно питание – это не дорогостоющие продукты, которые невозможно есть и не одна трава и овощи, а полноценное 5-6 разовое питание, к которому быстро привыкаешь. Встань на путь совершенства! Скажи я смогу и двигайся только вперед!
Жизнь современной молодежи проходит в быстром темпе, необходимо приспосабливаться под ритм ежедневных обязанностей и забот. Кто то стремиться к перфекционизму в учебе, быть только отличником и сдать предстоящие экзамены только на высшие баллы, кто –то стремится достичь определённых планок в творческой, внеурочной деятельности, другие уходят головой в общение со сверстниками и посвящают собственное время друзьям и приятелям ,четвертые же наоборот считают что после учебы заслужили отдых на почетном диване возле экрана телевизора или компьютера.
Последнее абсолютно не располагает к здоровому образу жизни.
Учитывая ценности современных подростков можно констатировать,что прежде всего, молодежь стремиться получить образование и занять определенную социальную нишу, также для нас не мало важно общение со сверстниками, которому мы так же уделяем огромную часть времени, при этом на здоровье обращается минимум внимания, но когда прихватит, уже будет не до стремления вверх, а первой задачей станет вернуть как минимум то состояние здоровья, которое было.
Стремление быть здоровым и привлекательным считаю главным мотивом, который непременно должен подталкивать подростка к занятиям физическойкультурой и другими тренировкам. Для того чтобы мотивировать себя на занятия спортом, снизить до минимума чувство лени и с желанием тренироваться, рассмотрим ниже важные моменты:
Первый шаг, который мы считаем важным необходимо сделать, это найти в своем гардеробе любимый предмет одежды, который вам стал тесноват. Также необходимо иметь перед собой пример чужих достижений. Далее можно провести сравнительный анализ своего состояния здоровья, размеров своего тела, особенностей его строения, с теми кто уже победил себя, к примеру своим кумиром или примером для подражания. Лично для меня примером для подражания стала Евгения Левитан, ведущая и руководитель проекта Workout. Она не только находится в прекрасной форме, но еще и очень умный человек. Она так же начала совершенствоваться с нуля. Окончила медицинский институт, и, имея определенные знания по теме здоровья, похудения, самосовершенствования, решила создать свой проект, который поможет любому человеку стать лучшей версией себя. Именно ее история смогла мотивировать меня встать и начать действовать.А ведь есть же люди с более серьезными проблемами, чем ваши, но, тем не менее, они смогли, и только представьте, как бы вы выглядели сейчас, если бы начали заниматься еще год назад.
1.Питаемся правильно.
Пища — основной и главный источник энергии в нашем организме. Однако, кроме энергетической функции, еда имеет и другие значения. Еда является источником энергии, строительным материалом нашего организма и источником минералов и витаминов. Главным правилом правильного питания является определения необходимой калорийности дневного рациона. Это можно сделать по формуле Харриса-Бенедикта. Формула расчета основного обмена веществ для девушек следующая: основной обмен = 665,1 + 9,6 х масса тела (кг) + 1,85 х рост (см) - 4,68 х возраст (годы). Чтобы знать, сколько калорий тратится в целом, необходимо умножить величину основного обмена на коэффициент физической активности 1.2. Важно знать, если еды будет меньше, то это приведет к стрессу, к дефициту калорий и к отложению жировых запасов. И если еды будет больше, то это также приведет к отложению жировых запасов. Но акцент только на калории является ошибочным. Нужно учитывать биологическую ценность продуктов, соблюдать правильное соотношение белков, жиров и углеводов. Минимальное количество жиров не должно быть ниже 1 г на 1кг массы тела (при весе до 60 кг) и 0.8 г на 1 кг массы тела (при весе больше 60 кг). Важно, чтобы в рационе преобладала доля ненасыщенных жиров. То же самое касается и белка: с учетом повышенной физической активности, количество белка должно быть примерно 1.6 г на 1 кг массы тела.
Как составить свой рацион?
1. Рассчитываем свою норму калорий по формуле.
2. Определяем необходимое количество питательных веществ, исходя из процентного соотношения бжу.
3. Распределяем продукты на день в правильном порядке
2. Выбираем способ физкультурно-спортивной деятельности.
После того, как вы занялись собой и перешли на правильное питание, полезные продукты, можно приступить к выбору двигательной активности, то есть определить, чем и когда вы будете заниматься, какой вид физкультурной деятельности станет для вас наиболее подходящим и полезным, фитнес-клуб для занятий спортом, школьный спортивный зал, пешие , вело или лыжные прогулки и многое другое. Главное составить план или программу этих занятий.Просто выбрать и обещать себе пойти с понедельника, завтра или когда работы поменьше будет — этого мало. Решили - сделали! Начинать можно заниматься дома. Домашние занятия спортом приносят результаты только тогда, когда есть твердая сила воли и стремление. Так считают многие специалисты.Конечно придя в спортзал отработаешь с большей отдачей, так как следует. Плюс в том, что инструктор, учитель, или тренер всегда сможет сделать замечание, если вы выполняете упражнения неправильно.
3. Не проявляем к себе чрезмерную жалость.
Записаться и стать участником спортивной секции, купить абонемент в спортивный зал еще не говорит о том , что ваши занятия будут регулярны и вы в полной мере отдадите себя тренировке.Лень, или усталость может валить с ног, ведь работа над собой , это тяжелый труд. Не проявляйте к себе чрезмерную жалость.Но не стоит чрезмерно жалеть себя. Расставьте приоритеты — после учебы или после всех дел займитесь своей двигательной программой.
4. Завербуйте подругу или друга.
Пригласите за компанию разделить с вами вашу двигательную программу, ходить с вами в спортивный зал, ответственную подругу, которая никогда не предложит вместо бега или велопрогулки сходить поесть пиццу, например. Вдвоем ходить интереснее...
5.Определитесь с авторитетами.
Ровняйтесь на лучших, заставляйте работать себя, прислушивайтесь к советам тех кто зарекомендовал себя отличными результатами и стал примером для подражания, к примеру, Елена Исинбаева. Очень скоро ритм ваших регулярных занятий превратится в норму.
6. Меньше сладостей!
Вы измените свое отношение к пище с приходом спорта в вашу жизнь. Вам станет очень жаль своих трудов и пирожное останется не съеденным.
7. Поощрение.
Поощряйте себя за любые новые успехи (но не едой, конечно). Записывайте свои рекорды, достижения, наблюдайте, как изменяется ваше тело. А лучше заведите журнал. самоконтроля, в котором вы будете полностью отражать собственные изменения , характеристики своего тела, особенности здоровья , а главное результат.
8.Спорт полезен как для физического развития, так и для здоровья в целом.
Всем известно, что занятия спортом закаляют, организовывают дисциплинирует и воспитывают лидерские качества. Но самое главное и важное то, что спорт является лучшим психологом, психотерапевтом, советчиком и успокоительным, а также местом для общения, социализации и новых знакомств.
Проведя анализ литературных и интернет источников по проблеме нашегоисследования мы можем прийти к следующим выводам:
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека является важнейшей ценностью в жизни. Его нужно оберегать, развивать и укреплять. Организм человека - это сложная система. Показателями здоровья этой системы являются температура, вес, давление, гемоглобин, сахар, холестерин. Все показатели напрямую зависят от нас самих, нашего образа жизни и питания. Проблема ухудшения психического и физического здоровья школьников является актуальной среди многих развитых стран, в том числе и России. Поэтому в школах знакомят с навыками здорового образа жизни и социализации, с навыками первой медицинской помощи и с основами самоконтроля. Современные подростки все чаще страдают ожирением и хроническими заболеваниями. По данным Минздравсоцразвития России только 10% процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых. Важнейшую роль в жизни каждого отдельного человека играют ценности и ценностные ориентации. Они являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности. Так же огромное влияние на сознание подростка, его поступки и образ жизни оказывает мотивация. Именно она помогает спортивным людям раскрыть свой потенциал. Лучшим вариантом действий, для того чтобы сломать свою лень и призвать мотивацию, является необходимость иметь перед собой пример чужих достижений. Составьте свой рацион, выберите подходящий для вас способ физической активности, определите приоритеты, перестаньте жалеть себя и начните действовать.
Современной молодеже, изнуренной постоянными заботами об учебе и натаскиванием на итоговые экзамены, все чаще кажется, что заниматься спортом сложно, да и впрочем на это совсем не остается свободного времени. Но на самом деле речь не идет об изматывающих физических нагрузках, мы говорим ополезных упражнениях, которые просто поддерживают тело в тонусе. Правильно питание – это не дорогостоящие продукты, которые невозможно есть и не одна трава и овощи, а полноценное 5-6 разовое питание, к которому быстро привыкаешь. В своем исследовании мы и попытаемся разобраться какая причина лежит в основе того, что мотивация учащихся к занятиям физической культурой находится на низком уровне, а ценность здоровья не попадает в тройку приоритетных ценностей.
Тема исследования«Я смогу! Роль мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом»
Объект исследования: учащиеся подросткового возраста.
Предметом исследования – ценностные ориентиры учащихся, особенности мотивации к физкультурно-спортивной деятельности.
Цель исследования: на основе исследования изучить влияние ценностных ориентиров подростков, особенностей их мотивации к собственным тренировкам и занятиям физической культурой.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ценности здоровья и здорового образа жизни не входят в тройку приоритетных ценностей современных подростков, тем самым влияя на низкий уровень мотивации к физкультурно-спортивной деятельности.
Для решения поставленных задач нами использовались методы изучения научной литературы и интернет источников; психологические методы сбора информации, анкетирование, методы таблиц и предоставления данных.
Исследование проходило на базе МКОУ «Красноярский ЦО», в ходе анкетирования приняли участие 12 человека, из них 5 мальчиков учащихся с 8 по 9классы, а также 7 девочек учащихся с 8 по 9 классы.
Для проведения анкетирования нами были использованы зарекомендованные и апробированные авторские анкеты и методики, а также был разработан опросник, вопросы которого отражали цели и задачи исследования. В процессе анализа результатов анкетирования мы выявили значение жизненных ценностей в жизни подростка, а также выявили субъективное отношение подростков к правильному образу жизни и правильному питанию.
Анкета № 1
Анализируя ответы на вопрос №1(Что для вас самое главное в жизни?), мы выявили:
Рис.№1. Градация приоритетных ценностей подростков.
На вопрос №2 (Какие из этих ценностей вы считаете труднодостижимыми (укажите 3 варианта)?) были получены следующие ответы:
Рис. №2. Приоритетные ценности, достижение которых кажется трудоемким и непостижимым.
Вопрос №3 (Довольны ли вы тем, как складывается ваша жизнь?)
ДА ответили 83% и не совсем довольны 17 % опрошенных.
Рис №3. Степень удовлетворенности жизнью.
Благодаря вопросу №4 (В чем вы видите причину своих успехов и неудач?), мы узнали, что большая часть (92%) видят причину в своих собственных поступках и чертах характера и 1 человек считает, что это стечение обстоятельств.
Потребности большинства людей различаются незначительно. Если выйти на улицу и каждому задать вопрос: "Что для вас в жизни главное?", мы получим примерно одни и те же ответы, так и в нашем исследовании получилось, что ценности здоровья, благополучия семьи и близких, развлечение , находятся в тройке приоритетных , и казалось бы должны позитивным образом влиять на наше мироощущение и мировоззрение, однако как большинство из нас поступает с этими жизненно важными ценностями: здоровье –гробят , пьют, курят, употребляют наркотики, переедают, недосыпают, мало двигаются. Имея свои семьи- ругаются, тиранят, родных, лгут, изменяют, забывают родителей, бросают детей. Отдых и развлечения также необходимы для полноценной жизни, как и остальные жизненные ценности. Однако приоритет этой ценности над всеми остальными может свидетельствовать об эмоциональной незрелости наших подростков. При всем при этом мы получили данные о том, что большинство наших респондентов удовлетворены собственной жизнью, и причины собственных успехов и неудач видят исключительно в себе, следовательно, они отдают отчет и выступают как довольно зрелые личности.
Составляя вопросы к анкете № 2 , мы ставили для себя цель изучения уровня физической активности и основ питания среди подростков.
Нами были получены следующие результаты:
Отвечая на вопрос №1 ( Сколько раз в неделю вы занимаетесь физической активностью?) представлены в графике
Рис № 4,5. Степень нормальной и интенсивной физической активности учащихся.
Вопрос №2 (Сколько раз в неделю вы занимаетесь интенсивной физической активностью ?) 67% опрошенных 2 дня, 25% занимаются 3 дня, 8 % ( 1 человек) 4 дня.
Исходя из полученных данных, представленных в таблицах мы видим, что недельное колличесство что регулярность физической активности практически отсутствует, большинство учащихся уделяют физическим нагрузкам всего лишь два дня.
На вопрос №3 (Сколько длится в среднем ваша интенсивная тренировка?) мы получили следующие ответы:
50% один час и более,
25 % 20-40 минут,
17% 10-20 минут,
8% до 10 минут
Ответы на вопрос №4 (Сколько раз в неделю вы занимаетесь обычной физической активностью?)
8% занимаются 1 день и также
8% 2 дня,
59% 3 дня в неделю,
25% (3 человека) 4 дня
Ответы, полученные на вопрос № 5 (Сколько в среднем длится ваша неинтенсивная тренировка?), представлены в диаграмме. Большинство опрошенных 42% уделяют 10-20 минут , 33% 20-40 минут, 25% час и более и 0% опрошенных до 10 минут.
Рис № 6. Степень продолжительности интенсивной физической тренировки.
На вопрос № 6 (Какова продолжительность ваших пеших прогулок?) мы получили следующие данные: большая часть опрошенных 75% тратят на прогулку 2 часа и более,
17% 1-2 часа
8% всего 20-40 минут и
0 % до 20 минут.
Такой вид активной деятельности, как ходьба является результатом работы различных групп мышц. Их активизация способствует поддержанию в тонусе всего тела. Во время ходьбы задействованы мышцы, конечности, активизируются нейрофизиологические, а также биомеханические процессы, оказывающие положительное влияние на организм.Длительность прогулок с целью достижения оздоровительного эффекта должна составлять не меньше 35 минут. Следовательно, большинство наших респондентов попадают в данную группу.
Вопросы № 7-10 были составлены с целью выявления отношения подростков к правильному питанию.
На вопрос №7 (Сколько раз в день вы едите?) Большая часть опрошенных 42% ответил 1-2 раза, 33% ответили 3-5 и 25 % едят 7-8 раз
Вопрос №8 (Завтракаете ли вы перед уходом в школу?) большая часть 67 % ответили ДА, 25% иногда не успевают и 8 % не завтракают.
Задав вопрос №9(Употребляете ли Вы в пищу фрукты и овощи?), мы выяснили, что 58% опрошенныхиногда употребляют, 42 % всегда.
Вопрос №10 (Придерживаетесь ли вы правилам здорового питания?) большая часть 58 % ответили иногда, 42% не придерживаются правилам правильного питания.
Анализируя результаты анкеты №2, мы можем сделать вывод, что уровень физической активности опрошенных находится в норме. Занятия физкультурой занимают больше половины недели и длятся оптимальное количество времени. С питанием у опрошенных в целом все в порядке, но есть недостатки. Большая часть не пропускают самый главный прием пищи – завтрак и употребляют в пищу овощи и фрукты. Примерно одинаковое количество подростков иногда придерживаются правилам правильного питания и не придерживаются, едят, что захотят.
В нашем исследовании мы получили достаточно интересные и многозначные результаты, дающие пищу для размышления. Наша гипотеза не подтвердилась, предположение о том, что ценности здоровья и здорового образа жизни не входят в тройку приоритетных ценностей современных подростков, и тем самым влияют на низкий уровень мотивации к физкультурно-спортивной деятельности, не подтвердилась. Видимый нами низкий уровень мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью не нашел доказательств в результатах анкетирования. Мы считаем, что необходимо продолжить исследование, при помощи стандартизированных методик изучения мотивов, а также продолжить начатую нами работу. Несмотря на то, что ценность здоровья вошла в тройку значимых для подростков, я с уверенностью могу утверждать, что в большинстве своем подростки не видят и не реализуют сегодняшнюю моду на здоровье и здоровый образ жизни.
Заключение.
Проблема состояния здоровья учащихся во все времена имеет огромное социальное значение. Конечно, на состояние здоровья влияют многие факторы, однако я считаю, что не мало важным фактором, участвующим в сохранении и укреплении здоровья человека является его самость, желание не только сохранить и укрепить тот дар, который нам дан от рождения, но и приумножить свое здоровье с помощью физической культуры и норм здорового образа жизни.
Опираясь на результаты исследования мы выяснили, что такие ценности как здоровье, и семейное благополучие являются приоритетными для современных подростков, тем самым опровергли нашу гипотезу. Большинство наших респондентов удовлетворены собственной жизнью, и причины собственных успехов и неудач видят исключительно в себе, следовательно, они отдают отчет и выступают как довольно зрелые личности. Изучив уровень физической активности и основ питания среди подростков, мы также получили интересные данные. Уровень физической активности учащихся находится в норме. Занятия физкультурой занимают больше половины недели и длятся оптимальное количество времени. Однако регулярность активных форм занятий практически отсутствует, большинство учащихся уделяют физическим нагрузкам всего лишь два дня.С питанием у опрошенных в целом все в порядке, но есть недостатки. Большая часть не пропускают самый главный прием пищи – завтрак и употребляют в пищу овощи и фрукты. Примерно одинаковое количество подростков иногда придерживаются правилам правильного питания и не придерживаются, едят, что захотят. В целом, результаты противоречивые, полученные данные указывают на то, что здоровье нашего поколения требует коррекционных воздействий, и несмотря на то что мы ценим наше здоровье, на практике же его не поддерживаем и не укрепляем. От себя даю конкретный совет, будьте здоровы и активны, питайтесь правильно!
Список использованных источников и литературы.
Приложение № 1.
Анкета №1.Анкета "Жизненные ценности"
Что для вас самое главное в жизни? (отметьте, подчеркнув три варианта)
Здоровье
Материальная обеспеченность
Возможность заниматься творчеством
Благополучие семьи и близких
Карьерный рост
Возможность помогать людям
Слава
Отдых и развлечения
Какие из этих ценностей вы считаете труднодостижимыми? (укажите три варианта)
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Довольны ли вы тем, как складывается ваша жизнь? (подчеркните)
Да, вполне
Не совсем
Меня не устраивает моя жизнь
В чем вы видите причину своих успехов и неудач? (подчеркните)
Это - стечение обстоятельств
Это - результат чужих действий, которые от меня не зависят
Причина - в моих собственных поступках и чертах характера
Приложение № 2. « Анкета о состоянии двигательной активности учащихся и тенденциях к здоровому питанию»
Сколько раз в неделю вы занимаетесь физической активностью? _____дней
2.Сколько раз вы занимаетесь интенсивной физ. активностью? _______ дней
3.Сколько длится в среднем ваша интенсивная физ. активность ?
1) до 10 минут
2) 10-20 минут
3)20-40 минут
4) 1 час и более
4.Сколько раз в неделю вы занимаетесь неинтенсивной физ. активностью?_______ дней
5.Сколько в среднем длится ваша неинтенсивная физ. активность?
1) до 10 минут
2) 10-20 минут
3)20-40 минут
4) 1 час и более
6.Какова продолжительность ваших пеших прогулок?
1) до 20 минут
2) 20-40 минут
3) 1-2 часа
4) 2 часа и более
7.Сколько раз в день вы едите?
1)3-5
2)1-2
3)7-8 раз, сколько захочу
8. Завтракаете ли Вы перед уходом в школу?
1)да, каждый день
2) иногда не успеваю
3)не завтракаю
9. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи и фрукты?
1) всегда, постоянно
2)иногда
3)не употребляю
10) Придерживаетесь ли вы правилам здорового и правильного питания?
1) да, веду здоровый образ жизни
2) иногда
3) нет, ем что захочу
[2] ВОЗ. Официальный сайт. http://www.who.int/suggestions/faq/ru/
[3]Физическая культура. 8-9 классы : учеб.дляобщеобразоват. Организаций / В.И. Лях. – 2 изд. – М. : Просвещение, 2014. – 256с. : ил. – ISBN 978-5-09-032034-4/
[4]«Содействие здоровью в наших школах» («HealthPromotioninourSchols») Хью Хайвис.
[5]В Родионов. Программы здоровья в России и за рубежом. Журнал здоровье детей. №10.2003.
[7]Ценности в жизни человека. Понятия .Виды .Классификация. http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/tsennosti-v-zhizni-cheloveka.html
[8]Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб.пособие / Н.Ф.Алефиренко.: Флинта, Наука; Москва; 2010ISBN 978-5-9765-0813-2, 978-5-02-034839-4)
[9]Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно–методическое пособие для психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2005. — 208 с., ил.
[10]Ильин Е. П.И 46 Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-272-00028-5
[11]Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. - М., 1984. - 112 с.
[12]Петровский, А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. 2005. – 219 с.
[13] Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982. - 309 с.
[14]Ильин Е. П.И 46 Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-272-00028-5. Стр.287.
[15]Ильин Е. П.И 46 Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-272-00028-5. Стр.289.
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Как нарисовать ветку ели?
Пчёлки на разведках
«Течет река Волга»
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью