Вложение | Размер |
---|---|
antonova.docx | 49.97 КБ |
История химии в экспонатах
Государственного Эрмитажа
лицея №144
Антонова Анастасия
Март 2017
Изучить, каким образом параллельно, обогащая друг друга, развивались наука химия и пластические искусства, как тесно переплетены различные, внешне очень далекие области человеческой деятельности.
и как существенно их взаимодействие для расширения возможностей человека - созидателя и потребителя.
Расширить и углубить запас знаний о веществах и материалах, химических реакциях, процессах, лежащих в основе получения этих веществ и материалов.
Познакомиться с миром искусства в его материальном выражении увидеть связи между высоким искусством и повседневной жизнью, ведь «полезное следует делать красивым».
Приобрести знания о многообразном мире искусства для того, чтобы стать образованным человеком.
Объект исследования – экспонаты Государственного Эрмитажа
Методы исследования:
- соотнесение объектов искусства и материалов
- классификация
- опыты
- анализ
-сравнение
Актуальность: Работа выполнена в рамках долгосрочного проекта «Химическая экскурсия по залам Эрмитажа»
Содержание:
Исторические корни химии уходят в глубь столетий и тысячелетий. Иначе и быть не могло, ведь химия изучает вещества и материалы - то, без чего не может обойтись человек, то, что способно бесконечно расширять его возможности.
Первоосновой искусства является творческое самовыражение автора в произведении. Конечно же, химические знания выполняют здесь служебную роль. Но как велика эта служба. Богатство природных и искусственных, а с XX века и синтетических материалов, обеспечивали расширение творческих возможностей художников.
Давайте совершим химическую экскурсию по залам государственного Эрмитажа с целью изучения взаимодействия химии и искусства в историческом плане - от истоков к настоящему.
Любое производство, в котором происходит превращение веществ, является химическим. Важным источником знаний о свойствах веществ была повседневная практическая деятельность ремесленника. С одной стороны, свойства и способы обработки материалов и веществ обусловливали развитие ремёсел и пластических искусств, с другой стороны, развитие ремёсел и искусств постоянно приводило к обогащению различных, в том числе химических знаний.
В разные периоды истории на первый план выдвигались различные исследовательские задачи. Так, период примерно с IV до конца XVI века является временем развития алхимии, когда главным стремлением исследователей было получить золото из неблагородных металлов.
Накопленный за века объём сведений о веществах, их свойствах, способах получения и применения требовал осмысления и упорядочения.
В период с XVII по XVIII век происходило формирование учения о составе вещества. С середины XIX столетия в развитии научной химии началось становление второй фундаментальной ступени химического знания - учения о строении вещества.
Бурное развитие органической химии в конце XIX - начале XX века, продолжающееся по сей день, послужило переходу научного поиска в сферу исследования закономерностей протекания химических реакций. В науке была определена третья грандиозная задача - разработка учения о химическом процессе.
В 60-70е годы XX века химики подошли к созданию учения о химической эволюции, что можно считать четвёртым, новейшим, этапом в развитии химической науки.
Вывод: развитие химии как и других отраслей науки происходит непрерывно, разделы химии, которые «сотрудничают» с искусством также постоянно развиваются. Появляются новые материалы, которые помогают создавать новые виды искусства, а также решают проблемы сохранения и восстановления произведений искусства, созданных много веков тому назад.
Художественные «профессии» углерода
Углерод в виде древесного угля применялся в древности для выплавки металлов. Углерод может быть представлен в таких формах как графит и алмаз.
Графит - материал, знакомый каждому человеку с детства, темно-серое кристаллическое вещество, из которого делают грифели для карандашей. Художники используют свойство отслаивания углеродных атомов, которые остаются на бумаге, производя гениальные зарисовки мастеров. Сходную структуру имеет древесный угль, который тоже используется для создания графических работ.
Экспонат Эрмитажа: набросок карандашом «Двор императорского дворца с видом на лестницу»
Барберини, Джузеппе. 1746-1809, Италия, Вторая половина XVIII - начало XIX в. Материал: бумага, перо, кисть, тушь, сепия, железо-галловые чернила по наброску карандашом.
Алмаз
Алмаз известен уже около 5 тыс. лет. Алмаз - минерал, кубическая аллотропная форма углерода. Аллотропия - существование двух и более простых веществ одного и того же химического элемента, различных по строению и свойствам. Предполагают, что впервые он был обнаружен в Индии в речных россыпях. Ему издавна приписывают магические свойства, а наиболее крупные знаменитые кристаллы и изделия из них окутаны ореолом мистических легенд. Огранённый алмаз уже многие десятилетия является популярнейшим и дорогим драгоценным камнем. В подавляющей степени цена алмаза обусловлена крайне высокой монополизацией этого рынка.
Экспонат Эрмитажа: Звезда ордена Св. Андрея Первозванного, Россия, около 1800 г. Материал: золото, серебро, алмазы-розы, бриллианты, эмаль.
Драгоценные металлы
Изделия из драгоценных металлов широко представлены в Эрмитаже: ювелирные изделия, посуда, предметы мебели, монеты, предметы культа, оклады для икон.
Экспонат Эрмитажа из золота: Бляха в виде фигурки лежащего оленя, к.VII в. до н.э., Северо-Западный Кавказ, Закубанье, Костромской курган золото чеканка, пайка
Экспонат Эрмитажа из серебра: Канфар, Южная Италия. Великая Греция. Конец IV - первая четверть III в. до н.э. Некрополь Пантикапея Керчь Материал: серебро.
Другие металлы
Медь
Входит в семёрку металлов, известных человеку с очень древних времён. Этот металл встречается в природе в самородном виде чаще, чем золото, серебро и железо.
Экспонат Эрмитажа: статуэтка «Царица Динамия»
Древний Рим. Вторая четверть I в. Царица Динамия, внучка Митридата VI Евпатора, царя Понта, правила на Боспоре в 44-17 гг. до н.э. и в 7-8 гг. н.э. В это время Боспорское царство попадает в вассальную зависимость от Рима. Динамия, возводившая свой род к персидским царям, изображена в азиатской тиаре, инкрустированной серебром и медью. Портрет царицы хорошей сохранности и прекрасной работы является произведением мастеров одного из художественных центров восточных провинций Римской империи.
Железо
В Египте железо получали еще во втором тысячелетии до нашей эры, в Древней Греции - в конце II тысячелетия, в Китае - в середине первого тысячелетия до нашей эры. А на американском континенте лишь с приходом европейцев.
Изделия из железа в залах Эрмитажа представлены в виде оружие, элементов упряжи, посуда, предметы мебели.
Пример: Наконечник дротика, Урарту, VIII-VII вв. до н.э. Материал: железо.
Бронза
Бронза - сплав меди, обычно с оловом в качестве основного компонента, но к бронзам также относят медные сплавы с алюминием, кремнием, бериллием, свинцом и другими элементами, за исключением цинка и никеля.
Экспонат Эрмитажа: Фигура Мадонны, Франция, начало XIV в., период готики, Париж. Материал: слоновая кость, бронза
Соединения кальция
В природе кальциевые породы встречаются в качестве соединений. Одно из самых распространенных соединений – карбонат кальция В искусстве активно применяются известняк, мрамор, гипс, мел, жемчуг, кораллы.
Мрамор
Использование мрамора уходит своими корнями в глубины веков. Древние люди, столкнувшиеся с мрамором впервые, почитали его дивным сокровищем. Среди народов, познавших красоту этого великолепного камня, были племена Месопотамии и египтяне. А греческие и римские мастера достигли невиданного совершенства в обработке этого камня и создании с его помощью непревзойденных шедевров скульптуры и архитектуры.
Экспонат Эрмитажа: Пастушка, авторы: Бьенэме, Луиджи. 1795-1878, создан в Италии в 1852 г. из мрамора. Поступил в Эрмитаж 1926 г. Передан Государственным музейным фондом из собрания Юсупова
Палитра художника
Краски - общее наименование для группы цветных красящих веществ, предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быта.
Разновидности красок для рисования и живописи: гуашь, акварель, пастель, темпера (одна из самых древних), акрил (сравнительно новая водорастворимая краска), масло (можно назвать основным живописным материалом). Начиная с VI века мастера используют в работе преимущественно масляные краски. Маслом написано большинство самых известных шедевров живописи. Это очень долговечный материал.
Экспонат Эрмитажа: Дама в саду Сент-Адресс Клод Моне, 1840-1926 Франция, холст
Глина
Осадочная горная порода, состоящая из минералов, в соединении с водой образующая тестообразную массу, употр. для гончарных изделий, строительных и скульптурных работ. Его состав: 47% оксида кремния (IV) (SiO2); 39 % оксида алюминия (Al2О3); 14 % воды (Н2O).
С глиной человек знаком очень давно, с незапамятных времен. С древних времен глина была незаменимым материалом, из которого изготовлялись почти все бытовые предметы.
Экспонат Эрмитажа: Кратер - сосуд для смешивания или охлаждения вина и воды с изображением сцены жертвоприношения атрибутирован Мастеру Клеофона. Он получил свое имя по надписи на одной из расписанных им ваз: "Прекрасен Клеофон". Он работал в 40-30-х гг. V в. до н.э. У алтаря совершают обряд жрец и два его помощника: юноша и мальчик. Наблюдая за ними, непринужденно беседуют трое афинских граждан. На обороте вазы - Менада и два сатира.
Создан в Аттикане около 440-430 гг. до н.э. Происходит из собрания Кампана в Риме
Изделия, выполненные из стекла
Стекло - вещество и материал, один из самых древних и благодаря разнообразию своих свойств, универсальный в практике человека. Археология Древней Месопотамии, в особенности — Древних Шумера и Аккада, склоняет исследователей к тому, что немногим менее древним образцом стеклоделия следует считать памятник, найденный в Месопотамии в районе Ашнунака — цилиндрическую печать из прозрачного стекла, датируемую периодом династии Аккада, то есть возраст её — около четырёх с половиной тысяч лет.
Экспонат Эрмитажа: Амфориск, Восточное Средиземноморье, V в.до н.э.
Зеркала
Археологи обнаружили первые небольшие зеркала из олова, золота или платины, относящиеся к эпохе Бронзы.
Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, а точнее - с 1240 года, когда в Европе научились выдувать сосуды из стекла.
Экспонат Эрмитажа: Зеркало, Россия, конец XVIII в.
Практическая часть:
Опыт: реакция «серебряного зеркала».
Что понадобится: емкость, нитрат серебра, горячая вода, раствор глюкозы, спиртовка.
что делаю | что наблюдаю | уравнение реакции | вывод |
В чистую пробирку наливаю 1 мл раствора глюкозы, 1 мл аммиачного раствора оксида серебра, нагреваю на слабом пламени. | Стенки пробирки покрываются серебром | C6H12O6 + Ag2Oамм. р-р= =C6H12O7 + 2Ag | Металлическое серебро образует на поверхности блестящий зеркальный слой |
Интересно знать: стойкость серебряных зеркал к внешним воздействиям не высока, поэтому их заменяют родиевыми зеркалами.
Вывод: химия как наука о веществе, о материале с момента своего появления связана с искусством, которое не может обойтись без определенных материалов. Искусство, со своей стороны, одухотворяет науки. Поэтому связь химии с искусством – широкая тема, на полное раскрытие которой предлагаемая работа не претендует.
Сказка на ночь про Снеговика
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Басня "Две подруги"
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Рукавичка