Доклад на тему:
«Реализация принципов воспитания на уроках физической культуры»
Тамбовская область Кирсановский район
Филиал МБОУ «Уваровщинская сош» в селе Калаис
Доклад на тему:
«Реализация принципов воспитания на уроках физической культуры»
Разработал: Волков Максим
учащийся 9 класса, филиала МБОУ
«Уваровщинская сош» в с. Калаис.
2017 год
Доклад на тему: «Реализация принципов воспитания на уроках физической культуры»
Разработал: Волков Максим учащийся 9 класса
Филиала МБОУ «Уваровщинская сош» в с. Калаис.
Цель: реализации принципов обучения и воспитания уроках физической культуры.
План:
Цели и задачи обучения движениям могут быть достижимы только в том случае, если процесс осуществляется в соответствии с законами дидактики, известными под названием "дидактические принципы". Именно их использование определяет ход обучения в целом, на всех его этапах, в соответствии с целями преподавания и обучения. До сих пор нет единого мнения о числе и составе дидактических принципов в системе физического воспитания.
Проблема дидактики в физическом воспитании появилась тогда, когда стало невозможным учить по принципу "Делай как я!" Многообразие физических упражнений в физической культуре и спорте в наше время таково, что научить занимающихся выполнять каждое из них только с помощью описания и показа невозможно.
Использование законов дидактики помогает сделать обучение всесторонним, а всесторонняя двигательная подготовка позволяет школьнику выполнять различные упражнения, даже те, которые специально не изучались на занятиях. Особенно актуально это сегодня, когда осуществляется реформа действующей системы физического воспитания.
Принципы обучения двигательным действиям определяют процесс преподавания в соответствии с целями воспитания и образования, закономерностями усвоения знаний, умений, навыков. Методика обучения двигательным действиям, являясь частью общей дидактики, включает те же дидактические принципы, что и общая дидактика, хотя содержательная сторона каждого принципа и пути его реализации имеют свою специфику.
Принципы обучения двигательным действиям группируются по следующим признакам.
Принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения школьники не только овладевают знаниями, двигательными умениями и навыками. Обучение неразрывно связано с воспитанием. Обучение - важный фактор воспитания. Однако необходимо помнить, что занятия физической культурой и спортом сами по себе не могут оказывать воспитывающего воздействия. Чрезмерное увлечение физической культурой и спортом в ущерб другим видам воспитания, кроме эстетического, зачастую приводит к воспитанию сильного и ловкого человека, но «недалекого», с неразвитыми чувствами, ограниченными интересами. Большое значение в процессе уроков физической культуры имеет нравственное воспитание, более того, оно является составной частью урока. Надо помнить, что нравственное воспитание - это не искусственное добавление к уроку физической культуры и к спортивной тренировке. Качество физического и нравственного воспитания находится в прямой зависимости с обликом ученика и учителя. Оно способствует организованному проведению занятий, оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
Двигательная плотность и эффективность учебно-тренировочных занятий зависит от дисциплинированности, настойчивости, воли и организованности занимающихся. Невнимание к привитию у занимающихся норм и правил поведения, определяющих их отношение друг к другу, к учителю и другим людям, отношение к справедливости и несправедливости неизбежно формирует эгоизм. Хорошие условия для нравственного воспитания создаются во время занятий играми, т.к. правила игры требуют ограничения собственных интересов в угоду команде.
Для воспитания воли в процессе занятий, перед учащимися во время игры ставятся дополнительные трудности (например, в волейболе - нападать только левой рукой, или волейбольная сетка завешивается материалом, или ограничиваются технические и тактические варианты).
Здесь очень хорошо потребовать от уставшего ученика новых усилий, концентрации внимания, сосредоточенности; или когда все ученики настроились на окончание занятия, собираются уходить, учитель организует разучивание общеразвивающих упражнений в течение 5-20 минут.
Хороши в этом плане и л/атлетические упражнения, когда учитель использует бег на разные дистанции, преодоление жестких препятствий, бег по снегу, песку и т.д. Чтобы добиться органичного соединения обучения с воспитанием, важно, в первую очередь, правильно организовывать учебно-тренировочный процесс. Неумение учителя вести урок - главная причина недисциплинированности занимающихся учеников. Только тогда, когда ученики осознают, что с каждым занятием приобретают что-то новое, а не просто играют в волейбол или другие виды спорта. Все элементы урока при четкой организации способствуют воспитанию сознательного стремления к соблюдению установленного порядка.
Максимальная отдача от занимающихся возможна только в том случае, если учитель организует занятия так, чтобы каждый чувствовал удовлетворение.
Принцип научности. Научность - отличительный признак системы физического воспитания. Реализация его требует выполнения ряда условий:
Принцип доступности обучения. Качество усвоения материала учебной программы зависит от многих факторов, но при прочих равных условиях материал будет усвоен только в том случае, если он доступен ученику. Принцип доступности требует соответствия материала, а также средств и методов его освоения и форм организации обучения их подготовленности.
Принцип доступности требует реализации следующих требований:
Принцип сознательного и активного усвоения двигательных знаний, умений и навыков.
Неосознанное выполнение упражнений - одна из основных причин, тормозящих успех физического развития, а главное, не делает физическую культуру привычной в бытовой жизни. К сожалению, этот пробел в работе педагога обнаруживается не сразу.
Механическое заучивание и подражание наносят непоправимый ущерб умственному и нравственному развитию занимающихся физической культурой. Правильно организованное обучение требует от занимающихся не просто восприятия увиденного, а серьезной умственной переработки материала. Исследования показали, что только на 23 % занятий до учащихся доводилась цель обучения, более чем на половине занятий ученикам сообщалась только тема занятия, а не конкретная цель обучения, а на 36 % занятий и этого не делалось.
Деятельность представляет собой систему действий, связанных единой целью. Это значит, что цель обучения должна стать главным побуждающим фактором всех действий обучаемого. Таким образом, первое требование реализации принципа - обеспечить осознание потребностей и формирование на этой основе мотивов, целей учебной деятельности.
Данный принцип не может быть реализован в отрыве от принципа воспитывающего обучения, т.к. в формировании необходимого спектра мотивов участвуют семья, школа, различные группы и коллективы.
Второе требование - ученик должен осознанно выполнять все операции и действия учебной деятельности, т.е. свободно ориентироваться в учебном задании; выделять смысл и условия решения задачи; анализируя и корректируя свои действия. Многократное проговаривание вслух задания, громкий анализ собственных попыток помогает осознать и овладеть действием.
Третье требование - активно формировать и регулировать мотивы учения. Активность обучаемого определяется внутренними и внешними факторами. Внутренние: это мотивы, учения и др. виды деятельности (возрастные). Внешние факторы, обуславливающие активность, очень многочисленны и многообразны. Среди них возможность удовлетворения потребностей.
В реализации данного требования учитель должен исходить из следующих правил:
Литература:
1. Бабанский Л.П. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982. – С. 25-50; 70-79.
2. Педагогика ФК и С. - М., 1982/2000., с. 112-121
3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология ФК и С. – М. Академия, 2000, с. 34-40
4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ. - М.: Академия, 2000. - С. 52-64.
Нарисуем попугая цветными карандашами
Ручей и камень
Солнечная система. Взгляд со стороны
Кактусы из сада камней
Сказка об осеннем ветре