В работе представлены различные способы решения задач из литературных произведений Древнего Востока.
Вложение | Размер |
---|---|
logicheskie_i_nestandartnye_zadachi_na_osnove_literaturnyh_proizvedeniy_vostoka.docx | 21.13 КБ |
ЛОГИЧЕСКИЕ И НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВОСТОКА (СКАЗКИ 1001 НОЧЬ).
Автор: Сулименко Иван Васильевич, учащийся 8 класса МОУ СОШ № 12 г. Серпухова Московской области
Научные руководители: Жукова Любовь Михайловна, учитель математики; Сулименко Л.А., учитель начальных классов
Аннотация
В работе представлены различные способы решения задач из литературных произведений Древнего Востока.
Annotation
The paper presents different ways of solving problems from the literary works of the Ancient East.
Цель работы:
Найти в литературных произведениях Древнего Востока различные задачи, определить способы решения этих задач, доказать их актуальность и в наши дни.
Объект исследования: задачи из сказок « 1001 ночь»
Предмет исследования: различные способы решения задач.
Всякая хорошо решённая математическая задача доставляет умственное наслаждение. Г. Гессе
Математика- одна из древнейших наук на земле. Ее начало было положенов странах Древнего Востока. Первые государства возникли на берегах великих рек Нила, Ефрата, Тигра, Янцзы,Инда, Ганга. В этих районах была очень плодородная почва. Человек столкнулся с необходимостью регулировать разливы, осушать болота и орошать поля,развивая земледелие и осваивая прибрежные территории в районах этих рек. Строительство системы каналов, плотин, водохранилищ требовало совместных усилий и привело к развитию централизованного управления, сосредоточенного в городских центрах. Возникли новые профессии и специальности. Руководить общественными работами могли только люди, обладающие техническими знаниями, разбирающиеся в земельных измерениях, астрономии, умеющие вести календарные расчеты. Всё это привело к бурному развитию математических знаний.
Первоначально арифметические расчеты и геометрические измерения в странах Древнего Востока применялись исключительно в прикладных целях, и математика еще не была наукой как таковой. Математика Востока всегда носила практичный характер. Наибольшее значение имели вычислительные и измерительные аспекты.
А вот с исследованиями в астрономии связанымногие достижения арабской математики. В частности, были разработаны вычислительно-алгоритмические проблемы и методы, большинство астрономических терминов иназваний звезд арабского происхождения.
Значительных успехов достигли арифметика и геометрия. Алгебра и тригонометрия впервые сформировались в самостоятельные науки. А употребляемые нами такие термины, как «арабские цифры»,«алгебра», «алгоритм», «корень», «синус» напоминают о влиянии математической науки стран ислама.
Но отдельного внимания заслуживает литература Древнего Востока. И здесь мы можем встретить большое количество задач, решение которых требует хороших знаний математики.
В Древней Индии в 2000 году до н.э. математика распространялась как спорт. Для решения сложных задач проводились соревнования в присутствии огромного количества зрителей. Многие индийские труды по математике были написаны как учебные пособия для проведениятаких соревнований. Автор одного из таких учебников писал: «Придерживаясь приведенных здесь правил, можно придумать тысячи других задач. Подобно тому, как солнце затмевает своим сиянием звезды, слава ученого человека, который сопоставил и решил задачу алгебраизма, затмевает славу других ученых в многолюдных собраниях». Весь учебник этого автора написан в стихотворной форме. Приведем лишь одну задачу из этого сборника.
Есть кадамба цветок. На один лепесток
Пчелок пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла, вся в цвету сименгда,
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди, трижды их ты сложи,
На кутай этих пчел посади.
Лишь одна не нашла себе места нигде,
Все летала то взад, то вперед
И везде ароматом цветов наслаждалась.
Назови теперь мне, подсчитавши в уме,
Сколько пчелок всего здесь собралось?
Мы с вами легко найдем ответ, используя алгебраический способ решения данной задачи.
Пусть х общее количество пчел.
Составим уравнение:
х/5 +х/3+ 3(х/3-х/5)+1= х
х/5 +х/3+ х-3х/5+1=х
х/15=1
х=15
Решим эту же задачу способом подбора.
Наименьшее общее кратное чисел 5 и 3 – 15. Проверим число 15.
15/5 +15/3+ 3(5-3) +1=15
3+5+ 6+1=15
Ответ: было 15 пчел.
В литературных произведениях Древнего Востока мы сталкиваемся с огромным количеством логических задач. Приведем пример одной задачи из сборника восточных сказок « 1001 ночь».
В главе ночь 458-я встречаем задачу про голубей.
Стая голубей подлетела к высокому дереву. Часть голубей села на ветвях, а другая расположилась под деревом. Сидевшие на ветвях голуби говорят расположившимся внизу: «Если бы один из вас взлетел к нам, то вас стало бы втрое меньше, чем нас всех вместе, а если бы один из нас слетел к вам, то нас с вами стало бы поровну». Сколько голубей сидело на ветвях и сколько под деревом?
Решение:Пусть х − количество голубей, что сели на дерево, а y − количество голубей, которые сели под деревом. Тогда
y – 1 = (x + y) / 3
и, х – 1 = y +1, т.е. х = y + 2.
Подставим х = y + 2 в первое уравнение, получим
(y – 1) × 3 = y + 2 + y,
3y – 3 = 2y + 2,
y = 5.
Значит, х = y + 2 = 7.
Получили: 5 голубей сидят под деревом, 7 голубей сидят на дереве.
В нашей работе на примерах задач Древнего Востока мы находим различные пути решения данных задач, используя математические знания школьника 21 века.
Список используемыхисточников:
Лист Мёбиуса
Машенька - ветреные косы
Прекрасное далёко
Что есть на свете красота?
Браво, Феликс!