Роботу выполнила ученица 9-го класса МБОУ СОШ №4 г. Чадана им. Б.В. Чульдумовны Дзун-Хемчикского кожууна РТ Сат Ая Айдысовна, научный руководитель Ондар Доржатмаа Владимировна.
Слайд 1
Министерство образования и науки рт «МБОУ Сош №4 г. Чадана им. Б.В. Чульдумовны Дзун-Хемчикского Кожууна » Исследовательская работа по теме: «Определение хронотипов учащихся 8-х и 9-х классов МБОУ СОШ №4 г. Чадана им . Б.В. Чульдумовны Дзун-Хемчикского кожууна РТ». Выполнила: ученица 9-го класса Сат Ая Айдысовна г. Чадана-2018 г.Слайд 2
Цель работы: выяснить, какую роль играют биоритмы в жизни человека. Задачи: 1. Определить к какому хронотипу относятся учащиеся 8-х и 9-х классов МБОУ СОШ №4 г. Чадана им. Б.В. Чульдумовны Дзун-Хемчиксого кожууна РТ; 2. Изучить влияние хронотипа на качество знаний учащихся за 1-ю и 2-ю четверть 2017-2018 уч . года; 3. Выявить объем кратковременной памяти учащихся 8-х и 9-х классов в начале и в конце учебного дня в зависимости от их индивидуального хронотипа ; 4. Составить рекомендации оптимального режима труда и отдыха с учетом разного типа биоритма. Актуальность проблемы: Человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, и учет этих ритмов и правильное отношение к ним - основа не только человеческого здоровья, но и успешной учебной деятельности.
Слайд 3
Гипотеза: тип хронотипа учащегося влияет на его интеллектуальную деятельность. Методы работы: - Обзор литературных источников; - Тестирование учащихся 8-х и 9-х классов МБОУ СОШ №4 г. Чадана; - Статистический анализ. Предмет исследования - влияние хронотипов на учащихся 8-х и 9-х классов МБОУ СОШ №4 г. Чадана. Исследование направлено на изучение биологических ритмов в жизни человека: стоит ли обращать внимание на биоритмы? Как контролировать биоритмы? Каково влияние биологических ритмов на состояние человека? Объект исследования - учащиеся 8-х и 9-х классов МБОУ СОШ №4 г. Чадана. Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы учащимися для изучения собственных биоритмов, повышения работоспособности, улучшения успеваемости.
Слайд 4
Теория хронотипов человека Хронотип человека - типичный для данного человека характер суточной активности. Существует два основных хронотипа : «совы» и «жаворонки», также иногда выделяют третий хронотип - «голуби». Учение о хронотипах возникло достаточно давно. Сам термин « хронотип » ввёл А.А. Ухтомский в своих исследованиях по физиологии (рис.1.). Рис.1. А.А. Ухтомский, который ввел термин « хронотип »
Слайд 5
Основные характеристики хронотипов следующее: «Жаворонки» самостоятельно и легко пробуждаются рано утром, активны в первой половине дня, после полудня наступает спад. Рано ложатся спать.
Слайд 6
«Голуби» промежуточный тип, самостоятельное пробуждение утром, несколько позже «жаворонков», активность в течение дня постоянная, без заметных пиков и спадов, ложатся спать за час-полтора до полуночи.
Слайд 7
«Совы» самостоятельно пробуждаются поздно, не ранее чем за 2-3 часа до полудня, пики активности приходятся на вечернее-ночное время, ложатся спать поздно, нередко после полуночи .
Слайд 8
Интересные факты о хронотипах человека Несмотря на нарушенный биоритм жизни, из разных источников я узнала, что среди них есть и знаменитые люди, которые немаловажную роль сыграли в развитии нашего общества. Среди знаменитых исторических личностей «совами» были древнеримский государственный и политический деятель, полководец Гай Юлий Цезарь (рис.2), шведский король Карл ХІІ (рис.3), английский натуралист и путешественник Чарльз Роберт Дарвин (рис.4), великий английский писатель XVIII века Сэмюэл Джонсонис (рис.5).
Слайд 9
Рис.2. Политический деятель, полководец Гай Юлий Цезарь Рис.3. Шведский король Карл XII Рис.4. Английский натуралист Чарльз Дарвин Рис.5. Английский писатель Сэмюэл Джонсон
Слайд 10
Были «жаворонками» первый император всероссийский Петр І Великий (рис.6) и великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства Александр Суворов (рис.7) (https://www.nochison.ru/hronotip/). Рис.6. Первый всероссийский Император Петр I Рис.7. Русский полководец Александр Суворов
Слайд 11
Экспериментальная часть. Исследование хронотипов человека на практике 1эксперимент. Определение хронотипов учащихся. Мною был использован самый распространенный в последнее время тест определения типа работоспособности по времени - тест Остберга (Приложение 1). Общее число обследуемых составило 38 учащихся в возрасте 14-15 лет. Рис.8. Проведение теста Остберга среди 8-х и 9-х классов МБОУ СОШ №4 г. Чадана
Слайд 12
Определение хронотипов учащихся 8-х и 9-х классов МБОУ СОШ №4 г.Чадана № п / п Ф.И.О. учащихся «ГОЛУБЬ » «СОВА» «ЖАВОРОНОК» 1. Аратна Ангыр + 2. Донгак Наадым + 3. Дулуш Саглаш + 4. Иргит Чайынды + 5. Куулар Ай-Херел + 6. Куулар Алдын + 7. Монгуш Азия + 8. Монгуш Азияна + 9. Монгуш Алдынай + 10. Монгуш Алина + 11. Монгуш Дашима +
Слайд 13
12. Монгуш Кежик + 13. Монгуш Чимис + 14. Монгуш Чингис + 15. Ондар Айтана + 16. Ондар Камила + 17. Ондар Сылдыс + 18. Ондар Чойган + 19. Ооржак Шенне + 20. Сат Аида + 21. Сат Саглаш + 22. Сат Шенне + 23. Ховалыг Арат + 24. Шимээлге Байыр-Сурун +
Слайд 14
9 класс 25. Амыр-оол Субудай + 26. Делгер-оол Ай-Чурек + 27. Донгак Айбек + 28. Машпак-оол Айлаана + 29. Монгуш Айслана + 30. Монгуш Амир + 31. Монгуш Аннела + 32. Монгуш Артыш + 33. Монгуш Надя + 34. Ондар Алантос + 35. Ооржак Ай-кыс + 36. Содунам Кежик + 37. Сат Ая + 38 Седен-оол Арина + Ср. значение кол-ва хронотипов учащихся, % 17*100/38=45% 9*100/38=24% 12*100/38=31%
Слайд 15
Вывод: Распределение хронотипов было следующим: « Жаворонки » - 31%, « Совы » - 24%, « Голуби » - 45%. Такое соотношение хронотипов среди учащихся соответствуют данным литературных источников. Рис.9. Распределение хронотипов среди учащихся, %
Слайд 16
2 эксперимент. Определение качества знаний по хронотипу . Далее я проследила взаимосвязь между типом хронотипа . По классному журналу (рис. 10) рассчитала среднее значение качества знаний учащихся за 1 и 2 четверть 2017-2018 учебного года ( табл.3). Рис.10. Вычисление качества знаний учащихся по классному журналу за 1 и 2 четверть 2017-2018 уч . года
Слайд 17
Хронотипы Голуб и Совы Жаворонки Ср. значение качества знаний 89% 27% 59% Рис.11. Распределение качества знаний хронотипов среди учащихся, %
Слайд 18
Вывод: по качеству знаний, лучшие показатели в обучении имеют учащиеся с типом биоритма « голубь » (89%), так как это тот тип людей, который может жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна. Также более мобильны люди с типом биоритма « жаворонки » (59%). « Жаворонки » - это те люди, которые просыпаются рано и сразу же могут приступить к работе, их пик активности совпадает с учебной нагрузкой. « Совы » (27%) это та категория людей, которым, напротив, нужно больше времени, чтобы начать работать и им трудно сконцентрироваться утром, а вечером они бодры и полностью работоспособны.
Слайд 19
3 эксперимент. Определение объёма кратковременной памяти учащихся в начале и в конце учебного дня в зависимости от их индивидуального хронотипа . Для определения объёма кратковременной памяти была использована следующая методика: исследуемым были предложены для запоминания 15 слов (изба, конус, тайга, время, дождь, счастье, колибри, степь, океан, вселенная, любовь, собака, телефон, книга, аттестат). Первый раз тест по запоминанию слов был проведен в начале дня на первом уроке, второй раз - в конце учебного дня шестым уроком. Далее мною было подсчитано количество слов, которое запомнили и написали исследуемые, для следующей обработки по выявлению влияния суточного хронотипа на объем кратковременной памяти. Рис.12. Определение объема кратковременной памяти учащихся
Слайд 20
Хронотипы Голуб и Совы Жаворонки Утром После полудня Утром После полудня Утром После полудня Ср. значение 86% 55% 36% 54% 61% 44% Рис.13. Среднее значение объема кратковременной памяти, %
Слайд 21
Вывод: проведенные тесты по определению объема кратковременной памяти показали высокую работоспособность в начале дня (у голубей утром-86%, а у жаворонков-61%) и небольшое её снижение к концу дня (у голубей-55%, а у жаворонков-44%) в группе «жаворонков» и «голубей». В группе «сов» мы наблюдаем совершенно другую картину: снижение работоспособности в первой половине дня (36%) и её увеличение во второй половине дня (54%). Так как в одном классе одновременно обучаются учащиеся с различными суточными хронотипами и с разными объёмами кратковременной памяти, то эффективность усвоения материала ими будет дисинхронной . Было бы целесообразно в плане лучшего усвоения материала и сохранения здоровья формировать учебные классы по индивидуальному суточному хронотипу .
Слайд 22
Наши рекомендации родителям и администрации школы : 1. Составлять расписание таким образом, что уроки по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки) проводить со второго по пятый. 2. Использовать микропаузы в учебном процессе и тренировочных занятиях для оптимизации режима учащихся. 3. Учащимся школ обязательно завтракать дома, рассматривая это как фактор энергетической подпитки для детей всех хронотипов , особенно « сов ».
Слайд 23
Спасибо за внимание!
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Рождественский венок
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Смекалка против Змея-Горыныча