Мы живем в поселке Верхнезреченский Тракторозаводского района города Волгограда. Уникальная и красивая природа нас окружает! В километре от нашего поселка находится дубовая роща. Там растет много грибов, а по окраинам и вокруг поселка находится множество лугов с цветущим разнотравьем.
Богат и разнообразен мир растений. Многие из них очень полезны. Они дают людям пищу, являются источником кислорода. Природа словно запрограммировала в растительный мир всё необходимое людям. Издавна им были известны и целебные свойства растений. Некоторые из них люди применяют при лечении разных болезней. Нам захотелось узнать подробнее о лекарственных растениях, так возникла тема нашей исследовательской работы. Свою работу начали с теоретической части, прочтения научно-популярной и художественной литературы о лекарственных растениях. Сначала, познакомились с историей применения их в давние времена.
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №26 Тракторозаводского района Волгограда»
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Кладовая здоровья вокруг нас
Выполнили:
Фирюлина Екатерина
Пиунова Мария
Быкова Елизавета
Кривцова Софья
учащиеся 4 «Б» класса
МОУ СШ № 26
Руководитель:
Подина Наталья Владимировна
учитель начальных классов
Волгоград - 2018
Оглавление
1. Введение
2. История применения лекарственных растений
2.1 Использование лекарственных растений
2.2 Правила сбора, сушки, хранения лекарственных растений
2.3 Лекарственные растения нашей местности и их использование
2.4 Рецепты народной медицины
2.5 Результаты анкетирования
3. Заключение
4. Список используемой литературы
5. Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение
Мы живем в поселке Верхнезреченский Тракторозаводского района города Волгограда. Уникальная и красивая природа нас окружает! В километре от нашего поселка находится дубовая роща. Там растет много грибов, а по окраинам и вокруг поселка находится множество лугов с цветущим разнотравьем.
Богат и разнообразен мир растений. Многие из них очень полезны. Они дают людям пищу, являются источником кислорода. Природа словно запрограммировала в растительный мир всё необходимое людям. Издавна им были известны и целебные свойства растений. Некоторые из них люди применяют при лечении разных болезней. Нам захотелось узнать подробнее о лекарственных растениях, так возникла тема нашей исследовательской работы. Свою работу начали с теоретической части, прочтения научно-популярной и художественной литературы о лекарственных растениях. Сначала, познакомились с историей применения их в давние времена.
Цель исследования:
Выяснить, какие лекарственные растения растут в окрестностях нашего поселка.
Задачи исследования:
Мы хотим найти ответы на вопросы:
1. Какими лечебными свойствами обладают растения
2. Правила сбора и их использование
3. Выявить влияние лекарственных растений на здоровье человека
4. Призвать детей подростков бережно относиться к лекарственным растениям
Объект и предмет исследования:
Объект исследования – лекарственные растения
Предмет исследования − значение лекарственных растений в профилактике и лечении различных заболеваний
Участники исследования – учащиеся 4 «Б» класса
Гипотеза исследования: возможно, в некоторых растениях есть целебная сила.
Нами использовались следующие методы исследования:
Анализ, сравнение, наблюдение
План исследования:
Для этого мы:
1) Обратились к энциклопедиям, справочникам, журналам.
2) Попытались найти информацию в интернете.
4) Распознать растения на гербарных образцах.
5) Узнать у взрослых, рецепты народной медицины.
6) Спросить у ребят, родителей о том, что они знают по этой теме.
7) Создать брошюры с рецептами народной медицины.
2. История применения лекарственных растений
Как известно, целебные свойства растений были известны человеку с глубокой древности. Добывая себе пищу, первобытный человек практически познавал свойства отдельных растений. Часто сообщали о целебных свойствах тех или иных растений животные, которые инстинктивно находили для своего здоровья. Установлено, что среди остатков глиняных изделий археологи находят специальную посуду, в которой растирали и варили лекарственные травы. Некоторые сведения о лекарственных растениях находят на первых письменных источниках - глиняных табличках, обнаруженных в Ассирии, причём с указанием, против каких болезней и в каком виде их нужно применять. Врачевание с древних времен было таинством, поэтому лекари очень придирчиво выбирали себе учеников. Сбор, изготовления лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями. Уже выдающийся древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ описал 236 растений, которые применялись в медицине того времени. Среди них белена, бузина, мята, миндаль и другие.
Гиппократ считал, что в соках лекарственных растений оптимально сочетаются биологически активные, органические и минеральные вещества. Поэтому он рекомендовал употреблять растения в том виде, в каком создала их природа.
В Древней Руси использованию лекарственных растений уделялось большое внимание. Заниматься врачеванием на Руси имели право только женщины. С образованием Киевской Руси появляется профессия «лечцы».
Издавна возделыванием и применением лекарственных растений интересовались даже цари и князья. В начале ХVII при Алексее Михайловиче был создан Аптекарский приказ, снабжавший двор и армию травами. По приказу Петра Первого были созданы аптеки и так называемые аптекарские огороды во всех крупных городах. ( слайд 5)
Многое изменилось с тех пор, но интерес к целебным травам не угас – наоборот, сейчас он особенно велик. В наше время люди все чаще прибегают и к помощи фототерапии – лечению лекарственными растениями, и к народному снадобьям. Соки, отвары, настои принятые внутрь, наружные примочки и ополаскивания помогают больному организму справиться со многими недугами, избавиться от страданий.
2.1 Использование лекарственных растений
Из книг и интернета мы узнали:
Лекарственные растения используют в медицинской практике в свежем или высушенном виде.
Из свежих растений готовят соки, настойки и отвары. Плоды сушат, морозят в контейнерах и хранят в морозильной камере. Свежие растения обладают более сильным лечебным действием.
Чтобы собранные растения не изменили свойства и не потеряли лекарственного значения, нужно знать правила сбора, сушки, подготовки и сохранения растений.
2.2 Правила сбора, сушки, хранения лекарственных растений
Собирать можно только те растения, которые не относятся к числу охраняемых видов.
Брать только здоровые, не поврежденные, хорошо известные вам растения.
Не вырывать растения с корнями, их нужно срезать ножом, давая отрасти им снова.
Не собирать растения по обочинам автомобильных дорог, по краям полей - они могут быть загрязнены выхлопными газами, удобрениями.
Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовитые.
Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду, лучше с утра, как только спадет роса.
Корни выкапывают осенью после опадания листьев или ранней весной.
Листья и стебли - во время цветения.
Цветки - в начале цветения.
Плоды - в период полноценного созревания.
Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте, в тени.
Хранить высушенные растения лучше в стеклянной посуде.
2.3 Лекарственные растения нашей местности и их использование
Природные растительные ресурсы Ростовской области богаты и разнообразны.
Мы выяснили, что в Волгоградской области свыше 90 видов лекарственных растений. Так как мы живем в степной полосе, то здесь можно встретить такие лекарственные травы: валерьяну, чабрец, зверобой, душицу, ковыль, типчак и другие растения. Трудно встретить человека, который бы не видели и не знал лекарственные растения, например, подорожник, одуванчик, но мало знают, от каких болезней они помогают. Результатом нашей исследовательской работы станет собранная коллекция лекарственных трав нашего края.
Пользуясь энциклопедиями, справочниками, гербарными образцами мы выделили группу трав, которые используют при лечении простудных заболеваний, заболеваний органов дыхания, заболеваний полости рта, гриппа. Так как данные заболевания характерны для детей школьного возраста.
Подорожник
Насчитывается около 250 видов подорожника, которые встречаются в нашей местности. Подорожник растет вдоль дорог, отчего это растение и получило свое название. Одно из самых действенных и распространенных народных лекарей. Листьями и семенами подорожника останавливают кровь и заживляют раны. Июнь-начало июля самое время для сбора подорожника.
Одуванчик
Одуванчик как лекарственное растение знали с древних времён. Млечным соком промывали глаза при их заболевании. Считают, что латинское название одуванчика возникло от греческих слов лечить и болезнь глаз. Медицина использует в качестве лекарственного сырья корень одуванчика. Корень одуванчика применяют в различных сборах. Одуванчик растёт, как сорное растение вдоль дорог, в парках, на лугах и степных склонах повсеместно.
Ромашка аптечная
В качестве лекарственного растения ее применяли врачи Древней Греции и Рима, и в античном мире ее очень ценили. Применяли ромашку аптечную при заболеваниях внутренних органов и головной боли.
Зверобой
Как лекарственное растение - известен с давних пор. Листьями заживляют раны. Препараты зверобоя улучшают венозное кровообращение и кровоснабжение некоторых внутренних органов.
2.4 Рецепты народной медицины
От взрослых, из интернета, журналов ЗОЖ мы узнали:
От кашля
Мед с земляничным отваром применяется при простуде. Измельчите и смешайте в одинаковой пропорции сухие листья и плоды земляники; 1 ст. ложку полученной смеси залейте стаканом холодной воды, поставьте на огонь и доведите до кипения; сняв отвар с огня, добавьте несколько чайных ложек меда. Пейте в горячем виде по 1 стакану 3-4 раза в день.
От температуры
Липовый чай с медом. В лечебных целях чаще всего используют заваренные, как чай цветки липы и ягоды малины в равных частях с добавлением меда. Используется при температуре.
При простуде
Малина с медом - одно из лучших потогонных средств 1 столовую ложку сушеной малины заваривают стаканом кипятка, добавляют 1 чайную ложку меда и пьют в теплом виде вместо чая.
Напиток лечебный со зверобоем. Для такого напитка понадобится 100 г
(4-5 ст. ложек) сушеного зверобоя, полстакана меда, 8 стаканов воды. Траву залейте горячей водой, поставьте на медленный огонь и выпаривайте под крышкой в течение получаса. Затем процедите отвар и добавьте в него мед, после чего поставьте охлаждаться. Принимайте во время простудной болезни по полстакана 3 раза в день до выздоровления.
При ангине:
2 столовые ложки цветов липы заваривают, как чай, в 2 стаканах кипящей воды, кипятят 10 мин, процеживают, охлаждают. Полоскание 4 раза в день.
2.5 Результаты анкетирования
Мы провели анкетирование среди семей учащихся начальной школы и их родителей. Целью тестирования было выявить, какие лекарственные растения применяют в семьях для лечения простудных и вирусных заболеваний. Заготавливают лекарственное сырье сами или приобретают в аптеке. Нами было опрошено 249 человек. Все опрошенные пользуются лекарственными растениями. Среди взрослых 126 человек заготавливают сырье сами и 123 покупают в аптеке. В результате опроса детей определили наиболее популярные растения: малина, солодка, ромашка, шиповник, липа, смородина.
3.Заключение
Выводы:
Таким образом, мы убедились, что лекарственные растения и народные рецепты на их основе очень популярны в профилактике и лечении не только простудных заболеваний, но и внутренних органов человека. А еще масла и экстракты растений входят в состав косметических средств.
Лекарственные травы растут у нас буквально под ногами, а мы часто не задумываемся об их ценности! Они менее опасны, но при их применении всё же нужно проконсультироваться с доктором и выяснить, нет ли у больного аллергии на определённые травы.
Со своей работой мы выступили перед ребятами начальных классов. Вместе с одноклассниками мы определяли лекарственные травы, учились заваривать травяной чай, угощали гостей свежемороженными ягодами, раздали брошюры с рецептами народной медицины. Собранный нами материал можно использовать на уроках окружающего мира, на занятиях по экологии.
Наша исследовательская работа заинтересовала ребят. В дальнейшем мы с ребятами решили собрать семена душицы, тысячелистника, зверобоя, ромашки аптечной, календулы и посадить их на школьном участке.
Литература
1. А. Ф Синяков. Стимуляторы жизни. М-1990
2. Ю. В Синадский Целебные травы. М- 1991
3. Ж. Шилова, Л. Анищенко. Ростов-на- Дону 1991
4. Итернет ресурсы:
http//:www.adventus.info
http//:www.inmoment.ru
http//:www.lekarstvennierastenia.ru
http//:www.medunica.info
Приложение 1
Анкета
1. Как часто в вашей семье болеют простудными заболеваниями?
А) часто
Б) редко
В) не болею
2. Применяете ли при лечении простудных заболеваний лекарственные растения?
А) да
Б) нет
3.Заготавливаете лекарственные растения ….
а) сами
б) приобретаете в аптеке
4. Какие лекарственные растения применяете?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Протестировано – 249 семей
Заготавливают сырье сами -126 человек (категория 1)
Покупают лекарственные растения только в аптеке -123 человека (категория 2)
Приложение 3
Протестировано-249 детей
Выявили наиболее популярные лекарственные растения, используемые для профилактики и лечения простудных заболеваний.
Никто меня не любит
Ледяная внучка
Воздух - музыкант
Зимняя сказка
Ах эта снежная зима