Исследование одной картины Е.Е. Моисеенко
Вложение | Размер |
---|---|
moiseenko_e.e.doc | 62 КБ |
Когда человек родится, он слаб и гибок, когда умирает, он
крепок и черств. Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо
и жестко, оно умирает. Черствость и сила спутники смерти, гибкость и
слабость выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит…
(Монолог главного героя в фильме А.Тарковского «Сталкер»)
Меня, бывает, просят мои друзья или родные зная, что я учусь в художественной школе высказать свое мнение о той или иной работе художника. И речь не обязательно всегда идет о какой-то профессиональной работе. Это может быть и рисунок дворового граффити, но все, считая, что мой опыт уже чего-то стоит, просят оценить, или просто высказать мнение о каком – нибудь очередном шедевре. Говорить о чьей то работе всегда сложно да же если это простецкий рисунок. За причудливыми или наоборот незатейливыми образами, которые нам дарит в своем произведении автор скрыта, сложная, а порой , как мне кажется даже и самим автором до конца не познанная идея. В каком то из журналов я как то случайно прочитал о том, что « рисунки – это портрет нашей внутренней жизни: скрытых эмоций, неосознанных конфликтов и смутных домыслов».
В своем же сочинении я должен рассказать об одной из увиденных мною картин «Третьяковской галереи». Из работ, которые были написаны великими мастерами чье мировосприятие гораздо более тонкое и уникальное чем мое (пока только начинающего художника).Я понимаю всю сложность поставленной передо мной задачи!
Из представленных на выставке картин мне больше всего понравилась работа Е.Е. Моисеенко «Мальчик с яблоком». По-моему мнению работа мне показалась более подходящей к описанию тем, что изображает сверстника, мальчика 13-14 лет.
Я постарался, как нас учили в школе внимательно изучить политру, композицию, технику и манеру письма в которой был выполнен рисунок. Так незаметно, переходя от общего к частному, я вдруг ощутил неожиданно для себя, что образ мальчика для меня как бы стал «оживать». Мне показалось, что я понимаю замысел автора…
Вот на первом плане яблоня! Точнее да же не яблоня, а одна из ее веток…Она вся усыпана плодами: яркими и бесспорно очень вкусными яблоками. Она как бы врывается в общую композицию картины занимая почти 1\4 ее части…Мне это напомнило прием, который используют с помощью виньеток. Общее обрамление с подчеркнуто выдвинутыми на общий фон картины или фото цветами, звездочками или другими очаровательными «украшениями». Которые создают особый настрой, эмоциональный фон картины, ее настроение! У Моисеенко это как мне показалось идея «вдохнуть» в картину ощущения не только лета, но и как бы вкуса самого яблока или яблок, причем очевидная спелость плодов неосознанно вызывает эту вкусовую ассоциацию.…А зачем, подумал я автору нужен был этот прием,…Я стал внимательно изучать его биографию.…То, что открылось мне в скупых описаниях жизни художника подтвердило мои догадки…Детство его прошло в деревне.…В обычном белорусском селе- благодатном теплом крае! И ассоциировалось, скорее всего, со вкусом яблок. Значит, рассуждал я дальше это выплеснувшееся воспоминание о детстве самого автора. Конечно, подумалось мне с иронией, вряд ли мальчик, выросший в Сибири (каким являюсь я сам) стал бы изображать, думая о своем детстве такую теплолюбивую яблоньку. Наши ассоциации с детством, скорее всего, наполнятся вкусом «вездесущей» черемухи или такой любимой у нас смородины.
Значит, рассуждал я первый план это своеобразный предваряющий эмоциональный настрой на всю картину, как бы ключик ко всему, что будит там дальше.…Такое своеобразное цветное стеклышко, через которое нужно смотреть на остальной мир произведения.…И в дальнейшем исходя из этого я не ошибся. Сам мальчик и вся его фигура, находящаяся на следующем плане имеют одну очень характерную, общую отличительную особенность. Посмотрите- изломленные ветки яблони и изломленная общая линия фигуры мальчика…Излом его позы, постановка всей фигуры настолько сочетается с изломами ветви и настолько не сочетается с реальным положением фигуры как бы мог стоять мальчик естественно…В его позе напряжение..Одно плечо ниже другого рука с яблоком неестественно застыла прижатой к щеке.…Более того, его корпус как бы запрокинут назад…Должен быть какой то смысл в этом показалось мне…Я стал внимательно рассматривать другие картины художника.… Все фигуры людей на них были удивительно естественны …И вдруг мне просто «улыбнулась удача» разглядывая разбросанные по галереям и коллекциям картины художника, опубликованные в интернете я совершенно случайно обнаружил, что автор не один раз обращался к образу мальчика с яблоком…В 1978 году им была написана похожая картина «Мальчик с яблоком», но там.Это была совершенно другая картина- фигура, главного героя была абсолютно расслабленная и руки у мальчика просто свисали в низ плетьми…
Но вернемся к основной работе.…После некоторых размышлений я стал догадываться, что автор умышленно в этой работе так расположил главного героя в мною описываемой картине, чтобы подчеркнуть некое напряжение, казалось бы, умиротворенного сюжета, его излом... О том, что такой большой профессионал заложил глубокое содержание в конструкцию картины еще подсказывали такие не по детски задумчивые глаза основного персонажа. Вот, подумалось мне, наверное, его взгляд, обращенный как бы внутрь, рассосредоточеный, рассеяный скрывает некое эмоциональное переживание. А может это переживание самого автора обращенное в уже безвозвратное детство? Может этим переживанием, которым автор наделяет мальчика прослеживается ,как бы, связь настоящего с настольгическим, неким идеальным прошлым.…Такие сложные, непрямолинейные образы, наверное, и есть та пища для ума, которая оживляет картину, подумалось мне.…В этих нюансах скрыта та магия картины, что заставляет часами строить самые немыслимые предположения.
Но то, что я прочел еще в биографии автора меня потрясло. Вот почему излом, почему настольгия-понял я.…А жизнь самого художника…Она драматична.…В своей ранней молодости война и три страшных года в Альтенграбове в контрационном лагере фашистов. Безмятежность детства и боль взросления.…Наверное, страшное приходит с осознанием того, что любовь родителей и очарование детства сменяются на призрение наци и смерть и страдание рядом с тобой…Ему было всего 25 в лагере… Это работа, подумал я о горечи жизни, которая разрывает связь между одухотворенностью детства и натурализмом и прозой жизни взросления…
В этой работе кроме мальчика и его мира, о котором я уже говорил, существует еще и другие два неразрывно связанные друг с другом. Это мир комнаты в глубине дома, достаточно прописанный в котором можно увидеть еще одного героя, точнее героиню сюжета-это бабушку мальчика, а так же мир, который существует по ту сторону дома за пределами широко распахнутой двери!
Мир или следующий план комнаты выступает резким контрастом с предыдущими яркими планами. Его колорит прописан в темных тонах в полусвете двух расположенных друг напротив друга источников света окна на переднем плане и двери на заднем. Часть комнаты скрыта от нас развевающейся на ветру зановеской. Причем занавеска закрывает почти треть комнаты. Я долго рассматривал рисунок, пытаясь понять, зачем художнику нужно было перекрывать обзор комнаты в картине ведь занавеска днем должна быть по идее раздвинута.…А здесь…она свободно плещется на ветру почти по центру окна…Я нескололько раз подходил к рисунку, садился, долго и внимательно изучал его, потом снова в полном отсутствии версий уходил. Тогда я взял лист бумаги и начал рисовать схематично: занавеска, оконный проем, комната, открытая дверь, пространство за дверью, тропинка, ведущая к двери.…И тут меня осенила простая по сути, но токая важная деталь картины по ее содержанию-это поток воздуха сквозной по направлению к смотрящему эту картину! Я был просто в восторге, я даже сразу оценил этот горб на занавеске, эдакий «парус» направленный в сторону зрителя, ну или смотрящего картину. Вот она эта сила изображения, она позволила передать уже не только вкус, запах, цвет, движение, но и еще и поток воздуха направленный на меня!!! И здесь на листе бумаги мне осталось только соединить эти пространства единым потоком, поток ветра или воздуха естественно был воплощением потока воспоминаний художника проходящего по тропе воспоминаний (тропа за дверью), к дому его детства(комната), через дорогие и милые сердцу зрительные образы.
И еще одна деталь: за широко распахнутым окном стол. На столе стоит чашка с парой блюдец под ней, в руках у пожилой женщины какой-то медный горшок. В котором достаточно хоть и не четко, но можно определить самовар, керосиновая лампа с краю…И за этим всем в проеме двери электрические столбы, стоящие вдоль дорожки и приближающиеся почти к самому дому,…Казалось бы, какая то нелепость..Зачем в избе в которой есть электричество керосинка или самовар.…И здесь я понимаю, насколько правильными были мои предыдущие выводы - рисунок соединяет в себе несколько времен, это настоящее (время в котором жил художник, то есть его настоящее) и прошлое (время его детства)…Как я уже говорил с потоком ветра в дом по тропе воспоминаний (прошлое) врываются воспоминания и они проносятся сквозь открытое окно через мальчика к нам. Меня настолько заинтересовала эта догадка, что я с необыкновенным азартом стал искать подтверждения своим предположениям…Я уже входил в азарт исследователя,…Я чувствовал, что мне нравится эта зашифрованная, но искусно выданная информация в картине.…Скажу честно я впервые делал, что то подобное.…И на выручку пришел снова интернет.…И снова сайт за сайтом я прохожу все информационные блоки, связанные с Е.Е. Моисеенко.…И вдруг.…Это просто заставило меня улыбнуться.…Нет, я просто смеялся от удовольствия.…На одном из сайтов посвященных Моисеенко я нашел прямое подтверждение своим догадкам!!! (Да здравствует интернет!)…На сайте были выложены фотографии из домашнего архива Моисеенко! И каково было мое изумление, когда на общей фотографии семьи, я в мальчишке стоящем по центру (это очевидно-фото я приложил к сочинению) я узнаю того самого мальчика изображенного в картине, про которую пишу…Я, понимаю, что родился Е.Е.Моисеенко в 1916 году, получается, что его детство в родительском доме было до его пятнадцатилетия (в 15 лет он уехал учиться в Москву). Это значит, детство художника в родительском доме проходило до 1931 года.…В маленьком селе Уваровичи Гомельского района в вдалеке да же от ж. Д. станции (было 6 км)…А значит и было это все и самовар и керосинка жизненно необходимо, т.к. в то время, скорее всего никакого электричества в удаленном селе не было…
Я не могу быть уверен в абсолютной достоверности своих выводов. Может быть, как и любое другое художественное произведение, это во многом так и останется загадкой.…Но мне кажется что мои исследования -достаточно убедительны!
Три загадки Солнца
Как я избавился от обидчивости
Лягушка-путешественница
Валентин Берестов. Аист и соловей
Астрономический календарь. Февраль, 2019