III мето на Всероссийском конкурсе "Мир из моего окна"
Вложение | Размер |
---|---|
lapina_kd-sankt-peterburg-gbou_sosh_51-6_klass-matematika_i_fizika.docx | 65.57 КБ |
Тема: «Математика вокруг меня»
Секция: Математика и физика
Автор: Лапина Ксения Дмитриевна,
г. Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ № 51, 6 класс
Руководитель: Хрусталёва Василина Леонидовна,
учитель математики
Санкт-Петербург, 2018
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..…….……2
Глава 1. Определение понятия «математика»………………………………..……4
Глава 2. Некоторые разделы математики…………………………………….……5
Глава 3. Математика в быту человека ……………………………………….…….6
Заключение…………………………………………………………………..……..10
Список литературы и интернет-ресурсов……………………………...…………11
«Математика – царица наук!»
Карл Фридрих Гаусс
(немецкий математик, физик, астроном XVIII-XIX вв)
Введение
Для меня математика – это не только арифметика, которую я использую в магазине. Я обратила внимание, что применения математике нужны в совершено разных сферах жизни, не связанных с арифметикой. Например, в музыкальной школе: для расчерчивания тактов необходимо понимание симметричности, т.к. такты должны быть симметричны друг другу. Или еще один пример - количество длительностей в одном такте. Если определен размер две четверти, то в таком размере 2 четверти, 4 восьмых, 8 шестнадцатых, всё это длительности нот и понимание этого необходимо для того чтобы правильно записать произведение. Музыкальная грамота с такими понятиями как длительность, ступени, построение аккордов, гармонии были придуманы для запечатления музыкальных произведений и исполнения не только автором, но и других музыкантов, а также при помощи музыкальной грамоты мы можем знакомится с произведениями прошлого.
Актуальность темы заключается в том, что примеров, где математика применяется в жизни человека очень много. Поэтому мне с тало интересно, как она влияет на прогресс.
Цель исследования: выявить степень распространения и влияния математики на быт человека.
Задачи:
Объект исследования: наука математика.
Предмет исследования: математика в быту человека.
Методы исследования: изучение литературных источников, анализ информации, систематизация информации по заданным параметрам.
Глава 1. Определение понятия «математика»
Математика – одна из древнейших наук. Как я выяснила - дать краткое определение математике совсем не просто, его содержание будет очень сильно меняться в зависимости от уровня математического образования человека.
На сегодняшний день написано много книг о математике, как о науке. Причём математика выделяется как группа наук, которая изучает величины, количественные отношения и пространственные формы.[ Спектор А.А., 2017] Т.е. математика изучает не материальные предметы, а методы исследования и структурные свойства объекта исследования, которые позволяют применять к нему некоторые операции. «Чистая математика имеет своим объектом пространственные формы и количественные отношения действительного мира, стало быть — весьма реальный материал. Тот факт, что этот материал принимает чрезвычайно абстрактную форму, может лишь слабо затушевать его происхождение из внешнего мира. Но чтобы быть в состоянии исследовать эти формы и отношения в чистом виде, необходимо совершенно отделить их от их содержания, оставить это последнее в стороне как нечто безразличное».[ Энгельс Ф, 2017]
В текстах на русском языке слово «математика» или «мафематика» встречается примерно с XVII века в таких трудах, как, например в «Книге избранной вкратце о девяти мусах и о седмих свободных художествах» Николая Спафария (1672 г.) [Филин Ф.П., 1982] Вообще же считается, что слово «математика» возникло в древней Греции примерно в V в. До н.э. и происходит оно от слова «матема» - учение; знания, полученные через размышления.
Математика в высокой степени абстрактная наука, однако, она не оторвана от реальной действительности. Значительная часть математических проблем, понятий и теорий имеет своим первичным источником реальные явления и процессы. Математика может быть связана с другими науками, и выступать, как прикладная наука. Но математика может применятся только там, где способна дать точные и полные показания. В наше время значение математического метода вырастает. И прогресс математики связан с прогрессом естественных, технических и гуманитарных наук.
У математики очень много разделов и поэтому математика очень многообразна. Я рассмотрела некоторые разделы математики подробнее.
Глава 2. Некоторые разделы математики.
В школе мы изучаем арифметику, элементарную алгебру, элементарную геометрию, теорию элементарных функций и элементы анализа. Если мы выберем высшее учебное заведение на нематематическом факультете, то будем изучать такие специальности математики как высшая алгебра и математический анализ. На математических факультетах в университетах преподают теорию вероятностей, функциональный анализ, теорию чисел и топологию (это раздел математики изучающий свойства геометрических фигур, остающиеся неизменными при любой деформации – сдавливании, растягивании, скручивании, но без разрывов и склеиваний). В Большой советской энциклопедии [БСЭ, 1978] говорится, что приложения математики очень разнообразны, а область применения математических методов не ограничена и все виды движения материи могут изучаться математически.
Одним из важнейших понятий математики является число. А числа изучает арифметика. Теория чисел или высшая арифметика занимается изучением свойств отдельных целых чисел. Арифметика - один из самых первых разделов математики. Можно сказать, что это первая ступень, основываясь на которой можно изучать более сложные математические разделы. Арифметика стала необходима тогда, когда людям потребовался счёт. С помощью чисел греки-пифагорейцы пытались постичь все закономерности мира. Люди использовали арифметику для торговли, строительства, механики, мореходства и навигации.
Основам арифметики издавна и неизменно уделяется большое внимание в начальном школьном образовании. Один из первых русских учебников по арифметике, написанный Л.Ф. Магницким в 1703 г. начинался словами: «Арифметика или числительница, есть художество честное, независтное, и всем удобнопонятное, многополезнейшее и многохвальнейшее, от древнейших же и новейших, в разные времена живших изряднейших арифметиков, изобретенное и изложенное». Искусство быстро выполнять арифметически действия долгое время считалось важнейшей задачей арифметики и именно это и лежит сейчас в основе всех вычислительных машин.
В алгебре принято записывать математические выражения (формулы) в самом общем виде, заменяя конкретные числа на буквенные символы, благодаря чему при решении однотипных задач достигается максимальная общность результата. Алгеброй мы начинаем заниматься с седьмого класса, но её основы постигаем ранее. Например формулы нахождения площади, периметра и объёма – это тоже алгебра.
Впервые, насколько можно судить по дошедшим до нас древним сочинениям, развитая алгебраическая система появляется в «Арифметике» Диофанта (IV век). Вряд ли можно сомневаться, что у него были предшественники, как они имелись у Евклида, Архимеда и других, однако мы ничего не знаем ни о людях, ни о трудах, на которые мог опираться этот замечательный алгебраист. Да последователей у него не было до XV века. Отсутствие хорошо развитой символики сковывало развитие алгебры. Самые сложные формулы приходилось записывать в словесном виде. И только в конце XVI в. Фронцузский математик Ф. Виет ввёл буквенные обозначения.
Глава 3. Математика в быту человека
Изучая различные источники о математике как науке я пришла к выводу, что в разные времена человек всегда использовал математику в своей жизни и она неизменна оказывала влияние на прогресс человечества. Для наглядности я систематизировала результаты своего исследования и привела их в следующей таблице:
Эпоха | Период развития математики и как применялись имеющиеся знания человеком |
Древний Египет II тыс. До н.э. | Вычислительная математика - астрономия (вели календари) - мореплавание (определяли время разлива Нила) - земледелие (вычисляли площади посевов и объёмы зернохранилищ) - строительство домов, плотин, каналов и военных укреплений (считали количество камней необходимое для постройки дома, вычисляли вес тел и размеры податей) |
Греция V в до н.э. | Появляется математическая теория, позволяющая делать расчеты более правильными Использовали вычислительную математику не только в обычной жизни, но и в магии, которая основывалась на астрологии и нумерологии |
Индия V-VII вв н.э. | Формируются основы алгебры и геометрии, вводится десятичная система счисления и ноль, а также используются арабские цифры. |
Восток IX-XV вв | Математика используется для деления углов в астрономии. Дается изложение алгебры как самостоятельной науки. |
Темное время V-XVI вв | Из-за падения Римской империи и постоянных войн математика используется только как арифметика, для расчета календаря церковных праздников. |
XVI-XVII вв | Издается книга Симона Стевина «Десятая» о правилах действий с десятичными дробями. |
XVIII-XIX вв | В XVIII-XIX веке многие технические процессы совершались на основе чисто практического опыта, без теоретического расчёта. Например, стены зданий строили ненужно большой толщины или делали машины с излишним расходом металла. Это и стало толчком для дальнейшего развития не только математики, но и теории. |
XX в | Во второй половине XX века, в связи с появлением компьютеров, произошла существенная переориентация математических усилий. Значительно выросла роль таких разделов, как численные методы теории, оптимизация, общение с очень большими базами данных, имитация искусственного интеллекта кодирование звуковых и видеоданных и.т.п. Возникли новые науки — кибернетика, информатика, распознавание образов, теоретическое программирование, теория автоматического перевода, компьютерное моделирование, компактное кодирование аудио- и видеоинформации и др. |
XXI в | Сегодня мы видим различные тенденции, которые сильно зависят от последних достижений в вычислительной технике. Математическое моделирование, разработка алгоритмов и научных вычислений стали инструментами замечательной универсальности для всех наук. Они обещают играть решающую роль в будущем прогресса. |
Мне бы так же хотелось немного рассказать о людях, чей вклад в развитие математики очень велик:
Заключение
Таким образом я увидела, что математика не только наука и школьный предмет, но и то, с чем мы каждый день сталкиваемся на протяжении всего времени эволюции человечества. Но высшие формулы математики редко проникают в жизнь и человек взял в быт то, что ему необходимо.
Проводя своё исследование, я пришла к следующим выводам:
В заключении я хотела бы сказать, что эта работа помогла мне понять, что математика многообразна. Так же, для себя я узнала много нового. Изучая разделы математики я познакомилась с тем, что и я буду изучать в будущем в школе. Составляя таблицу я поняла, насколько человечество продвинулось в своём развитии благодаря математике. Углубившись в эту работу я увидела, что математика действительно окружает нас и пронизывает нашу жизнь. Это подтолкнуло меня на дальнейшее проявление интереса к изучению математики.
Считаю, что задачи моей работы решены. Цель исследования достигнута.
Список литературы и интернет-ресурсов
Рисуем осенние листья
Весенняя гроза
Всему свой срок
Пятёрки
У меня в портфеле