Вложение | Размер |
---|---|
Безопасность - это обеспечение сохранности от угроз для жизни и здоровья человека. | 893.67 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Охи
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выполнил:
ученик 8 класса МБОУ СОШ № 5 г. Охи
Абрамов Руслан
Руководитель:
учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 5 г. Охи
Саяпина Е. Г.
Оха
2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Безопасность - это обеспечение сохранности от угроз для жизни и здоровья человека. В настоящее время проблема безопасности является одной из приоритетных из-за возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, связанных с природными, техногенными и социальными катастрофами. Вопрос культуры безопасности жизнедеятельности становится основным, поскольку современное общество сталкивается с проблемами, когда люди не осознают, как правильно действовать в постоянно изменяющихся условиях. Ежегодно в Российской Федерации, происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 800 лиц моложе 18 лет. В основе большинства пожаров лежит человеческий фактор, а их последствия негативно сказываются как на здоровье и благополучии отдельных людей, так и на социальной ситуации в регионе (утратившие в результате пожара жилье, имущество и трудоспособность граждане часто пополняют ряды маргинальных слоев общества). Потребностью социума является способность каждого человека помочь себе и окружающим в случае чрезвычайной ситуации. Предотвращение пожаров имеет социально-экономический эффект, повышает уровень благосостояния населения страны.
Актуальность исследования обусловлена тем, что вследствие современных быстроизменяющихся условий жизни людей в мегаполисе, людям приходится постоянно сталкиваться с чрезвычайными ситуациями и происшествиями независимо от своего желания. Человек старается избежать всевозможных опасностей, в том числе и пожаров. Однако понимание беды, возможности гибели людей не всегда доступно детскому восприятию. Не каждый ребенок в полной мере может представить себе, что незначительное, на первый взгляд, возгорание способно привести к пожару, разбушевавшемуся огню, гибели людей в нем, как трудно бороться с огнем. Дети младшего школьного возрасти чаще всего сами становятся причиной пожара, получают тяжелые травмы и ожоги из-за того, что вовремя не получили личностно значимую информацию об опасности игр с огнем.
Цель работы: формирование культуры пожарной безопасности у младших школьников.
Задачи в профилактической работе с детьми в области пожарной безопасности можно определить следующим образом:
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.
Школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у человека культуры безопасности. В этом возрасте легче сформировать мотивы, побуждающие учащихся к соблюдению норм и правил безопасного поведения, что будет основой для привития самостоятельного безопасного стиля жизни.
Методы формирования культуры безопасности включают рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов, лекции, беседы, консультации, личный пример старших (учителей, родителей, старшеклассников).
Средствами формирования культуры безопасности служат кино, радио, телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты книги, оформление кабинетов и уголки безопасности.
Правильно организованная пропаганда безопасности и охраны труда призвана постоянно в различных местах и формах напоминать обучающимся о потенциально опасных и вредных факторах на рабочих и других местах, о том, как следует вести себя, чтобы предупредить несчастный случай или ЧС. При этом пропаганда не должна быть навязчивой, излишне агрессивной, не должна мешать решению главных задач образовательного учреждения. Наглядная агитация используется как дополнительное средство внушения, убеждения, воспитания, обучения. Вырезка из газеты, фотография с места происшествия, с места захоронения, стенгазеты, плакаты - все это относится к средствам наглядной агитации. По содержанию они должны быть актуальными, информация - новой, художественное решение - эмоциональным. Изображенная ситуация должна быть типичной, выглядеть привлекательно. Всегда должна быть четко определена агитационная идея. На основании вышеизложенного, можно сделать заключение о том, что культура безопасности жизнедеятельности учащихся общеобразовательных учреждений - это часть базовой культуры, интегральное качество личности. Все компоненты структуры культуры безопасности жизнедеятельности взаимосвязаны.
Приобщение к культуре безопасности, как компоненту общей культуры, является необходимой и важной составляющей социализации ребенка. В образовательном процессе при условии его грамотного построения, осуществляется поддержка и оптимизация естественного хода социализации ребенка. Чтобы сформировать культуру безопасности жизнедеятельности у младших школьников, педагоги работают по двум направлениям:
1. воспитание у учеников мотивации к безопасному поведению;
2. формирование у детей:
– системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления;
– компетенций безопасного поведения;
– физической готовности к преодолению опасных ситуаций;
– психологической готовности к безопасному поведению;
– качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Младшие школьники должны иметь представление об опасностях, угрожающих человеку на пожаре; использовать полученные знания для укрепления здоровья, безопасного поведения в различных жизненных обстоятельствах, адекватно действовать в конкретных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни человека. Однако анализ причин возникновения пожаров показывает, что у детей недостаточно сформированы представления о пожарной безопасности. Ребёнок в возрасте 7-10 лет совершенно не представляет, как можно противодействовать опасности, в чрезвычайной ситуации часто теряется и не всегда может действовать осознанно, так как у него недостаточно знаний и умений и совершенно нет навыков – умений, доведенных до автоматизма.
На первом этапе формирования системы представлений пожаробезопасного поведения мы решили выявить уровень знаний младших школьников в области пожарной безопасности. С этой целью было проведено тестирование среди учащихся 1-4 классов нашей школы. (Приложение 1).
Рис. 1 Результаты первичного тестирования (сентябрь 2017 г.).
После первичной обработки результатов тестирования был сделан вывод: у младших школьников нет четких представлений ни о пожароопасных веществах, предметах и жидкостях, ни об осторожном обращении с огнем, ни об алгоритме действий в ситуации возможного возгорания. У младших школьников недостаточно четко сформированы знания о пожароопасных предметах. К ним ребята в основном относят: утюг, спички, зажигалка, настольные лампы и аэрозольные баллончики. Опрос показал, что многие ученики начальной школы даже не представляют себе, что к пожароопасным жидкостям также относятся уксусная кислота и резиновый клей. Большинство учащихся считают пожароопасной жидкостью только бензин.
Во время пожара для многих детей характерна пассивно-оборонительная позиция: ребенок в пылающем доме от страха может спрятаться под кровать, в шкаф или укромное место вместо того, чтобы покинуть горящее помещение и позвать на помощь.
В ходе работы были проведены часы общения с детьми младшего школьного возраста обсуждались с детьми варианты их поведения в различных ситуациях.
Рис. 2 Занятие «Причины и последствия пожаров в быту, дома, во дворе наулице» с сотрудником 9 ПЧ ФГКУ «1 отряд ФПС по Сахалинской области».
Формирование знаний об основах пожарной безопасности осуществлялось в ходе игр по ознакомлению с пожароопасными предметами и средствами пожаротушения, со способами передачи информации о пожаре, со знаками пожарной безопасности, запрещающими знаками, а также комплексных игр-занятий, встреч с инспекторами пожарной службы города, а также тренировочных упражнений по эвакуации учащихся из здания школы.
Рис. 3 Занятие «Поражающие факторы и правила поведения при пожаре» с сотрудником 9 ПЧ ФГКУ «1 отряд ФПС по Сахалинской области».
Рис. 4 Занятие «Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания».
Занятия, проведенные с учащимися младших классов, доказали, что если с детьми работать в системе, то результат будет положительным. При проведенном повторном опросе, результат показывает, что ребята справляются с заданиями на более высоком уровне.
Рис. 5 Результаты повторного тестирования (март 2018 г.).
Результат тренировочных эвакуационных мероприятий также улучшился по сравнению с началом учебного года.
Рис. 6 Время эвакуации из здания образовательного учреждения
Рис. 7 Практическое занятие «Путь безопасности»
Ребята с удовольствием изучают правила пожарной безопасности в лесу, факторы огня, способы тушения пожара, этапы разведения и тушения костра, правила пользования электроприборами и многое другое, потому что полученные знания побуждают интерес к участию в творческих конкурсах по пожарной безопасности, где они занимают призовые места.
Рис. 7 Участники творческого конкурса «Неопалимая купина»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время решение проблем безопасности невозможно без учета человеческого фактора. Поэтому развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Но учёт человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений.
Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и труда, практической деятельности по снижению уровня опасности.
Формирование у учащихся современной культуры безопасности жизнедеятельности есть одна из ключевых задач современного образования в области безопасности человека.
Под формированием культуры понимается процесс, составляющими которого являются установление и корректировка целей и задач, развитие основных методов и направлений формирования культуры безопасности жизнедеятельности, разработка нормативно-правовой, учебно-методической базы.
Результаты полученные в ходе анализа проведенной работы, позволяют сделать выводы о правильности поставленной цели, адекватности выбранных задач, методов и средств обучения и воспитания. Совокупность показателей полученных в марте 2018 года, при сравнении их с данными сентября 2017 года, четко показывают, что уровень культуры пожарной безопасности у младших школьников вырос. В пользу данного утверждения говорит и то, что ни один учащийся не оказался жертвой и причиной пожара в МО ГО «Охинский».
Исследование показало, что систематическая и планомерная работа в данном направлении демонстрирует положительные результаты в формировании культуры пожарной безопасности, а следовательно, ее нужно продолжать.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.http://do.gendocs.ru/docs/index-177321.html?page=2
2.http://cyberleninka.ru/article/n/shkola-semya-i-sreda-v-podgotovke-shkolnikov-osnovam-pozharnoy-bezopasno.
3.http://ppt4web.ru/pedagogika/formirovanie-partnerskogo-vzaimodejjstvija-shkoly-i-semi.html
4.http://www.dissland.com/catalog/problemno_treningovie_situatsii_kak_sredstvo_formirovaniya_pozharobezopasnogo_povedeniya_mladshih_sh.html
5.http://www.scienceforum.ru/2013/10/3503.
6. http://psychlib.ru/mgppu/disers/SkripnikLU/Slf-a-022.htm
7. Бутенко И. Уроки безопасности и уроки без опасности/И. Бутенко //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№9.-Сстатьи
8. Быстрова М. День знаний - и день безопасности/М. Быстрова / Гражданская защита.-2006.-№9.-С.55-56.
9. Васильев М. Не пускайте Красного Петуха в дом/М. Васильев / Основы безопасности жизнедеятельности.-2004.-"12.-С.9-11.
10. Ефимов В. Пожарная безопасность образовательных учреждений/В Ефимов //Основы безопасности жизни.-2004.-№7.-С.31-34.
11. Комова М. Каждый учащийся должен знать, где живет пожар (правила пожарной безопасности для населения)/М. Комова, Г. Прыткова //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№11.-С.20-25.
Приложение 1
Тест по пожарной безопасности.
А) 01
Б) 02
В) 03
Г) 04
А) холод
Б) дождь
В) ветер
Г) солнце
А) спрятаться и молчать
Б) бегать и кричать
В) плакать и звать на помощь
Г) не паниковать и идти к выходу эвакуации
А) полить его водой
Б) выдернуть из розетки и вызвать службу 01
В) залезть под одеяло и ждать прихода взрослых
Г) ждать когда огонь потухнет сам
А) пожарные рукава
Б) пожарные штанины
В) пожарные воротники
Г) пожарные карманы
А) мокрой тканью
Б) простыней
В) плотным одеялом
А) направить на него струю огнетушителя
Б) повалить человека на землю и накрыть плотной тканью
В) сорвать с него одежду
А) не спеша, собрав сначала ценные вещи
Б) пробираться к выходу, дыша через мокрую тряпку, на четвереньках
В) бегом, громко крича, чтобы тебя все слышали
А) мебель
Б) электроприборы
В) одежду
Г) шторы
А) не зажигать самостоятельно газовую плиту
Б) не оставлять без присмотра включенный утюг
В) не играть со спичками
Г) не плавать в незнакомом месте
А) пойдете по соседним купе и будете сообщать все пассажирам
Б) сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать указаний в купе
В) дерните за рукоятку стоп-крана
А) на огне человек научился готовить пищу
Б) огонь спасал людей от холода
В) огонь помогал в борьбе с хищниками – отпугивал их от пещер и жилья
Г) огонь уничтожал урожай
Возник пожар | Открой окно, балкон |
В комнате много дыма | Звони по номеру 01 |
На тебе горит одежда | Забросай землей |
Задымился телевизор | Дыши через мокрую ткань |
Горит старая трава | Отключи, накрой одеялом |
Почувствовал запах газа | Ползи к выходу |
Трудно дышать от едкого дыма | Падай на землю, катайся |
А) лопата
Б) топор
В) лом
Г) багор
Д) ведро
Е) ящик с песком
Ж) лейка
- Найди лишний предмет
А) бензин
Б) молоко
В) резиновый клей
Г) сок яблочный
Д) уксус
Е) лак
А) «Вход воспрещен!»
Б) «Не курить!»
В) «Берегись автомобиля»
Г) «Огнеопасно»
А) над газовой плитой
Б) на улице
В) на балконе
А) быстро бежать
Б) строго следовать указаниям учителя
В) начать самостоятельно тушить пожар
Приложение 2
Сценарий игры «Огонь ошибок не прощает»
Оформление
В игре принимают участие две команды. Вопросы задаются по очереди. Право первого хода разыгрывается по жребию. За правильный ответ команда получает 1 балл.
Цели:
-обобщение, систематизация и закрепление знаний правил противопожарной безопасности;
1 тур «История»
Вопросы:
1. Кто, согласно мифу, принёс на землю огонь? (Прометей похитил огонь у богов и подарил его людям).
2. Как раньше оповещали людей о пожаре? ( Колокольным звоном – набатом, позже пускали воздушные шары с пожарной каланчи).
3. Какое событие 1812 года вошло в историю пожарного дела? (Пожар в Москве).
4. В 64 году огонь уничтожил половину Рима. Считают, что поджог совершил император. Чтобы освободить место для своего дворца? Как его звали? (Нерон).
5. Каким было первое приспособление для добывания огня? ( В куске дерева мягкой породы проделывалось углубление, в которое устанавливалась палочка из дерева твердой породы. При вращении палочки дерево нагревалось и начинало тлеть).
2 тур «Противопожарные средства»
Вопросы:
3 тур «Ситуация»
Вопросы :
4 тур «Знаете ли Вы?»
Вопросы:
5 тур «Закончите и отгадайте»
- На воре и шапка …( горит)
- Нет дыма без…(огня)
- Из огня…( да в полымя)
- Спички детям ….(не игрушка)
- И днём с ….. не найдешь (огнём)
- Один с огнём – другой …( с водой)
- И мала, и зла, чуть свечу, а иногда так упаду, что много горя принесу (спичка).
- Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены?(жизни)
- Дрожит свинка - Золотая щетинка (огонь)
- Лежат они в коробочке, в шкафу или на полочке. Кто с ними играет, тот беду накликает (спички).
- Маленькая удаленькая, а большую беду принесла (искра)
6 тур «Кроссворд»
По горизонтали: 3. Шест с пожарного щита. 4. То, что защищает голову военного, строителя и пожарного 5. Средство для воспламенения порохового заряда в гранате или бомбе. 7. «Поджигатели» в коробке. 10. Газовое огниво курильщика. 12. Именно на нем при пожаре набирают «01». 13. Наконечник пожарного шланга. 17. Пловное зерно. 19. «Красный цветок», которым Маугли подпалил усы Шер-Хану. 20. Во что сметают мусор? 21. На что понадеялся поп, нанявший Балду в работники? 22. Он на трех ногах стоит, пианист за ним сидит.
По вертикали: 1. «Горный лен» - волокнистый минерал, из которого делают не боящиеся пожаров плиты, перегородки и даже ткани. 2. Колдовская порча взглядом. 4. Вышка над зданием пожарной части, давшая название высокому человеку. 6. Спец по домашним очагам. 8. Он утром, вечером и днем готов вести борьбу с огнем. 9. Знаменитая певица по имени Эдит. 11. Огнедышащая гора с острова Сицилия. 14. Из них получают дрова. 15. Он - и на пляже, и в сахарнице, и в ящике рядом с пожарным щитом. 16. Сборник фотографий. 18. Самое распространенное средство для борьбы с возгоранием. 20. Что Бог послал крыловской вороне?
Конкурс капитанов
Дорогие капитаны, сейчас я попрошу вас выполнять мои команды. Но вы их выполняйте лишь только в том случае, если услышите слово «капитаны».
Капитаны, хлопните в ладоши! Раз! Ещё раз! Капитаны, улыбнитесь! Поднимитесь! Встаньте, капитаны! Подтянитесь! Капитаны, подтянитесь! Капитаны, хлопните! Капитаны, топните! Пожалуйста, садитесь! Займите позицию сидя, капитаны! На плечо соседу руку положите. Пожалуйста, руку на плечо соседу положите, капитаны! А теперь пожмите друг другу руки! Капитаны, с плеча другого руку уберите и обменяйтесь, капитаны, крепким рукопожатием. Познакомьтесь, капитаны! Спасибо! Здорово! Поаппладируйте друг другу, капитаны!
Дополнительные вопросы (на случай, если команда набирают равное количество баллов)
Какие меры нужно предпринять, чтобы оказать первую помощь пострадавшим при пожаре? (При сильном ожоге необходимо разрезать и удалить клочки одежды с области ожога, наложить стерильную повязку. Нельзя смазывать кожу жирами, мазями, спиртом, вскрывать пузыри, удалять инородные тела с поверхности ожога. Пострадавшего нельзя раздевать, нужно его обернуть чистой простыней, дать обезболивающее, например анальгин или аспирин. Вызвать « скорую помощь» или отвезти пострадавшего в медпункт).
Подведение итогов
Победила команда, набравшая большее количество баллов.
Приложение 3
Дети о пожаре
«Действия при пожаре»
Пожар. Какое определение можно дать этому слову? Единственное, что приходит в голову, это опасное и очень опасное природное явление. Но что же делать, если случилось такое, что пожар все-таки произошел. Первоначально (где бы пожар не произошел) нужно отойти от очага огня на безопасное расстояние. Далее, по возможности, связаться с пожарной службой, номер которой нам известен еще с детского сада. Да, это номер 01. следующие действия выполняются по ситуации. Конечно, если возможно, нужно помочь другим людям покинуть пожарную зону. Можно, если пожар еще не очень большой, постараться потушить его самостоятельно, используя для этого либо воду, либо любой, попавшийся под руку предмет который мог бы предотвратить подачу кислорода к огню (без кислорода огонь не сможет существовать).
Дополнение: если пожар является лесным, то нужно уходить от него против ветра, поскольку огонь продвигается по направлению ветра.
И, в конце, конечно, хочется сказать, что большинство пожаров происходит в результате деятельности человека. Так что будьте аккуратны в своих действиях с огнем и огнеопасными веществами.
Сорокина Анна, 4 «в» класс.
«Профилактика пожарной безопасности дома и на улице»
Чтобы потушить пожар в закрытом помещении, например, дома, в квартире, следует закрыть все окна и двери, и попытаться отключить все электроприборы, начать тушить пожар. Если у тебя не получается потушить самому пожар, тебе следует позвонить в пожарную службу и лечь на пол, потому что дым всегда подымается вверх.
Чтобы предотвратить пожар дома, следует не включать более трех приборов одновременно, закрывать и выключать электроприборы из сети, когда ты куда-то уходишь, а дома никого нет.
Если ты увидел в лесу пожар, следует забраться повыше и кричать, звать на помощь и, если есть телефон надо срочно позвонить в пожарную службу. Когда ты все это сделаешь, тебе надо бежать от пожара против ветра.
Пожар – это возникновение огня по каким-то причинам, которые привели к чему-то плохому.
Лялин Руслан, 4 «б» класс.
Серебряное копытце
Учимся ткать миленький коврик
10 осенних мастер-классов для детей
Рисуем осенние листья
Снежная сказка