Ученическая работа,посвященная исследованию эпоса народов Кавказа.
Вложение | Размер |
---|---|
nartovskiy_epos.pptx | 1.64 МБ |
Слайд 1
Нартовский эпос Подготовили Элесханова Альбина и Стребкова Елизавета 10 «Б» класс.Слайд 2
Нас привлекла эта тема, так как нас интересует история и различные легенды . Мы много слышали о Нартовском эпосе и, узнав много нового и познавательного, мы решили немного рассказать вам об этом . Почему мы выбрали эту тему?
Слайд 3
Нартский эпос На́ртский ( На́ртовский ) э́пос бытует у ряда народов Северного Кавказа. Основу эпоса составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей (« нартов »). Существует прежде всего у осетин, абхазо-адыгский народов, балкарцев и карачаевцев. Известны также версии эпоса, встречающиеся у вайнахов , отдельные циклы у сванов и других народов. Существует в прозаической и стихотворной форме. В основе произведения лежит древний эпический цикл народов Кавказа, а также культура северо-иранских (скифо-сарматов) народов .
Слайд 4
Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в VIII—VII веках до нашей эры, а в XIII—XIV веках разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события. Относительно происхождения слова «нарт» исследователи не пришли к единому мнению. Так часть из них усматривает сходство с иранским словом «нар» (мужчина), другие связывают с осетинским « нæ арт» (наш огонь) или древнеиндийским корнем « нрт » (плясать). В. И. Абаев полагал, что слово «нарт» восходит к монгольскому корню нара «солнце» (многие герои эпоса связаны с солярным мифом). Становление эпосом
Слайд 5
Многочисленные сказы о нартах группируются вокруг имён основных персонажей эпоса, образуя, тем самым, своеобразные циклы. В каждой национальной версии эпоса те или иные циклы занимают сравнительно большее или меньшее место. Также есть различия в именах героев эпоса. Также в каждой версии сказаний есть свои, уникальные герои. Например, у адыгов — Адиюх , Ахомида , Бадыноко ; у осетин — Ахсар , Ахсартаг , Уархаг . В абхазских сказаниях есть Цвицв , Нарджхеу . У балкарцев и карачаевцев — Алауган , Дебет, Джёнгер ( Нёгер ), Таусо . Также есть различие между образами нартов . Сказания разных народов
Слайд 6
У осетин В осетинской версии нарты делятся на три фамилии: Ахсартагката , Бората и Алагата . Первые — воины. Их род небогат, но обладает силой и отвагой. Второй род, Бората, постоянно враждует с Ахсартагката . Они богаты, но именно они послужили причиной гибели нартов . Род Алагата редко упоминается в эпосе; Алагата — хранители всех ритуальных предметов, необходимых для обрядов. Ни один праздник, посвящённый духам и богам, не обходится без них. Согласно теории трёх функций Жоржа Дюмезиля , это деление на три рода-касты отражает социальный строй древнего индоевропейского общества, отчего и представлено только у осетин — единственного индоевропейского народа в регионе.
Слайд 7
У вайнахов В основном нарты изображаются могучими воинами. Они — позитивные персонажи, несущие добро. Имена нартских героев состоят из двух частей, т.к у вайнахов принято называть сначала отчество человека. а затем его имя. Например, Хамчий Патриж — буквально означает Патриж сын Хамчи . Историк Ч. Э. Ахриев полагал, что нарты разделяются на две группы: благородные, высоконравственные нарты и подлые, коварные орхустойцы , которые изображаются как коварные разбойники, нападающие на безоружные сёла. Тем временем, им противостоят местные герои. Оба вида нартов могут и породниться, но между ними идёт постоянная вражда. Боткий Ширтка не является нартом , он выполняет роль советчика и мудреца. Проживает большую часть жизни в мире мертвых. Зачастую, после ссоры с нартами уходит в мир мертвых, а те в свою очередь бывают вынуждены просить у него помощи, т.к нуждаются в его советах и предсказаниях. Б.Ширтка принес из подземного мира мельницу, с его помощью Села Сата принесла оттуда ножницы, иглы, наперсток и рецепт изготовления пива. Образ Ширтки отразился в языческой религии ингушей. После того, как он показал людям, что мертвые получают все, что было пожертвовано им живыми родственниками, ингуши стали устраивать поминальный ужин ( марс- пхьор ) в конце октября.
Слайд 8
«Пир нартов » М. Туганов
Слайд 9
У абхазо-адыгских народов Одно из важнейших тем в эпосе является тема беззаветной любви к Родине, бесстрашие и отвага героев в её защите. Кроме того, в эпосе достаточно полно представлены и такие темы, как уважительное отношение к женщине, забота о старшем и младшем поколении и его воспитание. В сказаниях нарты своё свободное от работ и защиты Родины – время, проводят на сходках, где они устраивают не только соревнования по джигитовке, стрельбе из лука, метанию камня, борьбе и т.д , но и по пляскам, пению, красноречию и смекалке. Особенное место в нартских сказаниях также занимает — конь. Он является неразлучным другом любого нартского героя и выступает таким же всесильным, как и сам герой, который наделён неимоверными силами и возможностями. Конь в эпосе выступает как аристократ среди всех животных и наделён человеческим языком и разговаривает с людьми. Эпоха нартов представляет собой мифо-эпичеческое время. Одним из первых и крупных собирателей адыгской версии нартского эпоса был кабардинский князь — Кази Атажукин , который в 1864 году выпустил первую книгу с некоторыми сказаниями о нартах.
Слайд 10
У балкарцев и карачаевцев Нарты , согласно карачаевским и балкарским сказаниям, это бесстрашный народ воинов-богатырей, потомки бога кузнечного дела Золотого Дебета. Они созданы верховным богом Великим Тейри с определенной целью — установить на земле порядок, истребить эмегенов и драконов, очистить мир от всего, что мешает людям. Поэтому главное занятие нартов — война. Нарты делятся на 4 рода — по именам родоначальников: Аликовы ( Аликлары ), Схуртуковы ( Усхуртуклары ), Бораевы ( Боралары ) и Индиевы ( Индилары ). Каждый род имеет своих героев-богатырей. К роду Аликовых принадлежат, например, старший сын Золотого Дебета — Алауган и его сын Карашауай , к Схуртуковым — предводитель нартов Ерюзмек и его сыновья, к Бораевым — Бора-батыр и Созар , к Индиевым — семь братьев. Все нарты едины в своей борьбе с внешними врагами — иноплеменниками и чудовищами. Но существует у них и вражда между родами. За власть и влияние в стране нартов борются два рода — Аликовы и Схуртуковы , и их вражда прекращается только после женитьбы Карашауая на дочери Ерюзмека Агунде .
Слайд 11
У других народов Кавказа Нарты также упоминаются у народов Дагестана и у некоторых грузинских субэтнических групп, таких как рачинцы , сваны, хевсуры и др. Встречаются нарты у них только в сказках. Это безымянные богатыри-великаны, обладающие огромной силой. У народов Дагестана в сказках обычно не один, а семь нартов . Они живут в лесах, в башнях, упирающихся верхушкой в небо. Огорожены их жилища железным забором.
Слайд 12
Герои эпоса Одним из главных героев нартовских сказаний является Сослан. У всех народов это нарт, рождённый из камня. В осетинских сказаниях у Сослана проходит аналогия с Ахиллом из греческих мифов. У последнего была уязвима лишь пятка, всё остальное тело было неуязвимым. У осетинского Сослана уязвимы были колени. И тот, и другой погибли вследствие удара по слабому месту. С детства этот герой проявлял смелость, силу и самостоятельность. В абхазской версии он был младшим братом из ста, но превосходил братьев и силой, и находчивостью. Также важен цикл о Сели Сата . В абхазской и адыгской версиях это романтическая женщина, символ красоты, ума и неувядающей молодости. В осетинской версии она как бы приземлена. У осетин она является женой родоначальника нартов — Урузмага . Образ Сырдона , культурного героя с чертами трикстера (комическими и демоническими), Жорж Дюмезиль проводил параллель со скандинавским Локи.
Слайд 13
Интересные факты Имена нартских героев часто дают новорождённым у народов, среди которых бытует этот эпос . В Кабардино-Балкарии находится город Нарткала, название которого переводится как «город нартов »,село Нарт, название которого переводится двояко — «мать нартов » или «стол (круглый) нартов », посёлок городского типа Адиюх (имя девушки из адыгской версии эпоса), в котором большинство улиц названы именами нартов . В Северной Осетии: улицы « Нартовская » во Владикавказе, в Цхинвале и Беслане. В честь нартов в Ардонском районе названо село Нарт .
Слайд 14
Всё это не оставляет сомнения, что материальным ядром эпос послужил древний аланский цикл, восходящий некоторыми элементами ещё к скифской эпохе и непрерывно обогащавшийся за счёт контактов с другими народами, в том числе народами Кавказа. Разумеется, исследовательская работа по изучению этого памятника сначала опиралась главным образом на материал. И, может быть, этим объясняется тот факт , что вплоть до годов генезис нартского эпоса связывался по преимуществу с историей осетин. Считалось, что он «проник» на Кавказ вместе с приходом туда аланских предков осетин.
Слайд 15
Появление доказательств о широком бытовании нартского эпоса также и у других народов Кавказа воспринималось как факт культурного заимствования, и не более. Но уже в середине 50-х годов в советской науке был провозглашён тезис о нартских сказаниях как о едином общекавказском памятнике древней эпической поэзии. Стало очевидным, что исторические корни, объединяющие нартские сказания всех национальных версий, надо искать в основных факторах кавказской общности, таких, как: генетическое родство народов Кавказа; роль единого кавказского субстрата; сходные условия материального общественного существования и тесное духовное общение между этими народами втечение длительного исторического времени.
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Рисуют дети водопад
Что такое музыка?
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Ребята и утята
Карты планет и спутников Солнечной системы