Работа поможет посмотреть на произведение Гоголя сквозь призму разных фильмов
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_trunova_2.docx | 70.14 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
Проект на тему:
Экранизации произведений Н.В. Гоголя
(на примере «Вия»).
Выполнила: Трунова Полина Владиславовна,
ученица 5 «А» класса
Руководитель:
Абрамова Евгения Александровна,
учитель русского языка и литературы
Г. Нефтеюганск
2018г
Содержание:
Введение Основная часть Глава 1. Особенности творчества Н.В Гоголя. Глава 2. Особенности экранизаций и их отличия от произведений Н.В. Гоголя Заключение Список использованной литературы | 2 4 7 10 11 |
Введение.
Гоголевские образы не умерли
не отошли в прошлое.
Н. Бердяев
Когда мне предложили написать проект на тему: «Экранизации произведений Н. В. Гоголя, я долго перебирала в памяти наиболее яркое, запоминающееся из них. Сомневалась, какое из произведений мне нравится больше «Шинель» или «Ревизор», «Ночь перед Рождеством»?
Всё, созданное Н. В. Гоголем, очень актуально и сейчас; ни одно его произведение не растеряло со временем своей значимости, наоборот, приобрело ещё больший острый акцент.
Так размышляя, я пришла к выводу, что моё самое любимое произведение Гоголя - повесть «Вий».
Актуальность проекта: кинематограф стал неотъемлемой частью нашей жизни. В какой - то степени он даже является культурным наследием каждой страны, а особенно ценятся фильмы, снятые по сюжетам произведений великих классиков литературы.
Новизна проекта: на сегодняшний день существуют работы, посвященные исследованию творчества Николая Васильевича Гоголя и анализу его произведений. Однако я решила изучить эту тему на примере экранизаций литературных произведений Н.В. Гоголя, что и является целью данной проектной работы.
Объект: произведения Николая Васильевича Гоголя (в данной работе «Вий») и их экранизации, снятые в России, Российской Империи и СССР.
Цель проекта: анализ произведений Н.В. Гоголя, экранизации его произведений, выявление сходств и различий фильмов от написанных оригиналов.
Для достижения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
Гипотеза данной работы заключается в следующем: если экранизации произведений Гоголя отличаются от оригинальных произведений писателя, то стоит ли смотреть фильмы, снятые по его произведениям.
Мною были выбраны способы проверки гипотезы:
Практическая значимость работы: данную работу могут использовать ученики не только на уроках литературы, но и на уроках истории России.
Основная часть
Глава 1. Особенности творчества Н.В Гоголя.
О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных».
Его герои чаще, чем у кого - либо другого из русских писателей становились именами нарицательными.
Повесть «Вий» я прочитала на летних каникулах, тогда меня больше всего заинтересовал сюжет произведения и, конечно, Вий – «начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли».
Отыскав на книжной полке книгу тёмно - зелёного цвета с чёрной надписью «Гоголь», принялась читать. И тут я поняла главную мысль гоголевского творчества вообще, Гоголь в каждом своём произведении обращается к образу души. Почему так, а потому что душа самого писателя – сложная, тёмная, предельно одинокая и несчастная; душа пророческая и мистическая; душа, претерпевшая нечеловеческие испытания и пришедшая к Христу. Это становится понятно только в том случае, если подробно изучить многие произведения мастера.
Начало повести никак не связано с мистическими превращениями. С первой страницы Гоголь отправляет читателя на украинский рынок. И вот тут-то мы становимся свидетелями живой, яркой речи, которая подкупает читателя своей естественностью.
«Рынок в это время обыкновенно только что начинал шевелиться, и торговки с бубликами, булками, арбузными семечками зазывали покупателей:
- Паничи! Паничи! Сюды! Сюды! Ось бублики, маковники, буханци хороши! Ей – богу, хороши! На меду! Сама пекла!»
Прочитаешь эти строки и, кажется, что сам попадаешь в эту атмосферу рыночной суеты и толкотни.
Каждая фраза у писателя наполнена богатейшим смыслом, читая его произведения, не устаёшь удивляться тому, как просто он говорит о непростых вещах. Вот диалог Хомы Брута с казаками:
- А что, дядько, можно ли узнать по каким-нибудь приметам ведьму?
- Люди, знающие науку, говорят, что у ведьмы есть маленький хвостик.
- Когда стара баба, та и ведьма, - сказал хладнокровно седой казак.
- О, уж хороши и вы! Настоящие толстые кабаны, - подхватила баба, стоящая рядом.
Разве не вызовет на лице улыбку этот диалог?
А как щепетильно автор относится к описанию пейзажа в повести. На мой взгляд, Гоголь с особой тщательностью подбирал каждое слово: «… всё прочее было скрыто густо заросшими вишнями, бузиною, лопухом, просунувшим на самый верх свои высокие стебли с цепкими розовыми шариками…».
Только человек, родившийся и выросший в деревне, может по-настоящему понять всю красоту деревенской природы. Когда на дворе конец января, с особенной теплотой вспоминаешь эти розовые шишечки, которые летом так надоедливо цепляют за ноги каждого прохожего.
Гоголю удаётся совместить в повести реальное и мистическое, причём эти два начала очень мирно сосуществуют в произведении, не мешая одно другому.
«Вий» - это, на мой взгляд, самое первое произведение ужасов. Моя мама рассказывала, как в начале семидесятых годов демонстрировали фильм с одноимённым названием. В это время деревенский клуб – это место, где собирались и стар и млад на просмотр отечественного и индийского кино. Выключен свет, полная тишина. Вот на белоснежном экране появляются три ярко-красные буквы «Вий». Все внимательно следят за развитием событий. Хома Брут служит молебен по усопшей в первую ночь. Тишина становится ужасающей, и тут на экране появляется слеза красного цвета, которая катится по лицу покойницы. На весь клуб раздаётся пронзительный крик, кто-то из девчонок не смог сдержать своих эмоций, страх и ужас охватывают весь зал.
А потом поздно ночью, вспоминает мама, шли из клуба все вместе, по очереди провожая друг друга. Долго обменивались молодые люди впечатлениями от просмотренного фильма. Прошло время, и теперь этот фильм воспринимается гораздо обыденнее, и вряд ли кто из моих ровесников закричит от увиденного.
То, что не изучено до конца, во все времена манило к себе обыкновенного человека. Тема мистики, колдовства, можно сказать, красной нитью проходит через всё творчество Н. В. Гоголя.
Что же совершила страшного в своей жизни панночка, говоря перед смертью отцу: «Привези бурсака Хому Брута. Пусть три ночи молится по грешной душе моей».
«Она была ведьмой», - поясняет дальше Гоголь.
Хома Брут делает всё возможное, чтобы замолить грехи молодой красавицы, но не всё ему под силу.
«В страхе он очертил около себя круг…». А почему именно круг очертил Хома? Ответ на данный вопрос я решил обязательно найти. В книжном шкафу случайно рядом с произведениями Н. В. Гоголя стоит четырёхтомное собрание сочинений Е. П. Блаватской, здесь нахожу объяснение этой магической фигуре. Оказывается, «…круг служит символом воли церковнослужителя и составляет ограду его от дурного влияния. Круг может быть начерчен шпагой, в случае необходимости порошком угля или мелом».
Поэтому «Она стояла почти на самой черте; но видно было, что не имела сил переступить её…».
Основная мысль, которую хотел донести автор до читателя, на мой взгляд, заключается в том, что каждый человек должен заботиться о своей душе на земле: не делать зла, не вредить, не завидовать, не убивать, не нарушать, по сути, библейские заповеди. За свои ошибки приходится рано или поздно расплачиваться. Задача Гоголя – указать истинный путь именно грешникам.
Н. В. Гоголь заставляет задуматься своего читателя, самостоятельно обратится к поиску ответов на внезапно возникшие вопросы, и ты уже сам не замечешь, как открыл другое произведение и нашёл ответ на вопрос.
Сколько бы ни прошло лет со дня рождения Н. В. Гоголя, люди всегда будут читать произведения гениального автора, находить в каждой строчке, каждом слове огромную жизненную мудрость, искать ответы на самые сложные вопросы.
Я думаю, что Гоголь - писатель-философ. Его размышления о Боге, душе, зле, добре, правде заставляют меня не просто читать бессмертные произведения, но и вслед за писателем идти в мир реальный и в мир, полный загадочности. Совершив это удивительное путешествие по страницам произведений Гоголя, лучше понимаешь такие вопросы: для чего мы живём? На что тратим своё время? Печальный пример гоголевских героев заставляет нас взглянуть критически на самих себя и на нашу жизнь.
С полной уверенностью я могу сказать, что мне нравится творчество Н. В. Гоголя.
Гоголь – писатель великий и загадочный. Разгадать тайну его творчества удаётся только тем, кто по-настоящему увлёкся произведениями мастера.
Произведения Гоголя много раз экранизировались. Композиторы сочиняли оперы и балеты по его произведениям. Помимо этого, Гоголь сам становился героем фильмов и других художественных произведений.
По мотивам произведений сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» компания Step Creative Group выпустила два квеста: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (2005) и «Вечер накануне Ивана Купала» (2006). Первой игрой по повести Гоголя стала «Вий: История, рассказанная заново» (2004).
Глава 2. Особенности экранизаций и их отличия от произведений Н.В. Гоголя
«Вий» (1967 г., режиссёры- Георгий Кропачёв, Константин Ершов). Отличнейшая экранизация просто прекрасно перенесла как содержание и глубинный философский подтекст, так и магическую и зловещую атмосферу рассказа Гоголя. А комбинированные съемки, эффекты с летающим гробом и грим ведьмы и нечисти сделаны для того времени очень здорово и отлично смотрятся. Плюс ко всему, можно отметить отличную и завораживающую музыку, передающую таинственную и зловещую атмосферу фильма и хорошего оператора. Фильм полностью соответствует произведению Н. В. Гоголя. Режиссеры передали атмосферу гоголевского произведения не только при изображении быта украинцев, но и передали красоту украинской речи.
«Вий» (2014 г., режиссёр- Олег Степченко). Фильм получил неоднозначные отзывы критиков, средняя оценка фильма критиками составила 5,7 из 10. Сдержанно-положительно о фильме отозвались критики таких изданий как «Новая газета» , «Ведомости», «Искусство кино», «Комсомольская правда». Отрицательно — «КГ-Портал», «Афиша». Нейтрально — «Мир фантастики», «25-й кадр». Большинство изданий хвалили красочные спецэффекты и декорации фильма, но отмечали, что он довольно далёк от повести Гоголя. Фильм часто критиковали за вторичность — даже в положительных рецензиях отмечалось его сюжетное сходство с фильмом «Сонная лощина».
В фильме много лишних героев, которых не было в произведении Гоголя. Английский картограф Джонатан Грин, Петрусь- местный житель, Натуся- подруга панночки, отец Паисий.
Отец Паисий- главный злодей фильма. Он «оживляет» старинную легенду о Вие, чтобы напугать местных жителей. Отцу Паисию важно послушание хуторян, так как он пытается создать новую религию, отличную от христианства. Сначала отец Паисий смастерил костюм Вия и ночью пугал девушек. А панночку он соблазнил и убил, свалив всю вину на Хому Брута. Церковь, в которой отпевали панночку, отец Паисий объявил проклятым местом и запретил проводить молебны.
А Хома Брут живет в церкви и пытается доказать свою невиновность. Он вынужден играть роль Вия, так как боится мести отца Паисия. И к тому же Хома разгадал замыслы батюшки.
Хома знакомится с картографом и всё ему объясняет. Вместе они раскрывают перед хуторянами замыслы отца Паисия. Но батюшка так просто не сдаётся, и его наказывают высшие силы. Он погибает под сводом церкви, которую сам и окрестил проклятой.
Панночку хоронят по всем церковным канонам. Хома Брут становится священником (в оригинале «Вия» он умирает в церкви на третью ночью). А костюм Вия отдают кузнецу Тарасу для хранения.
«Гоголь. Вий» (2018г, режиссёр-Егор Баранов)
Данная экранизация «Вия» является продолжением фильма «Гоголь. Начало»(2017 г.). Эти фильмы связаны одной сюжетной линией. Писарь из Санкт-Петербурга Николай Гоголь бросает вызов загадочному тёмному Всаднику, который жестоко расправляется с девушками в окрестностях села Диканька. Собрав команду из местного полицейского, пьяницы-доктора, суеверного кузнеца и странствующего философа-экзорциста, Гоголь пытается заманить злодея в ловушку, но на его пути встает самое жуткое порождение нечистой силы — Вий, один взгляд которого способен высосать душу смертного. Неожиданно для себя Гоголь выясняет, что с потусторонними силами его связывают не только таинственные видения, но и общее прошлое.
Создатели «Гоголя. Вий» взяли за основу произведения писателя, то есть не последовали за ним шаг в шаг.
Жуткие убийства в селе Диканька продолжаются. Жертвами загадочного всадника стали уже 11 девушек. Гоголя всё чаще начинают преследовать обмороки, сопровождающиеся видениями, но он верит, что это - сила, приближающая его к поимке душегуба. Однако, когда Гоголь узнаёт, что следующей жертвой всадника должна стать Лиза, его возлюбленная, он теряется: хватит ли его способностей на то, что бы противостоять убийце?
К счастью, на помощь герою приходит охотник на ведьм, мастер восточных единоборств и философ Хома Брут. Вдвоём они проведут три страшные ночи в стенах старинной часовни, отпевая ведьму Ульяну и призывая самое жуткое порождение нечистой силы – Вия.
Хома Брут - был учеником бурсы (семинарии) среднего курса обучения, на котором уже учили философии. Потому - "философ" Хома Брут, в современной экранизации он экзорцист (охотник на ведьм) по призванию богослов.
Усопшую ведьму звали Оксанка, а в фильме Ульяна.
Никакая злая сила не убивала молодых дивчин в Диканьке.
Много вымышленных персонажей, которые не существуют в литературном произведении, например: Гоголь не является главным героем произведения, не было утопленницы Оксаны, молодой графини Лизы и её мужа. В данной экранизации, кроме «Вия», использовались и другие произведения Н.В. Гоголя, например, «Заколдованное место», «Майская ночь, или Утопленница». Из оригинального произведения «Вий» взяты только некоторые фрагменты. Это отпевание ведьмы, вызов и приход Вия, смерть Хомы Брута, но она отличается от той, которую Гоголь описал в произведении «Вий».
Осталось множество вопросов, без ответов, которые хотелось бы узнать. Вот один из них: На самом ли деле Гоголь был не совсем обычным человеком или он просто был больным человеком?
Заключение.
В ходе проведенного исследования мною было выявлено, что в общей сложности одна из трёх просмотренных мною экранизаций соответствуют своему оригиналу, из чего можно сделать вывод, что советские режиссёры старались передать содержание оригинала произведения Гоголя, чтобы познакомить зрителей с культурой Украины и сохранить её колорит. Найденные и проанализированные мною примеры позволяют выявить следующую закономерность: большинство российских режиссёров стремятся сохранить колорит произведения Гоголя, но внести своё собственное видение данного произведения, так как оригинал произведения всем знаком из школьной программы и снятые по «Вию» фильмы не пользовались бы спросом, потому что все уже видели экранизацию 1967 года
Также я доказала, что при изучении классической литературы фильмы, снятые по ним, могут сыграть не последнюю роль, так как они могут помочь до конца разобраться в сюжете литературного произведения и как бы перенести нас в место и время действия написанного.
Данное исследование в корне изменило мое восприятие «Вия», но я считаю, что при экранизации того или иного произведения необходимо сохранить наиболее важные фрагменты из оригинала.
Все современные экранизации «Вия», почти в полной мере не соответствуют содержанию литературного произведения.
Список использованной литературы
Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем. – М.,1960.
Анненков П.В. Литературные воспоминания.- М., 1989.
Вересаев В.В. Гоголь в жизни : Систематический свод подлинных свидетельств современников : В 2 кн.-СПб.,1995.
Гоголь Н.В. Собрание сочинений. В 7 т.Т.Письма,-М.,1978.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т 4.-М.,2001.
6. Золотусский И.П. Гоголь (Серия «ЖЗЛ»).- М.,1984.
7. Н.В. Гоголь. Избранное. Москва «Просвещение».1986.
8. Н.В. Гоголь. Москва. Издательство «Вечер».2002 г.
9. Манн Ю.В.Поэтика Гоголя.-М.,1988.
10. Степанов Н.Л. Гоголь .(Серия «ЖЗЛ»).-М.,1961.
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Как нарисовать лимон акварелью
Солнечная система. Взгляд со стороны
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Ель