Исследовательская работа по истории Хакасии
Вложение | Размер |
---|---|
lera_rabota.docx | 215.45 КБ |
Содержание
2.1. Культ богини Умай у хакасов……………………………………..3-4
2.2. Хакасский композитор Т.Ф.Шалгинова…………………………….5
2.3. Колыбельная богини Умай ……………………………………….…6
III. Практическая часть
3.1. Анкетирование учащихся……………………………………………8
3.2. Тест на знание хакасской культуры…………………………………9
IV. Заключение………………………………………………………….………10
V. Список литературы………………………………………………………….11
Введение
Я учусь в музыкальной школе. На уроках познакомилась с произведением Т.Ф. Шалгиновой «Колыбельная Богини Умай». Музыка меня поразила и мне стало интересно узнать подробнее о Богине Умай, о композиторе, позже захотелось поделиться с одноклассниками этой информацией.
Я считаю тему своей работы актуальной, ведь музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души.
Веками наш народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес, наблюдается стремление к возрождению и сохранению забытых народных обычаев и традиций. И это понятно, ведь эти традиции - часть богатой истории хакасского народа, а историю своей Родины необходимо знать. Растет интерес к культуре своего народа и у нас, нынешнего поколения.
Цель моей работы –узнать о культе Богини Умай у хакасов
Задачи:
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, эксперименты, социологический опрос.
Практическая значимость.
Я и мои одноклассники не очень хорошо знакомы с музыкальной культурой Хакасии. Моя работа поможет нам узнать больше о хакасском композиторе Шалгиновой и ее музыке.
Материалы данного проекта могут быть использованы на уроках музыки, классных часах. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны тем, кто хочет больше знать о культуре своей республики и просто любит музыку.
Теоретическая часть
По представлениям хакасов, Богиня Умай — это «духовная» мать всех детей, живущих на земле, хранительница детских душ и покровительница беременных и рожениц.
Жизнь хакасов до Великой Октябрьской революции была подчинена обычаям, обрядам и поверьям, которые поддерживались шаманством. Особое место в комплексе религиозных верований хакасов занимал древний культ богини Умай.
Культ Умай был широко распространён среди всех хакасских племенных групп за исключением кызыльцев, живущих на севере Хакасии.
Богиня Умай по-хакасски называется Ымай идже. По представлению хакасов, она не видима для людей и постоянно находится на небе среди белых облаков, откуда следит за рождением детей и оберегает их от болезней. Считалось, что если грудной ребёнок упадет, то ему не будет слишком больно, ибо Ымай идже его «поддержит», если во сне младенец улыбается, значит она с ним играет, если вздрагивает и плачет — пугает. В последнем случае Ымай идже «успокаивают» словами «хурай, хурай», а ребёнку смазывают рот маслом, чтобы задобрить и «накормить» богиню Умай. По верованиям хакасов, богиня Умай была хранительницей детских душ, которые находились у неё в «храме» — в горе Ымай-тасхыл.
Ымай идже представляли полной седовласой старушкой, жалостливой и ласковой к людям. Вероятно, поэтому сагайцы её называли Пай идже, т.е. богатая, добрая мать, или Улуг ах ине — Великая белая мать.
По объяснению стариков, слово ымай в хакасском языке обозначает душу (или жизненную силу) грудного ребёнка. Считалось, что вместе с рождением младенца появляется его ымай. Когда кончался грудной возраст, т.е. после двух-трёх лет (раньше хакаски кормили грудью до двух-трёх лет), ымай, в представлении хакасов, превращался в хут — жизненную силу взрослого человека. Считалось, что ымай находится у пуповины или под родничком головы ребёнка.
У хакасов существовал ряд поверий, связанных с попыткой «защиты» детей от болезней и злых духов. Над изголовьем колыбели новорождённого привязывали хуруг ымай вместе со сделанным из берёзы лучком и стрелой.
Если ребёнок кричал во сне, боялся, то считали, что Ымай идже перестала его оберегать (ымай чиктепче). В таком случае приглашали шамана и он совершал обряд хурай, т.е. обносил вокруг ребёнка хуруг ымай и призывал Ымай идже:
Если ребёнок очень сильно заболел, то причину этого видели в потере души хут. По хакасским верованиям душа ребёнка обычно терялась во время сна от сильного испуга или вследствие действия враждебных сил, которые хитростью перехватывали её из рук Ымай идже. В таком случае шаман творил обряд притягивания ымай (ымай тартарга), идентичный описанному выше обряду, совершаемому при бесплодии. Только в этом случае, по представлениям хакасов, шаман отправлялся на поиски потерявшейся души и, найдя её, возвращал больному — стряхивал в молоко, которое давали ребёнку. Если ребёнок был грудной, то это молоко могла выпить и мать, ибо через материнское молоко оно доходило до младенца.
Когда дети часто болели, делали изображение богини Умай, которое по-хакасски называлось чеек ымай. [6]Это небольшая кукла, вырезанная из берёсты с косами из белых конских волос (у сагайцев — из конопли), одетая в голубое платье. Делали её родители, но освещалась [освящалась] она (чуртха орнап) шаманом. Хранили чеек ымай в специальной шкатулке ах абдыра, находящейся над изголовьем кровати пас параан на мужской половине юрты. Здесь же хранили её красную чашечку и деревянную ложечку, а также маленький лучок со стрелой. Лучок изготовляли из берёзы, тетиву — из шёлковой нитки, а трезубый наконечник стрелы — из жести.
С двух-, трёхмесячного возраста до двух-трёх лет ребёнка каждый месяц на седьмой день новолуния родители совершали обряд ымай тойы (пиршество ымай), который заключался в «кормлении» чеек ымай(отсюда и её название, имеющее значение «прожорливая ымай»). Хакасы верили, что если чеек ымай не покормить вовремя, то она будет сердиться, перестанет охранять ребёнка и даже начнет мстить. Поэтому боялись её прогневить.
Татьяна Фёдоровна Шалгинова — известный композитор, педагог, пианистка, член Союза композиторов Республики Хакасия и Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Республики Хакасия, заведующая музыкальной части Хакасского национального драматического театра им. А.М. Топанова.
Родилась 4 февраля 1955 года в г.Абакане, Красноярского края в семье служащих. С 1962 – 1971 г. училась в Средней общеобразовательной школе № 1 г.Абакана. С 1964 -1971 г. обучалась в Абаканской детской музыкальной школе по классу фортепиано. С 1971-1975 г. студентка фортепианного отделения Абаканского музыкального училища (в классе В. Глаголева) (с отличием). С 1975 – 1981 г. студентка фортепианного факультета Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (в классе Григория Соколова). В 1981 году после окончанию консерватории работала в качестве преподавателя специального фортепиано в Абаканском музыкальном училище, совмещая преподавательскую деятельность с концертной. С 1991 года по настоящее время заведующая музыкальной частью Хакасского национального драматического театра им. А.М. Топанова.
Шалгинова Татьяна Федоровна – современный хакасский композитор, пианист. Ее творчество - уникальное явление в музыкальной культуре Хакасии. Произведения композитора – яркие звуковые картины, живописно рассказывающие о древней истории Хакасии, ее первозданной природе и обычаях хакасского народа. Музыкальный портфель композитора Татьяны Шалгиновой богат и разнообразен: это вокальные и инструментальные сочинения для детей и юношества - около 30 пьес для хакасских народных инструментов – хомыса, ыыха, хобыраха, («Наскальнын рисунки», «Рассказ хайджи», «Бронзовая статуэтка коня», «Концерт для хомыса и фортепиано» в 3-частях, Две концертные сюиты для обыраха и фортепиано), более 100 пьес для фортепиано, скрипки, флейты, кларнета и других инструментов симфонического оркестра («Озеро Иткуль», «Тайна каменного изваяния», «Солярный знак»), более 50 песен для детей и юношества, («Моя Хакасия», Ты играй, чатхан!», «Ынархас-Дружба»), музыка к 40 спектаклям по пьесам хакасских, русских и зарубежных авторов («Золотая колыбель горных духов» А.Кызласовой, «Одураченный Хорхло» А.Топанова, «Мария Стюарт» Ф.Шиллера, «Серенады старой Севильи» по пьесам М.Сервантеса, «Ханума» А.Цагарели, «Карлик Нос» В.Гауфа, «Я-Маугли» по мотивам Р.Киплинга ) и др.
За последние годы изданы авторские сборники для детей и юношества для фортепиано: «Солнечный чатхан», «Зимний До мажор», «Весенний Соль мажор», «Летний Ре мажор», «Театральная осень», «Танцующие эльфы» (24 вальса), «Мир Наки», вокальные: «Вдаль зовущая музыка», «Сагаа ла…» («Только тебе…»), для хакасского народного инструмента хобыраха: «Чил хайы» («Песни Ветра»)
Музыкальные образы сочинений Татьяны Шалгиновой – своеобразный художественный путеводитель по Хакасии, гимн любви к своей родине. Так яркая, самобытная, колоритная оркестровая сюита «Солнечный чатхан» стала своеобразной музыкальной визитной карточкой Хакасии. Образный строй пяти частей сюиты «Дух Воды», «Дух Огня», «Солнечный чатхан», «Эрлик хан», «Колыбельная богини Умай» основан на традиционном мировоззрении хакасов - шаманизме. Звуковая картина ожившей божественной природы была восторженно принята публикой на концертах, посвященных юбилею республики, 300-летию вхождения Хакасии в состав России. Сюита прозвучала на фестивале российского искусства в Каннах (2011) и имела огромный успех у французской публики. Сочинения Татьяны Шалгиновой ярчайший энергетический источник, из которого черпают прекрасный звуковой материал, богатый национальной самобытностью музыканты-исполнители, хореографы, музыковеды, педагоги, режиссеры. Ее музыка ежегодно звучит на национальных праздниках «Тун пайрам, «Чыл пазы», «Уртун той», региональных фестивалях и конкурсах.
Художественные образы ее произведений стали хрестоматийными, прочно вошли в репертуар музыкальных учебных заведений Хакасии и других регионов России. Юные музыканты ежегодно достойно представляют национальное своеобразие республики на престижных Всероссийских, Международных конкурсах, фестивалях.
Песни Татьяны Шалгиновой в исполнении популярного российского этно-певца Gurude (Руслана Ивакина) «Степной мираж», «Соляр», «Туганнар», «Ой, месяц холостой», «Без любви белый свет…» и др. звучат на ТВ-каналах, концертных площадках России и за рубежом.
В 2009 году хакасский композитор Татьяна Шалгинова была принята в Союз композиторов России и в 2010 возглавила Хакасское региональное отделение Союза композиторов России. Под ее руководством были реализованы проекты: «Композиторы Хакасии о Хакасии», «Капли древнего дождя»,- серия благотворительных концертов по республике, «Струны сердца» - выпуск CD-диска «Инструментальная пьеса композиторов Хакасии», «Материнская земля» - конкурс электронных презентаций песен о Хакасии среди школьников республики и юга Красноярского края, фестиваль «Дни Германии в республике Хакасия», «От сердца к сердцу» в рамках года Германии в России имел большой успех и был поддержан грантом Посольства Германии в Москве, состоялись авторские концерты композиторов Хакасии.
Татьяна Федоровна – член Союза театральных деятелей, член Общественного Совета Министерства культуры Республики Хакасия, член экспертной группы конкурса на соискание премий Министерства образования и науки Республики Хакасия и Хакасского республиканского общественного фонда поддержки одаренных детей.
Пьеса «Колыбельная Богини Умай» - одна из самых красивых и утонченно-поэтических произведений композитора. Написана в светлой тональности си b мажор, она вся излучает свет, тепло и доброту.
Гомофонно-гармоническая фактура пьесы подчинена ярко выраженной кантиленой мелодии, прозрачной, парящей и благоухающей. Спокойное движение обволакивающих гармоний в аккомпанементе создает неповторимый, свежий аромат и умиротворенность. Простота изложения музыкального материала делают пьесу доступной для восприятия и легко запоминаемой
Практическая часть
ШАГ 1. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.
С этой целью я решила провести тестирование среди своих одноклассников и некоторых учителей по оперативной оценке их самочувствия, активности и настроения до и после прослушивания музыки.
В своём исследовании я использовали методику «Градусник»
Я играла ребятам и учителям Колыбельную Богини Умай
В результате проведённого тестирования нами были получены данные, обработанные и представленные в таблице :
Методика «Градусник»
Функциональное состояние. | До прослушивания Колыбельной | После прослушивания Колыбельной |
С (самочувствие) | ||
Н (настроение) |
Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 – отличное.
Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН) моих одноклассников, можно сделать вывод о том, что восприятие этой музыки дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия отмечено у ___ учащихся, положительное изменение настроения наблюдалось у _____ учащихся (всего в методике приняли участие 21 человек).
Таким образом, мы доказали, что музыка благотворно влияет на здоровье человека и можно сделать вывод о том, что преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы её использования.
ШАГ 2.
Мои одноклассники любят интеллектуальные соревнования, поэтому я составила небольшой тест на знание хакасской культуры, в который включила вопросы по моей теме исследования. (Приложение 2)
Тест
1.Столица Хакасии
А) Абакан Б)Аскиз В) Москва
2.Как называют себя хакасы?
А) Кызы б) Якуты в) Тадар
3. Чыл Пазы –это……………
А)название деревни б) имя фамилия в) праздник
4.Пого – это….
А) Имя б) город в) украшение
5. Кем является Богиня Умай для хакасов
А) покровитель мужчин Б) покровительница маленьких детей В) покровительница женщин
6. До скольки лет Умай оберегает детей
А) всю жизнь Б) до 5-6 лет В) до 18 лет
7. Как изображают Умай?
А)кукла Б) небольшая кукла с косами из белых конских волос ,одетая в голубое платье
В) маленький лучок со стрелой
8. Что не является хакасским музыкальным инструментом
А) чатхан Б) хомыс В) пианино
9. Татьяна Федоровна Шалгинова – это
А)хакасский художник Б) Хакасский поэт В) хакасский композитор
Результаты нашего исследования говорят о том, что мы очень мало знаем о музыкальной культуре хакасского народа. Считаю, что нам нужно больше узнавать о культуре, о традициях того народа, на земле которого мы живем.
Заключение
Знать традиции, культуру своего народа должен знать каждый. Мы живем на этой земле, любуемся ее красотой, пользуемся ее дарами. У хакасского народа очень много не только талантливых музыкантов, но и писателей, художников.
Я хотела бы и дальше продолжить узнавать что-то новое и интересное о традициях, культуре и быте хакасского народа.
Проводя исследования, мы еще раз убедились в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Для меня музыка имеет такое же значение, как для любого человека, но, иногда мне кажется, что без музыки я не прожила бы и дня. И это действительно так. Человек, одарённый душевно и понимающий значение музыки в нашей жизни, поистине счастлив.
Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье!
Список литературы
Методика «Градусник»
Функциональное состояние. | До прослушивания Колыбельной | После прослушивания Колыбельной |
С (самочувствие) | ||
Н (настроение) |
Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 – отличное.
Тест
1.Столица Хакасии
А) Абакан Б)Аскиз в) Москва
2.Как называют себя хакасы?
А) Кызы б) Якуты в) Тадар
3. Чыл Пазы –это……………
А)название деревни б) имя фамилия в) праздник
4.Пого – это….
А) Имя б) город в) украшение
5. Кем является Богиня Умай для хакасов
А) покровитель мужчин Б) покровительница маленьких детей В) покровительница женщин
6. До скольки лет Умай оберегает детей
А) всю жизнь Б) до 5-6 лет В) до 18 лет
7. Как изображают Умай?
А)кукла Б) небольшая кукла с косами из белых конских волос ,одетая в голубое платье
В) маленький лучок со стрелой
8. Что не является хакасским музыкальным инструментом
А) чатхан Б) хомыс В) пианино
9. Татьяна Федоровна Шалгинова – это
А)хакасский художник Б) Хакасский поэт В) хакасский композитор
6. Что не является хакасским мзыкальным инструментом
А) чатхан Б) хомыс В) пианино
Рисуем ананас акварелью
Как нарисовать китайскую розу
Ласточка. Корейская народная сказка
Спасибо тебе, дедушка!
Выбери путь