Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 319.86 КБ |
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………2
1.2 Формирование и воспитание характера…………………………….………7
1.2.1 Формирование характера………………………………….……………..…..7
1.2.2. Воспитание характера………………………………….………………..…..9
1.3 Практические основы характера………………………………………..……10
1.3.1 Рекомендации по совершенствованию характера……………………….…10
1.3.2 Применение исследований характера на практике………………………12
2. Организация и результаты исследования…………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………………..……….21
Интернет-источники………………………………………………………………….21
Приложения
Введение
Когда мы пытаемся оценить или охарактеризовать конкретного человека, то говорим о его характере. При этом чаще всего пытаемся оценить проявление человека в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются лишь тем, что справились с работой не хуже других. Делая оценку человеку, гораздо чаще мы характер его поступков припишем ему. Мы не скажем, что этот человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а заявим, что этот человек смелый, правдивый, откровенный. Но при таком подходе можно и ошибиться. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.
Что же такое характер? Необходимо начать с его определения. В психологии характер определяется как совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для него способы поведения.
Однако этого нельзя сделать без некоторых замечаний. Дело в том, что «характер» трактуется в психологии далеко не однозначно. Еще больше спорных вопросов возникает при попытке развести понятия «характер» и «личность». В литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий: характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура.
Объект исследования: характер моих одноклассников.
Предмет исследования: особенности формирования и развития характера.
Цель исследования: определить влияние характера человека на его поведение, узнать об особенностях формирования характера
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: Я думаю, что тип характера, определяет линию поведения человека, его отношение к окружающему миру.
В процессе его жизнедеятельности характер его меняется, но не настолько кардинально как его внешность или настроение. Изначально, я считаю, что характер заложен у человека с рождения и формирование основных черт происходит в семье в детстве. С течением времени на него влияет социум, который окружает человека, и происходят постепенные изменения.
Актуальность и новизна исследования. Проблема характера — одна из традиционных и ведущих проблем психологической науки. Одной из индивидуальных психологических особенностей личности является характер. На протяжении всей жизнь человек формирует, меняет и открывает в себе разные черты характера, которые помогают или препятствуют развитию индивидуума в обществе.
Еще в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны.
Данная тема актуальна, так как характер является неотъемлемой частью человеческой сущности, изучение которой приводит к новым открытиям внутреннего мира человека.
Проблемы исследования. Влияет ли характер на успешность деятельности учащихся? Как характер влияет на развитие личности учащихся в обществе? Какие черты характера помогают во взаимоотношениях с одноклассниками?
Методы исследования: поиск информации в книгах, журналах, в интернет-источниках, эксперимент, опрос, анализ, наглядное представление данных, моделирующая игра.
Теоретическая значимость работы. Данная работа представлена с позиции абсолютно новых представлений о характере. Проанализированы теоретические вопросы и практический опыт темы работы. Все это позволило по-новому оценить структуру взглядов на психологию характера и выделить определенную типологию человеческого характера.
Практическая значимость работы: Полученные выводы и сформулированные предложения могут быть использованы для взаимодействия с одноклассниками и в дальнейшем учебном процессе.
1.Основная часть
1.1. Общее понятие сущности характера
Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния.
Характер теснейшим образом связан и с мировоззрением. Характерное для человека поведение, в котором характер и формируется, и проявляется, будучи его практическим отношением к другим людям, неизбежно заключает в себе идеологическое содержание, хотя и не всегда адекватно осознанное, и не обязательно теоретически оформленное. Поскольку то или иное мировоззрение, переходя в убеждения человека, в его моральные представления и идеалы, регулирует его поведение, оно, отражаясь в его сознании и реализуясь в его поведении, существенно участвует в формировании его характера. Единство тех целей, которые оно перед человеком ставит, существенно обусловливает цельность характера. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек – привычных способов нравственного поведения. Превращаясь в привычки, они становятся "второй натурой" человека. Можно в этом смысле сказать, что характер человека – это в известной мере его не всегда осознанное и теоретически оформленное мировоззрение, ставшее натурой человека.
Потребности, интересы, склонности, вкусы, всевозможные тенденции и установки, а также личные взгляды и убеждения человека – это психологические формы выражения направленности, в которой проявляется характер; содержанием же ее является практическое отношение человека к другим людям и через них к самому себе, к своему труду и к вещам предметного мира. Ведущим и определяющим моментом в формировании характера являются взаимоотношения человека с другими людьми.
Поскольку характер выражается, прежде всего, в отношении к другим людям, в общественном по существу отношении к миру, он проявляется и формируется преимущественно в поступках. Смотря по тому, формируется ли характер в замкнутой скорлупе личного благополучия или, напротив, в общем коллективном труде и борьбе, основные свойства человеческого характера развиваются совершенно по-разному.
Взаимоотношения человека с другими людьми определяют и его отношение к своей деятельности.
В многообразных людских отношениях, составляющих основную ткань человеческой жизни, складывается и проявляется многообразие самых основных для облика личности характерологических черт. Таковыми являются:
- заботливость о человеке,
- чуткость,
- справедливость,
- благородство,
- доброта,
- мягкость,
- нежность,
Единство характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные черты. Человек может быть одновременно очень нежным и очень требовательным, мягким вплоть до нежности и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться.
1.1.1 Типология характеров
Типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом, основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет, как самостоятельные следующие типы характеров:
1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Такой человек часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У него возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, готовы им подчиняться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.
3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения - такие люди являются общительными, а в период подавленного - замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада - как люди с дистимной акцентуацией.
4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.
5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такой человек обычно выступает инициатором, активной стороной. Он стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе, особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.
6. Педантичный тип. Человек такого типа редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем он с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда он изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты - добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов - формализм, занудливость, брюзжание.
7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также служат "козлами отпущения", мишенями для шуток.
8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают "с полуслова". Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не "выплескивая" наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.
9. Демонстративный тип. Этот тип характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Такой человек демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Люди с акцентуацией такого типа раздражают окружающих своей самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Они обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других. Неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.
10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем лица данной типологической группы привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
11. Экстравертированный тип. Такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье 6они часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Они располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительны. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.
12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Они часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это - упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других, и, тем не менее, они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что.
1.1.2 Структура характера
Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексными и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность, подозрительность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность т.д.), эмоциональной (оптимизм, жизнерадостность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могу быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость. Если человек смел, то есть основание предполагать, что он будет обладать и инициативностью (не боясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения), самоотверженностью, щедростью. От человека общительного можно ожидать стремления поделиться своими переживаниями, конформности, доверчивости, дружелюбия и пр.
Характер человека проявляется в системе отношений:
С точки зрения теории характера, отзывчивость, чувствительность, к примеру, является устойчивой личностной особенностью определенного человека, которая неизменно проявляется в конкретных жизненных ситуациях. С точки зрения теории отношений, один и тот же человек может проявлять высокую отзывчивость, чувствительность по отношению к одним людям, и одновременно демонстрировать образцы черствости, нечувствительности по отношению к другим людям. Особенности черт характера чрезвычайно разнообразны.
Центральными, или стержневыми, отношениями личности являются отношение личности к окружающим (коллективу) и отношение личности к труду и своему делу.
Невозможно преодолеть отдельные недостатки характера (например, грубость и лживость) и воспитать отдельные положительные свойства (например, вежливость и правдивость), игнорируя центральные, стержневые отношения личности, а именно отношение к людям. Иными словами, нельзя формировать только определённое свойство, воспитывать можно только целую систему взаимосвязанных свойств, обращая при этом основное внимание на формирование центральных, стержневых отношений, личности, а именно отношений к людям (коллективу) и труду.
Знание характера человека позволяет нам заранее предвидеть действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер”.
Когда мы говорим, что черты характера являются устойчивыми личностными особенностями, мы, конечно, не должны понимать это как неизменность черт характера. В процессе жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Однако черты характера не могут изменяться быстро и легко, так, например, как настроение человека. Изменение характера - это чаще всего сложный и длительный процесс. Характер может изменяться под воздействием нового опыта жизнедеятельности человека, а также в результате целенаправленного воспитания и самовоспитания личности.
1.2 Формирование и воспитание характера
Формирование характера происходит под воздействием не только жизненного опыта, но и собственного мировоззрения, убеждений, привычек, которые в свою очередь сильно обусловлены окружением человека. Когда живешь, постоянно оглядываясь на окружающих, их мнение ставишь выше своего и боишься самостоятельных решений, о воспитании характера говорить не приходится, а значит – и о становлении зрелой личности.
Воспитание характера подразумевает критическое отношение к себе и к обществу, анализ собственных желаний и проявлений, движение вперед, к поставленным целям через преодоление сомнений и страхов. Важно понимать если не свое предназначение, то хотя бы ближайшие желания и цели, а также планировать пути их достижения.
Каждый человек способен ежедневно развивать себя, формируя собственных характер и образ мыслей. Для начала достаточно просто захотеть меняться осознанно, а после можно заняться целеполаганием. Важно, чтобы взятые на себя обязательства не были чрезмерными, ведь «путь длиной в тысячу лье начинается с первого шага»
1.2.1 Формирование характера
Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любых воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.
Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:
- взрослых со взрослыми,
- взрослых с детьми,
- детей с детьми.
Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине. Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.
Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
- доброта-эгоистичность,
- общительность-замкнутость,
- отзывчивость-безразличие.
Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.
Позже формируются другие черты характера:
- трудолюбие-лень,
- аккуратность-неаккуратность,
- добросовестность-злонамеренность,
- ответственность-безответственность,
- настойчивость-малодушие.
Эти качества, однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.
Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.
В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление).
В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он все равно "двоечник".
В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.
В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.
Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое "нововведение" в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.
Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их "антагонисты".
Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:
- суждения окружающих людей о жизни,
- поступки окружающих людей,
- художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей),
- кино и другие медиа-образы,
- господствующая идеология в обществе.
1.2.2. Воспитание характера
Воспитание — это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (определение из закона «Об образовании».
Поэтому для темы воспитания характера (который является стержневым элементом личности) можно выделить несколько ключевых понятий:
– развитие личности,
– условия (база) для самоопределения,
– социализация,
– морально-нравственная сфера.
Формирование и воспитание характера не может идти вопреки интересам личности, тормозить ее развитие. Поэтому здесь важно идти последовательно, постепенно приучая себя (если речь идет о самовоспитании) или воспитанника (если речь идет о другом) к тому, что новые черты характера — это новые возможности, новые горизонты.
До определенной степени здесь допустима аналогия: характер — это своего рода личностный стандарт человека (или стандарт личности). Покупая в магазине йогурт, мы в баночке обнаруживаем именно йогурт, а не, скажем, майонез. Покупая напольные весы, мы можем быть уверены, что они будут достаточно точно измерять наш вес. Это все – приятное достижение цивилизации. Так же и с личностью – нам приятно осознавать, что мы можем быть уверены в окружающих, потому что у них есть характер, причины их поступков всегда одни и те же. Бесхарактерный человек это, в первую очередь, непостоянный человек. На него не могут положиться окружающие, он сам на себя не может положиться (сегодня в нем «йогурт», а завтра «майонез»).
Поэтому для воспитания так важно идти последовательно – чтобы развивать характер и вместе с тем достаточно быстро получать обратную связь от этого новшества. На эмоциональном уровне это будет проявляться в чувстве уважения со стороны окружающих и самоуважения. Воспитатель должен проявлять уважение к этим новшествам, проявлять уверенность в том, что они будут повторяться вновь и вновь, встраивать эти новшества в повседневную жизнь.
Воспитание не должно состоять лишь из навязывания некоторых морально-нравственных ценностей: «Надо быть добрым, надо помогать другим, нельзя врать...» Важно, безусловно, передать подрастающему поколению культурно-духовную базу, но не в этом самоцель воспитания. Не будет гармонично развитой личностью тот человек, который слепо выполняет все те «предписания», которые ему наговорили многочисленные воспитатели. Про такого можно сказать, что он безвольная и запуганная личность.
У воспитанника всегда должно быть ощущение внутренней свободы (воля). Его характер тогда будет устойчивым и продуктивным, когда он понимает, что мог бы действовать иначе (например, врать), но не хочет, потому что сам так решил. То есть при воспитании характера надо достаточно рано подключать разум воспитанника. Без ощущения внутренней свободы невозможно самоопределение.
Воспитание характера невозможно без более-менее успешной, продуктивной социализации. Именно включение в богатые социальные связи позволяет почувствовать воспитаннику то, как важно иметь характер – сохранять в своем поведении лучшие свои качества.
При воспитании многие воспитатели слишком напирают на принцип «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Проявления этого принципа, например, такие: «Будь со мною честен, и я тогда буду с тобой честен», «Будь добр с людьми, и они тогда будут добры с тобой». Идея вроде бы понятная и справедливая, но для воспитания характера ее недостаточно. Когда ребенка начнут обижать другие дети в детском саду или школе (повинуясь во многом, кстати говоря, инстинктивным порывам), этот ребенок очень быстро сделает очевидные выводы: «Я как с ними? А они как со мной?» или «Они надо мной насмехаются, значит будут не против, если и я над ними тоже посмеюсь».
Ощущение наличия характера должно несколько, немного поднимать уровень самооценки. Так, ученик в классе, который осознал ценность наличия у себя характера, может и будет ощущать себя немного выше других своих одноклассников. Это, разумеется, здоровое чувство – если до определенных пределов. Учителю следует поддерживать-таки детей с характером – кто надежен, на кого можно положиться. Именно их лучше назначать старостами или просто ответственными за то или иное направление.
1.3 Практические основы характера
1.3.1 Рекомендации по совершенствованию характера
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя. Вероятно, для того, чтобы характер не стал противоречивым, чтобы новые черты легче приживались, необходимо предусмотреть органическую связь между новыми и имеющимися чертами, их гармоническое взаимодействие.
Большую помощь в воспитании характера оказывают более опытные люди и здесь важно найти пример достойный для подражания. На Востоке говорят: "Если есть ученик, учитель найдется". Здесь заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться, с кого брать пример. Характер человека формируется во взаимодействии с другими. Но тот, кто берется помочь другим, сначала должен сам продемонстрировать пример целеустремленности, активности, организованности, стойкости и других черт характера, которые он должен сформировать у своих воспитанников. Здесь нельзя забывать о механизмах подражания, которые в первую очередь распространяются на негативные проявления поведения. Сначала мать, отец, другие члены семьи, потом воспитатели в детском саду, сверстники, учителя и т.д. являются потенциальными наставниками. Однако реальное воздействие на характер возможно лишь при условии, если воспитатель для воспитанника является наставником.
Пример для подражания необязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью, характера, герой войны, передовой ученый. Живые образы стойких, целеустремленных характеров дает многовековая история России. Для примера достаточно указать на М.В. Ломоносова и А.В. Суворова, жизнь которого является своего рода школой воспитания характера.
Особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.
Наиболее эффективным средством формирования и воспитания характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Здесь уместно вспомнить слова Н. Островского: "Мужество рождается в борьбе. Мужество воспитывается изо дня в день, в упорном сопротивлении трудностям". Простым и действенным способом формирования характера является занятие физкультурой и спортом, которые делают людей более выносливыми, мужественными. Спорт дает возможность соревнования, где каждый идет на максимуме своих сил, проявляет то, на что человек способен.
В соответствии с выработанными целями человек принимает самообязательство. Оно должно быть посильным и выполнимым на уровне оптимальной трудности. Это обязательство может быть зафиксировано в программе самовоспитания с указанием приблизительных сроков выполнения. Если человеку трудно самому сформулировать такую программу, то на помощь могут прийти его близкие, но лучше обратиться к психологу. Вот какую программу самовоспитания рекомендует известный психолог Дейл Карнеги в своей книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей"
1. Именно сегодня я буду счастлив. Это означает, что я буду руководствоваться словами Авраама Линкольна, который сказал, что "большинство людей счастливы примерно настолько, насколько они полны решимости быть счастливыми". Счастье заключено внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств.
2. Именно сегодня я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает, а не пытаться приспособить все к моим желаниям. Я приму мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, как они есть, и постараюсь приноровиться к ним.
3. Именно сегодня я позабочусь о своем организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, правильно питаться, постараюсь не наносить вреда, своему здоровью и не пренебрегать им, чтобы мой организм стал идеальной машиной для выполнения моих требований.
4. Именно сегодня я постараюсь уделить внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное. Я не буду лентяем в умственном отношении. Я прочитаю то, что требует усилия, размышления и сосредоточенности.
5. Именно сегодня я займусь нравственным самоусовершенствованием. Для этого я рассчитываю осуществить три дела: я сделаю кому-нибудь что-то полезное, так чтобы он не знал об этом; я сделаю по крайней мере два дела, которые мне не хочется делать, - просто для упражнения. 7
6. Именно сегодня я ко всем буду доброжелательно настроен. Я постараюсь выглядеть как можно лучше; по возможности надену то, что мне больше всего идет, буду разговаривать тихим голосом, любезно вести себя, буду щедрым на похвалы, постараюсь никого не критиковать, ни к кому не придираться и не пытаться кем-то руководить или кого-то исправлять.
7. Именно сегодня я постараюсь жить только нынешним днем, не буду стремиться решить проблему всей своей жизни сразу. В течение двенадцати часов я смогу делать такие вещи, которые привели бы меня в ужас, если бы мне пришлось заниматься ими всю жизнь.
8. Именно сегодня я намечу программу своих дел. Я запишу, что я собираюсь делать каждый час. Возможно, я не смогу точно следовать этой программе, но я составлю ее. Это избавит меня от двух зол - спешки и нерешительности.
9. Именно сегодня я полчаса проведу в покое и одиночестве и постараюсь расслабиться.
10. Именно сегодня я не буду бояться, в особенности не буду бояться быть счастливым, наслаждаться красотой, любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня.
Одним из положительных моментов этой программы является подчеркивание того момента, что характер формируется не столько в трудные моменты жизни (хотя в жизни каждого есть такие переломные события), сколько в повседневной, будничной деятельности. И здесь существенное значение имеет режим дня, соблюдение дисциплины, следование нормам поведения. Даже незначительные поступки, если они служат доброму делу и совершаются систематически, воспитывают положительные черты характера, облагораживают человека.
1.3.2 Применение исследований характера на практике
В качестве отдельного направления характерологии можно выделить подход, основанный на определении индивидуальных особенностей человека по его позе и положению тела. По мнению некоторых психологов, в позе человека раскрывается его характер: как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает.
Так, поза, при которой одна рука засунута в карман или за обшлаг пиджака, а другая жестикулирует, голова приподнята, называется " дуче Муссолини". Эта поза говорит о высокомерии, надменности. Контактируя с таким человеком, надо держаться с достоинством и уверенностью. Не раздражаться. Стараясь перевести разговор на темы, в которых собеседник не компетентен.
Если визави сидит верхом, лицом к спинке стула, скрестил руки и положил на них голову, т.е. занял " круговую оборону", он не общителен, замкнут, агрессивен. Разговаривать с таким человеком лучше стоя, обращаясь к нему сверху вниз или встать сзади, вынуждая его выйти из укрытия.
Если человек сидит или стоит прямо, внимательно слушает собеседника, не перебивая его, идет уверенно, твердо ставя ногу, не горбясь, не размахивая руками, можно предположить, что он воспитан, организован, дисциплинирован, уверен в себе. Также об уверенности в себе говорит прямой зрительный контакт, благожелательное отношение к словам собеседника.
У агрессивного человека взгляд напряженный, силовой. У подозрительного, недоверчивого - взгляд искоса, украдкой. Сжатие без нервного напряжения губы говорят об аккуратности. Губы поданы вперед, нервно подрагивают - демонстрация слабого характера, обидчивости, плаксивости. Нижняя губа опущена и выпячена, взгляд прищуренный, свысока - свидетельство брезгливости.
Если при улыбке морщится нос, это говорит о кокетливости, сентиментальности. Если, смеясь доброй шутке, человек закрывает глаза, можно предположить его доброту, отзывчивость, готовность в трудный момент прийти окружающим на помощь.
Человек с сильным характером часто держит одну руку в кармане, оставляя большой палец снаружи. Такой человек часто лишен чувства юмора. Контактируя с ним, хорошо быть подчеркнуто вежливым, сдержанным, не провоцировать его на скандал. Сплетенные ноги символизируют о стеснительном характере. Чаще такой характер демонстрируют женщины. В общении с ними необходимо особая мягкость, сердечность.
Руководитель чаще всего не задумывается о воспитывающем влиянии свой позы, о том, что поза выдает его характерные черты. Так, например, если он облокачивается одной рукой о стол, другой упирается в бок, а тело наклоняет в противоположную сторону - создается впечатление о его высокомерии, самолюбовании. При такой позе очень трудно установить контакт с собеседником. Ещё труднее общаться с человеком, когда взгляд его направлен поверх очков, тон менторский, назидательный, поднят чуть согнутый указательный палец.
Однако оценивать характер по мимике и жестам следует очень осторожно. Для правильной оценки берется сумма жестов и подкрепляется внимательным наблюдением за поведением изучаемого человека. Кроме этого, не следует забывать, что жесты не всегда говорят об одном и том же. Подрагивающие ноги могут говорить о том, что человек замерз, ему холодно, может быть, он хочет в туалет. Слабое рукопожатие может быть свидетельством неуважения, но может быть, у человека ссадина на руке, ему больно.
Наконец, в разных странах и регионах жесты значат не одно и тоже. Элементарная "фига" в России и на Украине значит " накося выкуси". Она же в Бразилии и Португалии - защита. А в Дании и Турции - сексуальное оскорбление. Палец у виска в России и Голландии: " ты сумасшедший". В США: " я знаю, что я сделаю". А во Франции: " ты говоришь умные вещи".
Таким образом, внешние проявления не всегда однозначно говорят о чертах характера. У тихого, мягкого человека может быть железный характер, а у бравого, энергичного, с громким голосом и выразительным взглядом - слабый, при котором он безропотно принимает любое замечание старшего, не имеет собственного мнения, недооценивает свои возможности.
2. Организация и результаты исследования
С целью подтверждения выдвинутой мною гипотезы мы провели исследование, в котором участвовало 24 человека. В качестве исследуемых выступали учащиеся 1 «Б» класса МБОУ Гимназия № 75 г. Казани. Результаты исследования представлены в Приложении №3.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе мы провели интерактивы, в котором ученики выбирали ластик «Тролля» из мультфильма.
Мы разбирались почему именно этого тролля выбрал ученик. Схожесть характера ученика с выбранным им «Троллем».
Цветан - персонаж мультфильма «Тролли»
Всегда готов, практичный, всегда настороже, очень-очень осторожный
упрямый. Часто задается вопросом, единственный ли он разумный тролль в
этой деревне безумно счастливых троллей? Отшельник, всегда готовый к
опасности, Цветан должен научиться принимать своё внутренне «Я», если он
хочет дать своим истинным цветам засиять.
Цветана выбрали – Колпащиков Тимур, Саитгалин Руслан
Принцесса Розочка - персонаж мультфильма «Тролли»
Любит петь, всегда оптимистичная, обожает возиться с малышней, обожает
скрапбукинг и открытки, сделанные своими руками, объединяет всех вокруг,
тролль это или нет.Розочка- неумолимая оптимистка, использует свой
позитив как суперсилу! Героический лидер Троллей, Розочка всегда
вдохновляет своих друзей на веру в то, что с песней в сердце можно сделать
все,что угодно. Ее девиз «лучший выход – это оставаться верной самой себе».
Розочку выбрали –Большакова Мира, Вильданова Дарина, Долгова Арина, Ирхин Даша, Качармина Алена, Лаишевская Карина
DJ Звуки — персонаж мультфильма «Тролли»
DJ Звуки всегда подберет бит для импровизированного танца — а ведь это
всегда пригодится в Деревне троллей! DJ Звуки раскручивает песни на своей
«живой» вертушке, составленной из сверчков, жучков и букашек, которых
она миксует для создания уникального звука.
DJ Звуки отдали предпочтение – Ефимов Даниил., Ефимова Камилла,
Кукушкин Арсений
Тополек - персонаж мультфильма «Тролли»
Всегда оправдывал свое имя — забирался на самые высокие деревья в Городе
троллей. Он всегда в движении, частенько рассекает на своей доске среди
листвы. С раннего детства он оправдывал свое имя – взбирался на верхушки
самых высоких деревьев в поселении троллей.Тополек всегда в движении, и
его часто можно увидеть мчащимся на доске сквозь листву. Правда, иногда он
все же делает перерыв – на время для
обнимашек.
Тополька выбрали – Смирнов Дима, Фадеев Егор
Плясунья - персонаж мультфильма «Тролли»
Плясунья может увлечь своим танцем всех окружающих, и толпа троллей,
глядя на нее, всегда скандирует: «Плясунья жжет!». Как можно догадаться
по имени, Плясунья полностью выкладывается на танцполе.
Плясунью выбрали – Франк Настя, Галаган Маша
Алмаз— персонаж мультфильма «Тролли»
Алмаз — ещё один житель деревни троллей, “голый тролль в блёстках”,
который пропагандирует идею личного пространства и обладает
непоколебимой уверенностью в неотразимости собственного тела. Ходячий
праздник. С зашкаливающей уверенностью в себе и полным отсутствием
одежды, Алмаз умеет зажечь любую вечеринку. Энергия, которая исходит от
этого сверкающего тролля, всегда перекидывается на всех, кто рядом с ним,
так же, как и блестки, покрывающие всеего тело!
Алмаза выбрал – Багаутдинов Ибрахим
Купер - персонаж мультфильма «Тролли»
У Купера четыре ноги, чтобы делать самые сумасшедшие танцевальные
движения! Самый дружелюбный из команды Вкусняшек, Купер, возможно,
несамый сообразительный Тролль, что с излишком компенсируется его
энтузиазмом и мастерской игрой на губной гармошке.
Купера выбрал – Шевела Никита
Ручеёк— персонаж мультфильма «Тролли»
Он спокоен, собран и одарен, он — Ручеек! Позитивный и обнадеживающий,
как друг и танцевальный партнер, Ручеёк, как говорится, всем Троллям
Тролль —все ребята хотят быть похожими на него, все девушки хотят быть
с ним! Однако в том, чтобы быть всеобщим любимцем, есть и свои
недостатки — в конечном счёте Ручеек попадает в неприятности.
Ручейка выбрали – Ефимов Ваня, Максимов Миша, Пирут Лиза
Мистер облачко— персонаж мультфильма «Тролли»
Мистер Облачко немного загадочный и очень облачный. Он суперкрут и
изъявляет желание помочь, но только если ты дашь «пять». Он
наслаждается приколами над Цветаном и постоянно ищет новые и
креативные способы рукопожатий.
Мистера Облачко - Годящева Саша
Гуру— персонаж мультфильма «Тролли»
Как назначенный лайф-коуч Деревни троллей, Cибил делится очевидно простой
мудростью с каждым, кто будет слушать. Ее любимые пословицы: «Только
свет может озарить тьму» и «Дверь — это просто барьер к следующей
комнате». Проведите достаточно времени с Сибил, и скоро вы будете
покоиться на нежной волне гармонии!
Гуру выбрали– Филатов Дима и Шевченко Аня
Кроха — персонаж мультфильма «Тролли»
Крошечный тролль с шокирующе глубоким баритоном. Она любит
поднимать тяжести, слушать тяжелый рок и вязать крючком. Невероятно дисциплинирована, если речь идет о спорте и здоровом питании
Кроху выбрал – Костин Костя
В результате мы определили, что 75% (18 человек) учащихся выбрали ластик «Тролля» со схожим себе характером, и только 25% (6 человек) выбрали ластик «Тролля», который противоположен их чертам характера. Результаты эксперимента представлены на графике №1. Таким образом, мы делаем вывод: подсознательно человек выбирает героя схожего со своим характером.
На втором этапе был проведен эксперимент: ученикам были розданы раскраски с героями мультфильма «Тролли» и на выбор один карандаш любимого цвета.
Первый цвет, который называет человек, характеризует личность в настоящий момент. Цвет, которому мы отдаем предпочтение, многое может рассказать о нашем характере и эмоциональном складе. Итак, на графике №2 мы видим какие цвета оказались любимые моими одноклассниками.
При исследовании любимых цветов моих одноклассников, выяснилось, что большее количество голосов выбора того или иного цвета отдано розовому цвету.
В нашем классе розовый цвет любят: 7 человек (Багаутдинов Ибрахим, Большакова Мира, Годящева Саша, Ирхин Даша, Костин Костя, Лаишевская Карина, Пирут Лиза)
Розовый- утонченность, жалостливость, нежность, слабость, робость, сентиментальность, оптимизм. Такой человек добрый и заботливый, любящий, красивый, чувствительный и очень щедрый. Такой ребенок очень зависим от окружающих, нуждается в постоянной поддержке. Когда розовый цвет предпочитает мальчик, он как личность проявляется сильнее.
Красный цвет предпочитают 4 человека (Ефимова Камилла, Максимов Миша, Филатов Дима, Долгова Арина)
Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении, всегда источник энергии. Красный цвет любит быть первым. Этот цвет заставляет быть активным во всем, воодушевляет и дает силы для продолжения, начатого; олицетворяет победу.
Оранжевый - выступающий вперед, теплый, взволнованный;
Влияние - любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. Также, это цвет высокого стремления. Люди, предпочитающие его, горды и независимы, но все же своей прямой манерой поведения и подходом они оказывают сильное влияние на других людей. Темперамент общительный. Обычно такие люди стремятся к успеху, лезут из кожи, чтобы завоевать популярность, что может заставить других не доверять им. Такие люди отвергают сопротивление простой находчивостью и изобретательностью и обычно получают то, чего хотят, бывают лицемерны. Каков бы ни был их курс, они оправдывают его для себя, что дает им уверенность, но часто ограничивает их кругозор. Доверяют обычно логике и интеллекту больше, чем чувствам. Этот цвет выбрали 2 человека (Качармина Алена, Шевела Никита)
Желтый- ловкость, сообразительность, радость к жизни, честность, свобода, радость, веселье. Чистый желтый, самый яркий цвет. Выбор желтого цвета обозначает: желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность. Такие люди любят, чтобы ими восхищались, у них высокая самооценка, уверенность в себе, деятельность. Этот цвет нравится 1 человеку (Галаган Маша)
Синий- организованность, непреклонность, идеализм, сила духа. Синий цвет- это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, серьезность, строгость. Люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения. Из моих одноклассников синий цвет выбрали: 5 человек (Ефимов Ваня., Ефимов Даниил., Колпащиков Тимур, Саитгалин Руслан, Смирнов Дима)
Голубой - это цвет беспечности, он успокаивает, излучает надежность, цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия. Искренний и внимательный, такой человек старается найти тихое место, соответствующее его настроению, чтобы, например, почитать книжку. Для него очень важно побыть одному для восстановления сил. Честный и правдивый - он отличный друг. У него мирная душа. Голубой цвет выбрали: 2 человека (Кукушкин Арсений, Фадеев Егор)
Фиолетовый цвет обладает загадочностью и внутренней интригой. Любители фиолетового загадочны, у них сильно развито творческое начало, они очень восприимчивы к духовным идеям. Фиолетовый цвет часто любят художники. Кроме того, его предпочитают те, кто считает себя непохожим на других. Эти люди щедры по натуре. Этот цвет выбрали: 3 человека (Вильданова Дарина, Франк Настя, Шевченко Аня)
На третьем этапе мы провели экспресс-исследование. Мы провели нумерологические расчёты, используя дату их рождения, и проанализировали, насколько полученные данные с их нумерологическими характеристиками совпадают с качествами личности обучающихся и событиями их жизни. Затем было проведено анкетирование. Было опрошено 24 человека. У 7 человек описание характера, которое дает нумерология частично совпадает с характером самих людей, а у 17 человек совпадает.
Совпадение с нумерологической характеристикой 71 % указанных качеств
Частичное совпадение 29 % указанных качеств.
На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что древние знания о нумерологии подтверждаются в современности. Это можно наглядно увидеть из приведенных ниже сравнительных данных.
Полученные результаты мы представили в графике №3:
Единица (1) - Вильданова Дарина
Под этой цифрой часто рождаются сильные, целеустремленные личности, которые, не останавливаясь, продвигаются к поставленной цели, смотрят вперед с оптимизмом и уверенностью.
Они упрямы, самонадеянны, честолюбивы, не редко агрессивны. Причиной агрессии может стать чье-то желание «научить их жизни» или тот, кто старается преградить им путь к поставленной цели.
Много сил они тратят на то, чтобы отстоять свое мнение и свободу. Они непревзойденные организаторы, обладающие отличной памятью. Их способность выполнять сразу несколько дел происходит от умения концентрировать внимание на главной задаче.
Вся их жизнь посвящена поиску нового, стремлению занять лидирующее положение. Они редко прислушиваются к чужому мнению. Работать рядом с ними крайне тяжело, из-за их эгоцентричности, авторитарного типа управления.
Тройка (3) - Колпащиков, Пирут
Отличительная черта этих людей — заводной характер, а также удивительное чувство юмора.
Им везет по жизни. «Тройки» разносторонне развиты, наделены талантом и неиссякаемым запасом энергии, благодаря чему ведут бурную жизнь.
Они легко тратят деньги, проявляя щедрость, невероятную благожелательность.
Их творческой натуре требуется выход, а богатое воображение и природная одаренность, дают возможность сделать этот «выход» настолько ярким, что он становится очень памятным.
Им чрезвычайно комфортно в мире искусства, поскольку они наделены многими талантами. «Тройки» умеют красиво говорить, предпочитают общение, в кругу друзей зачастую становятся заводилами.
Среди «плохих» черт можно назвать непомерное самомнение, горделивость, эгоистичность, излишнюю независимость. Их честолюбие, властность, заносчивость нередко переходит в неприкрытую грубость. «Тройки» нередко тратят свою энергию впустую, чересчур легкомысленно несерьезно относятся ко всему, что их окружает. Такая несерьезность зачастую мешает проявлению их гениальности.
Пятерка (5) - Багаутдинов, Кукушкин Филатов, Шевела
Энергичный, беспокойный, непоседливый нрав отличает людей, родившихся под «Числом Характера» 5.
А еще ум, нетерпеливость – тоже отличительные черты «пятерок». Любители путешествий, они всегда хотят увидеть, познать, что-нибудь новенькое, неординарное. фото109
Они не могут жить без общения. А чтобы не впадать в тоску, скуку, усталость, создать себе комфортную жизнь, они должны постоянно менять свое окружение.
Эти люди амбициозны, вспыльчивы, при этом, очень сексуальны. Именно сексуальность не дает им оставаться верными своей семье, так как им по душе скандалы, недосказанность.
Они неусидчивы, не умеют концентрироваться. Это приводит к тому, что они хватаются сразу за несколько дел, но бросают их, не доведя до завершения. Труд — не их конек, они лучше будут стремиться больше увидеть, узнать, причем, все сразу.
Мужчины с числом Характера 5 могут тяготеть к спорам, азартным играм, спекуляциям, так как им необходимо всегда рисковать, искать приключения. А женщины намного осторожнее, но при сильном интересе могут забыть об осмотрительности. Из-за такого поведения они часто попадают в неприятные ситуации.
«Пятерки» часто меняют место работы, так как не любят работать на одном месте. Скучная, рутинная работа – не для них. С ними надо быть всегда настороже, поскольку они любят обманывать, мошенничать, вести разгульный образ жизни. Но в то же время, общение с ними доставляет удовольствие, благодаря их веселому и беззаботному характеру. Но они могут быть не удачливыми из-за жалости к себе.
Шестерка (6) - Ефимова, Качармина, Костин, Максимов, Фадеев
Люди, находящиеся под покровительством цифры «6» обладают уравновешенным, добродушным нравом. Они надежны, ценят семью, всегда окружены друзьями. В них сочетаются такие привлекательные черты, как честность, верность, романтичность, мягкость.
Их привлекает гармония и спокойствие, они умеют сглаживать конфликты, делиться теплом, а также деньгами и всем тем, что требуется другим людям.
Им присуща доля консервативности, поэтому им не нравятся раскованные, бестактные люди.
Они принимают решение – уйти от проблемы, вместо того, чтобы что-то предпринять. Они умеют трудиться, но не стремятся к достижению высот, поскольку не наделены деловой жилкой. Заняв пост руководителя, могут показаться заносчивыми и тщеславными.
Семерка (7) - Лаишевская
«Семеркам» больше нравится одиночество, погружение в собственные мысли. Их не привлекает общение с людьми, больше нравится созерцание.
Природа наделила таких людей проницательностью, умением анализировать, раскрывать тайны, замечать те мелочи, которые другие люди не замечают.
Общаясь с ними, многие ощущают отчуждение и холод. Вероятно, с их помощью они стараются сохранить равновесие внутри себя. Им не дано красноречие, поэтому им трудно выразить свои мысли, а вот на бумаге они могут написать что угодно. Дискуссии и споры тоже не для них.
К недостаткам их нрава можно отнести чрезмерную склонность к «тяжелым» мыслям, не редким депрессиям, разочарованию в своем существовании, наклонности к суициду, нелюдимость, сумрачный сарказм. Но окрылить их может даже самый маленький успех.
Восьмерка (8) - Большакова, Годящева, Долгова, Ефимов Д., Ефимов И., Саитгалин, Смирнов, Франк
«Восьмерки» наделены невероятной энергией, напористостью, умением сконцентрировать все силы в одну точку, что дает возможность прийти к намеченной цели. Эти люди достигают успеха за счет своей практичности, расчетливости, цепкости ума. Вся их деятельность устремлена на получение материального благосостояния, что дает возможность правильно вложить свои средства, даже при минимальных усилиях.
Все мысли «восьмерок» направлены на рост их достатка, развитие бизнеса. Качества, за которые они уважают других людей – умение бороться, выходить из трудных ситуаций, находить лазейку, и, в конце концов, приходить к успеху. Они оценивают людей по их статусному положению, хотя сами бывают осторожными, благоразумными, не совершают рискованных движений, не делают ни шага без оглядки.
К негативным чертам «восьмерок» можно отнести: бессердечность, недружелюбие, жестокосердие, эгоизм, использование любых средств на пути к цели, властность,
презрение к тем, кто не пришел к успеху.
С первого взгляда они производят впечатление угрюмых, замкнутых людей, в то время страсть, алчность грызет их душу.
Девятка (9) - Галаган, Ирхин
Это настоящие мечтатели и идеалисты, часто стремящиеся все обобщать, «оторваться от земли». Чертами их нрава являются: романтичность, порывистость, страстность, нежность,
невероятная любвеобильность.
Они обладают привлекательностью, неповторимым шармом. В их крови заложена заботливость, уважение к близким людям, но их заветной мечтой остается бескорыстное служение всему человечеству. За это стремление их часто не понимают, и начинают понимать только тогда, когда они уходят в небытие.
Из Числа Характера «9», выходят талантливые артисты, преподаватели, ученые. «Девятки» наделены невероятной силой воли, мужественностью, умением вдохновлять других людей, воодушевлять их на благие дела.
Для жизни они не слишком приспособлены, потому что не привыкли заботиться о себе, чрезмерно честны, живут с оглядкой на условности, легко поддаются чужому влиянию, способны быстро воспылать страстью и так же скоро охладеть.
«Девятки» очень боятся старости и нищенского существования. Их противоречивый, высокомерный нрав, а также резкость в суждениях, отпугивают, поэтому нередко остаются без семьи, удаляются в мир мистики.
Одиннадцать (11) - Шевченко
Люди с числом 11 часто кажутся очень странными, а они действительно отличаются от других.
Зачастую их миссией становится привнесение в этот мир новизны, что им дано свыше, или даже совершение переворота. Они наделены интуицией, необыкновенной энергией.
Среди них можно отыскать незаурядного гения, а можно сумасшедшего, считающего себя прорицателем, проповедником. Они умеют привлечь массы умением убеждать, смелостью, решительностью, уверенностью в правоте своих действий. Их жертвенность ради особого предназначения, не дает возможность создать семьи, поэтому чаще всего они остаются одинокими.
Числа очень часто встречаются в жизни человека; 37 % опрошенных учеников верит в нумерологию; основные черты характера ребят и характеристика «числа характера» хотя бы частично совпадают; в нашем классе имеются числа характера 1,3,5,6,7,8,9,11, но преобладают 8; число рождения влияет на успеваемость.
Так же ребятам мы играли в настольную игру "Дорога на вечеринку". Данное задание позволило нам выявить в учениках такие черты характера, как: коллективизм, выдержка усидчивость, внимательность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, обработав результаты исследований, я пришел к выводу, что каждый ученик имеет свои особенности характера. В структуре личности, характер занимает главное место, так как влияет на познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через черты характера. В характерологических чертах отражаются такие психологические свойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность, эмоционально-волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности.
Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. От других черт личности характер отличается устойчивостью, ранним формированием. Формирование характера предопределяется образом жизни человека. Он проявляется в манере поведения, в привычках, поступках, действиях и обуславливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.
В процессе работы над этой темой, я стал больше размышлять и наблюдать за своим характером и характером других людей.
Исследование любимых цветов моих одноклассников помогло лучше узнать их характер, настроение, понять их поведение в той или иной ситуации. Если мы больше будем знать друг о друге, это сплотит наш классный коллектив. Иногда любимый цвет меняется с течением времени, в дальнейшем я хотел бы повторить исследования и увидеть, что, как и почему поменяется в характерах моих одноклассников
Благодаря полученным знаниям в нумерологии мы лучше раскрываем свои таланты и способности, можем понять, почему легче общаться с одними людьми, а в то же время с другими отношения не складываются.
Можно сказать, что тайны чисел, их возникновение и влияние на людей занимают особое место в нашей жизни. Мне понравилось изучать нумерологию, я больше узнал о себе, узнал много нового о том, какие ведущие личностные качества есть у меня и моих одноклассников, и предположил, как это может повлиять на мою дальнейшую жизнь.
Формирование характера начинается с раннего детства. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, чтобы практическая деятельность соответствовала идейному воспитанию.
Раньше я даже не задумывался над тем, что окружающие меня люди обладают индивидуальными чертами характера. А мы же все разные, и это здорово!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет-источники:
Рисуем зимние домики
Зимний лес в вашем доме
Каргопольская игрушка
Лягушка-путешественница
Рисуем подснежники гуашью