Способность к сотрудничеству с полным правом можно назвать одним из важных качеств людей, работающих с детьми. Умение педагогов-психологов и старших воспитателей , заместителей заведующего по УВР и других специалистов ДОУ работать сообща, использовать знания и способности каждого является необходимым условием для решения насущных задач дошкольных учреждений. Современное ДОУ требует от руководителя использования всех возможных ресурсов. Материальные возможности, как известно, весьма ограничены. Информационные ресурсы порой недоступны. В этом контексте чрезвычайно важными становятся ресурсы человеческие. В каждом детском саду с разной степенью эффективности используются два вида человеческих ресурсов: индивидуальный профессиональный потенциал педагога и потенциал всего педагогического коллектива. Но есть еще один вид человеческих ресурсов, который пока еще не используется в полной мере – малые группы. Пришло время вывести работу ДОУ на новый качественный уровень: пересмотреть функции, принципы, методы и подходы к управлению коллективом и создать условия для эффективного развития творческой деятельности участников педагогического процесса. Для этого требуется по-новому выстроенная совместная деятельность педагогов и специалистов, их ориентация на командную работу.
Что на самом деле подразумевается под словом «команда»? Используя в своей речи привычные штампы (спортивная команда, команда сотрудников), мы не задумываемся об истинном значение этого слова. Но действительно ли любую группу людей можно назвать командой? Команда - это группа людей, объединенных общей целью, имеющих высокий уровень доверия и эффективного воздействия, нацеленных на общий результат. Есть такие понятия: «коллектив, «рабочая группа», но не всегда высокосплаченный коллектив является эффективной командой. Команда -это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем они могли бы сделать по отдельности. Помимо этого, их совместная работа приносит им удовольствие и радость.
Коллектив - это социальная группа людей, объединенных единым видом общественной деятельности, общностью интересов, ценностных ориентаций, установок норм поведения и воплощающих отношения сотрудничества, взаимной ответственности и помощи друг другу.
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_metodicheskoy_i_psihologicheskoy_sluzhb_dou.docx | 25.01 КБ |
Тема: «Взаимодействие методической и психологической служб ДОУ»
Способность к сотрудничеству с полным правом можно назвать одним из важных качеств людей, работающих с детьми. Умение педагогов-психологов и старших воспитателей , заместителей заведующего по УВР и других специалистов ДОУ работать сообща, использовать знания и способности каждого является необходимым условием для решения насущных задач дошкольных учреждений.
Тема мероприятия: «Формирование сплоченной команды специалистов ДОУ»
Задачи:
1.Познакомить педагогов-психологов и старших воспитателей, заместителя заведующего по УВР и других специалистов ДОУ с основами командообразования и методами работы с педагогическим коллективом по данной теме.
2.Способствовать формированию эффективного взаимодействия специалистов в команде через развитие навыков групповой работы и создание позитивного социального окружения.
3.Пополнить методическую копилку по данной теме.
Оборудование и оформление: самодельный плоскостной картонный макет 3-этажного дома с фундаментом размером 1,5*1 м, на который постепенно наклеиваются таблички с обозначением этапов развития команды («Рабочая группа», «Псевдокоманда», «Потенциальная команда», «Зрелая команда»); кирпичик от деревянного конструктора; листы бумаги; маркер; фотографии из архива совместных заседаний психологов и старших воспитателей; магнитная доска, скотч, фломастеры, цветные карандаши, краски, кисточки, ножницы, цветная бумага; ватман, слова «команда» и «коллектив», задачи командообразования записаны на доске (см.пункт 6).
Ход мероприятия:
1.Вступительное слово
Ведущий.
Современное ДОУ требует от руководителя использования всех возможных ресурсов. Материальные возможности, как известно, весьма ограничены. Информационные ресурсы порой недоступны. В этом контексте чрезвычайно важными становятся ресурсы человеческие. В каждом детском саду с разной степенью эффективности используются два вида человеческих ресурсов: индивидуальный профессиональный потенциал педагога и потенциал всего педагогического коллектива. Но есть еще один вид человеческих ресурсов, который пока еще не используется в полной мере – малые группы. Пришло время вывести работу ДОУ на новый качественный уровень: пересмотреть функции, принципы, методы и подходы к управлению коллективом и создать условия для эффективного развития творческой деятельности участников педагогического процесса. Для этого требуется по-новому выстроенная совместная деятельность педагогов и специалистов, их ориентация на командную работу.
Что на самом деле подразумевается под словом «команда»? Используя в своей речи привычные штампы (спортивная команда, команда сотрудников), мы не задумываемся об истинном значение этого слова. Но действительно ли любую группу людей можно назвать командой? Команда - это группа людей, объединенных общей целью, имеющих высокий уровень доверия и эффективного воздействия, нацеленных на общий результат. Есть такие понятия: «коллектив, «рабочая группа», но не всегда высокосплаченный коллектив является эффективной командой. Команда -это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем они могли бы сделать по отдельности. Помимо этого, их совместная работа приносит им удовольствие и радость.
Коллектив - это социальная группа людей, объединенных единым видом общественной деятельности, общностью интересов, ценностных ориентаций, установок норм поведения и воплощающих отношения сотрудничества, взаимной ответственности и помощи друг другу.
1. Формирование сплоченной команды можно сравнить с постройкой дома. Сегодняшнее наше занятие посвещено вопросу формирования сплоченной команды специалистов ДОУ. Результатом нашего занятия должен стать построенный ДОМ. А первой задачей в любом строительстве является подготовка площадки.
2. Разминка «Машина и диспетчер».
Группа разбивается на «машин» и «диспетчеров». Все свободно размещаются на строительной площадке. Машины сваливают кирпичи, а диспетчера предупреждают о местах, где сваливать нельзя. Задача «машин»- закрыть глаза и хаотично двигаться по комнате. При приближение одной «машины» к другой «диспетчера» издают предупреждающий звук «пи-пи-пи». Цель «диспетчеров» - не допустить аварийной ситуации. Потом играющие меняются ролями.
Ведущий
Любая группа, прежде чем стать командой, проходит определенные этапы. Сначала это «рабочая группа» - то есть люди, собравшиеся в одном учреждении. Со временем между ними устанавливаются тесные личные взаимоотношения, основанные на индивидуальных особенностях. Для того чтобы удовлетворить потребность в социальном одобрении, поддержке, уважении и доверии, как правило, стихийно возникают группы. Подобные группы существуют в каждой организации, образуя её неформальную структуру, и довольно часто являются мощной силой, способной свести на нет все усилия руководства. Многие руководители считают любые неформальные объединения результатом неэффективного руководства. Такая негативная позиция мешает руководителю видеть их значительные потенциальные возможности. (На фундамент макета дома наклеивается табличка «Рабочая группа».) У каждого человека, пришедшего работать в учреждение, есть свои таланты.
Предлагаю вам упражнение «Мои таланты», позволяющее создать позитивный социальный настрой.
4. Упражнение «Я-уникальный»
По кругу передается кирпичик. Каждый участник, получив его, называет свое имя и талант, которым обладает.
5. Упражнение «Мы вместе» позволит объединить людей и улучшить работу команды.
Участники делятся на две группы («экскаваторы», «датчики».) Ведущий показывает движение, которое команды должны выполнить (например, пальцы левой руки сложить в кулак, положить ладонь правой руки на кулак, затем одновременно опустить обе руки на колени и повторить всё сначала). Один из участников задает это движение остальным. Другие должны подстроиться к нему, довиваясь синхронности. Ведущий наблюдает и, как только синхронность нарушается, останавливает действия, и упражнение начинается сначала.
Рефлексия: Легко ли было добиться синхронности? Какова ваша роль в этом слаженном конвейере, возникло ли чувство, что вы – часть этого механизма (команды)?
6.Информационный блок (второй этап)
Ведущий
Следующий этап – «Псевдокоманда» (выставляется соответствующая табличка; фундамент макета дома надстраивается первым этажом). Он характеризуется обострением конфликтов, возникновением споров и противоречий. Это связано с тем, что люди лучше узнают друг друга, появляются различные точки зрения на решение конкретной задачи. Помимо этого, конфликты возникают из-за того, что все по-разному относятся к командным делам. Этот этап является очень важным в жизни команды. Часто администрация ДОУ старается избегать каких-либо конфликтов, уходить от них, не замечать их существования. Их избегание может привести к различным последствиям. В одних случаях конфликты могут перейти в разряд скрытых – они не проговариваются, но общее напряжение в коллективе растет. В других подбирается группа из сотрудников, изо всех сил старающихся показать, что у них все отлично и они все любят друг друга. При этом поддержание подобного мифа отрицательно влияет на их работу. Они не идут на конфликты, связанные с обсуждением решений и поиском лучших вариантов.
Командообразование предполагает решение комплекса задач:
Для подобных коллективов характерны формальные отношения и уход от личной ответственности за результат. Любой специалист, говоря о проблеме командообразования в ДОУ, должен знать, что проведение корпоративных вечеринок и развлечений, использование упражнений не обеспечивает образования команды. Наступает момент, когда коллективное общение всем надоедает и оказывается, что реальные рабочие ситуации эффективнее выполнять поодиночке, чем все вместе.
7.Упражнение «Творец слова»
Упражнение направлено на развитие навыков общения и эффективной передачи инициативы друг другу.
Ведущий с помощью группы фиксирует на ватмане (или доске):
Участникам нужно придумать историю, начинающуюся со слов: «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь…» Каждый следующий участник продолжает историю, добавляя по одному предложению и включая в рассказ действующих лиц и предметы, указанные на ватмане.
Рефлексия: Удалось ли вам поддержать инициативу предыдущего человека и развить ее?
Вывод: У каждого из нас есть свои мысли, которые хочется высказать. А это порой мешает слушать собеседника и может повлиять на эффективность командной работы. Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждомк восзможность высказаться.
8.Информационный блок (третий этап)
Ведущий
Выставляется табличка «Потенциальная команда» и макет дома достраивается до второго этажа.
Этот этап характеризуется тем, что члены группы пытаются найти пути эффективного взаимодействия. Начинают формулироваться правила совместной работы и общения, эмоциональная атмосфера улучшается и стабилизируется.
Многочисленные исследования показали, что наиболее продуктивно работают команды, в состав которых входят от 5 до 10 человек. В слишком маленькой группе велики индивидуальная ответственность и напряженность, потому они очень неустойчивы. Большие группы оказывают сильное давление на соих членов, а нередко просто распадаются на более мелкие подгруппы. Любая команда обязательно состоит из лидеров, способных оказывать влияние на отдельных людей или на всю группу. Как правило, формируются два типа лидеров: идейный вдохновитель, наиболее активный при выполнении конкретной задачи, вносящий больше предложений, чаще других высказывающий мнение по различным вопросам; экспрессивный лидер – самый уважаемый, любимый человек в команде, с мнением которого принято считаться.
Один и тот же человек редко является одновременно идейнымвдохновителем и экспрессивным лидером. Таким образом, получается модель двойного лидерства, когда один руководит деятельностью команды, а другой имеет дело с удовлетворением эмоциональных потребностей, причем оба они взаимодействуют, поддерживая друг друга. В идеале руководитель ДОУ и должен стать одним из таких лидеров. Проводя работу по командообразованию, не надо забывать о том, что руководитель должен в ней участвовать. Если он готов работать над собой, то командообразование будет успешным. Если же он хочет, чтобы менялись другие, то данную работу лучше не проводить. Вместо этого можно провести коммуникативный тренинг или общее мероприятие.
9.Упражнение «Мы звенья одной цепи»
Данное упражнение позволяет осознать, что возможности команды больше, чем сумма возможностей ее отдельных участников.
Участники делятся на 4 группы: осень, зима, весна, лето. В течение пяти минут нужно составить список своих сильных и слабых сторон в профессиональной сфере. Затем каждая группа составляет общий список сильных и слабых сторон. При этом если чей-то недостаток компенсируется сильной стороной другого участника, то этот недостаток можно вычеркнуть и не учитывать. Например, высказывание одного участника «не умею эффективно планировать работу» компенсируется высказванием другого «умею четко планировать». Если команда обнаруживает какие-то новые общие недостатки или достоинства, их следует дописать в список.
Затем представитель от каждой команды рассказывает о том, что изменилось в списках личных достоинств и недостатков, после того как они были объединены.
Вывод: Возможности команды не равны простой сумме возможностей ее участников. Как правило, в командном взаимодействии компенсируются недостатки и усиливаются достоинства каждого.
10.Информационный блок (четвертый этап)
Выставляется табличка «Зрелая команда» и к макету дома добавляется крыша.
Ведущий
Этап «зрелая команда» - настоящее, полноценно и эффективно действующее объединение людей, где преобладают поддержка и взаимовыручка. На данном этапе команду отличают умение четко перераспределять обязанности, работать на общую цель, умение гибко и мобильно перестраиваться в соответствии с новыми обстоятельствами.
Чтобы группа стала командой, необходимо пройти все этапы. В реальности это может занять годы, технология же создания команды предполагает форсированное прохождение этих этапов в тренингово-игровом режиме.
11.Упражнение «Ласковые лапки»
Данное упражнение способствует снятию напряжения, мышечных зажимов, сплочению команды.
Ведущий
Стало уже доброй традицией обсуждать различные темы в нашем тесном кругу. Ежегодно психологи, старшие воспитатели, заместители заведующих по УВР, встречаются на совместных заседаниях. Сейчас вы будете работать с фотографиями совместных встреч. Предлагаю вам обсудить следующие воспросы: вспомнить год, тему заседания, место встречи, фразы и выражения, истории. Можно сочинить стихи, что-то нарисовать, художественно оформить на ватмане фоторепортаж, используя любые материалы, и презентовать его. А теперь найдите подходящее место для вашего фоторепортажа на макете нашего дома.
12.Рефлексия.
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Сказка на ночь про Снеговика
Снеговик
Заколдованная буква
За еду птицы готовы собирать мусор