В работе на примере храма Архангела Михаила в селе Ключи-Булак рассмотрена проблема создания и существования на селе в наше сложное противоречивое время православного прихода, трудности жизни сельского храма.
Через исследование того, как люди приходят к вере в Бога, и что приводит их, затронуты вопросы духовного и нравственного здоровья людей, среди которых мы живём. Особое внимание уделено вопросу, почему людям нужно ходить в храм.
Вложение | Размер |
---|---|
doroga_k_hramu.doc | 110 КБ |
ДОРОГА К ХРАМУ
Клименченко Александр
ученик 11 класса
МКОУ «Ключи-Булакская СОШ»,
с. Ключи-Булак Братского района Иркутской области
Введение
«Не будьте мертвыми душами,
но живыми. Есть только одна дверь к жизни,
и эта дверь - Иисус Христос».
Н.В. Гоголь
Грибоедов. Горе от ума. 1, 6. Чацкий
«Не стоит село без праведника».
народная мудрость
«...тесны врата
и узок путь,
ведущий в жизнь,
и немногие находят их».
(Мф. 7:13,14)
«Дорога к храму» — так мы с моим руководителем решили назвать исследовательскую работу в рамках секции «Проблемы человечества». Данная тема мне знакома и близка во многом потому, что я сам и мои родители - люди верующие. Мой отец – в настоящее время иерей Андрей Клименченко – настоятель храма Архангела Михаила в селе Ключи-Булак и моя мама, матушка Феоктиста, дали мне серьёзное религиозное воспитание в духе православной христианской веры, в которую я был крещён ещё в раннем детстве в возрасте 5 лет.
В своей работе на примере создания храма Архангела Михаила в селе Ключи-Булак я рассмотрел проблему создания и существования на селе в наше сложное противоречивое время православного храма, которая связана непосредственно с образом жизни верующих православных христиан, с их насущными нуждами. Кроме того, я затронул вопросы духовного и нравственного здоровья людей, среди которых я живу, и среди которых мне предстоит жить в дальнейшем.
«Дорога к храму». Так я хочу назвать путь, который приведёт человека к вере, к Богу, в храм – Дом Божий.
Что же такое дорога к храму и как её найти? Я думаю, что дорога к храму – это очень важный путь в жизни человека, выбрав который, человек может очень сильно (если не полностью) изменить свою жизнь, ведь идет он не куда-нибудь, а в храм, то есть в дом к Богу. Идут люди по этой дороге, неся за спиной разные нужды и искания. Кто-то хочет найти ответы на жизненно важные вопросы, кто-то идет из любопытства, а кто-то жаждет обретения смысла жизни и встречи с Отцом Небесным.
Как же найти дорогу к храму? Эту задачу каждый человек должен решить сам, и каждый её находит по-разному, ведь дорог столько, сколько человеческих жизней. Но часто бывает так, что человеку не приходится выбирать, перед ним только одна дорога – к храму.
Что чаще всего заставляет человека прийти в храм, к Богу? Наверное, это несчастье или какое-либо горе, произошедшее в жизни человека. Это может быть смерть близкого, трудноизлечимое заболевание, несчастный случай и тому подобные горести. Но если подумать, действительно ли это горе? Может, это милость Божья, ниспосланная для того, чтобы человек нашел свою дорогу в храм, к Богу. Можно привести очень много примеров, когда люди находили путь к вере, к Богу через свои страдания, немощи, болезни. Обратимся к Евангелию: 10 прокаженных, слепой из Иерихона, кровоточивая женщина, расслабленный- все они приобрели веру благодаря своим болезням. Давайте посмотрим, как обратился к Богу герой произведения «Они сражались за Родину» солдат Иван Звягинцев. Иван стал молится Богу, когда сидел в окопе и пережидал немецкую бомбежку. Страх перед смертью заставил Ивана вспомнить о Боге и попросить его о том, чтобы Он его сохранил. Вот так Бог привел человека к себе. Но страдания – это же не единственный путь к вере. Душа человека, подобно телу, нуждается в пище, пище духовной. Многие люди приходят в храм, чтобы найти там «пищу» для души, найти ответы на вопросы, найти правду. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко ти насытятся» (Евангелие от Иоанна, гл.14. 15) - сказал Господь.
Не надо думать, что дорога к храму легка. Ни в коем случае, нет! Ведь для того, чтобы прийти в храм к Богу, нужно пересилить, перешагнуть через самого себя, через всю свою жизнь, свои страсти и грехи. И всё это ради того, чтобы быть с Богом. Кто знает, может это не мы идем по дороге к храму, к Богу, а сам Бог идет навстречу нам?
Работая над темой, я ещё раз убедился, насколько важны вопросы веры в жизни каждого человека, даже того, кто считает себя абсолютно неверующим. Поэтому первым эпиграфом для своей работы я взял слова великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя, творца бессмертной поэмы «Мёртвые души», который предвидел новую Россию через духовное воскресение русского народа и в «Переписке с друзьями» подчеркнул: «Не будьте мертвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь - Иисус Христос».
Владыка Максимилиан, епископ Братский и Усть-Илимский отмечает: «Наше время захлестывает человека шквалом пустой, бесполезной, зачастую даже вредной информации. Оглушенный и задавленный ее напором, человек мечется в лабиринте искаженных идеалов, теряя верные ориентиры, изнывает от жажды, заблудившись в мутном море рекламных ценностей. А то, что ему нужно, - глоток свежей чистой воды, твердая опора под ногами и высокое Небо над головой - совсем рядом: там, где всего этого в избытке, где у «кладезя воды живой, от которой не будешь жаждать вовек» ждет его Тот, кто принимает и успокаивает «всех труждающихся и обремененных», - Господь Иисус Христос». Я полностью согласен с ним, поэтому вторым эпиграфом взял слова русского поэта и драматурга Александра Сергеевича Грибоедова: «Блажен, кто верует, - тепло тому на свете!», сказанные Чацким – героем поэмы «Горе от ума».
И ещё – очень важно, чтобы кто-то указал человеку верное направление – куда идти, Кого искать, как с Ним встретиться... «В начале было Слово» - таковы первые слова Святого Евангелия. Нести Благую Весть о Боге, о вере, о Церкви - это главная задача и основная цель каждого священника и его помощников в каждом приходе. «Не стоит село без праведника» - так гласит народная мудрость. Эти слова я взял третьим эпиграфом.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. А когда налицо не один, и не два, и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не слабости, многие погибают и падают духом». Поэтому четвёртым эпиграфом я взял слова «...тесны врата и узок путь,ведущий в жизнь, и немногие находят их».(Мф. 7:13,14)
И так, цель моей работы — воссоздание история появления храма Архангела Михаила в селе Ключи-Булак, описание жизни и деятельностью людей, связанных с этой страницей истории села Ключи-Булак.
Задачи:
- найти и изучить материал, связанный с историей создания храма Архангела Михаила в селе Ключи-Булак;
- провести беседы и интервью со старостой храма Лидией Феоктистовной Протасовой, настоятелем храма иерем Андрей Клименченко и другими прихожанами;
- систематизировать и оформить результаты работы в печатном и компьютерном вариантах.
С чего все начиналось?
У нас, в России - снежные поля
Сливаются у горизонта с небесами
И солнечно на белом вся земля
Цветет святыми, золотыми куполами.
Отметил Бог особой чистотой
Необозримые просторы эти
И храмы вечно на Руси святой
Своими куполами душам светят.
Игорь Стебенко
То, что сегодня происходит в Отечестве нашем — это великое Божие чудо, потому что в церковь приходит все больше и больше людей... Мы свидетельствуем о реальном возрождении духовной и религиозной жизни нашего народа. И мне, как каждому истинно верующему православному христианину, очень хочется, чтобы Благую Весть о Боге, о вере, о Церкви услышали многие люди: ведь, как сказал апостол Павел, «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10,17). Но как это реализовать в жизни, когда в селе, где ты живёшь нет даже храма.
Часто можно слышать такое суждение: Зачем нужен храм, зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе? А что, если у человека, правда, Бог в душе, и он великий праведник, только в храм не ходит? И зачем тогда нужен храм вообще? Зачем искать средства и прилагать огромные усилия для его создания?
Вот что отвечает на эти вопросы священник - протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО : «Чаяние любого христианина — чтобы Бог был у него в душе. Другое дело, когда люди пытаются этой фразой оправдать свое нерелигиозное бытовое поведение, например, нежелание ходить в храм по причинам вроде лени или страха, что придется соблюдать заповеди Христовы. Тогда фрза «Бог у меня в душе» становится лукавой — и это лукавство верующим как раз не нравится. Думаю, никто не хотел бы однажды услышать: «Знаешь, дорогой, я люблю тебя, но только в душе, поэтому не жди от меня никаких внешних проявлений моей любви — помогать я тебе не буду, заботиться о тебе тоже». Если нам так признаются в любви, вряд ли мы от человека потом увидим хоть что-то доброе или плохое. Только пустоту и равнодушие. Любое чувство, будь то любовь к ближнему или к Господу, нуждается в делах. Часто «Бог в душе» — это такой бог, которого человек сам себе придумал, бог, удобный во всех отношениях. Например, «Бог в душе» любит пьяниц и блудников, потому что человек, придумавший себе такого бога, сам любит выпить или изменять супругу. Нельзя выстроить Бога под себя. Когда мы приходим в храм, нам приходится выстраивать себя под Бога, который есть в реальности».
Нужно сказать, что соборность Богослужения дает особое качество собранию верующих, особое качество их молитвенным воздыханиям. Собрание церковное - уникально для действия на глубины души. Храм - это место, где мы можем встретиться с Богом по Его слову: "Где двое или трое соберутся во Имя Мое, там и Я пребуду меж ними", место где Господь Вседержитель касается души каждого входящего, наделяя его духовными дарами. Крещение, венчание, отпевание - этапы жизни человека, меняющие его судьбу и сейчас, и в вечности, проходят здесь. Здесь овеществляется наша вера и получает новое качество сразу же, как только мы переступаем порог Божьего Храма. Здесь мы поем и слышим пение: "Насаждени в дому Господни, во дворех Дому Бога нашего процветут" и "Дому Твоему подобает Святыня Господи в долготу дний".
Как я выяснил из беседы со старостой нашего храма Лидией Феоктистовной Протасовой, своего храма в селе никогда не было. До затопления люди ходили в храм в соседнее село Шаманово. Церковные богослужения в селе Ключи-Булак начались только с 1996 года, когда село стал регулярно посещать настоятель Иверского храма в селе Покосное иерей Петр Борновалов. По субботам служились молебны с чтением акафиста на дому у прихожан. Там же совершались все необходимые требы.
А в 1997 году в село Ключи-Булак приехала Людмила Федоровна Преснухина с мужем. И очень ей захотелось, чтобы появилась у нас церковь. Стала она искать возможности воплотить идею в реальность. Как раз в это время освободилось помещение Дома быта. Осенью 1998 года по личной инициативе Преснухиной Людмилы Федоровны, по просьбе настоятеля храма Андрея Рублёва Огородникова Андрея и главы сельской администрации Катышевцевой Любови Валентиновны, с помощью протоиерея Павла, который лично приехал в село, вопрос с помещением был решен положительно. Под православный храм выделили здание бывшего Дома быта. Началась реконструкция здания. Именно в это время и переезжает в Ключи-Булак из города Братска Протасова Лидия Феоктистовна. Именно она начинает активную деятельность по сбору средств и обустройству храма. Храм распологается в центре поселка. Ему дали название «Храм Архангела Михаила» в память о разрушенном храме в селе Шаманово. Вскоре там начались службы, которые проводил священник, приезжавший из села Покосное - отец Петр.
С Божьей помощью и помощью благотворительной внутреннюю часть привели в надлежащее состояние. Для открытия Храма оставалось приобрести подсвечники и необходимую церковную утварь. Приход в поселке маленький, и поэтому средств, собранных прихожанами было явно недостаточно. «И вдруг мы узнаем, что на расчетный счет нашего Храма поступили деньги при помощи которых удалось решить проблему. Ну разве это не чудо?!» - с трепетом и восторгом вспоминает Лидия Феоктистовна. И вот наступил торжественный момент 6 марта 2002 года по благословению правящего архиерея была отслужена первая литургия благочинным нашего округа протоиереем Павлом Глазуновым и настоятелем храма протоиереем Петром Борноваловым.
«Мы искренне благодарны людям, оказавшим посильную помощь Храму: Александру Шапошникову, Татьяне Щербаковой, Галине Жуликовои из Братска, Ирине Константиновой из Прибойного и нашим дорогим односельчанам, которые внесли свою лепту в благоустройство Храма — Анатолию Турнову, Татьяне Суровишиной, Юрию Слюсаренко, Галине и Николаю Буцких. Виктору Масенко, Елене Григорьевой, Валентине Наумовой, Галине Храмцовой, Владимиру Лисову, Владимиру Юрченко, Павлу и Клавдии Перфильевым», - рассказывает Лидия Феоктистовна.
Но теперь нужны колокола. И снова за сбор средств берётся Лидия Феоктистовна. От всего имени всего прихода обратилась она к жителям нашего района и Братска: «Помогите довести начатое дело до конца и собрать средства на приобретение колокола. Так хочется. чтобы в нашем поселке раздавался колокольный звон. Кто может, также помогите, пожалуйста, краской или обрезной доской. А мы помолимся о вашем здравии перед святым престолом нашего Храма».
Сегодня колокольня храма имеет звонницу из пяти колоколов, и звонит в них, созывая прихожан на службу, и, наполняя сердца даже людей неверующих великой радостью сама Лидия Феоктистовна. Храм наш небольшой, уютный, любовно оберегаемый своими прихожанами. В центре храма – большая старинная икона Архистратига Михаила Архангела. Как страж и защитник он своим взглядом вопрошает каждого, кто входит: с Богом ли ты?
Хотя наш храм достаточно молодой, но при этом уже знаменит своими намоленными святынями, приложиться к которым едут верующие с разных сторон.
Святыни храма:
Поясок, освящённый на Святом Поясе Пресвятой Богородицы, который хранится в монастыре на горе Афон
Частица покровца от мощей Серафима Саровского
Частица покровца от мощей Сергия Радонежского
Частица гроба Блаженной Матроны Московской
Частица покровца Максима Грека
Частица гроба Максима Грека и неизвестного Святого
Частица покровца Иннокентия Московского
Частица покровца преподобных Александры, Марфы, Елены Девеевских
Частица покровца Святителя Московского Филарета
Частица гроба митрополита Московского Святителя Макария
Частица одеяния епископа Спиридона Тримифунтского
Частица плата, приложенная к Святым мощам мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии из села Суворово
Земелька с могилы и частица плата, приложенная к Святым мощам мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии из села Суворово
Часть кирпича от склепа Блаженной Пелагеи
Земля со склепа Блаженной Пелагеи
Земля с могилы Блаженной Дарьи
Частица гроба Блаженной Праскевы
Часть кирпича от склепа Блаженной Праскевы
Камни с Ипатьевского дома (где расстреляна царская семья)
Листва Маврикийского Дуба Авраама (Иерусалим)
Частица мощей Святителя Афанасия Ковровского
Частица гроба и одеяния Архиепископа Луки Крымского
Частица гроба Святого Константина Богородского
Частица гроба и мощей Иоанна Кронштадтского
В храме так же есть трапезная, библиотека, церковная лавка, а заботится обо всём с помощью прихожан наша незаменимая Лидия Феоктистовна, которая является старостой храма. Такова краткая история создания нашего храма.
Трудно в наше время создавать храмы, особенно на селе. Трудности у всех разные, но в то же время есть много общих проблем. Вот что об это пишет в своём письме Лидии Феоктистовне иерей Миросав из посёлка Лебяжье Кировской области в марте 2010 года.
Письмо иерея Мирослава:
«Мир вам, братья и сестры, и особо Вам Лидия.
Низкий вам поклон за вашу лепту в строительство нашего Храма. Спасибо и за письмо. Интересно знать как живут другие приходы, тем более так далеко от нас находящиеся. Все ваши проблемы нам знакомы. Наш приход организовался в 1992 году. Отдали нам детский сад бывший из двух зданий. Оба здания старые лет по 100. С Божией помощью из одного оборудовали храм, колокольню, купола, алтарь. Настоящий красавец был. Но испытания были нам попущены немалые, в 2003 году наш храм сгорел в ночь на 3 октября дотла. Слава Богу, что второй дом – священника не тронуло. Но мы погоревали немного, попросили старый магазин и за 2 месяца устроили в нём церковь. Сейчас служим там и строим новый храм. Подготовили проект, и в прошлом году заложили фундамент. Очень тяжело поддаётся пока. Храм кирпичный, а сколько средств нужно вы и сами знаете.
Спаси Господи всех людей, от Владивостока до Архангельска, православных христиан. В такие моменты особо чувствуешь соборность Православной Церкви.
Ещё хочу вам дать совет. Если вы просите у владыки настоятеля – священника, то подумайте. Священник будет скорее всего семейный, средств на его содержание уходит немало. Сколько у вас жителей? У нас посёлок районный, 3,5 тысяч и район 8. Но для нашей семьи зарплату приходится выкраивать с трудом на 5 человек. Может быть стоит сначала закончить стройку? Хотя всё в руках Господа.
В любом случае буду вынимать молиться за вас и за ваш приход.
Жаль, что не упомянули имя вашего священника. Может ещё соберётесь порадовать меня своими новостями?
Желаю вам терпения, смирения, мудрости и Божиего благословления.
Бог вас благословит.
Аминь.
Иерей Мирослав».
«Отрада и утешение» - пометка на конверте рукой Лидии Феоктистовны.
Делатели
Говоря о храме, нельзя не рассказать о людях, чьими ежедневными трудами и молитвами был создан и выполняет свою миссию храм в селе Ключи-Булак. «Жатвы много, а делателей мало...» (Лк. 10, 2). И всегда особенно радостно, когда видишь, что количество делателей увеличивается и что кто-то еще вышел на жатву, став «исполнителем слова, а не слышателем только» (Иак. 1,22).
И снова я обращаюсь к словам Владыка Максимилиана: «Ошибочно считать, что жизнь небольшого поселка не требует от священнослужителя таких усилий, как жизнь насыщенных массой проблем городов. С одной стороны, конечно, такие скромные поселения небогаты событиями, здесь царят тишина и покой, первозданная красота природы. С другой - зачастую именно в тихих, маленьких поселках жизнь священника - это ежеминутный подвиг борьбы с испытаниями неустроенным бытом, борьбы за души и веру горстки прихожан, ради того, чтобы не были и они обделены радостью церковной молитвы, радостью участия в святых Таинствах. Неизвестные «несвятые святые», благодаря которым не гаснет искра веры в сибирских суровых краях...»
До мая 2015 года приход окормлялся протоиереем Петром Борноваловым. Регулярно 2-3 раза в месяц, служились молебны с акафистом, совершались все необходимые требы. Литургия служилась 4-5 раз в год многодневными постами и в Престольный праздник. В мае 2015 года, по благословению правящего архиерея епископа Максимилиана, настоятелем храма был назначен иерей Андрей Клименченко. В настоящее время богослужения регулярно совершаются в субботу вечером, в воскресенье утром и в церковные праздники по расписанию. Регулярно посещают богослужения 15-20 человек. По праздничным и воскресным дням в храме бывает очень много людей. Прихожанами храма являются жители сел: Ключи-булак, Леоново, Кумейка.
Отец Андрей родился в селе Юголук Усть-Удинского района, окончил Братский индустриальный институт по специальности инженер-механик, потом служил в армии, а следующие семь лет - до 2011 года - в милиции участковым инспектором. Был крещен в 2003 г. в храме в честь иконы Казанской Божией Матери в,с. Смоленщина протоиереем Михаилом.
2012 год оказался примечательным для отца Андрея во многих отношениях - в храме Всех Святых города Братска он был рукоположен во дьяконский сан, в этом же году состоялась его хиротония во священника, и по благословению Владыки Максимилиана отец Андрей стал настоятелем православного Свято-Покровского прихода посёлка Эдучанка, и тогда же поступил в Хабаровскую духовную семинарию.
Эдучанка - небольшой спрятанный от всего мира между двумя холмами поселок, морозы в котором зимой доходят до минус 55. Две тысячи человек почти в самом центре сибирской тайги. Вот она - глубина Сибири, на тишину которой ложится красота видов, втекающих в человека первозданной дикостью, чистотой, свободой.
Но от реалий нашего дня за тайгой не спрячешься и, наряду с прочим, ощущаешь впряженность людей в свою судьбу, всегда не простую. Вот этим-то и обусловлены заботы священника: надо думать о близких и о себе, и не отвечать злом на зло, порой изнемогая под ношею своего креста, поддерживать других и понимать, насколько бы мы могли быть счастливее, если бы ту, единственную и краеугольную заповедь Христа о любви положили бы как главную меру своей душе. Той любви, которая "...долготерпит, милосердствует, ... не завидует, ... не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. И... никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и знание упразднится" (1Кор. 13:4-8). Ради этой настоящей высокой, не признающей смерти, стоящей над временем и пространством любви отец Андрей несет свое служение.
Заботы отца Андрея не ограничивались Эдучанкой. По благословению преосвященного владыки Максимилиана, епископа Братского и Усть-Илимского, отец Андрей окормляет близлежащие поселки: Дальний, Подъеланку и Седаново. По сибирским меркам "близ" - это в пределах 70 километров.
Вот как характеризовал отца Андрея настоятель Свято-Троицкого храма Невой иерей Игорь Коконев: «Если говорить обо всех необходимостях, предстоявших ежедневно отцу Андрею, то становится понятно, что никак человеческой душе это не поднять, но только с помощью Божьей, с Верою и Смирением - с большой буквы, с молитвой и постоянным размышлением о любви Божьей. Приходит на ум Слово Господне: "Возьмите иго Мое на себе, иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть!" (Мф. 11: 29-30)» и еще «...Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф 11,29)
Вот такой он и есть - отец Андрей. Худощавый с легкой улыбкой, скромный, с кротким взором, вошедший, как будто в бурную мощную реку сего мира и стоящий посреди нее с церковной свечкой в руке. Говорит он тихо, просто, прямо. И от этой простоты веет такой тишиной и теплотой, что хочется слушать, быть рядом. В этом угадывается действие Божьей Благодати.
Святитель Филарет Московский пишет: «Более всего мы ищем в мире спокойствия душевного, но не имеем его, потому что это спокойствие есть плод кротости и незлобия… Кротость есть такое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать, ничем и никем не раздражаться»
Никого не раздражать и ничем не раздражаться - этим отличается батюшка Андрей. Предупредительность, чуткость, тактичность, тихость - эти качества влекут к нему сердца прихожан, этими качествами крепится его большая семья: дети - Александр, Николай, Ксения, Иустиния и матушка Феоктиста.
Так благоустраивает Господь, что каждый приходящий в дом Божий как бы врезается в сердце священника силою Багодати Христовой. Видеть людей на Богослужении для батюшки, как мёд на сердце. И наоборот, когда немного прихожан на службе, отец Андрей тяжело вздыхает и повторяет про себя: "Служим Богу, Ему же слава подобает ныне, и присно, и во веки веков».
А вот какие отзывы я получил об отце Андрее от прихожан храма Архангела Михаила в селе Ключи-Булак, настоятелем которого он является в данное время:
«Батюшка Андрей впервые приехал к нам в мае этого 2016 года. Мы очень долго ждали своего священника, так как отец Пётр Борновалов приезжал к нам редко. И вот дождались! Сначала было непривычно общаться со священником совершенно «другого формата». Высокий, худощавого телосложения батюшка казался нам таким хрупким. Но уже на первых же богослужениях и проповедях мы узнали, с одной стороны, мягкого, доброго, внимательного и понимающего человека, но в тоже время твёрдого в своих позициях и взглядах, принципиального, умеющего настоять и сказать последнее слово священника.
Нас батюшка сразу же организовал на клирос, сказав: «Пойте для Бога. Не важно, умеете или нет, главное с душой!». И мы поём…
Батюшка читает проповедь, и у каждого из нас создаётся впечатление, что он буквально считывает волнующие душу мысли и отвечает на не заданные вслух вопросы. Вот такой наш батюшка Андрей. Слава Богу!»
Богат наш храм и своими усердными прихожанами во главе с неутомимой труженицей старостой храма Лидией Феоктистовной. Именно благодаря этим людям в храме царит атмосфера простой искренней веры, домашнего уюта, ощущение отчего дома, где тебе всегда рады, где ты родной во Христе. Какая-то особенная незамысловатая благодать, старательно натопленного храма, согревает до глубины души всех, кто приходит сюда. Интересно: наш храм — один из немногих, где не принято входить в обуви.
Есть люди, без которых дела не делаются, а работа не движется. Эти слова про неё. Лидия Феоктистовна – человек, который добивается всего, будь то ограда, доски для строительства, линолеум, трубы для отопления, утварь всяческая и тому подобное. Сказать, что приход для тёти Лиды важнее собственного дома, это не сказать ничего. Часто бывая в поездках по святым местам, она обязательно привозит святыни для Храма. «Когда Лидия Феоктистовна заболела и попала в больницу, мы поняли, что она действительно незаменима. Дай Бог ей долгих лет жизни», - говорят о ней прихожане нашего храма.
Так дано много!
Так легка трата:
Возлюби Бога,
Полюби брата,
Накорми пташку,
Пожалей кошку,
Дай больным чашку,
А другим — ложку.
Так уж Всевышний
Создал: мы — люди,
Не когда дышим,
А пока —любим...
о. Андрей (Логвинов)
Собор Архистратига Михаила
21 ноября Православная Церковь отмечает Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. Над всеми девятью Ангельскими чинами поставлен Господом Святой Архистратиг Михаил (в переводе с еврейского - "кто как Бог?") - верный служитель Божий, ибо он низверг с Неба возгордившегося денницу (сатану) с другими падшими духами.
По церковному преданию Архистратиг Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях. При выходе израильтян из Египта он предводительствовал им в виде огненного столпа, защищал Израиль во всех бедствиях.
С давних времён прославлен Архангел Михаил на Руси. Защита городов Русских Пресвятой Богородицей всегда осуществлялась Её явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила.
Не было на Руси города без храма или придела, посвященному Архистратигу Михаилу.
Считается, что Архангел Михаил ходил по грешной земле, неся ей спасение на всех поворотных пунктах истории. Архангел Михаил и сейчас на страже судьбы нашей планеты. Ему заповедана последняя битва (Армагеддон) с князем мира, победа над сатаной и его воинством.
Архангел Михаил в Писании именуется "князем", "вождем воинства Господня" и изображается как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование "архистратиг" (греч. — главнокомандующий), т. е. военачальник.
"И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним" (Откровение Св.Иоанна Богослова, 12,7-9).
Все священные писания иудеев, христиан и мусульман чтят Архангела Михаила - предводителя воинства Небесных сил.
Архангел Михаил и его Ангелы защиты могут ответить на ваши молитвы, если вы молитесь им ежедневно. Многие люди испытали чудеса, которые, как они верят, стали возможными благодаря их крепкой связи с Небесными Силами Господними.
Молитва
«О, святый Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, раб Божиих (имена), от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О, всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
21 ноября Православная церковь прославляет Небесные Силы — Ангелов. Праздник называется Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Это празднование установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
21 ноября в селе Ключи-Булак Престольный праздник, ведь Храм наш посвящён Архистратигу Михаилу. В 2014 г. в этот день в храме была совершена Божественная Литургия, которую возглавил настоятель храма Успения Божией Матери г. Братска протоиерей Павел Глазунов. Ему сослужили благочинный 2-го Братского округа протоиерей Петр Борновалов, настоятель Свято-Ильинского храма в посёлке Прибрежный иерей Михаил Шеповалов, протодиакон Георгий Протасюк. Радостное событие жителей нашего села смогли разделить паломники из города Братска, Падуна, Гидростроителя, Покосного и других сёл, которые специально для этого наняли автобус и за сотню километров приехали в сельский храм, чтобы помолиться Небесным Силам. После Литургии гостей ожидало угощение.
21 ноября 2015 года, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, возглавил праздничное Престольное Богослужение в нашем селе епископ Братский и Усть-Илимский Владыка Максимилиан. Его Преосвященству сослужили: благочинный 2-го Братского благочиния протоиерей Пётр Борновалов, протоиерей Андрей Огородников, настоятель храма иерей Андрей Климинченко и иерей Михаил Шеповалов. После Богослужения было отслужено славление праздника.
Необычный подарок прихожанам нашего храма преподнес благочинный округа, протоиерей Петр Борновалов. Он разработал для прихода сайт - http://hramangel.cerkov.ru/, на котором можно узнать и о том, кому посвящен храм, и расписание богослужений, и другую полезную информацию.
Более 50 человек из Братска, Падуна, Гидростроителя, Покосного и других сёл смогли принять участие в Праздничной Литургии нашего храма Архангела Михаила в Ключи-Булаке в 2014 году и около 100 человек в 2015 году.
Приезжайте и вы к нам в Ключи-Булак, в простой сельский храм Архангела Михаила, и может, именно здесь вы ещё на шаг приблизитесь к пониманию истинной веры и настоящей христианской любви.
Заключение
На этом я завершаю свою работу. Конечно, не всё еще сказано, не обо всем написано. Остаётся очень много проблем, например таких, как проблема ответственности родителей, в первую очередь крёстных, за крещённых во младенчестве детей и другие. Но это темы уже следующих работ.
Таким образом, в результате работы, я не только расширил собственные знания и получил начальные навыки в написании исследовательской работы. Я понял и осознал насколько это сложно и требует достаточно много времени и самых разнообразных навыков и умений, начиная от умения отбирать и анализировать необходимую литературу, до умения общаться с людьми, расположить их к себе, чтобы они захотели говорить с тобой и рассказывать не только о своих делах, но и о своих чувствах, переживаниях, о своей вере. Результатом моей работы стал оформленный в печатном и компьютерном вариантах материал, связанный с историей не только самого храма, но и с жизнью и деятельностью людей, связанных волей Божьей с этой страницей истории села Ключи-Булак и друг с другом.
А закончить свою работу я хочу стихами:
«Блажен, кто верует: тепло тому на свете».
Воистину блажен! Воистину тепло!
Блажен, кто миновал предательские сети,
Кого на мир смутить сомненье не могло;
Как ни жилось ему — легко иль тяжело,
Блажен, кто в вере тверд и прост, как просты дети.
Когда спокойны мы и счастливы, когда
Наделены от благ земных мы щедрой мерой,
Когда бегут от нас и горе и нужда,
О, как отрадно нам тогда, пылая верой,
От дум и дел отринуться порой
И к Богу вознестись воспрянувшей душой!
Но большей радости и большего нет счастья,
Как веру уберечь в дни скорби и ненастья,
Чтоб в тяжкий час, когда приходится терять
Все, чем была красна земная наша доля,
С нелицемерною покорностью сказать:
«Да будет, Господи, Твоя святая воля!»
В.С. Лихачев
Литература
СТАТЬИ (из сборников, журналов, газет)
1. Владыка Максимилиан, епископ Братский и Усть-Илимский. Приветственное слово епископа [Текст] : // Врата. Братский Епархиальный Журнал. - 2014 - № 1(1). - С. 2-3.
2. Священник Игорь Коконев. О настоятеле Свято-Покровского храма посёлка Эдучанка отце Андрее [Текст] : // Врата. Братский Епархиальный Журнал. - 2014 - № 1(1). - С. 8-16.
3. Паломническая служба Азария. Духовный мир родного края [Текст] : // Врата. Братский Епархиальный Журнал. - 2015 - № 2(5). - С. 106-108.
4. Хроника епархиальной жизни. Собор Михаила Архистратига [Текст] : // Врата. Братский Епархиальный Журнал. - 2015 - № 4(7). - С. 19.
5. Храм просит помощи [Текст] : // Благовест. Православная газета. - 2011 - № 12(456). - С. 2.
6. Лидия Протасова. Не оскудеет рука дающего [Текст] : // Братский лесохимик. Газета. - 2002 - № 13(3500). - С. 6.
7. Храму в Ключи-Булаке быть [Текст] : // Братский лесохимик. Газета. - 2003 - № 33(3621). - С. 8.
8. Дорогие братья и сёстры! [Текст] : // Знамя. Газета. - 2015 - 24 апреля. - С. 4.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе? Ответ священника (протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО): Газета «Православный вестник» 4 июля 2014. - Режим доступа: http://www.ogirk.ru/files/2014/07/03/135802.pdf
2. Русская Православная Церковь. Храм Архангела Михаила в селе Ключи-булак. - Режим доступа: http://hramangel.cerkov.ru/
3. Лидия Феоктистовна Протасова - староста храма в Ключи-Булаке. Новые проекты БСТ — г. Братск. 18 августа 2015 г. - Режим доступа: http://hramangel.cerkov.ru/
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Калитка в сад
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Учимся ткать миленький коврик