Проанализированны произведения искусства русских художников, определены особенности культурных контекстов образа России в исторические эпохи начала 20 и 21 веков в искусстве на основе сформулированных критериев на примере живописных работ.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_lvova.docx | 101.61 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия № 71 («Радуга»)»
Россия начала XX и XXI веков: взаимосвязь культурных контекстов в искусстве (к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года).
Автор работы:
Львова Нина Дмитриевна,
МБОУ «Гимназия № 71 («Радуга»)», 10 «А» класс,
Руководитель:
Никифорова Светлана Геннадьевна,
учитель МХК, ИЗО и черчения,
МБОУ «Гимназия № 71 («Радуга»)»
Кемерово 2017 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………. | 3 |
1. Культурные контексты начала XX и XXI веков в искусстве………………………………………………………………………………. | 4 |
2. Сравнительный анализ живописных произведений русского искусства революционного периода начала XX века и искусства современности………………………………………………………………………………... | 6 |
Заключение……………………………………………………………………… | 22 |
Список использованной литературы…………………………………………. | 24 |
Приложения……………………………………………………………………... | 26 |
Введение
Как известно мировая история циклична. Некоторые исторические события повторяются спустя годы и века, повторяется восприятие времени и пространства. В год празднования столетия Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года историки, политологи, культурологи искусствоведы анализируют итоги революции, реконструируют события для того, чтобы извлечь уроки из прошлого.
Эта тема интересна на уровне культуры, где возможно изучение разнообразных форм выражения отношения к разным историческим событиям в зависимости от социальной среды. Важным представляется изучение тех изменений, которые произошли в отношении к революционному времени в социально-культурном пространстве России.
Язык искусства способен в цвете, форме, технике исполнения, сюжете, выразить настроение эпохи. Прослеживая историю искусства, можно увидеть, что образы, их схематизация, соотношение частей и целого, приводит к созданию символов, с помощью которых изображается дух времени, эпохи. Иногда можно наблюдать, в чем схожи восприятие времени, культуры в начале и в конце столетия. Сегодня, в год столетия Великой Октябрьской революции, можно увидеть сходство исторического восприятия времени, его отражение в культуре, разных видах искусства, литературе. Именно этот аспект развития культуры был выделен нами в качестве проблемы исследования.
Проблематика культуры и искусства освещена в работах В. С. Библера, Н. Н. Николаенко, Н. Дружкова, В. Н. Пилипенко, Б. В. Раушенбаха, Рысаевой Т. Д. и др.
Объект исследования: культурные контексты восприятия исторического периода развития России начала XX и XXI веков.
Предмет исследования: особенности и взаимосвязь культурных контекстов России начала XX и XXI веков в искусстве, на примере живописных работ русских художников.
Цель исследования: выявить особенности культурных контекстов исторических эпох начала XX и XXI веков в искусстве и проанализировать произведения русского искусства разных жанров.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: события Российской истории начала XX и XXI веков имеют определенное сходство, связанное с изменением политической формации и уклада жизни народа, это отразилось и в искусстве, в результате имеет место сходство их восприятия художниками, что отражается в созданных ими произведениях изобразительного искусства.
Практическая значимость исследования: предложенный и апробированный алгоритм анализа произведений искусства (на примере живописного произведения) позволяет раскрыть содержание произведения, его смысл, отражение исторической эпохи и особенность того или иного стиля, жанра, направления в искусстве, дает возможность сравнить произведения разных исторических эпох, найти сходства и различия в культурных контекстах.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, анализ произведений изобразительного искусства.
Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, приложений.
Культура—это огромное полифоническое пространство, которое можно сравнить с произведением искусства. Формирование художественного мира любого философа или композитора, архитектора или художника всегда протекает с опорой на целый комплекс культурно-художественных традиций [11].
При анализе культуры любого периода исторического развития страны, общества важно видеть культурный контекст.
Контекст – это понятие, отражающее общий смысл, социально-исторические и культурные условия, дающие возможность уточнить смысловое значение результатов творческой деятельности человека [2]. В качестве контекста можно рассматривать социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс коммуникации людей.
В контексте производится и воспроизводится смысл. Настоящее приобретает для человека смысл только в контексте прошлого и будущего. Понятие «культурный контекст» предполагает рассмотрение культуры как результат действия законов смыслообразования. Смыслообразующая деятельность, является линией развития любого вида деятельности. Личность развивается в пространстве смыслов и для человека смысл происходящего с ним важен.
В нашей работе речь пойдет о культурном контексте двух эпох, а точнее их начала. Революционные события 1917 года, начало XX века особенно актуальны сегодня, в тревожное время для всего мира и для России. Об этом говорят деятели культуры, науки, сравнивая начало двух столетий (XX и XXI веков). Анализ общественно-культурной жизни конца XIX, начала XX века -показывает, что в этот период возникает определенная психологическая напряженность. В одном из писем 1901 года М. Горький отмечал, что «новый век воистину будет веком духовного обновления» [16].
«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию» в 1918 году написал Александр Блок. Чтобы действительно «услышать Революцию», художник должен был стать бесстрашным, научиться видеть главное за случайным, чтобы создавать искусство, способное заставить прозреть других, научить «слушать Революцию», революцию, равных которой не знала история. Искусство училось смотреть в глаза реальности. Видеть сегодняшнюю борьбу, трагедию [3].
Желание осмыслить действительность, найти для этого новые выразительные средства - это было и в искусстве лучших русских художников: у В. А. Серова, М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова. Русское искусство всегда умело ощущать время и пространство. Двадцатый век заставил многих, ученых рассматривать культуру как противоположное цивилизации образование. Если цивилизация всегда стремится к движению вперед, ее путь — восхождение по лестнице прогресса, то культура осуществляет свое развитие, отказавшись от однонаправленного линейного движения вперед.
Отечественное искусство в начале XXI века переживает ломку привычных устоев, обесценивание традиционных ценностей, поиск новых направлений развития и самовыражения.
Самым развивающимся искусством в 21 веке является живопись. Из-за стремительного изменения окружающего мира художники используют различные направления и создают новые школы.
Для современного российского общества начало XXI века - это поиск своего места в истории. По мнению российского философа В. С. Библера, заканчивающееся столетие породило синтез культур, обозначив проблему их диалога. В нынешнем столетии стало ясно, что диалог культур предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурами, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов, сформировавших на заре цивилизации свой комплекс отличительных черт [1].
Таким образом, в контексте культуры двух эпох, на примере произведений искусства можно увидеть их сходные черты, эмоциональное содержание и диалог, о котором писал В. С. Библер.
Сравнительный анализ произведений искусства позволяет человеку оценить достоинства различных культурных памятников, увидеть, как мыслил, видел человек мир в ту или иную эпоху, найти общие черты и особенности культурных традиций народов, эпох.
Сравнительный анализ произведений искусства периода начала XX века и искусства современности был проведен на примере живописных произведений различных направлений, стилей и жанров в искусстве, в соответствии с выдвинутой гипотезой исследования. Для анализа живописных произведений были использованы работы, в том числе современных художников Кузбасса.
В основу анализа живописного произведения искусства были положены критерии, предложенные Рысаевой Т. Д. [6], кузбасским искусствоведом:
- определение жанра живописного произведения искусства,
- сюжет,
- раскрытие художественного образа,
- анализ композиции,
- ритм в композиции,
- цвет,
- колорит – организация цвета на полотне, колористическая гамма,
- настроение, создаваемое цветом,
- техника мазка,
- раскрытие общего замысла художника,
- стиль.
Используя данные критерии, мы подвергли анализу живописные произведения искусства художников двух эпох. На основе проведенного анализа мы сравнили живописные произведения искусства, выполненные в разных жанрах по выделенным нами критериям. Анализируемые работы представлены в приложениях 1 и 2.
Анализ живописных произведений русского искусства революционного периода начала XX века
1. Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) – всемирно известный русский живописец, основоположник и теоретик беспредметного искусства, оказавший значительное влияние на его последующее развитие в ХХ веке. Его картины несут в себе отражение национального философского духа, размышления, о красоте реального мира, о народном искусстве и космосе художественного творчества. Он не противопоставлял абстрактное искусство реализму, считая, что это две ветви одного дерева, утверждал, что нет форм, которые ничего не говорят и которые неинтересны для художника. Просто они еще не нашли своего автора.
Одну из работ В. В. Кандинского мы проанализировали в нашей работе (таблица 1.)
Таблица 1. Анализ живописного произведения искусства (Кандинский Василий Васильевич, «Синий гребень»)
Критерии | Содержание анализа |
Жанр | Абстракционизм или нефигуративное искусство - направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции. |
Сюжет | Композиции В. В. Кандинского бессюжетны, хотя сюжетом каждой из них являлся внутренний мир автора. В картине присутствует динамика, но общее впечатление – чувство напряжения. |
Образ | Образ выражен через цветовое решение картины, а также через цветовое. Разнообразные формы, сочетающиеся между собой, также являются способом выражения. Композиция картины активна. |
Композиция | Вся композиция картины стремится вверх. Разнонаправленность линий создают интересное движение. Наверху находится центр композиции, где сосредоточен контраст: свет и тень как бы борются друг с другом. |
Ритм | Сочетание резких вертикальных углов создает иллюзию движения и придает композиционной схеме динамичность. |
Цвет | Синий цвет рождается от желтого, как освещенная темнота. Ощущение холода, покоя, вечера, лунного света, свежести моря, льда. Желтый и синий, как две противоположности, избегают друг друга и все же встречаются, подчеркивая и усиливая качества друг друга. Движение синего концентрично внутрь от зрителя и вниз. Он всегда самоуглублен, как огромное небо, как горы, которые, убегая, тащат нас за собой. Вкрапления темных оттенков усиливают интенсивность глубины синего. |
Техника мазка | Мазок не характеризуется |
Раскрытие общего художественного замысла | В абстрактных композициях В. В. Кандинский последовательно реализует созданную им концепцию «абсолютной живописи». Он декларирует полную свободу пластического выражения как единственный возможный способ передачи душевных переживаний. Мы думаем, что по мысли автора, картина должна рождаться как откровение и передавать то, что невозможно передать словами, в отражаемых эмоциях, динамике цвета. |
Стиль | Экспрессивно-органический |
2. Константин Федорович Юон (12 октября 1875 — 11 апреля 1958) - русский художник, график, художник сценограф. Константин Юон - представитель символизма и модерна, органично продолживший эти традиции в советскую эпоху. После революции индивидуальный почерк художника мало изменился, несколько иным стал круг сюжетов[17]. Анализируемая работа: «Симфония действия» (таблица 2).
Таблица 2. Анализ живописного произведения искусства (Юон Константин Федорович, «Симфония действия»)
Критерии | Содержание анализа |
Автор | Константин Юон |
Название | Симфония действия |
Жанр | Исторический жанр изобразительного искусства, посвящённый историческим событиям и деятелям. Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Значимость запечатлённого события позволяет разграничивать собственно исторический жанр и произведения на исторические темы, близкие бытовому жанру. |
Сюжет | На развернутой земле гибнут люди, разрушаются здания, а на фоне пылающего неба проступают никому не ясные тогда, смутные очертания города. |
Образ | Образ разрушения создается небольшими дробящими передний план перепутанными фрагментами и обломками «прежней жизни», а также разрушающимися подобиями домов, обломки которых падают на землю, принося гибель и боль. Человек в этой ситуации, в целом, предстает перед нами сломленным и подавленным, но, в тоже самое время, находящим в себе силы верить в новый туманный мир. Об этом дают нам понять характерные позы. Образ того самого – «нового и неизведанного», создается с помощью длинных вертикальных башен, покоряющих своей высотой сумеречное небо. |
Композиция | Композицию картины автор выстраивает довольно затейливо. Основное внимание зрителя сосредотачивается на разрушающемся и падающем в пучину неизвестности здании, что получается за счет выделения композиции в этой зоне приемом сгущения, крупных цветовых пятен и, в то же время, дробных летящих кусочков, а также на полотне выделен образ грядущего. От пучины наш взгляд как бы передвигается по «цепочке» гибнущих и ползущих людей, а уже после приближается к тем самым очертаниям нового мира, который выделен художником с помощью контрастного цвета и одинаково направленных вертикальных фрагментов. |
Ритм | Основная часть полотна сочетает в себе большое количество вертикальных углов и наклонных линий, что придает композиционной схеме динамичность. Дальний план же передан четкими вертикалями, которые являются активным элементом, вселяющим бодрость, настраивающим на душевный подъем. |
Цвет | Различные оттенки коричневого, серовато-желтые и холодные оттенки оранжевого. Колористическое решение переднего плана напряженное и приглушенное, вкрапления темных оттенков усиливают интенсивность. Образ нового мира написан с помощью голубых и синих оттенков, которые создают отличный контраст со старым миром. Голубой цвет – надежда, легкость, мечта. Синий – спокойствие и вдохновение, но в тоже время и равнодушие. Холодные оттенки приносят в картину умиротворение и печаль, они уходят в глубину и создают противопоставление образов. |
Техника мазка | Мазок аккуратный, он необходим для прорисовки мелких деталей. |
Раскрытие общего художественного замысла | В «Симфонии действия» мастер своеобразно воплощает тему Революции, которая в его интерпретации напоминает сцену Страшного Суда. В яркой и декоративной манере в этом драматическом по сюжету полотне художник акцентирует внимание не столько на безысходности ситуации, сколько на том новом мире, который придет на смену старому и уже своими очертаниями проступает в глубине. |
Стиль | Символизм |
3. Кустодиев Борис Михайлович (1878 г. - 1927 г.) - русский живописец, график и театральный художник.
В своих произведениях Б. М. Кустодиев стремился раскрыть традиции и устои патриархальной России. Его картины наполнены горячей любовью к своей Родине. Художественный талант Бориса Михайловича Кустодиева, известного во всем мире представителя русской живописи прошлого столетия, подарил нам мир, солнечный и радостный, подчеркивающий яркими красками ощущение праздника. Для анализа живописного произведения нами была выбрана работа «Большевик» (таблица 3.) [12].
Таблица 3. Анализ живописного произведения искусства (Кустодиев Борис Михайлович, «Большевик»)
Критерии | Содержание анализа |
Автор | Борис Кустодиев |
Название | Большевик |
Жанр | Исторический |
Сюжет | Автор чувствует грандиозность масштабов происходящего и эту стихийность он выражает в образе большевика. Революционные отряды маршируют под ногами сурового великана, шагающего в сторону церкви, которая хоть и возвышается над толпой, но все равно не уступает большевику в размерах. |
Образ | Внимание зрителя сразу же приковывается к возвышающейся надо всем фигуре большевика, знамя которого пронизывает весь небосклон. Синие тени на сероватом снегу призваны усилить состояние необъяснимой тревоги. У нас непроизвольно возникает ощущение, что этот человек своими огромными шагами скоро растопчет все, что встретится у него на пути. Весь образ большевика говорит о том, что тихая провинциальная Россия не в силах выстоять перед всеразрушающей стихией. Жесткое лицо этого «фанатика» говорит о том, что этот человек настроен решительно и готов разрушить все до основания, если потребуется. Действия картины разворачиваются на закате, символизирующем «закат» старой империи. Прежняя жизнь – образ храма, находящийся на первом плане. Многочисленные революционные отряды под ногами великана сформированы единой массой, что подчеркивает общность их намерений и идей. |
Композиция | Несомненным композиционным центром является сама фигура рабочего, но при первом взгляде на полотно наше внимание привлекает алая лента. Автор намеренно обрезает голову большевика, давая нам задуматься о том, что этот человек движим не силой разума, такой прием еще более вселяет зрителю некий страх перед гигантом. Знамя также, кроме выделения цветом, подчеркивается с помощью обобщения заднего плана. После этого мы замечаем горящие глаза исполина-большевика. Происходящее вокруг главной фигуры являет собой единое целое. В левой части переднего плана располагается церковь внушительных размеров, ранее не привлекавшая внимания зрителя, так как цвет ее приглушен. |
Ритм | Композиция формируется вертикальными формами, что создает ощущение стремительности происходящего. Все полотно пересечено огромным развивающимся красным знаменем, которое также является активным элементом и соединяет картину воедино. |
Цвет | Основное колористическое решение картины представлено природными теплыми оттенками, главным акцентом является алая лента знамени, контрастирующая с зеленоватым закатным небом. Красный проявляет одно движение — внутри себя. Сильный, горячий, раздражающий — цвет огня и крови. Его внутреннее кипение соответствует уравновешенности и тяжеловесности квадрата, а также прямому углу на плоскости. Теплые оттенки в картине – активны: они будоражат и возбуждают умы. |
Техника мазка | Мазок непрозрачный и широкий, но позволяющий проработку некоторых деталей. |
Раскрытие общего художественного замысла | С одной стороны, художник показывает грандиозный масштаб происходящих событий. Стихийный народный бунт Борис Кустодиев выражает в символическом образе большевика, возвысившегося над городом. В то же время, вооруженная масса людей создает впечатление бесконтрольности революционного процесса. Многое вложил художник в суровый взгляд исполина, нацеленный на церковь. |
Стиль | Символизм. Социальный реализм |
4. Александр Васильевич Куприн (1880—1960). Мир форм, окружающую их пространственную среду живописец трактует как жесткую конкретную материю. Композиции отличаются сочетанием изысканной декоративности и ясной конструктивности. В каждом воссозданном на холсте пейзаже автора интересовали не момент или состояние природы, а историчность местности. Художник, с одной стороны, интересуют конкретные формы, с другой - он всегда видит пейзаж глазами поэта, для которого важны не детали, а целое. Для исследования мы выбрали работу «Весенний пейзаж» (таблица 4.).
Таблица 4. Анализ живописного произведения искусства (Куприн Александр Васильевич, «Весенний пейзаж. Яблоня весной»)
Критерии | Содержание анализа |
Автор | Александр Куприн |
Название | Весенний пейзаж. Яблоня весной. |
Жанр | Пейзаж (сельский) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приёмов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости. |
Сюжет | Художник создал весенний пейзаж. Зеленая трава, что уже взошла, деревья начинающие цвести, синеет рассветное небо, в окнах темно – еще слишком рано. |
Образ | В работе прослеживается тема возобновления и возрождения, такой образ возникает в наших мыслях при виде зацветающих яблонь. Яблоня является символом мира и согласия, но образ этот, хоть и появляется в наших умах, все же достаточно нечеткий и размытый. Своим весенним пейзажем автор как бы сообщает нам, что все это – всего лишь начало, судя по изображенному времени суток. |
Композиция | На переднем плане расположились две цветущие яблони, основная часть которых сливается с окружающей зеленью. На заднем плане мы видим белые дома, а над ними небо, на фоне которого так хорошо выделяется главная деталь картины – несколько яблоневых ветвей в цвету. |
Ритм | Композиция формируется прямым, а также слегка наклонными линиями, что создает спокойное настроение, ощущение размеренности происходящего. Но ветки яблони, пронизывающие небо, являются динамичным и контрастирующим с окружающей обстановкой элементом. |
Цвет | Большая часть полотна посвящена зелени и именно поэтому лазурный синий так выделяется в композиции и открывает нам прекрасные бутоны яблоневых цветов, а также он не дает активному зеленому, который обладает движением, развитием, глубиной звучания, переключить все внимание на себя. Вся картина в целом создает двоякое ощущение: с одной стороны – это ощущение тревоги, беспокойства и неуверенности, а с другой – художником создан образ возобновления и возрождения, семя надежды на новый мир начинает приносить свои плоды. |
Техника мазка | Мазок широкий, местами даже толстый. Также он непрозрачен. Такая техника использована для того, чтобы еще более посеять сомнения в душе зрителя. |
Раскрытие общего художественного замысла | В этой картине художник рассказывает нам о неоднозначности того времени и о том, что нужно иметь надежду, несмотря ни на что. |
Стиль | Реалистичный пейзаж |
5. Бродский Исаак Израилевич (25.12.1883-14.08.1939), вырабатывал основные принципы социалистического реализма не только упорным творческим трудом, но и вкладывал свои душевные в силы в воспитание молодых художников. В зрелый период художник обращается к современности. На его картинах 20-х и 30-х годов можно увидеть те события, которые происходили в России в это время, а так же увидеть отношение самого художника к тем событиям, которые он отображал.
Великая Октябрьская социалистическая революция послужила толчком для художника к обращению к новой тематике – истории России. В эти годы появляется большое количество масштабных полотен, многие из которых требовали от художника предварительных работ. Для написания своих картин художник занимался изучением документов, свидетельством очевидцев. Стремление прорисовывать даже самые маленькие и незначительные детали перешло из раннего периода в зрелый, а вот краски и цвета его картин стали более сдержанными и спокойными. Очень часто события, которые изображает Исаак Бродский, несут трагический оттенок, отсюда и преобладание темных оттенков [7]. Для анализа была выбрана работа «Зима» (таблица 5.).
Таблица 5. Анализ живописного произведения искусства (Бродский Исаак Израилевич, «Зима»)
Критерии | Содержание анализа |
Автор | Исаак Бродский |
Название | Зима |
Жанр | Пейзаж |
Сюжет | Художник изобразил типичный для средней полосы России зимний пейзаж: белоснежное поле, дерево, а возле него лошадь, которая пытается что-то найти под снегом. |
Образ | Наступивший в начале 20-х годов голод показан с помощью коня, который зарывается носом в снега в поисках пищи. На переднем плане простирается белоснежная гладь поля, судя по проталинам, наступает оттепель. |
Композиция | Передний план уделен от белоснежных сугробов, виднеются следы. На дальнем плане расположилась живописная деревушка, жизнь в которой, кажется, замерла, несмотря на то, что на дворе явно день. На светлом фоне явно выделяются фигура лошади, которая смещена, чтобы не обращать на нее сразу внимание зрителя. |
Ритм | В целом композиция формируется большими горизонтальными пространствами, что создает нарочитое ощущение покоя. |
Цвет | Колорит картины соответствует написанному времени года. Огромное количество белого цвета является контрастирующим фоном для фигуры лошади в композиции. Белый – это активное сопротивление, стена, самая высокая звучность, тишина. Холодные тона обычно умиротворяют, но черные вкрапления цвета в картине искажают ее настроение. |
Техника мазка | Мазок аккуратный, с помощью него уделено внимание деталям, которые, на первый взгляд, просто создают красивый зимний пейзаж. |
Раскрытие общего художественного замысла | Конь, пытающийся найти пищу под слоем снега, олицетворяет наступивший голод, который терзал молодое Советское государство в течение долгих лет его становления. |
Стиль | Реалистичный пейзаж |
Анализ живописных произведений русского искусства начала XXI века
1. Кастальская Марина Александровна (родилась в 1948 году в Москве) - российская художница, работает в области печатной, станковой и монументальной графики. В её абстрактных полотнах сочетаются простые геометрические фигуры - круги, квадраты, линии; при создании своих работ художница использует органические материалы - землю, морскую соль и т.д. Для анализа была выбрана картина из серии «Основные формы: «Квадрат» (таблица 6).
Таблица 6. Анализ живописного произведения искусства (Кастальская Марина Александровна, Серия Основные формы: «Квадрат»)
Критерии | Содержание анализа |
Автор | Марина Кастальская |
Название | Серия: Основные формы. Квадрат. |
Жанр | Абстракция |
Сюжет | В круге разворачивается хаос – буйство пересечения линий и форм, в то время как ограждающий квадрат однотонен и сер. Сюжета в композиции как такового нет, но если обратить внимание на название полотна и на разворачивающееся там действие, то зритель понимает главный замысел художника. |
Образ | Образ выражен через цветовое решение картины и использованные в ней сочетания форм и линий. Картина обладает сильной динамичностью, за счет использования разно наклонных линий, а также линий полукруглых, заставляющих картину вращаться. Понять созданный художником мир нам помогает соотнесение картины с ее названием. Она названа квадрат, а это значит, что при всей своей динамике круг, уступает квадрату. Квадратная форма выступает главнейшей, создавая образ глухой и нерушимой стены. |
Композиция | Центром композиции является черный (серый) квадратный участок. Вокруг него собрались округлые линии, которые и задают основное направление и ритм перемещения в произведении. Передвигаясь взглядом по картине, мы легко обращаем внимание на пятна цвета. |
Ритм | Композиция сформирована совершенно различно повернутыми линиями, фигурами разных форм, случайными акцентами. Все это образует всеобщий хаос, нечто неуправляемое. Все объекты круга активны и каким-либо образом взаимодействуют друг с другом. |
Цвет | Серый – неприступность и жесткость. Красный проявляет одно движение — внутри себя. Синий цвет соответствует кругу, который во многих религиях олицетворяет вечность. Белое и черное — еще более острые, чем первоначальные цвета. Это или все цвета сразу, или уничтожение всех цветов. Для искусства важна не физическая принадлежность цветов, а их скрытые возможности, внутренняя ценность. Белое — скорее теплое, чёрное — холодное. Это — молчащие цвета. Белое — постоянная возможность рождения нового цвета. Активное сопротивление, стена, самая высокая звучность, тишина. Черное — пассивное сопротивление, поглощение, дыра без дна, смерть, тишина. В картине эти цвета уравновешивают друг друга. При рассмотрении активного круга в картине нам нетрудно заметить, что Кастальская использовала цвета, входящие в состав флага нашего государства, так картина приобретает более личный характер, сообщения художника обращено непосредственно к зрителю. |
Техника мазка | Мазок аккуратен, но абсолютно хаотичен, он также участвует в создании композиционного ритма. |
Раскрытие общего художественного замысла | Художник в своей картине рассказывает нам о том, что вокруг нашего общества в эти дни построена глухая и непреступная «стена», ущемляющая нашу свободу и не дающая пробиться в другой мир. Но, несмотря на это оно продолжает функционировать, люди не замыкаются в себе, они адаптируются и образуют собой единую самодостаточную систему, несмотря на ущемления и рамки. Марина Кастальская показывает, что человеческие взаимоотношения могут легко побороть и справиться с любым ограничением свободы со стороны, а может быть и научить воспринимать ее по-новому. |
2. Коробейников Василий Николаевич, Член Союза художников России с 2001 года, член Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО, родился 1 марта 1956 года в г. Тайга Кемеровской области. Его произведения экспонировались, имели большой успех и общественный резонанс на многих областных, региональных, республиканских, всесоюзных художественных выставках изобразительного искусства, а также за рубежом. С 2008 года возглавляет кафедру декоративно-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры [13]. Была выбрана работа из области религиозной живописи (без названия) (таблица 8.).
Таблица 8. Анализ живописного произведения искусства (Коробейников Василий Николаевич, «***»)
Автор | Коробейников |
Название | *** |
Жанр | Религиозная живопись - представляет собой вид искусства, неразрывно связанный с верой в Бога, религиозными обрядами, религиозной жизнью и символизмом божественной силы. Религиозное искусство в целом является искусством символическим. Символ играет лишь роль катализатора для возникновения заданной идеи в сознании человека. |
Сюжет | Из высоты наблюдает за деревенькой белоснежный старик, лицо которого застыло в умиротворенном настроении. Губы небесного старца застыли в спокойной полуулыбке, глаза его смотрят на землю заботливо. Между деревней и наблюдателем простирается полоса однотонного голубого неба. Внизу, в деревне, все относительно спокойно – едет телега, нагруженная сеном, а на фоне того самого неба ясно выделяется купол местной церквушки. |
Образ | Образ божественного присутствия в картине выражен прямо, наблюдателем за всем живым (Богом), художник делает белоснежного старца, который заботливо наблюдает за вроде бы совершенно неважной сценой - перевозкой сена. Образность города создана в особенности цветом, так как по сути, сам он силуэтен. |
Композиция | Композиция разделена на три горизонтальных участка, каждый из которых обладает своим тематическим цветом. Большая часть отведена верхнему и нижнему участкам пространства полотна, средний участок – небо, является проводником между двумя, созданными мирами. В линии деревни основная часть, та где находится повозка. Она обладает относительной четкостью, на эту область и обращено внимание старца, и именно поэтому художник размывает оставшиеся участки. Такой прием является своеобразным способом фокусировки внимания зрителя. Можно сказать, что композиционный центр смещен влево. |
Ритм | Композиция формируется прямыми горизонтальными участками, что создает впечатление покоя, либо размеренного движение, что присуще облакам, с которыми и связан образ небесного наблюдателя. Большая часть отведена именно для образа Бога, занимающего большой горизонтальный участок, который часто подавляют остальное картинное окружение. |
Цвет | В данном произведении есть три основных цвета, которые, в свою очередь распределяются по картине в виде трех разно размерных горизонтальных участков, несущих различную смысловую нагрузку. Голубой цвет – пространство, окружающее старца, является символом гармонии и чистоты разума. Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием. Красный проявляет одно движение — внутри себя. Интересно использованное художником сочетание цветов, здесь цвет – это основной образо- и сюжетообразующий компонент. Распределение цветов формирует один из символов нашего государства – флаг. Использована тональная перспектива. |
Техника мазка | Мазок широкий, местами хаотичный, такую технику мазка художник использует для выделения композиционного центра. |
Раскрытие общего художественного замысла | Автор работы пытается сказать нам, что за каждым из нас, где бы мы ни были и кем бы мы не были, следит кто-то свыше, понимающе наблюдает, но это существо съедаемо муками совести, ибо способно оно только наблюдать, а помочь не в силах. |
Стиль | Клуазонизм (разделение полотна на несколько плоскостей разного цвета, в соответствии с изображаемыми предметами). Символизм |
Таблица 9. Анализ живописного произведения искусства (Сурнина Эльвира Владимировна, «***»)
Критерии | Содержание анализа |
Автор | Сурнина Э. В. |
Название | *** |
Жанр | Пейзаж (городской) |
Сюжет | Художник изобразил зиму в городской среде. Церковь на фоне вечернего темнеющего неба, пустынные улицы, кружащие в воздухе хлопья снега. |
Образ | Автором был создан образ абсолютного спокойствия и безмятежности (совершенно намеренно), невзирая на то, что события разворачиваются в городе. Но образ, созданный автором – лишь маскировка. Мысли, которые возникают у зрителя при первом, беглом взгляде на картину, сменяются съедающим изнутри ощущением одиночество, падающий снег создает неприятную и пронизывающую погоду, которая в то же время завораживает зрителя. Такое настроение создается в картине с помощью деталей: ни одного горящего окна, ни души на улице, а также большое снежное пространство на переднем плане без единого следа или проталины. |
Композиция | Композиция уравновешена и лишена динамичности для усиления образа. На переднем плане располагается пространство, окутанное снегом, дальше по композиции наш взгляд передвигается с помощью лавочек, затем мы обращаем внимание на контрастирующую с окружением ограду храма. После наш взгляд переключается на смещенный от центра работы храм и только после это мы начинаем рассматривать окружение, играющее немаловажную роль в замысле художника. |
Ритм | Несмотря на обилие вертикалей в пейзаже, которые по идее должны придавать динамичность произведению, он все равно создает меланхолическое настроение. Это происходит потому, что ритмичные горизонтали слишком малы по сравнению с большими горизонтальными пятнами, уравновешивающими их. |
Цвет | Колорит соответствует изображенному времени суток. Цветовое решение картины также призвано усилить образ. |
Техника мазка | Мазок крупный, с помощью него создается впечатление размытости пейзажа. Такой прием актуален для изображения осадков. |
Раскрытие общего художественного замысла | Художник раскрывает в своем полотне тему одиночества и рассказывает нам о том, что человек в городе не только одинок, но что он также и слеп. Люди забыли, что можно наслаждаться жизнью и ее красотой, к примеру, такими вещами как закат или снегопад. |
Стиль | Реалистичный пейзаж |
3. Громов Валентин Владимирович (02.03.1964) - художник двухмерного пространства. Окончил Всероссийскую академию художеств. Обучение проходило на живописном факультете, присвоена квалификация художника-живописца. Учился у Кичко С.Д. Участник многочисленных выставок. Валерий Громов воспевает красоту родной земли в небольших полотнах и панорамных ландшафтах, передавая особую прелесть природы или характерные особенности родного города. Для анализа была выбрана работа «Осенний вечер в Ивановке».
Таблица 10. Анализ живописного произведения искусства (Громов Валерий Васильевич, «Осенний вечер в Ивановке»)
Критерии | Содержание анализа |
Автор | Громов В. В. |
Название | Осенний вечер в Ивановке |
Жанр | Пейзаж (сельский) |
Сюжет | Вечер. Поздняя осень. В некоторых домах все еще горит свет. Погода спокойна, судя по реке на заднем плане и по вертикально стоящим деревьям. |
Образ | Образ таинственности в этой картине создается с помощью противоречивости происходящих событий. |
Композиция | В данной картине художник решается полностью убрать воздушное пространство, так что и настроение и время суток мы можем определить лишь по ее колориту. На заднем плане полосой тянется голубая река, далее по полотну «раскиданы» дома, крыши которых уже покрыты снегом. Снег с крыш и снег на земле конфликтует с еще золотыми деревьями, которые особенно выделяются на фоне реки и на переднем плане. В целом, композиция уравновешена. |
Ритм | Композиционная схема формируется огромными чередующимися пространствами, что создает впечатление размеренности среды. Такой ритм отлично подходит для выбранного времени суток. Большое количество горизонталей настраивает зрителя на меланхолический лад. |
Цвет | Тональный колорит здесь построен на сложном соотношении цвета в соответствии с освещением, удаленностью, тенями. В данном произведении художник, прежде всего, обращает внимание зрителя не на происходящее в самой деревне, а на то, что происходит в домах. Делает он это с помощью ярких цветовых пятен, выделяющихся на фоне сине-черной цветовой гаммы. Холодный цвет в картинах всегда отступает и уходит в глубину, именно поэтому теплый свет в окнах так сильно привлекает внимание зрителя. Интенсивность цвета завораживает и завладевает вниманием. |
Техника мазка | Выбранная техника мазка создает впечатление размытости и какого-то тумана, такой прием только более усиливает основное настроение. |
Раскрытие общего художественного замысла | Художник создает загадочную и манящую атмосферу в вечерней деревне, но местные жители не замечают всей красоты окружающего мир, они предпочитают провести вечер дома, не выходя на улицу, провести его в согревающем свете ламп накаливания. |
Стиль | Реалистичный пейзаж |
Сравнение произведений живописного искусства начала XX – начала XXI веков.
Сравнивая анализируемые живописные произведения художников двух эпох, нами были обнаружены общие, объединяющие эти произведения черты, а также выявлены различия на основе используемых в анализе работ критериев.
Общий художественный замысел, который был вложен художниками в свои произведения в исследуемых культурных контекстах двух эпох, является актуальным. Тематики работ отвечают особенностям и проблемам времени. Художник не старается отстраниться от окружающей действительности и не уходит в темы возвышенные и узконаправленные. Работы художников обоих промежутков времени обращены к людям, их чувствам и происходящему в обществе. Картинам всех жанров присущ ненарочитый символизм. Любопытно, что художниками были использованы схожие колориты и цвета для создания похожих по настроению полотен. Восприятие цвета сквозь годы не изменилось. Цвет является одним из основных приемов передачи образа и создания настроения в произведении. И это понятно, ведь передача особенностей темы с помощью цветовых пятен проще и быстрее передачи с помощью сложных систем символов. Во времена революции, когда события стремительно сменяли друг друга, художники должны были работать быстро, чтобы отвечать изменяющимся событиям и обращаться к человеческим умам. Однако, причина использования цвета как средства выразительности в наше время, кроется в том, что художнику требуется получить от зрителя эмоциональный отклик, обратить его внимание на какую-то проблему, а лучшим средством привлечения внимания нашего глаза является цвет. В картинах схожи приемы выделения композиционного центра. Но, стоит отметить, что в современных картинах композиция играет меньшую роль в создании образа. Различия, выявленные на основе исследуемых критериев, касаются сюжета, образа, композиции, ритма, а также цветового решения.
При анализе произведений живописи в жанре пейзажа, исторической и религиозной живописи основное различие заключается в том, что картины художников начала XX века рассказывают о происходящих событиях и воздействии их на общество в целом, в их произведениях главенствует событие. В то время как произведения современных художников обращаются непосредственно к зрителю и его внутренним переживаниям. Также присутствуют различия в выборе стилей художниками для произведений одних или родственных жанров.
Художникам революционного времени больше по душе использовать для раскрытия образов дневное и утреннее время, в то время как художники нашего времени часто создают в своих картинах вечерние образы. Композиции того времени динамичнее. Чаще можно заметить использование художниками вертикалей. Вертикали стремятся вверх, являются символом стремления достигнуть намеченной цели, создают динамику. Горизонтали же размеренны и даже неподвижны. Возможно, что такой отказ от вертикалей в современной живописи говорит о смене отношения к жизни самих художников и общества в целом. Люди XX века, несмотря на все происходившие ужасы, продолжали верить и стремились к улучшению ситуации. В наше же время люди предпочитают обычно просто смириться с происходящим.
Анализируя пейзаж, мы отметили выбор художниками разного времени суток. Современные картины создают меланхолическое настроение и обращаются непосредственно к мыслям человека. В картинах начала XX века время суток используется как символический элемент в создании образа и художественного замысла. Также, стоит отметить, что символические обозначения в картинах за годы развития живописи несколько упростились.
В современных работах художники делают смысловой акцент на свете. Сходства в этих картинах просматривается при анализе использования художниками горизонтальных больших пространств. Символическим цветом выделяются важнейшие смысловые объекты композиции. Пейзаж воспринимается не просто как передача состояния природы, а как способ связи автора со зрителем, способ рассказа, с помощью системы символов. Художники используют сходные техники мазка для создания близких настроений.
При анализе жанровой живописи мы увидели сходства в выделении художником людей и народа как единого целого. Художники видели и видят, происходящие в жизни события, влияют не только на отдельные личности, но и на народ в целом. Использование цвета представлено как элемент создания образа. Приемы выделения композиционного центра также схожи.
В ходе оценки жанровых произведений мы отметили в композиции современных произведений отсутствие многоплановости и объема. Работы меньше проработаны, им присуща силуэтность. В произведениях начала XX века присутствует многоплановость, композиционная схема более сложная. Кроме того, наблюдается определенная иерархия образов в картине, помогающая зрителю продвигаться по полотну, что также обуславливается многоплановостью.
В абстрактной живописи сюжетом в композициях В. В. Кандинского является внутренний мир автора, в то время как М. Кастальская выбирает проблемы общества как основополагающий компонент образа ее картин.
Названия в абстракциях того времени чаще всего указывают зрителю на самый динамичный и яркий элемент, который будет являться композиционным центром. В то время как у современных абстракционистов используется название картины как одно из определяющих вещей в создании и толковании сюжета и ее главного замысла. В современном абстракционизме используется больше классических геометрических форм.
Объединяющим смыслом в абстрактной живописи двух эпох является использование средств выразительности. В беспредметной живописи образы в произведениях выражаются главным образом с помощью цвета. Но работы Кандинского и Кастальской, например, объединяет принцип использования световых решений. Динамика картин создается с помощью одинаковых приемов.
Таким образом, мы проанализировали художественные произведения на основе выбранных критериев и сравнили произведения в культурном контексте разных эпох, выявили как общие черты, так и различия, которые касаются, например восприятия культурного контекста эпохи 1917 года. Наверное, потому, что сами художники не просто чувствовали тревожность этого времени, но были его очевидцами.
Заключение
Подводя итоги, представленные в нашей работе, мы считаем необходимым выделить основные положения:
- тема актуальна на уровне культуры, истории, искусства, где можно увидеть, что образы, их схематизация, соотношение частей и целого, приводит к созданию символов, с помощью которых изображается дух времени, эпохи.
- при сравнении живописных произведений двух эпох, нами обнаружен общий художественный замысел, который был вложен художниками в свои произведения в исследуемых культурных контекстах двух эпох. Тематики работ отвечают особенностям и проблемам времени, художниками используются схожие колориты и цвета для создания похожих по настроению полотен. Восприятие цвета сквозь годы не изменилось. Цвет является одним из основных приемов передачи образа и создания настроения в произведении. В картинах нами были обнаружены схожие приемы выделения композиционного центра.
-при анализе произведений живописи в жанре пейзажа, исторической и религиозной живописи основное различие было обнаружено в том, что художники начала XX века рассказывают о происходящих событиях и воздействии их на общество в целом, в их произведениях главенствует событие. В то время как произведения современных художников обращаются непосредственно к зрителю и его внутренним переживаниям.
Композиции начала века XX выглядят более динамичными, преобладает использование вертикалей, горизонтали более размеренны и даже неподвижны. Также, мы отметили, что символические обозначения в картинах за годы развития живописи несколько упростились. В современных работах художники делают смысловой акцент в основном на свете. Кроме того в ходе проведенного исследования было замечено, что картины современных художников, в основном, принадлежат к жанру гиперреализма и сюрреализма. Это усложняло сам процесс подборки современных произведений.
С помощью изученных мною в ходе исследования материалов, я смогла расширить область своих знаний, и в отношении истории, и искусства. Мне удалось овладеть одним из подходов к анализу произведений искусства. Анализ живописных произведений не только развивает разум и побуждает человека к размышлению и пониманию замыслов художника и его мыслей, он также заставляет человека интерпретировать происходящие на картине события, как бы пропустить их через себя, наталкивая на внутренний диалог и осмысление собственных идеалов и ценностей. Эта работа оказалась полезной для меня в духовном плане, помогла мне улучшить уровень моих знаний, а также она помогла мне и в социальном плане, ведь выступая перед публикой со своим исследованием, я смогла научиться адаптироваться под стрессовые и непривычные для меня ситуации, а также взаимодействовать с большим количеством слушателей. Стоит отметить и тот факт, что тема ее связана с выбором моей будущей профессии. Я собираюсь найти себя в области искусства, а именно в области архитектуры. В архитектуре можно найти общее решение форм уже первой стадии — благодаря воображению и интуиции; это означает, что основной мотив произведения можно до некоторой степени просто представить, также как и в живописи. Изучая живописные произведения и их композиционное и цветовое решение, можно либо в ходе анализа натолкнуть себя на какие-то мысли, создать интуитивный образ будущего проекта, либо же наоборот разобраться и внести ясность в уже существующую идею, тем самым выводя ее из раздела иллюзий. Понимание любого из видов искусства необходимы для архитектора, одной из основных задач которого является определение замысла и правильная передача его с помощью пространственных объектов.
На основе сформулированной практической значимости проведенного исследования считаем возможным продолжить работу в этом направлении, используя для сравнения произведения графики, скульптуры и архитектуры.
Список использованной литературы
1. Библер, В. С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М., 1991. 413 с.
2. Бобахо, В. А., Левикова, С. И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов [текст]. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000. – 400с. с.346
3. Герман, М. Ю. Сердцем слушая революцию…: альбом. Изд. второе. [текст]. – Л.: АВРОРА, 1985. – 284 с.
4. Дружкова, Н. Теория цвета Кандинского [текст] // Изобразительное искусство в школе. — 2001. — № 1. — С. 12—16.
5. Кандинский, В. В. О духовном в искусстве (Живопись) [текст] / Из архива русского авангарда. — Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. — 67 с.
6. Рысаева, Т. Д. История искусств: учеб. пособие [текст]. / авт.-сост. Т. Д. Рысаева. – 2009. – 347с. с. 344.
7. Бродский Исаак Израилевич – лучший образец соцреализма [электронный ресурс] // http://art-assorty.ru/2986-brodskiy-isaak-izrailevich.html/
8. Детские образы в живописи [электронный ресурс] // http://webstarco.narod.ru.
9. Кем ГУ . Музей Археология, этнография и экология Сибири [электронный ресурс] // http://museum.kemsu.ru.
10. «Культура Кузбасса» — департамент культуры // http://www.культура-кузбасса.рф.
11. Культура России ХХ века [электронный ресурс] // http://www.greatarts.ru/grar-960.html.
12. Музеи мира и картины известных художников [электронный ресурс] // https://muzei-mira.com.
13. Официальный сайт Кемеровского государственного университета культуры и искусств [электронный ресурс] // http://www.kemguki.ru/index.php http://kemoblast.ru.
14. Русские художники. Куприн Александр Васильевич [электронный ресурс] // http://www.artsait.ru/art/k/kuprin/main.htm.
15. Современное Искусство. Каталог художников [электронный ресурс]. // http://sovremennoe-iskusstvo.ru/.
16. Социокультурный ландшафт России на рубеже XIX - XX веков [электронный ресурс] // http://infopedia.su/9xecfd.html.
17. Энциклопедия русской живописи [электронный ресурс] // http://www.artsait.ru.
Домик зимней ночью
Калитка в сад
За чашкой чая
О чем поет Шотландская волынка?
Пчёлки на разведках