Символическое значение чисел у бурятского и русского народов. Сходство и различия.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 75.89 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Отдел образования МО «Еравнинский район»
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
Конференция «Шаг в будущее»
Секция «Культурология»
Руководитель: учитель математики,
Дугарнимаева Эржена Баировна
2016 год
Оглавление
Актуальность
Людям свойственно верить символам. Числа как символы всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Искусство счета развивалось с развитием человечества. В те времена, когда человек лишь собирал в лесу плоды и охотился, ему для счета хватало четырех слов: один, два, три и много. К языку цифр прибегаем мы, когда хотим в точности представить какое-то дело, явление. Кажется, нет более точной науки, чем математика. Но именно в этой науке, оперирующей строгими числами, ещё существует много тайн и загадок. С их помощью человек освоил время и пространство, заложил основы математических, астрономических и других естественнонаучных знаний. Основная функция чисел– счетная, т.е. она призвана вести счет, определять количество. Кроме того, числа выполняют упорядочивающую и символическую функции. И мне стало интересно, как часто числа употребляются в жизни и делах людей? А так же узнать, когда же впервые люди познакомились с числами, и что у них символизировало каждое число.
Цель
Раскрыть значение символического характера чисел русского и бурятского народов.
Задачи:
Объект исследования: семантическая (смысловая) составляющая чисел.
Методы: теоретический (изучение литературы), аналитический (анализы информации).
Изучая литературу и историю, мы знаем, что давным-давно, много тысяч лет назад, наши предки жили небольшими племенами. Они еще не имели никакого представления о числах. Первобытные люди могли только выделять из множества различных предметов отдельные. Например, из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя. То есть они определяли отношения как «один » и «много». Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все». Лишь постепенно человек научился выделять 3 предмета, а затем 4. Затем человек начал считать пятерками, десятками и двадцатками (в ход шли и пальцы ног!). Счет десятками сохранился и в нашей десятичной системе счисления. Сохранились и названия некоторых чисел, связанные с первой «вычислительной машиной», - пальцами рук и ног. Например, слово «пять» в русском языке происходит от древнеславянского слова «пясть» - рука («запястье»).
Русская народная духовная традиция тяготеет больше к слову, нежели к числу. Тем не менее, она пронизана числовой символикой, проявляющейся в сказках, и в былинах, и в христианских преданиях. Присутствие чисел в ней наблюдается повсюду и почти всегда они выступают как священные.
Сакральными числами у русского народа считаются: 16, 33, 40, 108, 369.
Сакральным у бурят является число 108.
Самое часто используемое значение числа 108 в бурятской культуре это четки, которые являются обязательным атрибутом верующих. Они должны постоянно носить их при себе, наматывая в виде многослойного браслета на правую или левую руку, либо носить их на шее.108 ступ окружают в виде ограды знаменитый монгольский монастырь Эрдэни-Цзу, построенный на месте древней столицы чингисидов Хара-Хорин.108 свечей зажигают в дацанах во время Сагаалгана. 108 раз ударяют в барабаны при встрече Нового года в буддийских храмах Японии, Китая.Число 108 в буддизме связывают с количеством грехов, которым подвержен человек в своей жизни.
У разных народов есть свои излюбленные для символических целей числа. Узнав значения чисел у русского и бурятского народов, я увидела такие числа, которые имеют одно значение. Такие числа как: 1, 2, 3, 4, 12 и в какой-то мере число 108. И числа, имеющие разные значения: 5, 7, 13, 33, 37, 40,73, 81, 369.
Чтобы выяснить знают ли ученики значение чисел в их культуре, я провела анкетирование среди учащихся 8-х классов. Всего приняла участие 45 человек. Из них по национальности количество бурятов в 3 раза меньше количества русских. Почти половина учащихся (47% - 21 чел.)(см.прил.) не верят в то, что числа влияют на нашу жизнь, судьбу, дела. Самыми значимыми оказались числа: 2 (22%), 13(18,5%) и 5 (10%). Далее я ввела такое понятие, как «сакральные числа». Но какие это числа не знают 29% (13 чел). Итак, о мнению анкетируемых, самым священным (сакральным) является число 3. Лишь 18% знают сакральное значение числа.
Опрашивая учащихся, я сделала вывод, что большинство моих сверстников не имеют понятия о значении чисел и то, что они могут повлиять на жизнь, судьбу, дела человека.
На стыке двух тысячелетий большинство народов мира возвращается к своим корням. И я решила заняться символикой чисел, узнать, что означает то или иное число у таких народов, как буряты и русские. Моя работа интересна, увлекательна и имеет познавательную ценность. Великий Пифагор говорил: «Все в природе измеряется, все подчиняется числу, в числе – сущность всех вещей. Познать мир, его строение, его закономерность – это значит познать управляющие им числа. Можно видеть природу и властную силу числа во всех человеческих занятиях, во всех искусствах, ремеслах, музыке. Не материя, а число – начало и основа вещей».
Я считаю, что душа каждого человека связана с определенным числом, что даже такие понятия, как дружба, честность, справедливость и другие качества можно описать теми или иными числовыми соотношениями. Одни числа несут добро, радость и благополучие, а другие – разорение и упадок. Каждое число олицетворяет какую-то идею. Все явления мира сводятся к простым числовым вибрациям. Эти вибрации оказывают большое влияние на нашу жизнь.
В данной работе мне удалось проиллюстрировать ту исключительную важную роль, какую играют символические числа в научном познании мира и в человеческом творчестве.
1. Топоров В.Н. Числа // Мифы народов мира. Т. 2.
2. Бабуеева В. Д. Материальная и духовная культура бурят Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2004.-228с., с ил.
3. http://www.hnh.ru/culture/2011-04-13-5 - Славянская символика числа.
4. http://www.symbolizm.ru/index.php/simvolika-chisel/547-9 - Символизм древних культур.
5. http://shop-rare.io.ua/s71982/simvolika_chisel - Символика чисел
6. http://www.symbolizm.ru/index.php/simvolika-chisel/906-2012-08-06-15-15-56 - Символика чисел. символизм древних культур.
7. http://data.tj/cakral/ - Сакральные числа. Судьбы.
8. http://davaiknam.ru/text/simvolika-chisel-v-kuleture-narodov - Символика чисел разных народов.
9. http://region03.ru/kultura_buryatii.html - Культура Бурятии, обычаи, традиции, веры.
Магический треугольник
«Течет река Волга»
Учимся ткать миленький коврик
Три загадки Солнца
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Ветер и Солнце