Исследовательская работа выполнена учащимися 11 класса и представлена на муниципальной научно-практической конференции "Интеллект. Поиск. Творчество". В работе ученицы рассматривают художественные произведения о янтаре от Марциала и до наших дней. Объектом исследования являются мифы, легенды, произведения устного народного творчества, художественной литературы, в которых используется образ янтаря.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа | 48.17 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЯНТАРЬ В ЛИТЕРАТУРЕ
ОТ МАРЦИАЛА ДО НАШИХ ДНЕЙ
(НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)
Авторы: Нерсисян Асмик, ученица 11 класса;
Заикина Валерия, ученица 11 класса.
Руководитель: Виноградова Надежда Михайловна,
учитель русского языка и литературы.
-2-
Оглавление
Глава 1. Янтарь глазами учёных с.4
Глава 2. Янтарь глазами поэтов и писателей с.5-11
-3-
Введение
Не секрет, что многие драгоценные камни обладают целебными свойствами и магической силой. Они помогают своему владельцу или, наоборот, вредят, если получены неправедным путём. Тематика драгоценных камней используется во многих произведениях русской литературы, часто самоцветы влияют на судьбы литературных героев. Достаточно вспомнить такие произведения как «Гранатовый браслет» и «Олеся» А.И.Куприна, «Жемчужное ожерелье» Н.С.Лескова и другие. Художественные образы таких самоцветов как опал, бирюза, алмаз, бриллиант, сердолик довольно часто используются поэтами и писателями.
Мы живём на побережье Балтийского моря и знаем, что символом нашего края является янтарь. Поэтому нам показалось интересным проследить, с какой целью используется образ янтаря в произведениях писателей разных эпох, в том числе и наших земляков. Что общего между художественным образом янтаря и натуральным минералом?
Известная поэтесса Мариетта Шагинян написала однажды: «Из всех милых сердцу камушков в мире, кроме разве коктебельских, - янтарь более всего «литературный».
Объект исследования: мифы, легенды, произведения устного народного творчества, произведения художественной литературы, в которых используется образ янтаря.
Предмет исследования: описание янтаря и его свойств в произведениях художественной литературы.
Цель исследования:
Методы исследования:
Практическая значимость исследования: материал данной работы может быть использован как на уроках литературы в старших классах, так и на уроках внеклассного чтения в 7-8 классах.
-4-
Основная часть
Глава 1
Янтарь глазами учёных
Янтарем называют ископаемую смолу преимущественно желтого, красного, коричневого и белого цвета. Возраст янтаря 35-140 миллионов лет. Вполне может быть, что янтарь – один из первых самоцветов, который древние люди использовали в качестве украшений и в лечебных целях. Во всяком случае, его часто находили в пещерных стоянках древнего человека.
Название янтарь – «ambre» римляне взяли из арабского языка. Немцы зовут янтарь «bernstein» – «горючий камень», потому что янтарь легко горит красивым пламенем с приятным запахом. Греки называли янтарь электроном или электриумом, таково название звезды из созвездия Тельца. По внешнему виду янтарь такой же теплый, как и звезда Электра.
Головные уборы египетских фараонов украшал янтарь. В короне римского императора Нерона также находился этот камень. Вообще в эпоху Нерона янтарем отделывали виллы и бассейны. За 600 лет до н.э. знаменитый древнегреческий философ Фалес Милетский описал наличие электростатических свойств у янтаря, и именно этому обстоятельству мы обязаны появлению слов «электричество» и «электроника». Латыши называют янтарь «дзинтарс».
Месторождения янтаря разбросаны по всему миру, но больше всего его в Прибалтике и в Доминиканской республике. Самое крупное месторождение янтаря в России находится в Калининградской области. Самый большой кусок янтаря, найденный на берегу Балтийского моря, весил 12 кг.
Янтарь может быть синим и фиолетовым. Редко встречается черный янтарь. Редок также розовый и красный янтарь. Бывает янтарь очень пестрый, настолько, что даже сложно сказать, какого он именно цвета.
Целительные свойства янтаря общеизвестны. Янтарь положительно влияет на селезенку, сердце, щитовидную железу. Янтарь снимает боль при прорезывании зубов у маленьких детей. Курильщики, использующие мундштуки из янтаря, считают, что снижают риск заболевания рака легких. Польская янтарная водка хорошо лечит ангину. Янтарь снимает головную боль. Янтарь смягчает воздействие на человека перемены погоды и магнитных бурь. В светло-желтом и молочно-белом янтаре есть янтарная кислота, именно она и обладает целебными свойствами. Янтарь проясняет мысли и помогает решать конкретные планы.
-5-
Глава 2
Янтарь глазами поэтов и писателей
В самом начале нашей эры выдающийся римский поэт Публий Овидий Назон сложил прекрасный миф о Фаэтоне - сыне бога Солнца Гелиоса. Юноше захотелось покататься в солнечной колеснице отца, но слабые руки его не смогли сдержать огнедышащих коней, которые приблизились к земле так близко, что едва не сожгли ее. Разгневанный Зевс поразил Фаэтона молнией, и тело его упало в реку Эридан. Горько оплакивали Гелиады смерть брата. По воле богов они превратились в тополи, с ветвей которых капали слезы. Со временем слезы затвердели и превратились в кусочки янтаря. Течением реки их вынесло в море. Так в трагическом финале мифа объясняется происхождение янтаря.
Немало преданий о янтаре известно в Прибалтике, особенно в Литве с ее живописными, поэтическими пейзажами. Там родилась чудесная легенда: каждый выброшенный на берег кусочек янтаря - это свидетельство чистой и горячей, но вместе с тем трагической любви дочери моря богини Юрате и простого рыбака Каститиса.
Легенда гласит, что произошло это давно, еще тогда, когда бог Перкунас (Перун) был самым главным среди богов и богиня Юрате жила на дне Балтийского моря в янтарном замке. Случилось так, что красивый и сильный рыбак Каститис ловил рыбу прямо над крышей замка. Не внял он предостережениям Юрате. По-прежнему забрасывал сети в море. За смелость и красоту полюбила богиня Каститиса и увела его в свой подводный янтарный замок. Но недолгим было счастье влюбленных. Перкунас, узнав, что бессмертная Юрате нарушила закон моря, полюбив земного человека, своими молниями разрушил янтарный замок и приказал навечно приковать Юрате к его развалинам, а Каститиса повелел волнам укачать до смерти... С тех пор вечно рыдает по Каститису Юрате. И ее слезы в виде мелких кусочков янтаря, чистых и светлых, как любовь богини к рыбаку, море, тяжело вздыхая, выбрасывает на берег. А крупные куски янтаря - это обломки разрушенного Перкунасом замка.
Согласно еще одной легенде, кусочки янтаря - это осколки Солнца. Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое. Однажды небо не удержало его, и светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы на дне, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня...
-6-
Современный поэт Виталий Таволжанский в своём стихотворении «Янтарь» рассказывает нам эту легенду:
Давным-давно по небу плыло
Два солнца и из них одно,
Которое большое было,
Упало на морское дно.
Застыв в холодном синем море,
О скалы острые на дне
Разбилось на кусочки вскоре
На самой-самой глубине.
С тех пор выбрасывают волны
Осколки солнечных огней
Создав на берегах огромных
Златую россыпь янтарей.
(…)
Посланец из времён далёких
Несёт нам свой волшебный свет
В браслетах, брошах, бусах, чётках
Для королей, царей, невест.
Он врачеватель и целитель
С ним на душе всегда милей,
Яснее будут наши мысли,
А сердцу радостней, теплей.
Эти поэтические легенды о балтийском самоцвете многие, наверно, слышали от экскурсоводов во время посещения музеев янтаря в Калининграде и Паланге. Они непременно вспомнятся, если вы найдете на берегу моря кусочек янтаря, камня, в котором таится частица Солнца. Того самого, что озаряло нашу планету еще 40 миллионов лет тому назад.
Упоминание о янтаре - «алатырь-камне» - довольно часто встречается в русском народном творчестве. В одной из былин говорится:
А кое море всем морям отец,
И который камень камням отец?
Ах, латырь-море всем морям отец,
и латырь-камень всем камням отец!
-7-
Бел-горюч камень упоминается и в других памятниках русского народного творчества, сказах, заклинаниях. Известна легенда об острове Буяне, о волшебном алатырь-камне, излечивающем от болезни и наделяющем своего владельца даром бессмертия: «На море на Окияне есть бел-горюч камень Алатырь, никем неведомый. Под камнем скрыта сила могучая, и силе нет конца; с-под него протекали реки, реки быстрые, по всей земле, по всей вселенной, всему миру на исцеление, всему миру на пропитание». В устных преданиях нашего народа желтый алатырь-камень означает янтарь и соответствует солярному значению золота, от которого он унаследовал его благотворные и чудесные свойства. По-видимому, русский человек не мог представить себе крошечное ожерелье из янтаря и поэтому приписывал алатырь-камню громадные размеры. На том же камне на острове Буяне, по словам легенд, сидит молодец или красная девица. В легенде слышатся отзвуки языческого прошлого древних славян. Сказочный Буян - это остров Рюген в Балтийском море (в древности его называли Руян). До самого конца XIII в. там обитало племя балтийских славян. Наконец, в былине о Василии Буслаеве этот же алатырь-камень находится на Сорочинской горе в виде целой скалы.
О янтаре писали поэты во все времена. Еще римский поэт Марциал (I век) в своих знаменитых "Эпиграммах" восславил янтарные инклюзы (природные включения в янтаре):
В тополевой тени гуляя, муравей
В прилипчивой смоле завяз ногой своей.
Хоть у людей был в жизнь свою презренный,
По смерти, в янтаре, у них стал драгоценный...
Так перевёл одну из эпиграмма Марциала М.В.Ломоносов.
Пушкин, описывая столичный кабинет Онегина, обставленный по последней моде, тонко подметил характерные черты того времени, воплощенные в предметах материального мира:
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале...
В поэме «Демон» Лермонтов писал:
Всечасно дивною игрою
Твой слух лелеять буду я;
Чертоги пышные построю
Из бирюзы и янтаря...
-8-
С янтарем сравнивала свою родину литовская поэтесса Саломея Нерис:
Маленький мой край - как золотая
Капелька густого янтаря.
Он блестит, в узорах расцветая,
Льется в песнях, радостно горя.
Янтари с лучами золотыми,
Балтики прозрачную красу -
О Литва, твое родное имя
Солнцем крошечным в руках несу!
В литературе часто встречается эпитет «янтарный» - синоним золотисто-желтого цвета.
Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград
( М.Ю.Лермонтов)
Или у А.С.Пушкина читаем: «Вся комната янтарным блеском озарена…»
Образно сказал о янтаре известный литовский поэт Э. Межелайтис: «Мы... смотрим на огонек янтаря и видим контуры архитектурных сооружений... А иногда народные умельцы вытачивают в куске янтаря свой сон, свою песню. Будто города на дне морском, будто миры, залитые потоком солнца».
Янтарь – светлый, солнечный камень, это камень жизни. Видимо, не случайно, предчувствуя свою близкую смерть, Марина Цветаева пишет в 1941 году:
Пора снимать янтарь,
Пора менять словарь,
Пора гасить фонарь
Наддверный...
От Марциала и до наших дней интерес к этому камню в творчестве поэтов и писателей не иссякал. Лауреат Государственной премии, известный русский поэт и переводчик Михаил Дудин в стихотворении «Янтарь» пишет:
Кусок промытый янтаря,
Прозрачный, как заря,
Вчерашний выбросил прибой
В подарок нам с тобой.
-9-
Прозрачный, как цветочный мед,
Он весь сквозит на свет.
Он к нам дошел, к другим дойдет
Сквозь сотни тысяч лет.
Он выплыл к нам с морского дна,
Где тоже жизнь цвела,
А в глубине его видна
Застывшая пчела.
И я сквозь тысячи годов
За ней готов в полет:
Узнать - с каких она цветов
Свой собирала мед.
Я жизнь люблю. Она рассказ
Развертывает свой.
И как мы счастливы сейчас,
Лишь знаем мы с тобой.
Теперь уже не наугад,
Наш опыт разберет -
И что такое в жизни яд
И что такое мед.
Любовь. Ее не взять годам
И силой не сломать.
Я сам, я сам ее раздам,
Чтобы опять, опять
Она на радость молодым
В прожилках янтаря
Сквозь сотни лет пришла к другим,
Живым огнем горя.
1953
Стихотворение с таким же названием есть и у известной поэтессы шестидесятых годов Новеллы Матвеевой:
…Янтарь, смола…
В одном кристаллике и свет и мгла:
Так на меду стояла бы роса,
-10-
С ним не сливаясь…Ты скажи, смола,
А где твои сосновые леса?
Куда ты дела их? Скажи, смола…
Из моря, точно за руку — дитя,
Тебя на берег вытащил прибой,
И ты смеешься радостно, хотя
Когда-то сосны плакали тобой.
Не подоспела добрая рука,
Не осушила мокрые глаза,
И светлым камешком живет века
Случайная, нестертая слеза.
И всё-таки наиболее дорог этот чудесный камень сердцу калининградских поэтов. Рудольф Жакмьен, немецкий поэт, человек сложной и интересной судьбы, переехал жить в Калининград в 60-е годы 20 века. Он навсегда влюбился в это край. В его поэме «Сказание о янтаре» звучит гимн солнечному камню. Вот эпитеты, которыми поэт награждает янтарь:
…Солнца золото, что долго
Изнывало и томилось
На угрюмом дне глубоком.
…Золотые брызги солнца!
…Это были слезы моря!
Их ведь ночью не случайно
В темноте, быть может, с горя
Море выплакало тайно…
…Взяв, на берег вынес я
Древних смол застывших бронзу…
-11-
…На ладони я держал
Это редкостное чудо,
Что пришло ко мне оттуда,
Где начало всех начал.
В начале декабря 2012 года состоялась презентация проекта Калининградского областного музея янтаря «Иоганн Полиандер (1487–1541): гимн янтарю».
Одной из составляющих проекта стала поэзия. При поддержке ООО «Сувениры Балтики» и его генерального директора Василия Анатольевича Симонова был издан сборник стихов «Вокруг Марциала. Стихи о янтаре». К сожалению, этот сборник ещё не появился в продаже. Но известно, что в его состав вошли переводы и поэтические импровизации на тему эпиграмм об инклюзах в янтаре римского поэта I – начала II в.н.э. Марка Валерия Марциала. Книга объединила поэтические произведения представителей различных эпох: переводы эпиграмм Марциала на русский язык Михаила Васильевича Ломоносова и Федора Александровича Петровского; стихи Иоганна Полиандера[1] и его современника, прусского канцлера Иоганна Апеля.
Путешествуя по страничкам интернета в поисках материала для нашего исследования, нам посчастливилось наткнуться на сведения о Николае Викторовиче Гайдуке[2], замечательном писателе, родившемся на Алтае. В семитомном собрании сочинений этого автора есть миниатюра под названием «Янтарный стих». Заключительные слова из этой миниатюры являются логическим завершением нашего исследования: «Внимательно всматриваясь в янтарь – окаменевшую каплю прибалтийской смолы – я вспоминаю сосны родины моей и невольно думаю о том, что после смерти душа моя вернется к этим соснам. Обязательно вернётся, гнездо себе совьет в густой высокой кроне, где медово пахнет тягучею смолой.
[1] Иоганн Граманн или Грауманн ( 1487 - 1541)-лютеранский пастор, теолог, педагог, гуманист, реформатор и лидер церкви в Кёнигсберге. Иоганн подписывал свои сочинения и личные бумаги именем Иоганн Полиандер. Интересы Иоганна были весьма обширны, в частности известно «Письмо Иоганна Полиандера Каспару Бернеру о янтаре и судовах», в котором содержится описание обычаев прусского племени судовов
[2] Гайдук Н.В. – российский поэт и прозаик, живущий ныне в Красноярском крае. Член Союза писателей. Министерством образования и науки Красноярского края произведения Гайдука включены в школьную программу
Весенняя сказка
Кто грамотней?
Три коробки с орехами
Рисуем "Ночь в лесу"
Именинный пирог