Научно-исследовательская работа "Эволюция жанра молитвы в лирике русских поэтов" выполнена ученицей в рамках муниципальной научно-практической конференции "Интеллект. Поиск. творчество". В работе ученица определяет многообразие жанра молитвы в лирике русских поэтов, раскрывает особенности и темы жанра молитвы и его эволюцию во времени.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 40.12 КБ |
molitva_kak_zhanr.pptx | 1.53 МБ |
Районная научно-практическая ученическая конференция
«Интеллект. Поиск. Творчество»
«МЫ РОЖДЕНЫ ДЛЯ ВДОХНОВЕНЬЯ, ДЛЯ ЗВУКОВ СЛАДКИХ И МОЛИТВ…»
(Эволюция жанра молитвы в лирике русских поэтов)
Научно-исследовательская работа
Автор: Прохорова Ирина, ученица 10 класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения Луговской средней общеобразовательной
школы
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Виноградова Надежда Михайловна
-1-
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
-2-
Тема исследования:
«Эволюция жанра молитвы в лирике русских поэтов»
Цель исследования:
Метод исследования:
анализ произведений художественной литературы
-3-
Введение
Интерес к этой теме возник у меня не случайно. На уроках литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова мы занимались исследованием на тему «Эволюция жанра молитвы в лирике М.Ю.Лермонтова». Эта работа очень меня заинтересовала, и я поставила перед собой цель: найти и прочитать молитвы в стихах других русских поэтов. Я предполагала, что в жанре молитвы писал стихотворения не один Лермонтов, но результаты поисков стихотворений ошеломили меня. Я не ожидала, что такое большое количество поэтов так или иначе приобщались к жанру молитвы, что жанровое многообразие молитв в лирике так велико.
Николай Языков, Алексей Кольцов, Александр Пушкин, Фёдор Глинка, Евгений Баратынский, Пётр Вяземский, Иван Козлов, Михаил Лермонтов, Фёдор Тютчев, Алексей Толстой, К.Р. (великий князь Константин Романов), Иван Бунин, Осип Мандельштам, Ольга Берггольц, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Евгений Евтушенко… Этот список можно продолжать и продолжать. Наряду с этими прославленными именами имена почти забытые: Андрей Муравьёв, Авдотья Глинка, Владимир Соколовский, Елизавета Шахова, Аделаида Герцык, причисленная к лику святых мать Мария (Елизавета Кузьмина-Караваева). Того же Вильгельма Кюхельбекера многие знают лишь по роману «Кюхля» как ближайшего друга Пушкина и поэта-декабриста. Но все 20 лет заточения и ссылки он писал псалмы и молитвы. Создал библейскую поэму «Давид», его тюремная тетрадь «Духовных стихотворений» так и не издана. И полным откровением для меня стало то, что Иван Грозный тоже писал молитвы в стихах. Его «Покаянный канон Ангелу Грозному» - выдающийся памятник гимнографии.
Стало интересно, почему поэты пишут свои молитвы, и чем поэтическая молитва отличается от молитвы верующего человека? Я читала, сравнивала, исследовала, анализировала, и мои размышления по этой теме я представляю в данной исследовательской работе.
-4-
Основная часть исследовательской работы
1 глава
Сравнение молитвы канонической и поэтической
Что такое молитва? Это проникновенное обращение к Богу верующего человека, это веками освящённая традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Каждый человек может обратиться к богу, найдя в своём сердце нужные слова – но такие слова не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати. Однако в художественной литературе есть множество примеров того, как молитва становится определением особого жанра стихотворения, сохраняющего основные черты православной молитвы.
Первая русская молитва принадлежит Владимиру Мономаху. Она вошла в «Повесть временных лет» вместе с его «Поученим…». Среди родоначальников русской молитвенной поэзии – Нестор-летописец, Феодосий Печёрский, Илларион, Кирилл Туровский, Максим Грек, Иван Грозный. Это имена первых русских поэтов. С молитв начинается первая русская поэзия.
В чём же художественное своеобразие поэтической молитвы и чем она отличается от молитвы канонической? Сравнив молитвы канонические с поэтическими, я пришла к выводу, что истоки поэтической молитвы следует искать в молитве канонической. Из функций канонической молитвы сложились жанры поэтической молитвы: молитва-хваление, молитва-покаяние, молитва-благодарность, молитва-просьба, молитва-сетование.
Мишланов В.А. в своей статье «Молитва как речевой жанр» утверждает: «Собственно говоря, молитва и есть одно из древнейших поэтических творений, более того, лирическая поэзия опирается на молитву как на один из основных её прототипов». Но для настоящей молитвы характерным признаком является глубокое почитание Бога, богобоязненность. И в этом принципиальное отличие молитвы как таковой от поэзии, выдержанной в жанре молитвы. Поэт как бы отгораживается от фанатичного чувства богобоязненности, иначе он не смог бы свободно пользоваться всеми теми средствами художественной выразительности, которые недопустимы в канонической молитве.
Таким образом, сравнение канонических и поэтических молитв привело к следующим результатам:
-5-
Сходство | Различие |
Содержание | Поэтические приёмы и средства художественной выразительности |
Адресация | |
Состояние мольбы | |
Деление на жанры |
2 глава
О чём молятся русские поэты?
(Темы поэтических молитв и эволюция темы во времени)
Читая поэтические тексты, я пришла к выводу, что религиозная поэзия раскрывает различные темы. Выбор темы зависит от внутреннего состояния поэта, от его жизненных обстоятельств и, конечно, от времени, в котором он живёт, от тех исторических событий, которые происходят в это время.
Рассмотрим темы и эволюцию жанра молитвы во времени.
1825 год.
Н.М.Языков в своей молитве обращается к высшим силам:
Молю святое провиденье:
Оставь мне тягостные дни,
Но дай железное терпенье,
Но сердце мне окамени.
Пусть, неизменен, жизни новой
Приду к таинственным вратам,
Как Волги вал белоголовый
Доходит к целым берегам.
Это молитва-просьба. Она начинается с приятия, согласия: «Оставь мне тягостные дни…», но поэт тут же ставит условия: вынести «тягостные дни» он сможет только, имея «железное терпение» и каменное сердце. В этой просьбе можно уловить следующий смысл: в дольном мире можно жить только заменив сердце из плоти на каменное сердце. Однако с другой стороны, такая просьба к Богу может обозначать желание обретения большей внутренней стойкости, для того, чтобы противостоять тяготам жизни, так как они ослабляют человека, а именно утраты своего внутреннего «я» более всего страшится мыслящий человек. Отсюда возникает столь близкий поэту образ «белоголового вала Волги», заменяющий топос житейского моря.
1836 год.
Стихотворение А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жёны непорочны…» является гениальным переложением великопостной молитвы святого Ефрема Сирина, предельно точно передающим её букву и смысл.
Отцы пустынники и жёны непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв
-6-
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
В этой молитве звучит одна из центральных тем религиозной поэзии – тема искупления грехов. В основе молитвы – желание коснуться Всевышнего и на небесах и на земле ( «Чтоб сердцем возлетать во области заочны, // Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв…»).
Одно из первых прошений в молитве касается уничтожения в душе ростков «любоначалия», то есть желания властвовать, а значит – противопоставлять свою волю воле Божьей. То, что поэт считает этот грех большим, подтверждает и сравнение его «со змеёй сокрытой сей». Ведь в священном писании Змей является олицетворением всего самого низменного и коварного, искушающего человека.
Грехи и добродетели ярко противопоставлены в этой молитве. Неосуждение ближнего обусловлено, в первую очередь, строгой взыскательность по отношению к своим прегрешеньям. Последнее, о чём просит в своей молитве Пушкин, - об «оживлении в сердце целомудрия», то есть о преодолении раздвоенности, обретении цельности, полноты, чистоты отношений к миру и к людям. В мудрости, помещённой в сердце, видится поэту разрешение мучительного конфликта разума и чувства.
1844 год.
Молитва Е.А.Баратынского.
Царь небес! Успокой Дух болезненный мой!
Заблуждений земли
Мне забвенье пошли
И на строгий твой рай
Силы сердцу подай.
Эта поэтическая молитва созвучна молитве канонической, а именно - молитвословию Пресвятому Духу, которое поётся в день Пятидесятницы. Баратынский в своей молитве ищет утоления духовного страдания, он обращается к Богу как к Утешителю, Целителю, Царю небес, во власти Которого уврачевать мятущийся дух, дать разрешение мучительным страстям.
-7-
Рай в молитве назван «строгим», поскольку являет собой награду, которая заслуживается человеком. Он не должен позволить войти в свои мысли тому, что может поколебать его веру. Поэту важно сохранить себя не столько для жизни земной, сколько для жизни небесной.
Человек – существо триипостасное, состоящее из трёх уровней: дух, душа, тело. В молитве Баратынского прочитывается всё, что может
ниспослать Бог человеку: исцеление – духу, забвение заблуждений земли – телу, укрепление сил сердца – душе.
В молитве верующего человека непременно присутствует смирение, рождённое страхом Божьим. А молитва поэта – часто молитва бунтаря. Он подвергает сомнению непреложные для любого верующего истины. Такова молитва русского поэта Алексея Кольцова.
Спаситель, Спаситель!
Чиста моя вера,
Как пламя молитвы! Но, Боже, и вере
Могила темна!
Что слух мой заменит?
Потухшие очи?
Глубокое чувство
Остывшего сердца?
Что будет жизнь духа
Без этого сердца?
На крест, на могилу,
На небо, на землю,
На точку начала
И цели творений
Творец всемогущий
Накинул завесу,
Наложил печать –
Печать та навеки,
Её не расторгнут
Миры, разрушаясь,
Огонь не растопит,
Не смоет вода!...
Прости ж мне, Спаситель!
Слезу моей грешной
Вечерней молитвы:
Во тьме она светит Любовью к Тебе…
Как хорошо, по-христиански, начинает Алексей Кольцов свою молитву, но если вера чиста, откуда берётся это сомнение и этот протест?
Но, Боже, и вере
Могила темна!
Что слух мой заменит?
-8-
Потухшие очи?
Глубокое чувство
Остывшего сердца?
Это отчаянное сомнение не снимается даже последующей просьбой о прощении. После такого бурного протеста звучит она как-то неубедительно:
Прости ж мне, Спаситель,
Слезу моей грешной
Вечерней молитвы.
Поэт сам осознаёт всю греховность такой молитвы.
И уж совсем кощунственно звучат строки «Молитвы» Марины Ивановны Цветаевой:
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
«Терпи, ещё не кончен срок».
Ты сам мне подал слишком много!
Я жажду сразу – всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звёздам в чёрной башне,
Вести детей вперёд, сквозь тень…
Чтоб был легендой – день вчерашний,
Чтоб был безумьем – каждый день!
Люблю и крест, и шёлк, и краски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство – лучше сказки
И дай мне смерть – в семнадцать лет!
Молитвы проходят через все «болевые точки» истории нашей страны.
От десятилетия к десятилетию, от века к веку смысл молитв меняется. Не меняется только отношение к Богу – в нём видят русские поэты Дух, который укрепит их душу, который спасёт Россию.
1915 год. Россия в огне Первой мировой войны. Но звучат под грохот орудий, укрепляя веру в Бога у русских солдат, слова необыкновенной молитвы Анны Андреевны Ахматовой:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отними и ребёнка, и друга,
-9-
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
После событий 1917 года поэтами создаётся целый цикл «Молитв о России», в которых и страх за судьбу Родины и надежда на её спасение:
Боже Великий!
Как больно и тяжко
Край мой рыдает огнём и свинцом.
Русь ты моя! Голубая монашка!
С бледным поникшим лицом.
Вот ты лежишь на погосте, родная,
Тряпкой заткнут твой запёкшийся рот.
А по разорванной рясе, сбегая,
Алая струйка течёт.
Церкви – на стойла,
Иконы – на щепки,
Пробил последний
Двенадцатый час.
Святый Боже,
Святый Крепкий,
Святый Бессмертный,
Помилуй нас!
Это молитва о России Н.Огнивцевой.
Всего из трёх строчек состоит молитва Осипа Мандельштама, написанная в 1931 году – время сталинских репрессий, время жуткого страха за свою жизнь и за жизнь своих близких:
Помоги, Господь, эту ночь прожить,
Я за жизнь боюсь: за твою рабу…
В Петербурге жить – словно спать в гробу.
Каким могильным холодом веет от этих трёх строчек.
Невозможно перечислить все имена русских поэтов, писавших свои стихотворения в жанре молитвы, и уж тем более рассказать о всех стихотворениях-молитвах: их тысячи. На Руси всегда особо чтились веками намолённые храмы и иконы. Намолённому храму русской поэзии уже более тысячи лет.
-10-
Заключение
В своей работе я высказала некоторые свои наблюдения по заинтересовавшей меня теме «Эволюция жанра молитвы в русской лирике». Я надеюсь, что наблюдения эти дают некоторое представление о специфике этого самобытного жанра. Изучив литературный материал, я пришла к следующим выводам:
В качестве нравственного итога своих размышлений приведу стихотворение архиепископа Иоанна Шаховского «Молитва о молитве»:
Молитву, Боже, подай всем людям.
Мы так немудры, а всех мы судим.
В нас нет молитвы и нет виденья,
Нет удивленья и нет прощенья.
Нас неба мудрость найти не может,
И наша скудость нас мучит, Боже,
Дай из пустыни нам выйти ныне,
Мы алчем, жаждем в своей пустыне.
Мы дышим кровью и рабским потом,
А смерть за каждым за поворотом.
Любовь и веру подай всем людям,
В нас нету меры. Но мы не будем
Ни жизни сором, ни злом столетий –
Прости нас, Боже, Твои мы дети!
-11-
Список литературы
Слайд 1
«Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв…» (Эволюция жанра молитвы в лирике русских поэтов) Автор: Прохорова Ирина, ученица 10 класса МБОУ Луговской СОШ. Руководитель: Виноградова М.М., учитель русского языка и литературыСлайд 2
Цели исследования: 1)определить многообразие жанров молитвы в лирике русских поэтов; 2)сравнить молитву поэтическую с молитвой канонической; 3)раскрыть темы жанра молитвы, его особенности в лирике русских поэтов; 4) показать эволюцию жанра молитвы во времени. Методы исследования: анализ художественных произведений; изучение и обработка критической литературы.
Слайд 3
Жанры поэтической молитвы: молитва-хваление молитва-покаяние молитва-благодарность молитва-просьба молитва-сетование
Слайд 4
Сравнение поэтической и канонической молитв Сходство Различие Содержание Поэтические приёмы и средства выразительности Адресация Состояние мольбы Деление на жанры
Слайд 5
Молю святое провиденье: Оставь мне тягостные дни, Но дай железное терпенье, Но сердце мне окамени . Пусть, неизменен, жизни новой Приду к таинственным вратам, Как Волги вал белоголовый Доходит целый к берегам. Н.М.Языков (1825)
Слайд 6
Отцы пустынники и жёны непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны , Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия , змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. А.С.Пушкин (1836)
Слайд 7
Царь небес! Успокой Дух болезненный мой! Заблуждений земли Мне забвенье пошли И на строгий твой рай Силы сердцу подай. Е.А.Баратынский (1844)
Слайд 8
Спаситель, Спаситель! На крест, на могилу, Чиста моя вера, На небо, на землю, Как пламя молитвы! На точку начала Но, Боже, и вере И цели творений Могила темна! Творец всемогущий Что слух мой заменит? Накинул завесу, Потухшие очи? Наложил печать – Глубокое чувство Печать та навеки, Остывшего сердца? Её не расторгнут Что будет жизнь духа Миры, разрушаясь, Без этого сердца? Огонь не растопит, Не смоет вода. Прости ж мне, Спаситель! Слезу моей грешной Вечерней молитвы: Во тьме она светит Любовью к Тебе… А.Кольцов
Слайд 9
Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня! О дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня. Ты мудрый, Ты не скажешь строго: «Терпи, ещё не кончен срок». Ты сам мне подал слишком много! Я жажду сразу – всех дорог! Всего хочу: с душой цыгана Идти под песни на разбой, За всех страдать под звук органа И амазонкой мчаться в бой; Гадать по звёздам в чёрной башне, Вести детей вперёд, сквозь тень… Чтоб был легендой – день вчерашний, Чтоб был безумьем – каждый день! Люблю и крест, и шёлк, и краски, Моя душа мгновений след… Ты дал мне детство – лучше сказки И дай мне смерть в семнадцать лет! М.Цветаева
Слайд 10
Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отними и ребёнка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над тёмной Россией Стала облаком в славе лучей. А.А.Ахматова (1915)
Слайд 11
Церкви – на стойла, Иконы – на щепки, Пробил последний Двенадцатый час. Святый Боже. Святый крепкий, Святый Бессмертный, Помилуй нас!
Слайд 12
Помоги, Господь, эту ночь прожить, Я за жизнь боюсь: за твою рабу… В Петербурге жить – словно спать в гробу. О.Мандельштам (1931) Памятник покаяния на месте снесённой церкви Петра и Павла в Пензе.
Слайд 13
ВЫВОДЫ Темы и жанры стихотворений-молитв в лирике русских поэтов многообразны. Молитва поэтическая глубоко уходит своими корнями в молитву каноническую И очень на неё похожа. Особенности молитвы как жанра зависят от особенностей личности самого поэта, его творческой индивидуальности, особенностей его веры и времени, в котором жил поэт ( «болевых точек истории»). Молитва как жанр претерпевает эволюцию во времени.
Пчёлки на разведках
Волшебная фортепианная музыка
Знакомые следы
Флейта и Ветер
Загадка старого пирата или водолазный колокол