Исследовательская работа "Двери и лестницы, ведущие в мир литературы" была представлена на школьной научно-практической конференции, а также на окружной конференции "Одиссея разума". Анализируя художественные произведения, ученицы пытаются раскрыть значение часто встречающихся в литературе образов двери и лестницы.
Вложение | Размер |
---|---|
dveri_i_lestnitsy.docx | 33.86 КБ |
dveri_i_lestnitsy.pptx | 2.28 МБ |
Школьная научно-практическая ученическая конференция
ДВЕРИ И ЛЕСТНИЦЫ, ВЕДУЩИЕ В МИР ЛИТЕРАТУРЫ
Научно-исследовательская работа
Авторы: Здорьева София и Бухвалова
Виктория, ученицы 7 класса
Муниципального общеобразовательного
учреждения Луговской средней
общеобразовательной школы
Руководитель: учитель русского языка и
литературы Виноградова Н.М.
-1-
СОДЕРЖАНИЕ:
-2-
Тема исследования: «Двери и лестницы, ведущие в мир литературы»
Цель исследования:
Метод исследования:
-3-
Введение
В 8 классе на уроке «Живого слова» мы познакомились с замечательным и необычным произведением английского писателя Герберта Джорджа Уэллса «Дверь в стене». После обсуждения этого рассказа мне стало понятно, что слово «дверь» в литературе является метафорическим.
Мне представилось, что я стою у незнакомой закрытой двери в мир литературы, она только-только начинает приоткрываться для меня. Любопытно и страшно… Потяну за ручку и что увижу? Хотелось бы увидеть прекрасный райский сад, как это увидел герой рассказа Герберта Уэллса «Дверь в стене». А вдруг передо мной возникнет страшное чудовище, как в рассказе Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». За дверью – лестница,…поднимусь по ней, как лирический герой стихотворения Константина Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…», и обниму весь мир, или лестница ведёт к гибели, как это случилось с Акакием Акакиевичем Башмачкиным в повести Гоголя «Шинель»?
Лестницы и двери – образы, полные тайн, являющиеся сквозными не только в русской, но и в зарубежной литературе. Когда я это поняла, мне захотелось прикоснуться к этой тайне и немножечко её приоткрыть, что я и попыталась сделать в своей исследовательской работе.
-4-
Основная часть
Начну с рассказа, потрясшего моё воображение. Это рассказ Герберта Уэллса «Дверь в стене», даже не столько рассказ, сколько притча, посвящённая поиску идеального мира, желанию прикоснуться к этому миру и сделать его своим. Это тоска по совершенству в мироздании, по царству Божьему на земле.
Главный герой рассказа Уоллес признаётся, что вся эта история началась ещё в раннем детстве. Мальчик просто бродил по улицам Лондона, почти заблудился, как вдруг перед ним возникла белая невзрачная стена, а в ней зелёная дверь: «Его влекло к ней, неудержимо захотелось открыть и войти. Вместе с тем он смутно чувствовал, что с его стороны будет неразумно, а может быть, даже дурно, если он поддастся этому влечению…».
В рассказе Герберта Уэллса эта дверь просто существует в пространстве, как дверь в храм, в который может войти всякий, но всё-таки не каждый решается войти.
Маленький Уоллес открывает дверь: «Всё вокруг блистало чистыми, чудесными, нежно светящимися красками… Там всё было прекрасно.. . В одно мгновение я очутился в другом мире, превратившись в очень весёлого, безмерно счастливого ребёнка. Это был совсем иной мир, озарённый тёплым, мягким, ласковым светом; тихая ясная радость была разлита в воздухе, а в небесной синеве плыли лёгкие, пронизанные солнцем облака».
Уоллес встречает прекрасную женщину с печальным взглядом, которая показывает ему книгу жизни. Уоллес был поражён тем, что вместо картинок он увидел в книге всю свою жизнь до момента прикосновения к двери.
С этого дня Уоллес стал молиться Богу о возвращении в сад. Дни шли за днями, год за годом. Воспоминание угасало, а вместо него в душе возникали обыкновенные человеческие страсти, как, например, гордыня и тщеславие. И когда через много лет перед героем вновь вдруг возникает белая стена с зелёной дверью, он не может туда войти, так как находятся более неотложные дела (он готовится к экзаменам, готовится делать карьеру).
И удивительное дело, чем глубже погружается герой в стихию карьерного роста, тем чаще попадается ему эта дверь, но он не открывает её, так как находятся какие-то, на его взгляд, важные обстоятельства.
Спустя многие годы упорного труда, когда Уоллес и думать забыл о зелёной двери, он достиг всего, о чём мечтал. И однажды он понял, в какую духовную западню он попал, стремясь к вершине успеха.
Уоллес погибает. Смерть его трагична и загадочна: он провалился в глубокий строительный котлован, который был обнесён белым забором с маленькой зелёной дверью. Видимо, он всё-таки решился её открыть.
Итак, каков же смысл образа двери в рассказе Герберта Уэллса?
-5-
Возможно, дверь в стене – это путь в неизвестность для многих, но это же и путь к самим себе, ибо это дверь нашего сердца. Тысячи людей заняты её поиском, тысячи находят похожие двери, оказавшиеся ловушкой,
но многие не имеют ни малейшего представления о её существовании и лишь в последние мгновения жизни способны разглядеть лучи, исходящие из замочной скважины.
Не менее интересны, чем двери, и «литературные» лестницы. Интересно наблюдать, как сквозной образ лестницы проходит через гоголевскую «Шинель».
Лестница в повести Гоголя «Шинель» символизирует служебную табель от рангах и жизненную дорогу.
Никто из героев повести не видит в ничтожном чиновнике человека со своей, пусть незначительной, индивидуальностью. Он находится вне лестницы, на которой люди замечают друг друга и высказывают почтительность соответственно чину и рангу. Новая шинель позволила ему ненадолго с чёрной лестницы вступить на лестницу петербургской светской жизни. Но вскоре Башмачкин оказывается в «страшной пустыне», грабители бесцеремонно отняли у него счастье. Он снова очутился вне лестницы и стал невидимым и ненужным.
Земная лестница как символ несправедливости противостоит в мировосприятии Гоголя лестнице, о которой он пишет в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (глава 32 «Светлое Воскресение»): «Бог весть, может быть, за одно желание уже готова сброситься с небес нам лестница и протянуться рука, помогающая взлететь по ней».
Духовная лестница, возводящая на небо, согласно вере, выраженной писателем, - Божья милость для тех, кто не прятался под мехами чинов и званий, а естественно и просто жил и трудился в поте не прикрытого маской лица своего.
-6-
У Гоголя духовная лестница является и карой для всякой нечисти. Вспомним диалог Ганны и Левко из произведения «Майская ночь, или Утопленница»:
– … А говорят, однако ж, есть где-то, в какой-то далёкой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нём на землю ночью перед Светлым праздником.
– Нет, Галю; у Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Её становят перед Светлым Воскресением святые архангелы, и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав и кучами падают в пекло, и оттого на Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле».
Оказывается, образ лестницы является одним из доминирующих образов в творчестве Н.В.Гоголя. Не случайно этот образ выбирает поэт Юрий Кузнецов, посвящая великому писателю стихотворение «Тайна Гоголя»:
Ожидая небесного знака,
Он вперялся очами во тьму.
Но не вынес великого мрака,
И видение было ему.
Словно синяя твердь отворилась
Над убогой его головой.
Шумно лестница с неба спустилась,
Он ловил её долго рукой.
Понабилась несметная сила
Между рук и подъятых волос.
Гоготали кувшинные рыла:
– Инда правдой кичился ты, нос!
– Нет его: показался от страха!
Раскопаем могилу лжеца! –
Сотряслись осквернители праха,
Не увидя в гробу мертвеца.
Был ли Гоголь? Была ли Россия?
Тихий Миргород? Сон наяву?
– Позовите великого Вия! –
Словно вихорь размёл трын-траву.
Тёмный топот всё ближе и ближе,
Замер Вий у святого креста.
– Поднимите мне веки: не вижу!
Вот он! – рявкнул…
-7-
Могила пуста…
Только лестница ввысь подымалась
В заходящих лучах… А по ней
Где-то сверху ещё осыпалась
Пыль земная с незримых ступней.
Таинственна, загадочна и бесконечна лестница, по которой поднимается лирический герой стихотворения Константина Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
А внизу подо мною уж ночь насупила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И всё выше я шёл, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Куда же ведёт эта лестница?
Нам остаётся об этом только догадываться. Но, несомненно, она ведёт к чему-то высокому, духовному, прекрасному, светлому. И этот подъём безграничен и бесконечен. Это даже не подъём, а восхождение.
Мне почему-то думается, что если это восхождение закончится, то в конце его – зелёная дверь в белой стене, как в рассказе Герберта Уэллса, а за этой дверью – невообразимо прекрасная страна.
-8-
Заключение
Итак, в обычной жизни двери и лестницы – часть мебели. Но проанализировав некоторые произведения, я пришла к выводу, что в литературе и искусстве двери и лестницы не просто мебель, а художественные образы. Ещё в Библии можно прочитать изречения, в которых встречается метафорическое значение этих предметов. «От лежащей на лоне твоём стереги двери уст твоих» или «Се, стою у двери и стучу». То есть, подобно двери открывается человеческое сердце. По традиции Ветхого Завета художественный образ двери часто используется в различных произведениях искусства и названиях научных работ. Чешский мыслитель-гуманист Я.Каменский создал трактат «Открытая дверь к языкам» (1631).
Можно назвать множество произведений искусства различных жанров, в которых утверждается, что дверь и лестница – это классический архетип иномирия. Особое значение имеет образ дверей и лестниц в романе Гюстава Флобера «Саламбо» (1863), известна повесть Валентина Катаева «Маленькая железная дверь в стене» (1964), российский драматург А.Володин написал сценарий фильма «Звонят, откройте дверь», Н.В.Гоголь использовал образ лестницы во многих своих произведениях, среди киноэстетов особо отмечен фильм «Осторожно, двери закрываются» (1998) режиссёра Питера Хауитта, в культовом фильме «Матрица» главный персонаж неоднократно оказывается перед дверью, что символизирует ситуацию жизненного выбора.
-9-
Литература
-10-
Приложение
Презентация к научно-исследовательской работе
«Двери и лестницы, ведущие в мир литературы»
Слайд 1
Двери и лестницы, ведущие в мир литературы (научно-исследовательская работа) Авторы : Здорьева София и Бухвалова Виктория, ученицы 7 класса МБОУ « Луговской СОШ». Руководитель: Виноградова Н.М., учитель русского языка и литературы.Слайд 2
Цель исследования: раскрыть значение часто встречающихся в литературе образов двери и лестницы. Метод исследования: анализ художественных произведений.
Слайд 3
Герберт Уэллс «Дверь в стене»
Слайд 4
«Увидевши, в чём дело, Акакий Акакиевич решил, что шинель нужно будет снести к Петровичу, портному, жившему где-то в четвёртом этаже по чёрной лестнице…»
Слайд 5
«Взбираясь по лестнице, ведшей к Петровичу, которая надобно отдать справедливость, вся была умащена водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех чёрных лестницах петербургских домов…»
Слайд 6
«Помощник столоначальника жил на широкую ногу: на лестнице светил фонарь…»
Слайд 7
«Впрочем, он старался усилить значительность многими другими средствами, именно: завёл, чтобы низшие чиновники встречали его ещё на лестнице…»
Слайд 8
«Как сошёл с лестницы, как вышел на улицу, ничего этого уж не помнил Акакий Акакиевич…»
Слайд 9
Лестница в повести Н.В.Гоголя «Шинель» символизирует служебную табель о рангах и жизненную дорогу.
Слайд 10
Лестница из сна Иакова, соединяющая небо и землю.
Слайд 11
«И всё выше я шёл, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня…»
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Снеговик
За чашкой чая
Городецкая роспись
Знакомые следы
Стеклянный Человечек