Тема исследовательской работы – «История церкви села Лобаски».
Выбранную тему считаю актуальной, так как она касается изучения наших духовных корней. Ведь история моего храма – это часть истории моего села, и все жители должны знать каким был первый храм, как его разрушили, и не забыть тех людей, которые помогли построить новый храм.
Цель исследования – изучить историю церкви села Лобаски и показать духовное и культурное значение церкви в жизни села и людей.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_proekt.docx | 42.32 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛОБАСКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Исследовательская работа
История церкви
села Лобаски
Выполнил: Нафасов Денис,
учащийся 3 класса
Руководитель: Косолапова В.Г.,
учитель начальных классов
2018 г.
Введение.
«Разрушенные храмы похожи на наши души,
и нельзя возродить духовность, не восстановив
поруганные святыни»
(Архиепископ Великого Новгорода и
Старорусский Лев).
Среди живописных уголков России есть много мест дорогих и близких сердцу русского человека, и каждое из них имеет свою историю, свои духовные истоки. Именно к одному из таких мест можно отнести разрушенную церковь в моем родном селе Лобаски.
Тема исследовательской работы – «История церкви села Лобаски».
Выбранную тему считаю актуальной, так как она касается изучения наших духовных корней. Ведь история моего храма – это часть истории моего села, и все жители должны знать каким был первый храм, как его разрушили, и не забыть тех людей, которые помогли построить новый храм.
Цель исследования – изучить историю церкви села Лобаски и показать духовное и культурное значение церкви в жизни села и людей.
Задачи для достижения цели:
1. Найти сведения о строительстве церкви в селе Лобаски.
2. Изучить историю храма до Революции, а так же в период его закрытия и восстановления.
3. Раскрыть значение храма в духовной и культурной жизни жителей.
Объект исследования события, связанные с храмом от построения и по настоящее время.
Предмет исследования Свято – Введенская церковь села Лобаски Атяшевского района Республики Мордовия.
Гипотеза: храм всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром села и судьба храма неразрывно связана с судьбой жителей села.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях. А воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма.
Актуальность работы является в том, что до сих пор нет работы, в которой были бы объединены все раннее известные и вновь открытые факты из истории храма.
Источники исследования
В своей работе я использовал дипломную работу учителя истории МБОУ «Лобаскинская средняя школа» Русяева Сергея Васильевича, воспоминания жителей села. Пригодилась информация из Интернета.
Проектным продуктом будет слайдовая презентация.
Этот продукт поможет достигнуть цели работы, так как слайдовая презентация наглядно и доступно сможет рассказать широкому кругу людей об истории Свято-Введенской церкви.
Методы исследования:
- систематизация и анализ собранной информации;
- социологический опрос;
- метод использования Интернет – ресурсов;
- метод презентаций;
- личная беседа;
- работа с публикациями;
- работа с архивными документами
Как село Лобаски впервые в документах упоминаются 1782 году. Поэтому историю церкви в селе Лобаски, скорее всего, следует отсчитывать именно с этого периода, так как документов, свидетельствовавших бы о том, что церковь была построена раньше, нет. Первое здание церкви просуществовало до середины XIX века. Весьма интересен тот факт, что село Лобаски в это время получает своё второе название и значится в материалах ревизии 1782 года как «село Введенское Лобаски тож». Такое двойное название села встречается и в более поздних документах вплоть до ХХ века. Оно происходит от названия церкви – Введенская. Религиозный праздник Введения во храм Богородицы посвящен важному с точки зрения церкви событию – торжественному вступлению трехлетней Марии (будущей матери Иисуса) в Иерусалимский храм, куда она была отдана родителями на воспитание. Церковь всегда учила, что родители Марии – это пример для всех верующих, которые должны приобщать своих детей с самого раннего детства к христианской вере, приводить их в храм, знакомить с церковными обычаями и обрядами. Название Лобаскинской церкви, таким образом, весьма символично, в ней чётко выражена основная цель, стоящая перед ней – приобщение к христианской вере с самого раннего детства.
Священником в Лобаскинской церкви служил в то время отец Александр Благовидов. Сын лобаскинского священника Михаил Александрович Благовидов учился в Казанском университете заочно и работал с 1918 года учителем Лобаскинской школы.
Однако новая большевистская власть объявила религию «опиумом для народа» и стала искоренять её с настоящим неистовством. Многие церкви были либо разрушены, либо осквернены. Печальная судьба была уготована и Лобаскинской церкви. Вскоре после революции она была закрыта. Её красивое здание, второе по счету, построенное около 1850 года, настоящий памятник деревянного зодчества, использовалось как склад, а 18 мая 1976 года было варварски снесено, хотя было еще весьма прочным. Об этом событии сохранилась уникальная запись в семейном архиве учительницы Лобаскинской школы Леушкиной Раисы Александровны.
Люди до сих пор помнят, как его крушили несколькими тракторами, обрывая при этом толстые металлические тросы. А в сентябре 1985 года осквернено было и само место, где стояла церковь. При строительстве моста через речку бульдозерами столкнули весь верхний слой земли вместе с могилами предков (как известно, в пределах церковной ограды хоронили наиболее уважаемых людей). А ведь на этом месте захоронения были еще до принятия христианства – в открытых могилах появившиеся невесть откуда «чёрные археологи» находили украшения, монеты, а по христианскому обряду в украшениях не хоронят. Был совершён не только христианский, но и общечеловеческий нравственный грех.
Но и эти безбожные времена прошли. Поняли люди нравственную силу веры. И исправить, изгладить этот грех взялась хрупкая физически, но могучая морально женщина с символичным именем Вера. Это Вера Петровна Русяева – человек удивительной судьбы.
2. В. П. Русяева и история строительства новой церкви.
Вера Петровна всю жизнь проработала в школе учительницей, причем начинала свой трудовой путь в самое тяжелое время – в 1941 году. Она воспитала восьмерых детей, дав всем высшее образование. Двое стали экономистами, один – юристом, пятеро – врачами. Многие из её учеников стали известными на всю нашу республику людьми. Казалось бы, свою жизненную нравственную задачу перед людьми она выполнила. Но она в свои 72 года поставила перед собой ещё одну – труд для Бога – построить в родном селе церковь – и выполнила её в течение двух лет.
Сначала люди думали, что это из области фантастики. Она же верила, что это реально. А вера, как говорится, может двигать горы. Она обращалась в разные инстанции, даже в Москву ездила. Её стараниями была вновь открыта церковь в соседнем селе Киржеманы. Но пожилым людям было трудно ходить туда за семь километров. Тогда было решено открыть в Лобасках молельный дом. Приспособили заброшенный дом, благоустраивали его своими силами. Чуть позже стараниями тогдашнего председателя колхоза И. Е. Русяева его перенесли в бывшую колхозную столовую. Но Вера Петровна хотела настоящую церковь.
Дочь Веры Петровны Нина Михайловна вспоминает: «Приехал как-то в село её бывший ученик Николай Кувакин, солидный бизнемен. Привез с собой стройматериалы – дом себе в деревне возводить. И вот пошла наша мама к нему. Долго там пробыла. Что ему говорила, неизвестно, только отдал Николай для церкви все стройматериалы и тысячу долларов. Так всё и началось». Хрупкая женщина совершила чудо, и летом 1996 года в новой Введенской церкви села Лобаски началась служба. А Веру Петровну за её праведный труд удостоил наградой – Почётной Грамотой – сам Владыка Варсонофий. Но главное не в награде. Главное – в памяти людской.
В мае 2008 года Вера Петровна скончалась. А главное дело её жизни – церковь – красуется в самом центре села Лобаски, на том же самом месте, где раньше была старая. Но до последнего своего дня Вера Петровна считала, что еще не все дела свои земные закончила. Мечтала она о том, чтоб возвышалась над церковью колокольня, ведь без неё, как она говорила, церковь не храм, а молельный дом. Но не успела… Но дело её продолжили её дети, её односельчане - нтузиасты, священник Лобаскинской церкви отец Виктор. Они с жаром взялись за это хлопотное, но как говорится, богоугодное дело. Собрали средства, как водится, всем миром, стройматериалы, обращались в разные инстанции за помощью. Началась реконструкция. Два лета: лето 2008 и лето 2009 года – стали поистине жарким. И не напрасны оказались труды. И вот уже возвышается над храмом колокольня, приподнялось ввысь и все здание церкви, засверкали новой отделкой купола, звонят колокола, возвещая о праздниках, и о возрождении духовной и нравственной культуры народа. Ну, разве не доказательство того, что «всё возвращается на круги своя». И хочется верить, что с возрождением церкви и веры возродиться заново и наше село.
Восстановление храмов по России - это первый этап в восстановлении православных традиций. Но без духовного выздоровления общества, без осознания людьми важности Церкви в жизни русского народа невозможно говорить о полноценном возрождении духовности общества. Чтобы узнать о том, знают ли дети историю своего храма, а так же выявить отношение к значению церкви для жителей, были проведены анкетные опросы учащихся МБОУ «Лобаскинская средняя школа».
Анкетирование было направлено на изучение общественного мнения по следующим направлениям:
Результаты исследования и их анализ.
В ходе исследования было опрошено 15 учеников 4,5 классов.
При проведении опроса выяснилось, что около 93 % опрошенных учеников не знают историю храма в с. Лобаски.
Так же выяснилось, что 87 % опрошенных учащихся хотели бы подробнее узнать историю Свято – Введенской церкви. В результате был выявлен интерес, со стороны учеников, к теме моей исследовательской работы и была выявлена ее практическая значимость. 80 % учеников считают, что когда люди посещают храм, то они изменяются к лучшему, становятся добрыми и воспитанными. Значит, церковь воспитывает хороших и достойных людей.
На вопрос о нравственном, духовном, воспитательном влиянии храма на жителей с. Лобаски - 87 % опрошенных уверенны в этом влиянии, 13 % не знают. Большинство отметило большую роль храма для жителей нашего села. Таким образом, я могу отметить, что современное общество осознаёт значение и важность Церкви в истории нашего села, и значит, государства. Возможно, если большее количество людей будет посещать мой храм, то жители села станут более нравственными и духовным.
Заключение
Я убедился на многочисленных примерах, что 70 лет гонений на православную веру оказались бессильны перед тысячелетней историей православия в нашем Отечестве. А не строения, которые сегодня есть в сёлах и деревнях, пусть даже вымирающих, не уничтожают веру, а наоборот усиливают.
Из представленных данных можно сделать следующие выводы.
История моего храма – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.
Использованная литература:
Источники:
Солдатская шинель
Рисуют дети водопад
Муравьиная кухня
Самый богатый воробей на свете
Проказы старухи-зимы