Ученица изучала межполушарную асимметрию мозга
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpolusharnaya_asimmetriya.docx | 315.03 КБ |
Муниципальная научно – практическая конференция
«Молодежь и наука – 2018»
муниципальный этап Краевого молодежного форума
«Научно – технический потенциал Сибири»
ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ПОДРОСТКОВ
Секция: Психология и социология
исследовательская работа
Выполнила:
Сафонова Алёна,
МБОУ «Тасеевская СОШ №1», 8 кл.
Руководитель:
Граф М.Г.,
учитель биологии
Тасеево – 2018
Оглавление
2.ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ПОДРОСТКОВ 3
2.1.ВИДЫ И СВОЙСТВА МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ 3
2.2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ С ЯРКО-ВЫРАЖЕННОЙ АСИММЕТРИЕЙ ПОЛУШАРИЙ 4
2.3.ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
2.4.РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМ ТИПОМ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ 7
Мозг человека - это один из самых интересных органов нашего организма. Многие ученые пытаются разгадать загадки человеческого разума. Наш мозг состоит из симметрично расположенных двух полушарий, внешне они похожи, но функциональная роль у них различна. В науке такое явление получило название функциональной асимметрии мозга. Исследуется данное явление уже с середины 19 века. Ученых всегда интересовал вопрос, как работает и управляет мозг нашим организмом? Каждый человек индивидуален и имеет свои способности и возможности. Межполушарная асимметрия имеет частичный характер, так как правое и левое полушарие принимают разное по значимости участие в проявлении психических функций организма.
Тема межполушарной асимметрии актуальна в наше время, так как встречаются среди населения правши и левши. Наблюдения показывают, что правшей больше, чем левшей. Сейчас в мире более 30% людей - леворукие и их количество постоянно увеличивается. В нашей школе и в моём классе тоже есть ребята- левши. Меня заинтересовало, с чем связано такое явление и чем они отличаются от нас – правшей?
Цель работы - выявление признаков функциональной асимметрии головного мозга подростков 7-9 классов.
Предмет исследования: межполушарная степень развитости функциональной асимметрии головного мозга у подростков.
Гипотеза - функциональная асимметрия полушарий головного мозга определяющим образом влияет на формирование леворукости.
Объект исследования: учащиеся 7-9 классов
В ходе работы мной были поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
Анализируя различные источники информации, я узнала, что межполушарная асимметрия является одной из закономерностей работы нашего мозга. Она помогает распределять между правым и левым полушариями их различные функции. Ученые считают, что при выполнении одних функций ведущим является правое полушарие, а при других - левое.
Нейрофизиологические и психофизиологические исследования асимметрии полушарий головного мозга показывают нам принцип реализации основных функций мозга, таких как память, мышление, восприятие, речь и внимание. Выделяют несколько видов асимметрии мозга, такие как: моторная, сенсорная и психическая. К моторной асимметрии относят двигательную активность мышц лица, рук, ног и тела. К сенсорной - асимметрию органов слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания. К психической - асимметрию психических процессов (память, мышление, эмоции, восприятие времени и пространства, речь).
Как происходит формирование межполушарной асимметрии мозга? В настоящее время ученые так и не нашли ответ на данный вопрос. Одни из них считают, что она закладывается во время индивидуального развития человека и носит генетический характер. Другие считают ее приобретенной в ходе жизни человека. Интересно, что процесс формирования межполушарной асимметрии длится до 10-15 лет.
Основными свойствами межполушарной асимметрии мозга являются:
Взаимодействие между двумя большими полушариями головного мозга происходит через мозолистое тело. С возрастом нарушение его приводит к возникновению психических заболеваний и снижению продолжительности жизни.
Используя различные источники информации, я выявила функциональные различия между людьми с ярко-выраженной асимметрией полушарий. Эти различия связаны с половой принадлежностью, а также с психическими процессами – память, мышление, восприятие.
Девочки | Мальчики |
Размер мозга меньше | Размер мозга больше |
На 3% более высокая умственная одаренность | Быстрее развивается правое полушарие; |
Быстрее развивается левое полушарие | Могут делать только одно дело; |
Одновременно могут вести несколько не связанных друг с другом дел | Специализация полушарий выражена в большей степени: вербальные способности в левом, пространственные – в правом. |
Вербальные и пространственные функции более равномерно распределены между обоими полушариями. |
Виды правополушарного и левополушарного восприятия:
Левополушарное восприятие | Правополушарное восприятие |
Дискретное восприятие (по частям) | Целостное; |
Аналитико-рассудочное; | Эмоционально – чувственное; |
Абстрактное; | Конкретное; |
Лучше воспринимают стимулы вербальные легко различимые, знакомые; | Лучше воспринимаются стимулы невербальные трудно различимые, незнакомые; |
Хорошее восприятие речи (устной и письменной) и её смысловых объектов | Целостно воспринимаются образная информация, пространственные соотношения, музыка (без её анализа), шумы; |
Плохое восприятие сообщений на фоне шума | Хорошее восприятие сообщений на фоне шума; |
Хорошее восприятие высоких звуков. | Хорошее восприятие низких звуков |
Виды левополушарного и правополушарного мышления
Левополушарное мышление | Правополушарное мышление |
Скорее рациональное | Скорее эмоциональное |
Абстрактное, логическое, формальное, аналитическое (абстрактное познание) | Наглядно – образное, синтетическое (чувственное познание), опора на ассоциации, интуицию, предвосхищение, творческие способности |
Программируемое | Спонтанное |
Использование индукции | Использование дедукции |
Оперирование цифрами (в том числе счётной системой), математическими формулами и другими знаковыми символами | Привлечение ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных примеров |
Виды памяти
Левополушарные люди | Правополушарные люди |
Хорошая слухоречевая память | Хорошая образная память |
Плохая память на образы | Плохая слухоречевая память |
Хорошая память на цифры, формулы, слова | Доминирование функции запечатления |
Доминирование функции перекодирования (смысловое запоминание) | Хорошая зрительно – наглядная, образная эмоциональная память, память на звуки, запахи и т.д. |
Хорошая произвольная память | Хорошая непроизвольная память. |
Хорошее запоминание последовательности событий |
Общая характеристика интеллекта
Левополушарные люди | Правополушарные люди |
Хорошо развит вербальный, логический компонент; | Хорошо развит невербальный, интуитивный компонент |
Приверженность теории | Приверженность практике |
После изучения теории я перешла к практике, и в течение октября 2017 года мною был проведен опрос среди учащихся 7-9 классов, в котором приняли участие 93 человека. Среди них было выявлено 87% правшей и 13% левшей. Для определения ведущего полушария я использовала тест «Оценка ведущего полушария» (приложение 1). Результаты представлены в таблице.
Всего опрошено, человек | левополушарные | правополушарные | амбидекстры |
93 | 44 | 29 | 20 |
100% | 47,3% | 31,2% | 21,5% |
Таким образом, я выяснила, что у учащихся 7-9 классов МБОУ «Тасеевская СОШ №1» преобладает левое полушарие. Но есть и такие учащиеся – амбидестры, у которых оба полушария работают одновременно и обрабатывают информацию. Они одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой.
Для дальнейшего исследования межполушарной асимметрии я выбрала группу из 10 учащихся (5 правшей и 5 левшей).
Для исследования восприятия времени учащимся были предложены методики «Субъективная минута» (приложение 2) и «Определение индивидуальной минуты» (приложение 3). По результатам тестирования у левополушарных правшей преобладает тенденция замедления времени, а у правополушарных левшей, наоборот, - тенденция ускорения. Вследствие этого индивидуальная минута у правши в среднем длится 55.2 сек., у левши – 50.6 сек. Также для исследования психической ассиметрии, я предложила учащимся «Диагностику восприятия и «узнавания» фигур» (приложение 9). В результате у левшей лучше функционируют процессы узнавания наглядного материала, а у правшей - хуже.
Для определения объема кратковременной слуховой памяти подросткам была предложена методика «Десять слов» (приложение 6). В результате проведенного тестирования результаты объема кратковременной памяти у левшей лучше, чем у правшей.
Для определения уровня кратковременной зрительной памяти была использована «Диагностика кратковременной зрительной памяти» (приложение 8). После проведения диагностики, я выяснила, что у праворуких - средний уровень кратковременной зрительной памяти, у леворуких – выше среднего.
Для исследования вида мышления, его быстроты и гибкости я использовала методики «Выделение существенных признаков» (приложение 10), «Диагностика быстроты мышления ребенка» (приложение 7) и «Тест на гибкость мышления» (приложение 11). Данные методики показали, что у всех участников как низкий уровень быстроты мышления и подвижности нервных процессов, так и низкий уровень гибкости мышления. При выделении существенных признаков и правши, и левши допустили много ошибочных суждений. Это говорит о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно - логическим.
В ходе различных исследований у людей с доминирующими разными полушариями была выявлена следующая зависимость: левополушарники не могут в сложной фигуре найти определенный простой по форме объект, а правополушарникам это удается в разы лучше. Данному феномену было дано название «полезависимость-поленезависимость». Для исследования этого феномена я использовала «Тест Терстоуна (восстановление изображений)» (приложение 4). В ходе диагностики действительно эта зависимость подтвердилась. Правополушарным учащимся проще восстанавливать и дополнять изображения, чем левополушарным.
Для исследования концентрации внимания у подростков, я предложила «Метод Мюнстерберга» (приложение 5). По результатам тестирования оказалось, что и у правшей и у левшей низкая степень концентрации внимания.
Методики и результаты исследования межполушарной асимметрии у подростков МБОУ «Тасеевская СОШ №1»
Название теста | Результаты левшей | Результаты правшей | Вывод |
Субъективная минута | Больше ошибок со знаком « - » | Больше ошибок со знаком «+» | Правши: тенденция замедления Левши: тенденция ускорения |
Индивидуальная минута | 50.6 сек. | 55.2 сек. | Видна тенденция ускорения |
Тест Терстоуна | 6 изобр. | 5 изобр. | Правополушарным учащимся проще восстанавливать и дополнять изображения, чем левополушарным. |
Метод Мюнстерберга | 4:08 | 4:06 | Правши, левши: низкая степень концентрации внимания |
Кратковременная слуховая память | 7-8 слов | 6-7 слов | Левши: хороший объём памяти, правши: немного хуже |
Диагностика быстроты мышления ребёнка | 13 слов | 17 слов | Правши, левши: низкая быстрота мышления и подвижность н.п. |
Кратковременная зрительная память | 7-8 чисел | 5-6 чисел | Правши: средний уровень Левши: уровень выше среднего |
Диагностика восприятия и «узнавания» фигур | 1,4 балла | 1,7 балла | Левши: лучше функционируют процессы узнавания наглядного материала, правши: хуже |
Выделение существенных признаков | 0,7 балла | 0,75 балла | Правши, левши: много ошибочных суждений |
Тест на гибкость мышления ребёнка | 13 слов | 13 слов | Правши, левши: уровень низкий |
Таким образом, результаты моего исследования подтверждают теоретические данные о межполушарной асимметрии. У левшей хороший объем слуховой и зрительной памяти, у них лучше функционируют процессы узнавания наглядного материала.
На основании результатов проведенных исследований мной были подобраны рекомендации для учащихся. Такие дети обладают хорошей фантазией, артистичны, более творческие и очень одаренные.
Несколько советов леворуким учащимся:
Несколько советов праворуким учащимся:
В ходе исследования над темой «Исследование функциональной межполушарной асимметрии головного мозга у подростков»:
Работать над данной темой мне было интересно и познавательно, считаю, что цель, поставленная в работе, достигнута. Данные исследования помогут учащимся определить индивидуальный стиль обучения. Данное исследование нельзя считать полным и его можно продолжить.
Приложение 1
«Оценка ведущего полушария»
Диагностика | Оценка полушария |
1. Переплести пальцы рук | Сверху большой палец правой руки - ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки – правое |
2. Имитировать позу Наполеона | Кисть левой руки направляется к предплечью - плечу правой руки и оказывается сверху - ведущая рука левая, ведущее полушарие правое. Кисть правой руки направляется к предплечью - плечу левой руки и оказывается сверху - ведущая рука правая, ведущее полушарие левое |
4. Имитировать аплодисменты | Сверху находится правая рука – ведущее полушарие левое, сверху находится левая рука - ведущее полушарие правое |
5. Нарисовать круг, завершив его стрелкой | Стрелка указывает направление против часовой стрелки – ведущее полушарие левое, по часовой стрелке – правое |
6. Сидя на стуле, положить ногу на ногу | Сверху левая нога – ведущее полушарие левое, сверху правая нога – правое |
Приложение 2
«Субъективная минута»
Тест «Субъективная минута» является классической методикой на восприятие времени, хорошо известной в экспериментальной психологии. Участникам дается следующая инструкция:
1. Попросите кого-нибудь из участников тренинга выступить в роли «экспериментатора», учитывающего ваши оценки временных интервалов. «Экспериментатору» понадобятся часы с секундной стрелкой (механический или электронный секундомер).
2. По команде «экспериментатора» вы начинаете в уме отмерять заданное количество секунд. Постарайтесь не отсчитывать секунды, а просто интуитивно выждите нужный интервал. Когда, по вашему мнению, интервал закончится, сообщите об этом «экспериментатору», который запишет ваш реальный результат в таблицу.
3. Для оценивания предлагается 5 временных интервалов: 23 секунды, 44 секунды, 15 секунд, 32 секунды, 1 минута. Полученные результаты заносятся в таблицу в графу «Ваш результат». После измерения всех пяти заданных временных интервалов вычисляется разница между временем заданного интервала и временем, которое испытуемый указал в своем ответе. Результаты вычислений записываются в графу таблицы «Разница», при этом учитывается знак (если ответ меньше заданного интервала, то величина разницы записывается со знаком «минус»; если ответ больше заданного интервала, то величина разницы записывается со знаком «плюс»). Под таблицей необходимо указать, сколько получилось ошибок со знаком «плюс», а сколько — со знаком «минус» (Таблица 3)
4. Если в ваших ответах преобладают ошибки со знаком «+», это указывает на внутреннюю тенденцию ЗАМЕДЛЕНИЯ в восприятии времени. Причиной этого могут быть усталость, утомление нервной системы, астенические эмоции, например, плохое настроение, низкий уровень мотивации и т. п.
Если в ваших ответах преобладают ошибки со знаком « - » это указывает на внутреннюю тенденцию УСКОРЕНИЯ времени. Причиной такой ошибки в восприятии времени являются мобилизация сил и энергии, стенические эмоции, например, хорошее настроение, высокий уровень мотивации и др.
Рассматривая результаты данного теста, необходимо помнить, что обнаруженные тенденции к «ускорению» или «замедлению» времени не являются «пожизненным приговором» (устойчивым свойством психики). Полученный результат - всего лишь следствие актуального состояния, которое может быть довольно неустойчивым, кратковременным, ситуативным.
Поменяйтесь ролями с вашим «экспериментатором» и помогите ему оценить его собственное восприятие времени.
Оцениваемый интервал | Ваш результат | Разница |
23 секунды | ||
44 секунды | ||
15 секунд | ||
32 секунды | ||
1 минута |
Количество ошибок со знаком «+» = ________
Количество ошибок со знаком «-» = ________
Приложение 3
«Определение индивидуальной минуты»
Для определения «индивидуальной минуты» надо взять в руки секундомер и нажать кнопку пуска секундной стрелки. Не глядя на нее, сразу же начать про себя отсчитывать секунды до 1 мин и сразу остановить секундомер.
Оценка.
• Лица с хорошей адаптацией к различным нагрузкам (физические и психическим) имеют очень небольшие отклонения по определению минуты: плюс-минус 3-5 сек, т. е. насчитывают 60-65 сек.
• Люди с плохой адаптацией имеют короткую индивидуальную минуту - 46,2-47,0 с.
• Люди, останавливающие секундомер на 40-й с, как правило, имеют плохую переносимость физической нагрузки.
• Психически неуравновешенные, особенно совершившие суицидные попытки, останавливают секундомер на 30-й или даже на 27-22 с.
При заболеваниях временные характеристики также изменяются - длительность индивидуальной минуты тем короче, чем тяжелее заболевание.
Увеличение длительности индивидуальной минуты совпадает с понижением температуры тела.
Для тех, кто находятся в состоянии депрессии, время тянется очень медленно.
В литературе имеются уникальные примеры, когда «секунды растягиваются» и человек в экстремальной ситуации за несколько секунд выполняет для своего спасения действия, которые обычно выполняются за несколько минут и более. Этот феномен ученые продолжают изучать.
Есть сведения и о вундеркиндах, которые могут, как хронометры постоянно определять время.
Индивидуальная минута - хороший маркер хода «биологических часов» человека.
Приложение 4
«Тест Терстоуна (восстановление изображений)»
Этот тест основан на том, что для того, чтобы правильно справиться с поставленной задачей, следует применить правополушарную стратегию – нужно воспринять изображение целиком и лишь потом мысленно «достроить» недостающие фрагменты.
Приложение 5
«Метод Мюнстерберга» (тест на концентрацию внимания)
Перед вами несколько строк, состоящих из букв. Среди этих букв спрятано 25 слов. Найдите и подчеркните их, отметьте, сколько потратили времени: Если нашли не все слова, то прибавьте к своему времени по 5 секунд за каждое пропущенное. Результаты сравните с сеткой.
Степень концентрации внимания | Хорошая | Средняя | Низкая |
Время, которое вы затратили | 2 мин 10 сек и менее | До 2 мин 50 сек | 3 мин 30 сек и более |
Приложение 6
«Десять слов».
Тестируем объем внимания. Пусть вам кто-нибудь прочитает 10 слов, а вы запомните. Затем берем листочек и записываем по памяти все слова. Повторяем действие 4 раза, с разными наборами слов. Пример:
Посчитайте, сколько слов в каждой группе вам удалось записать верно. Если 8 и более, то вы обладаете хорошим объемом. Если 5 и меньше - нужно над собой поработать.
Приложение 7
«Диагностика быстроты мышления ребенка»
Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операционных компонентов мышления. Может использоваться как индивидуально, так и в группе.
Ход выполнения задания
Испытуемым предъявляется бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу психолога в течение 3 минут они вписывают недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе.
Обработка результатов
Подсчитать количество правильно составленных слов в течение 3 мин. Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов (н.п.) выступает количество составленных слов:
31 слово и более - высокая быстрота мышления и подвижность н.п.
Приложение 8
«Диагностика кратковременной зрительной памяти»
Испытуемые должны запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой им таблицы.
Инструкция
«Сейчас Вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и потом записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!»
Оценка
По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной, иначе — оперативной памяти — 10 единиц материала. Средний уровень: 6-7 единиц.
Приложение 9
Диагностика восприятия и «узнавания» фигур
Исследование процессов восприятия и узнавания детей.
Описание
Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением фигур (рис. 1) и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур (рис. 2). Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.
Первая инструкция: «Сейчас я покажу Вам изображения фигур. У Вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур».
Вторая инструкция: «На следующем рисунке среди нарисованных фигур Вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».
Обработка результатов
Экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле: Е= М:9+N, где М — число правильно узнанных фигур, N — число неправильно узнанных фигур.
Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.
Приложение 10
«Выделение существенных признаков»
Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.
Бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками. Тест пригоден для обследования детей и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
Инструкция для взрослых
«В каждой строчке бланка Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему слову перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».
1.Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)
2.Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
3.Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)
4.Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)
5.Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
6.Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
7.Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)
8.Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)
9.Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)
10.Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)
11.Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)
12.Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)
13.Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)
14.Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)
15.Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)
16.Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)
17.Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)
18.Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)
19.Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)
20.Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)
Ответы
1.Растения, земля
2.Берег, вода
3.Здания, улица
4.Крыша, стены
5.Углы, сторона
6.Делимое, делитель
7.Диаметр, округлость
8.Глаза, текст
9.Бумага, редактор
10.Игроки, правила
11.Сражение, солдаты
12.Бумага, текст
13.Голос, мелодия
14.Колебания почвы, шум
15.Книги, читатели
16.Почва, дерево
17.Состязания, победа
18.Врач, больные
19.Чувства, человек
20.Родина, человек
Интерпретация
Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим стилем. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.
Оценка результатов осуществляется по таблице.
Оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Количество правильных ответов | 20 | - | 19 | 18 | 16-17 | 14-15 | 12-13 | 10-11 | 9 |
Приложение 11
«Тест на гибкость мышления ребенка»
Методика позволяет определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться как индивидуально, так и в группе.
Ход выполнения задания
Учащимся предъявляют бланк с записанными анаграммами (наборами букв). В течение 3 минут они должны составлять из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.
Обработка результатов.
Подсчитать количество верно составленных слов в течение 3 мин. Количество составленных слов - показатель гибкости мышления.
ИВО ЯОДЛ АИЦПТ УАРДБЖ ОАЕФМРС
ИДА РУОТ УАРГШ УАККЖР АИККРПС
АБЛ ЕНОБ ООСВЛ ООАРБД ОАИДМНЛ
АШР АУКЛ ОАЛМС ААККЗС ЕЕЪВДДМ
О3В ИАПЛ БРЕОР УАЬБДС ЕЕДПМТР
УКБ ААПЛ ОТМШР АИСЛПК ОАЬТДРС
ИРМ ОРЩБ ОЕЛСВ ЕУЗНКЦ АААЛТПК
ОТМ ОЕТЛ ААШЛП УАПРГП ОАЕМЛСТ
АСД ОЕРМ ОЕСМТ ОООЛТЗ ААЬБДЕС
ОБЛ ОКТС АИЛДН ЬОЕУЛМ ААОСКБЛ
Уровень гибкости мышления | Взрослые | Учащиеся | З-й-4-й кл. 1-й-2-й кл. |
1. Высокий | 26 и больше | более 20 | 15 и больше |
2. Средний | 21-25 | 13-19 | 10-14 |
3. Низкий | 11-20 | 7-12 | 5-9 |
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Сорняки
Усатый нянь
Ах эта снежная зима