Работа раскрывает причины появления сленга в современной жизни
Вложение | Размер |
---|---|
yulya.docx | 138.6 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Агибаловская средняя школа»
Холм-Жирковского района
Смоленской области
Итоговый проект
по русскому языку
«Влияние интернет-сленга на речевую культуру подростков»
Выполнила: Егорова Юлия, ученица 9 класса
Руководитель: Серегина Ольга Егоровна,
учитель русского языка и литературы
д.Агибалово
2018г.
План
I. Введение…………………………………………………………………..3-4
II. Основная часть
2.1.Сленг и его виды…………………………………………......................5-6
2.2.Причины образования сленга………………………………………….7-8
2.3. Место компьютерного сленга в лексике подростка………………....9-10
III. Заключение………………………………………………...…………….11
Список использованной литературы………………………………………..12
Приложения………………………………………………………………13-19
Введение
В современном мире всё больше становится популярной сеть Интернет, где общаются люди (Приложение 1). Каждый второй человек является её пользователем, проводит там значительную часть своего времени. Вследствие этого просто невозможно не заметить, как искажается русский язык: нарушается орфография, встречаются многочисленные опечатки, не соблюдаются правила постановки знаков препинания. Молодежь придумала более простой язык для общения в сети. Все это, несомненно, может серьёзно повлиять на будущее подрастающего поколения, оставив негативный отпечаток на его речевой культуре.
Самое невероятное сегодня, что сетевой язык теперь остаётся не только в виртуальном пространстве, но и появляется на телевидении, в различных журналах и газетах. Из-за массового использования данного языка происходит падение уровня грамотности, ведь новый стиль общения оказывается очень удобным и быстро входит в привычку. Людям становится труднее выражать свои мысли грамотным, красивым языком.
В связи с эти была определена цель работы: выявить характер и особенности специального искажения слов русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет.
Задачи:
Объект исследования – речевая культура подростка в сети Интернет.
Предмет исследования – использование сленга подростками и его влияние на речь школьников.
Методы исследования:
- наблюдение
- анкетирование
- обобщение и систематизация данных
- формулирование выводов и предложений.
Гипотеза: если мы характеризуем речь подростка, то понимаем, что полноценное общение в молодежной среде невозможно без употребления сленга.
В чём причина негативных тенденций в развитии русского языка? Большинство исследователей сходится во мнении, что проблема основана на слишком активном проникновении в литературный язык разговорного, просторечного языка. Особо выделяют молодёжный, а в частности Интернет-сленг, считая его «виновником» того, что русскому языку грозит умирание, и призывают к решительной борьбе с ним. Так ли это?
Или всё-таки, как считают другие, Интернет-сленг-это всего лишь закономерное явление в развитии русского общества, и нужно относиться к нему спокойно. Возможность ответить на этот проблемный вопрос стала основой актуальности данного исследования.
Значимость работы определяется тем, что она будет способствовать расширению и систематизации знаний о речевой культуре школьников.
Предполагаемый результат – уменьшение количества школьников, использующих интернет-сленг в своей речи.
Сленг и его виды
Для чего же нужен сленг? Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции.
Сравним два выражения.
На книжном, литературном языке мы скажем: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни».
На сленге: «Я просто тащусь от этой песни!»
Наиболее удачным определением сленга, по-моему, является такое: «Сленг - это слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, классов»[1].
На наш взгляд, определение сленга должно быть следующим: «Сленг - слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке». Из этого определения следует, что сленг - разновидность нелитературной речи. Чаще всего сленгом пользуются подростки и молодые люди.
Для начала разберёмся, откуда же берёт корни молодёжный или школьный сленг? Всего существует четыре вида сленгов:
Слова и выражения с эмоциональным значением. К таким можно отнести следующие: «тащиться», «агриться», «хейтить», «байтить». Они показывают выражаемую человеком эмоцию, указывая на его эмоциональное состояние.
Эмоциональные речения. Такие выражения обычно имеют характер побуждения, призыва к действию. Но, в отличие от него, они не требуют незамедлительного исполнения, а как бы употребляются в переносном значении: «иди в пень», «иди во тьму», «скройся в тумане». Обычно человек, произносящий подобные фразы, выражает свое недовольство собеседником, как бы желая прекратить общение с ним.
Эмоциональные слова и выражения. Эти слова являются выражением положительных или отрицательных эмоций, они могут быть заменены словами «хорошо» либо «плохо». Например, выражения « кайф», «ништяк» можно понять как положительные эмоции, а вот «жесть», «мрак» как отрицательные.
Слова с эмоциональным компонентом значения. В пример подобных слов можно привести следующие: «препод», «бро», «папик» и другие. Произнося их, человек как бы снижает общественный статус этих людей и возвышает собственный. Но есть и обратный пример: «няша» - привлекательный человек, «крутышка» - весёлая девушка.
Причины образования сленга
Конечно, на такое появление «сетевого языка» повлияло совершенствование компьютерных технологий. В различных компьютерных играх люди применяют все больше и больше сленга, придумывая новые удобные для общения слова. Не зря Е.В. Миронов, известный российский актёр, сказал: «Интернет - опасная штука. Гениальная, но опасная»[2]. Действительно, ведь в проникновении сленга во всеобщее употребление можно найти как плюсы, так и минусы. В чём же плюсы? Возможность такого неформального общения помогает молодежи самоутвердиться, выделиться на фоне окружающих, да и сленг звучит для неё более привлекательно. Однако проблемами его распространения является снижение уровня грамотности и обеднение словарного запаса. Это можно легко заметить, открыв случайный чат в сети (Приложение 2).
Результат налицо: множество сокращений, смайликов, грамматические ошибки и т.д. Однако подростков устраивает такой стиль общения.
Что же послужило причиной такого явления?
Написано, к сожалению, об этом очень мало. Собственно, специально об интернетном сленге вообще ничего не написано. Новый стиль общения в Интернете подразумевает, что виртуальный человек должен уметь говорить быстро и при этом еще быть оригинальным.
Главное в этом языковом явлении - отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Он резкий, громкий, дерзкий, легко вбирает в себя слова из разных языков (из английского - шузы, бэг, мэн, хаер; из немецкого - копф; из французского - шершерить – (искать.); из разных диалектов (берлять, ухайдокать); из уголовного языка (круто, шмон, беспредел).
После 11 лет индивидуальное сознание ребенка перерастает в более сложное соединение центростремительных и центробежных тенденций. Начинается формироваться антагонистическое сознание – «быть не как все» и корпоративное – «быть подобно своим». Так создается специфическая лексика подростков, тинов, а именно сленг подростков, объединенных общими интересами, территорией, образом жизни. К подростковым относятся и сленг панков, металлистов, хиппи с их своеобразным лексиконом - причудливой смесью англизированных и воровских по происхождению слов: «аскать» - просить, «герла» - девушка и т.д. Причём, появление слов происходит стремительно.
Исследователи отмечают, что судьба сленговых слов и выражений неодинакова: одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребительную речь. Другие существуют лишь какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются и даже ими. Наконец, третьи сленговые слова и выражения так и остаются сленговыми на протяжении длительного времени и жизни многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребительный язык, но в то же время и совсем не забываются.
Например, ранее сленговые слова «стушеваться» (в смысле застесняться), «мариновать» (в смысле «намеренно задерживать кого-либо, откладывать надолго решение, исполнение чего-либо»), «маскировать» (в смысле «делать что-либо, кого-либо незаметным»), «острить» (в смысле «шутить») перешли в общеупотребительную речь, и мы редко задумываемся об их сленговом прошлом. Такие сленговые слова второй половины ХХ века, как «лимита», «стиляги», «сачок» (в смысле «прогульщик, отлынивающий от чего-либо человек»), хотя еще временами и употребляются, но практически уходят в прошлое. А слова «стебаться», «кайфовать» так и остаются на протяжении длительного времени сленговыми и вряд ли когда-либо войдут в общеупотребительную речь.
Место компьютерного сленга в школьной лексике
Наверное, во всех школах всегда были и будут такие слова, которые понятны любому человеку. До тех пор, пока существуют ученики и учителя, будут «домашки», «сменка», «училка», «физ-ра», «лит-ра», «матика» и т.п. Но при этом в каждой школе есть свои, нигде больше не употребляемые слова. Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени: одни слова умирают, другие - появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут - выразительность и краткость. Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в Интернете. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. «Поймаем в сортире - в сортире будем мочить их», - сказал о террористах В.В. Путин[3]. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это уже неотъемлемая часть нашей речи.
А как же обстоят дела с употреблением сленга подростками в МБОУ «Агибаловская СШ»?
Проведя анкетирование, в котором участвовало 30 человек разного возраста, мы пришли к выводу, что в нашей школе сленг тоже употребим. Анкета состояла из нескольких вопросов.
Первый звучал так: « Как часто вы используете сленг?»
35% респондентов ответили, что используют сленг постоянно, 53% - иногда, 2% - редко, не используют сленг 10% опрошенных (Приложение 3).
Следующий вопрос: «Ваше отношение к словам и выражениям жаргона в русском языке?»
53% опрошенных заявили, что использование сленга часто не оправдано, 34% считают, что использование сленга в значительной мере оправдано, 10% говорят, что использование сленга негативно влияет на русский язык, засоряя его,
3% приветствует использование сленговых выражений. (Приложение 4)
Последний вопрос в анкете звучит так: «Является ли престижным употребление жаргона у подростков?» 19% опрошенных считает, что это действительно так, 26% это отрицают, 34% считают, что скорее да, 21% убежден, что, скорее всего, нет. (Приложение 5)
После изучения результатов было решено задать дополнительный вопрос: « Как вы думаете, какие цели преследуют подростки, используя сленговые выражения в своей речи?» Большинство опрошенных ответило, что молодёжь считает это скорее забавой, игрой, нежели нарочным коверканьем русского языка. Также респонденты говорили о том, что с помощью жаргона можно украсить свою речь, сделать ее более выразительной.
И вот какие слова можно услышать в речи агибаловских школьников… (Приложение 6)
Разве эти выражения могли бы кого-то украсить???
Заключение
К какому мнению можно придти, проанализировав сложившуюся ситуацию? Социальные сети скорее отрицательно влияют на речь подростков. И если чаты уже не исключить из нашей жизни, то логичным будет создание концепции борьбы за чистоту русского языка. Общаясь друг с другом в сети, нужно обязательно соблюдать сетевой этикет.
Как же его придерживаться? Очень просто. Ведь сетевой этикет - это простые правила, придуманные пользователями Интернета.
Прежде всего, нужно следить за грамотностью. Следует проверять свои сообщения на наличие грамматических и пунктуационных ошибок. Недопустимо употреблять брань и ругань, разжигать рознь между участниками бесед. Хотелось бы, чтобы люди были тактичны в общении. Не нужно просто так забирать время у своих собеседников, а выражаться максимально точно, чтобы вас понимали. Для этого нужно избегать флуда (множества бессмысленных сообщений, которые зачастую занимают большие объёмы).
К сожалению, сленг в своей речи употребляет большинство пользователей. Всё это негативно сказывается на речевой культуре подростков. Сложно представить, что станет с нашей речью через несколько лет: мы не сможем красиво говорить, совсем перестанем грамотно писать и свободно мыслить.
А есть ли выход? Кажется, да.
Во-первых, каждому человеку нужно изменять себя, повышая культуру речи и овладевая нормами языка. Во-вторых, в самом виртуальном пространстве уже сейчас необходимо проводить акции, направленные на формирование любви к родному языку. Безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека. Если не исправить эту ситуацию сейчас, то деградация всей нации неизбежна.
Литература
Электронные ресурсы
Приложения
Приложение 1
Популярные социальные сети в России
Название | Характеристика | Дата создания | Основатель |
В контакте | Крупнейшая социальная сеть в Европе со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. Сайт доступен на многих языках, особенно популярен среди русскоязычных пользователей. | 19 января 2007 г. | Павел Валерьевич Дуров |
Одноклассники | Социальная сеть, принадлежащая Mail.RuGroup. Второй по популярности сайт в Армении, четвертый в Азербайджане, и пятый в России, 49-й - в мире. | 12 января 2007 г. | Альберт Михайлович Попков |
Фейсбук | Крупнейшая социальная сеть в мире. Facebook входит в пятерку наиболее посещаемых веб-сайтов мира. Компания FacebookInc является владельцем других популярных сервисов, таких, как Instagram, WhatsApp. | февраль 2004 г. | Марк Цукерберг |
Мой Мир | социальная сеть, принадлежащая Mail.RuGroup. Располагается по адресу my.mail.ru. По данным AlexaInternet, пятый по популярности сайт в России, первый - в Казахстане, 27-й - в мире. | 17 мая 2007 г. | Корпорация Mail.ru |
Viber (Вайбер) | Приложение, которое позволяет совершать бесплатные звонки через сеть Wi-Fi или мобильные сети (оплата только интернет-трафика) между пользователями с установленным Viber, а также передавать текстовые сообщения, картинки, видео- и аудиосообщения, документы и файлы. | 2 декабря 2010 г. | Игорь Магазинник, Тальмон Марко |
WhatsApp (ВотСап) | Популярная бесплатная система мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой связи. Позволяет пересылать текстовые сообщения, изображения, видео и аудио через Интернет. | 24 февраля 2009 г. | Ян Кум, Брайан Эктон. |
Instagram Stories, | Приложение, которое позволяет обмениваться фотографиями и видеозаписями. 200 миллионов человек каждый месяц используют Instagram Stories, что составляет на 50 миллионов больше, чем тех, кто пользуется Snapchat за один год | 2005г. 2010г. | Кевин Систр Майк Кригер |
Snapchat | Snapchat (snap с англ. — «моментальный снимок») — мобильное приложение обмена сообщениями с прикреплёнными фото и видео. | 2010г. | Эван Шпигель, Бобби Мёрфи и Реджи Браун |
Социальная сеть для публичного обмена сообщениями при помощи веб-интерфейса, SMS... | 21 марта 2006 года | Джек Дорси |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Сленг, который чаще всего употребляют подростки нашей школы
Блин, крутняк, улет, полный атас (хорошо), кино и немцы (смешно), клево, в масть, в кайф, по кайфу, мрак (плохо), мраки, в лом (не хочется), балдеть, кайфовать, тащиться, торчать (наслаждаться), опухнуть (устать), училка, классуха, папик (старше по возрасту), ящик (телевизор), палка , грести (идти) , хавальник (рот), карась (простак, наивный человек), синяк (пьяница), кадр (шутник), иди ты в пень (отстань), сачок (прогульщик, отлынивающий от чего-либо человек), стебаться (шутить).
[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994
[2] Евгений Витальевич Миронов - родился 29 ноября 1966 года, Саратов, СССР. Советский и российский актёр театра и кино, народный артист России, лауреат двух Государственных премий Российской Федерации. Снимался в фильмах - «Мусульманин», «Идиот», «Побег», «В круге первом» и др.
Источник: https://www.beesona.ru/aphorisms/mironov_e.v./
Beesona.ru16 июня 2015 Uncategorized
[3] «Мочить в сортире» — выражение, публично использованное В. В. Путиным, на тот момент Председателем Правительства Российской Федерации, 24 сентября 1999 года во время пресс-конференции в Астане.
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Мастер-класс "Корзиночка"
Северное сияние
За чашкой чая
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"