В работе рассматривается влияние СМИ на жизнь подростка в разных ее аспектах.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_smi_na_sovremennogo_podrostka.docx | 144.88 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Холмска
МО «Холмский городской округ»
психология
ТЕМА ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
«Влияние СМИ на современного подростка»
Составитель:
Буркина Вероника Павловна,
9А класс
Руководитель:
Петрова Ольга Геннадьевна,
учитель географии, МАОУ СОШ № 9
Холмск, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Введение стр.3
2. I этап. Анализ теоретических основ поведения молодежи в сфере средств массовой информации стр.4
3. II Этап. Исследование влияния уровня средств массовой информации на подростков стр.8
4 Заключение стр.9
5 Литература стр.10
6 Приложение стр.11
ВВЕДЕНИЕ
Пресса — руководительница общественного мнения.
Ги де Мопассан
Сегодня на дворе XXI век – век технологий, век информации. В своей жизни каждый из нас сталкивается со средствами массовой информации (СМИ), они позволяют современному человеку в короткие сроки получить доступ к любой информации. О влиянии средств информации на человеческую жизнь начали говорить еще в конце XIX века. В XX веке СМИ стали более разнообразными: помимо книг, газет и журналов появились радиовещание, телевидение и ИНТЕРНЕТ. Эта тема является актуальной и в современности. Ученые до сих пор спорят о природе воздействия СМИ на жизнь подростков. По моему мнению, проблема влияния средств массовой информации на подростка, достаточно актуальна на сегодняшний день, так как подростки, желающие быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире - является самой активной частью общества, в плане использования средств массовой информации. «Среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии социальных СМИ». Согласно статистике в свободное время подростки: смотрят телевизор (46%), общаются с друзьями (38%), гуляют (35%), играют в компьютерные игры (57%), слушают музыку (27%), занимаются в кружке или секции (18%), а также читают книги и периодику (17%). И каждый десятый подросток посещает Интернет.[ 3] Таким образом, молодежь лучше адаптирована к современным условиям, стремится самостоятельно конструировать реальность и выстраивать жизненные стратегии, полагаясь на свободу выбора, сознательно отстраняясь от ценностей и моделей поведения старшего поколения, навязываемых СМИ.
Начало истории этого явления приходится на середину 15 века, когда Гуттенберг запустил первую печатную машинку. Хотя сам термин «Средства массовой информации» был введен во всеобщее употребление Отделом пропаганды ЦК КПСС в 1970-х годах и до сих пор сохраняемый в русском языке. А бурное развитие этого феномена в 50-х годах XX века привело нас к новой стадии развития общества – информационному обществу.
В своем исследовании, мне хотелось бы проанализировать влияние средств массовой информации на подростков и в частности на учащихся 9-х классов МАОУ СОШ № 9.
Гипотеза исследования - влияние средств массовой информации является неоднозначным, то есть оно может быть как позитивным, так и негативным.
Объект исследования – учащиеся 9-х классов в возрасте 15-16 лет.
Предмет исследования – СМИ как средство воздействия на учащихся 9-х класов
Цель исследования – выявить негативное и позитивное влияние СМИ на подростков и конкретно 9-х классов.
Реализация поставленной цели обеспечивается решением следующих исследовательских задач:
База исследования: МАОУ СОШ № 9 г. Холмска.
Методы исследования: анализ; анкетирование.
Практическая значимость исследования: результаты исследования можно использовать в учебной и внеурочной работе с учащимися, при подготовке и проведению родительских собраний.
Актуальность выбранной темы продиктована временем. Информационная система в целом и особенно новые источники приобретают огромное значение в двадцать первом веке. С одной стороны, процесс социализации становится более мобильным, повышается общий уровень информированности, а значит, появляются и новые возможности. С другой стороны, возникает удобная возможность манипулировать общественным мнением, использовать средства массовой информации в своих целях.
I этап. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Средства массовой информации (СМИ) — это средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.
К СМИ относятся: печатные издания (пресса)(газеты, журналы) и электронные СМИ (телевидение, радио, сетевые издания. Интернет).
К наиболее значимым средствам массовой информации относятся:
Информативный хаос, царящий сегодня, по своему воздействию не корректируется и не учитывается ни учителями, ни родителями. При этом многие СМИ берут на себя обучающие и просветительские функции. При этом школьники попадают в разряд постоянных зрителей телепрограмм TV. (Приложение1)
Отличительные черты СМИ - это публичность, т.е. ничем неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса общества к той или иной передаче, сообщению или статье или другому информационному источнику К основным подсистемам СМИ относятся: печатная продукция, телевидение, Интернет и радио.
Особое место в системе СМИ занимает печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги). На современном этапе развития общества огромным спросом пользуются различные газеты и журналы, заметно потеснившие книги. В свободной продаже имеются любые издания с интересующей вас информацией, оформленные ярко и красочно. Цены на них становятся все доступнее, так как деньги от рекламы, занимающей чуть ли не половину всего объема издания, позволяют снижать себестоимость материала. Содержание статей в них зачастую просто теряется и не воспринимается из-за помех. Реклама той или иной продукции нередко располагается на первых страницах, а по объему занимает целый лист и даже более.
Вторым по времени появления средством массовой информации является радиовещание. Наиболее характерной для него чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая рекламу, музыку и паузы). Радио очень популярно среди автомобилистов, поскольку во время управления автомобилем у них нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению. "Радио России" с точки зрения людей среднего и пожилого возраста дает наиболее точную и достоверную информацию, поскольку придерживается консервативных взглядов. "Маяк" также являет собой консервативное радио и дает только правдивую информацию. То же самое можно сказать и по поводу радио "Эхо Москвы". Кроме того, эфир этой радиостанции состоит во многом из различных пресс-конференций с деятелями науки, политиками и просто известными личностями. Соответственно, программная политика "Русского радио", "Европы плюс" и "Нашего радио" более ориентирована на молодежную составляющую нашего общества.
Телевидение вошло в нашу жизнь в 30-х годах XX века. Такая же (как и у радио) "принудительность" телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок и структуру, требует особенно тщательного подхода к составлению программ.
Четвертый тип каналов информации - всемирная компьютерная сеть Интернет, в котором значительное место занимает массовая информация. На сегодня Интернет является универсальным источником информации, так как соединяет в себе возможности всех типов СМИ. Вы можете смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты и журналы, не отходя от своего монитора, а при необходимости даже распечатать важную для вас информацию.
Подводя итоги изученному теоретическому материалу можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны влияния средств массовой информации.
Положительные стороны:
Отрицательные стороны:
В заключении можно отметить, что современные СМИ обладают огромными источниками информации, которыми они охотно делятся с людьми, однако среди огромного потока информации, лишь незначительная часть является по-настоящему полезной и пригодной для использования.
II этап. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОДРОСТКОВ
Анкетирование было проведено на базе МАОУ СОШ № 9 г. Холмска. Выборку составили учащиеся 9-х классов в количестве 40 человек, из которых 23парня и 17 девушек.
В исследовании я, прежде всего, попыталась выяснить, какие темы старшеклассники наиболее часто обсуждают со своими друзьями, знакомыми, родственниками. Чаще всего, как выяснилось при простом опросе, они обсуждают события в учебном заведении (54,1%), причём эту тему наиболее часто обсуждают представители женского пола. Вторая часто обсуждаемая тема - представители противоположного пола (50,3%). Также довольно часто обсуждают фильмы, музыку, компьютерные игры (39,8%), дружбу (36,0%), личную жизнь (24,3%), бытовые проблемы (23,1%), любовь (22,7%), новости чрезвычайных ситуаций (20,3%). Менее часто мои сверстники обсуждают со своими друзьями проблемы политики (9,0%), книги (11,2%), события в мире, за рубежом (12,7%), новости спорта (15,3%), секс (17,6%), криминальную хронику (17,9).
Анализ анкетирования учащихся показал, что все участники активно пользуются всеми каналами средств массовой информации. Что касается достоверности информации передаваемым каналами СМИ, то респонденты отдают предпочтение телевидению и печатным изданиям, так же можно сказать, что практически все опрошенные учащиеся активно пользуются всеми каналами средств массовой информации и считают, что использование этих самых каналов нейтрально сказывается на психоэмоциональном состоянии подростков. (Приложение 2)
Подводя итог результатам анкетирования можно выделить большинство опрошенных учащихся 9-х классов МАОУ СОШ № 9 г. Холмска, по их мнению, не испытывают серьезного влияния со стороны средств массовой информации, однако, являются очень сильно зависимыми от них. Так же большая часть респондентов негативно относятся к насилию и безнравственности льющейся в избытке из телевизора, всемирной сети и других СМИ.
Я рассмотрела тему влияния СМИ на поведении подростков, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Подростки - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается воздействию СМИ. Также передо мной был выдвинут важный вопрос, а именно, вопрос о характере воздействия СМИ. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.
Это обильные источники - телевидение и Интернет. Они активно влились в жизнь людей. Именно они производят мощнейшее влияние на сознание молодого человека. Телевидение оказывается стимулом для действия.
Необходимо, по-моему мнению, ужесточить цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, на порно-материалы в журналах, газетах, TV и т.д.
Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.
Гипотеза подтверждена, а именно:
Цель: изучить воздействие средств массовой информации на подростков с помощью методов анкетирования - достигнута.
На основе проведенной работы были выделены позитивные и негативные стороны влияния средств массовой информации.
Позитивные стороны:
Негативные стороны:
Список литературы
Законы:
Литература
Интернет - источники
Приложение 1
Приложение 2
20 из опрошенных респондентов сказали телевидение(50%), 10 человек ответили газеты, журналы (25%), 8 человека ответили Интернет(20%) и 2 человека радио(5%).
18 человек ответили Интернет(45%), 10 человек назвали телевидение(25%), абсолютно такое же количество отдало свое предпочтение книгам, газетам и журналам(25%), и 2 респондента ответили радио(5%).
Абсолютное большинство опрашиваемых учащихся ответило "да"(36 человек, 90%) и лишь четверо сказали "нет"(10%).
Отвечали не все отпрошенные, а только те которые дали положительный ответ на предыдущий вопрос, таким образом, 13 человек сказали менее 1 часа (37%), по 10 человек выбрали ответы 1-2 часа и 2-4 часа (27,5%) и трое сообщили, что проводят в Интернете более 4 часов(12%).
Абсолютное большинство респондентов ответили радио(36 человек, 90%), четверо сказали газеты и журналы(10%), вариантам "Интернет" и "телевидение" и один из учащихся предпочтения не отдал.
основная масса опрошенных выбрала варианты отдых, досуг, развлечения, спорт и новости.
Большинство анкетируемых ответили так же, как и на предыдущий вопрос.
30 из 40 человек ответили "всегда"(75%), варианты "часто" и "очень часто" удостоились 8 голосов (по 20%), а вариант "никогда" лишь 2(5%).
34 опрошенных ответили "нет"(85%) и лишь 6 сказали "да"(15%).
26 респондентов ответили что испытывают негативные чувства(65%), 10 сказали что нейтральные(25%) и 4 что позитивные(10%).
Большинство людей ответило достоверность, информативность, доступность, актуальность и оперативность.
Ровно половина из опрошенных придерживается нейтральной стороны 20 человек, (50%), 10 человек (25%) отмечают негативное влияние средств массовой информации на молодежь и 10 (25%) думают что они позитивно влияют на молодое поколение.
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Ласточка
Выбери путь
Заяц, косач, медведь и весна
Три коробки с орехами