Я очень люблю уроки математики. Особенно решать задачи. На уроках математики мы постоянно убеждаемся, что без этой науки прожить никак нельзя: ни дом построить, ни урожай вырастить, ни на Луну отправиться. Математика сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Она встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку.
Прежде чем выбрать тему исследовательской работы, я провела анкетирование в начальных классах: (10 уч.)
Выяснилось, что любимым предметом большинства ребят является окружающий мир, а математика на втором месте. Поэтому я решила на основе природоведческого материала создать задачи с экологическим содержанием, чтоб повысить у ребят интерес к математике. Тем более что 2017 год- объявлен годом экологии. Решая задачи, можно открыть для себя удивительный мир природы. И очень надеюсь, что работа над этим материалом доставит мне удовольствие, позволит с пользой провести время и проверить себя.
Гипотеза: с помощью разнообразных математических заданий, можно одновременно познавать окружающую нас природу и учиться ее охранять
Вложение | Размер |
---|---|
yadyger_bikmuhametova_d.h.docx | 30.36 КБ |
В мир математики через тайны природы
Бикмухаметова Дина Хафизовна ученица 5 класса МБОУ
« Ныртинская средняя школа»
Кукморского муниципального района РТ
Руководитель: учитель математики Бикмухаметова Голниса Рифатовна
1.Введение
Я очень люблю уроки математики. Особенно решать задачи. На уроках математики мы постоянно убеждаемся, что без этой науки прожить никак нельзя: ни дом построить, ни урожай вырастить, ни на Луну отправиться. Математика сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Она встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку.
Прежде чем выбрать тему исследовательской работы, я провела анкетирование в начальных классах: (10 уч.)
Выяснилось, что любимым предметом большинства ребят является окружающий мир, а математика на втором месте. Поэтому я решила на основе природоведческого материала создать задачи с экологическим содержанием, чтоб повысить у ребят интерес к математике. Тем более что 2017 год- объявлен годом экологии. Решая задачи, можно открыть для себя удивительный мир природы. И очень надеюсь, что работа над этим материалом доставит мне удовольствие, позволит с пользой провести время и проверить себя.
Гипотеза: с помощью разнообразных математических заданий, можно одновременно познавать окружающую нас природу и учиться ее охранять
Тема проекта «В мир математики через тайны природы»
Цель работы: создать задачи с экологическим содержанием.
Задачи:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Составить модели заданий.
3.Обобщить данные, представить в форме презентации
Методы исследования: анкетирование, сбор информации
Актуальность: Долгая, счастливая, а самое главное – здоровая жизнь человека зависит от состояния окружающей нас природы
2.Основная часть
Работа над проектом продолжалась в сентябре и декабре 2017 года. Были тщательно проанализированы задания учебника «Математика». Недостаточность заданий экологического содержания побудило сделать подборку материалов экологической направленности. В ходе работы я пришла к выводу, что можно подобрать задачи с элементами экологического содержания, но интереснее их придумывать самим. Но это дело оказалось достаточно трудным. В написании работы мне помогала:
-учитель математики – Бикмухаметова Голниса Рифатовна
3.Ход реализации проекта.
1. Посетила школьную и совхозную библиотеку. Изучила выбранные мною
книги.
2. Искала материалы на тему по интернету
3. На уроке математики решали задачи, составленные мною
Задача 1. Ученые подсчитали, что вырубается 20 га леса в минуту. Сколько леса человек уничтожает за час? За сутки? За год?
Решение. 60∙20=1200 (га) - в час 1200∙ 24=28800( га) – за сутки
28800∙ 365=10512000(га ) леса за год
Задача 2. Один гектар леса выделяет ежегодно 28 тонн кислорода, а вырубается каждый год 11 млн. га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля в год?
Решение. 28∙11млн=308млн (тонн) кислорода Земля недополучает в год.
Задача 3. Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 4 класса сорвали 45 цветков, а ученики 5 класса – 53 цветка. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков? (Ответ: 14 бабочек)
Задача 4. В нашей школе 88 учеников. Предположим, что каждый второй пришёл без «сменки» и принёс в школу на подошвах 40 граммов пыли. Предположим, что 1 кг пыли остались на полу и её удалось смыть уборщицам. Сколько пыли осталось висеть в воздухе, которым мы дышим?
88:2х40-1000=760(г)(это только в один день)
Следующий вопрос задачи
хотим ли мы, чтобы эта пыль попадала в наши лёгкие?!
Задача 5. В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если за 10 мин сгорает до 9 деревьев.
(Запомни! Стекло, оставленное в лесу, может стать причиной пожара. Почему?)
Решение. 2 часа=120 мин. 120: 10 = 12 12∙ 9=108 (деревьев)
Ответ: за 2 часа погибнет от пожара 108 деревьев.
Задача 6. В нашем Кукморском районе живёт около 51200 человек. Представим, что каждый двадцатый из них, побывав в соседнем лесу, бросит там пакетик из-под чипсов и пластиковую бутылку. Сколько всего пакетов и бутылок будет под каждым деревом, если в лесу 80 елей, 80 берёз, 80 осин и 80 клёнов.
Решение. 51200:20=2560(мусора) 80+80+80+80=320(деревьев)
2560:320=8(шт.)
Ответ : под каждым деревом приблизительно 8 штук мусора.
Задача 7: Дежурные ушли из класса, плохо закрыв кран . Зная, что за 1 секунду вытекает 10г воды, посчитайте, сколько воды утечёт :
За 1час? За 10 часов?
За 20 часов (к тому времени, когда они вернутся)?
36000г=36кг=3 больших ведра(за 1 час)
360000г=360кг=30 больших вёдер(за 10 часов)
720000г=720кг=60 больших вёдер(за 20 часов)
Вода — основа жизни.
В мире в наши дни одна из самых острых проблем – нехватка чистой воды.
Все мы используем воду, поэтому на нас лежит и ответственность за ее охрану от загрязнения и экономию. Морями и океанами покрыто около 70 % земной поверхности, а на пресную воду приходится всего лишь 2 % от всего объема водных запасов планеты.
А сколько же нужно человеку воды каждый день? В бытовых целях вода расходуется для питья, приготовления пищи, стирки, мытья, смыва нечистот в канализацию и поливки сада и огорода.
В среднем в мире каждый городской житель расходует до 200 л воды ежедневно, при этом в Москве — около 700 л.
Качественно чистой воды на Земле не хватает.
Представьте, если каждый человек сэкономит в день хотя бы 1 л воды, а в мире проживает около 6,8 млрд. человек, значит экономия в день 6800000000 л воды по всему миру.
Если семья сэкономит хотя бы 20 процентов водопроводной воды от того объема, которым обычно пользуется, то за год такое количество воды может образовать озеро диаметром 200м и глубиной 2метра!
Задача 8. На школьной аллее 10 молодых деревьев, на каждом дереве 15 веток. Если пятеро друзей будут ежедневно в течении сентября ломать каждый по одной ветке, сколько веток останется на всех деревьях?
Задача 9. У входа в нашу школу 2 большие клумбы и 1 поменьше. На большой клумбе – 120 цветов, на маленькой – 80. В нашей школе 88 учеников. Если каждый сорвёт по 2 маленький цветочек, что будет с нашей клумбой?
Решение. 120∙2+80-88∙2=320 - 176=144 (цветов) – останется из 320
Следующий вопрос задачи: мы хотим, чтобы двор нашей школы был самый красивый в районе ?
Задача 10. Из 250000 видов растений Земли 1/10 часть находится в угрожающем положении. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
Решение. 250 000 : 10=25000 ( растений)
Задача 11: В саду обнаружили 15 птичьих гнезд. В каждом из них было по 4 яйца. Дети дотрагивались до яиц в трех гнездах, поэтому птицы, высиживающие яйца в этих гнездах, бросили их. Птенцы из этих яиц не вылупились. В оставшихся гнездах вылупились все птенцы. Сколько птенцов вылупилось в саду?
Ответ: (15-3)*4=48 птенца вылупились.
4.Заключение
Решая задачи экологического содержания, объединяются эмоциональное восприятие с рациональным. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств.
Экологические задачи развивают интерес к изучению местного природного окружения, служат для нас, учащихся, и лабораторией для исследований, и площадкой для практических дел, и «трибуной» для выступлений.
Экологические задачи воспитывают уважительное отношение и заботу о собственном месте проживания. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются во время решения и придумывания задач, ориентированы на развитие у учащихся экологической культуры и экологического сознания.
Составляя задачи на экологическую тему, я узнала что, сдав
100-120 кг макулатуры можно сохранить одно дерево, что хвойный лес
очищает воздух от пыли в 2 раза больше лиственного.
Может ли математика помочь в решении экологических проблем? Да может. На основе математических вычислений, люди делают выводы о том какую пользу или вред мы наносим природе.
В данной работе мы рассмотрели разные задания, которые делают математику интереснее и увлекательнее. Конечно, это малая часть различных упражнений, но если кому-то это покажется интересным, то я буду очень рада.
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута
5.Использованная литература:
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
"Морская болезнь" у космонавтов
Выбери путь
Яблоко
Тигрёнок на подсолнухе