Рассмариваются вопросы безопасного поведения с незнакомыми людьми
Вложение | Размер |
---|---|
ostorozhno_neznakomets_ili_kak_vyzhit_v_etom_slozhnom_mire_vzroslyh.docx | 651.14 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Холмска
МО «Холмский городской округ»
психология
ТЕМА ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
«Осторожно незнакомец, или как выжить в этом сложном мире взрослых»
Составитель:
Петрова Лариса Викторовна,
5В класс
Руководитель:
Петрова Ольга Геннадьевна,
учитель географии, МАОУ СОШ № 9
Степаненко Анжела Сергеевна,
Социальный педагог, МАОУ СОШ № 9
Холмск, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Введение стр.3
2 I этап. Анализ литературных источников стр.4
3 II этап. Анкетирование стр.5
4. III этап. Практическая часть…………………………………………..стр. 8
5 Заключение стр.8
6 Литература стр.11
7 Приложение стр.12
Введение
Современный мир таит в себе много непознанного для нас – детей. Мы очень любим общаться и радоваться каждому новому знакомству. Но при этом очень важно следить, чтобы знакомство было подходящим. С взрослыми людьми нас знакомят, как правило, родители, и это самый правильный способ обретения друзей среди старших.
Однажды мама спросила меня, знаю ли я, как правильно вести себя при общении с незнакомыми мне людьми в разных ситуациях (на улице без родителей или когда остаюсь одна дома). Мне было очень трудно ответить на ее вопрос, и она предложила мне посмотреть вместе с ней документальный фильм, чтобы мне стало более понятно, и я смогла разобраться в проблеме, вставшей передо мной.
В результате просмотра я узнала, что ежегодно в России пропадают без вести свыше 120 тысяч человек, из них детей – 50 человек ежедневно. В фильме рассказывалось об уловках похитителей детей. Оказалось, что совсем не надо доверять на вид добрым взрослым, и даже полиции не всегда можно верить. После просмотра фильма и общения с мамой, я была уверена, что теперь знаю, как вести себя с незнакомыми мне людьми и со мной никогда не случится ничего плохого.
Но на проверку все оказалось иначе. Однажды у нас дома прорвало трубу, к нам поднялась соседка снизу, и я ее пустила в дом, перед этим я позвонила маме, которая сказала мне не делать этого, а дождаться ее прихода. В результате, эта женщина бегала по квартире, нецензурно бранила меня и чуть не покалечила моего щенка, пнув его со всей силой.
Хорошо, что мама работает рядом с домом и пришла очень быстро. Она успокоила соседку, но для меня это стало хорошим уроком, что даже соседи не всегда бывают добрыми. И это была не самая худшая ситуация, которая могла произойти со мной из-за моей доверчивости.
Поэтому я поставила пред собой цель исследовать и рассказать ребятам об основных правилах поведения с незнакомыми взрослыми, выработать навыки безопасного поведения в различных ситуациях, осознанно относиться к своей безопасности и жизни, и никогда не оказаться на моем месте.
Для этого я поставила пред собой определенные задачи:
Объектом моего исследования является безопасное поведение детей с незнакомыми людьми.
В ходе работы я использовала методы:
Гипотеза: правила безопасного поведения с незнакомыми людьми позволят детям избежать опасности со стороны взрослых, а взрослым обезопасить жизнь своих детей.
I этап. Анализ литературных источников
Изученные мной литературные источники делают акцент на безопасность.
Так что же это такое? Все ученые и исследователи дают различные определения. Но объединяет их одно – это низкий уровень риска для человека, его защищенность. Так же выяснилось, что подобной темой занимается сразу несколько наук – безопасность жизнедеятельности, психология, педагогика и другие. Все они занимаются изучением комфортного существования человека в среде обитания и при взаимодействии с обществом.
Также многие ученые, психологи и педагоги, говорят, что из-за нечеткого представления, несформированности понятия «незнакомый человек» очень часто мы подвергаемся или оказываемся в опасности, причем они тоже не дают четкого определения этому понятию.
Одни делают акцент на слове «НЕ ЗНАКОМ», но тогда получается, что если кто-то каким-то образом узнает мое имя, то он автоматически попадает в категорию «знакомых». Так, например: «Здравствуй! Я Сергей Анатольевич, твой сосед сверху!». А если он знаком, то не опасен!
Некоторые считают, что опасны только мужчины. При этом женский пол автоматически исключается из потенциально опасных.
Но большинство, дают следующее определение: «Незнакомый человек – это человек, которого не знают ни твои родители, ни ты». Исходя из него, в эту категорию попадают люди всех возрастов вне зависимости от пола.
Это относится и к соседям тоже. Каждый сосед – в первую очередь, незнакомый человек, а значит, на него тоже распространяются все запреты, и по отношению к нему нужно быть тоже осторожным.
Конечно же, не все соседи опасны, но степень опасности должны определять родители вместе с ребенком!
II этап. Анкетирование
Настало время проверить, насколько бдительны мои одноклассники. Для этого за помощью я обратилась к школьному психологу и социальному педагогу. Они помогли мне составить опросник для проведения анкетирования (Приложение 1).
Ниже мной в диаграммах приведены данные полученные при анкетировании моих одноклассников.
1.К тебе подошла женщина и просит, чтобы ты пошел помочь найти её котенка. Ты поможешь?
Как видно, большинство (16 человек) отзовется на просьбу о помощи.
2. К тебе подойдет парень, и попросит, чтобы ты довел его до ближайшего магазина, так как он не местный, не знает этого района. Поможешь заблудившемуся человеку?
Из этой диаграммы следует, что мало кто откликнется на просьбу о помощи сопроводить незнакомого человека, что ж здесь следует похвалить своих одноклассников!
3. Хочешь заработать 300 рублей? Тебе нужно за это помочь женщине донести вещи до дома, это не составит большого труда, но это будут твои лично заработанные деньги. Поможешь?
В данном случае, получить деньги даром, захотелось большинству (20 человекам).
4. У тебя попросит слабовидящий мужчина помощи найти потерянный его кошелек, он его где-то выронил. Поможешь ему?
С одной стороны хорошо, что мои одноклассники отзывчивы и могут помочь нуждающимся, но абсолютное большинство (24 чел) подвергло себя в данной ситуации опасности. Потому что мы еще не в силах различить, действительно ли данный человек нуждается в нашей помощи.
5. Ты гуляешь на улице, с тобой знакомится мужчина, он представляется режиссером и предлагает сняться в кино. Ты согласился бы получить за это деньги и стать знаменитым? Поехал бы на съемки?
Для 15 человек желание быть популярным оказалось важнее безопасности.
6. Ты находишься дома один, к тебе звонят в дверь, тебя просят о помощи, чтобы ты открыл дверь и дал свой телефон вызвать скорую помощь, там человеку плохо. Поможешь людям? Дашь позвонить?
Оказалось, что многим ребятам родители объяснили, что нельзя никого пускать в квартиру, когда их нет дома.
7. К тебе на улице подъедет полицейский и скажет тебе сесть в машину, так, как где-то рядом прячется преступник. Спрячешься в машину от преступника?
По этой диаграмме видно, что большинство детей доверяет людям в полицейской форме.
8. К тебе подъезжает мужчина, называет тебя по имени, говорит, что он знакомый твоей мамы. Мама находится у бабушки, и попросила его, чтобы он довез тебя до них. Поедешь?
Большинство детей, знают, что садится к незнакомому человеку в машину нельзя.
В моем анкетировании приняло 26 моих одноклассников. Проведя анализ полученной информации в результате опроса, я пришла к выводу, что, несмотря на все уроки по безопасности жизнедеятельности, мои одноклассники плохо ориентируются в теме безопасного поведения с незнакомыми людьми.
III этап. Практическая часть.
Столкнувшись с проблемой недооценивания опасности общения с незнакомыми людьми, я решила рассказать о некоторых правилах безопасности при общении с незнакомыми людьми на классном часу. При проведении мероприятия я использовала поучительные ситуации из сказок (Приложение 2).
Также при помощи наших родителей мы создали буклет для ребят, которым поделились и с ребятами из начальной школы (Приложение 3).
Заключение.
Благодаря работе над проектом, я узнала, как сделать свое взросление в мире взрослых безопасным.
И надеюсь, моя гипотеза окажется верной, так как моя работа поможет детям больше узнать об основных правилах безопасности при общении с незнакомыми людьми, и с ними никогда таких чрезвычайных ситуаций не произойдет. Они будут готовы спасти себя, и будут знать, как это сделать, и помнить, что Наша безопасность в Наших руках.
ЛИТЕРАТУРА
Интернет - источники
Приложение 1.
Анкета
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Приложение 2
Во все времена были и есть хорошие и плохие люди. С давних времен существуют сказки, благодаря которым дети учились тому, как надо вести себя с незнакомцами. Сказки учили детей, что не всем можно доверять.
Возьмем образ Снежной королевы – она очень красива, миловидна, но при этом очень злая, потому что она холодна и равнодушна к страданиям других. Противоположностью является Золушка – не ухоженная, одета в лохмотья, вряд ли такой образ вызывает доверие, но при этом она отзывчива, добра, трудолюбива. И таких примеров очень много.
Это подводит нас к первому выводу: внешность не всегда соответствует поступкам.
И в жизни мы часто сталкиваемся с подобными примерами. Человек с красивой внешностью и приятным голосом может совершить совсем неприятный поступок. Как правило, такие люди очень хитрые. Они своей внешней добротой стараются завоевать наше доверие, но при этом могут замышлять в отношении нас совсем недоброе. Поэтому не стоит доверять незнакомым людям, даже если их внешность совсем не похожа на внешность преступника!
Опасные ситуации и правила поведения.
Они его обманули, обокрали, привязали и разлучили с папой Карло. Правильно ли поступил Буратино, что доверился им?
Нет! Нельзя доверять незнакомым людям, не поддаваться на уговоры, а нужно громко кричать, звать на помощь полицию.
Какие ошибки допустила Красная Шапочка?
Остановилась для разговора с посторонним и незнакомым, рассказала, куда идёт, где живёт бабушка, и как попасть в её дом, из- за чего произошла беда с бабушкой, а потом и с ней.
НИКОГДА не следует заводить разговор с незнакомыми людьми, поскольку порядочные взрослые и подростки сами никогда не подойдут к ребенку на улице (если только он не заблудился и не плачет). При этом дети вовсе не должны быть грубыми, они могут просто сделать вид, что не слышат вопросов незнакомца, и быстро уйти или убежать. Родители не будут сердиться на детей, если они откажутся разговаривать с незнакомыми людьми, а самое главное, родители должны знать, если такое произойдет, даже если это был ваш сосед. Каждый ребёнок имеет полное право сказать «нет» кому угодно, если этот человек пытается причинить ему вред.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.
Петушок нарушил правило безопасности - нельзя доверять незнакомцам, поверил, что лиса добрая, а она его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок очень громко кричал, звал на помощь кота. Он правильно поступил, поэтому кот услышал его и спас.
В жизни, могут подстерегать такие же опасные ситуации. Вот пример. Раздался звонок в дверь. Ты спрашиваешь: «Кто там?» - в ответ тишина. Ты смотришь в глазок – никого не видно.
Становится очень любопытно. И вот тут дети часто делают большую ошибку: они приоткрывают дверь, чтобы – совсем немножечко - выглянуть и все узнать. Этого делать нельзя! Даже на секундочку открытого замка будет достаточно, чтобы вломиться в квартиру. Никому не открывать!
В таких случаях родители разрешают детям нарушать, какие угодно правила, если им нужно постоять за себя, и всегда будут на их стороне, если им придется это сделать, чтобы остаться невредимыми. Можно убегать, кричать, поднимать панику, даже обманывать или брыкаться, чтобы избежать опасности. Если тебя пытаются взять на руки, нужно принять такую позу, когда тебя трудно поднять, например, сесть на землю и поднять руки кверху. Стараться увернуться, убежать.
Поэтому, нужно запомнить, что незнакомец – это любой человек, который приходит в отсутствие родителей, бабушек, дедушек и пытается с вами заговорить (иногда называет вас по имени). Открывать дверь можно только хорошо знакомому человеку, но лучше позвонить и спросить у родителей разрешения. Знакомый - это тот, кого знаешь ты, а не тот, кто называет тебя по имени или говорит, что пришёл по поручению твоих мамы и папы. Не верь, что кто-то мог прийти или приехать по просьбе родителей, если они сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее.
Родители тебе, наверное, сто раз уже говорили: никогда не открывай дверь незнакомым людям. Но многие дети все равно открывают и попадают в большую беду.
Потому что бывают очень хитрые плохие люди, которые могут, например, сказать: "Я – сантехник! Вы затопите соседей, если я сейчас не перекрою у вас воду! Если ты мне сейчас не откроешь дверь, я уйду, и твои родители будут платить соседям за ущерб!"
Конечно, это все может и быть правдой. И взрослые люди могут обидеться или рассердиться на тебя, если ты не откроешь. Но если они умные люди, они поймут тебя правильно. Сантехник и почтальон могут прийти еще раз. Папин друг может подождать на площадке. Ничего страшного. Зато, если это все же неправда и за дверью плохой человек, тебе может грозить очень серьезная опасность. Это только в кино мальчик, оставшись один дома, очень весело справляется с бандитами, потому что бандиты достались ему какие-то ненастоящие – глупые и неловкие. А в жизни те, кто залезает в чужие квартиры совсем другие, и лучше с ними не встречаться!
Поэтому всем смело говори: «Я не могу вам открыть, родители мне запрещают. Сейчас я спрошу у них разрешения», - так стоит сказать, даже если на самом деле никаких родителей дома нет. Если за дверью недобрый человек, он поспешит уйти, чтобы не встречаться с взрослыми.
Если он не уходит, можно сказать: «Сейчас я позвоню маме (или папе) и спрошу разрешения». Если не дозвонились, и мама не сказала иначе, действует прежнее правило: никому не открывать.
Если человек не уходит, кричит, угрожает, настаивает, пора просить помощи.
Чтобы правильно действовать в такой ситуации очень важно, знать телефонные номера милиции, родителей, их друзей, соседей.
Лучше всего, чтобы эти номера, крупно написанные, всегда висели возле телефона. Для этого нужно сделать себе «Листок помощи». Заранее обсудить с родителями, кому нужно позвонить в первую очередь. Заполнить его нужно с помощью старших и обязательно положить на видное место. Теперь в любой ситуации ты будешь знать, куда обратиться.
(из выступления на классном часу)
Азбука безопасности
Дверь незнакомым не открывай,
Словам и подаркам не доверяй,
Скажи: «Скоро мама с работы придет,
Сама, если надо, вам дверь отопрет».
Играй во дворе возле дома,
Играй на знакомой площадке,
Но стройка и улица – не для игры!
И правило это – для всей детворы.
Ключи от квартиры с собой я ношу
И дверь мне открыть никого не прошу.
Свой ключ никому не доверю,
Ведь он стережет мои двери!
Мама все мои секреты знает
И всегда мне во всем помогает.
Если что-нибудь случится вдруг,
Мама – самый верный друг.
Угощают часто нас,
Только помни каждый раз:
Бери угощения лишь у знакомых,
А не у чужих, с виду скромных и добрых
Эти правила нужно всегда выполнять, даже если вам встретился человек с приятной внешностью!
ОСТОРОЖНО
НЕЗНАКОМЕЦ!
Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми
Рекомендации по безопасности.
1.Не ходи никуда с незнакомыми людьми, как бы они не уговаривали и, чтобы интересное не предлагали.
2.Не разговаривай с незнакомыми и малознакомыми людьми, не бери от них подарки.
3.Не играй на улице с наступлением
темноты.
4.Не входи в подъезд, лифт с незнакомыми людьми.
5.Никогда НЕ садись чужую машину
6.Никогда НЕ рассказывай чужим о своей семье и о себе.
7. Никогда НЕ молчи, если происходит что-то подозрительное, если кто-то хочет причинить тебе зло, нужно кричать и бежать в людное место.
8.Не меняй маршрут возвращения из школы домой.
9.Не открывай дверь, если один дома.
10.Не говори никому по телефону, что вы остались дома одни. Скажите, что мама перезвонит, что она сейчас в ванной, или придумайте еще какой-нибудь повод.
11.Всегда сообщай родителям, куда идешь и как с тобой можно связаться.
12.Если ты заблудился, обратитесь за помощью в магазин, в любое многолюдное место или найди полицейского.
13.Если ты один на улице, держись подальше от незнакомых людей, чтобы вовремя убежать.
14.Никогда не играй в безлюдных или темных местах.
15.Помни номер домашнего телефона и адрес.
16.Умей связаться с родителями или соседями.
17.Если нет денег и нужно срочно позвонить домой, наберите 02 и объясните ситуацию дежурному полиции.
18.Умей делать экстренные звонки: как правило, это полиция, пожарные или «скорая помощь» (02, 0l, 03).
19.При возможности просите делать экстренные звонки взрослых.
Как нарисовать зайчика
Как напиться обезьяне?
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Можно от Солнца уйти...
Рисуем белые грибы пастелью