Проект
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._adyshkina_kristina.docx | 35.67 КБ |
Адышкина Кристина, Республика Мордовия, г. Инсар, МБОУ «Инсарская СОШ №1»,
номинация «Клуб юных историков», описание проекта
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Описание проекта
«Эволюция государственности в России и Европе в XV веке»
Выполнила:
ученик 10 класса
Адышкина Кристина
Проверила:
учитель истории Дербеденева Т.А.
Инсар 2018
В календаре 2017 года была памятная дата 1155-летие российской государственности. Это событие заставило задуматься, насколько важно понимание места России в мировой истории для ее современной самоидентификации и формирования направлений дальнейшего развития. Одной из важных «сквозных линий» истории может быть российская государственность, ее трансформация с момента возникновения до современности. Я попробую наметить возможные «исторические параллели» с соответствующими процессами в Европе на примере Англии.
Территориально Россия огромная часть Евразийского материка. В ее истории сплелись европейские и азиатские тенденции развития всемирной истории. Россия вбирала исторический опыт Востока и Запада, переплавляя его в собственные формы исторического развития, вплетавшиеся в ход всемирно-исторического процесса, а на определенных этапах даже определявшие его направление. Централизованные государства появились в Европе в 14–15 веках. Экономической основой феодального государства являлась частная собственность на землю. Социальное неравенство в государстве закреплено законодательно. Средневековые государства в своем развитии проходят несколько этапов.
Сначала возникает государство как централизованная монархия.
Впоследствии, когда монарх начинает активно раздавать земельные наделы своим подданным, наступает период феодальной раздробленности. Отдельные части государства (княжества, герцогства, графства и проч.), формально являясь частями единого государства, фактически, а нередко и юридически независимыми.
Затем наступает период объединения земель. Возникает сословно-представительная монархия. Сословно-представительная монархия является переходной стадией от раздробленности к абсолютной монархии. С течением времени сословно-представительные органы все больше теряют свое значение.
По мере роста личной власти и могущества монарха наступает период абсолютной монархии.
Процесс становления централизованных государств начинался практически синхронно в русских землях и в Европе. В последней трети XV в. Европа не без удивления обнаружила на своем востоке новое обширное и мощное государство — Московскую Русь. Выдающийся русский историк В.О. Ключевский подчеркнул: «Завершение территориального собирания северо-восточной Руси Москвой превратило Московское княжество в национальное великое государство и таким образом сообщило великому князю Московскому значение национального великорусского государя». Многие события в России и Англии происходили параллельно. В 1477 г. Иван III выступил в поход против мятежного Великого Новгорода. В январе 1478 г. Великий Новгород сдался. Независимость Великого Новгорода была сокрушена, символ ее — вечевой колокол — снят с колокольни и перевезен в Москву. За этим последовало «стояние» на Угре и окончательное освобождение от ордынской зависимости, а в 1485 г. — осада Твери и переход ее под власть Великого князя Московского. В том же 1485 г. в Англии завершилась война Алой и Белой Роз. На королевский престол вступил Генрих VII Тюдор, с правлением которого связан переход Англии к новой форме государственного правления — абсолютизму.
Правитель Московского государства принял титул Государя. Иван III, вступив в брак с Софьей Палеолог, породнился с родом последнего византийского императора. При Иване III началось сближение Московского государства с Европой.
Укрепление Московского государства требовало религиозного и идейного обоснования. При Иване III начала складываться идеология Третьего Рима, которая полностью оформится в посланиях Филофея, игумена Трехсвятительского Псковского Елеазарова монастыря. Смысл ее концентрировался в утверждении, что после гибели Константинополя — Второго Рима — Русь являлась последним хранителем истинной христианской веры: «Москва — Третий Рим, а четвертому Риму не бывать». Филофей, обращаясь к царю, писал, что под его скипетром в единое царство сошлись все христианские царства. Сравнивая Московского царя с библейским Ноем, спасшимся от потопа, Филофей убеждал, что един «во всем поднебесном мире» православный великий царь, едина «подобно солнцу» православная церковь, они совместно утверждают и защищают православную веру. «Симфония» отношений церкви и
государства, унаследованная от Византии, стала теологическим обоснованием утвердившегося самодержавного правления.
При Иване III Россия сделала свой очередной исторический выбор — это был путь абсолютизма. Еще со времен Н.М. Карамзина историки, а затем философы и политологи, дискутировали о том, могла ли Россия (это название начало употребляться при Иване III) пойти по другому пути государственного развития. Исторические альтернативы могли выглядеть следующим образом: «В конце XV в. ввиду экстравертности и большого динамизма внутреннего органического развития романо-германских стран, «новорожденная» Россия вполне могла стать частью из мира с судьбой «малой родины».
ВЫВОДЫ:
1. Все государства проходят следующий путь развития: образуются как централизованная монархия, затем переживают период раздробленности, в следующий период происходит становление сословно-представительной монархии и, наконец, утверждается абсолютная монархия.
2. Во всех государствах с развитием земельных отношений происходит закрепощение крестьянства и утрата последними личной свободы.
3. В сословно-представительных учреждениях государств присутствуют три сословия: светская аристократия, духовенство и горожане.
4. Становление абсолютной монархии происходило на рубеже Средневековья и Нового времени. Абсолютная монархия отличалась сосредоточением всей власти в одних руках.
Рисуем кактусы акварелью
Девчата
Астрономический календарь. Май, 2019
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
О чем поет Шотландская волынка?