Научно-исследовательская работа в секции "Социология" Школьная научно-практическая конференция
Вложение | Размер |
---|---|
isledovatelskaya_rabota.docx | 34.55 КБ |
Министерство образования и науки РФ
Школа-интернат № 22 ОАО «РЖД»
Научно-исследовательская работа
Секция «социология»
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ»
Выполнил:
ученик 11 класса
Буянов Олег
Руководитель: Абашеева Ирина Георгиевна
Город Улан-Удэ
2018год.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.
Перспективы формирования политической культуры молодежи в России 5
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ
Программа исследования 13
Результаты исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
ВВЕДЕНИЕ
Отсутствие в российском обществе фундаментальных и общепринятых политических ценностей, а так же целостной системы политической социализации, которая их воспроизводит и транслирует широким слоям населения, порождает известные трудности на пути демократических преобразований. Во-первых, зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида делает политический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалога власти и общества. Во-вторых, стихийность и неуправляемость формирования политических ориентаций различными агентами социализации, которые часто предлагают взаимоисключающие образцы политического поведения, затрудняют достижение согласия в обществе по базовым ценностям. Без наличия общепринятых ценностей власть оказывается не в состоянии создавать и поддерживать у населения веру в собственную легитимность. Тем самым политический режим оказывается не способным осуществлять интеграцию устремлений различных социальных групп вокруг общезначимых целей и мобилизовать население на них осуществление. Политическая стабильность в обществе создается не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем целенаправленного формирования их политической культуры. Поскольку политическая культура создает направленность и характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет способность общества к прогрессу и созиданию.
Проблема формирования политической культуры наиболее актуальна в отношении молодого поколения (старшеклассников, студентов и др.), поскольку молодежь находится в решающей стадии становления личности, она наиболее подвержена всем веяниям, влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит.
Цель данной работы - рассмотреть политическую культуру молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить перспективы формирования гражданской культуры молодежи в России;
2) Выявить степень сформированности политической культуры старшеклассников школы-интернат №22.
Глава 1.
Перспективы формирования политической культуры молодежи в России
Политическая культура — термин широко известный. Существует множество трактовок как собственно термина «политическая культура», так и его содержания.
Политическая культура — не механическая совокупность тех или иных ценностей, установок, ориентаций, моделей поведения в отношении политических объектов. Это — специфический способ и образ действия, что, прежде всего, отражает суть понятия культуры вообще, и политической культуры в частности. Другими словами, политическая культура — это не просто распространенные в обществе ценности, но и то, как эти ценности «растворены» в тех или иных системообразующих структурах (т.е. как действуют механизмы распространения и укоренения ценностей) и какое влияние они оказывают на социально-политические процессы. При этом важно учитывать воздействие и других элементов политической культуры, таких, например, как установки, нормы и т. д.
Некоторые исследователи склоняются к мнению, что концепция политической культуры больше походит на энциклопедический справочник — в ней собраны отрывочные, несистематизированные сведения из самых различных дисциплин и теорий: политической психологии, теории национального характера, концепции политической социализации, антропологии, этнографии, культурологии, истории и т.п. Существует также мнение, что данное понятие пока не заняло свое место в системе категорий политической науки. В научной литературе отмечается, что политическая культура — некий синтез культуры и политики.
В современной политологии сделаны попытки систематизировать знания о политической культуре и придать данной проблеме в определенной степени прикладной характер. Приоритет в этом плане сейчас принадлежит западноевропейской и американской политологии; появляются и отечественные разработки этих проблем.
Сегодня в рамках новой политико-институциональной системы интерес к политике не является необходимым атрибутом социальной жизни молодежи. Возможно, интерес к политике был бы более оправдан, если бы существующая политико-институциональная система предоставляла больше стимулов к подобному интересу.
Базовые нормы демократической политической культуры слабо выражены в ценностях молодежи. «Коллективные» стимулы оказываются уже недейственными, а «селективные» не задействованы. Таким образом, пост советская политическая культура едва ли соответствует образцу «гражданской» культуры. «Гражданская» культура может быть не столько предпосылкой, сколько следствием успешной демократизации. Видимые формы политического поведения не всегда могут служить адекватными индикаторами политической культуры. Важнее ее ценностное содержание. Политические ценности молодых людей можно в целом считать либеральными. Поэтому, если новой политической системе удастся стать эффективной, политическое поведение молодых россиян также может приблизиться к демократическим образцам. Гражданская культура формируется лишь в том случае, если граждане сами заинтересованы в поддержании демократической системы. На ранних этапах становления новой политической системы определяющую роль в поддержании лояльности общества играют «коллективные» стимулы. Идеология, ценности идентичности оказываются важнейшими факторами, определяющими политическое развитие после крушения авторитарного режима. Молодое поколение, социализирующееся в этот период, воспринимает «коллективные» стимулы как первоочередную ценность. Однако затем становится ясно, что без эффективных экономических «выплат» легитимность новой политической системы подвергается опасности.
Социализирующаяся молодежь находится под влиянием родителей, которые воспитывались еще в советский период, политических институтов. Единого для любой ситуации механизма, активизирующего ценности, не существует. Возникающие противоречия решаются как в зависимости от иерархии ценностей, так и от степени активизации различных ценностей в ситуации. Российскому обществу, пережившему серьезную смену системы ценностей, пришлось столкнуться с конфликтом ценностей. В современной России налицо тяжелый кризис идентичности во многих группах общества, особенно в том, что касается самоидентификации с политическими и социальными ценностями. То, что в России существуют и взаимодействуют различные системы ценностей, оказывает большое влияние на общественное сознание. В ходе переосмысления ценностей осуществляются переходы к различным базовым иерархиям: для некоторых групп населения характерно принятие в большей или меньшей степени новых ценностей и норм, в других группах происходит укрепление традиционных ценностей.
Можно сделать вывод что, состояния политической культуры молодежи, так же как и общества в целом, в достаточно высокой степени фрагментировано. Отдельные группы молодежи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения современной России. Но все эти различия пока не носят характер острого антагонизма и не приводят к сверхполитизированности.
Молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что она практически лишена иллюзий о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы. Она индивидуалистична и прагматична.
Отношение же к современной власти носит характер достаточно нейтральный, и не связывается никаких ожиданий на позитивные перемены. Таким образом, молодое поколение относится к политике и власти как к некоторым данностям, которые не вызывают ни восторга, ни особо резких отрицательных эмоций. Это, прежде всего, проявляется в отстраненности весьма значительной части молодежи от политической жизни России. В какой то степени, апатия молодежи обусловлена, прежде всего тем, что осуществляемые в России реформы больнее всего ударили именно по ней, и тем, что в стране на протяжении последних лет отсутствует какая-либо осмысленная политика в отношении молодежи как самостоятельной социально-демографической группы, с тем, что она, с одной стороны, не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложившимся укладе жизни, а с другой, не рассматривает политическую деятельность в качестве значимой для себя, находя более перспективные способы и формы самоутверждения и личной самореализации. В результате, тотальное отчуждение молодежи от власти, способное в любой момент перерасти в активное ее неприятие.
Рассматривая современную российскую политическую культуру в динамике, можно сделать выводы, что советская политическая культура — в ее зрелом виде — воспроизвела дореволюционные политические установки и ценности, а именно, слабость и неэффективность представительства, низкий уровень политического участия, авторитаризм и бюрократизм, трансформировавшись, эти и другие свойства приобрела постсоветская политическая культура России. Современное состояние политической культуры России не дает оснований отнести ее к числу либерально демократических, скорее причислить ее можно к разряду авторитарно – коллективистских политических культур. Государство неизменно занимает в общественной жизни россиянина доминирующее положение.
Состояния политической культуры общества в целом, в достаточно высокой степени фрагментировано. Отдельные группы отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения современной России. Но все эти различия пока не носят характер острого антагонизма и не приводят к сверхполитизированности.
Для переходного общества проблема формирования гражданственной политической культуры в образовательном процессе состоит, прежде всего, в демифологизации обыденного, унаследованного от тоталитарной социализации представления о мире политики через адекватное концептуальное и фактологическое знание, которое способно сделать политический процесс более прозрачным для понимания. Степень ее решения определяется тем, насколько теоретико-концептуальные построения системе образования удается раскрыть в конкретном контексте национальной политической традиции России, ее культурно-исторического опыта и современной реальности.
С рождения каждый человек обладает политическими правами, которые по мере достижения определенных возрастных критериев расширяются. Но субъектом политической культуры индивид становится не сразу, а лишь в результате политического развития, которое протекает во взаимосвязи с социальным, нравственным и профессиональным становлением его как личности. К моменту получения права избирать у большинства граждан чаще всего уже есть своя политическая позиция и убеждения, сформировавшиеся на основе детского и юношеского опыта.
Развитие личности связано с ее политической социализацией, под которой подразумевается усвоение идей, взглядов и образцов поведения в детстве и юности, обусловленных политическим окружением, и формирование на этой основе необходимых личностных политических качеств, а также приобретение навыков политической деятельности. В процессе политической социализации людей происходит их взаимодействие с обществом, а социальным механизмом, обеспечивающим эту связь, является политическая культура общества. Главными агентами политической социализации выступают различные общественно-политические институты: семья, школа, церковь, средства массовой коммуникации, политические партии и движения и пр.
Формирование политической культуры личности происходит при помощи социального механизма, который представляет собой систему взаимодействующих элементов и звеньев. Первым из этих звеньев является политический опыт. Личность формируется, усваивая определенную часть того опыта, который накапливается в политической культуре общества или группы. Прежде всего, человек усваивает нормы, стереотипы и образцы политических ценностей. Формой выражения политического опыта является политическая традиция. Политическая традиция — это особый вид социально-политической нормы. Она придает специфическое историческое, национальное, социальное содержание политическим ценностям.
Важным звеном механизма формирования политической культуры является образование, которое подразумевает построение системы знаний о социальной жизни и в этой связи о закономерностях политической жизни.
Наиболее эффективным средством преемственности и трансляции политического опыта и знаний являются язык и политическое сознание, которые выступают в качестве информационной системы, интегрирующей, систематизирующей и моделирующей в своих нормах, ценностях и критериях социально-политические отношения. Изменения в политическом сознании формируют у личности определенный тип политического мышления.
Процесс формирования политической культуры идет практически на протяжении всей жизни человека. Учеными разработаны критерии, с помощью которых можно измерить уровень политической культуры конкретной личности на данном временном отрезке. Это эмпирически проверяемые показатели, т. е. измерение, происходит при помощи методов конкретного социологического исследования.
По мнению некоторых современных политологов, высокий уровень политической культуры может быть лишь у тех, кто непосредственно участвует в политике, и чем более активно это участие, тем уровень политической культуры выше. Это спорный вопрос, во-первых, потому, что, как показывает практика, далеко не все люди, добровольно и сознательно включающиеся в политику, обладают высоким уровнем политической культуры; во-вторых, потому, что все люди не обязаны заниматься политикой, это удел, прежде всего профессионалов. Всплеск политической активности граждан проявляется чаще всею периодически во время голосований (избирательной кампании) или как форма выражения недовольства чем-либо в политике властей. Вот в эти моменты наиболее ярко проявляется уровень политической культуры граждан. Поэтому критерий сформированности политической культуры индивидов можно определить не как степень регулярного участия в политике, а как возможность и готовность принять в ней участие цивилизованными методами по мере необходимости. Основные эмпирически проверяемые показатели сформированности политической культуры личности.
Первый — это политическое познание, поскольку полноценное участие человека в жизни общества невозможно без стремления его к информированности о своих политических правах, политической системе, системе управления и этот показатель распадается на частные показатели: а) уровень внимания к политическим событиям (исследования показали, что в более развитых странах уровень внимания выше); б) обладание информацией и наличие собственного мнения, например, способность определить лидеров политических партий и знание сути их программ; чем выше уровень политической культуры, тем теснее связь между уровнем информированности и наличием собственного мнения: в) уровень компетентности в сфере политики.
Второй показатель — это отношение к политике и политической системе. Здесь важны следующие моменты:
а) оценка деятельности властей (в развитых странах чаще большинство населения убеждено, что правительство способствует улучшению жизни, в менее развитых доля разделяющих эту точку зрения значительно меньше);
б) частота обсуждения политических проблем с друзьями, родственниками, знакомыми и др. и уровень свободы в обсуждении:
в) формы политической коммуникации, т. е. насколько люди ощущают свою безопасность, чувствуют, что они свободны, поддерживать любые политические партии и силы
г) уровень национальной гордости за политическую систему страны, за ее успехи в разных областях, за положение страны на международной арене, ее экономическую систему, духовные и религиозные ценности, вклад в науку, в искусство и др. Алмонд и Верба в своей книге писали, что наибольший процент гордящихся своей политической системой в Великобритании и в США (85%), экономической системой— в Германии (33%), ландшафтом — в Италии (25%) и т. д.
Третий показатель — это степень участия в политической жизни общества. Под этим подразумевается:
а) уровень политической активности личности;
б) формы участия в политической жизни, которые кажутся людям наиболее предпочтительными;
в) участие в государственной политике или в органах местного самоуправления (исследования показывают, что избирают чаще второе, чем первое);
г) степень веры людей в том, что они способны оказывать влияние на решения, принимаемые элитой, и выбор методов такого влияния: через политическую партию, неформальную организацию, юридические органы, суд, выборы и др.
На основе перечисленных выше критериев проводились исследования уровня политической культуры во многих странах Западной Европы, в США, в последнее время все более практикуются подобные исследования и в России.
ГЛАВА 2.
§1.Программа исследования
I. Методологический раздел.
Актуальность проблемы.
Проблема формирования политической культуры наиболее актуальна в отношении молодого поколения (старшеклассников, студентов и др.), поскольку молодежь находится в решающей стадии становления личности, она наиболее подвержена всем веяниям, влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит.
2. Проблема.
Состояния политической культуры молодежи сегодня, так же как и общества в целом, в достаточно высокой степени фрагментировано. Отдельные группы молодежи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения современной России. Отношение же к современной власти носит характер достаточно нейтральный, и не связывается ни с какими ожиданиями на позитивные перемены. Таким образом, молодое поколение относится к политике и власти как к некоторым данностям, которые не вызывают ни восторга, ни особо резких отрицательных эмоций. Это, прежде всего, проявляется в отстраненности весьма значительной части молодежи от политической жизни России.
3. Объект исследования – старшеклассники школа-интернат №22
4. Предмет исследования - степень сформированности политической культуры старшеклассников школы-интернат №22
5. Цель исследования:
выявить степень сформированности политической культуры старшеклассников
6. Задачи исследования:
Выявить:
1. уровень внимания к политическим событиям у старшеклассников;
2. способность определить основные политические партии и их лидеров;
Определить:
3. считают ли старшеклассники компетентными себя в вопросах политики;
4. возможность дать оценку деятельности властей;
5.частоту обсуждения политических проблем с учителями, друзьями, родственниками, знакомыми и др.
5. уровень национальной гордости за политическую систему страны, за ее успехи в разных областях, за положение страны на международной арене, ее экономическую систему, духовные и религиозные ценности, вклад в науку, в искусство, спортивные достижения и др.
Установить:
6. уровень политической активности личности;
7. формы участия в политической жизни;
8. степень веры людей в том, что они способны оказывать влияние на решения, принимаемые властями, и выбор методов такого влияния: через политическую партию, неформальную организацию, юридические органы, суд, выборы и др.
7. Операционализация
Семантическая
политическая культура — это не просто распространенные в обществе ценности, но и то, как эти ценности «растворены» в тех или иных системообразующих структурах и какое влияние они оказывают на социально-политические процессы.
политическая культура - определенный способ существования политической системы.
политическая культура — некий синтез культуры и политики.
политическая культура - противоречивая система, в которой в динамичном отношении находятся прошлое, настоящее и прогнозируемое будущее.
политическая культура — один из основных элементов, составляющих духовный потенциал общества.
политическая культура - это комплекс тех элементов общественного сознания и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению населения в частности
старшеклассники – учащиеся 10 – 11-х классов
школа-интернат №22 республика Бурятия г. Улан-Удэ.
Политическое познание – информированность о политических правах, политической системе, системе управления;
Структурная
Политическое познание:
- уровень внимания к политическим событиям;
- обладание информацией и наличие собственного мнения (способность определить лидеров политических партий);
- уровень компетентности в сфере политики.
отношение к политике и политической системе:
- оценка деятельности властей;
- частота обсуждения политических проблем с друзьями, родственниками, знакомыми и др.
- формы политической коммуникации, т. е. насколько люди ощущают свою безопасность, чувствуют, что они свободны поддерживать любые политические партии и силы;
- уровень национальной гордости за политическую систему страны, за ее успехи в разных областях, за положение страны на международной арене, ее экономическую систему, духовные и религиозные ценности, вклад в науку, в искусство и др.
степень участия в политической жизни общества:
- уровень политической активности личности;
- формы участия в политической жизни, которые кажутся людям наиболее предпочтительными;
- участие в государственной политике или в органах местного самоуправления
- степень веры людей в том, что они способны оказывать влияние на решения, принимаемые элитой, и выбор методов такого влияния: через политическую партию, неформальную организацию, юридические органы, суд, выборы и др.
степень сформированности политической культуры:
- очень высокая
– положительная динамика практически по всем вышеперечисленным пунктам;
- высокая
– всегда следит за политическими событиями;
- обладает информацией по многим вопросам;
-способен определить лидеров политических партий,
- компетентен по многим вопросам политики
- часто обсуждает политические проблемы с учителями, друзьями, родственниками;
- испытывает чувство национальной гордости за страну;
- хотел бы участвовать в политической жизни страны;
- верит в то, что способен оказывать влияние на решения, принимаемые властью (через политическую партию, неформальную организацию, юридические органы, суд, выборы и др).
Средняя
– часто следит за политическими событиями;
- обладает информацией далеко не по всем вопросам;
- способен определить не всех лидеров политических партий;
- компетентен по некоторым вопросам политики;
- иногда обсуждает политические проблемы с друзьями, родственниками;
- иногда испытывает чувство национальной гордости за страну;
- допускает свое участие в политической жизни страны
- слабо верит в то, что способен оказывать влияние на решения, принимаемые властью
Низкая
- иногда следит за политическими событиями;
- плохо обладает информацией
- путает лидеров политических партий
- не компетентен по вопросам политики
- редко обсуждает политические проблемы с друзьями, родственниками;
- редко испытывает чувство национальной гордости за страну
- скорее не хотел бы принимать участие в политической жизни страны;- почти не верит в то, что способен оказывать влияние на решения, принимаемые властью
Крайне низкая
– редко (никогда) следит за политическими событиями;
- не обладает информацией
- не способен определить лидеров политических партий
- крайне не компетентен по вопросам политики
- никогда не обсуждает политические проблемы с учителями, друзьями, родственниками;
- не испытывает чувство национальной гордости за страну;
- не хотел бы участвовать в политической жизни страны;
- никогда не верит в то, что способен оказывать влияние на решения, принимаемые властью
Возраст
17 - 18 лет
15 – 16 лет
Учащиеся
10 - го класса
11 – го класса
пол
мужской
женский
Факторная операционализация
На уровень сформированности политической культуры старшеклассников оказывают влияние:
- СМИ
- обсуждение политических и иных событий в школе
- участие школы в различных городских и иных мероприятиях
- участие старшеклассников в общественной жизни школы, города
семья старшеклассника
8. Гипотезы исследования:
уровень внимания к политическим событиям у старшеклассников средний;
2. больше половины способны определить основные политические партии страны и их лидеров;
большинство не считают себя компетентными в различных вопросах политики;
большинство старшеклассников не могут дать оценку деятельности властей;
политические проблемы с учителями, друзьями, родственниками, знакомыми обсуждают иногда;
большинство испытывают чувство гордости за свою страну;
уровень политической активности низкий;
не всегда люди верят в то, что они способны оказывать влияние на решения, принимаемые элитой.
Методологический раздел
Тип исследования – пилотажное, локальное
Метод исследования – анкетный опрос
Выборка – сплошная
Инструментарий – анкета
§ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в школе-интернат № 22 старших классов.
На первый вопрос: «Следите ли Вы за политическими событиями» только 10% респондентов ответило – «всегда» 23% - «часто», 47% респондентов ответили - «иногда», 18% ответили, что следят за политическими событиями «редко». Таких респондентов, которые вообще бы не следили за политическими событиями в группе опрашиваемых оказалось 2%. Таким образом, большинство респондентов следят за политическими событиями от случая к случаю: «иногда» или «редко».
На вопрос об источнике информации политических событий респонденты ответили так: для подавляющего большинства - 74% - это телевидение, пресса и радио – источник информации для 7% опрашиваемых и почти 32% отметили такой источник информации, как интернет.
Это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что прессу сегодня молодое поколение читает крайне мало и информационные передачи на радио практически не слушает. Объективности ради надо заметить, что далеко не все печатные СМИ уделяют политике достаточно внимания на своих полосах, большой объем же занимает реклама и материалы развлекательного содержания.
Таким образом, уровень внимания старшеклассников к политическим событиям можно охарактеризовать, как низкий. Следовательно, гипотеза 1 была опровергнута.
Третий и четвертый вопросы были на осведомленность.
Первый из них, «Какие политические партии представлены в Государственной Думе?"
«не вызвал» у респондентов особого затруднения, тем не менее, не все верно дали ответ. 82% респондентов знают о том, что Единая Россия присутствует в Государственной Думе. На вопрос о присутствии ЛДПР в Государственной Думе большинство - 81% ответили утвердительно. Интересно, что Коммунистическая партия РФ, как и Справедливая Россия только у 108% прошла в Думу на последних выборах.
1% старшеклассников считают, что такая партия, как СПС представлена ныне в Государственной Думе. Демократическую партию не знает никто из старшеклассников. Следует отметить, что только 8% всех респондентов ответили, что они затрудняются ответить на данный вопрос, что свидетельствует о достаточной уверенности респондентов в своей осведомленности по этому вопросу.
На четвертый вопрос, выявляющий осведомленность респондентов о том, кто является лидером партии Единая Россия, 50% респондентов ответили, что это В. В. Путин, 5,5% ответили, что это Зюганов, 5,5% что это Жириновский, 7,7% что это Миронов, 15,5% что это Медведев и 13% ответили, что затрудняются ответить.
Таким образом, гипотеза 2 о том, респонденты способны назвать основные политические партии страны и их лидеров подтвердилась.
На вопрос о своей компетентности в различных вопросах политики около половины респондентов ответили, что компетентны только в некоторых вопросах политики – 50%, не считают себя компетентными – 25% опрошенных, 13% отметили, что компетентны во многих вопросах и 7% старшеклассников затрудняются ответить на этот вопрос. Следовательно, гипотеза 3 о том, что большинство старшеклассников не считают себя компетентными в различных вопросах политики, не подтвердилась.
Вопросы 6 -7 касались оценки деятельности властей. 48 % респондентов ответили, что могут дать оценку деятельности властей, 28% не могут и 24 % затрудняются ответить на этот вопрос. Несмотря на то, что только около половины (46%) старшеклассников считают, что могут дать оценку деятельности властей, уже в следующем вопросе – седьмом - большинство из них 83% дают оценку деятельности правительства. 8% из отвечающих на этот вопрос считают, что деятельность правительства способствует улучшению жизни людей, «скорее да, чем нет» ответили – 49% респондентов, «скорее нет, чем да» ответили 7%, «нет» ответили 31% и затрудняются ответить 5% отвечающих на этот вопрос.
Первые две группы составляют относительное большинство, что может свидетельствовать о поддержке старшеклассниками деятельности правительства. Таким образом, гипотеза 4 о том, что большинство старшеклассников не могут дать свою оценку деятельности властей, была опровергнута.
Политические события в школе, дома… обсуждают 72% старшеклассников, не обсуждают 28%. Из тех, кто обсуждает 15,5% ответили, что обсуждают часто, 51% - иногда, 13,5% редко. В ответе на этот вопрос просматривается некоторая нестыковка, т.к. та часть респондентов, которая ответила на 8 вопрос, что не обсуждает политические события в школе, дома … должны были перейти сразу к 10 вопросу. Тем не менее, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что большинство старшеклассников политические проблемы с друзьями, родственниками, знакомыми обсуждают иногда. Следовательно, гипотеза 5 подтвердилась полностью.
10 -12 вопросы касались осведомленности и отношения респондентов к партиям, молодежным движениям. На 10 вопрос: «Поддерживаете ли Вы какие-либо партии или движения?» 34% ответили, что поддерживают, 66% - нет. На вопрос о молодежных организациях в нашем городе 46% из отвечавших сказали, что знают о таких организациях, 54% отметили, что нет. Тем не менее, из 40% кто знает о существовании молодежных организациях в нашем городе, только 5% смогли назвать хотя бы одну.
Ответы на вопрос «Испытываете ли Вы чувство гордости за свою страну?» распределились следующим образом– 38% ответили, что да, скорее да - 38%? скорее нет 9% и не испытывают чувство гордости за свою страну – 1% из числа опрошенных. При ответе на вопрос «Что из перечисленного вызывает у Вас чувство гордости?» старшеклассникам было предложено выбрать 3 ответа. Наибольшую гордость – 45% вызывают спортивные достижения страны и положение страны на мировой арене и гордость за научные достижения по 54% , духовные ценности страны и успехи в культуре и науке по 33%
, религиозные ценности ответило 14%
Таким образом, гипотеза о том, что большинство старшеклассников испытывают чувство гордости за свою страну подтвердилась полностью.
Следующий блок вопросов выявлял уровень политической активности личности.
На вопрос: «Хотели бы вы принимать участие в политической жизни страны?» респонденты ответили следующим образом: «ДА» ответили 20% респондентов, столько же сказали «скорее да, чем нет», 28% «скорее нет, чем да» - 39% старшеклассников, нет ответило 14%. Таким образом, большинство хотели бы участвовать в политической жизни. Однако группа «скорее нет, чем да» достаточно большая, но составляет меньше половины опрошенных, которая может перейти в группу «скорее да». На вопрос: «В каких выборах Вы бы приняли участие?» (возможно несколько ответов) старшеклассники ответили так: на выборы президента пошли бы –28 %, на выборы в Государственную Думу –20 %, в местные органы- 19%, во всех-15%, вообще не пошли на выборы-31%.
Таким образом, немного меньше половины респондентов хотели бы или скорее хотели бы принимать участие в политической жизни и в выборах (как одной из форм участия) приняли бы участие (исключены те, кто ответил «ни в каких»). Следовательно, гипотеза о низком уровне политической активности старшеклассников не подтвердилась.
Последний ряд вопросов выяснял степень веры старшеклассников в то, что они способны оказывать влияние на решения, принимаемые различными органами власти, и выбор методов такого влияния: через политическую партию, неформальную организацию, юридические органы, суд, выборы и др. Ответы респондентов распределились таким образом: только 14% считают, что смогут оказывать влияние на решения, принимаемые властями, 19% выражают некоторую долю сомнения, но, вместе с тем, склоняются больше к «скорее да, чем нет», по 28% респондентов говорят, что «скорее нет, чем да» и категоричное «нет» говорят-20, затруднились ответить-13%. Наибольшее число старшеклассников - 15% считают, что оказать влияние на решения, принимаемые властью могут суды, юридические органы – 9%, 25% считают, что это – наказы депутатам, оказать влияние смогут результаты выборов-19%, 9% говорят, что это могут быть неформальные организации и 29% затрудняются ответить. Таким образом, мало кто из опрошенных верит в то, что они способны оказывать влияние на принимаемые различными органами власти решения. Следовательно, гипотеза была подтверждена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования политической культуры наиболее актуальна в отношении молодого поколения (старшеклассников, студентов и др.), поскольку молодежь находится в решающей стадии становления личности, она наиболее подвержена всем веяниям, влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит. Молодежь нашей страны вырастает сейчас в обстановке свободы выбора, чего раньше не было, в том числе и выбора политических ценностей, пристрастий и идеалов; этот выбор сделать очень не просто. Произошли ломка многих представлений, крушение легенд, старых стереотипов. В этих условиях обществом и общественными институтами должны быть предприняты некоторые шаги практического характера, направленные на решение проблем формирования политической культуры молодого поколения.
Во-первых, формировать политическую культуру можно лишь на основе глубоких знаний о политике. Во-вторых, формировать политическую культуру можно лишь на основе плюралистического подхода. Общаясь с молодежью, желательно показывать разнообразие существующих мнений, взглядов, теорий, точек зрения на важнейшие вопросы социальной жизни. Только так можно сформировать у нее такие качества, как уважение к чужому мнению, толерантность, готовность к диалогу и компромиссу. Общественные институты, занимающиеся формированием политической культуры (средства коммуникации, система образования, семья и др.) обязаны помочь молодежи разобраться в многообразии политической информации, отделить существенное от несущественного, помочь приобрести устойчивые политические ценности, воспитать способность к выработке собственного мнения, умение самостоятельно политически мыслить.
В-третьих, современная молодежь стремится к объединениям, к формальным и неформальным организациям, что вполне естественно, и создает их. Лучше, когда инициатива в этом деле исходит от нее самой. Представителям старшего поколения здесь важно проявлять лояльность и гибкость, поддерживать позитивные ростки, помогать молодым людям корректировать или изменять (если надо) вектор деятельности их движений от направленности “на себя” к направленности “на вне” (на общество, его проблемы). И само это уже будет способствовать выработке определенного отношения к обществу и станет одним из факторов формирующейся политической культуры.
В-четвертых, проблема политической культуры тесно связана с проблемой нравственности. Бытует мнение, что нравственность в политике проявляется иначе и даже противоположна тому, как это принято в межличностных отношениях. Вряд ли это верно: нравственные принципы одинаковы для всех сфер жизни и особенно важны в политике. Человек, включающийся в политический процесс, должен иметь адекватные представления о добре и зле, о верности и чести, о сострадании и помощи и др. Поэтому формирование нравственной и политической культуры молодежи должно осуществляться как единый процесс.
Цель проведения исследования была выявить степень сформированности политической культуры старшеклассников средней школы №22. Чтобы сделать общий вывод, подведем полученные результаты по задачам:
уровень внимания к политическим событиям можно охарактеризовать, как низкий;
многие респонденты способны определить лидеров политических партий;
свою компетентность респонденты оценивают как среднюю;
чуть больше половины респондентов могут дать оценку деятельности властей;
политические проблемы с друзьями, родственниками, знакомыми респонденты обсуждают нечасто;
большинство старшеклассников испытывают чувство гордости за свою страну;
активность респондентов оценивается как средняя;
мало кто из опрошенных верит в то, что сможет оказывать влияние на принимаемые властью решения.
Следовательно, уровень сформированности политической культуры старшеклассников можно охарактеризовать как средний.
Список литературы:
Политология в вопросах и ответах / Под ред. Е. А. Ануфриева. - М., 1994.
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии //Полис. - 1992. - №4
Белов Г.А. Политология. - М, 1994.
Бирюков И.И. Сергеев В.М. Парламентская деятельность и политическая культура. //Общественные науки - и современность. - 1995. - №1.
Политология (проблемы теории). - СПб., 2000.
Рукавишников В.О. Политическая культура постсоветской России //Социально-политический журнал. - 1998. - №1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкета
Уважаемые старшеклассники!
В нашей школе проводится социологическое исследование по вопросу сформированности политической культуры старшеклассников. Нам важно знать ваше мнение по этому вопросу. Анкетирование проводится анонимно, без указания фамилии. Выберите свой ответ, обведите его кружком. Благодарим за сотрудничество.
1. Следите ли вы за политическими событиями?
1 Всегда 2 Часто 3 Иногда 4 Редко
1.5 Не слежу вообще (переход к вопросу 3)
2. Что для вас является источником информации политических событий?
1 Телевидение 2 Пресса 3 Радио 4Другое ______________
3. Какие политические партии представлены в Государственной Думе? (возможно несколько ответов)
1 Единая Россия2 Коммунистическая партия РФ
3 СПС 4 ЛДПР 5 Справедливая Россия 6 Демократическая партия России
3.7 Затрудняюсь ответить
4. Кто является лидером партии Единая Россия?
1 Путин 2 Зюганов 3 Жириновский 4 Миронов
5 Кто-то другой _______________ 6 Затрудняюсь ответить
5. Считаете ли вы себя компетентным в разных вопросах политики?
1 Да, во многих вопросах 2 Только в некоторых вопросах 3 Не считаю себя компетентным
4 Затрудняюсь ответить
6. Можете ли вы дать оценку деятельности властей?
1 Да 2 Нет 3 Затрудняюсь ответить
7. Как по-вашему, способствует ли деятельность правительства улучшению жизни людей?
1 Да 2 Скорее да, чем нет 3 Скорее нет, чем да 4 Нет 5 Затрудняюсь ответить.
8. Обсуждаете ли вы политические события в школе, дома…?
1 Да 2 Нет
9. Как часто вы обсуждаете политические проблемы с учителями, с друзьями, родственниками?
1 обсуждаем часто 2 иногда 3 редко 4 не обсуждаем
10. Поддерживаете ли вы какие-либо партии или движения?
1 Да 2 Нет 11. Знаете ли Вы молодежные организации, существующие в нашем городе?
1 Да 2 Нет
12. Испытываете ли вы чувство гордости за свою страну? 1 Да 2 Скорее да, чем нет 3 Скорее нет, чем да 4 Нет 5 Затрудняюсь ответить
13.Что из перечисленного вызывает у вас чувство гордости? (выберите 3 ответа)
1 Положение страны на мировой арене 2 Экономическое положение страны 3 Успехи в науке
4 Успехи в культуре 5 Духовные ценности 6 Религиозные ценности 7 Спортивные достижения
14.Хотели бы Вы принимать участие в политической жизни страны?
1 Да 2 Скорее да, чем нет 3 Скорее нет, чем да 4 Нет
15.В каких выборах Вы бы приняли участие? (возможно несколько ответов)
1 Президента 2 в Государственную Думу 3 Главы республики 4 В местные органы самоуправления
5 Во всех выборах 6. Ни в каких
16.Считаете ли Вы, что сможете оказывать влияние на решения, принимаемые различными органами власти?
1 Да 2 Скорее да, чем нет 3 Скорее нет, чем да 4 Нет 5 Затрудняюсь ответить
17.Что из перечисленного, по-вашему, может оказывать влияние на решения, принимаемые
1 различными органами власти 2 Наказы депутатам 3 Неформальные организации
4 Юридические органы 5 Суд 6 Выборы 7 Затрудняюсь ответить
18.Немного о себе
Ваш пол?
Мужской Женский
19.Ваш возраст?
18 лет 17 лет 16 лет 15 лет
20.В каком классе вы учитесь?
8 9 10 11
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 2.
Распределение респондентов по полу
м
17
57%
ж
13
43%
30
100%
Распределение респондентов по возрасту
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Никто меня не любит
Ель
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна