В исследовательской работе, выполненной ученицей 8 класса Толстовой Еленой, рассматриваются геометрические преобразования графиков. В частности, построение графика кусочно-заданной функции. а также графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля. Включенный в данную работу материал. представляет познавательный интерес для учащихся 8 класса и может применяться для различных групп школьников вследствии своей обобщенности и практической направленности. Эта работа раскроет перед ними новые знания о геометрических преобразованиях графиков. выходящие за рамки школьной программы.
Вложение | Размер |
---|---|
metod_lineynogo_splayna.doc | 185 КБ |
risunok_kotenok.doc | 17.5 КБ |
risunok_cherepaha.doc | 22.5 КБ |
Международная конференция
«Образование. Наука. Профессия»
Секция: математика
Тема исследовательской работы:
«Рисуем с помощью графиков. Метод линейного сплайна»
Толстова Елена Сергеевна
ученица 8 «Б» класса
ГБОУ СОШ № 8 им. С.П.Алексеева
Руководитель: Гриднева Анна Владимировна
учитель математики ГБОУ СОШ № 8 им. С.П.Алексеева
г. о. Отрадный
2017
Оглавление:
4.1. построение графиков, содержащих модуль
4.2 построение графиков кусочно-заданных функций
4.3 построение линейного сплайна
5. Мои творческие работы
5. Заключение
6. Список используемой литературы.
Введение.
В курсе алгебры 7 класса я познакомилась с линейной функцией и ее графиком. На уроках алгебры в одной координатной плоскости мы находили точки пересечения графиков функций, строили графики функций, содержащие модули, изображали множества точек, задаваемых неравенствами ( системами ).
Порой при построении нескольких графиков различных функций и уравнений на одной координатной плоскости невольно «рисовались» интересные фигуры, орнаменты. Меня это очень заинтересовало.
Я подумала, а не поставить ли мне перед собой обратную задачу: сначала нарисовать на координатной плоскости, а затем используемые линии и части плоскости закодировать на математическом языке с помощью формул функций.
Признаюсь, что было непросто справиться с поставленной задачей, какие - то линии сразу удавалось записать языком формул, другие приходилось перерисовывать в соответствии с известными формулами, а некоторые графики соответствовали уравнениям только после преобразования последних. В процессе работы мне приходилось самостоятельно подбирать области определения функций и их графиков.
Я - творческий человек, мне нравится что- то придумывать, создавать. Своей работой я хочу показать, что алгебра – это не только сложно, но и интересно. И с помощью графиков функций можно рисовать красивые рисунки.
Какую цель я преследую: освоить метод линейного сплайна для построения функций, содержащих модуль.
Мои задачи:
1. Изучить метод геометрических преобразований на примере графиков линейных функций.
2. Научиться строить графики, содержащие модуль.
3. Научиться строить графики линейного сплайна.
4. Применять изученные методы для «рисования» с помощью графиков
Построение графиков, содержащих модуль
Графиком называется множество точек координатной плоскости. У которых значения х и у связаны некоторой зависимостью и каждому значению х соответствует единственное значение у.
Графический способ – один из самых удобных и наглядных способов представления и анализа информации. Если известен график некоторой функции , то с помощью простейших преобразований (осевой и центральной симметрии) можно строить графики более сложных функций.
Как построить график функции и график функции , если известен график функции ?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить определение модуля.
Модулем числа а называют расстояние ( в единичных отрезках) от начала координат до точки а . Модуль числа не может быть отрицательным. Для положительного числа и нуля он равен самому числу, для отрицательного числа – противоположному числу. Поэтому, рассматривая функцию , логично предположить, что если , то значение должно быть заменено противоположным. Значит, можно получить следующий алгоритм.
Правило 1. График функции получается из графика функции следующим образом: часть графика , лежащая над осью Ох , сохраняется; часть его, лежащая под осью Ох, отображается симметрично относительно оси Ох.
Пример. Построю график функции .
1. Строю график функции ( рис.1)
2. Часть графика, лежащую над осью Ох сохраняю.
3. Часть графика ( она выделена пунктиром), лежащую под осью Ох, отображаю симметрично относительно оси Ох. (рис.2)
4. Получаю график функции (рис. 3)
Если рассматривается функция . То для отрицательных значений х значения у будут такими же. Как для положительных. им соответствующих.
Правило 2. График функции получается из графика функции следующим образом: при график сохраняется, и эта же часть графика симметрично отображается относительно оси Оу.
Пример 2. Построю график функции .
1. Строю график функции . (рис.4)
2. Часть графика при ( она выделена пунктиром) сохраняю. (рис.5)
3. Эту же часть отображаю симметрично относительно оси Оу. ( рис. 6)
Построение графиков кусочно-заданных функций
Одно из основных назначений функций – описание реальных процессов, происходящих в природе. Но издавна ученые-естествоиспытатели выделяли два типа протекания этих процессов : постепенное (непрерывное) и скачкообразное. Так, при падении тела на землю сначала происходит непрерывное нарастание скорости движения, а в момент столкновения с поверхностью земли скорость изменяется скачкообразно. Становясь равной нулю или меняя напрваление при отскоке тела от земли ( например, если тело – мяч).
Но раз есть разрывные процессы, то есть и способы их описания. Рассмотрим один из способов таких разрывов.
Пусть функция при задается формулой , а при - формулой , причем будем считать, что каждая из этих функций и определена для всех значений х и разрывов не имеет. Тогда, если , то функция при имеет скачок, если же , то «комбинированная» функция разрывов не имеет.
Если обе функции и - элементарные, то функция называется кусочно-элементарной. Кусочно-элементарная функция может быть задана более чем двумя формулами.
Вернемся к функции . Ее можно переписать по определению модуля : и построить , учитывая эти условия.
С помощью этого метода можно строить графики функций, содержащие несколько модулей.
Метод линейного сплайна
Пусть заданы - точки смены в кусочно-элементарных функциях. Функция f , определенная при всех х, называется кусочно-линейной, если она линейна на каждом интервале и в точках смены формул не терпит разрыв.
Непрерывная кусочно-линейная функция называется линейным сплайном. Ее графиком является ломаная с двумя бесконечными звеньями – левым ( отвечающим значениям ) и правым(отвечающим значениям ).
Пример 3. Построю функцию .
Перепишу эту функцию, используя определение модуля.
1) Найду нули модуля и .
2) Пусть , тогда , а .
Подставлю полученные выражения в выражение , .
Получаю первое условие при
3) Пусть , тогда , а . Подставлю полученные выражения в выражение ,
.
Получаю второе условие при.
4) Пусть , тогда и .
.
Получаю последнее условие при .
Итак, функцию можно задать тремя формулами:
Графиком этой функции является ломаная, изображенная на рисунке 7
Можно использовать этот метод для построения графиков функций . заданных несколькими формулами или строить графики функций, содержащих несколько модулей.
Я использовала линейный сплайн для «рисования» с помощью графиков. У меня получилось два рисунка: «Котенок» и «Черепаха».
Котенок
Черепаха
Черепаха
Заключение.
Таким образом, все мои задачи успешно выполнены. Я научилась строить графики сложных функций, содержащие несколько модулей, Узнала, что такое линейный сплайн и научилась использовать метод линейного сплайна для воплощения своих идей и фантазий. Я не хочу останавливаться на достигнутом, ведь я буду изучать новые функции, а значит смогу «рисовать» еще более интересные рисунки.
Литература
1. Факультативный курс по математике. 7 – 9 класс. Учебное пособие для средней школы . – М.: Просвещение, 1991 .
2. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков. Алгебра 7 класс. Учебник для школ и классов с углубленным изучением математики. – М.:Мнемозина. 2006
Котенок
Черепаха
Щелкунчик
Невидимое письмо
Сочинение
Простые летающие модели из бумаги
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?