Бессмертное лермонтовское «Бородино»! Кому из нас не знакомы следующие строки:
«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
Но изучая на уроке литературы это произведение, мы столкнулись с
проблемой. В чем же она?
В основе стихотворения лежит рассказ участника бородинского сражения, старого солдата-артиллериста. Однако из произведения нам стало известно: в сражении (да и в войне 1812года) участвовали не только артиллеристы, но и пехота, кавалерия, пионеры (инженерные войска) - сегодняшние сапёры. Так почему же именно артиллерист ведёт повествование? Выбор героя случайный или закономерный?
Так и появилась тема нашего исследования: «Почему артиллерист? (или загадка стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова)»
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.docx | 28.79 КБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа с углубленным изучением английского языка №1256
имени Героя Советского Союза И.С. Полбина
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Почему артиллерист? (или загадка стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова)»
Работу выполнил:
ученик 5Г класса
Борисов Игорь Алексеевич
ученик 5Г класса
Диденко Антон Александрович
ученик 5Г класса
Гусаров Даниил Вячеславович
Руководитель:
учитель русского языка и
литературы
Монаенкова Ирина Леонидовна
Москва, 2016
Введение
Объектная область исследования: литература и история.
Объект исследования: стихотворение М.Ю .Лермонтова
«Бородино», написанное в 1837 году, Бородинское сражение.
Предмет исследования: образ главного героя стихотворения, старого солдата-артиллериста, участника Отечественной войны 1812 года.
Проблема исследования и обоснование выбора темы
Бессмертное лермонтовское «Бородино»! Кому из нас не знакомы следующие строки:
«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
Но изучая на уроке литературы это произведение, мы столкнулись с
проблемой. В чем же она?
В основе стихотворения лежит рассказ участника бородинского сражения, старого солдата-артиллериста. Однако из произведения нам стало известно: в сражении (да и в войне 1812года) участвовали не только артиллеристы, но и пехота, кавалерия, пионеры (инженерные войска) - сегодняшние сапёры. Так почему же именно артиллерист ведёт повествование? Выбор героя случайный или закономерный?
Так и появилась тема нашего исследования: «Почему артиллерист? (или загадка стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова)»
Актуальность темы
Несмотря на то, что стихотворение «Бородино» является программным произведением, современные дети мало что знают о войне 1812 года и о Бородинском сражении.
Считаем, что данная работа помогла нам расширить свой кругозор, приобрести определённый опыт в области исследования, публичного выступления, а главное, полученные знания пригодятся нам в изучении курса истории России в старших классах.
Цель исследования
Цель работы – выяснить, почему в качестве главного героя произведения М. Ю. Лермонтов выбрал солдата - артиллериста
Задачи исследования
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Найти материал по теме «История Бородинского сражения», изучить его,
информацию о родах войск, принимавших участие в битве.
2. Выяснить роль и значение артиллерии в Бородинском сражении.
3. Проанализировать историю создания стихотворения «Бородино» и понять творческий замысел поэта.
4. Установить, реальным или вымышленным лицом является герой- рассказчик.
5. Обобщить полученные сведения, проанализировать результаты, сделать выводы.
Методы исследования
В своей работе мы опирались на следующие общенаучные и эмпирические методы:
- наблюдение;
- поиск необходимой информации (исторической, литературоведческой, биографической);
- сравнение и сопоставление версий о прототипах главного героя;
- анализ и выбор необходимого материала;
- обобщение и вывод (дедукция);
- посещение музея – панорамы;
- интервьюирование;
Основная часть
Этапы работы
1. Для решения двух первых задач нам пришлось собрать необходимую информацию о родах войск и положении русской армии накануне и во время Бородинского сражения.
2. Ключевыми понятиями нашего исследования стали термины: артиллерия , кавалерия, пехота, пионеры, батареи, флеши, позиция войск, тактика и стратегия, литературный прототип, собирательный образ.
3. Кроме того, нам пришлось обратиться к карте-схеме Бородинского сражения, чтобы выяснить позиции русской и французской армий.
В центре обороны на Курганной высоте была развернута батарея из 18 орудий, ее возглавлял генерал Раевский. Левее от нее, недалеко от села Семеновское, были вырыты земляные укрепления (флеши), на которых разместили 36 орудий - ключевой пункт обороны левого фланга, которым командовал П.И. Багратион. Основной удар Наполеон обрушил на Багратионовские флеши. Их штурм продолжался почти непрерывно в течение 6 часов. Ценой огромных потерь, после восьмой атаки, русским пришлось отступить за овраг. Тогда Багратион и был смертельно ранен. На помощь нашим солдатам из резерва была направлена 2-ая легкая рота гвардейской артиллерии капитана Гегеля. В ней то и служил брат бабушки поэта, Афанасий Алексеевич Столыпин.
4. Работа с воспоминаниями участников сражения: Ф. И. Глинки, И. С. Жиркевича, французского генерала Сегюра, императора Наполеона и командующего русской армией М.И. Кутузова – вызвали особый интерес. Например, «Из всех моих сражений,- вспоминал Бонапарт, - самое ужасное то, которое я дал под Москвою. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
Действительно, исключительно важную роль в сражении сыграла артиллерия. Она была одним из главных средств отражения атак французов. Расход снарядов русской артиллерии в Бородинском сражении превысил 60 тыс., т. е. около 100 снарядов на одно орудие. Такое же количество снарядов было выпущено французской артиллерией. Достаточно указать, что бои за артиллерийские пункты — батарею Раевского и Семеновские флеши — стоили противнику около 75% всего числа убитых и раненых в Бородинском сражении. Большая заслуга в успешных действиях русской артиллерии принадлежала начальнику артиллерии армии генералу А. И. Кутайсову.
Русская артиллерия использовалась массированно, она являлась важной составной частью опорных пунктов, вокруг которых велись ожесточенные бои. Огонь русской артиллерии производил громадные опустошения в рядах штурмующих вражеских колонн. Только опираясь на огневую мощь артиллерии, могли успешно маневрировать русские пехота и кавалерия; за ее огневым щитом они приводили себя в порядок и вновь шли в бой. В последний период сражения русская артиллерия сумела развернуть всю свою силу и в состязании с французской артиллерией вышла победительницей. Давая оценку действиям артиллерии в Бородинском сражении, Кутузов отмечал: « Артиллерия наша, нанося ужасный вред неприятелю цельными выстрелами своими, принудила неприятельские батареи замолчать, после чего вся неприятельская пехота и кавалерия отступили »
5. На уроке литературы мы познакомились с историей создания стихотворения «Бородино». А в ходе исследования узнали о том, что автор неоднократно обращался к теме «войны 1812 года», (им было написано в 1830 году стихотворение «Поле Бородина», когда поэту было всего 15 лет). Тогда он узнал, что бабушкин брат Афанасий Алексеевич Столыпин был участником Бородинского сражения, артиллеристом, награжденным за мужество и доблесть золотой шпагой. Сам Кутузов отметил его храбрость. Сразу вспомнились строки из стихотворения: «Да, были люди в наше время!..» Безусловно, поэт гордился своим родственником. Не раз обращался к нему с вопросами, называя ласково – «дядюшка», и просьбой рассказать о битве, о войне…
Так у нас появилась 1 версия о возможном прототипе главного героя.
6. Однако в ходе исследования мы обнаружили следующее: в 1836 году Михаил Юрьевич брал уроки живописи у художника П.Заболотского. Там он встретил и познакомился с ветераном, участником Бородинской битвы, Андреевым, чей портрет писал Заболотский, исполняя заказ к грядущему 25-летию Отечественной войны 1812 года. Андрееву нравился любознательный лейб-гусарский корнет, уважительно называвший его дядей, и он с явным удовольствием делился своими воспоминаниями о «дне Бородина». Возможно, эти рассказы старого унтера и вдохновили
М.Ю. Лермонтова на создание одного из лучших его произведений, ставшего гимном мужеству русского солдата. Так возникла 2 версия.
7. Тогда мы решили посетить музей-панораму «Бородинской битвы», чтобы обратиться к сотрудникам музея, с целью помочь нам определить, кто является прототипом главного героя. На нашу просьбу откликнулся Елисеев Андрей Анатольевич. Он рассказал нам, что никаких документов по данному вопросу («Кто является прототипом?) нет, что этот образ в стихотворении, по-видимому, является собирательным: и среди родственников, и среди знакомых Михаила Юрьевича было немало участников Отечественной войны 1812 года, в том числе, Бородинского сражения.
Выводы
Таким образом, мы выяснили:
1. Выбор главного героя оказался неслучайным: именно артиллеристам предстояло сыграть решающую роль в Бородинском сражении.
2. Позиции артиллерийских батарей всегда выгодно располагались на высотах, что позволяло видеть весь ход сражения и объективно оценивать происходящее. Офицеры - артиллеристы – люди образованные и грамотные, а простые солдаты(пушкари) обладали пытливым умом и смекалкой.
3. Образ артиллериста собирательный. В нем воплотились лучшие черты русского национального характера: ум, честь, отвага, доблесть, самоотверженность, любовь к Родине – все, что мы называем патриотизмом.
4. Исследование и его результаты заставили нас задуматься о прошлом страны, ее героических людях, о роли литературы в жизни человека.
Заключение
Считаем, что наше исследование может быть полезно всем, кто интересуется историей страны, русской литературой и увлекается исследованиями.
Оглавление
1. Введение – 1-2
2. Основная часть – 3-4
3. Выводы -5
4. Приложение:
- Портретное изображение М.Ю.Лермонтова
- Портретное изображение А.А.Столыпина
- Репродукция картины П.Заболотского с изображением А.Ю.Андреева
- Изображение артиллериста XIX века
- Изображение гусаров XIX века
- Изображение драгунов XIX века
- Изображение пехотинцев XIX века
- Изображение пионеров (инженеров)
- Изображение карты-схемы Бородинского сражения
5. Ресурсы:
Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др., 2-е изд. - М.: 2013. Ч.1 – с. 150
А. Т. Арсирий «В страну знаний»
«KM.RU» — информационный мультипортал km.ru
Википедия — свободная энциклопедия, ru.wikipedia.org
Кутузов http://www.planet-x.net.ua/img/kutuzov14.jpg
Наполеон http://phenomenonsofhistory.com/site/wp-content/uploads/2010/02/
Napoleon.jpg
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Смекалка против Змея-Горыныча
Хитрость Дидоны
Твёрдое - мягкое
"Морская болезнь" у космонавтов