Данная работа получила высокую оценку на республиканской конференции "Шаг в будущее"
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
XVII –ой республиканской научно-практической конференции школьников
«Шаг в будущее»
Экономика
Тема: «Выяснение специфических факторов и качеств продуктов питания, влияющих на спрос этих продуктов у покупателей»
Выполнила: Ершова Кристина ученица 11 класса «Б»
Руководитель: Заиграева Н.М.
учитель высшей категории
г. Улан-Удэ
2010 г
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………3
2. Типы товаров и особенности Формирования спроса и предложения………………………….4-7
2.1 Особенности формирования предложения на потребительском рынке…………………....4
2.2Общерыночные факторы формирования спроса……………………………..........................5
2.3 Индивидуальный, рыночный, совокупный спрос………………………………….………...6
3. Практическая часть……………………………………………………………...............................7-8
3.1 Разработка анкеты………………………………………………………………………...…….7
3.2 Интервьюирование………………………………………………………………………..….…7
4.Заключение……………………………………………………………………………………….....8-9
5.Приложение…………………...………………………………………………………………….10-12
6. Литература…………………………………………………………………………………………..13
Введение.
Благополучие государства, его место в международном сообществе, влияние на процессы, происходящие в мире, стабильность обстановки в государстве и вокруг него определяется несколькими важными составляющим, такими, как: политика, экономика, военная мощь.
В настоящий момент экономический фактор, который не в последнюю очередь зависит от уровня развития производства, в том числе развития хозяйственных связей между производителями, играет едва ли не самую важную роль в обеспечении мощи государства и благосостояние его граждан.
Вопрос о расширении спроса на внутреннем рынке до сих пор открыт. Посетив любой рынок, вы увидите, что суть рыночного процесса – купля-продажа товаров. Главным действующими лицами здесь являются продавцы и покупатели. Поэтому понять закономерности работы рынка можно, только разобравшись в том, чем руководствуются на рынке покупатели и к чему стремятся продавцы.
Цель исследования:
Целью данного исследования является выяснение специфических факторов и качеств продуктов питания, влияющих на спрос этих продуктов у потребителей – жителей города Улан-Удэ.
Задачи исследования:
Задачей исследования является определение влияния на потребителя таких факторов, как цены, вкусовые качества, срок годности, удобства упаковки продуктов, и др., выделение среди множества факторов основных, преимущественно влияющих на спрос продуктов у потребителя.
Объект исследования:
Объектом исследования является граждане Российской Федерации в возрасте от 18 лет, проживающие на территории города Улан-Удэ.
Предмет исследования:
Предметом исследования является потребительская характеристика спроса на продукты питания, производимые на территории РФ и ввозимые из других стран.
2. Типы товаров и особенности формирования спроса
Каждый человек нуждается в тех или иных благах. И если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на рынок. Естественно он должен располагать деньгами для покупки, поскольку бесплатно на рынке ничего получить нельзя. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся не с потребностями, а со спросом.
Этот термин «платежеспособный спрос» ввел в научную лексику Томас Роберт Мальтус (1766-1834). Он дал такое понятие: «Спрос – сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже».
Но товар товару рознь, существуют разные типы товаров. Можно выделить два основных вида товаров: нормальные товары и товары низшей категории.
Нормальные товары – это товары, спрос на которые возрастает при росте доходов покупателей. Для них характерно то, что чем больше доходы людей, тем больше они готовы приобрести таких товаров.
Товары низшей категории – это товары, величина спроса на которые может снизиться при росте доходов покупателей. Их отличительная особенность состоит в том, что при росте покупателей спрос на них может упасть, они без труда поддаются замене более ценными благами, если на приобретение последних у покупателей хватает денег.
2.1Особенности формирования предложения на потребительском рынке.
В современных условиях формирование товарного предложения на региональном рынке потребительских товаров претерпело существенное изменение. Это характеризуется преобладанием в структуре товарных ресурсов импортных товаров, как продовольственной, так и не продовольственной группах; постепенным вытеснением отечественных товаропроизводителей с внутреннего потребительского рынка страны.
Приоритетным направлением на современном этапе развития экономики страны является насыщение внутреннего потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарами и постепенное вытеснение импортных товаров отечественными с доведением доли импорта в общем объеме товарного предложения на рынке до 10-15%. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность страны, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов, как потребителей, так и производителей, развитию инвестиций в экономику.
Для достижения данной цели, прежде всего, необходимо создание конкурентоспособного отечественного потребительского рынка продовольственного рынка должно идти по двум направлением:
В первом направлении наиболее слабым звеном является именно переработка произведенных продуктов питания. Импортные продовольственные товары, уступая в большинстве случаев по своему качеству, выигрывают в современной технологии обработки и упаковки, обеспечивающей длительные сроки хранения товаров при сохранении их качества. Кроме того, современные технологии обработки продуктов позволяют существенно снизить и потери при их производстве, переработке, хранении. Однако многие перерабатывающие отечественные предприятия не имеют финансовых ресурсов для приобретения и внедрения современных технологий и линий по переработке и упаковке продуктов питания, а высокие проценты по кредитам ухудшают финансовое состояние предприятий. Поэтому, в целях стимулирования технического оснащения перерабатывающих предприятий для создания конкурентоспособной продукции необходима помощь государства и прежде всего местных органов власти. Помощь данным предприятиям может быть осуществлена в виде льготных долгосрочных кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию под минимальные проценты, в форме льгот по местных налогам в виде полного или частичного освобождения от налогообложения прибыли на период срока окупаемости вложенных средств. Данные меры позволят перерабатывающим предприятиям осуществить накопление и вложение средств в дальнейшее развитие, и расширение производства высококачественных продуктов питания. Опыт работы региональных товаропроизводителей подтверждает необходимость внедрения новых технологий для достижения успеха на рынке.
Для определения масштабов проникновения импортных товаров на региональный потребительский рынок и выявления причин изменения структуры товарного предложения на нем нами были произведены исследования рынка потребительских товаров города Улан-Удэ. В ходе исследования было опрошено 20 торговых работников, осуществлено анкетирование 100 покупателей.
2.2 Общерыночные факторы формирования спроса.
Доходы покупателей и спрос. При росте доходов покупатели обычно предъявляют больший спрос на ранее недоступные им товары. Рост величины спроса вызывается и улучшением качества товара. Такова обычная логика поведения покупателей на рынках нормальных товаров и, напротив, при падении доходов спрос граждан спрос на товары падает, хотя их полезность стала ничуть не ниже.
Цены на дополняющие или заменяющие товары.
Как все модели кривая спроса остается неизменной при нескольких условиях, это:
Реально дороговизна или дешевизна товара важна не сама по себе, а по сравнению с другими товарами, находящимся на рынке в то же самое время.
Это происходит потому, что «жизнь» любого товара на рынке всегда происходит в окружении двух групп других товаров, а именно:
Заменяющие товары – это блага, удовлетворяющие те же самые потребности и потому являющиеся наиболее непосредственными конкурентами в борьбе за деньги покупателя. Поскольку целесообразность покупки взаимозаменяющих товаров оценивается на основе соизмерения одной и той же полезности с ценами разных товаров, соотношения цен является, играют огромную роль. При этом изменение цены одних товаров-заменителей ведет к изменению в том же направлении спроса на другие товары.
Дополняющие товары вместе решают проблему удовлетворения одной и той же потребности покупателей. И поэтому изменение цен на одни дополняющие товары, ведет к изменению спроса на все товары этой группы в противоположном направлении.
Ожидание относительно динамики цен в будущем. Этот фактор особенно сильно проявляется в тех случаях, когда люди опасаются существенного роста цен в будущем и покупают товаров больше, чем предсказывает кривая спроса. И хотя, здесь на первый взгляд наблюдается нарушение стандартной связи между ценой и спросом, на самом деле это не так. В данном случае спрос формируется с некоторым заглядыванием в будущее: хотя нынешняя цена кажется покупателям слишком высокой для товара с такой полезностью, но они опасаются, что завтра за него придется платить еще больше.
Численность и возраст населения. Это самый простой из факторов формирования спроса. Его действие состоит в том, что даже притом же самом среднем уровне доходов абсолютное увеличение численности покупателей ведет к повышению спроса.
Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Этот фактор наименее предсказуем и часто меняющийся. Именно через него на спрос влияет такой мощный механизм, как мода. Закономерности проявления данного фактора практически не поддаются изучению, но забывать об этом факторе нельзя, поскольку он постоянно оказывает мощное влияние на развитие товарных рынков.
2.3. Рыночный, индивидуальный, совокупный спрос.
Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый на рынке индивидуальным покупателем.
Рыночный спрос – суммарный спрос, предъявляемый на рынке всеми покупателями.
Формирование и изменение величин рыночного спроса в целом (при прочих неизменных условиях) существенно зависит от:
Под влиянием этих факторов спрос может, как возрастать или убывать, так и менять закономерности своего формирования.
Совокупный спрос – общее количество конечных товаров и услуг всех видов, которое все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного периода времени, при сложившимся уровне цен. Величиной его является общая сумма покупок (расходов), осуществляемых в стране при тех уровнях цен и доходов, которые в ней сложились.
Совокупный спрос подчиняется общим закономерностям формирования спроса.
Именно на вторую закономерность мы обратили внимание, что бы понять влияние факторов на спрос.
3.Практическая часть.
3.1Разработка анкеты.
Мною была разработана анкета для опроса (см. приложение) и проведено интервьюирование респондентов. В анкетировании приняли участие 100 человек, родители и педагоги школы №35 и жители города Улан-Удэ. Анализ анкетирования показал, что большая часть опрошенных потребителей (64,8%) предпочитают приобретать отечественные товары: они отличаются в большинстве случаев более высоким качеством, недлительными сроками хранения, безопасностью в употреблении, а кроме того, соответствуют рациону питания человека, проживающего в данной местности, что способствует устранению дисбаланса в питании и энергетике, а соответственно, укреплению здоровья. На основе данных результатов я построила иерархию факторов, влияющих на спрос (смотрите приложение таблица №1).
Вывод: Как видим в данный момент ситуация на рынке г. Улан-Удэ сложилась следующая ситуация: независимо от того, что в данный момент наблюдается рост цен практически все продукты питания на первое место всё же вышли такие факторы, как: вкусовые качества (73,6% голосов), отсутствие химических добавок (68,4%), цена и срок хранения продукта (по 52,8% голосов).
3.2Интервьюирование.
Интервьюирование проводилось с представителями разных социальных групп:
Тех. персонал шк. №35: Градова В.В., Трофимова Т.В.
Директором школы №35: Пахомовой Л.Г.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе шк.№35: Поповой Е.Н.
Продавец продуктового магазина «Колбасный мир», на оптовом рынке: Басалгина Л.К.
Индивидуальный предприниматель: Ершовым А.В.
Продавец магазина «Продукты», по БКМ: Залюбовской Е.Н.
Было опрошено десять человек.
Вопросы, которые были заданы:
Результаты интервьюирования показали (смотрите приложение диаграмма №2):
73% процентов опрошенных отдают предпочтение продуктам питания отечественного производителя.
Проведенное интервьюирование специалистов торговли показал, что при реализации продуктов питания более половины торговых агентов (59%) отдают предпочтение продаже товаров отечественного производства, в основном местных производителей. Вследствие более высокого качества и безопасности данных товаров (65,6% респондентов), более выгодной формы оплаты за товар – по мере реализации (43,7%) более низких закупочных цен (34,3%) более быстрой реализации (40,6%) , и только 29% - импортным товаром.
Заключение.
Данное исследование позволило мне поглубже понять экономику как науку. И помогла определиться с будущей профессией. Кроме этого, эта исследовательская работа позволила выяснить специфические факторы и качества продуктов питания, влияющих на спрос этих продуктов у потребителей, жителей города Улан-Удэ.
Проведенное обследование розничной реализации продовольственных товаров в разрезе производителей показало средние масштабы проникновения импортных товаров на местный потребительский рынок. В ассортименте реализуемых продовольственных товаров преобладают товары зарубежного производства по таким товарным группам, как йогурты (91,1%), сыры (89,4%), колбасы и сырокопченые (68,5%), масло кукурузное (95%), мясо индейки (100%).
Вместе с тем в последнее время наблюдается определенное расширение товарного предложения продовольственных товаров отечественных производителей. В розничной торговле, как в магазинах, так и на продовольственных рынках, наиболее широко предложены такие виды продовольствия отечественного производства, как майонез, мясные консервы, колбасы вареные, куры, рыбные консервы, наборы конфет из шоколада. По данным товарам отечественные производители, в том числе и местные, представляют к продаже товары более широкого ассортимента и достаточно высокого качества, что обеспечивает устойчивый покупательский спрос населения.
Опрос потребителей показал, что большая часть из них (62%) предпочитают приобретать отечественные товары, так как они отличаются в большинстве случаев более высоким качеством, недлительными сроками хранения, безопасностью в употреблении.
На наш взгляд, приоритетным направлением на современном этапе развития экономики страны является насыщение потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарами и постепенное вытеснение импортных товаров отечественными с доведением доли импорта в общем объёме товарного предложения на рынке до 10-15% . Это необходимо для того, что бы не только обеспечить экономическую безопасность страны, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так и производителей, развитий инвестиции в экономику.
Немаловажную роль в развитии отечественного потребительского рынка играет и торговля, призванная воздействовать на производство на основе изучения покупательских предпочтений и спроса.
Вместе с тем, проведенные исследования показали, что только 37,5% опрошенных торговых работников осуществляют в той или иной мере изучение покупательского спроса на потребительские товары (смотрите приложение диаграмма №3), используя такие методы, как опросы (6,3%), учет и анализ продаж и товарных запасов (18,7%) и т.д. Большая же часть торговых работников (62,5%) не осуществляет вообще изучение покупательского спроса населения, объясняя это большими затратами, нехваткой времени, отсутствием квалифицированных специалистов. Вследствие данной сложившейся ситуации торговля не выполняет в должной мере одну из основных функции – выявление предпочтение потребителей, изучение покупательского спроса и формирование на этой основе заказов товаропроизводителям. Кроме того, торговля должна не только изучать, но и осуществлять формирование покупательского спроса на новые потребительские товары, появляющиеся на рынке.
Приложение.
Анкета.
Ваш пол.
А) женский
Б) мужской
Ваш возраст
А) 18-30
Б) 30-40
В) 40-50
Г) 50 и старше
Какие из приведенных ниже характеристик продуктов питания являются на Ваш взгляд наиболее важными (укажите не более трех позиции)
А) цена;
Б) срок хранения;
В) польза для здоровья;
Г) вкусовые качества;
Д) производитель;
Е) отсутствие химических добавок;
Ж) упаковка.
Как Вы считаете, в данный момент цены на продукты:
А) неоправданно высокие;
Б) вполне приемлемые;
В) достаточно низкие.
Какие из ниже перечисленных продуктов, по Вашему мнению, наиболее полезные для здоровья:
А) овощи, фрукты;
Б) хлебобулочные изделия;
В) продукты животного происхождения.
Насколько Вас интересует срок хранения продуктов, которые Вы покупаете:
А) желательно, чтобы хранились долго;
Б) важно, что бы хранились долго;
В) важно, что бы хранился не менее 36 часов.
У Вас есть выбор между двумя одинаковыми по цене и количеству продуктами. В такой ситуации Вы предпочитаете:
А) продукт отечественного производства;
Б) продукт импортного производства.
Как Вы считаете, влияют ли на вкусовые качества продукта наличие в нем консервантов:
А) да, влияет;
Б) нет, не влияет.
Устраивает ли Вас упаковка отечественных товаров:
А) да;
Б) нет;
В) не всегда
Как Вы думаете, нужна ли реклама продуктов питания?
А) да;
Б) нет;
В) затрудняюсь ответить.
Как часто Вы покупаете полуфабрикаты:
А) часто;
Б) редко;
В) не покупаю.
Обычно вы покупаете продукты:
А) оптом;
Б) в розницу.
Вы покупаете продукты из расчета:
А) на один день;
Б) на три дня;
В) по-разному.
Как Вы считаете, от чего, в большей степени зависит срок хранения продуктов:
А) от качества продукта;
Б) от свойств упаковки;
В) от соблюдений условий хранения;
Г) от наличия консервантов.
Вы предпочитаете продукты, упакованные в:
А) бумагу, полиэтилен;
Б) упаковку и бутылки из пластмассы;
В) стеклопосуду.
Как, по Вашему, влияет наличие консервантов на вкусовые качества продукта:
А) улучшает;
Б) ухудшает;
В) не влияет.
В выборе продуктов Вы помимо всего руководствуетесь:
А) пользой для здоровья;
Б) вкусовыми качествами;
В) легкостью в приготовлении.
Влияет ли реклама на Ваше решение купить тот или иной продукт:
А) да, влияет.
Б) нет, не влияет.
Вы предпочитаете покупать одно и тоже количество продукта в:
А) упакованным в одном целое;
Б) в мелкой расфасовке (в нарезку и т.п.)
При покупке продуктов Вы ориентируетесь, прежде всего:
А) на цену;
Б) на качество;
В) на что-то другое _________________________________
Вы выбираете продукты:
А) хранящиеся долго и содержащие консерванты;
Б) с малым сроком хранения, без консервантов.
Вы предпочитаете продукты:
А) известных производителей;
Б) те, которые Вы покупаете уже долгое время;
В) те, которые продаются в ближайшем к Вам магазине.
Вы видите рекламу продуктов питания (можно указать до трех позиций):
А) утром;
Б) днем;
В) вечером.
Обращаете ли Вы внимание на художественное оформление упаковки:
А) да;
Б) нет;
В) не всегда.
Таблица 1
№ | Фактор | % опрошенных | Возраст | пол | ||
18-40 | 40 и старше | муж | жен | |||
1 | Вкусовые качества | 73,6% | 36,8% | 10,5% | 1% | 99% |
2 | Отсутствие химических добавок | 68,4% | 54,5% | 13,9% | 4% | 96% |
3 | Цена | 52,8% | 48,4% | 4,3% | - | 100% |
4 | Срок хранения | 52,8% | 47,4% | 1% | - | 100% |
5 | Польза для здоровья | 42,1% | 42,1% | - | - | 100% |
6 | Производитель | 15,8% | 7,6% | 8,2% | - | 100% |
7 | Упаковка | 1% | 1% | - | 100% | - |
Диаграмма №2
Диаграмма №3
Литература.
Снегири и коты
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Почта
Всему свой срок
Заколдованная буква