Исследовательская работа "Что я смогу сделать с мусором?" выполнена ученицей 3 класса МОУ СОШ с.Песчаноозёрка Голиковой Светланой. Поставлена проблема : Все улицы села захламлены мусором, большую часть которого составляют коробки, пластиковые бутылки, пакеты. Что жожно сделать, чтобы село стало чистым?
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 391 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Песчаноозёрка»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему:
«Что я могу сделать с мусором?»
Голикова Светлана
МОУ СОШ с.Песчаноозёрка
2018
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическая часть исследования
1. Проблема отходов
Глава 2. Практическая часть исследования
1. Социологическое исследование
2. Защита исследования
3. Предложения
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Однажды, во время дежурства в классе мне пришлось выносить мусор в контейнер. Корзина была наполнена доверху бумагами, обёртками от конфет, коробочками от соков. Я заметила, что этот мусор был набран в нашем классе за 5 уроков. Стало интересно, а сколько же по школе мы его набрали!? По дороге из школы на улицах нашего села я увидела вот такие картины: мусор на дорогах, около магазина и школы и спросила: «Что можно сделать, чтобы на улицах не было столько мусора».
Проблема: Все улицы села, дороги захламлены мусором, большую часть которого составляют коробки, пластиковые бутылки и пакеты.
В результате возникла тема моего исследования «Что я могу сделать с мусором?»
Определить цель исследования – значит выяснить, зачем мы её проводим. Я задала этот вопрос взрослым и себе: «Куда девать мусор? Что с ним делать? Почему мусор не убирают? А если его и вывозят в мусорных баках, то куда? Что происходит с ним в дальнейшем?»
Цель: Выяснить пути переработки и повторного использования мусора.
Задачи исследования
- Изучить литературу по утилизации мусора в разных странах;
- Предложить свои способы вторичной переработки бытовых отходов;
- Найти полезное применение бытовым отходам.
Объект исследования: бытовые отходы
Предмет исследования: бытовые отходы, возможность их вторичного использования и переработки.
Участники исследования: собственная семья, семьи одноклассников, одноклассники.
Гипотеза исследования
Учащиеся могут внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором.
Методы исследования
Мною использовались следующие методы исследования: изучение литературных источников, социологический опрос, анализ, анкетирование, эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение.
Глава 1. Теоретическая часть исследования
1. Проблема отходов
Тема работы выбрана не случайно. Великий Нильс Бор предрекал: человечество погибнет не от атомной бомбы, бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов.
Раньше вопрос утилизации остро не стоял. Крестьяне отправляли свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, упаковки. Овощные очистки скармливались домашним животным или использовались в виде компоста как удобрение почвы для будущего урожая.
Сейчас потребительская структура изменилась. Продукцию стали обменивать, а значит, потребовалось ее упаковывать для большего удобства. В современном мире уже никого не удивляет вид пластиковой тары. В результате человеческой деятельности ежегодно образуются миллионы тонн различных отходов, в том числе и бытовых. Пришла пора задуматься над сложившейся ситуацией.
2. Пути решения проблемы в разных странах мира
В разных странах мира проблема сбора и утилизации мусора стоит довольно остро, но ее активно пытаются решить. Вводятся новые технологии его переработки. Проводятся социальные проекты, направленные на развитие у населения сознательного отношения к сбору и сортировке отходов. Все эти меры направлены на уменьшение загрязнения окружающей среды. Каждая страна в борьбе с мусорной проблемой имеет свои результаты и достижения.
Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый закон, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок.
С тех пор мусор сваливали на выделенных площадках - полигонах. В результате роста городов свободные площади в их окрестностях уменьшались, а неприятные запахи и возросшее количество крыс становились невыносимыми. Тогда отдельные свалки были заменены мусорными ямами.
В конце 19 века появился первый завод по сжиганию мусора в Англии. После этого знаменательного события утилизация мусора в Европе стала осуществляться с помощью цивилизованных методов. Горы мусора, накопившиеся за счет роста численности населения и одновременного роста промышленного производства, наконец стали уменьшаться.
В Европе практика разделения мусора начала активно продвигаться в начале 80-х годов прошлого столетия. Германия стала одним из первых государств, где была применена эта практика. Сейчас система разноцветных мусорных контейнеров работает фактически во всех странах мира.
Япония разработала уникальную технологию уборки и сортировки бытового мусора. Отходы делятся на две категории – сгораемые и несгораемые. Отдельные баки существуют и для пищевых отходов. В сельской местности и частном секторе обустроены специальные места для сбора отсортированного мусора. Каждому виду отходов установлено свое время и день. Законом предусматривается сбор и сортировка мусора, его вывоз и переработка. Фирмы, производящие электронную и другую технику, обязаны обеспечить условия сбора и переработки произведенных ими приборов по окончании их эксплуатации. В этой стране из переработанного мусора строят даже береговые укрепления и дома.
Доля России в этой отрасли катастрофически мала. Перерабатывающие заводы и предприятия есть только в нескольких крупных городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Курске, Красноярске.
По умению, точнее неумению, управляться с мусором мы в числе самых диких народов мира. Вместо того чтобы ежегодно зарабатывать на переработке отходов 30 млрд. рублей, не считая экологического эффекта, мы свои отходы везем на свалки, где они горят, гниют, протекают и в итоге возвращаются и бьют по нашему здоровью.
Почему Россия так отстаёт в переработке мусора, пренебрегает бережным отношением к природе и окружающему миру в отличие от развитых стран?
Может быть, дело не только в нехватке денежных средств для постройки мусороперерабатывающих предприятий? Возможно, правительство и граждане нашей страны просто не привыкли и не хотят задумываться о том, как уменьшить количество мусора и как его можно использовать вторично хотя бы на бытовом уровне, в условиях своего дома.
3. Проблема утилизации твёрдо-бытовых отходов в с. Песчаноозёрка
Какие острые экологические проблемы сегодня есть в нашем селе?
Село Песчаноозёрка - довольно чистое село по качеству атмосферного воздуха. Но увеличение автотранспорта в селе может изменить данную ситуацию, потому проблему загрязнения воздуха не стоит сбрасывать со счетов. А вот чистота воды в наших водоемах во многом зависит от людей. Я наблюдала, что в нашей речке много мусора: стекло, коробки, палки. Это значит, когда дети и взрослые ходят отдыхать на речку, после себя оставляют мусор.
Но, пожалуй, самая острая проблема, которая касается каждого, – проблема сбора и утилизации отходов. В нашем селе нет специальных контейнеров для мусора, поэтому люди выносят мусор на свалки в разных концах села. И таких свалок уже много.
Что является камнем преткновения на пути решения данных проблем?
Я думаю, достаточно низкий уровень экологической культуры населения, нежелание решать экологические проблемы в родном селе.
Бросаются в глаза стихийные свалки на окраинах, мусор на берегу реки, состояние дороги до свалки, самой свалки.
Во всем мире отходы рассматривают как потенциальное сырье для будущего продукта – вторичного сырья, как элемент бизнеса. В городах открыты пункты приёма вторсырья, где от населения принимают пластиковую и стеклянную тару, металлолом, бумагу и картон.
2017год был объявлен Годом Экологии. Может быть, и нам пора позаботиться о своём селе?
Подумать, что можно сделать из коробок, бутылок.
Глава 2. Практическая часть исследования.
1. Социологическое исследование
Я решила узнать, сколько пластиковой тары выбрасывает каждая семья, какие товары в пластиковой упаковке приобретаются, используются и куда девается упаковка.
Для этого я провела социологическое исследование: попросила родителей моих одноклассников ответить на вопросы моей анкеты.
Я пересчитала расход пластиковой тары в месяц, и вот что получилось:
- пластиковых бутылок – 20 шт, объемом 2 л;
35 шт. объемом 1,5 л;
14 шт. объемом 1 л
12 шт. объемом 0,5 л.
- пластиковых баночек из-под йогурта – 28 шт.;
- из-под сметаны – 20 шт.;
- пакетов обычного размера – 40 шт.;
- из-под молока, кефира – 30 шт.
- пластиковых флаконов из-под шампуней и др. – 24 шт.
2. Опрос учащихся
Так же мной был проведён опрос учащихся моего класса.
В анкетировании приняли участие 12 учащихся. Итоги анкетирования показали следующий результат:
Вопрос 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?
Да – 12 человек Нет – 0 человек.
Минеральная вода – 12 человека
Газированная вода, соки, напитки – 12 человек
Подсолнечное масло – 12 человек
Майонез – 12 человек
Кетчуп – 7 человек
Питьевой йогурт – 5 человек
Вопрос 2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?
Сжигаем в печке – 10 человек
Используем в хозяйстве – 12 человек
Вопрос 3.. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?
Для посадки рассады – 12
Для хозяйства – 6 человек
Делаем поделки – 4 человека
Анкетирование показало, что семьи учащихся нашей школы, покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку используют в домашнем хозяйстве или сжигают.
Защита исследования
Я обратила внимание на то, что в школьном мусоре в основном оказывается бумага. А ведь бумагу можно перерабатывать, сдавая её в макулатуру. Я читала, что 20% макулатуры сохраняет одно крупное дерево, а одна тонна сберегает 0,5 гектара леса.
В своём классе я провела «Мастер – класс» по использованию ненужных бытовых отходов. Я придумала, как можно использовать эту гору пластика. Ко Дню 8 Марта изготовила поделки из бросового материала в подарок маме. Ребятам поделки понравились и многие пожелали сделать это своими руками.
Я познакомила ребят со своей исследовательской работой «Что я могу сделать с мусором?» Приятно было, что многие ребята меня поддержали. Это было видно из анкеты.
Прочитав научную литературу, я выяснила, что в мире взрослых существуют другие пути выхода из этой проблемы:
- реконструировать мусороперерабатывающие заводы;
- создать новые экологически безопасные полигоны;
- обновить мусороперерабатывающую промышленность.
Собраны сведения, сделаны необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои исследования, я пришла к выводу: проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел.
Предложения:
Заключение.
Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме. Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше».
(В. Солоухин «Приговор»)
Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка. На примере своей исследовательской работы я показала, как можно вторично использовать твёрдо - бытовые отходы.
Гипотеза исследования подтвердилась - учащиеся могут внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором.
Значимость и прикладная ценность работы: научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, привить им навыки ручного труда, расширить знания об истории вещей. Никогда не забывайте, природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.
Литература
Приложение №1
АНКЕТА
Уважаемые родители!
Прошу вас принять участие в исследовательской работе «Что я могу сделать с мусором? Проблема утилизации мусора» и заполнить анкету.
Состав семьи - чел.
Сколько пластиковых бутылок выбрасывает ваша семья в неделю?
-2-литровых - шт
-1,5 литровых - шт
-1 литровых - шт
-0,5 л - шт
-0,33 л - шт
Сколько пакетов выбрасывает ваша семья в день?
-обычные пакеты- шт
- из-под молока, кефира, майонез шт
-большие пакеты шт
Сколько пластиковых баночек выбрасывает ваша семья в день?
- из-под йогурта - 3шт
-из-под сметаны - 1шт
Сколько выбрасывает ваша семья пластиковых флаконов из-под шампуней, гелей и других косметических средств в месяц?- шт
Приложение №2
ОПРОС УЧАЩИХСЯ
Вопрос 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?
Вопрос 2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?
Вопрос 3. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Сочини стихи, Машина
Ах эта снежная зима
Любимое яичко
Сказка "Морозко"
Сверчок