Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raboty_vyazovoy_yu.a._2.doc | 223.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Протвино
XVI городская научно-практическая конференция
«Ученик, учитель, наука, наукоград!»
Гуманитарная секция
Предмет: русский язык
Исследовательская работа
Тема
«Речевые ошибки в письменных работах моих одноклассников»
Автор:
Вязовая Юлия
учащаяся 8 «А» класса
МБОУ «СОШ №1» г.Протвино
Руководитель:
Неволина Елена Александровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1» г. Протвино
Московской области
2017-2018
учебный год
Содержание
Введение…………………………………………………………………........................3
Глава 1. Речевая ошибка в письменной речи
1.1 Письменной речь как одна из основных форм речи……………………………..5
1.2 Понятие речевой ошибки…………………………………………………………..5
1.3 Виды речевых ошибок……………………………………………………………...7
1.4 Причины речевых ошибок…………………………………………………………9
Глава 2.Речевые ошибки в письменных работах учащихся 8 «А»
класса МБОУ «СОШ №1»……………………………………………………………9
2.1 Исследование типичных речевых ошибок в письменных работах
учащихся 8 классов МБОУ «СОШ №1»……………………………………………10
2.2 Памятка по работе с речевыми ошибками………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………………….15
Введение
...Зачем,
О смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем?! Вот кому служить
Должны мы все…
Еврипид
В повседневной жизни мы практически на каждом шагу можем столкнуться с косноязычием. Это беда современного общества. А ведь именно речь является важнейшим показателем интеллекта, мышления, культуры человека. Через речь люди познают все связи мира вокруг себя (природы, вещей, общества). Общаясь, мы обмениваемся полученной информацией.
Универсальная формой общения образованных людей является письменная речь. Она дает им возможность выражать свои мысли и чувства средствами письменности, а также понимать то, что написано другими. Владение грамотной письменной речью очень важно для жизни в обществе.
Письменная речь - объект нашего исследования.
Предмет исследования - речевые ошибки в письменной речи.
Аналитическим материалом проекта послужили различные информационные источники: разнообразная теоретическая литература, Интернет-ресурсы,
письменные работ учащихся 8 «А» класса МБОУ «СОШ №1» .
Актуальность работы очевидна: исследование необходимо для выявления типичных речевых ошибок в письменных работах моих одноклассников с целью дальнейшего совершенствования их письменной речи.
Исследовательская новизна проекта видится в результатах проведенной работы и сделанных на этом основании выводах.
Цель проекта: создание памятки по работе с речевыми ошибками в письменной речи для учащихся 8 «А» класса МБОУ «СОШ №1»г. Протвино.
Учёные - лингвисты считают, что наиболее типичной речевой ошибкой является использование слова вне его семантики.
В процессе работы мы проверяем гипотезу о том, что если речевая ошибка по использованию слова в несвойственном ему значении наиболее распространённая, то она является типичной и для письменных работ учащихся 8 «А» класса МБОУ «СОШ №1» г. Протвино.
Проверка истинности гипотезы нацелила нас на выполнение следующих задач:
1.Изучить материалы о видах речевых ошибок, используя книжные ресурсы и Интернет – ресурсы.
2.Провести исследование письменных работ учащихся 8 «А» класса МБОУ «СОШ №1» г. Протвино.
3.Создать памятку по работе с речевыми ошибками для учащихся 8 «А» класса.
Поставленные в работе цель и задачи определяют выбор методов и приемов исследования.
В проекте мы используем теоретические методы: анализ, синтез, сопоставление; эмпирический метод: исследование письменных работ учащихся.
Проект реализуется в рамках учебного предмета русский язык. Проект может быть квалифицирован как исследовательский.
Практическая значимость заключается в том, что материалы проекта могут использоваться впоследствии на занятиях по русскому языку, в организации занятий внеурочной деятельности.
Глава 1. Речевая ошибка в письменной речи
Одной из форм существования языка, противопоставленной устной речи является письменная речь. Эта языковая форма считается вторичной, более поздней по времени возникновения.
Основная единица письменной речи - предложение. Оно выражает логико-смысловые связи посредством синтаксиса. В письменной речи могут присутствовать сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, вставные конструкции и т.п. Если предложения объединены в абзацы, то каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.
Письменная речь обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения – так как ориентирована на восприятие органами зрения.
Данная форма речи обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях. Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано.
Лингвисты отмечают, что последние десятилетия происходит заметное расшатывание литературной нормы на всех ее уровнях. Ошибки наблюдаются в устной и письменной речи носителей языка независимо от возраста, образования, социального положения, и т.д. Возможно, поэтому к вопросу изучения речевой ошибки обращались многие учёные.
Известно, что первые исследования речевых ошибок начинаются в 20-е гг. прошлого века, когда появляются работы А. Н. Гвоздева (1927), К. И. Чуковского (1928) Л. В. Щербы (1930) и др. Лингвист А. Н. Гвоздев на протяжении семи лет вел наблюдения за речевым развитием своего сына. Эти наблюдения легли в основу его научной работы [1] . Писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский собрал коллекцию интересных фактов из речи детей и высказал ряд серьезных лингвистических идей [2].Лингвист и педагог Л. В. Щерба составил подробную классификацию синтаксических ошибок и объяснил причины возникновения конкретных ошибок при написании сочинений [3].
Что же включает в себя понятие «речевая ошибка» в понимании современных учёных лингвистов и методистов? Мы проанализируем в своём исследовании точки зрения современных методистов В. И. Капинос (1973) [4], М. Р. Львова (1978–1979) [5], С. Н. Цейтлин (1989) [6].Учёные в зависимости от отношения к двум основным формам речи – устной и письменной – выделяются ошибки: свойственные исключительно устной форме речи; свойственные исключительно письменной форме речи и не зависящие от формы речи. В своих научных работах В. И. Капинос, М. Р. Львов, С. Н. Цейтлин исследуют ошибки последнего типа.
В. И. Капинос делит такие ошибки на грамматические и речевые [7].
Грамматическая ошибка – это отклонение от различных грамматических норм (словообразовательных, морфологических, синтаксических).
Речевая ошибка – это неправильное (ошибка) или неудачное (недочет) употреб-ление языковых средств в речи (ошибки в словоупотреблении (семантические и стилистические) и в построении текста).
М. Р. Львов к числу речевых ошибок относит не только лексические (словарные), но и морфологические и синтаксические ошибки. К морфологическим ошибкам примыкают случаи ненормативного словотворчества (словообразовательные ошибки), к синтаксическим ошибкам – недочеты в структуре текста. Особую группу составляют стилистические ошибки (морфолого-стилистические, синтаксико-стилистические и лексико-стилистические) [8].
С. Н. Цейтлин термин « речевая ошибка» определяет как нарушение любых языковых норм (в том числе орфоэпических, акцентологических, орфографических и пунктуационных), поэтому ошибки, связанные с нарушением лексических, морфологических и синтаксических норм, предлагает условно называть «собственно речевыми». «Собственно речевые» ошибки в свою очередь подразделяются на словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические, стилистические. [9].
В нашей исследовательской работе в качестве базового определения речевой ошибки мы близки к узкому определению В.И. Капинос, т.к. именно оно взято за основу при оценивании сочинений и изложений учащихся в рамках ГИА.
Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.[10]
Важным при изучении речевых ошибок является вопрос их типологии, потому что классификация является инструментом, с помощью которого объективно оценивается речь носителя языка и выбираются наиболее эффективные методы работы над конкретными ошибками.
В нашем проекте мы опираемся на классификацию, предложенную в исследованиях В.И. Капинос, потому что её используют в работе школьные учителя для классификации речевых и грамматических ошибок учащихся и эксперты ГИА при оценивании экзаменационных работ выпускников.
Какие же ошибки данная классификация предлагает считать речевыми?
1.Употребление слова в несвойственном ему значении.
Примеры:1) Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. (Ошибка заключается в неверном выборе слов: Распаляться – 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством. Разгораться – начать сильно и хорошо, ровно гореть).
2)Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
( В современном русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. Ошибка возникает в связи со смысловым отвлечением предлога от исходного глагола благодарить. В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.
2.Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.
Примеры: 1)В таких случаях я взглядываю (вместо заглядываю) в словарь.
2) Были приняты эффектные (вместо эффективные) меры.
3. Неразличение паронимов, синонимичных слов, ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы.
Примеры: 1)Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувство юмора.
(Заглавный - это содержащий название, что данному предложению не подходит. Здесь нужно употребить пароним главный. Паронимы не взаимозаменяются в речи, так как это приводит к искажению смысла высказывания).
2)В конечном (вместо синонима последний) предложении автор применяет градацию.
3) В третьей части текста не весёлый, но и не мажорный (вместо минорный) мотив заставляет нас задуматься.
4.Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох;
неуместное употребление устаревших слов, канцелярита, жаргонизмов.
Примеры:1) Мочалин работает (вместо служит) секретарём Фамусова.
2) В романе А.С.Пушкина имеют место лирические отступления.
3)Герой зациклился (жаргонизм) на своих отношениях.
5 .Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.
Примеры:1) Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 2)Зощенко палец в рот не клади, а дай только
6 .Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов.
Примеры: 1) На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки (вместо свёклу) 2) Таким людям всегда удается объегорить (вместо обмануть) других.
7.Нарушение лексической сочетаемости .
Примеры: 1)Автор увеличивает (вместо усиливает) впечатление.
2) Автор использует художественные особенности (вместо средства).
8.Употребление лишних слов; плеоназм .
Плеоназм (от греч. pleonasmos - избыток, чрезмерность) - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.
Примеры:1) Все гости получили памятные сувениры. (Сувенир - подарок на память, поэтому памятные в этом предложении - лишнее слово.)
2) очень прекрасный (Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака).
9 .Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология).
Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos - слово) - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Пример: В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
10.Неоправданное повторение слова.
Пример: Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
11.Бедность и однообразие синтаксических конструкций.
Пример: Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
12.Неудачное употребление местоимений.
Примеры:1) Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. 2)У меня сразу же возникла картина в своем воображении.
Одной из задач нашего проекта являлось создание памятки по работе с речевыми ошибками для учащихся 8 «А» класса МБОУ «СОШ №1» г. Протвино. Базой для исправления и предупреждения речевых ошибок является исследование причин их возникновения. Для этого мы обратились к изучению научных работ учёных - методистов Рамзаевой Т.Г. и Львова М.Р. В своих работах по методике преподавания русского языка они выявляют следующие причины возникновения речевых ошибок у учащихся:
1) малый объем внимания учащегося: например, при речевой ошибке повтор слова учащийся забывает, что только что употребил слово и выбирает его снова;
2) бедность словаря: у пишущего нет достаточного выбора, он не владеет синонимией, не умеет пользоваться местоимениями для замены повторяющихся слов;
3) непонимания значения слова или его оттенков по причине невысокого общего речевого развития, недостаточной начитанности;
4) малый речевой опыт, бедность фразеологического запаса;
5) недостаточное чутье языка, непонимание стилистических характеристик слова;
Общий путь их предупреждения — это создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, выяснение роли и целесообразности слова в различных контекстах.
Глава 2.Речевые ошибки в письменных работах учащихся 8 «А» класса МБОУ «СОШ №1»
2.1 Исследование типичных речевых ошибок в письменных работах учащихся 8 классов МБОУ «СОШ №1»
Проверяя гипотезу о том, что если речевая ошибка по использованию слова в несвойственном ему значении наиболее распространённая, то она является типичной и для письменных работ учащихся 8 «А» класса МБОУ «СОШ №1» г. Протвино, мы провести исследование письменных работ учащихся 8 «А» класса МБОУ «СОШ №1» г. Протвино. Для исследования было взято 27 сочинений-рассуждений учащихся объёмом около100слов на тему: «Как вы понимаете значение слова «доброта»?
В результате анализа письменных работ мы узнали, что ученики параллели восьмых классов нашей школы допускали следующие ошибки:
1) употребление слова в несвойственном ему значении: Я была шокирована этим героичным поступком
2) неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом: положить (вложить) в него качества;
3) неразличение паронимов, синонимичных слов, ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы: В конечном предложении я доказал свою правоту.
4) неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов: Юшка был добрым, но страдал из-за того, что жители деревни выпендривались (зазнавались).
5) нарушение лексической сочетаемости: сделанные (совершенные) поступки; выполнение (достижение) своей цели; показывает (рассказывает) историю; манерам (правильному) произношения;
6) употребление лишних слов; плеоназм: молодой парень; очень замечательный;
7) употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология): ничто так не учит, как игрушки, с которыми мы могли играть; развить и положить в него положительные качества;
8) неоправданное повторение слова: Главный герой произведения был хорошим человеком. Герой был добр к окружающим и жертвовал собственными интересами ради окружающих;
9) неудачное употребление местоимений: подвиг - это героический поступок, совершенный во благо чего-то (кого-то); Игрушка все время лежала на полке, она очень грустила.
В процессе исследования мы выявили, что учащиеся 8 класса не допускают в письменной речи ошибок, связанных с употребление слов иной стилевой окраски; смешением лексики разных эпох; неуместным употреблением устаревших слов, канцелярита, жаргонизмов, диалектных и просторечных слов. Письменная речь восьмиклассников свободна от однообразия синтаксических конструкций.
Вид речевой ошибки | Пример | Количество раз совершения ошибки | Процент | |||
1.Употребление слова в несвойственном ему значении | Я была шокирована этим героичным поступком. | 15 | 36,6% | |||
2.Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. | положить (вложить) в него качества | 1 | 2,4% | |||
3. Неразличение паронимов, синонимичных слов, ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы. | В конечном предложении я доказал свою правоту. | 2 | 4,9% | |||
4.Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление устаревших слов, канцелярита, жаргонизмов. | Нет. | 0 | 0% | |||
5.Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов. | Юшка был добрым, но страдал из-за того, что жители деревни выпендривались (зазнавались) | 1 | 2,4% | |||
6.Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов. | Нет. | 0 | 0% | |||
7.Нарушение лексической сочетаемости. | Мария пристально слушала его рассказы. | 1 | 2,4% | |||
8.Употребление лишних слов; плеоназм . | Он был совсем молодым юношей | 7 | 17,1% | |||
9.Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология). | развить и положить в него положительные качества | 6 | 14,6% | |||
10.Неоправданное повторение слова. | Главный герой произведения был хорошим человеком. Герой был добр к окружающим и жертвовал собственными интересами ради окружающих. | 6 | 14,6% | |||
11.Бедность и однообразие синтаксических конструкций. | Нет. | 0 | 0% | |||
12.Неудачное употребление местоимений. | Автор рассказывает нам о подвигах героя, он считает их великими. | 2 | 4,9% |
Речевые ошибки учащихся 8а класса МБОУ «СОШ №1»г. Протвино
Исследование №1
Чтобы убедиться в объективности проведенного нами исследования мы провели вторую серию исследований, заключающуюся в анализе 27 сочинений на тему «Как вы понимаете значение слова «самовоспитание?»». Данные, полученные в ходе проделанной работы, представлены в таблице:
Вид речевой ошибки | Пример | Количество раз совершения ошибки | Процент | |||
1.Употребление слова в несвойственном ему значении | Благодаря (из-за) отсутствию стремления к самовоспитания, герою не удалось добиться цели. | 7 | 21,2% | |||
2.Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. | положить (вложить) в него качества | 1 | 3% | |||
3. Неразличение паронимов, синонимичных слов, ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы. | В конечном предложении я доказал свою правоту. | 3 | 9% | |||
4.Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление устаревших слов, канцелярита, жаргонизмов. | Нет. | 0 | 0% | |||
5.Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов. | Каждое утро юноша бодро вставал и сразу шел к знаниям (на занятия). | 1 | 3% | |||
6.Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов. | Нет. | 0 | 0% | |||
7.Нарушение лексической сочетаемости. | Всем нужно развивать силу выносливости (силу воли) | 9 | 27,3% | |||
8.Употребление лишних слов; плеоназм . | Молодой парень из всех сил трудился, чтобы достичь цели. | 1 | 3% | |||
9.Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология). | 4 | 12,1% | ||||
10.Неоправданное повторение слова. | Он делал это усердно и добросовестно. Это был пример самовспитания. | 4 | 12,1% | |||
11.Бедность и однообразие синтаксических конструкций. | Нет. | 0 | 0% | |||
12.Неудачное употребление местоимений. | Автор показывает нам пример самовоспитания парня, он гордится тем, что имел такого друга. | 3 | 9% |
Речевые ошибки учащихся 8а класса МБОУ «СОШ №1»г. Протвино
Исследование №2
Сопоставление данных, полученных в первой и второй частях исследования:
Исследование №1 | Исследование № 2 | |||
1.Употребление слова в несвойственном ему значении | 15 | 36,6% | 7 | 21,2% |
2.Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. | 1 | 2,4% | 1 | 3% |
3. Неразличение паронимов, синонимичных слов, ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы. | 2 | 4,9% | 3 | 9% |
5.Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов. | 1 | 2,4% | 1 | 3% |
7.Нарушение лексической сочетаемости | 1 | 2,4% | 9 | 27,3% |
8.Употребление лишних слов; плеоназм | 7 | 17,1% | 1 | 3% |
9.Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология). | 6 | 14,6% | 4 | 12,1% |
10.Неоправданное повторение слова | 6 | 14,6% | 4 | 12,1% |
12.Неудачное употребление местоимений | 2 | 4,9% | 3 | 9% |
2.2 Памятка для учащихся по работе с речевыми ошибками
Изучив научную литературу о причинах возникновения речевых ошибок в письменной речи учащихся и типичные речевые ошибки учащихся 8 «А» класса МБОУ «СОШ №1», мы создали «Памятку для учащихся по работе с речевыми ошибками»
Памятка для учащихся по работе с речевыми ошибками
1.Внимательно перечитайте текст и выделите неуместные повторы слов; замени повторяющиеся слова синонимами, местоимениями либо исключи повторы слова, где это возможно.
2. Проверьте по толковому словарю значения непонятных вам слов или слов, которые вы употребляете впервые. Не употребляйте слова, если вы не знаете его значения!
3.Проверте по фразеологическому словарю правильность построения фразеологических оборотов в вашем тексте. Определите смысловое значение фразеологизмов и проверьте уместность их употребления.
4.Выделити в тексте слова с эмоционально-оценочной и экспрессивной окраской, проверьте уместность их употребления.
5.Выделите в вашем тексте диалектные и просторечные слова и сочетания, жаргонизмы, исключите их.
6. Выделите в тексте многословие (тавталогии и плеоназмы), перестройте словосочетания и предложения, устраняя ошибки.
7.Проверьте лексическую сочетаемость слов в отдельных словосочетаниях и предложениях по словарю лексической сочетаемости.
8.Проверьте контексты предложений, в которых употребляются местоимения. Исправьте ошибки при употреблении местоимений.
9.Выделите в тексте однообразные по структуре предложения, употребляемые рядом или близко. Измените синтаксическую структуру подобных предложений.
10. Развивайте свою речь ежедневно: читайте художественные, публицистические, научные тексты; изучайте лексические и грамматические нормы употребления новых для вас слов.
Желаем Вам успехов!
Заключение
Речевая ошибка часто встречается в письменных работах учеников. Наша задача - уменьшить количеств речевых ошибок, изучая нормы языка. Чтобы научиться писать верно, в первую очередь нужно уметь замечать неточности в речи и их исправлять. В этом проекте мы рассмотрели виды речевых ошибок, установили причины их возникновения, создали памятку по работе с речевыми ошибками, что поможет научиться грамотно излагать свои мысли.
Гипотеза исследования о том, что если речевая ошибка по использованию слова в несвойственном ему значении, по мнению учёных-лингвистов, наиболее распространённая, то она является типичной и для письменных работ учащихся 8 «А» класса МБОУ «СОШ №1» г. Протвино подтвердилась частично. Анализируя письменные работы учащихся 8-го класса, мы установили, что из всех речевых ошибок, допущенных восьмиклассниками, доля ошибки употребление слова в несвойственном ему значении составляет 36,6 % при первой серии исследований и 21,2 % при второй серии. Причина такого вида ошибки состоит в плохом понимании оттенков значения определенных слов, следовательно, ученику, совершающему такую неточность, следует делать больший упор на уточнение лексического значения слова.
Таким образом, мы видим, что практическая значимость нашей исследовательской работы очевидна. Умение замечать и исправлять речевые ошибки важно как для сдачи экзаменов по русскому языку, литературе, так и для будущей профессиональной деятельности каждого. Грамотная речь – основа культуры каждого человека.
Список литературы
1.Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений / подгот. к печати и науч. ред. Е. С. Скобликовой. М.: УРСС (КомКнига), 2005.
2. Чуковский К. И. От двух до пяти. М.: Детгиз, 1963
3. Щерба Л. В. Трудности синтаксиса русского языка для русских учащихся // Русский язык в советской школе. 1930. № 3.
4. Капинос В. И. Об оценке речевых навыков учащихся // Русский язык в школе. 1973. № 6
5. Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. М., 1978–1979. Вып. 1–2.
6. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: учеб. пособие. Изд. 3-е, испр. М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
7. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. 2-е изд. М.: ЛИНКА-пресс, 1994.
8. Львов М. Р., В. Г. Горецкий, Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Изд. центр «Academia», 2011
9. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: учеб. пособие. Изд. 3-е, испр. М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009
10.Цыбулько И.П. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года. М.: ФИПИ, 2017
11. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. − М.: Просвещение, 1979.
12.Рыженко Ю.А. К проблеме классификации речевых ошибок. Научные труды КубГТУ, № 6, 2016 год с.291
Сказочные цветы за 15 минут
Басня "Две подруги"
Рисуем зимние домики
Что общего у травы и собаки?
Зимовье зверей