Актуальность выбранной темы заключается в том, что ребенок, помещенный в условия интерната, лишенный положительного опыта семейной жизни, деформируется в личностном развитии. У таких детей снижается общий психический тонус, развивается чувство тревоги, агрессивность, тормозится интеллектуальное развитие. Такой ребенок покидает интернат не готовым к самостоятельной жизни, не умея организовать свой быт, создать и сохранить семью. Поэтому приоритетным является развитие именно семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения.
Вложение | Размер |
---|---|
surkova.odt | 280.05 КБ |
РЕФЕРАТ
«Проблемы социального сиротства в Саратовской области»
Выполнили :
ученицы 10.3 класса
МАОУ «Лицей №36»
Суркова Кристина.
Елизарова Юлия
Проверила :
учитель обществознания
Кондрашова А.Р.
Саратов 2018г.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственная политика в области семейных отношений………….6
1.1 Правовые аспекты социального сиротства ……………………………..6
1.2 Формы социальной защиты детей оставшихся без родительского попечения…………………………………………………………………………..11.
1.3Виды нарушения законодательства в отношении детей-сирот…………...11
Глава 2. Социальная поддержка детей-сирот по Саратовской области……….15.
Заключение. ………………………………………………………………………17.
Список использованной литературы…………………………………………..20
Приложение………………………………………………………………………..21
Введение
Государственный интерес в регулировании семейных отношений выражен в ст. 7 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в РФ относится укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности и создание механизмов дополнительной поддержки семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без родительского попечения.
Современное семейное законодательство восприняло норму международного права о том, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Так, пункт 2 ст. 54 СК РФ гласит, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Он имеет право знать своих родителей, проживать вместе с ними (за исключением случаев, когда нарушаются его права и законные интересы), на воспитание своими родителями. В случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства, в порядке, предусмотренном главой 18 Семейного кодекса РФ.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что ребенок, помещенный в условия интерната, лишенный положительного опыта семейной жизни, деформируется в личностном развитии. У таких детей снижается общий психический тонус, развивается чувство тревоги, агрессивность, тормозится интеллектуальное развитие. Такой ребенок покидает интернат не готовым к самостоятельной жизни, не умея организовать свой быт, создать и сохранить семью. Поэтому приоритетным является развитие именно семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения. Законодательное определение термина "дети, оставшиеся без попечения родителей" содержится в ст. 121 Семейного кодекса. В п. 1 данной статьи приведен примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения: а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными; б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение их под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел). В качестве уклонения родителей от воспитания детей особо выделен отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.
Главное, неотъемлемое право каждого ребенка – воспитываться в семье.
И, хотя существует множество форм обустройства несовершеннолетних сирот, первое, что предпринимает государство в случае потери родителей – пытается найти для них другую семью.
Если это не удается, то в качестве места пребывания сироты выбирается учреждение исповедующее принцип семейности.
Стоит сказать и о том, что за деятельностью всех этих служб внимательно следит прокуратура, проводя периодические проверки. Лица, не выполняющие своих обязанностей, наказываются согласно букве закона.
Цель данной работы рассмотреть проблему социального сиротства и определить меры социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Саратове и Саратовской области. Поставленная цель определила ряд задач, которые необходимо решить в ходе проводимого исследования, а именно:
-Рассмотреть правовые аспекты социального сиротства;
-Ознакомится со статистикой обращения детей-сирот в органы уполномоченного по правам ребенка;
-Выявить все нарушения законодательства в домах интернатного типа;
-обозначить возможные пути решения данных проблем
Объектом работы являются общественные отношения в сфере гарантий на социальную защиту детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом работы являются нормативные правовые акты, связанные с правовым регулированием социальной защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также статистика Уполномоченного по правам ребенка по Саратовской области.
Глава 1. Государственная политика в области семейных отношений.
1.1 Правовые аспекты социального сиротства.
На современном этапе развития общества решение проблем социального сиротства является одним из приоритетных направлений социальной политики государства и в значительной мере определяет социальное благополучие детского населения.
Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством".[4]
Конвенция является единственным международным договором, который ратифицировали абсолютное большинство существующих государств. В ней подтверждаются права всех детей на выживание, охрану здоровья и образование через создание для них благоприятных условий жизни, позволяющих оградить детей от эксплуатации, жестокого обращения и насилия, а также гарантии права на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. В Конвенции о правах ребенка в основном перечислены те права, которые призваны обеспечить удовлетворение особых потребностей детей, связанных с их социальной и психофизической незрелостью.
Однако говорить о правах детей, имея в виду лишь те, что защищены названным документом, не совсем правильно, так как согласно ст. 6 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" за ребенком закреплены все права человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ. "[1] В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии (пособия и иные гарантии социальной защиты. Круг прав человека и гражданина значительно шире и включает такие на первый взгляд "недетские" права, как неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти. Таким образом, ребенок выступает объектом и субъектом права, имеющим все конституционные права, которые провозглашены для любого человека, и особые права - для ребенка.
В ч. 1 ст. 38 Конституции РФ закреплено: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства".".[1] Вместе с тем количество социальных сирот в России к концу 2008 г. составляло более 126025 тысяч. Проблемные вопросы, связанные с регулированием в России социального сиротства, представляют собой не только актуальную, но и болезненную тему. Гражданский, Семейный, Трудовой и другие кодексы закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, приоритет которых закреплен в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Однако изучение практики и юридической литературы показало, что некоторые фундаментальные принципы Конвенции ООН о правах ребенка не выполняются: не все российские нормативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка; еще не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав; не разработаны стандарты качества жизни детей.
Очень часто,дети в реальной жизни сталкиваются с алкоголизмом, наркоманией, асоциальным поведением, воровством в менее опасной для общества форме .Это прежде всего те, кто находится в трудной жизненной ситуации, дети, оставшиеся без попечения родителей, безнадзорные и бездомные дети; дети-инвалиды, дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе вынужденные переселенцы и беженцы); дети - жертвы насилия; дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы, а также находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением; дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно. ".[8] Решение проблем социального сиротства невозможно вне связи с обществом и государством.
Острота социальной проблемы обусловлена, с одной стороны, увеличением числа детей данной категории, а с другой - неэффективным функционированием системы социально-правовой поддержки, которая в современной России ориентирована в основном на учет первичных потребностей социальных сирот. Государственное семейное право сегодня не регламентирует виды социальной помощи семье, имеющей несовершеннолетних детей, порядок ее оказания и перечень ситуаций, требующих вмешательства специалистов. Так, в Административный кодекс от 22 июня 2007 г. (ФЗ N 116) внесены изменения лишь в части увеличения размера штрафов. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа. ".[3] В действующем Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетних, однако родители привлекаются к уголовной ответственности только в случае жестокого обращения с детьми. До сих пор правоприменение ст. 72 Семейного кодекса РФ "Восстановление в родительских правах" является редким явлением. Статья гласит, что "родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка". В то же время можно констатировать факт, что ни одна из существующих организаций, ни одно из государственных учреждений не занимаются восстановлением родителей в правах, сопровождением семей, лишенных или ограниченных в родительских правах, что приводит к дальнейшей деградации семьи и повторному лишению прав в отношении вновь рожденных детей. ".[2]
Согласно ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" применяются два понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, и дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей .
Так, например, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона(в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. ".[3]
На сегодняшний день на решение проблем социального сиротства направлены ряд федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. К их числу, прежде всего, относятся: Семейный кодекс РФ (N 223-ФЗ); Президентская программа "Дети России" и ее Федеральная целевая программа "Дети-сироты"; Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье", утвердившее Положение о приемной семье, и другие. За последние десять лет правительство сделало важные шаги в направлении поддержки различных форм семейного воспитания детей. Была начата активная профилактическая работа по оказанию более эффективной помощи социально незащищенным детям и их семьям, что нашло отражение в Федеральной программе "Дети России" на 2007 - 2010 гг. В 2008 г. в эту Программу был введен компонент "Дети и семья", в котором уделяется особое внимание безнадзорным детям, детям, проходящим социальную реабилитацию в специализированных реабилитационных центрах для несовершеннолетних, детям с ограниченными возможностями и их семьям, а также сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения. Были также предприняты действия по расширению поддержки детям - выпускникам интернатных учреждений посредством оказания помощи в приобретении жизненно важных навыков, необходимых для самостоятельной взрослой жизни; предоставления субсидий выпускникам интернатных учреждений моложе 23 лет на образовательные цели и их участия в программах по обучению профессиональным навыкам. Также принимаются меры по изменению существующих механизмов обеспечения жильем выпускников интернатных учреждений с использованием ресурсов из федерального бюджета. С 1 сентября 2008 г. вступил в силу Федеральный закон "Об опеке и попечительстве", расширяющий права детей, оставшихся без попечения родителей, и ориентированный на устройство таких детей в семью. ".[4] Принятый Закон об опеке и попечительстве, к сожалению, на данный момент не может решить всех проблем детей, оказавшихся в неблагоприятной ситуации. Конечно, несомненно, наилучший выход - устраивать таких детей в новые семьи. На сегодняшний день наиболее распространенными формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются усыновление и опека (попечительство). Одной из новых форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью считается приемная семья. Однако пока этот институт устройства детей на воспитание в семью широко не распространен.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Современное российское законодательство (Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях) по отношению к неблагополучной семье применяет жесткие меры, активно применяя статьи о лишении родительских прав и ограничении в них и фактически игнорируя возможности их восстановления вследствие отсутствия соответствующих структур.
1.2 Виды нарушения законодательства в отношении детей-сирот.
Чаще всего неправомерные действия связаны с предоставлением жилья детям сиротам. Обманным путем преступники стараются заполучить государственную недвижимость, положенную по закону осиротевшим детям.
Другой случай нарушения прав детей сирот — это недобросовестное отношение местных властей к своим прямым обязанностям по обеспечению их жильем. А ведь если такой ребенок во время не получит свое законное имущество, выпускаясь из детского дома, он остается фактически на улице. Таким образом многие сироты долгие годы продолжают обучение по ненужным для них специальностям, для того чтобы сохранить за собой место в общежитии образовательного учреждения.
Не все выпускники детских домов знаю, что по закону для того, чтобы получить жилье, они должна встать в очередь до 23 лет. Помочь им могут только органы уполномоченного по правам ребенка. (Приложение 1)
Однако как показывает статистика категорий граждан, обратившихся к уполномоченному по правам ребенка (Приложение 2), дети-сироты довольно редко обращаются за помощью.
Тем не менее государственные органы стараются как можно чаще проводить проверки и выявлять все нарушения.
Так в 2017 году прокуратурой Саратовской области организована и проведена проверка исполнения законодательства в учреждениях интернатного типа для несовершеннолетних, а также соблюдения прав и законных интересов их воспитанников.
1.3. Проверка исполнения законодательства о соблюдении прав и законных интересов воспитанников интернатных учреждений
Сеть государственных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в заботе государства, включает в себя 41 учреждение, находящееся в ведении министерств образования, социального развития, здравоохранения.
В ходе проверок установлено, что все расположенные на территории области интернатные учреждения имеют надлежащего учредителя, порядок создания и регламентации их деятельности соблюден, локальные акты учреждений в целом соответствуют установленным требованиям.
Однако прокуратурой Волжского района г. Саратова в ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 5 г. Саратова» в Положении о порядке приема, перевода и отчисления воспитанников учреждения выявлено противоречие требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части оснований отказа в приеме в образовательную организацию и оснований отчисления воспитанников из учреждения. На Положение принесен протест, по результатам его рассмотрения оно приведено в соответствие с требованиями законодательства.
Пугачевской межрайонной прокуратурой установлено, что Положение о правилах внутреннего распорядка обучающихся в ГБОУ СО «Школа-интернат г. Пугачева» противоречит законодательству об образовании. В качестве мер дисциплинарного воздействия, применяемых к обучающимся, предусмотрены обязанности возместить вред и принести публичное извинение, определены сроки привлечения к дисциплинарной ответственности и период с момента совершения проступка, в течение которого возможно наложение дисциплинарного взыскания.
В ГБУ СО «Дергачевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» имели место нарушения при производстве ремонтных работ.
В ГУЗ «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы, в том числе детскими церебральными параличами, без нарушения психики» г. Саратова допущены нарушения бюджетного законодательства, а также законодательства о противодействии коррупции.
Так, совершила преступление главный врач учреждения, фиктивно трудоустроив пять сотрудников, которым в период с 2012 по 2016 годы выплачена заработная плата на общую сумму более двух миллионов рублей.
Выявлены единичные нарушения законодательства при оказании медицинской помощи воспитанникам учреждений, обеспечении их продуктами питания, одеждой, обувью, гигиеническими средствами, лекарствами, мягким инвентарем.
В ГБОУ СО «Школа-интернат г. Пугачева» вопреки постановлению Правительства Саратовской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 4 воспитанникам, имеющим статус сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно арматурным картам, не выданы причитающиеся им: пальто (куртки), головные уборы, шарфы, перчатки, носовые платки, сапоги резиновые, майки, свитера, шорты, ремни, тапочки, пижамы, предметы личной гигиены (комплект), портфели.
Прокуратурой Волжского района г. Саратова в ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 5 г. Саратова» установлено, что 34 воспитанника не обеспечены обувью, одеждой и вещевым довольствием в объеме, предусмотренном постановлением Правительства Саратовской области.
В основном в интернатных учреждениях не исполняются требования Федеральных законов «О пожарной безопасности», «О техническом регулировании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не соблюдаются соответствующие нормы и правила.
Кроме этого, установлены нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, в том числе Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации и т. д.
Вызывает озабоченность распространенность нарушений законодательства при установлении соответствующего статуса воспитанникам интернатных учреждений, постановке их на жилищный учет либо закреплении за ними жилья и обеспечении его дальнейшей сохранности, оформлении алиментов, пенсий и иных социальных выплат.
Прокуратурой г. Хвалынска в ГБОУ СОШ п. Алексеевка установлено, что 10 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 14-летнего возраста, какого-либо нормативного закрепления за ними жилой площади, в том числе сохраненного жилья, не имеют, в настоящее время на учет в министерство строительства и ЖКХ Саратовской области не поставлены. Образовательным учреждением необходимые документы не собраны, соответствующие заявления и документы в министерство строительство и ЖКХ области для решения вопроса о постановке на учет не направлены. Вместе с тем двоим воспитанникам интерната в текущем году исполнилось 17 лет, четверым – 14 лет и еще четверым в настоящее время 15 лет. ".[6]
Имеют место нарушения требований Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» по организации и проведению профилактической работы с воспитанниками, информированию органов полиции о получении ими телесных повреждений.
Всего в учреждениях интернатного типа для несовершеннолетних в 2017 году выявлено 104 нарушения законодательства, среди которых 41 нарушение о профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних. ".[6]
Возможно, это лишь малая часть всех противоправных действий в отношении детей-сирот. На самом же деле, существует множество случаев, о которых дети просто не говорят уполномоченному лицу. Но можно ли предотвратить такие нарушения? Если да, то каким образом?!
На мой взгляд, Администрации муниципального образования «Город Саратов» следует рассмотреть возможность наделения полномочиями по координации и анализу деятельности органов опеки и попечительства районов, либо введения новой штатной единицы, которая будет включена в данный отдел, что позволит осуществлять контроль и координировать деятельность по осуществлению мероприятий в части защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и проведению работы по передаче детей, лишенных родительского попечения данной категории на семейные формы устройства.
А также, принять конкретные меры по итогам проверки прокуратуры области, направленные на повышение эффективности работы интернатных учреждений, находящиеся в ведении министерств образования, социального развития, здравоохранения в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Однако, всё же самой важной задачей Министерства образования Саратовской области является « Обеспечить приоритет семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством просветительской деятельности среди населения.»
Глава 2. Социальная поддержка детей-сирот по Саратовской области
2.1. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания.
В регионе активно развивается институт приемных семей, повышается доля детей, находящихся на семейных формах устройства.
На 31 декабря 2017 года в области проживают 451398 детей, в том числе 6954 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1,54% от общего числа детей (без учета усыновленных детей-сирот). ".[6]
В семьях граждан воспитывается 7494 детей, что составляет 91,5%, из них:
под опекой – 5053 детей, что составляет 67,4% (2016г. – 68,7%),
в приемных семьях – 1207 детей, что составляет 16,1% (2016 г. - 14,7%),
усыновленных – 1234 детей, что составляет 16,5% (2016 г. – 16,6%).
В государственных учреждениях всех видов и типов обучается 694 детей, что составляет 8,5%
В Саратовской области действует 385 приемных семей. За 2017 год создано 39 новых приемных семей.
За 12 месяцев 2017 года выявлено 639 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что ниже на 17 % аналогичного периода прошлого года (АППГ - 774 детей).
Количество детей-сирот и ОБПР, переданных в семьи за 12 месяцев 2017 года, составило 1161 человек, что на 82% больше количества выявленных.
Эффективность работы органов опеки и попечительства по устройству детей-сирот в семьи граждан напрямую связана с показателями регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве в семью.
За три года банк данных сократился на 34,5 % (с 1059 до 694 детей) (Приложение 2).
За 12 месяцев 2017 года – сократился на 15%.
Кандидатов на учете в усыновители – 315 человек, в том числе 142 семейные пары.
2.2. Финансовая поддержка детей, нашедших новую семью, в Саратовской области
В случае усыновления оплата труда приемных родителей не предусмотрена законодательством РФ, так как усыновление подразумевает полную передачу родительских прав на ребенка. Кандидаты в приемные родители-усыновители должны быть предупреждены представителями органов опеки о том, что они имеют право только на единовременное пособие при передаче ребенка в семью. Для работающих граждан начисляется сумма в 16,350 тыс. руб., а для безработных – 15,512 тыс. руб.. Получить это пособие может только один родитель и только в том случае, если приёмная семья подала заявку на протяжении полугода после официального судового решения о передаче приёмного малыша родителям или опекунам (Приложение 3).
Также работающим приемным родителям-усыновителям предоставляются отпуска по уходу за ребенком:
• на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей – 110 календарных дней со дня их рождения;
• до достижения ребенком возраста 3 лет.
Отпуска предоставляются одному из супругов по их усмотрению.
В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, федеральное пособие выплачивается в размере 124929,83 руб. на каждого такого ребенка.
В Саратовской области за 2017 г. выплачено 956 пособий на 17,5 млн. руб.
Законом Саратовской области от 6 марта 2007 года № 19-ЗСО предусмотрена выплата единовременного пособия при усыновлении (удочерении) детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Саратовской области, размер которой составляет 9491,78 руб. ".[6]
За 2017 год из регионального бюджета выплачено 100 пособий на сумму 949,2 тыс. руб.
В соответствии с областными законами от 29 декабря 2004 года № 134-ЗСО «Об утверждении порядка и размера ежемесячных денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в Саратовской области» и от 9 ноября 2007 года № 248-ЗСО «О социальной поддержке и материальном обеспечении приемных семей в Саратовской области» ежемесячные денежные выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в приемную семью из средств областного бюджета установлены в размере:
- на детей в возрасте до 6 лет – 5357, 31 руб. на одного ребенка;
- на детей в возрасте от 6 до 18 лет – 7984,18 руб. на одного ребенка;
- на детей в возрасте старше 18 лет, продолжающих обучение в общеобразовательных школах – 7984,18 руб.
Кроме этого, ежемесячно производятся доплаты на питание в выходные и праздничные дни и на каждого ребенка, имеющего хронические заболевания.
С учетом доплаты на ребенка до 6 лет сумма пособия в среднем составляет – 5933,09 руб.; от 6 до 18 лет – 8750,44 руб.
Приемным родителям на основании гражданско-правового договора выплачивается ежемесячное вознаграждение за воспитание детей:
- при наличии менее 3-х детей - 5404 руб. в месяц;
- при наличии 3-х и более детей - 10808 руб.
Ежемесячное вознаграждение повышается на 20% за работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, устанавливается доплата на каждого ребенка в размере 1601 руб. в месяц.
Предоставляются льготы: денежная компенсация за приобретенные медикаменты, оплата коммунальных услуг, местной телефонной связи, ежегодная единовременная выплата в размере 15000 руб., оплата медицинского осмотра, компенсация транспортных расходов в сумме 1000 руб., освобождение от транспортного налога.
Несмотря на наличие выплат замещающим родителям, наблюдается несовпадение размера прожиточного минимума на детей и выплат на опекаемого ребенка. С учетом доплаты на ребенка до 6 лет сумма пособия в среднем составляет – 5933,09 руб.; от 6 до 18 лет – 8750,44 руб. А прожиточный минимум на детей с 1 января 2018 году в Саратовской области составляет 9003 руб. согласно Постановлению Правительства Саратовской области № 565-П от 08.11.2017 г. Таким образом, определенный Правительством региона минимум не совпадает с опекунскими пособиями. В настоящее время выплаты на содержание детей, лишенных родительского попечения, переданных под опеку (попечительство) осуществляются согласно Закону Саратовской области от 29.12.2004 № 134-ЗСО «Об утверждении порядка и размера ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в Саратовской области». Более того, действие данной нормы закона было приостановлено с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года, т.е. не проводилась индексация.
Заключение
В Саратовской области продолжает сокращаться количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также наша область входит в число регионов, наиболее успешно занимающихся устройством детей, оставшихся без попечения родителей, занявшая второе место по Приволжскому федеральному округу. Банк данных детей данной категории за три года сократился на 34,5 %.
В регионе активно развивается институт приемных семей, повышается доля детей, находящихся на семейных формах устройства. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семьи за 12 месяцев 2017 года, составило 1161 человек, что на 82% больше количества выявленных.
Однако требует особого внимания финансовое обеспечение, направленное на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действие части 4 статьи 1 Закона Саратовской области от 29.12.2004 № 134-ЗСО «Об утверждении порядка и размера ежемесячных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в Саратовской области» приостановлено с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года Законом Саратовской области от 06.12.2012 № 176-ЗСО. Внесенные изменения в региональное законодательство регулируют вопрос индексации выплат с 1 декабря 2018 года на 3,8 %.
Список использованной литературы
Нормативные акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009
2.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Российская газета, N 17, 27.01.1996.
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 17.02.2016)// Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4.Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"//Российская газета, N 147, 05.08.1998.
5.Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"//Российская газета, N 94, 27.05.2009.
Научная литература
6..Ежегодный доклад Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области О состоянии соблюдении прав и свобод ребенка в Саратовской области в 2017 году.С.7
7.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОТЧЕТЫ ПО ИТОГАМ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН УПОЛНОМОЧЕННЫМ
8.Дети в России. 2009: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ "Статистика России", 2009.С.38
9.Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства // Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.С.46
10.Семейное право: учебник / П.Б. Айтов, А.М. Белялова, Е.В. Богданов и др.; под ред. Р.А. Курбанова. М.: Проспект, 2015.С.78
Приложение 1 .
Приложение 2.
Банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве в семью
Приложение 3.
В Министерство образования
Саратовской области
от гражданина(ки) ____________
(страна)
_____________________________,
(Ф.И.О., дата рождения)
паспорт _____________________,
(N, когда и кем выдан)
проживающего(ей) по адресу:
______________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Я, ___________________ (Ф.И.О.), на основании:
- решения суда ____________ района от ________ (дата вынесения
решения суда) об установлении усыновления _______________ (Ф.И.О.,
дата рождения ребенка) мной (и моей супругой/супругом ____________
_________ (Ф.И.О.), вступившего в законную силу __________ (дата);
- постановления главы __________ района от ____________ (дата)
N _____ об установлении опеки (попечительства) над _______________
_______ (Ф.И.О., дата рождения ребенка);
- договора от _____ (дата) N ____ о передаче мне (и моей/моему
супруге/супругу ____________ (Ф.И.О.) ___________________ (Ф.И.О.,
дата рождения ребенка) в приемную семью, заключенного с органом
опеки и попечительства _______________ района, -
прошу назначить и выплатить мне единовременное пособие при
передаче ребенка на воспитание в семью в размере __ тысяч рублей в
соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей" на _______________________ (Ф.И.О., дата
рождения ребенка).
Прошу произвести выплаты мне лично/на счет N _____, банковские
реквизиты ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Единовременное пособие мне (и моей/моему супруге/супругу) на
_____________ (Ф.И.О. ребенка, дата рождения) ранее не назначалось
и не выплачивалось.
Отмена усыновления, опеки (попечительства), расторжение
договора о приемной семье в отношении ребенка ___________ (Ф.И.О.,
дата рождения) не производились.
Об ответственности за достоверность представленных сведений
предупрежден (предупреждена).
Уведомлен(а) о том, что в целях реализации моего права на
единовременное пособие представленные сведения обо мне и ребенке,
принятом на воспитание в мою семью, а также в случае необходимости
дополнительные данные будут представляться структурным
подразделениям Министерства образования Московской области,
Министерства финансов Московской области, Министерства образования
и науки Российской Федерации, Министерства финансов Российской
Федерации. Даю согласие Министерству образования Московской
области на обработку, использование и хранение моих персональных
данных, содержащихся в настоящем заявлении, и документов,
прилагаемых к нему.
К заявлению прилагаю следующие документы:
1. ___________________________________________
2. ___________________________________________
3. ___________________________________________
(перечисляются документы: заявление, копии паспорта,
свидетельства о рождении ребенка, решения суда (постановления
главы или договора о передаче ребенка в приемную семью),
сберегательной книжки, копии документов, подтверждающих правовой
статус ребенка и др.).
Я, _______________________ (Ф.И.О. супруги/супруга, паспортные
данные, адрес проживания), даю свое согласие на назначение
и выплату единовременного пособия в размере 8 тысяч рублей моему
супругу/супруге на ________________________ (Ф.И.О., дата рождения
ребенка) (для супружеских пар, совместно усыновивших ребенка или
принявших в приемную семью).
_____________ Дата
_____________ Подпись заявителя с расшифровкой
_____________ Подпись супруги/супруга с расшифровкой
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Валентин Берестов. Аист и соловей
Большое - маленькое
Ералаш
Мост из бумаги для Киры и Вики