Исследовательская работа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1 Волоконовского района Белгородской области»
ТЕМА: «СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА-
ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ»
(исследовательская работа)
Автор: Алиев Тимур
Руководитель: Алейникова Н.Н.
Место выполнения работы: МБОУ «Волоконовская СОШ №1»
2017
Оглавление
Введение
3
1.1 | История возникновения скандинавской ходьбы | 5 |
1.2 | Показания к скандинавской ходьбе | 6 |
1.3 | Способы движения со скандинавскими палками. | |
1.4 | Польза скандинавской ходьбы. | 7 |
2.1. | Результаты анкетирования на тему «Как Вы себя чувствуете после занятий | |
в школе и что делаете для хорошего самочувствия?» | 8 | |
2.2. | Результаты анкетирования на тему «Как отразились занятия финской |
ходьбой на Вашем самочувствии?» | 9 |
III. Выводы | 10 |
Заключение. | 11 |
Список литературы. | 12 |
Приложения | 13 |
Введение
Скандинавская ходьба (от англ. Nordic Walking и Finland Walking) — вид физической активности, в котором используются определенная методика занятия и техника ходьбы при помощи специально разработанных палок В основе методики – летние тренировки лыжников Финляндии, обеспечивающие поддержание спортивной формы между сезонами.
Исследовательская работе состоит из трех разделов.
∙Первый раздел – теоретическая часть. В нём рассматривается история возникновения
скандинавской ходьбы как вида спорта; изучена техника скандинавской ходьбы; а
так же её положительное влияние на организм человека.
∙Второй раздел – практическая часть, где отражены этапы исследования о влиянии
скандинавской ходьбы на организм школьника.
∙Третий раздел – результаты исследования, где отражены полученные данные и
выводы по проведённой работе.
Методы и приемы работы: анализ научно-исследовательской, научно-популярной, специальной и учебной литературы, а также информации Интернета; беседа; анкетирование. Цель исследования: Провести исследование влияния ежедневных занятий финской ходьбой на общее самочувствие человека с целью подтверждения факта её профилактического действия на здоровье человека, подверженного агрессивному влиянию окружающей среды (стрессы, утомляемость, большой объём поступающей информации и т.д.)
Задачи:
∙Познакомиться с теоретическим данными по теме исследования, используя различные источники информации.
∙Определить контрольную группу респондентов.
∙Определить воздействие занятий по финской ходьбе на организм школьника. ∙Оформить результаты исследования
Гипотеза. Зная, что скандинавская ходьба благотворно действует на организм человека любого возраста (изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка, снижается нагрузка на суставы), можно предположить, что ежедневные занятия приведут к улучшению его общего самочувствия, стрессоустойчивости и снижению заболеваемости.
Актуальность работы. Этот вид физической нагрузки наилучшим образом подходит практическим всем людям, поскольку позволяет регулировать нагрузку в широком диапазоне за счет изменения пройденного расстояния, интенсивности движения и выбора рельефа местности.
От широко известно оздоровительной ходьбы (терренкура) скандинавская ходьба отличается тем, что позволяет существенно снизить нагрузку на суставы нижних конечностей, обезопасить от падений при движении по пересеченной местности, более полно использовать мышечный аппарат для регулирования кровообращения и поддержания правильной осанки.
Результаты данной работы могут быть использованы при продвижении здорового образа жизни среди школьников ,для поддержания, восстановления и укрепления их здоровья, повышения физической активности, а так же при разработке программ по сохранению и укреплению здоровья в рамках образовательных учреждений, направленных на преодоление факторов риска, возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний и опорно-двигательного аппарата.
1.1 История возникновения скандинавской ходьбы.
Появление ходьбы с палками можно отсчитывать с древности, когда пастухи и паломники использовали палки как подспорье в сложном рельефе. В лечебно-оздоровительных учреждениях палки также давно используются в лечебной физкультуре. Более близкая к современному воплощению версия, около 1940 года, связана с профессиональными лыжниками Финляндии, стремившимися поддерживать себя в форме вне лыжного сезона. Они догадались тренироваться без лыж, используя бег с лыжными палками.
Принцип ходьбы с палками основывается на летних упражнениях лыжников, и содержит первые описания движений; как их выполнять, анатомические и физиологические причины заниматься этим видом, и какие палки для этого нужны.
С 2011 года в Белгороде и Белгородской области Клуб здоровья «Золотой фазан» продвигает и развивает скандинавскую ходьбу с палками. А в моем родном поселке Волоконовка Белгородской области уже появились любители оздоровительного кружка «Финская ходьба». Даже губернатор нашей области Евгений Савченко занимается скандинавской ходьбой и благодаря этому чувствует себя намного лучше.
Это является наглядным примером распространения и популяризации данного спортивного направления, а так же его благотворного воздействия на здоровье.
1.2 Показания к скандинавской ходьбе
Заниматься могут исключительно все! Противопоказаний нет. Ритм, скорость, нагрузку всегда можно уменьшать или увеличивать в соответствии с самочувствием и состоянием здоровья. Скандинавская ходьба не требует особых условий и специальных навыков, заниматься можно в парке, в лесу, во дворе, да просто на улице, а овладеть ею легко могут все от мала до велика. Одежда и обувь для скандинавской ходьбы выбирается по вкусу, а вот палки-нордики необходимо купить в магазине спортивных товаров или взять на прокат в учреждениях здравоохранения или социальной защиты населения. Консультант обязательно поможет приобрести палки с учетом роста человека.
1.3 Способы движения со скандинавскими палками.
Техника скандинавской ходьбы с палками проста. Вот ее главные требования.
∙Выполняйте ритмичные движения, такие же, как при обычной ходьбе. Двигайтесь интенсивно и энергично, но естественно.
Во время ходьбы следует сначала становиться на пятку, а затем на носок, при этом движения должны быть плавными, без излишних рывков. Одну руку немного сгибают в локтевом суставе и вытягивают вперед, следя за тем, чтобы палка находилась под углом, а другую, согнутую в локтевом суставе руку, держат на уровне тазобедренного сустава и направляют назад.
∙Одновременно движутся рука и нога: взмах левой рукой и одновременный шаг правой
ногой, затем движения правой стороной.
∙Взмахи рук обозначают размер шагов: чем шире взмах, тем больше шаг.
∙Широкие шаги более эффективны для похудения, так как они увеличивают нагрузку на организм.
∙Тело не должно быть статичным: вместе с руками и ногами двигаются бедра, грудная клетка, зона плеч и затылка.
∙Темп движения определяется индивидуально. Важно задать такой ритм (особенно в начале тренировок), чтобы вам было комфортно. Каждый выбранный вами темп будет правильным, так как в дальнейшем вы обязательно ускоритесь.
Как правильно ходить со скандинавскими палками.
Для овладения техникой новичку лучше выбрать естественный грунт, который, в отличие от асфальта, дает меньшую нагрузку суставам. Полезнее всего заниматься в лесу, парке или тихом сквере, подальше от автомобильных дорог.
Начинающим вполне достаточно 2-3 тренировок в неделю продолжительностью по 40 минут. С ростом тренированности можно увеличить продолжительность ходьбы до 60-70 минут, проходить за занятие 6-8 км. Во время движения важно контролировать частоту сердечных сокращений. Как правило, новичкам необходимо во время движения разговаривать с партнером. Если получается не задыхаться во время беседы, значит, темп и интенсивность тренировки подобраны верно. Для усиления тренировочного эффекта можно увеличить продолжительность занятий, а также их частоту до 4-5 в неделю, ускорить темп ходьбы.
Особенности скандинавской ходьбы.
Более эффективное воздействие на состояние организма, чем при обычной ходьбе, объясняется тем, что применяются палки для скандинавской ходьбы, помогающие разгрузить организм от существенной доли собственного веса. С их помощью обеспечивается снижение нагрузки до 35% на поясничный отдел и суставы ног.
Благодаря опоре на палки, спина остаётся прямая. Эффективнее формируется мышечный корсет вокруг позвоночника, который разгружает межпозвоночные диски. Их компрессия уменьшается. Как следствие – питание хрящевой ткани, покрывающей поверхность суставов, улучшается.
1.4 Польза скандинавской ходьбы.
Каждый год ученые находят новые полезные свойства скандинавской ходьбы. Доказано, что ходьба с палками полезнее бега и эффективнее обычной ходьбы. Скандинавская ходьба не травмоопасна, не имеет противопоказаний по здоровью и доступна людям всех возрастов. Она не требует специальной физической подготовки, ей могут заниматься взрослые, дети и пожилые люди.
За счет использования специальных палок во время занятий задействовано более 90% мышц, активно работает верхне-плечевой отдел. В результате нагрузка на мышцы распределяется равномерно, нет излишнего давления на суставы, укрепляется позвоночник, выравнивается осанка, снимается напряжение в плечах и шее. Тренировки по ходьбе с палками возможны только на свежем воздухе. Благодаря работе почти всех мышц тела и активного притока кислорода увеличивается сердцебиение со 120 до 150 ударов в минуту.
Регулярные занятия снижают уровень "плохого" и увеличивают уровень "хорошего" холестерина. Становится сильнее сердечная мышца, что нормализует частоту сердечных сокращений (пульс), снижает давление, уменьшает риск образования тромбов.
Занятия ходьбой с палками нормализуют сон, улучшают координацию движений, стимулируют память и внимание, кровоснабжение головного мозга.
Так же прогулки со скандинавскими палками в парковой зоне или на природе приносят эстетическое удовольствие от красивых ландшафтов вокруг. У человека появляется возможность побыть один на один с природой, отдохнуть от городского шума, подышать чистым воздухом, расслабиться, сосредоточиться на себе и психологически отдохнуть от накопившихся проблем.
Если же прогулки со скандинавскими палками совершаются в компании с единомышленниками, то наоборот появляется возможность к общению, когда в приятной обстановке можно обсудить различные вопросы, при этом непринуждённо оздоравливая свой организм и практикуя здоровый образ жизни.
7
Исследования влияния скандинавской ходьбы на организм школьников проводились на базе МБОУ СОШ № 1 пос. Волоконовка Белгородской области.
Период исследования: 10.01.2018 — 31.01.2018 гг.
Было опрошено путём анкетирования 55 школьников в возрасте от 8 до 16 лет, которые страдают утомляемостью организма после школьных занятий в той или иной степени. Исследования проходило в 3 этапа.
1 этап - анкетирование на тему «Как Вы себя чувствуете после занятий в школе и что делаете для хорошего самочувствия?» (Приложение № 1). Целью анкетирование было проанализировать степень усталости школьников в течение дня и выявить меры борьбы с усталостью.
2 этап - контрольной группе школьников раздали палки для занятий финской ходьбой и предложили ходить с ними после школьных уроков в парковой зоне в течение месяца.
3 этап - анкетирование и беседа на тему «Как отразились занятия финской ходьбой на Вашем самочувствии?» (Приложение № 2). Цель данного этапа исследования - выявление динамики состояния здоровья до и после того, как респондент начал заниматься скандинавской ходьбой.
2.1 Результаты анкетирование на тему «Как Вы себя чувствуете после занятий в школе и что делаете для хорошего самочувствия?»
Учащиеся СОШ № 1 пос. Волоконовка Белгородской области с интересом отнеслись к анкетированию. Среди 55 опрошенных школьников все эти дети в той или иной степени страдают утомляемостью или усталостью после занятий в школе, т. е. степень усталости достаточно высокая, но в ходе последующих бесед с учащимися обнаружилось, что никто ничего специально не делает, чтобы побороть недомогание. Это связано с низкой организацией распорядка дня школьниками, неумением правильно выстроить графики занятий и отдыха, высокими нагрузками и низкой культурой формирования здорового образа жизни и активного долголетия в основных возрастных группах.
Статистика по результатам первого анкетирования - исследования следующая: 20 человек после занятий в школе, придя домой, ложатся спать; 15 человек идут гулять по поселку; остальные 20 проводят время как придётся. То есть, никто из уставших школьников целенаправленно не занимается оздоровлением организма при его повышенной утомляемости: физические упражнения не делаются, прогулки в парковую зону не совершаются. Дети редко бывают на свежем воздухе. Таким образом, молодой организм не оздоравливается, усталость накапливается, что грозит переходом её в хроническую форму, психологической разгрузки не происходит. Напрашивается вывод о том, что большинство школьников постоянно находятся в состоянии стресса.
Все 100% опрошенных подростков отметили, что их пугает факт потери здоровья. Молодые люди хотят всю жизнь быть здоровыми, не болеть, успешно строить свою дальнейшую жизнь. При этом целенаправленно делать какие-либо простейшие физические упражнения, посещать спортивные секции и вести здоровый образ жизни они не готовы (лениво, дорого, нет времени; не знают, чем заняться и с чего начать).
Из 55 опрошенных школьников, 51 человек слышали о скандинавской ходьбе, но все 55 человек никогда не пробовали ей заниматься. Предложение о занятиях скандинавской ходьбой были восприняты респондентами с интересом. Все захотели хотя бы попробовать, что это такое.
2.2 Результаты анкетирования на тему «Как отразились занятия финской ходьбой на Вашем самочувствии?»
Всем 55 учащимся, участвующим в исследовании и прошедшим анкетирование 1 этапа было предложено ежедневно заниматься в удобное для них время финской ходьбой. Каждый ученик получил палки для финской ходьбы. Первые занятия проходили под руководством инструктора — учителя физкультуры. Далее каждый ученик занимался самостоятельно. После месяца занятий в парковой зоне пос. Волоконовка Белгородской области, все 55 респондентов отзывались положительно о влиянии данного вида спорта на организм: снижалась утомляемость организма, пропадала усталость, поднималось настроение, повышалась усвояемость получаемой информации в школе, при выполнении домашних заданий, при подготовке к урокам. Занятия скандинавской ходьбой положительно отразились на эмоциональном состоянии школьников. Дети смогли расслабиться после сложных уроков. 100% участвующих в опросе отметили простоту и доступность занятий скандинавской ходьбой: возможность ходить с палками самостоятельно, без инструктора.
Так же, школьники отметили, что возможность нормального восстановления после сложных уроков благодаря занятиям финской ходьбой может способствовать улучшению усвояемости знаний, полученных на уроках и повышению успеваемости в школе.
Все респонденты пообещали, что в дальнейшем постараются приобрести свои палки для скандинавской ходьбы и будут дальше заниматься этим видом спорта. Возможно, даже привлекут к занятиям членов своей семьи.
5. | В повседневной жизни | никто из опрошенных | школьников | не | занимается |
скандинавской ходьбой. | |||||
6. | Скандинавская ходьба | в исполнении доступна | всем возрастным | категориям. |
Школьники могут заниматься ей в любое удобное время.
Заключение
Финская ходьба приносит пользу абсолютно всем, начиная от спортсменов, стремящихся постоянно поддерживать отличную физическую форму, и заканчивая людьми со слабой физической подготовкой, далеких от спорта и физкультуры. Гендерных отличий скандинавская ходьба также не имеет. Женщины и мужчины с одинаковым удовольствием, а главное, с высокой эффективностью проходят тренировки.
Финская ходьба в России набрала ошеломляющую популярность, и это неспроста, ведь этот вид спорта универсален и доступен каждому.
Финская ходьба объединяет людей, увлеченных стремлением к здоровому образу жизни. Каждый человек, практикующих эту ходьбу, фактически является неким миссионером, продвигающим в жизнь очень важную для всего человечества идею естественной и потому замечательной жизни, освобожденной от стимуляторов и всяких добавок, созданных индустрией якобы для здоровья.
Здоровье каждого отдельного человека – это огромное достояние, утратив которое, очень трудно или вообще невозможно восполнить. Эта ценность не является сугубо личной для каждого. Здоровье индивидуумов определяет множество социальных аспектов и проблем, которые отражают благополучие общества в целом. Таким образом, здоровый человек — это здоровое государство.
Список литературы.
23.07.2013. С. 5
программ. Программа «Активное долголетие». 25 июля 2011. http://www.federalunion.ru/fifs/news/388/
Приложение № 1
Анкета на тему «Как Вы себя чувствуете после занятий в школе и что делаете для хорошего самочувствия?»
Спасибо за Ваши ответы!
Приложение № 2
Анкета на тему «Как отразились занятия финской ходьбой на Вашем
самочувствии?»?»
4. | Как | финская | ходьба | отразилась | на | Вашем | самочувствии | |
(конкретно)?_______________________________________________________________ | ||||||||
5. | Можно | говорить | о | положительном | эффекте | занятий | финской | |
ходьбой?__________________________________________________________________ | ||||||||
6. | Будете | ли | Вы | продолжать | заниматься | |||
дальше?___________________________________________________________________ |
Спасибо за Ваши ответы!
13
Приложение № 3
Приложение № 4
14
Таблица № 1
Информированность школьников о финской ходьбе,
согласно опросу.
7%
не слышали о
финской ходьбе
слышали о финкой
ходьбе
93%
Таблица № 2
Способы борьбы с усталостью среди школьников.
спят после уроков | |
36% | 36% |
гуляют по городу | ||
28% | проводят время как | |
придётся | ||
Таблица № 3
Процентое соотношение детей, слышавших о существовании финской ходьбы, но никогда не занимавшихся ей.
100% 100%
не знают о глазной
гимнастике
слышали о зрительой гимнастики
16
Как нарисовать лимон акварелью
Цветение вишни в лунную ночь
Швейня
Ворона
Сорняки